Последние статьи
Домой / Виды макияжа / Анализ детского отношения к труду. Условия формирования положительного отношения к труду взрослых детей старшего дошкольного возраста Воспитать ответственное отношение к труду

Анализ детского отношения к труду. Условия формирования положительного отношения к труду взрослых детей старшего дошкольного возраста Воспитать ответственное отношение к труду

Воспитание положительного отношения к труду начинается, очевидно, с формирования у дошкольников и младших школьников уважительного отношения к труду своих родителей, нянечек, персонала школы, о чем пишет А. А. Люблинская (1977). Но для этого дети должны понимать, какой труд вкладывают взрослые, выполняя ту или иную работу. В проведенном А. А. Люблинской опросе детей 12-х классов о том, где и кем работают их матери, что они делают на работе, трудно ли им работать, в подавляющем большинстве ответов обнаружено полное непонимание детьми сути труда близкого им человека. «Моя мама инженер. Работает на заводе». - «Что делает?» - «Ходит по заводу и распоряжается. Работа нетрудная. Ведь мама только распоряжается, а работают рабочие»; «Моя мама кассир в сберегательной кассе. Деньги получает и записывает. Работа совсем не трудная. У нее есть счеты и такая машинка. Она все делает сама».

«Можно ли ожидать, - задается вопросом А. А. Люблинская, - что дети будут уважать труд своих матерей, если они так поверхностно, так примитивно представляют его себе? Не может быть воспитано в этом случае и уважительное <...> отношение к человеку-труженику» (С. 114).

Возможно, требовать от дошкольников и первоклассников правильного представления о характере труда в той или иной профессии еще рано, но добиваться уважительного отношения к любой профессии и вкладываемому в то или иное дело труду - необходимо. Ведь это сказывается на культуре поведения детей на улице, в школе, дома. Уважающие труд других людей учащиеся не будут сорить, ходить по газонам, пачкать и портить вещи и т. д.

Воспитание положительного отношения к труду включает:

  • воспитание уважения к людям труда и продуктам их деятельности;
  • воспитание у школьников желания трудиться (трудолюбия);
  • формирование понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека;
  • осознание важности и социальной значимости труда каждого человека для развития всего общества;
  • воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;
  • воспитание творческого отношения к любому труду.

Трудолюбие - это не только осознание человеком того, что сущность жизни - труд. Это приобретение навыка или привычки - морально-этической привычки трудиться. <...>

Воспитать это моральное качество не просто. В этом убеждает нас практика учебной и воспитательной работы. Были в нашей школе различные виды трудовой деятельности учащихся: обучение в мастерских, производственное обучение, общественно полезный труд, труд на совхозных и колхозных полях. Все это было, но далеко не всегда нам удавалось достигать необходимых воспитательных результатов: часть детей после окончания школы так и не были подготовлены к труду и не приобрели этого бесценного морального качества - трудолюбия. Почему?

Может быть, в школе просто не было достаточного количества учебных часов на физический производительный труд для учащихся, и в этом решение всего вопроса? Достаточно ввести с 1-го класса обучение трудовым умениям, а в старших классах не только увеличить количество часов на труд, но сделать его производительным - и проблема воспитания трудолюбия будет автоматически решена?

В этом, на мой взгляд, таится большая опасность. <...> Когда говорят об ученическом труде, то, как правило, имеют в виду только физическую деятельность учащихся на уроках трудового обучения, при выполнении общественно полезного труда, производственной деятельности и т. д. А это приводит к смешению двух близких, взаимопереплетающихся, но все же разных понятий: трудовое воспитание и трудовое обучение. Ведь трудовое обучение (навыкам, умениям, профессии) ни в коем случае не гарантирует воспитания трудолюбия: может воспитывать, а может и не воспитывать или воспитывать недостаточно. Все дело в том, что чаще всего трудовая деятельность учащихся (включая и учебную) рассматривается как универсальное средство трудового воспитания. Забывается о том, что воспитывает не сама трудовая деятельность как таковая, а те межличностные отношения, которые создаются при этом. Еще А. С. Макаренко предупреждал, что с точки зрения воспитания труд может быть нейтральным или даже вредным, если не будет создана необходимая организация этой деятельности. Педагогам необходимо продумать, как эту деятельность организовать, чтобы она была не только производительной (что важно!), но и по-настоящему воспитывающей. <...> Очень важно, чтобы учащийся добросовестно и постоянно участвовал в различных видах деятельности, которые имеют для него общественную или личную значимость. Только тогда будет происходить не только процесс воспитания трудолюбия, но и сопутствующих и крайне необходимых для трудовой деятельности навыков: трудовой дисциплины, аккуратности и ответственности.

