Домой / Праздничный / Какие приучить ребенка к горшку. Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Какие приучить ребенка к горшку. Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Вопрос о раннем контроле собственного мочеиспускания и позывов в туалет стал неактуален, что отодвинуло сроки приучения карапуза к горшку на рубеж 2,5-3 лет. Однако многих мам беспокоит вопрос, с какого возраста всё-таки стоит приучать, и как приучить ребёнка к горшку правильно, без психологических травм и неприятных эмоций?

Поскольку существует слишком много факторов, которые влияют на процесс «обучения», то нет единых правил для всех. Нельзя точно обозначить возраст, когда приучение ребёнка к горшку становится возможным. Есть общие рекомендации, принятые современными врачами, которые не совпадают с советами педиатров двадцатилетней давности. Поскольку меняются даже воззрения медицины, стоит критично относиться к любым советам и внимательно оценивать возможности и желания своего ребёнка.

А для того чтобы создать собственное более менее объективное мнение, давайте ознакомимся с разными точками зрения и различными традициями приучения детей к горшку.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Рекомендации медиков говорят о том, что ребёнок может сознательно контролировать собственные позывы в туалет не раньше 2,5-3 лет. Однако существует множество примеров, когда ребёнка приучали не писать в одежду даже в младенческом возрасте.

К примеру, среди африканских племён принято приучение ребёнка к горшку в течение первых дней жизни. Мама носит ребёнка постоянно в слинге на спине (на боку), внимательно наблюдает за ним, видит, когда взять малыша из пелёнок и подержать пописать. Женщина, у которой недельный ребёнок мочится в пелёнки, считается невнимательной матерью. Африканская норма – приучить ребёнка к горшку за 3 дня.

Совсем по-другому обстоят дела в цивилизованных странах. Здесь «сухость» малыша поддерживается памперсами, а процесс приучения к горшку считается нормой после 1-2 лет. Однако даже среди европейцев встречаются родители, которые начали процесс приучения к горшку значительно раньше, чем рекомендует официальная медицина.

В теории естественного воспитания считается, что быстро приучить ребёнка к горшку можно в течение первого месяца. Ребёнок в этот период всегда подаёт определённые сигналы о желании опорожниться. Это происходит неосознанно, но внимательная мать может выделить эти признаки среди других поведенческих особенностей. Возможно кряхтение, задерживание взгляда, беспокойное сопение и даже призывный крик, которые будут сообщать о том, что малышу нужна помощь – он хочет сходить в туалет.

Внимательное наблюдение за ребёнком сказывается также на формировании тесной связи между ним и матерью. Это ещё один плюс естественного подхода.

Однако для многих женщин такой процесс оказывается слишком сложным. Всё время наблюдать за своим малышом могут немногие. Поэтому рефлекторный навык не формируется, к 2-м месяцам малыш перестаёт подавать какие-либо сигналы и спокойно писает в пелёнки или подгузники. В таком случае стоит обратиться к рекомендациям современных медиков.

Советы медиков начала 21 века в Европе и Америке сводятся к тому, что приучать ребёнка к горшку раньше 2-лет не стоит. Если ребёнок в 2 года не ходит на горшок – это вообще не проблема. При этом возможны небольшие вариации. К примеру, лучший возраст, чтобы научить ребёнка ходить на горшок, в Европе принят как два года, а в Америке – ближе к двум с половиной.

В любом случае процесс знакомства с туалетом происходит тогда, когда малыш умеет ходить, садиться, выполнять поручения, понимает речь. Поэтому в этот период часто обходятся уже без горшков, используют специальные накладки на туалет и подставные скамеечки для ног рядом с унитазом.

По каким признаками определяют, что малыша уже можно приучать к сознательному посещению туалета:

  • когда памперс в течение 1,5-2 часов остаётся сухим;
  • когда малыш часто просыпается утром или после дневного сна с сухим подгузником;
  • когда у ребёнка установился некоторый режим «походов» в туалет (к примеру, он обязательно писает после сна, или какает через 2 часа после еды);
  • когда ребёнок «подаёт знак» родителям (часто это происходит неосознанно) – перед тем, как помочиться или покакать, он останавливается, задумывается, перестаёт играть. Это говорит о том, что ребёнок ощущает происходящий внутри него процесс, и уже способен сознательно контролировать его;
  • если малыш часто демонстрирует свои негативные эмоции после намокания штанишек (однако для этого необходимо, чтобы многоразовые подгузники были сменены на простые х/б прокладки или штанишки без подгузников).

Кроме того, существуют дополнительные рекомендации. Чтобы начать приучение к горшку, ребёнок должен уметь выполнять простые поручения, снимать и надевать штанишки, произносить и понимать слова. В частности, необходимо понимать названия одежды, значения слов «писать», «какать», «лужа». Это – методика приучения современных медиков, ею пользуется большинство родителей.

Все психологи сходятся на том, что нельзя приучать ребёнка к горшку с негативными эмоциями и действиями. Знакомство с новым, наработка новых умений, навыков, знаний, должны происходить на фоне положительных оценок.

При этом надо понимать, что рано или поздно здоровый ребёнок будет писать на горшок или в унитаз (если у него нет психических отклонений, он будет просто повторять за родителями и ровесниками в садике).

А все наши старания по приучению к горшку направлены на следующие цели:

  1. уменьшить количество стирки;
  2. сократить расходы на дорогие памперсы;
  3. выглядеть «не хуже других».

Важно знать: для опорожнения мочевого пузыря и дефекации необходимо расслабление. Если ребёнок находится в состоянии стресса, он зажат, напуган недовольством родителей, то заставить его пописать на горшок будет сложно. Не пользуйтесь агрессивными методами для приучения малыша к горшку.

Личный пример папы или мамы

Личные пример – самый главный мотив обучения. Если ребёнок видит, как писает на горшок (унитаз) старший брат (или сестра), он точно захочет повторить их действия. Поэтому значительно легче приучать к горшку младшего, чем единственного ребёнка в семье. Но как же быть со старшим?

Подать пример может папа или мама. Хотя в славянских традициях это не принято – мочиться перед детьми, напоказ. Но это помогает объяснить маленькому ребёнку без слов, для чего нужен горшок и туалетная комната.

Для аналогии вспомните, как вы учили малыша строить пирамиду из кубиков. Вы много раз складывали её сами, играя с ребёнком и незаметно побуждая его к повторению действий. Пока он сам не захотел повторить то же и попытаться поставить кубики один на другой.

Положительные эмоции и похвала

За любые достижения ребёнка нужно хвалить. Похвала родителей, слова и эмоции одобрения понятны в любом возрасте. Это тот главный бонус, который формирует в ребёнке наклонности и характер. То, что оценивается положительно – развивается. Поэтому если «поход» в туалет удался, малыша надо похвалить, погладить по головке, похлопать в ладоши, выразить своё восхищение его «геройским» поступком. Если произошла неудача, малыш написал в штаны, ничего страшного, получится в следующий раз.

Игра – самое лучшее обучение

Этот девиз поможет вам в дальнейшем. Лучший способ научить малыша делать что-то – придумать игру. В случае с горшком, можно использовать ролевую игру, где к зайчонку, ежику, тигрёнку приходит игрушечный горшок. Дальше – разыграйте по ролям разные ситуации – тигрёнок с радостью согласился пописать на унитаз, или тигрёнок отказался и горшок расстроился, или к тигрёнку пришёл старший брат и показал ему пример, или другой сюжет, который вы придумаете сами.

