Последние статьи
Домой / Виды макияжа / Патронатная семья законодательство. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Патронатная семья законодательство. Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Время чтения: 7 минут

Российское семейное законодательство, в частности, ст. 123 Семейного кодекса, предусматривает четыре допустимые формы семейного устройства детей. Одной из таких новых форм является патронат. Он имеет множество особенностей, связанных с представительскими и воспитательными функциями, а также правами и обязанностями по отношению к детям. Более того, патронатное воспитание не нашло определения в федеральном законодательстве, поэтому оно функционирует и регулируется лишь на уровне субъектов федерации, где его внедрение допустимо законодательством. Рассмотрим все это по порядку.

Что такое патронат

Статья 123 СК рассматривает патронат над ребенком из детского дома как вид опеки и попечительства. Его появление в России предварено историческими аспектами, так как впервые он появился еще во времена Екатерины II. Гораздо позже, во времена Второй мировой войны, патронат использовали для воспитания детей погибших военных. Отметим, что еще большее распространение патронат получил за пределами нашей страны, где уже множество лет действуют зарубежные аналоги – фостеровские семьи. Поэтому чтобы определить, что такое патронат и патронатная семья, правильнее всего обратиться к правовой доктрине.

Патронатным воспитанием принято считать форму семейного устройства детей, в рамках которой права и обязанности по их воспитанию, а также защите прав и интересов обязательно распределяются между патронатным воспитателем и органом опеки или уполномоченной им организацией.

Суть такого устройства в том, что оно позволяет обеспечить полноценную педагогическую и воспитательную работу на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье. При этом патронат признается весьма гибкой формой устройства, так как допускает передачу детей для патронатного воспитания еще до обретения им официального юридического статуса – сразу после изъятия из проблемных семей, вместо отправления в приют.

Обратим внимание, что патронат действует не по всей России, а лишь в тех регионах, где это определено законодательно и при этом учреждены специальные организации, уполномоченные на патронатное воспитание органами опеки, – так называемая патронатная служба. Данная организация занимается заключением специальных патронатных договоров с семьями и их последующим сопровождением.

Отметим, что патронат наряду с является возмездной формой опеки – за это семьи получают вознаграждение. Поэтому патронат часто воспринимается не только как форма воспитания, но и как вид социальной помощи детям. Чтоб понять это, необходимо рассмотреть существующие виды патроната.

Виды патроната

Для этого необходимо обратиться как к правовой доктрине, так и к особенностям регионального законодательства, которое предусматривает, что патронат в РФ реализуется минимум в трех формах:

  • Патронатное воспитание – это форма воспитания, при которой дети-сироты или дети, оставшиеся без родительской заботы по иным причинам, передаются на воспитание и содержание непосредственно в семью патронатного воспитания на основе социального договора.
  • Социальный патронат – форма оказания патронатным воспитателем помощи в случаях, когда ребенок признается нуждающимся в такой поддержке. Рассматривают также социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов, однако он является формой поддержки социально незащищенных граждан и не имеет ничего общего с семейным воспитанием. Социальное патронатное сопровождение детей нацелено на реабилитацию кровной семьи и оставление ребенка в ней или возврат в нее. В таком случае государственная поддержка направлена на преодоление трудных жизненных ситуаций в жизни ребенка и семьи.
  • Постинтернатный патронат – форма оказания помощи ребенку-сироте или ребенку, чьи родители лишены родительских прав или отсутствуют по другим причинам, если он находится в возрасте 18-23 лет. Цели такой помощи – содействие социализации совершеннолетних лиц, покинувших специализированные учреждения, адаптации их к новым бытовым условиям, профессиональной самореализации посредством наставничества и так далее.
  • Особенно распространенным считается патронатное сопровождение детей с ОПФР (особенностями психофизического развития); такие дети сталкиваются со множеством проблем в самостоятельной жизни. Подобная социальная работа включает не только социальную и педагогическую поддержку, но и медицинское сопровождение, поставленное в зависимость от диагноза ребенка.

    Обратим внимание, что научная литература, рассматривая патронат как форму социального сопровождения, предусматривает еще один вид – превентивный патронат – это профилактика неблагополучных семей, организация их семейного досуга с целью препятствовать дальнейшим проблемам, в том числе изъятию ребенка. Данный вид помощи считается первым этапом социальной работы органов опеки, предшествующим всем остальным формам, так как позволяет избежать неблагоприятных последствий.

    Законодательство

    Впервые воспитание в форме патроната рассмотрел Семейный кодекс: создание патронатной семьи, согласно ст. 123 СК, является одной из опекунских форм семейного воспитания. Позже аналогичные положения были изложены в ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Это, по сути, единственное упоминание данной формы воспитания в федеральном законодательстве – согласно указанным нормам, возможность его применения переложена на регионы и поставлена в зависимость от наличия в них соответствующего законодательства.

    Поэтому положение о патронатном воспитании и иные нормативные акты принимаются в субъектах федерации: сегодня их имеют более 40 регионов, в том числе Москва и область, Краснодарский край, Брянская, Владимирская, Псковская, Самарская и ряд других областей. Все нормативы, касающиеся патроната, регионы регулируют самостоятельно.

    В 2012 году имела место попытка принять соответствующий федеральный НПА, однако закон о социальном патронате вызвал волну критики и впоследствии был отклонен парламентом. Его противники, в частности, опасались введения в стране института ювенальной юстиции и создания социальных рисков, которые не будут учитывать «российские семейные традици». На фоне противоречивого отношения в обществе и негативных отзывов от высшего руководства страны от данной идеи решили отказаться.

    Пройдите социологический опрос!

