Домой / Праздничный / Свадебные традиции на руси. Свадьба в традициях руси

Свадебные традиции на руси. Свадьба в традициях руси

Создание крепкого брака и семьи для любого народа всегда было важным и знаковым событием, потому, наверное, и существует множество самых разнообразных свадебных обычаев, а каждый народ по-своему чтит семью и брак. Христианство было введено на Руси только к девятому веку, а замужество стало ассоциироваться с венчанием, однако, как бы ни искоренялись языческие ритуалы и обычаи, но полностью уничтожить их так и не удалось. Одним из важнейших элементов русской культуры можно с уверенностью назвать обряды и традиции русской свадьбы, такие чувственные проникновенные, но в то же время прагматичные.

Большинство из них практически полностью сложились уже к пятнадцатому веку, разделились на основные этапы и четко распределилась последовательность действий, роли родных и близких, а также рядовых гостей. Сегодня многие желают вернуться к истокам, потому, собираясь вступить в брак, вовсе не помешает поближе узнать и разобраться, какие же русские свадебные обряды существуют, какое сакральное значение они имеют, а также и то, как правильно следовать рекомендациям предков, прошедшим сквозь века.

Свадебные традиции и обычаи русского народа: честным пирком, да и за свадебку

Свадебный ритуал и обряд, каким мы его знаем на данное время, сложился приблизительно к началу шестнадцатого века. Именно тогда и были окончательно придуманы обрядовые песни, приговоры, пляски, праздничные поздравления, атрибутика и даже специальные молитвы. Правда, в зависимости от местности, могли быть весьма существенные различия, к примеру, в словах, которые нужно произносить, или же праздничном наряде, блюдах на столе и прочем. Однако основа, как говорят, костяк торжественного обряда всегда оставался, да и сохранился до наших дней, практически неизменным.

Интересно

Для начала, стоит понимать, что русские свадебные традиции всегда символически обозначали то, что девушка должна покинуть род и кров отца, сменив его на род мужа. Таким образом, она становилась как бы кровным членом иной семьи, меняя при этом и покровителей в виде духов рода. Фактически, они означали, что невеста умирала, а потом, после венчания, рождалась заново, но уже частью семейства своего супруга.

Именно потому все обряды и ритуалы были несколько странноватыми, в них переплелись и похоронные традиции. К примеру, сперва невеста должна плакать и отказываться, а потом уже отправляться в баню, совершать омовение. К венцу подруги ведут девушку под руки, а уже из церкви «новорожденная» идет сама.

Еще один занимательный обычай, когда жених переносит молодую супругу через порог, на самом деле все не знак внимания, а попытка ввести в заблуждение «хозяина» домового. Таким образом жених показывал, что в дом пришел новорожденный, которого стоит принимать на равных правах со всеми остальными членами семьи. Однако давайте поближе познакомимся с русскими свадебными традициями и обрядами, проникаясь очарованием культуры собственного народа.

Сватовство по-русски: все приметы в шапку

Точно так же, как и в иных странах, у нас на родине всегда было принято засылать сватов в дом к предполагаемой невесте. Для этого обязательно выбирался специальный день, когда родственники молодой девушки или же специально нанятая для этого сваха, отправлялись к ней в гости. Чаще всего в качестве сватов выступали родители, дядья, кумовья или просто приятели будущего мужа. В этот день устраивалось празднество, со своими приговорами, песнями, шутками и плясками, к которому готовились заранее, как и предписывали обычаи на русской свадьбе.

Нужно сказать, что чаще всего все договоренности о будущем браке к тому времени уже были достигнуты между родителями, потому молодым особо и не было куда деваться. Замечательно, что в разных местах сваты должны были произвести какие-то особые манипуляции, указывающие на его роль в представлении, а ведь именно в этот момент все и начиналось. К примеру, в некоторых губерниях надо было потрясти заслонку на печке, а в других хватало и просто усесться под иконой Богоматери или под основной балкой на потолке матицей. Зачастую сваты говорили не прямым текстом, а специальными словами, которые заучивали наизусть. Есть и несколько советов, по правильному проведению сватовства, которым не помешало бы научиться.