Важно знать: придуманная ролевая игра должна быть ненавязчивой, приносить удовольствие ребёнку.

Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.

По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.

Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.

Хотите кое-что интересное?

Как ребенка приучить к горшку после памперсов?

  • Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
  • Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.

Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?

  • Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
  • Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
  • Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.

Во сколько приучать ребенка к горшку

Научить ребенка ходить на горшок можно даже в полгода. Стойкого эффекта вы, возможно, и не добьётесь, но количество мокрых штанишек и использованных памперсов будет заметно меньше. Да и малыш получит возможность связать процесс их намокания с опорожнением собственного кишечника или мочевого пузыря.

Обязательно стоит приучать малыша к горшку после двух лет. Но если вы видите негатив по отношению к процессу приучения, забудьте про горшок на пару месяцев. И после – вернитесь к вопросу снова.

Стоит позаботиться о приучении к горшку до детского садика. Поскольку в самой группе воспитателям будет некогда заниматься туалетом вашего малыша.

Важно знать: чтобы приучить маленького ребёнка к горшку, понадобится время, внимание. Если у вас его нет – ваши усилия в данный момент обречены на провал.

Вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку, не имеет точного ответа. Он определяется желанием и возможностями родителей. Можно приучать писать в ночную вазу уже в полгода, или познакомить ребёнка с горшком после двух лет.

Методика раннего приучения к горшку

Выработка рефлекса в первые месяцы жизни основывается на внимательном наблюдении за малышом. Когда мать видит признаки беспокойства, дискомфорта, она берёт ребёнка на руки в определённой позе («орла» — поджимает ему ножки и поворачивает спиной к себе).

Для того, чтобы малыш опорожнил мочевой пузырь или кишечник, он должен расслабиться.

Для этого используют два приёма:

  • Рекомендуется легко похлопать (или погладить) малыша по промежности половым органам.
  • Рекомендуется дать малышу пососать грудь.

Способ приучения к горшку после 1 года

Этим способом пользовались в большинстве советских детских садов. Детей высаживали на горшок через определённые промежутки времени. При этом обязательно — после еды и после сна.

Методика проста и работает безотказно. При этом большинство детей привыкают писать на горшок ещё до 2-х лет.

Виды горшков и их особенности

Старые металлические горшки давно канули в прошлое. Им на смену пришли удобные пластиковые «чаши», которые не «холодят» кожу ребёнка и изготавливаются в удобной для сидения малыша форме. Кроме того, существуют горшки для пользования в гостях или в дороге.

Дорожный горшок для детей может быть пластиковым разборным или резиновым надувным. Пластиковые разборные конструкции раскладываются в привычную чашу со стульчиком и собираются в чемоданчик. Чашу часто делают из плотной полиэтиленовой плёнки. Круг, спинку и ножки сидения – из пластика.

Надувной горшок для детей – изготавливается из плотной медицинской резины. Он получается мягким, пружинящим, сходить в туалет на такой горшок не всегда удобно, особенно тем детям, которые долго привыкают к новому.

Поэтому за неделю перед поездкой предложите малышу новое приспособление, покажите ему надувной горшок, продемонстрируйте его надувание и сдувание. Возможно, малыш сначала попрыгает на пружинящем сиденье, и только после согласится, что в него можно писать.

Горшок – важное изобретение человечества. Приучить ребёнка к горшку можно в любом возрасте. При этом придётся потратить некоторые усилия, и после — получить вознаграждение в виде сокращения стирки и уменьшения расходов на памперсы. Однако если у вас не получается приучить малыша к горшку рано, не расстраивайтесь и не давите на ребёнка. Всему своё время.

Приучение ребенка к горшку - один из самых непростых периодов в жизни каждой мамы. Да и малышу в это время тоже не всегда бывает просто.

Многие родители изначально сомневаются, когда же можно приступать к такому ответственному делу, ведь у одних дети знакомы с горшком и до годовалого возраста, а другие не спешат пробовать даже после года.

А есть ведь еще разные методики приучения, а также много правил и нюансов - одним словом, чтобы малыш как можно быстрее и наиболее безболезненно освоил навык пользования горшком, родителям и самим предстоит серьезная подготовка и работа.

Итак, запасайтесь терпением, ведь впереди у вашего ребенка долгая дорога - от подгузников к самостоятельному пользованию горшком.

Нередко родители жалуются на неудачи, ругают и отчитывают малыша за то, что у него ничего не получается, винят себя за неспособность хорошо научить. Масла в огонь обычно подливают истории о гениальных детях, которые прекрасно овладели горшком еще до того, как умели ходить.

В любом дворе или компании обязательно найдется такой рассказчик, который не преминет похвастаться, если не собственным ребенком с чудо-способностями, то детьми друзей или дальних знакомых.

Первоочередная задача родителей - понять, что начинать приучение к горшку нельзя с принуждения или просто потому, что, по вашему мнению, уже пришла пора. Активно заставляя ребенка, наказывая его за промахи и ругая, вы добьётесь только отторжения и антипатии к самому горшку и даже к вам, к тому же, можете спровоцировать у малыша нервный срыв и массу прочих проблем.

Все обычно так и происходит, когда родители слишком рано пытаются пробовать знакомить кроху с горшком или же хотят, чтобы ребенок вдруг совершил невозможное, не имея необходимых навыков и не будучи даже готовым к этому.

Обратите внимание на умения и навыки вашего малыша

Процесс обучения пройдет гораздо легче и быстрее, если начинать его, когда ребенок будет уметь следующее:

  • уверенно ходить, нагибаться, поднимать с пола небольшие предметы;
  • обслуживать себя самостоятельно - может натянуть и снять трусики, штанишки;
  • малыш активно участвует в процессах одевания и раздевания, выявляет желание сделать все самостоятельно, знает названия предметов одежды, уверенно обращается с разными вещами своего гардероба;
  • ребенок может показать и назвать основные части тела;
  • он способен понять и выполнить ваши простые поручения - к примеру, что-то принести или отнести, положить на место и т. д.;
  • ребенок в состоянии контролировать мочевой пузырь - об этом умении можно судить, когда малыш уже спит без подгузника во время дневного сна, просыпается сухим или с просьбой пойти в туалет, бывает также, что на ребенка еще надевают памперсы, но после пробуждения они остаются сухими;
  • у него установился более-менее стабильный режим дефекации;
  • может сообщить о своем желании или потребности сходить в туалет, как по-маленькому, так и по-большому, а после завершения дела говорит, что закончил;
  • если случается неприятность, то малыш чувствует себя неуютно в мокрых трусиках или штанишках, просит их сменить;
  • умеет сосредотачиваться, может спокойно посидеть на одном месте или с определенным занятием хотя бы в течение пяти-десяти минут, к примеру, смотреть мультфильм или самостоятельно играть.

Как видите, прежде чем приучать ребенка к горшку, необходимо помочь ему овладеть хотя бы такими навыками. Обратите внимание, что речь идет не только об определенном уровне физического развития малыша, но и его психоэмоциональных достижениях.