    Отличия от других форм воспитания

    Как усыновление, опека и попечительство, патронат – это форма семейного воспитания. У всех них есть общее и особенное, что позволяет выделить вид из числа других. , например, порождает родственные связи между сторонами, опека и попечительство предусматривают полноценный уход не только за ребенком, но и за совершеннолетними, а приемная семья предусматривает возмездный уход.

    Идентифицирующий признак патроната – это разграничение родительских прав и обязанностей между биологическими родителями (если они не лишены прав), органом опеки и воспитателем.

    То есть главное отличие приемной семьи от патронатной в том, что последняя не является единоличным законным представителем подопечного.

    Нужно понимать, что в данном контексте рассматривается именно воспитание с передачей ребенка в семью, сопровождающееся профессиональным взаимодействием педагогов, психологов и воспитателей. Оно предусматривает широкий круг передаваемых детей, предварительную подготовку родителей, а также сохранение связей с кровной семьей, чем отличаются патронат и сопровождение с опекой.

    Ограничения для кандидатов в воспитатели

    Как уже сказано, критерии отбора в воспитатели определяются законодательством субъектов федерации для каждого региона отдельно. Традиционно таковыми могут стать совершеннолетние дееспособные граждане независимо от пола, имеющие соответствующие условия и прошедшие специальную подготовку.

    Исключения составляют:

    • недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане;
    • лишенные или ограниченные в родительских или опекунских правах лица, а также бывшие усыновители;
    • лица, чьи воспитательные способности ограничены по состоянию здоровья;
    • лица без постоянного места жительства или не имеющие собственного жилья;
    • осужденные за преступления против жизни и свободы или за другие тяжкие и особо тяжкие преступления.

    Потенциальные патронатные родители проходят предварительную подготовку в специальной службе, уполномоченной органами опеки, вопрос о возможности передачи им детей решается по итогам такой подготовки.

    Права и обязанности воспитателя

    Как мы уже выяснили, отличительной особенностью патроната является разграничение прав и обязанностей по отношению к воспитаннику между воспитателями, кровными родителями и соответствующей службой. Объем полномочий, в том числе права и обязанности каждой из этих сторон, определяются условиями договора, учитывающего интересы ребенка и возможности семьи, в которую он передается, а также местное законодательство, регулирующее данную сферу.

    Воспитатель рассматривается как работник, его труд оплачивается и ему предоставляется оплачиваемый отпуск, что позволяет говорить о трудовом характере возникающих отношений. Вместе с этим на него возлагаются обязанности по содержанию ребенка, частичному его воспитанию, обеспечению безопасности, предоставлению медицинской помощи, решению вопросов о его образовании.

    Как правило, воспитатель несет ответственность за условия жизни ребенка, но вместе с тем нужно помнить, что такое патронатное воспитание не порождает каких-либо наследственных или алиментных правоотношений.

    Более того, в ряде регионов установлены ограничения, согласно которым на воспитателя не могут быть возложены полномочия:

    • по защите и реализации имущественных прав воспитанников;
    • по представительству при рассмотрении вопроса о лишении прав его родителей;
    • по разрешению вопросов, касающихся выезда из страны.

    Оформление патроната

    Необходимо отметить, что патронат характеризуется более простой процедурой оформления в сравнении с другими формами опеки. Вместе с этим он сопряжен с прохождением таких обязательных процедур, как:

    • сбор и подача документов;
    • прохождение специальной подготовки;
    • заключение договора;
    • передача ребенка в семью;
    • последующее сотрудничество с уполномоченными органами.

    Рассмотрим наиболее значимые моменты подробнее.

    Куда обращаться

    Органы опеки самостоятельно не занимаются устройством воспитанников на патронат: полномочия на это передаются ими специально созданным органам – патронатным службам. Гражданину, который желает стать воспитателем, необходимо обращаться именно в эти службы. Подавая туда заявление и документы, граждане должны будут пройти специальную подготовку, по результатам которой выдается заключение о возможности подписания договора о патронате.

    После заключения такого договора специалисты производят подбор детей и родителей по психологической совместимости, после чего им на воспитание передают детей – с этого момента воспитатель становится работником службы патроната. Патронат как технология социальной работы гарантирует воспитателю профессиональную помощь специалистов в дальнейшем, то есть и после передачи детей.

    Пакет документов

    При обращении в уполномоченную службу кандидатам в воспитатели необходимо представить:

    • заявление на прохождение подготовки;
    • документы, удостоверяющие личность;
    • справку с места работы;
    • выписку из домовой книги или иное доказательство наличия жилья;
    • акт обследования жилищно-бытовых условий;
    • справку из полиции об отсутствии судимостей;
    • копию ;
    • согласие других членов семьи;
    • автобиографию.

    Выплаты воспитателям

    То, сколько платят патронатным родителям, как и виды надлежащих им выплат, определяется в каждом регионе отдельно. Как правило, воспитатели, оформившие договор о патронате, могут претендовать на:

    • Единовременное пособие при передаче ребенка в семью – 16,759 тыс. рублей (с февраля прошлого года, в этом году будет проиндексировано).
    • Денежные средства на содержание ребенка, которые зависят от его возраста (например, в Москве – 16,5 тыс. рублей до 12 лет, 22 тыс. рублей до 18 лет) и выдаются на каждого ребенка.
    • Ежемесячное вознаграждение – определяется на местном уровне (в Москве – 16,7 тыс. рублей за каждого воспитанника, 28,4 тыс. рублей – если воспитанник инвалид).

