1. Упражнение «Скажи по-другому»
Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов.
Материал: мяч; иллюстрации с изображением разных пейзажей города.
Вариант 1 . Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.
Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.
Беречь (природу) - сохранять, щадить, оберегать, хранить.
Большой (завод) - огромный, крупный, громадный, гигантский.
Высотный (дом) - многоэтажный.
Знаменитый (человек) - известный, прославленный, популярный.
Прекрасный (парк) - красивый, изумительный.
Родина - Отечество, Отчизна.
Современный (зал) - новый, модернизированный.
Старинный (дворец) - древний.
Вариант 2 .«Скажи наоборот»
Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово, и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению, названному педагогом.
Большой (город) - маленький, крохотный, небольшой.
Высокий (кран) - низкий.
Глубокий (канал) - мелкий.
Древний (замок) - современный, новый.
Загрязнять (речку) - очищать.
Интересный (случай) - скучный.
Красивый (вид) - безобразный, уродливый, неопрятный.
Молодой (человек) - пожилой, старый,
Разрушать (дом) - строить, восстанавливать.
Огромный (магазин) - маленький, крохотный.
Отчизна - чужбина.
2. Упражнение «Экскурсия по городу»
Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме.
Материал: иллюстрации с изображением различных мест города Астаны, Темиртау, природных пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране Казахстан. Давайте расскажем ему о ней.
Наш Казахстан (какой?) - красивый, необъятный, современный, процветающий и т. д.
Казахстанцы (какие) - трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.
Наш город (какой) - красивый, зеленый, чистый, многолюдный и т. д.
Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях.
Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей.
Столица Казахстана- город Караганда. (Астана)
На флаге Казахстана - красный и белый цвет. (Голубой, жёлтый).
В Казахстане все разговаривают на английском языке. (На русском, казахских языках.)
В степях Казахстана водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Сайгаки, волки, зайцы, лисы и др.)
3. Упражнение «Мой город»
Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.
Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.
Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.
Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.
Я люблю свой славный (город).
Из-за тумана не видно красивого (города).
Я скучаю по своему родному (городу).
Мы украшаем наш славный (город).
Мы гордимся своим прекрасным (городом).
Я могу долго рассказывать о своем (городе).
А теперь добавим слова казахстанский, казахский.
Наша природа (казахстанская).
Наши сказки (казахские).
Национальный костюм (казахский национальный костюм).
Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.
Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача - поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.
Красивый город - (красивые города).
Широкая река - (широкие реки).
Глубокое озеро - (глубокие озера).
Зеленый лес - (зеленые леса).
Цветущий луг - (цветущие луга).
Поющая птица - (поющие птицы).
4.Упражнение. « Скажи красиво о Казахстане»
Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.
Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.
Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.
Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.
А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.
Я рад, что живу в Казахстане, потому что.
Я люблю свою страну за то, что.
Города страны становятся красивее, потому что.
Мне нравится отдыхать в Казахстане, потому что.
Я люблю свой народ за то, что.
Я горжусь тем, что Казахстан...
Я уверен, что Казахстан…
Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.
Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.
У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о Казахстане, тракторе, поле одновременно. (Казахстанские тракторы пашут поля.)
Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.
5. Упражнение «Мой Казахстан»
Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.
Восторженно.
Небо чистое и глубокое
И степной тихий рай -
Казахстан - моя Родина,
Казахстан мой любимый край!
Вопросительно.
Здесь домов вокруг так много,
Много улиц, площадей,
И отдельные дороги
Для машин и для людей.
Кто ответит мне, друзья,
Где живу сегодня я?
Как прекрасен рассвет в этой пуще,
Когда солнце, сырое на вид,
Разгораясь все пуще и пуще,
Меж стволов в поднебесье летит.
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля.
И гремят, не смолкая заводы,
И шумят, расцветая поля.
6. Упражнение «Наш дом -Казахстан»
Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание
по иллюстрации, представлению.
Материал: открытки, фотографии, иллюстрации.
Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Астаны (другого города) ; отгадать по описанию часть города (здание, сооружение) .
Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудновыполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.
Гид - это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.
Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о
чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.
Например: «Это здание находится в центре города. Оно символизирует дерево жизни, которое своими корнями удерживает почву, а высокой и пышной кроной подпирает небо. Одновременно, вмещает в себе и символизирует подземный мир, земной и небесный.(Байтерек)
Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.