Ориентируемся на возраст: знакомство с горшком годовалых, двухлетних и более старших детей

Исходя из уже сказанного, можно сделать вывод и о примерном возрасте ребенка, ведь малыш сначала должен дорасти до всех требуемых умений.

Как правило, большинство педиатров и психологов сходятся в мнении, что оптимальный возраст для начала знакомства с горшком - полтора-два года. Именно к восемнадцати месяцам у ребенка может сформироваться полноценный и, что немаловажно, сознательный контроль над собственным телом, то есть, он уже начинает контролировать физиологические позывы своей выделительной функции.

У многих деток такая способность вырабатывается в двухлетнем возрасте, а некоторые могут похвастаться полностью осознанным рефлексом ходить на горшок / туалет намного позже - лишь к трем-четырем годам, ведь развивается каждый ребенок по-своему, в собственном индивидуальном ритме и темпе.

Тем не менее, вы можете встретить мнение, что ребенка стоит приучать к горшку, как только он научится сидеть - тогда уж к полутора годам он точно освоит этот навык. А есть и более кардинальные суждения, согласно которым малышу нужно знакомиться с горшком чуть ли ни с первых недель жизни, а родители просто должны помочь ему выработать рефлекс постоянными командами к мочеиспусканию и дефекации.

Надрессировать ребенка вполне возможно, поэтому не удивляйтесь историям, рассказывающим о малышах, которые задолго до года научились писать и какать при высаживании на горшок и произнесении команды.

Это, конечно, можно назвать достижением, однако врачи предупреждают, что подобные эксперименты чреваты некоторыми неприятными последствиями. К примеру, в дальнейшем уже вполне сознательный малыш, все понимающий и контролирующий свои потребности, вдруг наотрез отказывается от пользования горшком и т. д. Единственная польза от этого для родителей - экономия подгузников.

Но все же для приучения ребенка к горшку лучше подождать действительно подходящего возраста.

Доктор Комаровский дает советы родителям, как сделать процесс приучения к горшку простым и результативным.

Выбираем горшок правильно

Определившись с возрастом и готовностью малыша, можно заняться поисками и приобретением того самого нужного для процесса обучения предмета - горшка.

Сегодня купить горшок не составит проблем. Однако помимо эстетической стороны вопроса или предпочтений по цвету существует много других критериев, о которых следует знать при выборе горшка.

  • Комфорт и удобство для малыша - прежде всего. Не берите красивую, но не устойчивую или замысловатую модель, на которой ребенку будет просто неудобно сидеть. Если он в самом начале обучения упадет с этого горшка, то вряд ли захочет на него садиться в ближайшее время.
  • Обращайте внимание на материал, из которого сделано изделие. Керамика или железо совершенно не подходят в этом случае, ведь соприкосновение с холодным горшком будет не самым лучшим мотиватором для малыша. Отдайте предпочтение качественным моделям из пластика.
  • Исходя из анатомических особенностей строения тела детей разного пола, врачи советуют выбирать горшки круглой формы для девочек и овальные изделия - для мальчишек.
  • Еще один момент относительно горшков для мальчиков - можно поискать модель, у которой впереди есть специальная перегородка или возвышающийся выступ. Эта маленькая деталь в конструкции поможет маме мальчика избежать маленьких неприятностей в виде мокрых пятен на полу около горшка.
  • Чтобы ребенку было удобнее и легче сидеть, выбирайте модели со спинкой.
  • Если вы часто путешествуете, то приобретите горшок со съёмной крышкой.
  • Цветовую гамму или общее оформление изделия вы можете выбирать на свой вкус, но не стоит гнаться за слишком ярким или кричащим дизайном, чтобы он не отвлекал ребенка от процесса.
  • Также педиатры не рекомендуют приобретать модели со световыми или звуковыми эффектами. Во-первых, малыш будет воспринимать такой горшок, как свою очередную игрушку, а не по его прямому назначению, во-вторых, у ребенка может выработаться ненужный рефлекс на какую-то определенную музыку или другие сигналы, издаваемые изделием, а потом сходить в туалет без них ему уже будет трудно.

Подобрав для ребенка горшок, можно приступать к делу.

С готовностью малыша к делу мы уже разобрались, но родители должны понимать, что помимо этого, они и сами должны быть готовы. Выражается готовность взрослых и в моральном плане, когда вы отдаете себе отчет, что процесс обучения не может зависеть от вашего плохого самочувствия или настроения.

Также вам следует осознавать, что пока ребенок поймет, чего вы от него хотите и полностью привыкнет к горшку, понадобится немало времени, поэтому придется запастись терпением и выдержкой.

  • дать ребенку познакомиться с горшком - это новая вещь для малыша и пока что он никак не соотносит ее с тем, что обычно делается в подгузник, однако разрешать играть с горшком нельзя;
  • постарайтесь поймать момент, когда ребенок захочет в туалет и усадить его в это время на горшок, объясните ему, что и как надо делать;
  • обычно лучшим примером для ребенка считаются его родители, однако если вы стесняетесь брать малыша с собой в туалет и показывать ему все лично, то можно посмотреть обучающий мультик, прочесть перед этим книжку с картинками, где показывается, для чего нужен горшок;
  • также можно встретить рекомендации показать ребенку, как пользоваться горшком, на примере его любимой игрушки - идеальным вариантом для этих целей будет функционал куклы BabyBorn- разденьте куклу, усадите ее, прокомментируйте, что кукла делает, потом проделайте все, что необходимо, и в конце похвалите куклу, покажите малышу, что кукла чистая, расскажите, как приятно и комфортно ходить в чистой и сухой одежде;
  • намного проще в этом плане тем семьям, в которых есть старшие братики или сестрички, также детки гораздо быстрее учатся пользоваться туалетом в детском саду, просто глядя на своих сверстников;
  • если у ребенка получилось помочиться или сходить по-большому на горшок, обязательно похвалите его за этот большой успех;
  • если случилась неудача или вы не успели, не огорчаемся и ни в коем случае не подаем виду - можно просто спросить у ребенка, помнит ли он о горшке, для чего нужен этот предмет и т. д.;
  • горшок должен быть на виду у ребенка и в пределах его досягаемости - многие ставят горшок на пол в детской комнате, кто-то даже предпочитает, чтобы горшок находился в кухне, так как именно там проводится большое количество времени, есть вариант и размещения горшка непосредственно в ванной комнате / туалете - по принципу, чтобы малыш сразу привыкал;
  • покажите ребенку, как «взаимодействовать» с горшком - перед тем, как усесться, нужно снять подгузник или трусики и штанишки, поднять крышку горшка, сделать свое дело, потом можно выбросить содержимое горшка в унитаз, вместе помыть горшок, закрыть крышечку и поставить на место, вымыть руки - одним словом, целый новые ритуал;
  • усаживайте малыша на горшок не только тогда, когда вы видите, что он хочет в туалет, но и приучайте его понемногу к режиму и распорядку дня, к примеру, обязательно посадите ребенка перед сном - и дневным, и ночным, также и после пробуждения, перед прогулкой и после нее и т. д.;
  • будьте рядом с малышом, пока он сидит на горшке - некоторые родители пытаются помочь ребенку намекающими звуками, как «пись-пись» или «а-а-а», иногда это может способствовать формированию условно рефлекторного навыка;
  • максимально подробно старайтесь объяснить малышу весь происходящий процесс, будьте готовы к тому, что он заинтересуется своим телом, особенно, если до этого он все время был в памперсе - не препятствуйте его самопознанию.

