Домой / Праздничный / Приемный ребенок в семье. Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать

Приемный ребенок в семье. Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать

Воспитание приемных детей в семье – дело чрезвычайно важное с позиций общечеловеческих ценностей, но в то же время и трудное, исходя из сложности соединения семьи, у которой есть своя история, свои традиции, привычки, устои, с судьбой ребенка, искалеченной, травмированной. Важно понимать особенности ребенка-сироты, знать, как он до этого жил в детском доме. Нужно помнить, что ребенок, несмотря на то, что в детском доме очень много взрослых – воспитатели, педагоги, психологи – тотально одинок и покинут. У него нет того единственного, близкого, родного взрослого, ради которого он мог бы развиваться, расти, на кого мог бы ориентироваться в своей жизни. Это, конечно, не единственная особенность. Хочется отметить, что у такого ребенка, может быть полное отсутствие опыта жизни в семье. У него нет модели семьи, он не видел, как мама заботится о ребенке и о папе, как папа заботится о семье. Не знает он и многих элементарных вещей: как ходить в магазин, сделать себе бутерброд, заварить чай, как зарабатывают и тратят деньги. В детском доме, к сожалению, полное отсутствие личных границ. Ребенок, конечно, имеет свою кровать, тумбочку, но он не может распоряжаться вещами так, как ему бы хотелось. От его желания очень мало что зависит: хочешь или не хочешь, в положенное время нужно есть, спать, играть.

В семье у ребенка должны быть личные границы , вещи, про которые ребенок может сказать «Это моё!», и мама, папа, другие люди должны попросить разрешения, чтобы воспользоваться этими вещами. Таким образом у ребенка формируется понятие не только «моё», но и «чужое». Отсутствие личных границ в детском доме приводит к тому, что, взяв вещь другого человека, ребенок не понимает, что он ворует, он даже не задумывается о том, что это чужое, он привык к тому, что всё общее. Поэтому когда ребенок приходит в приемную семью, важно учесть этот момент. Обращать его внимание на то, что нужно просить разрешения – и, в свою очередь, спрашивать у него, можно ли взять его вещи. Это целое направление работы приёмных родителей. Нужно не стесняться проговаривать эти вещи с ребенком и непременно уважать его границы.

Если от ребенка отказались уже в сознательном возрасте, он жил в семье какое-то время, то это, безусловно, травмированный ребенок , но определенная привязанность с мамой у него сформировалась. У него есть опыт, пусть и негативный, общения с близкими взрослыми, он научился любить, хотя, может быть, и не так, как нам бы хотелось. У ребенка, который с младенчества живет в детском доме, такого опыта нет вовсе. Он не успел научиться любить ни одного взрослого, у него нет чувства стойкой привязанности. Взрослые в детском доме часто меняются, и в таких условиях тяжело установить взаимоотношения, напоминающие семейные.
Как бы мы ни рассказывали в Школе приемных родителей, на что стоит обратить внимание при выборе ребенка, в большинстве случаев выбирают сердцем. Пришли, увидели – моё! Ёкнуло сердце, и ребенка полюбили с первого взгляда.

Когда ребенок из детского дома приходит в семью, он приносит с собой все обиды, которые он успел накопить за свою жизнь. У ребенка очень низкая самооценка, он считает, что от него отказались, потому что он плохой. Почти никогда он не испытывает агрессию сторону отказавшихся от него родственников. В том, что произошло, он винит себя. Это связано с детским эгоцентризмом, ведь ребенок считает, что весь мир вертится вокруг него – и хорошее, и плохое. Когда ребенок приходит в семью, всё меняется. Конечно, период адаптации проходит сложно, он может быть довольно длительным, но в семье ребенок просто расцветает. Меняется даже запах у ребенка, иногда появляются новые волосы, он начинает активно расти, меняются его глаза – то есть обновление происходит даже на физиологическом уровне.

Психологические изменения связаны в первую очередь с тем, что ребенок понимает теперь: «Я нужен, я любим. У меня есть мама и папа, и всё как у всех» . Ребенку хочется расти и стараться для них. Но не всё сразу получается и не всё гладко проходит. Сначала ребенок очень старается понравиться, старается всё слышать и выполнять, но долго в таком напряженном состоянии он, конечно, находиться не может. Когда ребенок наконец-то расслабляется, приемные родители уже видят всю его горечь, обиду на мир. Они замечают, что не сформировано или разрушено у ребенка базовое чувство доверия к миру. И в этот период родителям важно не дрогнуть, контейнировать его тревогу, принять ребенка с его трагедией. У некоторых адаптация длится около полугода, у других – занимает до семи лет.
Когда конфликт происходит со своим ребенком, у вас есть биологическое подкрепление, вы с этим ребенком с самого начала. Когда возникают конфликты с приемным ребенком, такой биологической поддержки у вас нет. Поэтому очень важно при знакомстве с ребенком почувствовать его. Буквально, нравится ли вам, как он пахнет, приятно ли держать его на руках, трогать его. Трудностей в приемной семье очень много, и телесное принятие поможет вам, будет служить подкреплением в непростых ситуациях. И всё-таки воспитание приемного ребенка – это дело очень благодарное.