    Кроме того, воспитатели могут рассчитывать на компенсационные выплаты, например, на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Изъятие ребенка

    Как мы уже сказали, договором о патронате определяются меры ответственности сторон, в том числе и ответственность патронатного воспитателя за соблюдение условий содержания, воспитания и иных аспектов проживания ребенка в такой семье. Как правило, такие семьи находятся на постоянном контроле у специалистов, поскольку патронат предусматривает постоянный личный контакт уполномоченной службы и воспитателя.

    Это позволяет вовремя выявить нарушения со стороны патронатной семьи, выраженные в нарушении прав и интересов ребенка, или, например, условий его содержания по договору. В таком случае уполномоченные службы составляют акт о нарушении, производят изъятие ребенка у патронатной семьи, а с самим воспитателем расторгают договор.

    Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Термин "патронат" ("патронаж") происходит от латинского слова "patronatus", что означает "покровительство" . В российском законодательстве досоветского периода воспитание детей-сирот в семьях изначально именовалось "патронажем". Как отмечает А. М. Нечаева, в России XIX в. существовали патронат и патронаж. Под патронатом имелись в виду, в частности, меры помощи опустившимся гражданам (лицам, освобожденным из мест заключения, малолетним преступникам и др.) для "обеспечения им перехода к честной трудовой жизни". Патронаж, уходя корнями во времена правления Екатерины II, связывался "с передачей воспитанника в семью для вскармливания". Передача несовершеннолетних в семью осуществлялась на договорных и возмездных условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими их на воспитание. Обычно брали детей в семью "беднейшие жители", и патронаж становился для них "промыслом" .

В течение первого десятилетия советского периода развития семейного законодательства рассматриваемая форма устройства детей не применялась, но в последующем она вновь появилась , просуществовав на протяжении нескольких десятилетий под названием "патронат" , который осуществлялся на прежних, характерных для патронажа, принципах: возмездности, договорности и срочности. Затем в ходе правовых реформ 1960-х гг. патронат снова не нашел законодательной поддержки в РСФСР и большинстве других республик СССР .

С принятием ГК РФ термином "патронаж" стала обозначаться юридическая форма социальной поддержки дееспособных совершеннолетних граждан в осуществлении принадлежащих им прав (ст. 41 ГК РФ), с СК РФ патронирование вернулось в семейное законодательство России, получив значение самостоятельной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и новое название "приемная семья".

Кроме того, СК РФ заложил правовую основу для развития патронирования на региональном уровне, так как в первоначальной редакции нормы абз. 2 п. 1 ст. 123 субъектам РФ предоставлялось право своими законами предусматривать иные, не установленные СК РФ, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым допускалось, что юридически самостоятельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут основываться не только на федеральном законе, но и на законах субъектов РФ. Предоставленным СК РФ правом воспользовались практически половина субъектов РФ – в них появилась, стала развиваться и юридически оформляться еще одна, региональная форма патронирования, получившая в законах субъектов РФ наименование "патронат" ("патронатное воспитание", "патронатная семья"). Наиболее интенсивно региональная нормативная база патронирования формировалась после 2003 г. Во многие из принятых ранее законов неоднократно вносились изменения и дополнения, особенно в 2007–2008 гг., что было обусловлено происходившим реформированием системы органов опеки и попечительства .

Во многих субъектах РФ были приняты специальные законы, в наименование которых были вынесен слова "патронат", либо "патронатное воспитание" , либо словосочетания "патронатная форма воспитания" (Краснодарский край), "патронатная форма устройства" (Иркутская область). По большей части патронату придавалось значение самостоятельной формы устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, но нс исключалось отношение к нему как к субсидиарной форме устройства, применяемой при невозможности использования прямо предусмотренных СК форм (усыновления, опеки, попечительства, приемной семьи) (Рязанская, Калининградская области).

В большинстве субъектов РФ патронатное воспитание рассматривалось как форма временного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками соответствующих учреждений, в семьи патронатных воспитателей на основании договора. В зависимости от региона оно могло законодательно отождествляться с патронатом либо считаться разновидностью патроната . В правовых отношениях, связанных с патронатным воспитанием, участвовали органы опеки и попечительства, патронатные воспитатели, учреждения по патронату, сами несовершеннолетние дети, передаваемые в семьи. Правовой основой для передачи ребенка в семью являлся договор о патронатном воспитании, а важнейшим его условием – разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между сторонами соглашения. В большинстве субъектов РФ договор о патронатном воспитании носил трехсторонний характер, связывая учреждение по патронату, орган опеки и попечительства и патронатного воспитателя. В ряде регионов договор был двусторонним и заключался между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем либо между учреждением, предоставляющим патронат, и патронатным воспитателем. Оформление передачи ребенка в семью нередко не исчерпывалось заключением только соответствующего договора, дополнительно к нему требовались, например, решение органа опеки о передаче ребенка на патронат- ное воспитание (Иркутская область), приказ учреждения о передаче ребенка на патронатное воспитание (Краснодарский край). Могли дополнительно заключаться трудовые соглашения (Курская область), соглашения об оказании возмездных услуг (Рязанская область), "трудовой договор о выполнении работы на дому" (ст. 3, 6 Закона "О патронатном воспитании в Волгоградской области"). Дополнительными условиями заключения договора могли быть, в частности, получение согласия супруга патронатного воспитателя (Архангельская, Оренбургская области), членов его семьи (Чувашская Республика). Срок нахождения ребенка на патронатном воспитании обычно определялся исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Количество детей, передаваемых в патронатную семью, варьировалось по регионам, но, как правило, не превышало трех детей (Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край, Рязанская, Псковская области и др.).