  • Родителям невесты нужно было отказываться от предложения, а сваты их должны уговорить.
  • Считалось, что ни пятница, ни среда не подходят для такого обряда, как сватовство.
  • Чтобы не сглазить молодых и их брак, проводились сватания поздним вечером или даже ночью.
  • Для того, чтобы все сложилось, в доме у невесты после удачного сватовства, женщины связывали вместе все ухваты и кочерги пеньковой веревочкой.

Понятно, что современная русская народная свадьба уже далека от того, что было когда-то, а все действия и обряды более носят символический характер, тем не менее, они ничего плохого точно не несут, а вот придать празднеству аутентичности, подтвердить связь с корнями, с родной культурой, точно смогут.

Помолвка да сговор: традиции русской свадьбы в современном мире

Сегодня мало кто обращает внимание на такой этап предсвадебной подготовки, как помолвка, то есть объявление во всеуслышание о том, что брак этот будет обязательно заключен. Именно после такого объявления пара уже может и должна назваться женихом и невестой. Чаще на Руси помолвку называли сговором, и это была чуть ли не самая важная часть всего обряда, ведь именно тогда решалось, когда именно будет сыграна свадебка, да на каких условиях все это будет происходить. Обсуждалось приданое, а родители оговаривали будущую жизнь молодоженов.

  • В семьях аристократов в этот день давался бал, всем гостям объявлялось о счастливом событии, а жених дарил невесте первое кольцо.
  • Для простых горожан все ограничивалось угощением и праздником, с обрядовыми песнями и угощением.
  • В деревнях к сватовству готовились заранее, пекли специальные хлебы, которыми обменивались родители. Молодых обязательно благословляли иконой, да и пир на полдеревни был точно обеспечен. После ритуала девушка-невеста должна была выйти на крылечко и семь раз поклониться в разные стороны, после чего и сказать всем, что нынче она уже просватана.

После того, как сговор был закончен, отменить свадебные торжества, как, впрочем, и сам брак, уже было невозможно, так как это был страшный грех, что будет преследовать и самих молодых, и их родственников и даже потомство. С этого момента, невеста становилась неприкасаемой, она должна была шить приданое и заниматься домашними делами, закутавшись в платок, так как готовилась умереть, чтобы снова возродиться к новой жизни.

В некоторых местностях она даже должна была ежедневно выходить на крылечко и причитать, то есть плакать в голос, как ей страшно покидать отчий дом. Сейчас редко соблюдается подобный красивый обычай, однако некоторые все же устраивают ужин, дарят любимым кольца и сообщают родственникам и близким, собравшимся там, о радостном событии.

Подготовка к свадебному пиру: каравай, девичник, молодечник – русские свадебные традиции и обычаи

После этого, казалось бы, все уже должно было бы и завершиться логически, то есть свадьбой и вступлением в новую жизнь, но не тут-то было. Для начала, нужно было выпечь каравай, то есть огромный вкусный хлеб, изукрашенный разнообразными фигурками, колосками, цветами, а также прочими узорами и орнаментами. Чаще всего его пекли в доме жениха, причем в деревнях и селах зачастую к этому процессу привлекались чуть ли не все жители женского пола. Были также особые каравайные песни, было и застолье, а работа продолжалась практически до рассвета.

Для невесты также был свой подготовительный процесс, кроме пошитья приданого, и назывался он девичником. Это было своего рода прощание со своей прежней, незамужней жизнью. В некоторых регионах это называлось «плакальник» или же «подвенеха». К примеру, одним из характерных обрядов подвенехи было расплетание косы. То есть, пока девушки, подруги невесты пели грустные песни под ее причитания, косу сперва нужно было заплести потуже и позапутаннее, а потом и расплести обратно. Ленты, которые вплетались во время девичника в косу невесты теперь становились магическими, благословенными и их делили меж собой участники обряда, на удачу и скорейшее замужество.