Стоит отдельно сказать об искушении приемных родителей свалить все беды на генетику . Сами подумайте, если мы будем каждый день думать о плохой наследственности и говорить об этом ребенку, если каждую минуту будем ждать, что вот-вот он станет алкоголиком или наркоманом, в каждом его шаге, даже безобидном, видеть проявление дурных генов, - что может вырасти из этого? Такое поведение родителей подталкивает ребенка к воспроизведению того сценария, о котором ему говорят, которого от него ждут.
Принимая решение взять ребенка в семью, нужно подумать о том, какие есть противопоказания. Для себя их нужно помнить, обсудить со специалистом и взвесить своё решение. Рассмотрим некоторые из них.

Если в семье, которая готовится стать замещающей, в последние два года произошли какие-либо травмирующие события – смерть близких, развод, тяжелая болезнь – это является серьезным противопоказанием. Считается, что два года – это тот период, за который человек смиряется с утратой. Конечно, это не жесткий штамп, у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но в среднем так. Нужно обязательно прислушаться к себе, если такая ситуация была, прошла ли она для вас, успокоились ли вы, есть ли у вас силы. То есть сначала непременно нужно решить кризис внутри семьи, и уже потом брать ребенка. Если сама семья в кризисе, она не может помочь другому человечку с его проблемами, по-настоящему поддержать его.

Наличие в семье кровных детей – это конечно, не противопоказание, но лишний повод задуматься. Как они отнесутся к появлению нового члена семьи? Как им будет вместе? Специалисты рекомендуют брать ребенка помладше, чем свои дети, чтобы сохранялся естественный порядок появления детей в семье, не нарушалась иерархия старший-младший. Но стоит сказать, что не всегда так, и есть положительные примеры семей, в которых приёмный ребенок старше родного.

Когда ребенок появляется в семье, ему нужно очень много внимания . Ему нужна вся любовь, всё пространство – и надо оценить готовность всей семьи поменять свою структуру. Это сравнимо с новорождённым ребенком, занимающим всё время и заботу мамы. Но при этом у других членов семьи может возникнуть непонимание ситуации – ведь ребенок-то, может быть, уже большой, пять, семь, десять лет, а ведет себя, как малыш: хочет, чтобы его кормили, одевали, возились только с ним. Он как бы наверстывает упущенное. Он так ведет себя не из-за собственных капризов, но устанавливая таким образом привязанность к родителям. Со временем это изменится, ребенок успокоится, но этот период необходимо прожить.

Помните, что ребенка может взять не только пара, но и одинокие люди – мужчина или женщина. Это не самый лучший вариант, но всё равно хороший. Необходимо подумать о возрасте. Лучше, если потенциальные приемные родители будут младше 50 лет, хотя это, опять же, не строгое ограничение, а лишь рекомендация. Связано это и с ресурсом жизни человека - нужно, чтобы родители успели вывести ребенка во взрослую жизнь, и со здоровьем, и с тем, что пожилым людям просто сложнее менять свою жизнь и найти силы заботиться о ребенке.

Важно также подумать о своей мотивации . Для чего я беру ребенка? Зачем? Что я могу ему дать? Чего я жду от него? Есть мотивация, которая способствует тому, чтобы ребенок прижился в семье, стал родным и близким, а есть мотивация, которая препятствует этому. Зачастую взрослый преследует именно свои цели, а не в интересах ребенка действует. Импульсивные действия тоже ни к чему хорошему не приводят. Например, увидели малыша по телевизору – жалко, надо взять. Но жалость – не лучший советчик. Сегодня жалко, завтра начались проблемы, и жалость закончилась. Остается живой ребенок, со своими проблемами, особенностями. Возврат же ребенка в детский дом очень тяжело пережить и самому ребенку, и несостоявшимся приемным родителям. Специалисты в Школе приемных родителей – в Нижегородской области таких школ достаточное количество - помогают разобраться в мотивах, и определить личностный ресурс кандидатов в приемные родители. Эта работа направлена на то, чтобы выявить сильные стороны кандидата и возможные риски.

Отношения приемного ребенка с окружением семьи – родственниками родителей, их друзьями, - могут выстроиться не сразу. Первый вопрос, который возникает: «Зачем вы это сделали, зачем вам чужой ребенок?» Особенно болезненно воспринимают такой шаг бабушки и дедушки. Но происходит это не из-за их черствости, а наоборот, они слишком переживают за своих родных детей. Бабушки понимают, что воспитание приемного ребенка – это нелегкий труд, и они стараются оградить своих детей от проблем и тягот. Нужно дать время своим родителям, чтобы они привыкли к ребенку. Ведь это решение приняли вы, самостоятельно, и нужно помочь старшему поколению понять вас. Как раз бабушки и дедушки часто поддерживают мифы о дурной наследственности, которая непременно даст о себе знать. Но потом эти же самые бабушки очень привязываются и по-настоящему любят приемных внуков, гордятся и своими детьми, и их решением. Ведь раньше считалось нормой, что ребенок живет в семье. Если в родной семье возникала какая-то тяжелая ситуация, ребенок не оставался один, его всё равно забирали родственники, друзья, знакомые, просто жители той же деревни. Бывает и так, что прабабушки, помня об этой традиции, помогают бабушкам привыкнуть и принять ребенка-сироту.