В действующей редакции абз. 1 п. 1 ст. 123 СК РФ допускается возможность введения на региональном уровне именно патронатной семьи, а не каких-либо иных региональных форм устройства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в патронатную семью "в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 123 СК РФ). Теперь термины "патронатная семья", "патронат", "патронатное воспитание", введенные в текст СК РФ и Закона об опеке, отождествляются, по крайней мере, в части их договорного оформления.

В соответствии с буквальным смыслом п. 1, 2 ст. 14 Закона об опеке установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатной воспитании).

Таким образом, имеются правовые основания считать, что всей полнотой полномочий по правовому регулированию патронатного воспитания субъекты РФ в настоящее время не обладают, на пего распространяется федеральное законодательство об опеке. Существующее регулирование патроната в субъектах РФ должно быть приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В региональных моделях патронатного воспитания ранее не был четко решен вопрос о семейно-правовом положении сторон в отношениях по патронатному воспитанию . Вследствие включения патронатного воспитания в сферу действия норм об опеке и попечительстве общественные отношения между воспитателем и ребенком, возникающие в патронатной семье, приобрели более четкие юридические очертания. Патронатный воспитатель должен назначаться в качестве опекуна (попечителя) передаваемого в его семью подопечного несовершеннолетнего. Требования к кандидатуре патронатного воспитателя, правовое положение подопечного и опекуна (попечителя) основываются на нормах СК РФ, ГК РФ, Закона об опеке. Поэтому исключается конструкция патронатного воспитания, для которой повсеместно была характерна двойственность правового положения ребенка, который, проживая в семье патронатного воспитателя, одновременно юридически продолжал оставаться воспитанником учреждения, а также воспитателя, который не считался его законным представителем. Отпала вынужденная необходимость разграничения полномочий, связанных с попечением ребенка, между учреждениями по патронату, которые реально способны обеспечивать опекунские функции лишь в отношении детей, пребывающих в них, и патронатными воспитателями, в семьях которых фактически находятся дети. Вместе с тем приобретение патронатными воспитателями правового статуса опекунов (попечителей) существенно меняет их статус, добавляя новые обязанности и влияя на мотивацию вступления в правовую связь с ребенком.

Отличительной особенностью деятельности патронатных воспитателей является ее возмездный характер. Выплаты, как правило, зависят от количества принятых на воспитание детей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Хотя на отношения между патронатным воспитателем и воспитанником распространяется федеральное законодательство об опеке, все же не исключается установление законами субъектов РФ более благоприятных для ребенка положений или дополнительных гарантий осуществления и защиты их прав . В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой и попечительством (а значит, переданные и в патронатную семью), имеют право на содержание со стороны общества, а не опекуна (попечителя). Порядок и размер денежных средств на их содержание, как и на содержание детей, переданных в приемные семьи, должны устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ. Региональным законодательством закладывается возможность осуществления дополнительных выплат, например за воспитание ребенка-инвалида, а также иной социальной поддержки семей: предоставление льгот, стимулирующих и компенсационных выплат.

В федеральных законах прямо не установлены особенности договора о патронатном воспитании (патронате, патронатной семье), но как разновидность договора об осуществлении опеки и попечительства он подпадает под действие правил ст. 14–16 Закона об опеке. Он должен быть двусторонним и заключаться между патронатным воспитателем и органом опеки в том же порядке, как и иные договоры об осуществлении опеки (попечительства). Условие о вознаграждении воспитателя объективно становится существенным условием договора о передаче ребенка в патронатную семью, вопросы его выплаты должны разрешаться в таком соглашении (п. 6 ст. 145 СК РФ, ст. 14, 16 Закона об опеке) по аналогии со ст. 153.1 СК РФ – в соответствии с законами субъектов РФ.

Наиболее близка к патронатному воспитанию по своей социальной сущности и юридическим особенностям такая разновидность возмездной опеки (попечительства), как приемная семья. В ст. 153.1 и 153.2 СК РФ содержатся положения о "договоре о приемной семье". Новеллой СК РФ является норма п. 2 ст. 152, допускающая применение к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг "постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений". Ввиду сходства правовой сущности приемной семьи и патронатного воспитания в указанной части на отношения, возникающие из договора о патронатной семье, по аналогии возможно распространение этой нормы. Кроме того, порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки или попечительства определяются на федеральном уровне – Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке) и соответствующие региональные нормы должны соответствовать установленным им положениям.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об опеке договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. Вместе с тем по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с требованиями Закона об опеке.

  • Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1992. С. 450. В русском языке помимо слова "патронат" используется слово "патронаж", хотя оба имеют общее происхождение и предполагают "покровительство", "наблюдение, содействие и руководство кого-либо, чего-либо" (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997). В правовой сфере отсутствуют четкие критерии использования терминов "патронат" и "патронаж".
  • Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 59–62; Она же. Семейное право: курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 310.
  • Фактически эта форма устройства детей стала возрождаться с принятием Постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" и от 05.04.1926 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду".
  • См.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.04.1936 "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся": постановление СНК СССР от 23.01.1942 № 75 "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".
  • В дополнение к патронатному воспитанию могли устанавливаться социальный патронат и (или) постинтернатный патронат. Социальный патронат предполагает оказание необходимой социальной помощи в воспитании и защите прав детей, проживающих в семьях своих родителей и нуждающихся в государственной защите (поддержке). Постинтернатный патронат заключается в оказании социальной помощи выпускникам соответствующих учреждений: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. В законах отдельных субъектов РФ мог быть иной взгляд на виды патроната. Так, в Чукотском АО помимо постинтернатного и социального патроната были установлены еще две разновидности патроната: "патронатная семья" (передача ребенка в семью патронатной) воспитателя, являющегося штатным работником соответствующего учреждения, на воспитание и содержание на срок свыше 30 дней) и "гостевая семья" (временное, до 30 дней, пребывание в семье воспитателя, не являющегося штатным сотрудником учреждения).
  • В законах субъектов РФ зачастую указывалось, что установление и осуществление патроната не влекут за собой возникновения между пагронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, а переданные в его семью дети сохраняют правовую связь с учреждением, воспитанниками которого они остаются. Патронатный воспитатель в отношении принимаемых в семью детей не считался их опекуном (попечителем), не имел прав законного представителя.
  • Патронатное воспитание детей по п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке, являясь договорной разновидностью опеки (попечительства), подпадает под действие этого Закона (ст. 1). Законом допускается, что "особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами" определяются СК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (п. 2 ст. 3), но СК РФ патронат не регулируется. Из п. 3 ст. 3 Закона вытекает, что, хотя применительно к несовершеннолетним отношения по установлению, осуществлению, прекращению опеки (попечительства) и могут регулироваться законами субъектов РФ "по вопросам, отнесенным к их ведению" Законом об опеке и "но вопросам, не урегулированным непосредственно" этим Законом, но нормы, которые "содержатся в законах субъектов РФ, не должны противоречить" Закону об опеке.
  • См.: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.




— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей

Ирина Чугреева, педагог-психолог
Уполномоченной службы по патронатному воспитанию Детского дома № 2

Oдна из форм семейного воспитания – патронат
В настоящее время в России проблема социального сиротства приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.
За последние сто лет мы переживаем уже третью волну сиротства. Для сравнения: после Второй мировой войны в 1945 году во всём Советском Союзе было 678 000 детей-сирот , но нынешнее, возникшее в 90-е годы положение с детьми особенно парадоксально. Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами и революцией, в которых родители просто погибли, то в наше время из 1 миллиона выявленных безнадзорных и беспризорных детей около 900 000 имеют хотя бы одного живого родителя . Эти дети — социальные сироты .

В детском доме №2 проживает 60 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. На базе детского дома работает патронатная служба по устройству детей в семьи . Перед нами стоит вопрос: Как помочь этим детям найти свое место в жизни? Как помочь создать свои семьи и не повторить ошибок своих родителей?

Дети-сироты, какие они?
— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.
— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.
— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.
— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.
— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.
— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.
— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей.

Перед нами стоит задача: развивать семейные формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь воспитание в семье это самый простой и естественный способ адаптации ребенка к взрослой жизни.
Мы знаем, что есть усыновление, опека, а последнее время развивается такая форма как патронатное воспитание.

Что такое патронатное воспитание?
Принцип патронатного воспитания: у каждого ребёнка должно быть право на свой дом и своих родителей .
Что же это такое? Всё очень просто: патронатное воспитание – это новая форма устройства в семью ребёнка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребёнку.
Патронатная семья по-другому — замещающая семья, которая предоставляет сиротам возможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения с взрослыми, которые могут о них заботиться.
Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где всё направленно на помощь в интеграции ребёнка в общество, где с одной стороны патронатный воспитатель (любой из нас), а с другой стороны ребёнок-сирота и детский дом. В патронатной семье опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребёнка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном, т.е с детским домом.
Патронатный воспитатель – это взрослый, который предоставляет воспитаннику детского дома возможность жить в своей семье. Он обеспечивает ребёнку безопасное и благоприятное окружение, удовлетворяет его базовые потребности во время пребывания в семье, обучает бытовым, социальным навыкам и самообслуживанию, создаёт у ребёнка представление о жизни в семье.

Чему ребенок учится в патронатной семье?
Дети имеют в семье возможность познакомиться с основами семейной жизни, ведением домашнего хозяйства, планированием бюджета.
Ребенок наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, получает необходимую информационную и эмоциональную поддержку, получает возможность понять, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.
Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка, — всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.
В семье ребёнок учится принимать жизнь реально и адаптироваться в ней. Здесь его учат самому простому: готовить пищу, стирать, и самому сложному: уметь ставить цели, достигать их и верить в себя.


Они нашли семью
В ходе работы патронатной службы детского дома №2 было создано 8 патронатных семей. Пятеро детей постоянно проживают в семьях патронатных воспитателей, трое посещают патронатные семьи в выходные, каникулярные и праздничные дни. Из восьми ребят, шестеро проживают в семьях более года.
1. Во время проживания ребёнка в семье патронатного воспитателя частота хронических рецидивов, а также простудных заболеваний уменьшается. Боря Е. 5 лет находился в детском доме с диагнозами: «аденоидные вегетации», снижение слуха, грубое нарушение фонетико-фонематической стороны речи. Во время нахождения в патронатной семье была проведена операция по удалению аденоидов. Патронатным воспитателем был проведён необходимый восстановительный курс. В результате состояние слуха у ребёнка улучшилось, чище стало произношение. Патронатные воспитатели прилагают большие усилия по оздоровлению детей: проходят различные курсы лечения, соблюдают чёткий режим, приобщают к спортивным играм, обучают катанию на коньках, хождению на лыжах.
2. У детей, находящихся в семьях патронатных воспитателей на постоянной основе к концу первого года пребывания отмечается снижение тревожности и агрессивности, дети спокойнее спят (не вскакивают и не вскрикивают), меняется характер рисунков (вместо злых персонажей рисуют добрых).
Серёжа Г. 5 лет часто болел ОРЗ, страдал энурезом, наблюдались ночные кошмары. Провёл в патронатной семье год. Прошёл курс лечения у гомеопата. За этот период ночные кошмары прекратились, сократилась частота заболеваний ОРЗ, вылечен энурез.
3. Дети, попадая в семью, становятся более восприимчивыми к себе и к окружающему миру, формируется способность к внутреннему самоотчёту и рефлексии, появляется своя точка зрения и вырабатываются навыки и умения отстаивания своих взглядов.
4.Обстановка семьи обеспечивает формирование игровых навыков, норм поведения, навыков самообслуживания, сглаживает школьную дезадаптацию. Даёт возможность более быстрого и лёгкого, по сравнению с детским домом, освоения навыков приготовления пищи, личной гигиены, навыков уборки квартиры, стирки и ухода за вещами, т.е. бытовых навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Патронатными воспитателями для детей в семье создаются условия стабильности и защищённости, которые формируют у ребёнка чувство привязанности к взрослому и другим членам семьи. Дети чувствуют заботу и неравнодушное отношение к себе. В результате патронатный воспитатель становится для ребёнка значимым человеком.
5. У детей оказавшихся после детского учреждения в семье патронатного воспитателя интеллектуальное развитие улучшается. Это связано с тем, что взрослый, с помощью специалистов Уполномоченной службы, начинает проводить специальные, коррекционно — развивающие занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики руки, а также мышления. Патронатные воспитатели стимулируют мотивацию детей к учёбе (с помощью рассказов, на собственном примере, в виде реальной помощи в выполнении домашнего задания), повышают интерес к окружающему миру, способствуют видению цели в жизни. Света П. 5 лет прожила в патронатной семье год. За это время с девочки был снят диагноз ЗПР, в настоящее время посещает логопедический детский сад.

