Домой / Праздничный / Семинары практикумы для воспитателей доу по экологии. Методический семинар «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников

Семинары практикумы для воспитателей доу по экологии. Методический семинар «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Цель : развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность

в сфере экологии ; повысить профессиональное мастерство педагогов

и эффективность их процессуальной деятельности, активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов и установить тесное

сотрудничество между ними.

Подготовка к семинару – практикуму :

1. Подобрать вопросы для деловой игры , составить конспект.

2. Подготовить пособия к организации и проведению семинара .

План проведения семинара .

1. Сообщение по теме : « Роль игры в экологическом воспитании дошкольников » .

2. Экологическая разминка .

3. «Таинственный конверт» .

4. Музыкальная пауза.

5. «Поговорим о принципах обучающих игр» .

6. «Подвижные игры и экология » .

7. «Художники» .

8. Заключение.

Вступительное слово.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю :

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!»

(М. Романова)

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях « экологическое образование и воспитание » , « экология души » , « экология человека » и некоторых других.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования . При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей , насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания .

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека . В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности , которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний , норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней , активность в решении некоторых экологических проблем . При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сегодня я предлагаю поговорить о роли Игры в экологическом воспитании дошкольников .

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры , дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей , расширению их представлений о мире.

В работе с дошкольниками , по экологическому воспитанию , должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры , театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей , т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира : ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления , сознания, экологической культуры . Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры . В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры , который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры , вызывающей эмоциональный оклик, оказывает влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания , вызвавшие эмоциональную реакцию у детей , скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры , так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними .

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания , развития познавательной деятельности. Игры проводят во время непосредственно-образовательной деятельности, на экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры , применяемые во время непосредственно-образовательной деятельности, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах , игра, обычно, занимает всю непосредственно-образовательную деятельность, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является ее частью и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры , в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.

В средней группе , играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д., в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям) . Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры , в которых нужно объединять предметы по общему признаку : назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии . Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила : он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности : дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи какого-либо сказочного героя, например : старичка-Лесовичка, Листовичка, старичка-Боровичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Веселые грибочки", "Осенняя полянка", "Построим домик Листовичкам", "Приготовим вкусное лекарство для зверей," и т. д.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры , участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения , направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.

Знания, полученные на непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию в виде игры , дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала : учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитателям необходимо это учитывать как самим, так и значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой . Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому , что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Старший воспитатель . Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку : если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах по проведению дидактических игр и упражнений по экологии – зеленую ; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при их планировании и проведении – красную.

Воспитатели выполняют задание .

Старший воспитатель На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим фишки желтого и красного цвета, поэтому, думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно .

Что же такое экология ?

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Старший воспитатель . В качестве небольшой разминки, я предлагаю вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии .

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

Старший воспитатель А сейчас, объединитесь, пожалуйста, в две группы.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат наборы картинок, необходимо рассмотреть картинки и придумать дидактическую игру,определить цель, игровое правило и возрастные критерии )

Старший воспитатель . Что же, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

Музыкальная пауза. (Музыкально-дидактическая игра «У бабушки Нюры»

Задачи :

2. Прививать детям любовь к домашним животным и птицам.

Материал : кубик, на грани кубика наклеиваются картинки с изображением домашних животных и птиц (петух, курочка, кот, собака, корова и девочка) .

Ход игры:

Ведущий и дети (воспитатели ) стоят в кругу.

Ведущий поет песенку :

У бабушки Нюры

Петух есть и куры,

И собачка Жучка, и кошка Мяучка.

Корова Буренка,

И внучка Настенка.

Играющие передают кубик друг другу. Когда песенка заканчивается, все произносят текст :

Кубик детям передай.

Кто пришел к нам, угадай!

Игрок у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Ведущий спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика. Все отвечают. Ведущий предлагает игроку, который бросал кубик, показать голосом, как поет животное или птица. Для этого он читает такие строки :

В. Петух кукарекает

Звонко, протяжно

В. Кудахчут две курочки

Громко и важно :

И. Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! (подражает голосу курицы) .

В. Замяукала жалобно киска :

В. Корова запела

Долго и громко :

В. А что же Настенка

Ребятам сказала?

Игрок сам придумывает и дает ответ.

Все участники рассаживаются на свои места.

Вед. Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности.

Дидактическая игра – это и метод обучения, и метод самостоятельной деятельности. Она способствует формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы и. т. д.