Приемного ребенка тоже нужно подготовить к знакомству с новыми людьми . В детском доме он жил в достаточно ограниченном коллективе, теперь же ему предстоит встретиться с большим количеством людей, каждый из которых имеет своё мнение о нём, своё отношение. Прежде всего, приёмному ребенку важно установить отношение с приемными родителями, и на первых порах ребенка лучше уберечь от лишних встреч. Выстроить сначала маленькую семью – родители и дети. Когда ребенок поймет, что его здесь любят и принимают таким, какой он есть, - когда он балует, когда он болеет, когда грустит и радуется, - он станет увереннее. Потом постепенно, без пышных многолюдных мероприятий, можно знакомить его с окружением семьи. Хорошо бы сначала поговорить об этом, показать фотографии, рассказать о тех людях, которых он скоро узнает. Ребенок даже может не пойти сначала, отказаться и испугаться – поймите его, может быть, стоит и отложить встречу.

Приемные родители должны обладать рядом личных качеств, которые помогут справиться с конфликтными ситуациями . Во-первых, это эмпатичность – способность сопереживать, понять, почувствовать другого человека, будь это приемный ребенок, родной ребенок, ваш супруг или ваши родители. Во-вторых – открытость родителя, способность принять помощь. Зачастую приемная семья остается один на один со своими проблемами, она боится пустить к себе специалиста, который поможет, увидит ситуацию с другой стороны, оказать поддержку. Такое поведение лишь усугубляет проблемы. Обращаться лучше в специализированные службы, которые работают именно с замещающими семьями, потому что тема приемного родительства имеет свою специфику. Очень важно для приемного родителя быть коммуникативным человеком, то есть уметь налаживать связь и с ребенком, и с учителями в школе, и, если не прервано общение с кровными родственниками, с родными своего приемного ребенка.

Поддерживать ли контакты с людьми из прошлой жизни ребенка , решают в первую очередь сами приемные родители. Бывают такие ситуации, когда ребенка необходимо оградить от прежних родственников – и точка. Например, если в родной семье происходило насилие, аморальные вещи. Но бывает и так, что от детей отказываются в силу непреодолимых обстоятельств – крайней материальной нужды, сложной жизненной ситуации. Если общение с родными не приносит очевидного вреда ребенку, то не стоит категорически запрещать ему встречи с кровной семьей. Каждый человек должен иметь свою историю, и ребенок вправе знать, что было в его жизни. Приемные родители должны рассмотреть все возможности и варианты именно в пользу ребенка – как ему, а не им, будет лучше.
Желаем вам, чтобы каждая семья была счастливой, и чтобы приемные дети действительно стали родными, любимыми и любящими.

Неуверенность в себе, страх и волнение испытывают все новоиспеченные родители. Но в отличие от обычных мам и пап, кроме вопросов «как пеленать?», «чем кормить?» и «не навредит ли здоровью крохи открытая форточка?», у вас возникает еще масса других вопросов, главный из которых - сможете ли вы полюбить рожденного другой женщиной мальчика или девочку, ставшего (шей) членом вашей семьи?

Жизнь втроем

Вполне естественно, что для семьи, которая собирается взять ребенка, период ожидания малыша протекает не так, как у биологических мам. Пусть женщина не вынашивала беременность, но она должна «выносить» свое материнство.

  • Узнайте, что испытывают приемные родители: поговорите с другими парами, усыновившими ребенка, наконец, прочтите книги, посвященные этой теме.
  • Не сравнивайте своего малыша с детьми своих друзей и знакомых - принимайте его таким, какой он есть.

Такие детки особенно замечают отсутствие личных вещей: игрушки общие, общие полотенца, одежда общая и ее при стирке путают. У них нет любимой чашки, тарелочки, любимой игрушки, с которой обычно засыпают малыши. Это жизнь с отсутствием тех маленьких вещей-символов, которые воспитывают индивидуальность. И это первое, о чем должны позаботиться мамы и папы перед приездом в новый дом приемного сынишки или дочурки.

Готовясь стать мамой, учтите результаты психологических исследований. Дети до двух лет почти не помнят своего прошлого. Именно с ними у приемных родителей складываются самые прочные отношения. Зато у детей 2–6 лет часть воспоминаний сохранилась. Эти малыши могут непроизвольно воспроизводить то поведение, которое наблюдали в семье или в детдоме. Кстати, этот возраст самый подходящий для того, чтобы постепенно рассказывать крохе правду о его появлении в семье.

Дети старше 6 лет помнят свое прошлое, которое уже наложило отпечаток на их развитие. Освоившись в новой обстановке, они могут демонстрировать многое, виденное ими в прежней семье или детдоме. Эти малыши особенно нуждаются в правдивой информации о своих кровных родителях и своем прошлом.

Скрытые проблемы

Решаясь на усыновление, будущие родители частенько становятся жертвой «доброжелателей», мол, зачем вам эти дети, они сплошь неполноценные, рожденные наркоманками и алкоголичками. А уж какие там гены!..