Идеальным временем для приучения считается лето, так как в жаркое время требуется намного меньше одежды. Запаситесь большим количеством простых трусиков и штанишек без лямок или застежек, чтобы ребенок мог самостоятельно и без труда их снимать и надевать.

Маечки для времени обучения выбирайте короткие - так их не нужно будет поднимать вверх или бояться замочить.

Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками, то малыш может тяжело привыкать к горшку. Однако памперсы придется снять, ведь иначе ребенок ничему так и не научится.

Это не значит, что вы должны отказаться от них в один день. Можно оставить подгузники на сон и пока прогулки или поездки, а потом постепенно учиться обходиться без страховки. Также следует быть готовым к более частой уборке, ведь в процессе обучения без случайных луж никак не обойтись.

Вэтом видео эксперт рассказывает о том, когда можно приступать к приучению к горшку, и как лучше это сделать.

Легкие хитрости, которые могут вам помочь приучить малыша проситься на горшок

Иногда ребенку бывает сложно привыкнуть - он боится этих новшеств и перемен, не хочет отказываться от подгузника и даже может в штыки воспринимать горшок.

Такой исход событий вероятен при слишком ранних попытках приучения, при недоброжелательном или даже насильственном отношении к малышу, то есть, когда он соотносит процесс взаимодействия с горшком только с негативными впечатлениями.

Это часто случается, если родители сильно ругают или стыдят ребенка за каждый промах, применяют физическое наказание и т. д.

Чтобы добиться положительных ассоциаций и показать малышу, что горшок - это совсем не страшно, а очень даже хорошо и весело, используйте в процессе обучения небольшие хитрости в виде игры:

  • детям очень нравится спускать в унитазе воду - позвольте ребенку осуществить это самостоятельно после того, как он сделает все нужные дела в горшок;
  • чтобы у малыша все получилось, ему нужно расслабиться, ведь стрессовая ситуация в виде посторонних людей в доме или незнакомой обстановки никак не будут способствовать успеху - обязательно обеспечьте максимально спокойную и комфортную обстановку для ребенка в начале обучения;
  • пусть малыша при походах в туалет сопровождает его любимая книжка или игрушка - возможно, это поможет ему чувствовать себя увереннее, однако не переносите к горшку целое собрание книг и все игрушки из детской комнаты;
  • не забывайте хвалить ребенка в случае успешного исхода, акцентируйте его внимание, как здорово оставаться сухим и быть в чистых трусиках или штанишках.

Табу или чего делать категорически нельзя

Для того чтобы возникало меньше неудач, стоит избегать некоторых распространенных ошибок:

  • приступать к обучению ни в коем случае нельзя, если ребенок болеет или у него режутся зубки;
  • также следует повременить с горшком, если вы переезжаете, либо происходят еще какие-то перемены в семье / доме, которые могут стать поводом для нервного стресса у малыша;
  • процесс обучения может быть безрезультатным или неэффективным в период кризиса одного года, когда ребенок категорически протестует против любых действий, приказов или просьб взрослых;
  • не рекомендуется излишне настаивать, заставлять малыша, кричать на него и насильственно высаживать на горшок, даже когда он сопротивляется или плачет - ничего хорошего из этого не выйдет, так как ребенок замкнется и начнет ненавидеть горшок, а это значит, что он будет либо терпеть, либо станет делать свои дела везде, где угодно, но не на горшке;
  • педиатры также акцентируют внимание родителей, что различные стимуляторы, как звук льющейся воды, к примеру, если и помогут вам частично на первых порах, то затем станут источником некоторых проблем в развитии ребенка, поэтому лучше так рефлексы малыша не стимулировать.

Какие наиболее эффективные методики приучения?

Обучение за семь дней

Эта экспресс-методика называется «Добровольный малыш». Ее разработала Джина Форд, однако подойдет она только тем деткам, которые достигли определенного психологического возраста, то есть, ребенок уже может выполнить различные простые действия, он понимает слова родителей, выражает свои желания и т. д.

День первый

Утром первого дня, как только ребенок проснется, вам необходимо переодеть его с памперса в чистые трусики, рассказывая, что теперь ему не понадобится подгузник, ведь он уже большой, а все взрослые ходят без памперсов.

Затем отправляйтесь с малышом в туалет. Будьте наглядным примером, показывающим, что и как нужно делать. Постарайтесь объяснить все так, чтобы кроха все-таки хоть отчасти сходил на горшок. Если не получилось сразу, повторите высаживание через какой-то промежуток времени или когда заметите, что малышу действительно нужно в туалет.

Не держите его на горшке больше десяти минут - лучше чаще садите. Можно высаживать практически каждые пятнадцать-двадцать минут, пока наконец хоть что-то получится. Не давайте ему вставать раньше времени, посидите рядом, расскажите ему что-то интересное.

Если все же вы не успели добежать вовремя, не расстраивайтесь и не ругайте малыша. Будьте готовы к постоянному контролю и наблюдению за ним на протяжение всего дня.

День второй

На следующий день действуем точно так же, стараясь закрепить вчерашние навыки. Время от времени напоминайте малышу о горшке и о том, что ему нужно сходить в туалет, так как часто неприятности и промашки случаются, когда кроха просто заигрывается или увлекается чем-то интересным, забывая о том, что он без подгузника.

Дополнительно можно усаживать вместе на горшочек куклу или другую любимую игрушку, чтобы малыш лучше усвоил, что и зачем надо делать.

Параллельно покажите, как убирать за собой после похода в туалет - разрешите ему самостоятельно вылить содержимое горшка в унитаз, спустить воду, вместе помойте горшок.

День третий

Далее необходимо не отступать от намеченной линии обучения, то есть, если вы решили днем обходиться без памперсов, то не нужно их надевать даже для прогулки. Иначе малыш просто запутается, когда проситься, а когда нет.

Перед прогулкой обязательно усадите кроху на горшок и дождитесь, чтобы он на него сходил. Затем на самой прогулке тоже постоянно спрашивайте малыша, не хочет ли он в туалет.

Некоторые родители берут с собой на улицу специальный горшок, так как их чадо может наотрез отказаться делать необходимые дела в кустики. Тогда такой вариант будет оптимальным, хотя и не слишком удобным. Также стоит взять на прогулку запасной комплект одежды и влажные салфетки, если вдруг неприятных неожиданностей избежать не удастся.

Дни с четвертого по седьмой

До конца недели повторяйте те же действия. Чем старше ребенок, тем легче и быстрее пойдет процесс.

Постарайтесь запомнить биоритмы малыша и высаживать его примерно в то время, когда это необходимо. Почаще напоминайте крохе о надобности, хвалите его в случае успеха. Очень скоро ребенок совсем освоит этот новый навык, и вы сможете вовсе отказаться от подгузников.

Для сна со временем можно будет пробовать использовать непромокаемую пеленку или подстилать клеенку под простынь. На ночь лучше ограничивать потребление жидкости и высаживать ребенка перед сном.