Естественно, воспитание положительного отношения к труду не должно ограничиваться беседами с учащимися, проведением с ними экскурсий на предприятия. Необходимо приобщать школьников к различным посильным для них видам труда. Эти задачи должны решаться не только на уроках труда, но и на уроках физики, химии, биологи, физкультуры и других.

Ставя своей целью формирование у молодежи реальной потребности в труде, привычки работать, следует иметь в виду, что достичь этого у одного и того же лица по отношению ко всем видам труда, конечно, невозможно и вместе с тем вряд ли необходимо. Пробудить у одного и того же человека любовь ко всякому виду труда - невыполнимая задача. <...> Нельзя любить каждый вид труда и желать заниматься им. Но недопустимо и обратное: неуважение к тем или иным, имеющим общественное значение видам труда, в том числе к тем из них, которые в силу сложившихся условий оказались менее квалифицированными, менее богаты интеллектуальным содержанием.

Задачей учебно-трудовой деятельности является формирование у учащихся психологической готовности к труду как устойчивого психического состояния личности (Фарапонова Э. А., Ушнев С. В., 1990). Психологическая готовность к труду характеризуется такими качествами, которые обусловливают положительное отношение к трудовой деятельности, возможность ее активного творческого осуществления, актуализацию этой возможности при возникновении общественной и личной необходимости. Психологическая готовность к труду - сложное многоуровневое образование, включающее в себя как личностные компоненты - особенности мотивов, интересов, отношения к труду, определенные качества личности, важные для продуктивной трудовой деятельности, так и операциональные - систему политехнических знаний, общетрудовые умения, особенности технического мышления.

Формирование психологической готовности к труду - процесс длительный и многоэтапный. В школе учащиеся проходят через первый этап - допрофессиональную трудовую подготовку, включающую учебно-трудовую деятельность и общественно полезный производительный труд (работы по благоустройству пришкольных участков, полевые работы и т. п.).

В исследовании А. Б. Орлова (1979) было показано, что для склонных к профессионально-трудовой деятельности учащихся свойственны «развитые перспективы»: их намерения во времени простираются далеко в будущее, тогда как у не имеющих сформированной склонности к труду они простираются не далее чем на один год. Для первых характерна внутренняя ответственность за результаты своих действий: они рассматривают их как следствие в значительной степени личных, контролируемых факторов - знаний, умений, способностей, силы воли и т. п. Вторые успешность или неуспешность результатов своих действий приписывают таким неконтролируемым факторам, как случай, судьба.

Э. А. Фарапонова и С. В. Ушнев отмечают:

«Характерным недостатком традиционной организации трудового обучения является то, что на уроках труда и в производительном труде учащиеся в основном выполняют по заданным извне разработкам, плану отдельные изолированные операции, которые также извне контролируются и оцениваются».

При этом самостоятельности, инициативности, творчества и осмысленности всего трудового процесса не требуется. Слабо используется совместная и коллективно-трудовая (при включенности всего класса) деятельность. Необходимость ее обусловлена тем, что при совместной учебно-трудовой деятельности формируются отношения взаимопомощи, ответственной зависимости, стремление достичь общей цели. Коллективная учебно-трудовая деятельность способствует обсуждению индивидуальных проектов, поиску оптимальных вариантов решения трудовой задачи, что способствует формированию навыков общения и взаимодействия (Ушнев С. В., 1985, 1986; Фарапонова Э. А. с соавт., 1989).

Достаточно укоренилось в практике и в психолого-педагогической литературе неправомерно узкое понимание труда как деятельности по созданию материальных ценностей. <.> Однако продуктами труда в условиях современной культуры являются не только материальные ценности в традиционном значении слова, но также информация, полезные действия по обслуживанию людей, упорядоченность социальных процессов. <.> Если так, то ресурсы и возможности трудового воспитания, обучения школьников существенно расширяются. А именно если можно интерпретировать как труд не только собирание металлолома, подметание мусора в парке или сборку магнитных защелок на школьном конвейере, но и работу по сбору, упорядочению, оформлению сведений, по шефству над младшими, по организации сверстников, тогда и сфера трудового воспитания может пониматься как более широкая и она может быть не добавкой к многим интересным делам, а органичным компонентом любого школьного и внешкольного дела. <.> Таким образом, чтобы воспитание стало по существу трудовым, совсем не обязательно (и вместе с тем недостаточно) поставить каждого школьника к рабочему месту в цехе, в мастерской, на ферме.