Все родители, а не только приемные, хотят, чтобы малыш был и красивый, и здоровый, и чтоб похож был на папу с мамой одновременно. Но ведь и желанные детки не всегда рождаются вполне здоровенькими, а уж что касается генов… Вряд ли многие из них похвастаются генеалогическим древом, выстроенным с учетом пращуров до десятого колена. Что же касается малышей, «идущих» на усыновление, то их тщательно обследуют и отбирают: тех, кто имеет неизлечимые заболевания, например болезнь Дауна, даже не предлагают потенциальным усыновителям - это запрещено законом. Да, действительно, кроха может «взять» от кровных родителей предрасположенность к болезням (но не сами болезни!), но он не унаследует воровство и хулиганство. Человека формирует окружающая среда, а значит, очень многое зависит от его новых воспитателей.

«Признаюсь честно, у меня даже не возникло мыслей о наследственности и прочей условной чепухе, - рассказывает Анна, - хотя в 4 с половиной месяца Саша не только не переворачивался, он даже головку самостоятельно держать не мог и сильно отставал в массе и росте. Но я рада, что нас не испугал букет „серьезных болезней“. Конечно, у него в анамнезе была и фраза: „задержка психомоторного развития“. У многих ли ее нет?.. Тем же, кто еще сомневается усыновлять или нет малютку, я могу сказать только одно: не выбирайте долго и упорно, не ищите родословных, не подбирайте по цвету глаз, волосиков - откройте свое сердце и вы услышите ответ».

Анна с мужем не торопились и не подгоняли развитие своего малыша - ведь он был таким слабеньким. Но в семь месяцев Саша уже сам сидел. В восемь - ему не хватало всего лишь 300 г до «принятых норм», но зато в год уже был «лишний» килограмм. В десять месяцев он начал ходить. Сейчас его уже сняли с диспансерного учета пульмонолог и ортопед.

Многие болезни, и это признают психологи, возникают от недостатка любви и лечатся, соответственно, любовью. Кстати, если перед усыновлением вы хотите получить информацию о биологических родителях - все сведения, как правило, доступны и, более того, обязательны для ознакомления.

Как ему сказать…

В нашем обществе, к сожалению, приемный ребенок частенько получает ярлык неполноценного. Поэтому хорошо подумайте, имеет ли смысл афишировать перед друзьями, знакомыми и просто соседями факт усыновления малыша. Впрочем, сделать из этого тайну тоже, увы, не всегда получается.

«По соседству с нами живет еще одна семья с приемным ребенком, - рассказывает Анна. - Муж с женой, которым лет по тридцать, усыновили девочку еще в грудничковом возрасте. Правда, „рождение“ приемной дочки было обставлено по тщательно разработанному сценарию, они придумали необычную историю о родах в Канаде и т. п. Они и дочери рассказали о том, как ее привезли домой… Девочке сейчас пять лет, и родители свято верят, что они всех обманули. Только „шила в мешке не утаишь“, и все вокруг знают правду. На мой взгляд, ложь - это бомба замедленного действия! Я много общаюсь с такими же приемными родителями, как и мы - наслушалась всяких историй, когда неосведомленность ребенка приводила к трагедии. Да, мой малыш усыновлен, но он мой, родной и должен знать правду! Ведь одна угроза, одно слово со стороны может разрушить доверие. Я уже сейчас рассказываю Саше о том, как мы его впервые увидели… Более подробно мы расскажем, когда он сможет понять, что это такое - „биологические родители“. Я не хочу, чтобы он почувствовал себя обманутым. Мне не придется врать - он любимый и самый желанный!»

Как поступить, конечно, зависит от самих родителей. Сказать ребенку или нет, а если сказать, то как? Как можно тактичней и… проще. Обязательно убедите малыша в том, что он именно такой ребенок, о котором вы всегда мечтали. На вопрос, почему его бросила родная мама (этот вопрос обязательно прозвучит, будьте к нему готовы), стоит сказать примерно следующее: «Я не знаю, почему она не смогла о тебе заботиться, но я уверена, что она этого очень хотела». Помните, нельзя негативно отзываться о прошлом ребенка. И, возможно, обращение одной приемной матери к своему малышу поможет и вам выбрать правильные слова.

Жили на свете две женщины, которые не знали друг друга.
Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.
Две разные женщины, создавшие твою жизнь.
Одна стала твоей путеводной звездой,
другая - твоим солнцем.
Первая женщина дала тебе жизнь,
вторая учила, как ее прожить.
Первая дала желание быть любимым,
вторая подарила тебе любовь.
Одна дала тебе национальность,
другая дала тебе имя.
Одна подарила тебе талант,
другая дала тебе цель.
Одна подарила тебе чувства,
другая умиротворила страхи.
Одна видела тебя при рождении,
другая научила смеяться и говорить.
Одна не смогла дать тебе дом,
другая молила о ребенке,
и Бог услышал ее.

Несмотря на свою простоту, оно достаточно точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с крохой о его кровных родителях и тех, кто принял его в семью.

Смогу ли полюбить…

Материнская любовь с моментов родов - один из многочисленных мифов. Любовь матери к своему малышу не расцветает при первой встрече. Она «оттачивается» в течение дней, недель, месяцев и лет любви и забот. И какой же он чужой - этот кроха, который вошел в вашу жизнь? Это раньше он был ничей, а теперь он ваш.

«У меня не было возможности готовиться к появлению малыша заранее - все произошло неожиданно. Погиб мой единственный ребенок. Он воду любил, плавал отлично, но море его забрало. Нам незачем стало жить, было страшно возвращаться домой, не было смысла идти на работу, зарабатывать. Для кого?.. И мы с мужем неожиданно для себя взяли брошенного кроху.