Если видите, что малыш забеспокоился во сне, предложите ему пойти в туалет, но специально лучше не будить и не поднимать, ведь ему нужно научиться самому контролировать свои позывы даже во сне.

Обучение за три дня

Существует и другая методика, действуя по которой, вы приучите малыша к горшку в два раза быстрее. Она подойдет в экстренных случаях, когда необходимо познакомить ребенка с новым навыком в очень короткие сроки, к примеру, перед предстоящей поездкой, путешествием или походом в детский сад.

Обратите внимание, что с помощью такой экспресс-методики вы сможете просто более быстро освоить малышу «туалетный» навык, однако это совсем не значит, что за три дня он научится ходить на горшок и не будет допускать промашек в дальнейшем.

Готовимся заранее

Для успешного обучения нужно определить, готов ли малыш к нему в принципе. Вот что должно быть для вас отправной точкой:

  • кроха не хочет использовать подгузник и всячески противится его одеванию;
  • вы видите, что он просыпается чаще сухим, даже после ночного сна снимая чистый памперс, также он может не хотеть в туалет в течение нескольких часов днем;
  • у ребенка выработался стабильный режим дефекации, так что он ходит по-большому практически в одно и то же время ежедневно;
  • не рекомендуется прибегать к методике быстрого обучения в слишком раннем возрасте, оптимальное время - полтора-два года, но лучше и не затягивать.

Перед тем, как приступать, подготовьте малыша. Начинать можно приблизительно за две недели до начала обучения:

  • выберите и приобретите горшок - кроха должен видеть его, узнать, что это за предмет и зачем он нужен;
  • рассказывайте о том, что большие детки не пользуются подгузниками, а просятся в туалет;
  • через неделю объясните малышу, что скоро и он будет носить только трусики и штанишки, а не подгузники, можете выбрать и купить вместе новые комплекты одежды, чтобы ребенку хотелось надеть обновки и было легче расстаться с памперсом;
  • выделите в ближайшее время для обучения три дня - вы должны их полностью посвятить общению с малышом, поэтому для выполнения других домашних дел понадобится найти помощника.

День первый

После пробуждения снимаем с крохи подгузник и сообщаем, что теперь днем он не будет его больше надевать.

Если это жаркое время года, пусть малыш ходит максимально раздетым или даже голеньким. Попробуйте усадить кроху на горшок сразу после сна, чтобы он сделал в него все, что нужно. Не получилось - не страшно, значит, ходим за ним по пятам. Как только видите, что ребенок хочет в туалет, сразу усаживайте. Даже если часть дела уже сделана на пол, малыш все равно начнет постепенно улавливать связь между своими действиями и горшком.

Чтобы эта связь окончательно закрепилась в сознании ребенка, необходимо ловить его постоянно, не пропуская ни одной попытки мочеиспускания или дефекации. День будет напряженным, однако несколько раз у вас все же должно получиться полное попадание в горшок. Не забудьте похвалить малыша, сообщив ему, за что именно вы его хвалите. На прогулку в первый день лучше не отправляться.

Перед тем, как укладывать кроху спать, садите на горшок. Но на сон продолжайте использовать подгузник.

День второй

Продолжаем действовать по той же схеме, но добавляем прогулку.

Чтобы избежать неприятных случайностей, не уходите гулять далеко от дома. Также стоит взять с собой сменные комплекты одежды, а если у вас есть специальный надувной походный горшок, то обязательно возьмите и его.

День третий

На третий день можно идти гулять уже дважды по своему графику, не забывая усаживать малыша на горшок перед прогулкой.

Активное приучение непременно даст свой результат: ребенок начнет нормально воспринимать горшок, поймет, для чего он предназначен и даже, возможно, будет на него проситься при надобности.

Иногда малыши забывают о правильной последовательности действий и садятся на горшок прямо в одежде, особенно, если она плохо расстегивается или тяжело снимается. Не стоит ругать кроху за такую промашку - со временем он обязательно научится, а вот гардероб на период обучения лучше максимально упростить, чтобы ребенок мог самостоятельно раздеться и одеться.

Почему приходится приучать повторно?

Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, что малыш, до какого-то момента нормально просившийся на горшок, вдруг наотрез отказывается им пользоваться и начинает писаться не только во время сна, но и днем.

Такое может произойти и в полтора-два года, когда ребенка слишком рано пытались приучить к горшку. Как говорилось выше, если у малыша не выработается сознательный рефлекс, то он никак не сможет себя контролировать, тем более, во сне. Иногда протест против горшка возникает и позже - к трем-четырем годам.

Причин для этого состояния есть несколько:

  • возможно, вы столкнулись с очередным кризисом возраста у ребенка - одного года или трех лет - в это время малыши обычно действуют наперекор, пытаясь отстоять собственное мнение и свою позицию;
  • категорический отказ возможен при сильном нервном потрясении или в стрессовых ситуациях - резкая смена места и обстановки, как переезд, начало посещение детского сада и т. д.
  • случается подобное и при смене уклада жизни малыша - разводе или постоянных скандалах родителей, появлении братика или сестрички;
  • также причиной нередко бывают болезни или дискомфортные состояния - прорезывание зубов, простуды и температура, травмы;
  • иногда это может быть простая забывчивость, особенно, когда малыш гиперактивен - он сильно увлекается, заигрывается и ему просто некогда думать о походах на горшок.

Нельзя просто ругать ребенка, ведь он не на пустом месте перестал ходить на горшок. Обязательно выясните причину его поведения и попытайтесь ее устранить. Ваша задача - действовать максимально спокойно и терпеливо, заново проходя при надобности с малышом путь обучения.

Что делать, если ничего не помогает?

Однако случается и так, что кроха попросту боится горшка или реагирует на одно его появление в поле зрения бурной истерикой. Естественно, что в этом случае ни о какой результативности не может быть и речи. Прежде всего вам нужно обнаружить, в чем может быть дело.

Подобная реакция возможна в следующих случаях:

  • крохе сразу не понравился горшок - ему было неудобно или холодно сидеть, ребенок испытывал дискомфорт, но вы продолжали настаивать - лучше избегать таких ситуаций, ведь от первого впечатления малыша зависит очень многое;
  • также отторжение бывает, если вы усаживали ребенка сонным или заболевшим, когда он и без того был не в настроении и раздражен;
  • кроха будет бояться горшка, если он с него падал;
  • плохие эмоции либо ассоциации тоже послужат причиной страха и неприятия - такое случается при насильственном усаживании, ругани и физическом наказании за промахи ребенка со стороны родителей;
  • нередко малыши страдают от проблем с животиком - их мучают запоры и боли и они соотносят это состояние с горшком.

Обратите внимание и на то, нет ли у вашего ребенка урологических или других заболеваний, которые могут служить причиной недержания мочи и ночного энуреза.

Среди патологий у детей встречаются:

  • цистит,
  • неопущение яичек,
  • фимоз,
  • инфекции мочевыводящих систем,
  • посттравматический синдром и т. д.

Также возможны задержки в развитии нервной системы или неврологические заболевания. При подозрении на подобные проблемы лучше пройти обследование у специалистов и сдать необходимые анализы.

