Последние статьи
Домой / Праздничный / Определение понятия сенсорное развитие ребенка. Сенсорное воспитание - это необходимый элемент гармоничного развития детей

Определение понятия сенсорное развитие ребенка. Сенсорное воспитание - это необходимый элемент гармоничного развития детей

Скорее всего, дети не болеют этой болезнью. Возможно, она даже не существует. Но врачи ее определяют и выписывают коктейли из опасных медикаментов.

У двухлетних детей выявляют биполярные расстройства и выписывают мощные, даже смертельные психотропные медикаменты, хотя малыши вовсе не больны. Заболеваемость подростков и детей этими расстройствами в течение последних десяти лет выросла в сорок (!) раз. Можно сказать, что началась эпидемия биполярных расстройств, и определенную часть «дров» в этот «котел» подбросила Фарминдустрия.

Навыки борьбы со страхами. Тренинг


как расслабляться перед и во время стрессовых ситуаций;
как справляться с иррациональными тревожными мыслями в стрессовой ситуации.

Основы

Дональд Мейхенбаум (1977), один из ведущих психотерапевтов, разработавший тренинг по навыкам борьбы со страхами, утверждает, что реакция страха включает в себя взаимодействие двух основных элементов: первый - психологическое возбуждение, второй - мысли, которые трактуют ситуацию как угрожающую или опасную, добавляя психологическое возбуждение к эмоциям тревоги или страха. Сама же стрессовая ситуация практически не имеет никакого отношения к вашей эмоциональной реакции. То, как вы оцениваете опасность и как определяете реакцию вашего тела - вот реальные факторы, влияющие на ваш эмоциональный отклик. Поэтому один и тот же человек испытывает восторг, прыгая с парашютом, но в смертельном ужасе запрыгивает на стул, едва завидев на полу крохотного мышонка.

Как управлять гневом

Изучив эту статью, вы узнаете:
как снимать напряжение и достигать релаксации в ситуациях, провоцирующих раздражение;
как разрабатывать позитивные аффирмации для контроля состояния, вызывающего раздражение;
как использовать раздражающие образы для репетиции новых навыков и для того, чтобы сделать себе прививку от гнева;
как построить планы борьбы с ситуацией, вызывающей гнев.

Постановка цели и управление временем

Изучив эту статью, вы узнаете:
как определять пределы многозадачности;
как правильно определять свои цели и разрабатывать планы для их достижения;
как определить, правильно ли вы распределяете свое время;
как распределить свое время и расставить приоритеты;
как бороться с проволочками;
как быстро научиться управлять своим временем.

Сегодня сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных этапов подготовки к школе. Под этим понятием подразумевается овладение детьми знаниями об окружающем мире с помощью органов чувств. Оно включает развитие зрительного восприятия, слухового и вкусового, а также обоняния и осязания.

Что такое сенсорика?

Этот термин переводится как «ощущение» и обозначает наше восприятие мира. Понятие подразумевает представление о свойствах предметов и уровень познания действительности. В науке выделяют следующие группы восприятия, входящие в понятие сенсорика:

  1. Зрительное — это восприятие формы, цвета, объема, размера.
  2. Слуховое — восприятие громкости, тембра, ритма. Оказывает важнейшее влияние на формирование речи.
  3. Тактильное включает те ощущения, которые мы чувствуем кожей (температурные, осязательные).
  4. Проприоцептивное — управление движением тела.
  5. Вестибулярное — восприятие пространства, контроль движений.
  6. Обонятельное — восприятие ароматов.
  7. Вкусовое — восприятие свойств пищи (соленое, сладкое, горькое, кислое и пр.)

В чем заключается сенсорное развитие?

Дети с первых лет жизни активно изучают мир. Сначала осматривают, потом трогают предметы, пробуют их на вкус, нюхают. Пытаются потрясти игрушку в руке, чтобы услышать звук. Нужно ли специально заниматься с ребенком развивающей деятельностью для формирования представлений об окружающих предметах? Современные исследования показывают, что детский мозг чрезвычайно восприимчив к любой новой информации. Период от рождения и до 10 лет ученые называют «большим взрывом» в мозге. В это время он развивается так быстро, как не будет уже никогда. Поэтому сенсорное развитие дошкольника важно для его последующих успехов. Оно упорядочивает предыдущие знания, развивает внимание, воображение, наблюдательность, память.