Стал ли он родным? - продолжает Аня. - Он уже давно им стал. А когда у Саши заподозрили серьезное заболевание, и муж, испугавшись, предложил вернуть Сашеньку в детдом, я поняла, что если мне придется выбирать между „чужим“ ребенком и „родным“ мужем, я выберу приемного сына».

Узы, связующие мать и приемное дитя, в большинстве случаев столь же прочны, как и у обычных родителей. Но не впадайте в крайность, не доказывайте самоотверженно свою любовь к малышу - искренность ваших чувств внушит ему, что он желанен в родном доме. А ведь он родной, не так ли?

Первые дни в новой обстановке и с новыми людьми, в зависимости от возраста и темперамента ребенка, могут стать большим стрессом. Поэтому психологи рекомендуют родителям отнестись и к ребенку и к самим себе особенно бережно и внимательно, не форсировать события. Желательно какое-то время повременить с шумными праздниками с участием родственников и друзей семьи, которые хотели бы посмотреть на ребенка и поприветствовать его.

Первые хлопоты

Встать на учет в органах опеки по месту жительства, сделать ребенку регистрацию, отдать документы в школу – столько дел! Конечно, никто не любит бумажную волокиту, но все-таки это приятные хлопоты, знакомые всем родителям.

Помимо федеральных льгот и выплат, которых немного, вам полагаются региональные, и их список нужно уточнять в отделе соцзащиты по месту жительства либо проверить соответствующие региональные документы самостоятельно.

Льготы и выплаты, в зависимости от региона, могут быть самыми разными. От путевок на отдых и бесплатных обедов в школе до льгот по оплате коммунальных услуг и выплат на канцелярские товары школьникам.

Подробнее о выплатах и других вопросах после усыновления и после установления опеки можно почитать на сайте юриста Ольги Митиревой.

Маме надо работать

Нередко перед приемными родителями стоит вопрос: можно ли отдать ребенка в садик или нанять ему няню? Во-первых, надо не забывать о праве усыновителей и опекунов взять отпуск по уходу за ребенком до трех лет (это право не распространяется на опекунов, заключивших договор о приемной семье и получающих дополнительную компенсацию за свой труд приемного родителя). Насчет детского садика специалисты по семейному устройству и психологи единодушны – по возможности нужно избежать этого варианта и оставить ребенка дома, особенно это касается периода адаптации к новой семье (1-2 года).

Если и папе и маме действительно необходимо выйти на работу, можно использовать услуги няни. Подробнее о том, почему стоит отказаться от садика, можно почитать в статье одного из самых опытных специалистов по семейному устройству в нашей стране Алексея Рудова

Стоит ли записывать ребенка на развивающие занятия, развлекательные кружки, чтобы компенсировать то время, когда ему это было недоступно? Конечно стоит. Только желательно делать это не сразу после принятия ребенка в семью, а чуть попозже, когда он освоится с новой обстановкой и привыкнет к вам. Когда окружающий мир станет для ребенка знакомым, а значит безопасным, он сможет наконец-то переключиться на развитие и усваивать новые навыки.

Ребенок не «чистый лист»

Даже если вы взяли в семью младенца, которому всего несколько месяцев, когда он подрастет, от него не стоит утаивать то, что вы приемные родители, а не биологические. И чем раньше он привыкнет к той мысли, что у него не один комплект мамы с папой, а целых два, тем легче он воспримет эту информацию.

Лучше всего впервые упомянуть об этом, когда ребенок только начинает говорить. Конечно, не нужно сообщать трагических подробностей, в этом возрасте они совсем не нужны. Есть тематические сказки, например, «Сказки про Марту» детской писательницы Дины Сабитовой. Сказок в этой книжке две – первая «Клад» — для детей 3-6 лет, а вторая «Музей» – рассчитана на возраст 6-9 лет, когда детям нужно больше ответов.

Часто дети подозревают о том, что они приемные, и испытывают облегчение, когда родители наконец раскрывают «секрет». О том, почему не стоит хранить скелет тайны усыновления в своем шкафу, очень наглядно рассказывает психолог Мария Пичугина (Капилина): .

С ребенком постарше можно сделать «Книгу жизни». Благодаря «Книге жизни» история ребенка до того, как он пришел в вашу семью, станет для него более ясной и перестанет пугать его и мешать добиваться успехов в его новой жизни. О том, как делать «Книгу жизни», рассказывает психолог центра «Про-мама» Татьяна Панюшева в .

Стоит ли бояться кровных родителей?

Еще одна болезненная тема – общение ребенка с кровными родственниками. Если ребенок никогда не знал своих биологических родственников, то в подростковый период (период самоидентификации) он обязательно захочет узнать о них больше и встретиться с ними. По мнению психологов, этого не стоит бояться. Чаще всего после таких встреч дети понимают, что у них гораздо больше общего с приемными родителями, чем с кровными. Психолог Ирина Гарбузенко отмечает: «Я в своей практике еще ни разу не встречала такого случая, чтобы усыновленные дети возвращались к кровным родственникам. Такое бывает разве что в кино и сериалах».

По закону встречи с кровными родственниками возможны, если они – в интересах ребенка (п. 5 ст.148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).