Заключение

Каждый малыш рано или поздно осваивает навык пользования туалетом. Если ваш ребенок физически и психически здоров и нормально развивается, то не торопите его в угоду придуманных временных рамок. Ваше спокойствие и терпение - залог успеха в процессе обучения. Чем увереннее и благоразумнее вы будете поступать, тем быстрее и легче малыш всему научится и в скором времени начнет с удовольствием пользоваться горшком по назначению.

Когда начинать приучать ребенка к горшку? Ребенок в возрасте 1-2 лет, как раз тогда, когда легче всего сформировать привычку пользоваться горшком, делает только то, что ему нравится.

Задача родителей – не «спугнуть» желание ребенка научиться писать в горшок, помочь ему освоиться с этим новым для себя процессом. Для ребенка же это целое открытие: он, оказывается, может, «как большой» писать в горшок!

Но от желания родителей, чтобы их ребенок поскорее стал пользоваться горшком, до реализации этого навыка, иногда может пройти достаточно много времени. Этот период (возраст 1-2 года) и является самым благоприятным временем для приучения к горшку.

Многие родители 5-6 месячных малышей с гордостью хвастаются: «А наш-то, наш-то… Уже на горшок ходит!». На самом же деле, это достижение не ребенка, а мамы, которая периодически сажает чадо на горшок.

По теории вероятности (особенно при знании примерного режима облегчения младенца), периодически желание ребенка «сходить в туалет» совпадает с моментом, когда родительница высаживает его на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Но на самом деле, в возрасте до 9-12 месяцев, ребенку «без разницы», пописает он в подгузник, на пол или в горшок. Так стоит ли тратить свое время и проявлять постоянное терпение в этот период?

Ведь у любой мамочки много гораздо более неотложных дел. Намного легче приучить ребенка к горшку, когда он уже может уверенно сидеть, манипулировать игрушками, ходить.

Его пассивный словарь достаточно широк, он сможет соотнести понятие горшка с предметом (горшок – это тот зеленый круглый «стульчик» с нарисованным тигренком, который стоит под детской кроваткой).

Он сможет сам найти и достать горшок по просьбе взрослого. Он сможет понять, что родители довольны его действиями (попросился на горшок), и что действия эти правильные.

Правила приучения малыша к горшку просты.Основная трудность заключается в том, что процесс этот требует большого терпения от родителей и регулярной повторяемости одного и того же ритуала.

Пока ребенок научиться осознавать, что он сам может контролировать мочеиспускание и дефекацию, понимать, что делать «пи-пи» и «ка-ка» нужно в горшок, проситься на горшок, снимать трусики, может пройти несколько недель, а то и месяцев.

Но вплоть до возраста 5-6 лет возможны «аварии» (заигрался, не рассчитал силы, не успел добежать до горшка).

Итак, примерно после года (можно с 9-10 месяцев) надо постепенно приучать малыша к горшку (а себя к мысли, что теперь и на долгое время слежение за желанием малыша облегчиться будет Вашей основной задачей).

Как приучить ребенка к горшку?

Отмените подгузник, когда вы дома (на ночь, на прогулку и в поликлинику – лучше пока оставить).

Пусть малыш играет дома в обычных хлопчатобумажных трусиках. В отличие от одноразовых подгузников, мокрые трусики будут вызывать у ребенка дискомфорт, что также будет дополнительным стимулом для малыша поскорее приучиться к горшку. Понаблюдайте за ребенком и попытайтесь определить примерную длительность «сухих» периодов.

Как правило, у большинства ребятишек вырабатывается определенный «режим»: «по большому» — с утра (обратите внимание на поведение ребенка перед эти событием, чаще всего малыш перед дефекацией может покряхтывать, делать сосредоточенное лицо), «по маленькому» — после сна, после приема пищи или прогулки.

На начальном этапе приучения к горшку можно высаживать ребенка примерно каждые полчаса-час, либо каждый раз, когда Вам покажется, что малыш готов облегчиться. Позже Вы приноровитесь и почти на подсознательном уровне сможете почувствовать, что «час икс» наступил.

Устройте ребенку знакомство с горшком.

Покажите ему новый для него предмет, назовите его. Опишите («Это горшок. Он круглый и синий. На горшке нарисована кошка. Катя будет писать и какать в горшок, как взрослая»). Дайте ребенку потрогать, повертеть горшок в руках, постучать им об пол.

Покажите место, где будет стоять горшок (в углу детской, под кроватью, в ванной комнате). Заинтересовывая ребенка горшком, постарайтесь не превращать его в игрушку.

Горшок должен вызывать у малыша симпатию и интерес, но надо приучить ребенка к тому, что он предназначен все-таки «для дела», а не для постоянных игр, как, например, машинка или пирамидка.

Малыши любят все яркое и красивое.

Поэтому к выбору горшка стоит отнестись серьезно. В детских магазинах большой выбор различных горшков. Можно сходить туда с ребенком и «примерить» несколько штук на предмет удобства сидения, размера.

Есть горшки необычные и нестандартные (музыкальные, например). На таком горшке ребенок будет сидеть с удовольствием, но есть опасность, что приучение к горшку может превратиться в многочасовое сидение на новой игрушке, а основная задача (мочеиспускание) пройдет мимо внимания малыша.

Высаживая ребенка на горшок, комментируйте свои действия: «Маша снимает трусики, садится попой на горшок, писает. Встает. Посмотри, Маша пописала, в горшочке водичка. Маша молодец, большая девочка, умеет ходить на горшок. Вечером придет папа, мы ему расскажем, что Маша весь день писала в горшок сама».

Если результат «сидения на горшке» достигнут, ребенка надо обязательно похвалить. Дети любят доставлять маме удовольствие, пусть ребенок видит по Вашему радостному лицу, что Вам приятно. За «неудачи» никогда не ругайте. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, не заставляйте его силой.

Каждый раз, когда ребенок, встав с горшка, «не сделав дела», чрез несколько минут «напрудил» лужу на пол, говорите ему, что сделать это надо было в горшок, можно подвести ребенка к горшку, показать его. Покажите, что Вы расстроены, не ругайте малыша и обязательно выразите уверенность, что у него все получится.

Лучший способ обучения маленького ребенка – личный пример.

Конечно, не каждый родитель сможет чисто психологически заставить себя присесть на детский горшок (хотя такой вариант допустим). Но есть и другие возможности.

Если у Вас есть знакомые семьи с маленькими детьми, которые уже пользуются горшком, сходите к ним в гости, устройте малышу ликбез. Можно использовать в качестве примера игрушки (звери, куклы, особенно такие, которые «пьют и писают»).

Если ребенку скучно сидеть на горшке, посадите рядышком ним на игрушечный (а можно и настоящий) горшок любимого медвежонка или котенка. Можно показать ребенку фото и видео с сидящими на горшках детьми.

Когда ребенок станет постарше (около 1,5-2,5 лет – у всех по-разному), надо объяснить ему, что не стоит ждать, пока мама догадается, что чаду надо бы сходить в туалет.

Пусть ребенок, почувствовав позыв, подойдет к Вам или к горшку и знаками или словами доведет до Вашего сведения, что пора на горшок.