Основное понятие в сенсорном развитии детей раннего и дошкольного возраста — это «сенсорные эталоны». Они включают такие категории как величина, цвет, длина, направление, геометрические фигуры, запах, звук, фактура. Сенсорное воспитание дошкольников включает обучение навыкам анализа, сравнения, обобщения путем изучения вышеперечисленных свойств предметов. Обычно возраст дошкольников делят на такие периоды: младший (от 3 до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Иногда первые два объединяют. Как утверждают психологи, в этот период не может быть учебы, подготовки к школе. Ребенок просто не воспримет информацию, поданную в такой форме. Основная деятельность на этих этапах — игра. Именно через игру происходит сенсорное воспитание дошкольников.

Игры для младших дошкольников

Характеристика этого периода следующая: дети активно хотят воспринимать новую информацию. Они все пробуют, изучают, задают множество вопросов. Методы сенсорного воспитания дошкольников в основном представлены многообразными развивающими играми. Малыши изучают мир уже не только с помощью зрения. Они используют все чувства: осязание, обоняние, задействуют тактильные ощущения. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в следующем принципе: важно не только то, во что играть, но и как. Вот основные правила. Игра непременно должна быть интересной. Отложите или замените ее, если малыш не хочет в нее играть. По этой же причине игры обязательно нужно разнообразить. Чтобы процесс стал по-настоящему увлекательным, развивайтесь вместе с ребенком. Вам тоже должно быть интересно. Игры должны соответствовать возрасту и постепенно усложняться. Приведем игры на развитие восприятия у дошкольников в возрасте до 5 лет. Любая мама на их основе может придумать много других вариаций развивающей деятельности.

Название этой игры говорит само за себя. Ребенку предлагается находить пару каждому предмету, лежащему перед ним в соответствии с определенным критерием: цвет, форма, величина. Начинать можно с геометрических фигур, которые легко вырезать самим из цветного картона. Предложите малышу найти пару треугольнику, кругу, квадрату. Потом отсортируйте фигуры по цвету: синие, красные, желтые, зеленые. Для деток постарше нужно подготовить картинки. Скачайте их из интернета и распечатайте на цветном принтере. Там должны быть изображены предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Например машина, мяч, собака и пр. Подобные игры помогают развивать цветовосприятие у детей дошкольного возраста, а также логическое мышление.

Найди предмет

Карточки из предыдущей игры можно использовать для заданий «Угадай предмет». Родители берут карточку с изображением, не показывая малышу, и описывают предмет или явление. Попросите ребенка угадать, что изображено на картинке. Если не удается, подумайте: может быть вы объясняете слишком сложно? Подключите мимику, движения, попробуйте показать предмет. Это отличная идея для семейного отдыха вечером. Игра обеспечивает когнитивное развитие дошкольника, заставляет работать воображение.

Другой вариант этой игры называется «Что пропало». Это простая и полезная игра, которая формирует восприятие у детей дошкольного возраста. Разложите на столе карточки или фигуры, рассмотрите вместе, назовите их. Затем предложите ребенку ненадолго закрыть глаза, и в это время уберите один из предметов. Пусть малыш отгадывает, что исчезло со стола. Игра отлично формирует зрительное восприятие у дошкольников, помогает улучшать внимательность и память.

Еще одна разновидность называется «Угадываем по тени». Для этой игры нужно распечатать силуэты, например животных. Сначала рассматривайте картинки вместе с ребенком, угадывайте, кто на них изображен. Затем предлагайте ребенку самому выбрать карточку и рассказать об этом животном: где он обитает, чем питается и пр. Хорошо, если дома вы обсудите те явления, которые видели во время прогулки. Например, на улице вы кормили голубей. Пусть ваши сын или дочь найдут силуэт птиц на картинках и расскажут все, что знают о них.