О том, почему ребенку важно общение или хотя бы спокойное отношение к кровным родственникам, описано в книге психолога Людмилы Петрановской «Дитя двух семей» .

Возрастные кризисы и трудное поведение детей

Не секрет, что стандартные возрастные кризисы у приемных детей могут проходить более болезненно, чем у детей, которые с рождения воспитывались в родной семье. Тут можно посоветовать собрать как можно больше информации об этих кризисах и быть готовыми обратиться к специалистам-психотерапевтам, если все будет проходить слишком тяжело для ребенка и/или для вас. Безусловно, если у вашего ребенка был опыт физического или сексуального насилия – у вас не получится самостоятельно залечить его раны. Это обязательно должен делать сторонний специалист, который специализируется на такого рода травмах.

К счастью, сейчас очень много литературы и общественных организаций, помогающих приемным семьям. Конечно, в крупных городах таких возможностей больше, но радует то, что количество источников получения такой помощи увеличиваются с каждым днем. О возможностях в вашем регионе нужно узнать в органах соц. защиты, у знакомых приемных родителей или поискать в интернете.
Например, приемные родители могут получить бесплатные онлайн консультации специалистов по семейному устройству по Skype в нашем фонде: .

Полезные материалы:

— О том, какие проблемы возникают у приемных детей в школе и почему они так часто говорят, что не любят учиться – вебинар Натальи Стёпиной .

— Актуальный вопрос, почему дети берут чужое, почему в большинстве случаев это нельзя называть воровством, и как вести себя в такой ситуации родителям, рассматривается в вебинаре .

— Как пережить переходный возраст ребенка? Об этом – вебинар психолога Катерины Дёминой .

— Иногда кризис приходит со стороны. Например, подросток может возобновить общение с кровными родителями (которые временно перестали употреблять алкоголь) и начинает разрываться между своей настоящей, любящей семьей и биородителями. Это очень тяжело как для ребенка, так и для всей семьи. Больше статей и блогов родителей о периоде адаптации вы сможете найти на нашем сайте по тегу .

— Своим опытом о принятии детей на нашем сайте делятся десятки родителей. Ежедневно публикуются блоги и истории семей. Следить за новыми статьями вы можете в разделе .

— В разделе « » мы подготовили для вас короткие информационные материалы о детях с особенностями развития:

— В разделе можно посмотреть фильмы о приемных семьях.

Берегите себя, вы нужны своим детям

«Наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка». Это правило безопасности лучше соблюдать, ведь ресурсы родителей не бесконечны, их обязательно нужно восполнять. Только своим примером счастливые родители смогут показать детям, что такое быть счастливыми.

Для восполнения ресурсов нужно использовать все возможности: общаться с близкими по духу приемными родителями онлайн и лично; чаще отдыхать (спасибо бабушкам и дедушкам, няням и просто путевкам в санаторий), не позволять себе забывать о своих увлечениях и хобби, о вещах и занятиях, которые вас радуют и дают вам силы. Наш вебинар подробнее рассказывает об этом.

И под конец хочется сделать признание в любви приемным родителям: Мы вас любим!

Каждый день вы занимаетесь подчас невероятно тяжелой, но бесценной для детей и всего нашего общества работой – вы стали родителем ребенку, шансы которого на нормальную жизнь после детского дома практически равнялись нулю. Вам есть чем гордиться, и когда-нибудь наше общество придет к этому пониманию, с каждым годом есть изменения в лучшую сторону.
Вы делаете наших детей и всё наше общество лучше и счастливее. Спасибо вам, что вы есть!

  • Добавить в избранное 5

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Читайте в этой статье:

В наше время немало семей воспитывает приемных детей. Основной причиной этого является физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. В некоторых случаях бездетность становится настоящей трагедией. Чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни, большинство пар идет на усыновление чужих детей.

Взяв на воспитание ребенка с медицинскими противопоказаниями, надо быть готовым к некоторым трудностям. Хотя в атмосфере семьи дети намного быстрее развиваются, чем в детском доме, не всегда родители оказываются готовыми растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать. Иногда, взяв на воспитание приемного сына или дочь и обнаружив серьезные проблемы со здоровьем, супруги отказываются от сироты, стараясь снять с себя ответственность. Такое отношение оказывается жестоким ударом для малыша.

Особенности приемной семьи

Если вы взяли на воспитание приемного ребенка в семью, значит, подготовка к важному событию появления малыша проходила несколько иначе, чем у других пар. Его приход сопровождался не беременностью и родами, а длительными и изматывающими процедурами по усыновлению. Вы осознаете, что у вашего сына или дочери есть биологические родители, другие родственники. Возможно, ваше дитя совершенно не похоже на вас. У него другой цвет глаз, волос, темперамент и характер. Все эти особенности унаследованы ребенком от его биологических родителей. Он может расти непоседливым, коммуникабельным, испытывать постоянную тягу к общению, а вы обладать спокойным уравновешенным характером. В большинстве семей встречается различие между детьми и родителями, но в приемной семье оно приобретает особенный оттенок.