В справедливости этих слов можно убедиться, если вспомнить, как слесарь-водопроводчик Афоня из одноименного фильма «обучал» своих подопечных этому ремеслу.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский Государственный университет информатики

и радиоэлектроники"

Контрольная работа

по учебной дисциплине “Социология”

Вариант № 25

Витебск 2011

1. Факторы формирования отношения к труду.

В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют друг с другом, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и человека к труду, служащие определяющими признаками характера труда. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду и друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности и навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не столько от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, а от отношения человека к труду, которое может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Оно оказывает огромное воздействие на развитие производства и всю систему производственных отношений. Его суть заключается в реализации трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности.

Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) у человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов. Оно проявляется в поведении, мотивации и оценке труда (рис. 1).

Отношение к труду - сложное социальное явление, оно представляет собой единство трех элементов: мотивов и ориентации трудового поведения; реального или фактического трудового поведения; оценку работниками трудовой ситуации - вербального (словесного) поведения.

Первый (мотивационный) элемент связан с трудовыми мотивами и установками, которыми руководствуется работник в трудовой деятельности. Они являются побудителями трудового поведения, трудовых поступков и действий, в совокупности образуют мотивационное ядро.

Второй элемент представляет собой трудовую активность работников и проявляется в таких формах поведения, как степень выполнения норм выработки; качество выполняемой работы; дисциплинированность; инициативность; участие в техническом творчестве; многостаночное обслуживание; овладение передовыми методами и приемами труда; экономное расходование сырья и материалов, топлива, электроэнергии и т.д.

Рис. 1. Отношение работников к труду в зависимости от факторов, оказывающих на него влияние

Третий (оценочный) элемент представляет собой субъективное переживание работников. Он связан с их внутренним состоянием, вызванным выполняемой работой. Без оценки самого субъекта труда любая деятельность предстает неполной, незавершенной.

Социальная активность представляет собой меру социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она реализуется в социальной деятельности и соответствует трем ее формам проявления: трудовой, общественно-политической и познавательно-творческой.

Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности. Уровень трудовой активности определяется по показателям, представленным на рис. 14.1.

Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно-политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в работе общественных организаций, в обсуждении различных вопросов, в голосовании и тд.

Познавательно-творческая активность проявляется в повышении образовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.

Как видим, основой в формировании отношения к труду выступает мотивация, которая обусловливает определенное трудовое поведение. Мотивация выражается в трудовых мотивах и установках, которыми руководствуется работник в своем трудовом поведении. В процессе трудового поведения работник оценивает труд. Оценка труда - это внутреннее состояние работника, вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенность окружающей обстановкой (условиями, оплатой, нормированием труда и т.д.). Она зависит от соответствия между мотивами, установками, требованиями, предъявляемыми работником к труду, и собственно трудовой деятельностью, конкретной производственной обстановкой.

Цель изучения отношения к труду - это выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника. На поведение человека в процессе труда, формирование его отношения к труду влияет множество факторов. Они стимулируют или сдерживают увеличение трудовых усилий, использование трудящимися своих знаний и опыта, умственных и физических способностей.

На чтение 5 мин. Просмотров 3.7k.

Разновидность трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте: хозяйственно — бытовой труд, самообслуживание, трудовые поручения, труд детей в природе, в уголке природы, на огороде, в цветнике, художественный труд, работа с бумагой и картоном, работа с природным и искусственными материалами, декоративное плетение.

Для воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного периода жизни необходимо следующее:

  • обучать детей простым трудовым действиям, поддерживать чистоту и порядок в комнате и групповом помещении, в других местах жизнедеятельности дошкольников; воспитывать самостоятельность в самообслуживании, развивать навыки личной опрятности, культуры питания;
  • выработать у дошкольников интерес и ценностное отношение к живой природе; развивать в детях умение и навыки по уходу за комнатными и садовыми растениями и животными, а также умения правильно пользоваться орудиями труда; развивать чувство удовлетворения от выполнения добрых дел в природе.
  • расширить знания детей об окружающем мире и вещах, созданных людьми в процессе труда; формировать морально-этические представления; развивать сенсорные способности, творческое воображение и ориентацию; совершенствовать навыки языковой культуры; производить трудовые умения; развивать творческие способности, наклонности и интересы.