Вариант 2. «Путешествуем по Казахстану».
Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место Казахстана, не называя его.
Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.
7.Дидактическая игра «Гости города»
Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок. Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок - экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача детей - рассказать о том месте, которое изображено на открытке.
8.Дидактическая игра "Собери картинку"
Вам понадобятся старые ненужные кубики, которые найдутся в любой группе, открытки с видами вашего города (2 экземпляра). Обклеив кубики, вы увидите, какая простая и интересная игра у вас получилась. Для младших детей обязательно надо использовать образец, старшие дошкольники могут справиться самостоятельно. Задача детей - собрать картинку и рассказать, что на ней изображено.
Картотека дидактических игр
по нравственно- патриотическому воспитанию
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал : мяч
Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве
«Поиски добрых слов» .»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:.
иллюстраций, фотографий
Ход игры:
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Южноуральска
Материал: иллюстраций, фотографий города Южноуральска и Челябинской области
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
« Флаг России»
(города Южноуральска и Челябинской области ,
г. Челябинска)
Цель:
Материал : полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
«Расскажи о своей семье»
Цель:
Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семь
«Найти флаг России, города Южноуральска,Челябинской области»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Путешествие по городу Южноуральску»
Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода
Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
Материал : фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
«Назови виды спорта».
Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
«Моих родителей зовут…»
Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал : почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
« Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец
Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец, африка-африканец…
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал : Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.
Ход игры : Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,
«У кого какой домик »
Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры : Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
« Зеленая аптека»
Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах
« Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры : Воспитатель показывает
Картинку с изображением редких животных и растений
Дети называют
Воспитатель
Рассказывает о них
«Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них
« Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.
« Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Материал
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.
«Продолжи пословицу»
Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Материал:
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Народные промыслы»
Цель:
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.-
Дети называют
« Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель:
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей
Мышление
Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..
« Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.
«Я имею право...»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Кто что делает?»
Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал
:
карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
Повар - варит, жарит и т. д.
«Путешествие в страну часов.»
Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. .
Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов
Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха,
по цветам, затем изобрели часы…..
«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….
Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..
Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
Литература
1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.
2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998
3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991
4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.
5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс ,2013
6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,
7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.
10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993.
11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982
10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008.
Подготовила
Воспитатель 1 кв.категории Нехаева Л.К.
МДОУ- детский сад №16 «Елочка»
Патриотизм - это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм - это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.
Истоки патриотизма
Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами - это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.
Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:
- изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
- воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
- выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
- формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.
Играем и учимся в детском саду
Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, - все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.
Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:
«Донесение с фронта»
Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.
«Курс молодого бойца»
Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.
Воспитание патриотизма у школьников
В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.
Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» - игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.
Она включает в себя 4 блока:
- «Политподготовка» - проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
- «Физподготовка» - комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
- «Боевая готовность» - конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
- «Строевая подготовка» - проверка умения ходить маршем.
По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.
Итак, верность своему Отечеству - это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания - ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем беседы, рассказы, наглядные методы, а так же дидактические игры.
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Одной из основных задач дидактической игры является развитие активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическими называются игры, которые проходят в виде учебных занятий. Они отличаются наличием правил, системы оценки, а также структуры игровой деятельности. Они выступают как средство всестороннего воспитания личности ребенка, формирующие социальную активность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка, такой как образовательная, воспитательная, трудовая, двигательная, коммуникативная, нравственная, эстетическая. Дидактические игры позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний, так как одна из особенностей дидактических игр выражается в эмоционально- познавательном содержание самой игры. Образовательными структурными элементами дидактической игры являются образовательная, воспитательная и развивающая задачи, а также правила и игровые действия. Проведение самой дидактической игры включает в себя: ознакомление детей с содержанием игры и с дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры (анализ игры).