Носорог Черепаха Собака Краб Бабочка
Слон Белка Птица Лошадь Жираф

Паровозик

Вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры. Если ребенок уже умеет пользоваться ножницами, пусть сделает это сам. Сделайте аппликацию: вагончики на белой бумаге. Игра предоставляет большие возможности для развития процессов когнитивной сферы: логическое мышление, память, внимательность. Посчитайте вагончики, познакомьтесь с понятиями много и мало. Наклейте на них окошки. Расположите вагончики в определенной последовательности, и пусть ребенок повторит ее.

Игры для старших дошкольников

В возрасте 5-7 лет в жизни дошкольника должна появиться так называемая продуктивная деятельность. Это лепка, рисование, конструирование. На этом этапе ребенку важно не только воспринимать, но и воспроизводить. На первый план выходит действие. В речи ребенок использует много прилагательных. Он не только знает о свойствах предметов, но и называет их, различает, находит. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, по-прежнему, происходит через игру. Содержание сенсорного воспитания на этом этапе включает развивающие игры, физические нагрузки. Особенности развития детей 5-7 лет состоят в том, что их действия становятся более осознанными и целенаправленными. Возникает тесная связь между речью, мышлением, действием.

Предлагайте детям игры на развитие смекалки. Их можно разделить на три типа: составить фигуры из палочек, изменить фигуры из палочек, составить фигуры из элементов. Они отлично тренируют смекалку, развивают мышление и воображение. Такие игры бывают различных уровней сложности. Много вариантов можно найти в детских магазинах.

Развиваем речь

Правильная речь, богатый словарный запас — залог того, что у вашего ребенка будет развита вся когнитивная сфера. Вот несколько примеров игр на речевое сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

  1. Предложите подобрать к слову противоположное. Например, вы говорите «большой», ребенок отвечает «маленький» и т.д.
  2. Загадывайте загадки, например такую: пусть он слишком длинноух, но зато и слух за двух. Правильный ответ: заяц. Спросите: какого цвета заяц, где он обитает, что он ест? Побуждайте называть прилагательные: серый, трусливый, ловкий, быстрый и т.д.
  3. Покажите предмет (например, игрушку) и попросите рассказать, какой он? Например, стул — деревянный, маленький, белый. Особенно эффективно такое занятие тогда, когда играют несколько детей. В этом случае возникает соревновательный момент: выигрывает тот, кто назовет больше признаков.

Понимание времени

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста состоят в том, что оно понимается через определенные повторяющиеся действия. Например, смена времен года, смена дня и ночи, режим дня. Выделяют 4 этапа формирования понятия о времени у ребенка. Примерно до 2 лет ребенок воспринимает время с помощью режима своего дня: кормление, игра, сон. Период от 2 до 4 лет иногда называют периодом «опредмечивания» времени. Дети воспринимают время через яркие запоминающиеся события. Пока они еще могут путать определения слов — сначала, потом, завтра, вчера. К 6 годам дошкольник хорошо владеет временными категориями. В возрасте 7 лет дети начинают ориентироваться по часам.

Для того чтобы сформировать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в контексте владения временными категориями, можно выполнять следующие упражнения.

  1. В первую очередь активно используйте временные категории в повседневной жизни. Это способствует активному усвоению таких понятий, как тогда, сейчас, раньше, давно и пр.
  2. Подготовьте карточки с элементами режима дня: утренний душ, гимнастика, прогулка, обед, дневной сон. Покажите две карточки и спросите: что длится дольше? Затем выберите другие и задайте вопрос: что происходит раньше?
  3. Наблюдайте на улице за животными и спрашивайте: кто движется быстро, а кто — медленно?

Диагностика восприятия

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста важно не только в контексте развития умственных качеств. Перед поступлением в школу всегда проводится диагностика уровня развития сенсорики. Это те же средства и приемы, которые используются при развитии в дошкольном возрасте: игры, загадки, упражнения. Но они имеют свою специфику: тесты проводятся на время, непривычная для ребенка обстановка может повлиять на результат. Обследование включает все сферы когнитивного развития: логическое и образное мышление, внимание, речевой уровень, способность к математике и пр. Вот основные методы диагностики восприятия.