Итак, в решении многих поставленных задач имеется позитивный результат, о чём свидетельствуют перемены, которые произошли с ребятами за время проживания в патронатных семьях. Ребята стали более открытыми и доверчивыми, а также более эмоционально уравновешенными, научились справляться со вспышками раздражительности и обидчивости, обсуждают свои проблемы со взрослыми. Конечно, разные воспитанники имеют разную степень прогресса.
Развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим, о чём свидетельствует продолжение отношений между патронатным воспитателем и детьми, достигшим восемнадцатилетнего возраста и вступившим в самостоятельную жизнь. Патронатный воспитатель стал для них старшим другом и наставником. Лена Ш. 19 лет и Миша Ж. 19 лет продолжают поддерживать доверительные, теплые отношения с патронатными воспитателями, обращаются к ним за советом и поддержкой. Таким образом, такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание предполагает осуществление работы по профилактике социального сиротства, которая обеспечивает право ребенка жить и воспитываться в замещающей семье, создаёт у ребенка позитивную картину будущего, основанную на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. Эта модель позволяет положительно решать вопрос об устройстве детей-сирот в семью.
Каждый ребёнок, независимо от возраста нуждается в том, кого он может назвать «мама», «папа» и «мой дом».

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Для выполнения стоящих перед патронатным воспитателем задач ему необходимо пройти курс подготовки, который проводит Уполномоченная служба по патронатному воспитанию детского дома. Задачей данного курса является повышение психолого-педагогического уровня кандидата в патронатные воспитатели, обучение выстраиванию отношений, развитие навыков работы с ребенком-сиротой.
МЫ ЖДЕМ ВАС!!!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 (VII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Директор: Хрыкина Надежда Михайловна
Район Ново-Переделкино, г. Москва
Ул. Шолохова, д.6, корп.3
Телефон: 732-56-12, 732-70-00
Факс: 732-66-50

Патронатная семья является одной из разновидностей опеки и попечительства. Ребенка передают на проживание к людям, официально оформившим трудовое соглашение с Детским домом. Они получают зарплату воспитателей и обязаны выполнять условия договора. Права на малыша сохраняются у представителей органов опеки и попечительства (ООП) и детского дома, где он ранее содержался.

Патронатное воспитание – это возмездная (оплачиваемая) форма опеки над детьми, лишившихся родителей временно или на постоянной основе. В первом случае речь идет о попадании мама и папы или одного из них в больницу или появлении разлада в семье, в котором ребенку лучше не участвовать. Второй вариант становится актуален после смерти или лишения прав родителей или усыновителей. Основателями службы патроната являются органы опеки. Нанимают воспитателей специальные учреждения (приюты, детские дома), где содержатся дети-сироты.

Состояние здоровья малыша абсолютно не играет никакой роли. Установление патроната лишь подразумевает предоставление определенных услуг (заботы, ухода, кормления) нанятыми воспитателями. Государство продолжит и дальше предоставлять бесплатное лечение, а также помощь педагогов и детских психологов. Следует отличать патронат от прочих форм опеки и попечительства:

  • Приемная семья может написать заявление в ООП о желании взять под свою опеку малыша, оставшегося без родителей. Приемные родители приобретают права и обязанности опекунов.
  • Во временной (фостеровской) приемной семье ребенок проживает до определения его дальнейшей судьбы (назначения опекунов, возвращения в детский дом, восстановления родительских прав, усыновления). В отличие от других стран, в России подобная форма опеки фактически неразвита из-за низкого уровня жизни.
  • Патронаж переводится с французского языка как «попечительство». Устанавливают его над дееспособными гражданами (преимущественно стариками). Суть данного вида опеки в уходе за подопечными.
  • Опекун назначается людям, лишенным в ходе судебного слушанья статуса «дееспособен», и детям до 14 лет. Помимо ухода, он обязан содержать и защищать подопечных от юридических и физических лиц и действовать от их имени.
  • Попечитель требуется подросткам от 14 лет до 18 лет и частично недееспособным людям. Он обязан присматривать за подопечным и защищать его имущество от посягательства прочих лиц.