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии, о Защитниках отечества, об истории своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах. И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явлениям окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явлениям
В качестве помощи может послужить составленная мною картотека с дидактическими играми по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог и даже родители как в процессе организованной деятельности, так же на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
А также они помогут подготовиться детям к школе, так как позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию Подготовила: Педагог дошкольного воспитания- Тришина Ю.Ю г.Тольятти. Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей « Мой адрес…» Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища. Материал: мяч Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. «Наш детский сад ». Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве МБУ детский сад №153 «Олеся». «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому…»
«Наша страна». Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице Материал:. иллюстраций, фотографий Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают «Малая Родина ». Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Тольятти Материал: иллюстраций, фотографий города Тольятти и Самарской области Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают « Поиски добрых слов» .» Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова « Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».» Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
« Флаг России» (г.Тольятти, Самарской обл., г.Самары) Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал: полосы красного, синего и белого цвета Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России « Герб России» (г.Тольятти, Самарской обл., г.Самары) Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки. «Расскажи о своей семье» Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их. Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи «Найти флаг России, города Тольятти, Самарской обл» Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных флагов Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Найти герб России, города Тольятти, Самарской обл» Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области,областного центра) , что они обозначают? Материал;картинки с изображением разных гербов Ход игры: среди 4-6 предложенных гербов найти нужный «Как я дома помогаю?» Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. Материал:Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому. Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома. « Благородные поступки» Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков. Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию. «Вежливые слова» Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Путешествие по городу Тольятти» Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры. Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. «Где находится памятник?» Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе Материал: изображения памятников Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. «Назови кто» Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,) Материал: портреты известных соотечественников Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. «Наш микрорайон». Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
«Назови виды спорта». Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых. Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь. «Моих родителей зовут…» Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек… Материал: семейные фотоальбомы Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. «Вчера- сегодня» Цель: развивать чувство времени у детей. Ход игры: Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками. «Почта» Цель: закрепить знания детей о городах России. Материал: почтовые конверты, открытки Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.
« Кто и в какой стране живет?» Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут Китай-китаец, африка-африканец….. «Узнай по описанию кто это » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира. Ход игры: Воспитатель описывает животное, дети отгадывают, «У кого какой домик » Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных. Ход игры: Медведю – берлога Белке – дупло «Путешествие по планете Земля» Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете. Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,
«С какого дерева листок» Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.) Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева. « Зеленая аптека» Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях. Материал: гербарий, картотека лечебных трав Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах « Малая красная книга » Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности Материал:»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений,дети называют.Воспитатель рассказывает о них «Страны и народы" Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира. Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них
«Из чего построен дом» Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека, умение логически мыслить, закреплять умение образовывать имя прилагательное. Материал: Изображение разных жилищ человека Ход игры: стекло- стеклянный, Камень-каменный….. «Жилое – Нежилое» Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п. Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение Дом - жилой, магазин –нежилой….. «Назови ласково» Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.знакомить с разными именами. Материал: Ход игры: Миша- Мишенька, Даша- Дашенька, Дашуля…. « Я люблю… » Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности Материал:-. Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
« Узнай о ком я говорю» Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми. Материал Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие. «Продолжи пословицу» Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление. Материал: Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. « Народные промыслы» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел Дети называют « Как найти дорожку в детский сад?» Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона. Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.
«Птицы нашего города(края)» Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать. Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет. «Подбери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования. Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла. «Подбери наряд кукле» Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов» Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду. « Богатства недр земли» . Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
«Собери узор». Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов. « Мир предметов» Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные. Материал: Картинки и изображения предметов обихода Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный…… «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)» Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов. Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире) Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему Материал: загадки и картинки с отгадками Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку «Скажи какая» Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д «Составь семейку Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д. Ход игры:Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему родина, родной, родители, родственник, родинка Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать, "Кому что нужно для работы?" Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных.Развивать речь, логическое мышление память.Закреплять знания о профессиях людей. Материал карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры Повару - поварешка.
«Скажи какой» Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей Мышление Ход игры; татарин- татарский, мордвин - мордовский….. « Отгадай профессию» Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские. Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия. «Я имею право...» Цель. Расширить область правовых знаний детей. Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). Ход игры Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения. "Кто что делает?« Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным..Развивать речь, логическое мышление, память Материал: карточки с изображением людей разных профессий. Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.