Дети должны:

  • знать, какие бывают виды взрослого труда, понимать социальную значимость оного в обществе, интересоваться и уважать труд взрослых;
  • владеть навыками самообслуживания и личной гигиены, уметь одеваться и раздеваться, соблюдая при этом правильную последовательность действий;
  • самостоятельно исполнять обязанности дежурного по кухне, на занятиях, в живом уголке;
  • уметь применять знания и трудовые навыки в реальных жизненных ситуациях;
  • бережно относиться к вещам, игрушкам и принадлежностям;
  • иметь навыки работы на огородах и в цветниках;
  • владеть навыками изготовления изделий из природного, бытового материалов, бумаги и картона, уметь экономно и рационально расходовать материалы;
  • ответственно относиться к порученному делу,
  • стремиться доводить его до конца;
  • проявлять интерес к творческой работе, иметь желание изготавливать своими руками игрушки, сувениры, украшения.

Анализ отношения современных детей к труду

Как свидетельствуют результаты общения с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста, отношение к собственной работе у них не однозначное.

Младший возраст – позитивное отношение к собственной трудовой деятельности, стремятся помогать взрослым в простых хозяйственных делах, уходе за растениями. Это объясняется их стремлением к познанию, потребность в уважении, одобрении, признании.
Другой вид труда – самообслуживание – часто у этих детей вызывает отрицательные реакции (особенно то, что касается уборки вещей).

Причина, по моему мнению, заключается в недостаточной мотивации труда. Ребенок не понимает для чего складывать игрушки, когда их снова брать или мыть руки когда они и так чистые. Тут взрослому надо запастись терпением. Для ребенка младшего возраста важен в бытовой труда эстетический фактор. Поэтому чаще повторяйте «как хорошо мы убрали», «какой красивый, чистый, опрятный».

Старший возраст – положительно воспринимают трудовую деятельность при условии, что она обеспечивает дополнительную возможность общения со взрослым, который положительно ее оценивает.

В хозяйственно-бытовом труде дети уже делятся на относительно содержания труда на мальчиков и девочек.

Очень заметно, что у старших дошкольников по сравнению с младшими угасает интерес к хозяйственно-бытовому труду.

А вот труд детей в природе начинает интересовать больше. А если работа однообразная тогда интерес угасает. И еще один важный фактор о котором из моих наблюдений воспитатели часто забывают – это игра. Ведь если у ребенка во время труда отсутствуют элементы игры, то такая работа не удовлетворяет ребенка.

Труд глазами детей

Наибольшее удовлетворение для ребенка старшего возраста оказывает ручной труд, если рядом с ним работают близкие люди. Поэтому, уважаемые педагоги, консультируйте родителей по этому поводу. Ведь как всегда у родителей на трудовое воспитание не хватает времени.

Поэтому главным выступает детский сад, и родители на него рассчитывают.


Пообщавшись с детьми старшего возраста, можно отметить, что у них уже сформировано первое негативное отношение к труду (как общественного явления) и интерес к нему отсутствует.

Опрос детей 5-6 лет показал, что современные мальчики мечтают о таких профессиях, как бизнесмен, депутат, президент, банкир, охранник, милиционер, водитель такси. Именно к таким профессиям у детей более ценностное отношение.

Девочки – модели, невесты, певицами, ведущими шоу, в единичных случаях учителями, продавцами, воспитательницами.

Совсем не популярны профессии врача, портной, парикмахер, строитель, кондитер, пекарь, повар, хлебороб, садовод.

А такие профессии как каменщик, дворник, столяр, сантехник, инженер вызывают у детей единодушное НЕТ, когда я предлагала их представить в этой роли.

Настораживает и тот факт, что непопулярными стали даже так называемые «романтические» профессии, о которых раньше мечтали все дети: космонавт, пилот, капитан морского судна, моряк, ученый, полярник.

Что произошло?

Какие причины так повлияли на маленьких граждан нашей страны?

Возможно корни проблемы в семейном воспитании?

С психологической точки зрения феномен труда дети открывают для себя наблюдая за трудом взрослых и включаясь в их деятельность.

Овладевая под руководством взрослого трудовыми умениями и приобретая трудовые навыки, дети перенимают и настрой взрослого, их отношение к труду. Слова и суждения взрослого, личные впечатления от процесса и результата труда влияют на формирование системы ценностей детей.

Поэтому, дорогие взрослые, не откладывайте воспитывать в детях положительное отношение к трудовым обязанностям, не ждите, когда трудовое воспитание будет уже неэффективным.

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Ещё задолго до поступления в школу дети знакомятся с трудом взрослых, пытаются участвовать в окружающей их жизни. У ребят с младшего возраста надо развивать положительные отношения к труду: готовность к трудовому усилию, стремление быть полезным близким, окружающим вообще, добросовестность в выполнении повседневных обязанностей и поручений взрослых, стремление следить за чистотой и порядком в помещении, на улице. Всё это составляет основу положительного отношения к труду детей 5-6 лет.