Опять же, можно использовать пример: собачка (медвежонок, кукла) «подходит» к маме и «говорит» (озвучивает, естественно, мама): «Мама, хочу пи-пи». Мама сажает собачку на горшок, хвалит: «Молодец, собачка, попросилась на горшок».

Когда начинать приучать ребенка к горшку, решайте сами. Но проявляя терпение и упорство, вы рано или поздно увидите результат.

Однажды ребенок, захотев в туалет, подойдет к горшку, сам снимет трусики, сядет на него и… словом, сделает все то, чему Вы его так долго учили.

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

Да кто ж его знает! Известно одно: лучше действовать мягко, а не стыдить и не заставлять.

До Второй мировой войны родители заставляли детей уже в восемь месяцев пользоваться горшком, ругая и наказывая их за неудачи. А в итоге получали проблемы: запоры, попытки терпеть до последнего, отказ пользоваться туалетом. Педиатр Т. Берри Бразелтон повел настоящую борьбу против этой традиции. И очень хорошо! Но некоторые родители делают из этого странный вывод - и обходят горшок стороной, дожидаясь, пока кроха сообщит им, что подгузники ей надоели. А поскольку производители выпускают подгузники все большего размера, ждать приходится все дольше. Хотя делать это совершенно незачем.

Но независимо от того, в каком возрасте вы решили приучать ребенка к горшку, делать это нужно мягко. Вот несколько советов.

Предложите возможность - и этим ограничьтесь . Не усаживайте ребенка на горшок насильно, не подкупайте его. Просто дайте ему возможность воспользоваться горшком. Как распорядиться этой возможностью, он решит сам. Вам, разумеется, придется постараться, чтобы побудить малышку сесть на горшок и задержаться на нем на какое-то время, но если она откажется, не заводитесь.

Чтобы наша дочка достаточно долго просидела на горшке, мы с мужем садимся рядом и поем, читаем вслух или пускаем мыльные пузыри. Мы напоминаем ей: «Чтобы покакать, нужно время. Нужно сесть, немного наклониться вперед и подождать». Если она хочет вскочить раньше времени, мы говорим «Уже получилось?», а не «Нет-нет, еще не получилось. Садись обратно».

Предлагайте горшок регулярно : до и после сна, до и после прогулки и через полчаса-час после еды. Постепенно ребенок привыкнет и будет знать, что настало время сесть на горшок, а вам не придется донимать его.

Мы говорим: «Пора на горшок». (Спрашивать нашу 22-месячную дочку «Тебе нужно на горшок?» - это верный способ услышать в ответ «Нет», даже если она вот-вот описается.) Едва вернувшись с прогулки, мы напоминаем ей о привычном порядке действий: «Что мы делаем первым делом, когда приходим домой? Садимся на горшок» - и можем добавить: «Тебе помочь?» или «Какую тебе спеть песенку?».

Не драматизируйте . Когда ребенок говорит «Мне нужно на горшок», мы обычно отвечаем: «Хорошо, садись». Так она и поступает. Если же начать суетиться и давать указания, она передумает. Когда дело сделано, мы ограничиваемся спокойным: «Молодец, все сделала» - и она расплывается в довольной улыбке. А если поднимаем шум вокруг ее подвига, ликуем и хлопаем в ладоши, то в следующий раз, сделав свои делишки, она собственноручно выливает в унитаз содержимое горшка, споласкивает его и несет нам похвастаться. (Шутка!)

Снимайте подгузник . Как научить ребенка пользоваться горшком? Моя любимая формулировка: «Просто снимите с него подгузник». Малыша можно оставлять без подгузника практически в любом возрасте и на любое время в течение дня. Некоторые родители уже в несколько месяцев в промежутке между грязным и чистым подгузником подсовывают младенцу под попку маленькую емкость или держат его с поджатыми ногами над унитазом. Другие усаживают малыша в кресло-горшок, пока сами принимают душ. Третьи стараются «перехватить» все естественные отправления ребенка, высаживая его на горшок каждые полчаса-час. Да, многие маленькие дети писают с такой частотой! Если ребенок начинает писать или какать, родители сопровождают процесс соответствующими звуками. Впоследствии эти привычные сигналы сообщают ребенку, что пора сходить в туалет, и позволяют ему самому сообщить родителям о своих потребностях.

Я стала оставлять дочку без подгузника только дома в возрасте около 12 месяцев. Дела шли с переменным успехом: чистка ковра стала рутинным занятием. Когда она начала сама бежать к креслицу-горшку, я подумала, что теперь она будет так делать всегда. Но, заигравшись, она упускала время. Как и я. Теперь-то я понимаю, что могла бы более последовательно предлагать ей горшок и поручить то же самое бебиситтерам.

Не торопитесь с ночным туалетом . Большинство американских детей спят в подгузниках ночью до четырех-пяти лет, а врачи даже не ставят диагноз «ночное недержание» детям младше пяти лет.

Начинать приучать ребенка к горшку можно еще до того, как он обретет полный контроль над мочеиспусканием и испражнением. Достаточно, чтобы он мог ненадолго задержать процесс. Более того, только 20% детей полностью контролируют свои отправления к двухлетнему возрасту, когда многие родители приступают к обучению.

Но если вашему ребенку уже два года и восемь месяцев, а он все еще ходит в памперсах, больше не тяните с приучением к горшку. Иначе повышается риск развития у малыша воспаления мочевыводящий путей из-за неполного опорожнения мочевого пузыря. Растет и вероятность того, что он будет плохо контролировать мочеиспускание, а значит, чаще писаться в штанишки.

Когда малышу исполнится год, старайтесь реже использовать одноразовые подгузники, так как они, эффективно впитывая влагу, не способствует выработке навыков пользования горшком. Надевайте памперсы перед прогулкой и сном, а в остальное время пусть ребенок будет в ползунках.

Если он уже умеет выражать свои желания, понимает речь взрослых, начинает ходить и может самостоятельно устойчиво сидеть на горшке не менее 5 минут, пора приучать его к этому предмету.

Когда и как приучать ребенка пользоваться горшком?

Многих детей можно начинать приучать примерно с двух с половиной лет. Посоветуйтесь с педиатром, когда приведете к нему ребенка на очередной осмотр в два года. Если врач согласен, что пора начинать, прежде всего сделайте глубокий вдох и расслабьтесь. Все люди рано или поздно приучаются к горшку. Если малыш еще не готов, но вы непременно хотите покончить с этим делом до того, как придет время отдавать его в детский сад, или до рождения второго ребенка, вам наверняка не удастся ускорить процесс, а может быть, он даже затянется. Если же вы дождетесь момента, когда ребенок будет по-настоящему готов, все будет гораздо проще и для него, и для вас. Не волнуйтесь: то, в каком возрасте ребенок приучается пользоваться туалетом, не показатель ума, и будущие успехи в учебе от этого никак не зависят. Ни на одном собеседовании при поступлении в колледж или приеме на работу никто не спросит, когда он научился ходить на горшок.

По каким признакам можно определить, что ребенок готов? В частности, по следующим.

  • Он остается сухим несколько часов подряд.
  • У него регулярные предсказуемые испражнения.
  • Подает сигналы, что собирается сделать свои дела в памперс: например прячется или приседает на корточки.
  • Не любит оставаться в мокром или грязном памперсе и просит, чтобы его сменили.
  • Выполняет простые действия - идет в ванную и пытается сам раздеваться.
  • Сам хочет научиться пользоваться туалетом и ходить без памперса, как большой.