В самый последний день перед свадьбой, также и жених прощался со своей свободой и прошлой, неженатой жизнью. Причем проводился молодечник, который сейчас на западный манер называют мальчишником, либо вечером перед венчанием, либо же утром, как раз до него. Устраивалось застолье для самого жениха, а также его родни и друзей, однако этот обряд соблюдался не всегда, так как считалось, что вступление в брак – вполне естественный процесс, не то что для девушки, которая своего рода перерождается к новой жизни, вместе с мужем.

Великолепная русская свадьба: обычаи и традиции торжества

Фото с сайта: etnoxata.com

После того, как все приготовления были полностью завершены, оставалось еще множество дел, которые нужно было привести в порядок. Вся подготовка к празднику, по обычаю, длилась около недели, как минимум, потому чаще всего свадьбы на Руси играли в зимнее время, когда не было большой работы в поле.

Сговор и сватовство могло происходить в любое время, а вот сами торжества по случаю венчания молодых переносились на более спокойное время, к примеру, глубокой осенью или же зимой. Сейчас все эти традиции немного видоизменились, да и ждать пока закончится страда уже нет смысла, потому стоит просто познакомиться с народными традициями и обрядами, а когда их применить, это личное дело каждого.

Свадебный поезд: торжественные обычаи на русской свадьбе

Если вы еще не поняли, то свадебный поезд, это выезд молодых к церкви для венчания. Казалось бы, что же там такого, погрузились в карету или на телегу, да и поехали, но не так все просто, так как и тут есть свои нюансы, обряды и ритуалы, которые никак нельзя было пропускать. В первую очередь, нужно знать, что еще до свету, то есть, до восхода солнца, в дом к молодому приходили те, кто должны были принять участие в поезде. Это были родители и родственники жениха, его дружки, ранняя сваха, что пекла каравай, дядьки, шафера и бояре.

У каждого обязательно были собственные обязанности, выполнявшиеся неукоснительно. К примеру, ранняя сваха осыпала поезд зерном, для плодовитости невесты и достатка в семье, а дружки, бояре, шафера и прочие помогали жениху добраться до места, все это сопровождалось песнями, плясками, шаловливыми намеками и прочим весельем. Причем интересно, что родители жениха в церковь не ездили, и ни в поезде, ни в его приготовлении участия не брали, так как в это время должны были готовить угощение и все остальное для приема гостей после церемонии.

Свадебный поезд выдвигался прямиком за невестой, с главным дружкой во главе. В деревнях люди как могли препятствовали его проезду, закрывали ворота, выкатывали телеги, натягивали веревки. За символический выкуп, к примеру кружку вина, парочку конфет или монет проезд открывался и свадебный поезд продвигался дальше. В доме невесты гостей тоже встречали запертыми воротами, а кое-где, еще и спрятанной невестой, которую приходилось либо искать, либо выкупать, к примеру, у старшего брата, который вовсе не собирался продешевить. Потом было снова угощение, однако жених и невеста должны были оставаться голодными перед таинством венчания.

Венчание в церкви и регистрация брака

В церковь молодые опять же ехали порознь, так как пока еще были чужими друг другу людьми. Сперва ехали дружки жениха верхом на конях, вслед за ними несся в повозке жених, и только потом невеста и все остальные гости, кто желал присутствовать в церкви. Обряд проводился, согласно церковным канонам, нужно сказать, что он и до нашего времени сохранил свою таинственность и торжественность. Раньше вместе с церковными канонами, брак сразу же регистрировался административно, к примеру, сельским старостой. Сейчас молодоженам нужно ехать в ЗАГС, чтобы государство признало их брак действительным.

Тут также есть множество поверий и обычаев, которые предписывалось выполнять неукоснительно, так как церковь, это действительно место силы, напитанное сотнями лет искренних молитв прихожан. К примеру, ни в коем разе нельзя было проходить между молодыми, пока они не выйдут из храма, иначе брак не сложится. Кроме того, люди верили, что венчальные вещи имеют некую магическую, волшебную силу, например, воск свечей, вода с благословенной иконы, мужские рубахи и женские венцы.