Наличие в семье приемного ребенка школьного возраста может создать некоторые трудности. Им уже усвоены определенные стереотипы поведения. Он мог не получать даже самого элементарного ухода, возможно, знает, что такое голод. Многие сироты ранее подвергались насилию со стороны взрослых и сверстников. Психологические травмы в юном возрасте оказывают огромное влияние на дальнейшее нравственное и психическое развитие личности. В некоторых случаях вполне достаточно просто оказать поддержку и окружить дитя любовью. Необходимо выполнять то, что вы бы делали для своего родного ребенка. Если забота и внимание не способствуют скорейшему приходу поведения в норму, стоит обратиться за помощью к специалисту. Детский психиатр сможет разобраться с душевными травмами, чтобы они не привели к печальным последствиям.

Воспитание приемного ребенка в семье — ответственный шаг. Нужно очень чутко относиться к детской психике, тогда малыш быстро привяжется к новым родителям. Он будет прекрасно себя чувствовать в приемной семье. Иногда такие супруги и их дети могут оказаться в социальной изоляции. С этим нужно считаться. Понимание и терпение помогут справиться со всеми временными трудностями.

Воспитание приемных детей до года

Некоторые пары боятся усыновить младенца. В таком возрасте почти нереально создать точный прогноз состояния здоровья ребенка в будущем. Мужчины и женщины не задумываются о возможности врожденных пороков у родных детей. Это могло бы помочь относиться к приемному малышу как к собственному. Увы, мир создан так, что некоторые родители отказываются от своих тяжелобольных детей. А брать на воспитание чужого нездорового ребенка мало кто решается.

Психологи рекомендуют усыновлять детей в младенческом возрасте. В таком случае отставание в развитии будет минимальным. Нужно понимать, чем был обделен ребенок в детском доме. А не хватало ему родительского тепла и заботы.

Если на воспитание берется новорожденный, то у него не может быть отставания и задержки в развитии. Особенности ухода будут те же, что и у семьи, растившей собственного малыша с рождения. В обязанности мамы входит правильный уход и частое общение. Такой ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников, воспитывающихся родными родителями.

У малыша в возрасте около 6 месяцев могут присутствовать некоторые задержки в развитии. Они сопровождаются следующими проявлениями:

1. Ограниченной двигательной активностью, отсутствием сосредоточивания и неулыбчивостью.

2. При обращении взрослого реакция ребенка может быть замедленной.

3. Малыш реагирует только на определенное воздействие. Оживления по собственной инициативе не происходит.

4. Нет реакции на игрушки.

Каждый ребенок имеет свою индивидуальность и развитие. При отставании усыновленного малыша в формировании от сверстников не нужно опускать руки. Надо просто уделить ему больше внимания и общения. Если ребенок радуется вашему появлению, аукает, интересуется игрушками, предложенными вами, значит, дела у вас обстоят хорошо. Вы все правильно делаете. Желательно побольше общаться с карапузом, кормить его на руках.

Воспитание приемного ребенка в семье старше полугода подразумевает формирование личностной связи. Нужно определить этап его созревания. В детдомах малыши, которым больше 6 месяцев, продолжают находиться на уровне эмоционального общения. Тогда надо вести себя с таким ребенком, как и с полугодовалым крохой. Потом желательно перейти на стадию ситуативного делового контакта. Рекомендуется начать играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». Если малыш противится, не огорчайтесь и не настаивайте. Нужно дать ему немного времени, чтобы привыкнуть.

Воспитание приемных детей старше года

В развитии детей старше одного года есть свои особенности. Такие малыши уже умеют играть с предметами. У них хорошее тактильное развитие, но на контакт со взрослыми идут неохотно. Процесс игры происходит отчужденно от общения. Малыш может не реагировать на слова и не подражать вашему поведению. Все это является следствием психической задержки развития. Высока вероятность отсутствия лепета или ограниченного его проявления. Нужно найти общий язык с ребенком, предложить ему новые игры и игрушки, ненавязчиво подключить эмоциональный контакт. Все действия должны быть постепенными и деликатными.

Воспитывая приемного ребенка в семье, нужно хвалить его за хорошие поступки и ругать за плохие, как родного. Если он что-то сделал неправильно, покажите ему, как следует поступить в этой ситуации. Учите малыша повторять за вами слова. Если у него не получается, проявите терпение и не ругайте. Со временем он научится. Покажите ребенку картинки, почитайте книжку. Веселитесь вместе с ним. Пожалейте, когда ему плохо. Не забывайте, что счастливые дети вырастают в счастливой семье независимо от того, родная она или приемная. Если создать теплые и гармоничные отношения в доме, усыновленный ребенок быстро догонит в развитии своих сверстников.

Адаптация приемных детей в новой семье

Прежде чем привезти приемного ребенка жить в свой дом, необходимо изучить все особенности воспитания таких детей и решить, под силу ли вам это. Ребенок — это не игрушка. Вы не можете сегодня взять к себе жить дитя, а завтра отвезти обратно, потому что оно капризное, непослушное и неуправляемое. Вы станете причиной еще одного предательства, которое отразится на его отношении к окружающему миру.

Перед усыновлением постарайтесь хорошо узнать ребенка. Пообщайтесь с воспитателями. Он будет делать все, чтобы понравиться своим будущим родителям. Все дети хотят иметь маму и папу.