  1. Задание на проверку уровня развития моторики рук, в котором предлагается дорисовать хвостики мышкам или ниточки шарикам.
  2. Объяснить, что означает пословица. Это способы проверки развития мышления и речи.
  3. Тесты на внимательность, в которых предлагают найти и вычеркнуть какой-либо предмет. Есть несколько вариантов таких заданий, все они выполняются на время. Нужно вычеркивать один тип фигуры из множества нарисованных на листе. Или зачеркивать несколько указанных букв в каждой строчке. Еще один вариант — рисовать необходимую фигуру на каждой строчке.
  4. Самое популярное упражнение — собирать фигуру из мелких составляющих. Его разновидности: собирать бусы или найти такой же предмет. Все эти задания проверяют математические способности.
  5. Также детям могут предложить слепить любую фигуру из пластилина. Ребенок должен сам решить, что это будет. Высший балл ставится тем, кто детально проработал свою скульптуру.

Это не полный перечень методов и приемов, используемых при поступлении. Разные школы дополняют тестирование другими заданиями.

В материале раскрыто понятие основных сенсорных эталонов, указаны основные этапы сенсорного развития дошкольников, приведены некоторые игры на развитие сенсорных способностей, которые помогут не только воспитателям, но родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий - нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

"Вкусное путешествие".

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние .

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

"Что нам подскажет запах?". В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.


Сенсорное восприятие — что это такое? Что кроется за этим педагогическим термином и почему это так важно? Давайте узнаем об этом вместе.

Прежде чем начинать разговор о важности сенсорного восприятия и о методах такого воспитания, не мешало бы узнать, что несут в себе эти термины. С этого и начнём.

Что такое сенсорное восприятие

На вопрос о том, что такое сенсорное восприятие, можно ответить так: это чувственное ощущение окружающей действительности. Малыш познаёт мир, в первую очередь, именно при помощи органов чувств. Он слышит, щупает, трогает, нюхает. С этого начинается его знакомство с реальностью. Крайне важно, чтобы кроха умел использовать свои органы обоняния как можно более полно, научился пользоваться всеми их возможностями для познания мира, себя и близких людей.

Что такое сенсорное воспитание

А что такое сенсорное воспитание и в чём кроется суть этого действия? Несложно догадаться, что это развитие, но чего и для чего? Сенсорным воспитанием занимаются для того, чтобы у детишек до трёх лет правильно работало восприятие. Малыши должны научиться правильно воспринимать цвета и формы, пространства и величины. Сенсорное воспитание — это своего рода база, плодородная почва для “процветания” иных психических процессов: внимания, воображения, памяти, умения фантазировать и говорить.

Что такое сенсорный эталон

Ответ на вопрос о том, что такое сенсорный эталон, может выглядеть весьма путанным с первого взгляда. Вообще сенсорные эталоны — это представления об основных разновидностях отношений и свойств, которые были выработаны человечеством в ходе эволюции. Однако если мы поясним сказанное, всё сразу встанет на свои места. Примеры сенсорных эталонов — это нотная шкала, разновидности геометрических фигур, языковые фонемы и так далее.

Методы сенсорного воспитания

Методов сенсорного воспитания совсем немного. Основным является метод обследования. Ребёнку дают в руки какой-то предмет. Он щупает его, нюхает, рассматривает. Таким образом он познаёт этот предмет с помощью органов чувств и обоняния. Обследование учит маленьких деток различать цвета, величины, формы. Действия, производимые в отношении различных предметов, позволяют крохе получить массу впечатлений и ощущений. Он понимает, что мир вокруг него разнообразен, что его окружают разные запахи, звуки.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Сенсорным воспитанием и развитием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду и в различных обучающих центрах для малышей. Однако вам ничто не мешает присоединиться к гильдии педагогов и научиться работать с сенсорным восприятием крохи в домашних условиях. Для этого можно использовать различные игры.