«Кто мы? Какие мы?» Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру. Материал: картины и изображения человека(мужчины и женщины Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает детям найти сходства и отличия. «Волшебные слова» Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, Материал: картины и изображения людей Ход игры: злые- добрые, больные – здоровые…. «Особенности жизни в современном городе» Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением., воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком., Материал: картины и изображения различных предметов созданных людьми Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют для чего нужен этот предмет. « Природа и человек» Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме. Ход игры: Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
« И я..» Цель: Развивать у детей сообразительность, чувство юмора, закреплять правила поведения в общественных местах. . Материал: Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том месте где он остановился дети говорят «И я…если эти слова подходят по смысду. Я пришла в магазин…Там очень много товара, я решила купить себе кофточку, а платить не стала….. « Путешествие в страну часов.» Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. . Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы….. « Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,…. Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.. Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует Преподносить и когда.. « Какие праздники ты знаешь?» Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах. Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам. Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
Литература 1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997. 2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998 3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991 4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996. 5. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002, 6. Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003. 7. Линкольн. М. Первооткрыватели. Путешествия. Космос. - М: Рос-мэнД997. 8. По следам прошлого. Книга для начального обучения истории. - М: Терра,1997. 9. Помни род свой. - Тольятти: 13.. Серия «Что есть что». Время. Флаги. - Слово, 1990. 10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993. 11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982 12. ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития « Жилище человека» Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, . Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
МБДОУ « Звездочка» ЯНАО г. Ноябрьск Гринюк Людмила Любомировна воспитатель Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей средней группы (в соответствии с ФГОС)
Дидактическая игра: «Дом, в котором я живу»
Цели:
Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое
спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут
близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал:
Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры:
Рассмотреть рисунок дома
-Для чего нужна крыша?
(Защищает от снега и дождя)
-Для чего нужны стены? окна?
(Защищают от снега, холода, дождя)
Предложить составить дом из частей:
-Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму(папу, бабушку, дедушку)?
-А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут?
-По какому адресу находится твой дом?
Дидактическая игра: «Помощники в семье»
Цели:
1.Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, осво-
бодить от хлопот.
2.Учить детей строить отношения с другими людьми.
3. Развивать речь детей.
Материалы:
сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры:
Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые
живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку:
-Что делает дедушка. А как помогает малышка?
-Расскажи как ты помогаешь маме(папе, дедушке, бабушке)».
Дидактическая игра: «Родословное дерево»
Цель:
Расширить представление о семье, учить ориентироваться в родословных отноше-
ниях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
2 мл. гр.
Расспросить, знают ли дети как зовут бабушек и дедушек, маму и папу.
Ср.и ст. гр.
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой
он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как ча-
сто вы встречаетесь(аналогично о бабушке)?
Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о
друге. У всех вас есть своя семья.(Информация о родословном дереве на обороте)
Дидактическая игра: «Защитники Отечества»
Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии,
научить.
2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе.
3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.
Ход игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры,
генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профес-
сия, ведь они защитники нашей Родины.
Какие бывают военные?
Танкисты – военные, которые служат на танках.
Военные моряки – служат на военных кораблях.
Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники.
Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах.
Пограничники – охраняют наши границы от врагов.
Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов.
Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках.
Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с пара-
шютом.
Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
Дидактическая игра: «Наш город»
Цели:
1.Расширить представление о родном городе. Помочь увидеть красоту родного города.
2.Развивать речь детей.
Материалы:
фото улиц г.Ноябрьска.
Ход игры:
Предложить детям рассмотреть несколько фото.
-Что это город или деревня? Почему? (Многоэтажные дома, дороги и тротуары заасфаль-
тированы, на дороге много машин)
-Узнаёте ли вы улицы?(Это улицы нашего города Ноябрьска)
Давайте поиграем в игру. Я начинаю предложения, а вы заканчиваете:
1)
Мы живём в северном…(город)
2)
Наш город называется…(Ноябрьск)
3)
Мы живём в Ноябрьске и себя называем…(ноябряне)
4)
Г.Ноябрьск – это город газовиков и …(нефтяников)
5)
Мы живём у полярного…(круга)
Дидактическая игра: « Подбери орнамент»
Цели:
1.Углубить и расширить знания детей о коренных жителях Ямала.
2.Познакомить с национальным орнаментом.
Материалы:
нарисованная кукла Окся, орнаменты, фото.
Ход игры:
Эту девочку зовут Окся. Она хантейка (есть манси и ненцы). Она живёт на Севере. Одета
в тёплую одежду – малицу. На ногах кисы. И одежда и обувь сделаны из оленьих шкур.
Малица украшена красивым орнаментом. Давайте подберём для одежды нужный орна-
мент.
Дидактическая игра: «Ямал – мой край родной»
Цели:
1.Помочь детям увидеть красоту родного края, познакомить с животным и растительным
миром Ямала.