Чтобы приучиться к горшку, малыш должен чувствовать, когда ему пора в туалет, правильно оценивать эти ощущения, сообщать вам об этом и совершать определенные действия (а именно - писать или какать в горшок). Обычно это происходит примерно к двум с половиной годам, но может случиться и раньше, и позже.

Начинать готовиться к горшку можно заранее. Вот несколько шагов к успеху.

Разговоры о горшке. Научите малыша словам, которыми принято в вашем доме называть туалет и все, что с ним связано. («Горшочек», «какать» и «писать» - вполне подходящие термины, однако какие бы слова вы ни выбрали, учтите, что ребенок может повторить их при всех - например в магазине.) Описывайте то, что он сделал, и то, что делаете вы: «Джейкоб только что покакал», или: «Давай-ка поменяем памперс». Дети не глупцы: малыш быстро все поймет и начнет сообщать вам, когда сделает свои дела или когда его нужно переодеть.

Мягкий стул. Позаботьтесь о том, чтобы стул ребенка был достаточно мягким. Если у него запоры и стул делается твердым, он не захочет ходить на горшок, потому что это больно. Он будет терпеть, пока может, и тогда стул будет еще более обильным и твердым, ребенку будет еще больнее, и приучение к горшку застопорится.

Лучше один раз увидеть. Скажите ребенку, когда вам нужно в туалет, и покажите ему, как это делается. Приучите его всегда мыть руки после туалета.

Большой или маленький горшок. Вы можете купить специальный детский стульчак или просто положить детское сиденье на унитаз. В любом случае лучше, если ребенок сможет во что-то упираться ногами. Вы сами-то когда-нибудь пробовали испражняться, держа ноги на весу? Это не так-то легко.

Игры и развлечения. Сделайте это время приятным для ребенка - почитайте ему сказку или спойте песенку. Есть хорошие книжки о том, как дети приучаются к горшку. Старайтесь не ругать его, если он не сходил вовремя на горшок, и не заставляйте на нем сидеть. Гораздо лучше и действеннее хвалить его за любое, даже самое слабенькое старание. Вознаграждайте его похвалами, объятиями, поцелуями, можете придумать специальную песенку или танец. При необходимости можно купить и специальные наклейки или маленькие призы.

Чтобы ребенок проснулся сухим

Приучение к горшку относится к дневному времени. Научиться просыпаться сухими по утрам большинству детей удается гораздо позже. Собственно говоря, для детей вполне нормально мочиться в постель до шести лет, а иногда и дольше. А потому надевайте малышу на ночь непромокаемые трусики или памперс (можно называть это «ночными трусиками»), пока он не приучится просыпаться сухим.

Мой трехлетний сын умеет пользоваться туалетом, но делает это только изредка. Я уже устала каждый раз думать, что ему надеть - нормальное белье или непромокаемые трусики. Что мне делать?

Если ребенок знает, что надо делать, и несколько раз ему это удалось, возможно, дело в привычке. Может быть, его сбивает с толку то, что ему приходится носить то обычные трусики «для больших», то памперсы «для маленьких». Выберите время, когда у вас будет несколько выходных подряд и вы будете все время дома с ребенком. Скажите ему, что с завтрашнего дня он будет носить только белье «для больших», выбросьте все памперсы и непромокаемые трусики, купите побольше обычных трусов и приступайте! Используйте систему поощрений: ставьте специальный штампик на руку или пусть бабушка или дедушка звонят и поздравляют малыша каждый раз, когда он благополучно сходит на горшок. Если случилась неприятность, скажите об этом («Ух ты, не получилось»), помогите ребенку привести себя в порядок («Давай-ка выбросим каку в горшок и прополощем штанишки») и продолжайте («В другой раз скажи маме, что хочешь на горшок, я тебе помогу»). Если вы будете последовательны, настойчивы и не станете отступать (надевать памперсы на время поездки на машине или похода в магазин), то скорее всего не пройдет и недели, как малыш приучится к горшку.

Когда и как?

На этот вопрос вам ответят детский психолог И.А. Карпенко и старший воспитатель Л.H. Букаева.

Обе они много лет работают в Доме ребенка № 25 города Москвы.

Начать приучение к горшку можно с того времени, когда он будет твердо держать спинку и уверенно сидеть. В большинстве российских семей и в детских учреждениях, в которых работают с младенцами, приучать к горшку начинают в год-полтора

Учтите, что малыши, как правило, садиться на горшок не хотят. Малыш может написать в штанишки и продолжать играть. Для детей такого возраста все эти поступки вполне нормальны.

Взрослым надо помнить: обучение «туалетным» навыкам требует долгого времени и большого терпения. И, надо сказать, мало кто из «учителей» получает от этого процесса удовольствие.

Что же следует делать, чтобы научить малютку ходить на горшок?

  • Сажайте его на горшок регулярно.
  • Старайтесь, чтобы малыш садился на горшок не реже чем через час, но сидел на нем не более 5 минут.
  • После того как ваш подопечный посидел на горшке положенное время, поднимите его и вытрите, если нужно, попку.
  • Если он сделал свои дела, то лучше всего сразу обнять его и похвалить: «Какой молодец Андрюша! Пи-пи на горшочек», или любые другие ласковые слова, которые покажутся вам уместными.
  • Дальше скажите: «Вот мы встали, теперь наденем штанишки». Если он старается сделать это сам, то обязательно похвалите его.
  • Затем вымойте горшок. Предложите ребенку принять посильное участие в уборке, хотя, пока он не привык ходить на горшок, не настаивайте. Но если он хочет вам помочь, то пусть поможет - он учится чувствовать ответственность за «туалетную» процедуру.
  • Помогите малышу вымыть руки, приговаривая: «Ну а теперь мы вымоем ручки».
  • Вымойте руки сами.

Никогда не забывайте показать, что вы заметили: Андрюша сделал свои дела в горшочек, и вас это радует - ведь малышам обычно хочется повторить то, что привлекло ваше внимание.

Многие малыши, даже если они почти не говорят, могут сообщить вам о том, что им надо на горшок, разными способами: жестами, звуками («а-а»), кряхтением. Но они станут это делать только в том случае, если поймут, что для вас это важно.

Когда случится так, что Андрей намочит штаны, сообщите ему спокойным тоном: «Андрей пописал в штаны. Нужно проситься на горшок. Скажи «а-а» (или любое другое слово, которое может выговорить ребенок). Пойдем, переоденем штанишки».

Не забывайте приласкать малыша после каждого сидения на горшке независимо от того, сделал он свои дела или нет.

Если у взрослых есть такая возможность, стремитесь, чтобы все люди, ухаживающие за ребенком, при приучении его к горшку действовали одинаковым образом и пользовались одинаковыми словами для обозначения всех выделительных процессов и прочих событий, связанных с эти важным мероприятием.

Срок, за который ребенок начнет проситься и ходить на горшок, зависит от его индивидуальности и составляет от одного до трех месяцев. Так что наберитесь терпения: рано или поздно, но желаем результаты вы получите.