Княжий стол и брачная ночь: русские свадебные традиции и обычаи

Логическим завершением всего праздника было застолье, которое порой могло продлиться до недели, а то и двух. Зачастую гуляли на празднике всей деревней, а бывало, что и не одной, в особенности, если жених и невеста были из разных местностей. Княжий стол накрывался в доме жениха, где традиционно и должна была поселиться его супруга. Принято было называть молодых князем и княгиней, отчего и пошло такое название. Тут снова пелись песни, проговаривались специальные слова, а также произносились пожелания.

После завершения праздника, которое символизировало уход молодых в отдельное помещение, для того, чтобы совершить подклет, то есть скрепление брачного договора, по-простому, брачная ночь. Она обязательно должна была провестись в доме родителей жениха, даже если для молодых уже стоял совсем новый дом, где они и собирались жить. Тут также проводилось множество обрядов, главным из которых было вывешивание полотенец и простыней с красной вышивкой во дворе с утра, после брачной ночи, что и свидетельствовало о невинности невесты. Завершалась свадьба так называемыми хлебинами, когда теща угощала нового зятя блинами, приготовленными ранним утром. После этого, праздник официально считался завершенным, а молодые вступали в совершенно новую, совместную семейную жизнь.

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства до самого дня замужества выходила из дому и причитала, рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость.

Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное "расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитье

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы - своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

Раскрывание невесты

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

Отводины

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Издавна русский народ свято соблюдал свадебные обряды. Хотя сегодня многие традиции изменены и существуют не том варианте, как двести и или сто лет назад, свадебные обряды народов сохраняются. Но многие молодые хотят соблюдать именно те традиции, которые были придуманы предками. Так как именно такие обряды на свадьбе помогали создать крепкий союз.

Наши предки соблюдали каждый русский свадебный обряд, в строгом порядке, и свадьба была не просто гулянием, а комплексом различных обрядов. Так свадебные обряды на Руси шли строго друг за другом и выполнялись неукоснительно.

  • Сватовство
  • Сговор
  • Девичник
  • Венчание
  • Брачная ночь
  • Свадебный пир

Все свадебные обряды на Руси, имели свое особое значение.

Сватовство - это, что-то, вроде переговоров между родителями молодых о условиях вступления в брак и последующим бракосочетании. Девичник являлся также неотъемлемой традицией на свадьбе и означал прощание девушки не только со своими подругами, но и с домом. Венчание подтверждало юридическую сторону брака, а вот уже брачную ночь считали подтверждением физической близости. На свадебном гулянии, как гласит русский свадебный обряд, гости должны были выразить общее одобрение брака.

Свадебные обряды и традиции: история

Свадебные обряды на Руси берут свое начало еще с языческих времен. Но полное уложение свадебные обряды получили приблизительно в четырнадцатом веке. Именно в этот период люди стали использовать такие понятия, как:

  • Свадьба
  • Жених
  • Невеста
  • Венчание
  • Сватовство

В истории сохранились не только летописи о свадебных пирах, но и различные зарисовки, которые рассказывают про русский свадебный обряд. С течением времени стали появляться различные свадебные костюмы, атрибуты, фольклор и другие вещи.

С появлением православия в свадебные обряды стали внедряться законы Церкви. Именно в этот период возникает венчание. По церковным законам уже нельзя было юридически оформить брак, если лица были не венчаны. Конечно некоторые правители, были против чтобы проводились и соблюдались свадебные обряды на Руси имевшие сакральное языческое значение. Царь Алексей издал даже указ о том, что народная свадьба должна наказываться.