Ознакомление ребят с трудом взрослых способствует формированию уважения к труженикам, бережного отношения к результатам их труда. У детей возникает желание подражать трудовым действиям взрослых и их взаимоотношениям. Однако важно, что положительное отношение ребёнка к труду сформируется лишь при условии непосредственного выполнения им разнообразной работы, дающей возможность на собственном опыте постичь радость труда.

Обычно взрослому без большого труда удаётся вызвать у ребёнка 5-7 лет желание потрудиться. Это обусловлено стремление к активному практическому действию, повышенная эмоциональность, подражательность, искреннее и безграничное доверие к взрослому. Знание этих факторов позволяет родителям использовать их в качестве условий стимулирования трудовой активности детей. Но трудится систематически, добросовестно и без напоминания выполнять свои трудовые обязанности ребёнок сможет лишь тогда, когда мать, отец, чётко определяют поручения или обязанности, контролируют, как они выполняют, оценивают качество работы.

Отношение детей к труду зависит от того, какими побуждениями они руководствуются, выполняя то или иное дело, для кого т.е. какова цель. Здесь выступают трудовые умения и навыки и отношение к человеку, который даёт поручение или ради которого оно должно быть выполнено, а также отношение к событию, в связи с которым эта трудовая деятельность предпринимается (общенародный праздник, возвращение после болезни друга, долго непосещаемого детский сад).

Детский труд должен быть полон смысла, иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать выработке у них сознания и начального чувства долга.

Для воспитания у детей труда положительного отношения к труду важно учить их применять усвоенные трудовые навыки по своей инициативе, даже когда не просят что-то сделать, ставить их перед необходимостью трудиться повседневно.

Однако не следует забывать о том, что это ещё маленькие дети. У них не достаёт ни знаний, ни умений, а волевые качества ещё только формируются, поэтому очень важно общение ребёнка со взрослым в процессе совместной деятельности. Непринуждённое общение детей с матерью, отцом в процессе совместного труда (приготовление пирожков, мытьё посуды, склеивание книг, уборка квартиры) создаёт благоприятную обстановку для решения родителями многих трудных вопросов. Так взрослый привлекает внимание ребёнка к самому главному, к наиболее удачным приёмам своей работы к хорошим результатам труда ребёнка, а также к тому, что не получилось к недостаткам в работе.

Зоркий взгляд взрослого своевременно заметит ослабевающие усилия или старание ребёнка и создаст стимул для их восстановления, поможет довести дело до конца. Правильно поступают те родители, которые стремятся поддерживать в процессе труда бодрое настроение детей. Разговаривая с ним, выражая в репликах, замечаниях свои чувства, взрослый создаёт атмосферу радости уверенности в себе. И не нужны здесь ни специалисты беседы, ни разъяснения о необходимости трудиться. Сама обстановка, приподнятая радостная, активизирует ребят.

Родителей нередко огорчает, что ребёнок неохотно трудится, особенно если это повседневные дела. Приучать детей старшего дошкольного возраста к систематическому труду по хозяйству и самообслуживанию надо путём повышения их заинтересованности, увлечённости трудом, используя для этого и игровые формы организации труда.

Можно видеть, с каким удовольствием работают дети в «мастерской» по ремонту книг и коробок для настольных игр, которая организуется в группе детского сада. Однако ребёнку нравится, когда обыгрывается действительно нужное, серьёзное дело, когда к этому серьёзно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в труде и игре ребёнка как исполнители или «заказчики».

Очень серьёзно нужно относиться к тону разговора с детьми 5-6 лет. Они даже обижаются, если взрослые начинают говорить с ними как с маленькими, снижают к ним требования, подчёркивают игровой характер труда. Дети быстро начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьёзный, а как средство отвлечения их от шалости.

Нельзя не отметить большого внимания на отношение детей к труду организации материальной среды, условий труда, подбор орудий труда, выбор удобного места и др.

Непременное условие положительного отношения к труду – его посильность. Как перегрузка, так и недогрузка формирует в равной степени отрицательное отношение детей к труду.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2017

    курсовая работа , добавлен 24.04.2017

    Дидактическая игра и развивающая среда как педагогические условия развития мышления детей старшего дошкольного возраста. Межличностные отношения со сверстниками как психологическое условие. Проект "Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста".

    дипломная работа , добавлен 02.03.2014

    Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений, экспериментальное изучение процесса формирования представлений посредством занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Психолого-педагогические и нейропсихологические аспекты пространственных представлений. Исследование особенностей развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормальным развитием.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2017

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Теоретические основы строительно-конструктивной игры как средства формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду посредством игры.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2009