Словарь Ушакова и вовсе называет «патронат» и «патронаж» словами-синонимами. Суть их в предоставлении покровительства нуждающимся лицам, поэтому для многих людей нет разницы в понятиях «патронажная семья» и «патронатная семья». На самом деле их цели и методы выполнения немного отличаются:

  • Патронат является возмездной формой опеки над детьми и регулируется 14 ст. ФЗ №48 и нормами Семейного кодекса. Нанятые воспитатели выполняют определенные обязанности, оговоренные в договоре, и находятся под наблюдением государственного учреждения.
  • Патронаж регулируется 41 ст. Гражданского кодекса и устанавливается над больными пожилыми гражданами, способными здраво мыслить, но не имеющими возможности совершать повседневные дела. Уполномоченные лица обязаны безвозмездно следить за состоянием здоровья подопечных и помогать им в быту.

Преимущества патроната

  • Бесплатные курсы правильного воспитания детей.
  • Выплаты денежных средств (пособий, алиментов) на содержание ребенка.
  • Официальная работа с отпуском, трудовым стажем, заработной платой, премиями и оплатой больничного листа.
  • Бесплатная помощь юриста, детского психолога, педиатра, социального работника и педагога.
  • Полезный опыт воспитателя.



Детям патронатное воспитание принесет не меньше пользы:

  • Ребенок продолжит получать гарантированные государством пособия и льготы.
  • У сироты появится возможность жить в комфортных условиях с людьми, желающими заботиться и ухаживать, а не в приюте.
  • Малыш получит хорошее образование и требуемые социальные навыки, воспитываясь в семье.

Срок патронатного воспитания

Законом установлены определенные сроки проживания ребенка в патронатной семье:

Срок Описание
Длительный Сирота проживает у воспитателей до 18 лет
Короткий Ребенка переводят на патронатное воспитание до возвращения к родным или нахождения органами опеки усыновителей, опекунов (попечителей) или другой патронатной семьи. Подобная мера актуальна, если малышу нельзя по определенным причинам находиться в приюте или его срочно изъяли из родной семьи.
Частичный Ребенок посещает воспитателей только на каникулах или по выходным. Устанавливается частичный патронат чаще всего над подростками, которые готовятся к взрослой жизни.

Кого могут передать в патронатную семью?

Установление патроната осуществляется над детьми, имеющими определенные «проблемы» с родителями:

  • они без вести пропали;
  • находятся на содержании медицинских учреждений;
  • признаны судом частично или полностью недееспособными;
  • содержатся в местах лишения свободы;
  • признаны умершими;
  • не имеют средств на содержание ребенка;
  • серьезно больны;
  • ограничены или лишены родительских прав.

Планируя передать малыша на патронатное воспитание, сотрудники приюта и органов опеки поступают исключительно в его интересах. После достижения воспитанником 10 лет обязательно требуется его согласие. Если речь идет о детях, находящихся в родственных связях (братьях, сестрах), то их следует оформить вместе в одну семью, или не трогать никого. Лишь по медицинским показателям возможны исключения.

Требования к воспитателям

Для устройства на работу воспитатель должен совершеннолетним здоровым человеком, имеющим высокие нравственные качества и личное жилье, удовлетворяющие требованиям органов опеки. Не имеют права осуществлять патронат над детьми следующие группы лиц:


Порядок оформления

Люди, желающие помогать детям, обязаны выяснить, создана ли в их городе служба патроната и каковы требования к воспитателям. С этой целью обычно обращаются в администрацию (районную или городскую). Зайдя в здание, следует сразу направиться в опекунский совет. Уполномоченные лица предоставят необходимую информацию. Если служба патроната учреждена, то важно запомнить следующий алгоритм действий:

  • Обратиться в службу патроната и написать заявление.
  • Пройти собеседования вместе с членами семьи, проживающими с заявителем.
  • Пройти полное медицинское обследование.
  • Окончить курсы подготовки воспитателей (длятся не более 80 часов).
  • Пройти проверку (сотрудники службы патроната посетят семью заявителя).
  • Получить перечень требуемых документов.
  • Пройти тест на психологическую совместимость, на основании которого будет подобран ребенок.
  • Познакомиться с будущим воспитанником.
  • Составить договор со службой патроната.



Уполномоченные органы помогут определиться с выбором ребенка и предоставят необходимую помощь (медицинскую, педагогическую, психологическую). Несоблюдение алгоритма действий может привести к отказу службой патроната от выдвинутой кандидатуры в воспитатели.

Необходимая документация

При оформлении нового сотрудника служба патроната тщательно изучает кандидата. Для установления личности и прочих нюансов потребуются такие документы:

  • Заявление о предоставлении ребенка на патронатное воспитание.
  • Документ, подтверждающий наличие официального дохода, и справка о размере зарплаты.
  • Справка, свидетельствующая о наличии жилплощади и ее соответствии установленным нормам.
  • Результаты медицинской экспертизы, подтверждающие хорошее состояние здоровья.
  • Свидетельство о браке и пенсионное удостоверение (при наличии).
  • Одобрение (в письменном виде) совершеннолетних граждан, живущих в одном доме с кандидатом в воспитатели, касаемо становления частью патронатной семьи.
  • Справка из органов внутренних дел, в которой говорится, что заявитель ранее не имел судимостей.
  • Свидетельство об окончании курсов подготовки.

Составление договора


Договор является основой отношений воспитателя со службой патронажа и воспитанником. В нем указывается, сколько будут платить за предоставляемые услуги, какие права и обязанности предоставляются сторонам и прочие моменты. Стандартный договор включает в себя следующие пункты:

  • права и обязанности воспитателя и службы патроната;
  • условия оплаты;
  • срок действия составляемого договора.
  • социальные гарантии.