Обряд на свадьбе: Сватовство

Это самая древний русский свадебный обряд, включающая в себя переговоры о дальнейшем бракосочетании. Наши предки вступали брак в раннем возрасте, и многие родители занимались сами выбором жениха или невесты для своего ребенка. Зачастую имя своего будущего супруга узнавали только за несколько дней до свадьбы. Сватовство, это одна из главных традиции на свадьбе и к ней подходили ответственно. На семейном совете родители решали, кто станет будущем женихом или невестой. Несмотря на свадебные обряды, мнение молодого человека спрашивали и учитывали. При выборе невесты всегда смотрели на её трудолюбие, хозяйственность, выносливость, а также на скромность и умение уважать слово мужчины. Такие девушки считались хорошими продолжательницами рода.

Материальное положение семьи невесты не учитывалось, свадебные обряды на Руси и не предполагали, что невеста должна быть богатой. Многие считали, что молодая семья должна сама нажить себе имущество. К выбору сватов подходили также тщательно, как и к выбору невесты. Именно эти люди представляли семью жениха и вели переговоры о дальнейшей свадьбе. В качестве сватов могли выступать крестные родители или родственники жениха. Чтобы соблюсти все свадебные обряды, на Руси приглашали профессиональных сватов, так, как именно эти люди должны были уговорить родителей невесты отдать свою дочь.

На сватовстве соблюдался каждый русский свадебный обряд, от них зависела будущая семейная жизнь. Именно в этот момент семьи девушки и парня знакомились и налаживали отношения. На сватовство приходили в определенные дни недели, так вторник воскресенье и суббота были лучшими днями для сватовства. Считалось, что именно эти дни могут повлиять на положительное решение.

В каждой губернии существовали свои личные обряды на свадьбе так, например Рязанской губернии мать жениха чертила перед сватами ареал и вгоняла их него, приговаривая различные заговоры, такой русский свадебный обряд помогал удачному замужеству. Часто свадебные традиции народов имели отличия.

После того, как сваты вошли в дом как предполагали свадебные обряды, они крестились у икон и снимали головные уборы. Также свадебные обряды на Руси запрещали садиться и подходить к столу без разрешения хозяев дома. Вход сватов сопровождался высказываниями: « у вас товар, у нас купец» или прямым оглашением цели прихода « мы пришли не языком чесать, а невесту искать». Свадебные обряды разных народов, могли отличаться, и сватовство проходило по-разному в каждом регионе.

Родители же невесты высказывали благодарность за предоставленную честь. Отец и мать должны были усадить сватов на почетное место и хорошо угощать. Но и сами сваты, исполняя свадебные обряды на Руси, приходили не с пустыми руками и несли с собой водку и хлеб. Если по какой-то причине жених не приглянулся родителям, отказ всегда был в деликатной форме: «наш товар не созрел» или «еще наша невеста молода, нужно подождать», такое право давал русский свадебный обряд. Зачастую родители девушки давали согласие сватам, так как свадьба и сватовство планировались ими заранее. Бывали такие случаи, что жених жил в другом населенном пункте и родители невесты просили время на раздумья - русский свадебный обряд вполне это позволял.

На этом этапе обсуждалось не только согласие на свадьбу, но и траты, размер приданного, размер выкупа за невесту и количество приглашаемых гостей. В богатых семьях составлялся брачный договор, что не нарушало свадебные обряды, где указывались все пункты дальнейшего мероприятия. После чего обе стороны обсуждали время сговора, не нарушая обряды на свадьбе.

Свадебный обряд: Смотрины жениха

Свадебные обряды на Руси включали в себя и смотрины жениха. Родственники и родители невесты приезжали в дом жениха, для того чтобы увидеть его дом, хозяйство и имущественное положение. Родственники со стороны жениха показывали родителям невесты все богатство, которое у них было: скот, земли, посадки, дом, транспорт и т.д. Если же семьи до этого знакомы не были, то все имущество осматривалось тщательно, что усугубляло положение жениха. Обряды на свадьбе гласили что «смотрящих» необходимо пригласить за стол, угостить, и даже задобрить. Также рассказывали все предания о семье. Если сторона невесты была не удовлетворена положением жениха, то следовал отказ, и сватовство расторгалось, что случалось крайне редко. Родителей чаще удовлетворяло положение молодого человека и по традиции на свадьбе, их звали в свой дом.