2.Расширить знания детей о коренных жителях Ямала.
Материалы:
иллюстрации северной природы, растений и животных Ямала.
Ход игры:
Показ трёх иллюстраций «Наш край суровый». Уже в ноябре наступает зима. Лето очень
короткое. Земля не успевает глубоко прогреться. Поэтому деревья здесь низкорослые.
Но посмотрите, как прекрасна тундра в любое время года.
Дидактическая игра: «Символика нашего города»
Цель:
1.
Познакомить детей с символикой нашего города.
2.
Формировать элементарное представление о символистическом значении герба.
3.
Развивать интерес к истории и культуре родного города.
Материалы:
Герб и флаг г.Ноябрьска, герб ЯНАО.
Ход игры:
Герб города Ноябрьска.
Основой герба служит щит. В верхней части щита расположено название города – Но-
ябрьск. В нижней части щита видим вышку с керном, разбуривающим северную часть
земного шара. Керн упирается в точку земного шара, указывая географическое положение
города. Буровая вышка вписана в орнаментальный круг – солнце. Солнце символизирует
молодость и перспективность города, а крупный орнамент – принадлежность к ЯНАО.
Флаг города Ноябрьска.
Флаг города Ноябрьска представляет собой полотнище белого цвета, символизирующие
северное положение города, чистоту и открытость. В нижней части полотнища волнооб-
разные линии чёрного и синего цвета, символизирующие добычу нефти и газа. В верхнем
левом углу герб города Ноябрьска.
Дидактическая игра: «Российский флаг»
Цели:
1.Формировать элементарные представления о флаге.
2.Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
3.Познакомить с символическим значением цветов российского флага.
4.Развивать речь и обогащать словарный запас.
Материалы:
репродукция В.И.Васнецова «Богатыри»; бело-сине-красный флажок; цвет-
ные полоски.
Ход игры
Флаг нашей страны имеет историю. Много веков тому назад вместо флага использовали
щит, привязывая к нему на верхушку пучок травы, окрашенный яркой краской. Назывался
он стягом. Главным назначением стяга было «стянуть к себе воинов для защиты своей
земли, села или города».
Потом стяги стали делать из ткани, и на них стали вышивать или рисовать красками изоб-
ражения святых – «знамения» («Священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Зна-
мена тогда имели различные цвета: зелёный, жёлтый, белый, красный. А затем стали ис-
пользовать сочетания белого, синего и красного. Белый цвет означал мир и чистоту, синий
– небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Белый, синий, красный – цвета, которые издревна почитались на Руси. Мы говорим синее
море, белый свет, весна красна, красна девица, употребляя, слово красный в значении
«красивый».
Белый, синий и красный – это цвета государственного флага России. Флаг-это отличи-
тельный знак государства. Предложить детям из полосок белой, красной и синей бумаги
сделать флаг.
Дидактическая игра: «Символика нашей страны»
Цель:
1.Познакомить детей с символикой нашей страны.
2.Воспитывать интерес к истории страны.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение герба.
-Что вы видите на рисунке, герба нашей страны.
-Кто изображен на гербе (орёл
У нашего герба есть своя история. В старину люди очень почитали солнце. Они его пред-
ставляли могущественным царём, который днём путешествовал по небу на колеснице, за-
пряжённой двумя золотыми орлами. Крылья орла похожи на солнечные лучи. Орёл золо-
той, так как этот цвет – цвет солнца. Прошло много лет и солнечную колесницу стали
называть двуглавым орлом. Двуглавый, значит с двумя головами. Изображение двуглаво-
го орла – теперь герб нашей страны. Герб объединяет всех людей живущих в нашей
стране, объединяет нас всех.
Кроме герба у нашей страны есть флаг.
-Что это?
-Как вы думаете, зачем стране, и всем нам нужен флаг.
-Что бы объединять нас.
-Когда можно увидеть флаг.
На праздниках и других торжественных случаях. Воспитатель обращает внимание, что
флаг красивый, яркий, обращает внимание на цветные полосы, и объясняет, что каждая
полоса обозначает.
Список литературы:
1.
Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград,
2008.
2.
Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
3.
Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
4.
Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.
5.
Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
6.
Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.
7.
Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008.
8.
Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006
9.
Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П.,
Постникова М. П., Волгоград, - 2007.