Как правило, игры, направленные на сенсорное развитие детей раннего возраста, строятся на необходимости определить свойства предложенного предмета. Отличным тренажёром в такой игре будет пластиковая или деревянная пирамидка с кольцами. Нанизывая кольца на стержень, кроха научится различать цвета и величины.

Вот ещё несколько вариантов игрового развития сенсорного восприятия в раннем возрасте.

  • Кубики. Предложите крохе несколько десятков различных кубиков. Дайте их рассмотреть и потрогать. Хорошо, если кубики будут иметь разную текстуру. А теперь предложите малышу коробку и поставьте перед ним задачу. Например, собрать в одну коробку только красные кубики или только синие. Такая игра отлично подойдёт для детей возрастом от полутора до двух лет.
  • Дразнилки. Продемонстрируйте ребёнку на своём лице различные эмоции. Улыбнитесь, скорчите рожицу, покажите язык, округлите глаза в удивлении. После каждого действия просите малыша повторить то, что он увидел. Пусть погримасничает вместе с вами. К слову, разнообразить игру можно не только проявлением эмоций на лице, но и различными действиями: прыгаем, бежим на месте, плывём брассом, скачем на ослике и так далее.
  • Угадай овощ. Возьмите холщовый мешочек, сложите туда пластиковые овощи и фрукты и попросите малыша не подсматривая нащупать любой предмет в мешке. Нащупав, кроха должен будет сказать, что именно он чувствует. По ощущениям малыш должен определить, какой плод ему попался. Если это пока слишком сложно, пусть попробует описать предмет, отталкиваясь от его свойств: гладкий, круглый, продолговатый, шершавый.

Восприятие - это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия важную роль играют двигательные ощущения .

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и сенсорных эталонов . У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям . Исследование З.М.Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом . К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования , обследовательских действий , последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.

В дошкольном возрасте преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущux . Формируется акт рассматривания, складываются рациональные приемы обследования предметов, возрастает целенаправленность и управляемость процессом восприятия со стороны самого ребенка. А поэтому растет продолжительность ознакомления с предметами , его планомерность .

Возрастает любознательность ребенка. Дошкольник начинает открывать новое в знакомых объектах . Наблюдение превращается у дошкольника в своеобразную умственную деятельность. У дошкольника речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели. Называние воспринятого признака. Связь восприятия с мышлением и речью приводит к его интеллектуализации . Обследование свойств предметов в дошкольном возрасте происходит путем их моделирования , замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами . Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов . Важнейшими видами восприятия выступают восприятие пространства и времени . Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия.

Восприятие времени - один из самых сложных видов восприятий в силу его специфических особенностей. Время не имеет наглядной основы и воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого предмета - часов. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: - зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим; - осваиваются сенсорные эталоны;

Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

16. Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте .

Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды уровня деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

Память составляет совокупность процессов запоминания (фиксации) информации, сохранения или забывания ее, а также последующего восстановления. Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала - образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания - логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной, В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить - непроизвольной и произвольной.

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

Память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

Она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением;

Материал фиксируется ребенком непроизвольно;

Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Подчеркнем особенности памяти в раннем детстве:

Обогащается содержание представлений;

Возрастает объем и прочность сохранения материала;

Появляется новый процесс памяти - воспроизведение;

Бурное развитие получает словесная память.

В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах восприятии и мышлении.

У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Совершенствование действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на идеальный образец - образ памяти - позволяют малышу приобщиться к таким сложным видам трудовой деятельности, как труд в природе и ручной. Словесная память дошкольника интенсивно развивается. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.

На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. память все больше становится подконтрольной самому ребенку. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

Преобладает непроизвольная образная память;

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

По мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.Увеличивается его объём: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Внимание становится более устойчивым. Это даёт ребёнку возможность выполнять под руководством воспитателя определённую работу, пусть даже неинтересную. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов.. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности. Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Внешние средства- указательный жест, слово взрослого, речь самого ребёнка. Развитие внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - зничительновозрастает его концентрация, объём и устойчивость; - складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания.

В.А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное существо. Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник.» Важное значение для развития внимания ребёнка имеет дневной режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни людей, служит внешним средством её организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.