Так еще на этом этапе молодым, предоставлялась возможность увидеть друг друга, если ранее они не были знакомы или жениха выбирали родители. На смотринах родители жениха и его неженатые друзья посещали дом невесты. В свою очередь обряды на свадьбе обязывали, чтобы невесту одевали в праздничное платье, ставили в центр избы и просили пройтись. Обряды на свадьбе допускали, чтобы на таком мероприятии участвовали и незамужние подруги, которым выпадала возможность найти себе жениха. После прохода невесты по дому, к ней подходил жених, и они, соблюдая обряды на свадьбе, становились в «красный» угол, и произносили клятву.

Девушка по традиции на свадьбе имела возможность и отказаться от замужества, если молодой человек ей пришелся не по нраву, о чем оповещала родителей. Она выходила из горницы переодевалась в повседневную одежду и возвращалась назад, это означало отказ девушки от дальнейшей свадьбы.

Помолвка

Через несколько недель семьи вновь встречались в доме невесты, соблюдая свадебные традиции народов, происходил сговор. Т.е это формальное закрепление уже принятого решения о будущей свадьбе. Перед самим обрядом родители договаривались о тратах и дне венчания. Невеста в свою очередь не всерьез говорила, что родители сами вынуждают её выходить замуж и прощаться с вольной жизнью.

После того как родители уладили все вопросы о свадьбе, отцы соблюдая свадебные традиции в России, бьют друг другу по рукам. Родители вставали напротив и с обмотанной рукой «били по рукам», это обозначало, что все вопросы решены, и девушка уже готова выходить замуж. В некоторых губерниях и уездах руки били над столом, где стоял каравай. После ритуала, отцы брали каравай в руки, разламывали его.

После этой процедуры мать брала руки молодых, скрепляла их и подтверждала, что она согласна на союз. Заканчивалось все это чтением молитвы и пиром в доме невесты.

Жених в свою очередь дарил девушке кольцо, чем подтверждал свои намеренья. Невеста, приняв кольцо, уже не могла отказаться от своего решения. Отказ от свадьбы считался грехом и унижением чести не только своей семьи, но и семьи жениха.

Девичник

Девичник у наших предков не был таким, как у современных девушек. Этот обычай проходил в доме девушке, где она прощалась со своей вольной жизнью. Соблюдая традиции на свадьбе, девичник начинался сразу после помолвки. Эта свадебная традиция сопровождалась плетением и расплетением косы невесты.

  • Близкие подруги невесты заплетали тугую косу.
  • В нее вплетали украшения: цветы, бусы, ленты, тесьму, и даже вшивали нитку. Чем труднее расплетается коса, тем больше выкуп будет со стороны друзей жениха.
  • Плетение косы это грустная и печальная традиция, девушки приговаривали и пели печальные куплеты.
  • После того, как коса была готова, звали дружку жениха и просили выкуп за невесту.
  • После получения выкупа девушке расплетали косу. Это символизировало полный переход во владения мужа. Но такие свадебные традиции народов, были не везде.

После этого обряда подруги брали невесту и вели в баню. Сопровождал их колонну друг жениха:

  • он шел впереди
  • читал заговоры
  • обсыпал девушку рисом.

Наши предки верили, что это помогает отогнать плохих духов. Мытье проходило достаточно большое время и также сопровождалось различными песнями и причитаниями.

Свадебный поезд

С самого утра, соблюдая свадебные традиции России, в доме жениха собирались все родственники и друзья. Они готовили угощения и каравай к торжеству. Парень отправлялся в дом невесты со своими друзьями, родители жениха же оставались дома и на венчанье не присутствовали. Свадебных лошадей по традиции русской свадьбы, готовили с поздней ночи и до утра, их мыли, кормили и украшали различными лентами, колокольчиками и бубенцами. Если свадьба была запланирована зимой, то в коней впрягали украшенные сани.

Дружка жениха заранее прокладывал маршрут до дома невесты, выбирая ровную дорогу и соблюдая традиции на свадьбе. Дорога символизировала будущую жизнь молодых, если она была ровная, то и супружеская жизнь предвещала быть гладкой, но если дорога была ухабиста, семейная жизнь молодых будет проходить в ругани и размолвках.