Привыкание к новым родителям будет происходить больше месяца. Супругам тоже понадобится время для адаптации к изменениям в семье. Если приемный ребенок не является первенцем, нужно поровну разделять внимание ко всем детям. Важно, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Говорить о полной адаптации рано, когда малыш всеми силами старается понравиться своим новым маме и папе. У него может наблюдаться повышенная активность, ведь для ребенка это такое счастье.

Следующий период адаптации будет не таким радужным. Начинается привыкание к новой обстановке. Со стороны ребенка возможно проявление характера, хамство, грубость. Наблюдая за реакцией родителей, он определяет границы дозволенного. Паре необходимо проявить терпение и понимание. Следует спокойным тоном объяснить малышу недопустимость тех или иных действий. Не кричите на него. Закрывать глаза на плохое поведение тоже нежелательно.

Плохое поведение ребенка может стать причиной депрессии у мамы и неуверенности в своих силах. Ни в коем случае нельзя говорить детям об обязанности приемным родителям за то, что их забрали из детдома и они находятся в полноценной семье. Такие упреки могут вызвать ненависть со стороны ребенка.

После окончания этого сложного периода начнется время спокойствия и доброжелательности со стороны усыновленного малыша. Он начнет доверять родителям и делиться с ними своими мыслями. Начнет проходить боязнь того, что мама и папа предадут его и бросят. Пойдет привыкание к новому образу жизни. Полная адаптация приемного ребенка может длиться до 5 лет. Главное — запастись любовью и терпением, окружить ребенка лаской и заботой.

Основные проблемы при воспитании

К проблемам, которые могут возникнуть при воспитании приемного ребенка, нужно подготовиться заранее. Для начала вами должно быть принято решение насчет того, стоит ли малышу говорить правду о его усыновлении. Лучшим вариантом в этом вопросе является правда. Если вы решили ее скрыть, необходимо все взвесить и сделать так, чтобы ребенок ничего не узнал из других источников. Случайное открытие тайны чревато для него сильным стрессом и потерей доверия к родителям.

Если малыш не забыл своих биологических маму и папу, то, возможно, он будет их сравнивать с вами. В этом состязании не вы будете выигрывать. Даже сильно пьющие и совершенно не проявляющие заботу к своему отпрыску, они останутся для него лучшими. Возможно, он будет пытаться разыскать их. Не рекомендуется давать нелестную характеристику его биологическим родителям, иначе ребенок будет воспринимать вас как врагов. Просто смиритесь и продолжайте заботиться о своем чаде.

Иногда приемные родители сталкиваются с проблемой воровства со стороны ребенка, который достиг школьного возраста. Кража может произойти дома, в школе или магазине. На такое нельзя закрывать глаза. Спокойно объясните своему малышу почему он плохо поступил. Для предупреждения таких действий постарайтесь обеспечить ребенка самым необходимым, но не балуйте.

Сначала усыновленные дети не понимают, что можно брать, а что нет. В детских домах все общее. Сегодня ты надел эту обувь, а завтра она может оказаться на другом мальчике или девочке. Необходимо объяснить ребенку, что есть вещи, принадлежащие ему, а есть собственность другого человека. Свои игрушки, одежду, обувь он может брать и пользоваться, когда захочет. Чужие личные вещи должны быть неприкосновенны, они берутся только с разрешения. Ребенок скоро привыкнет к такому положению вещей.

Реакция родственников на усыновление

Если вами принято решение об усыновлении ребенка, вся семья и ближайшие родственники должны принять сироту как полноправного члена. Существует вероятность развития ситуации, когда малыша просто игнорируют или недоброжелательно относятся к нему. Это нужно пересечь в корне. Когда вы будете принимать дитя как полноправного члена семьи, он по-настоящему почувствует себя любимым и счастливым.

Проведите беседу с остальными родственниками. Расскажите своим родителям, братьям, сестрам о том, как важно дать малышу почувствовать себя непосторонним. В этом случае лучше не идти на компромисс. Вы теперь стали мамой и папой, забота о благополучии ребенка должна быть для вас приоритетом, как и для всех родителей.

Приемные и родные дети

В некоторых семьях воспитываются и родные дети, и приемные. В таких случаях возможно соперничество, вражда и обида между ними. Детям не составит труда найти повод, чтобы поругаться. Желательно, чтобы каждый ребенок знал свое происхождение и, несмотря на это, вы одинаково относились к каждому из них.

Различия могут иметь место и в физической, и в интеллектуальной сфере. Если ваш родной ребенок хорошо учится, а приемный еле справляется со школьной программой, то эта разница будет негативно отражаться в их взаимоотношениях. Наличие ребенка с ограниченными физическими способностями еще больше будет усугублять ситуацию. Приемный малыш видит свое отличие от братьев и сестер и ощущает себя чужим. Если же они превосходят его в науке или спорте, то у него может развиться комплекс неполноценности.

Приемным родителя рекомендуется поискать в каждом из детей сильные стороны и способности независимо от того, родной это ребенок или из детского дома. Воспитание должно основываться на положительных сторонах характера. Мудрая мама всегда поддержит свое чадо и придаст ему уверенности в собственных силах.

Сначала с усыновленным мальчиком или девочкой в семье будет непросто, придется преодолеть немало трудностей. Любовь, взаимопонимание и терпение помогут вам в этом. Когда проблемы воспитания останутся позади, у вас окажется ребенок, который способен одарить вас своим теплом и лаской.