Напомним вам 5 принципов обучающих игр :

Дидактическая игра не должна быть трудной.

В ходе игры нужно постоянно словесно описывать свои действия и действия ребенка, называть формы, их признаки и действия

Ребенку важно до трех лет усвоить некоторые фрагменты игры , в которые затем вольется последующий развивающий материал.

Заметив угасание интереса ребенка к дидактической игре, необходимо переключить его внимание, т. е. организовать другую игру с тем же игровым материалом, но иной развивающей задачей.

Соблюдать в дидактической игре принцип опережения, т. е. не пугаться заглядывать вперёд, в неизвестное для малыша, не надо требовать моментального заучивания. Все труды взрослого дадут свои всходы.

А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопросы :

* Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?

(Воспитатель руководит и учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями).

* Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

(Воспитатель участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями детей , оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

Вед. Хорошо, а теперь немного поговорим о подвижных играх. Подвижные игры являются наиболее эффективным средством экологического образования младших дошкольников , так как они познают окружающий мир, непосредственно соприкасаясь со всем его многообразии, лично, а, не опосредованно участвуя в познании природы.

В играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с природой, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т. д.

Игры с имитационно-подражательными действиями, занимают особое место в программе еще и потому, что в них дети глубже усваивает полученные теоретические знания, а положительный эмоциональный статус практических занятий стимулирует у них устойчивый интерес к дальнейшему изучению окружающего мира.

Старший воспитатель . Мы с вами дети и продолжаем играть.

Подвижная игра «Снежинки»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки свободно подняты вверх, кисти расслаблены. Потряхивая кистями, повернуть туловище влево, вернуться в и. п. То же - в другую сторону. Дети кружатся, плавно двигая руками.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

М. Лесна-Раунио

Старший воспитатель Воспитатель профессия творческая и я предлагаю вам следующее задание.

«Художники»

На листах кляксы. Превратите их в животное или растение. Время превращения 5 минут.

(Воспитатели рисуют , а затем рисунки выставляются на магнитную доску).

Старший воспитатель Наш семинар подошел к концу и я бы хотела, что бы вы вновь подошли к доске и выставили фишки оценив свое участие в семинаре , зеленая- я был активен в ходе занятия, желтая-старался быть активным, но не хватало знаний, красная-многие вопросы мне не понятны.

Спасибо за участие, надеюсь что вопросы, поднятые на данном семинаре , помогут нам в дальнейшей работе.

И хочется закончить работу нашего семинара словами гимна дошкольных работников , написанного муз. руководителем Анисимовой, слегка перефразировав его :

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала ,

Не наукой, а частью души!

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их по организации исследовательской, и опытно-экспериментальной деятельности. процессуальной деятельности.

Задачи:

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам организации познавательно-исследовательской деятельности;
  2. Умение использовать полученные знания в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

  1. Экологический тренинг для педагогов
  2. Разминка.
  3. Диалог «Педагогическое мастерство»
  4. Творческий конкурс
  5. Педагогические ситуации
  6. Презентация опытов и экспериментов
  7. Итоги

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологический мост»

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах , стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

"Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел"

К. А. Тимирязев

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

В качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом :

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
  • предлагает различные варианты ее решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Разминка.

  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  • Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

  • Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.)

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  • Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  • Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  • Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование .)
  • Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

1.2. Диалог « Педагогическое мастерство

  • Игра «ДА или НЕТ»

Цель: изучить наличие ЗУН у воспитателей по данной теме.

  • Экологический уголок: экспериментальный, уголок природы, выставочный уголок.

1.3. Творческое задание

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1.Весна красна цветами, а осень пирогами.

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.4. Решение педагогических ситуаций.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. На решение отводится 5 минут.

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.

1.5. Презентация опытов и экспериментов

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами наших детских садов. Это не последняя наша встреча.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Экологическое воспитание детей в уголке природы

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами садов. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Задачи:
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологического воспитания в уголке природы
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
Развивать познавательный интерес у педагогов;
Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

Теоретическая часть
Экологический тренинг для педагогов
Разминка. Представление названия команды. Игра «Ассоциации»
Блиц - конкурс «Что мы знаем об экологии»
Мультимедийная презентация «Экологическое воспитание детей в уголке природы»

Практическая часть
Принципы создания экологического уголка.
Творческий конкурс.
Конкурс эрудитов.
Итоги.

Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Экологическое воспитание детей в уголке природы»

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитывать бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также умение самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

2.Предлагается взять фигуру понравившегося цвета и рассказать, как связан этот цвет с экологическим воспитанием - «Ассоциации».Далее педагоги делятся на четыре команды. Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю посовещаться и придумать название команде и представить ее.

3. « Что мы знаем об экологии?». Вопросы задают каждой команде по очереди

1. Что же такое экология?

Выставляется плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

2.Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

4.Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

5.Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

(Анкетирование, родительские собрания, «Круглые столы», консультации, выставки детских и совместных работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы, различные совместные акции и т. д.)

6.Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

7.Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

8.Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)

9. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

10.Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

11. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

12.Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
Мультимидийная презентация «Экологическое воспитание детей в уголке природы»

Текст к слайдам

Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду
Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:

* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,

* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,

* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,

* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.

Обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,

Подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.

Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:

Обыкновенная (или зональная) герань,

Фуксия,

Вечноцветущая бегония,

Бальзамин ("огонек"),

Китайский розан и др.

Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,

Аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),

Колеусы.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

10.11. В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

12.13. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)

Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.

14-18. В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь погоды. Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Ведение календарей погоды имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность - понаблюдать за ней.
Уголок дежурных по уголку природы может быть отдельный или общий для всех видов дежурств.
Для ухода за растениями требуется инвентарь: лейки. щётки, тряпочки, палочки для рыхления земли. Он находится в уголке для дежурных, там, где хранятся фартучки, которые одевают во время работы. Все рабочие инструментыдолжны иметь своё место, лежать на полке в определённом порядке.
Наличие мини-лаборатории -это база для специфической игровой деятельности ребенка, дети превращаются в ученых, проводят опыты, наблюдения, эксперименты такие как: какая бывает вода, вода - растворитель, можно ли склеить бумагу водой, тонет - не тонет, песочная страна, фокусы с магнитами, почему не тонут корабли, почему предметы движутся

22.В младшей группе должен быть уголок для игр с песком: песок, формочки, стаканчики,тарелочки.

23.ПЕЛАРГОНИЯ

Родина- Южная Африка.

В природе насчитывается около 280 видов.

Цветки собраны в зонтичные соцветия.

Пеларгония светолюбива и нуждается в прямых солнечных лучах.

Полив умеренный, зимой совсем небольшой.

Пересадка- ежегодно в марте, при этом так обрезая побеги, чтобы на каждом оставалось 3-4 почки.
В старшей группе может быть схема ухода за растениями.
Оформление уголка природы своими руками - это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

5.У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

(педагоги выполняют задание)

6. «Творческий»

Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо придумать фрагмент занятия учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального и физкультурного, связанных с экологическим воспитанием.(Работа в группах)
«Конкурс эрудитов»

7.1.Назовите детских писателей кто писал о природе.

В.Бианки, М.Пришвин, Э.Сетон-Томпсон, К.Чуковский, С.Маршак, С.Михалков, А. Барто, Н.Сладков, Л.Толстой, К.Паустовский, Г.Снегирев, А. С. Пушкин и др.

7.2«Загадки - иллюстрации».Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Золотая осень»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

И. К.Айвазовский «Девятый вал»;

Н. К. Рерих «Канчэндзона. Гималаи».

8.Подведение итогов.

На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. И в конце предлагаю провести тест «Каким должен быть уголок природы в группе». Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

Цель: воспитание современного, экологически грамотного, социально-активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления; Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром; Воспитывать совместно с родителями у детей эмоциональное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.




Ожидаемые результаты: Воспитанники должны знать: Основы экологической культуры; Некоторые особенности природы своего края; Основные признаки времен года; Значение природы для человека; Группы растений и животных; Правила поведения в природе. Воспитанники должны уметь: Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе; Выполнять правила личной гигиены; Различать изученные растения и животных; Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя; Подкармливать птиц в кормушках; Ухаживать за комнатными растениями.








Наблюдения за растительным и животным миром, за трудом взрослых. Для меня очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.




Трудовая деятельность в уголке природы или в саду Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.




Чтение литературы, заучивание стихов, составление рассказов Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - формирование духовно – нравственной личности. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.


Музыкальные и спортивные развлечения На экологических праздниках и развлечениях дети объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма, внимательного отношения друг к другу, развиваются определенные навыки культуры поведения в природе, что является основами экологического воспитания.






Результативность: Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.


Перспективы моей работы: 1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию. 2. Продолжать привлекать родителей к активному участию в работе по экологическому воспитанию детей. 3. Совместное участие с детьми в городских, районных, всероссийских и международных конкурсах.


Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло –голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг… Природа!

Педагогическая мастерская

«От экологии природы к экологии души»

Содержание:

    Блиц-тренинг:

    Упражнение-приветствие «Аллитерация имени»

    Сообщение правил работы.

    Упражнение –ассоциация «Экологическое дерево»

    Психологическое упражнение «Природа = человек»

    Игра на расслабление «Маленькие тайны природы» («Это интересно знать»)

    Шуточная игра «Концовки обманки» или «Доскажи словечко»

    Рефлексия.

Ход мероприятия:

    Вопрос экологического воспитания всегда был и остается актуальным на сегодняшний день. Научить детей с раннего возраста любить, беречь и охранять природу – основная задача педагога. А чтобы привить эти знания и, главное, заинтересовать ребенка педагогу необходимо самому много знать и уметь правильно все преподнести. И поэтому, сегодня, в нашей педагогической мастерской, я хочу затронуть тему экологического воспитания: поиграть, поразмышлять по данному вопросу и презентовать вам свою авторскую работу.

А чтобы достичь лучших результатов, я предлагаю придерживаться трех главных правил: быть активным, внимательно слушать и уважать мнение других. Согласны?

Для начала, давайте познакомимся поближе. Но знакомство у нас будет необычным. Каждый из вас должен придумать к своему имени прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и его имя.

Давайте начну с себя: «Меня зовут обаятельная Оксана, а вас?»

Участники представляют себя.

Очень приятно с вами познакомиться. Я думаю, что эту игру, для сплочения коллектива, вы также сможете применить в своей практике.

2) Итак, мы открываем нашу педагогическую мастерскую «От экологии природы к экологии души».

Упражнение «Экологическое дерево»

С наступлением весны, когда природа вокруг оживает, мы намного сильнее понимаем, как важна экология природы, как важно донести детям, нашему будущему поколению, что экология природы и человека взаимосвязаны.

Сегодня я хочу предложить вам помочь расцвести нашему экологическому дереву. У каждого из вас на столах лежат стикеры-цветочки и стикеры-лучики. На цветах нужно написать ассоциации к слову «экология», озвучить и прикрепить к дереву. (природа чистота животные воздух земля лес человек растения вода планета жизнь охрана дом окружающая среда)

Но без солнышка, его солнечных лучей дерево завянет. Поэтому те, у кого стикеры-лучики, напишут на них формы работы с детьми по экологическому воспитанию . ( Занятия, экскурсии. КВН, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, выставки, экспозиции, праздники, дидактические игры, наблюдения, поисково-исследовательская работа, экологическая тропа, практическая деятельность в природе; экологические сказки)

Работа с экологическим деревом.

Дошкольникам можно заменить слова-ассоциации картинками, из которых дети выбирают необходимые.

Наше экологическое дерево расцвело. И с помощью этих солнечных лучей, разнообразных форм работы, которые мы будем направлять, экология нашей планеты останется цветущей еще не один год.

3 ) Упражнение «Природа = человек»

А как дать ребенку это понять? Для этого я хочу предложить вам сравнить себя с любым природным объектом и ответить на вопросы: «Если бы вы стали этим объектом, то какого пола, возраста, были бы? Можете назвать его имя, характер или увлечения.»

Я предлагаю каждому столу выбрать один природный объект и озвучить его.

- Если человек заберет домой, что ты будешь чувствовать?

- Если закроют в клетке, понравится тебе или нет?

- Что ты испытаешь, если сломают твою ветку?

- Если тебя выбросит на берег, а люди бросят тебя обратно в воду, будешь ли ты им благодарна?

- Как ты будешь относится к людям, если они будут тебя подкармливать?

Карточки с изображениями природных объектов лежат на столах.

- Таким образом, сравнивая себя с кем или чем-либо, войдя в образ, ребенок понимает, что природа, как и человек, живет, растет, дышит, болеет, испытывает эмоции, что природа – это и есть человек.

У природы, как и у каждого человека, также есть свои маленькие тайны, которые мы с вами не знаем. Я предлагаю вам ответить на вопросы и раскрыть некоторые из них. А за каждый правильный ответ я хочу вам преподнести маленький весенний подарок. Так что я жду вашего активного участия.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие ? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

3. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

4. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

5. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

6. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

7. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

9. Кого называют листопадничками ? (Зайчат, родившихся осенью)

10. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

11. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

12. Какую траву любят кошки? (Валериана)

13. Лесной петух. (Глухарь)

14. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

15. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

16. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

17. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Для «полетов» . Во время прыжков служит своеобразным парашютом-крылом. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.)

18. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

Я надеюсь, что сегодня для вас, хоть немножечко, приоткрылись некоторые маленькие тайны природы. Вы активно участвовали в этом задании, но давайте для создания весеннего настроения преподнесем эти цветы и остальным нашим участникам.

5 ) А сейчас я хочу предложить вам немного расслабиться и поиграть в шуточную игру «Концовки-обманки» или по-другому назвать «Добавь словечко».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Эта игра направления на развитие у детей прежде всего внимания и конечно немного расслабляет. А мы продолжаем.

6) В своей деятельности каждый из нас, для более эффективного усвоения материала, старается применить интересные, интерактивные, инновационные формы работы. Сегодня я хочу предоставить вам свою авторскую презентацию игры-тренажера по экологическому воспитанию «Волшебница-вода».

Эту презентацию я сделала для закрепления материала о воде в старшей группе. Итак, начинаем. А от вас я также жду активного участия.

Презентация

    Титульный лист «Волшебница-вода»

    Сегодня к нам в гости прилетела капелька. Она очень любит путешествовать и успела облететь всю планету. А вы знаете, как называется наша планета?

    Во время путешествия капелька увидела, что на Земле очень много…, а чего вы отгадайте: В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

    А вы знаете где живет вода на нашей планете? Давайте расскажем, а капелька нам покажет (в воздухе, воде, почве, в земле)

    Все мы знаем, что вода – это главный источник жизни на Земле. Давайте подумаем, что же может случится, если вода исчезнет.

А наша капелька, конечно же, нам подскажет.

    Засуха

Исчезнут водоемы

Все чаще будут происходить пожары

Завянут растения, не будет урожая

Животные останутся без воды

Рыбы умрут

    Давайте подумаем, а нужна ли человеку вода и для чего?

    Пить

Купаться

Стирать

Варить кушать

Мыть посуду

Убирать

- Посмотрите и скажите, правильно ли показала все наша капелька?

9. А кому еще, кроме человека, нужна вода?

Животным, растениям, рыбам, птицам, насекомым.

    Все мы понимаем, что без воды очень плохо, а как вы думаете сможет ли навредить вода и как?

    А капелька спешит уже на помощь.

Ливень, наводнение, можно утонуть в воде, град, снегопад, сосульки, туман.

    Вы знаете, что вода – настоящая волшебница. Она может превращаться, менять свое состояние. А какие состояния воды вы знаете? (жидкое, твердое, газообразное)

    Наша веселая капелька хочет поиграть с вами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, где же спряталась капелька?

    Молодцы, давайте поиграем еще, будьте внимательными.

    И последний разочек. Раз, два, три, капельку ищи!

    Посмотрите на нашей лужайке пошел дождик. А вы знаете, почему вода не заканчивается ? (происходит круговорот воды в природе)

    Сегодня я хочу предложить Вам самим озвучить сказку, которую приготовила нам капелька.

(Хочу заметить, что ребята на предыдущих занятиях слушали эту сказку в исполнении воспитателя)

Одна маленькая веселая капелька жила вместе со своими сестрами в небольшом лесном озере. Жили они дружно и весело.

Однажды пригрело солнышко и влага с поверхности озера начала испарятся и подниматься вверх. Капелька оторвалась от своих сестер и устремилась вверх. Она превратилась в водяной пар и оказалась высоко в небе.

Там капелька встретилась с другими такими же капельками. Они образовали облако. Солнышко все припекало и припекало, а капельки все прибывали и прибывали. Облако значительно подросло и потемнело. Оно стало тучкой.

Там, высоко в небе, очень холодно. И капельки, чтобы согреться стали прижиматься друг к другу. Они снова из водяного пара превратились в воду, стали тяжелыми и упали на землю в виде дождя.

Наша капелька упала в небольшой ручеек, который подхватил ее и весело журча понес ее к лесному озеру, в который он впадал.

И в завершении презентации хочется только сказать:

Берегите воду!

Не умыться, не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Подводя итоги, я хочу сказать, что без наглядного материала работа с детьми будет не такой эффективной.

7) На этом наша педагогическая мастерская закрывается.

И в работе пожелать хочу вам я -
Идей, энтузиазма и огня.

Я надеюсь, что вы почерпнули что-то новое для себя. А насколько интересно и познавательно вам сегодня было я предлагаю оценить с помощью стикеров на нашей доске.