У самого дома невесты останавливался свадебный кортеж, где подруги невесты пели грустные песни о женихе, который разлучал их с подругой. Соблюдая свадебные традиции народов, друг жениха возглавлял свадебный поезд и очищал дорогу от нечистой силы. По прибытию к дому невесты, её подруги просили щедрый выкуп у жениха. После того, как парень отдавал выкуп и проходил все испытания, девушки открывали запертые ворота. Подруги все это время пели песни и шуточные частушки, пытались отвадить жениха, и спасти подругу от замужества, что предполагала по традиции русской свадьбы. Так как если верить древним преданиям, то именно замужество является гибелью для женщины. Но предки свято, соблюдали свадебные традиции.

После входа во двор невесты все люди садились за стол и угощались приготовленными яствами. Только жених и не веста не могли, есть, и пить, так как перед венчанием они должны были полностью отчистить тело и разум от «плотских» удовольствий. После непродолжительного банкета, вставал отец невесты с обращением к жениху и говорил о том, что он передает жениху, в полное распоряжение свою дочь.

Свадебный обряд на Руси: Венчание

Венчание является главным и важным этапом в свадьбе. Оно происходит, а Православной Церкви и совмещает не только русские свадебные традиции, но и юридически значимое действие. Ритуал проводил священник, который спрашивал согласие у молодых и накладывал после этого, брачный венец, который символизировал Божье согласие. Люди верили, что именно свадебный день душа жениха и невесты более уязвима и поэтому, когда поезд следовал в Храм, людям нельзя было смотреть назад, а звон колокольчиков и бубенцов отпугивал бесов.

Русский свадебный обряд: Свадебный стол

После того, как заканчивался обряд венчания, молодые ехали в родительский дом мужа. Там стояли столы с угощениями, свадебный стол устанавливался буквой «Г», а гостей размещали по родству, чем роднее гость, тем ближе он сидел к молодым. На столах вначале больше всего было хлеба и пирогов. А затем после того, как усядутся гости, подавались хмельные напитки и большое количество еды, которая должна была быть строго в четном количестве, это символизировало успех и счастливую жизнь.

Пир начинался после того, как молодая жена войдет в дом. Входила она с закрытым лицом, а отец мужа краюшкой ржаного хлеба поднимал ткань с лица девушки. Эта традиция символизировала то, что молодая стала новым членом семьи. На свадебном застолье новые муж и жена не ели и не пили, их приборы были обвязаны лентой, а тарелки перевернуты.

В конце свадебного пира соблюдая свадебные традиции в России, мужа и жену уводили в другую комнату и там уже накрывали стол. Девушку опять переодевали в свадебный наряд и снова выводили к гостям. К тому времени в дом молодого мужа приезжали родственники и друзья девушки, которых усаживали за стол. Все родственники соблюдали традиции после свадьбы. Далее все гости начинали одаривать молодую семью подарками, которые укладывали на специальное ранее приготовленное блюдо. После одаривания молодых им позволялось, есть, но не все, а только кашу, хлеб, яйца и молоко. Но ели и пили они исключительно из одной тарелки, это показывало, что теперь у супругов общий быт. Некоторые традиции на свадьбе, отличаются от современных.

Первая ночь

Брачная ночь символизировала, что молодые вступили в физическое скрепление. Не обходя русскую свадебную традицию, готовили постель исключительно из дорогого белья, и только мать, сестра и свашка жениха. Под кровать укладывали дрова и кочергу. Комнату окуривали травами, изгоняя злых духов. Такие традиции после свадьбы имели большое значение.

Утром после брачной ночи, гости приходили будить пару. Это было необходимо для проверки целомудрия девушки. В некоторых губерниях брачная простыня вывешивалась на улицу, что показывало всем присутствующим о целомудрии девушки.

Если вам интересно, как проходят свадьбы в других странах - читайте .

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.