Адаптация

На сегодняшний день суть основной проблемы в патронатных семьях заключается в адаптации ребенка к новым условиям. Детские психологи выделяют 3 периода данного процесса:


Длительность адаптации может варьироваться в зависимости от возраста ребенка и ситуации, в которой он побывал перед попаданием в приют. Воспитателям лучше узнать об этих моментах заранее и проконсультироваться с психологом. Во избежание возникновения сложностей с адаптацией, специалисты советуют запомнить следующие моменты:

  • Воспитанник обязан слушаться воспитателей, но он также имеет право на выражение своих эмоций и проявление характера.
  • Лица, назначенные для патроната, должны пройти специальную подготовку, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям.
  • Для изучения методов сглаживания конфликтных ситуаций стоит периодически консультироваться с психологом.
  • Незначительные недостатки не должны быть поводом для скандала. Воспитатели обязаны терпеливо относиться к малышу и не обращать на мелочи внимания.

Патронатное воспитание является оплачиваемой формой опеки. Помимо пособия на содержание малыша, воспитатель получает зарплату, так как является сотрудником детского дома или приюта, где ранее проживал воспитанник. Права на малыша остаются у службы патроната. Воспитатель обязан лишь соблюдать условия составленного договора, за что и будет получать заработную плату. Оформлять его будут в штат Детского дома.

Воспитание ребенка в семье – главное условие для его гармоничного и всестороннего развития, формирования правильной и достойной жизненной позиции, принятия положительных ценностей и качеств, устоявшихся в обществе. В зависимости от складывающихся в судьбе несовершеннолетнего обстоятельств он может воспитываться и проживать в кровной, приемной, патронатной семье или находиться под опекой (попечительством). Эти формы устройства детей (кроме кровной семьи) существуют, чтобы заменить детям родных родителей. С помощью семьи воспитателю необходимо создать ту атмосферу, где они могли бы реализовать свой потенциал, быть понятыми и услышанными, заложить прочный фундамент на будущее.

Понятие патронатной семьи

Перед тем как стать воспитанником патроната, малыш переносит обычно немало трудностей, связанных с утратой общения и детско-родительской связи с кровной матерью и отцом. Это происходит вследствие разных жизненных ситуаций:

  • их смерти;
  • лишения материнства и отцовства, ограничения их в правах;
  • нахождения в учреждениях пенитенциарной системы;
  • придания статуса недееспособных лиц через судебный орган;
  • признания отсутствующими без вести или умершими после длительного, безрезультатного розыска;
  • уклонения от выполнения своих обязанностей, самоустранения от воспитательной функции;
  • наличия серьезного заболевания, которое препятствует общению с ребенком.

Для этих случаев законом об опеке под номером 48 от 24 апреля 2008 года и семейным правом регламентировано, что дети помещаются в учреждение временного содержания для жизнеустройства. После чего специалисты по опеке занимаются вопросами устройства несовершеннолетнего в семью, преимущественно к родственникам (при установлении и попечительства над детьми). Если близкие родные отсутствуют или отказываются от приема ребенка к себе, его предлагается передать под опеку приемным родителям.

ВАЖНО! Согласно правилам центров помощи детям, они могут направляться в семейно-воспитательные группы, чтобы пройти адаптацию, привыкнуть к новым членам семьи. Если этот процесс проходит негативно и ребенок отказывается от проживания, его направляют в детский дом, где он содержится, пока не найдется новый законный представитель либо родители не восстановят свой статус.

Таким образом, в дело вступает еще одна форма жизнеустройства – патронатная семья. Она работает по договору, заключенному с домом ребенка. Когда он поступает на полное государственное обеспечение в это учреждение, специалисты стараются найти для него подходящую семью, которой может стать патронатная. Для получения такого статуса кандидат должен удовлетворять всем требованиям законодательства, на высоком качественном уровне выполнять свои обязанности, за что он вправе получать и выплаты.

Преимущества такого воспитания

Жизнь и воспитание несовершеннолетнего по технологии работы в семейной группе такого типа имеет свои преимущества по сравнению с проживанием ребенка в интернате или детском доме:

  • ребенок в семье принимает правильную модель поведения как члена общества, брата, сестры, друга, подруги, отца или матери в будущем, усваивает важные для него социальные роли, которые он будет реализовывать в дальнейшем;
  • он легче адаптируется к быстро меняющимся условиям жизни, привыкает к общению с людьми, учится находить общий язык;
  • имеет больше возможностей организовать досуг, найти увлечения, в чем помогает его наставник;
  • с учетом того, что в такой семье находится меньше детей, чем в детском доме, каждый ребенок может получить достаточно внимания, заботы, тепла, что ему необходимо для гармоничного развития;
  • происходит привитие нужных навыков, таких как уборка, стирка вещей, приготовление пищи, что исключается в государственных учреждениях.

То есть, при воспитании ребенка таким способом родитель преследует цель введения его в социум, передачи основных навыков и умений, формирование мышления, ориентированного на получение профессии и обеспечения себя в будущем самостоятельно.

Кто может стать патронатным воспитателем

Специалисты, воспитывающие детей с применением патронатного способа, относятся к социальной службе, соответствуют предъявляемым законодательством требованиям и, так как они осуществляют свою деятельность на основании договора, получают заработную плату. Каждый специалист, практикующий патронатный метод, имеет свои права и обязательства, проходит процедуру оформления документов, подписания договора.

Права и обязанности воспитателя

Для полноценного функционирования семейной жизни человек, осуществляющий контроль за переданными ему детьми, принимает на себя следующие обязательства:

  • осуществлять уход за своим подопечным и принять его в семью без ущерба для других ее членов;
  • информировать дом ребенка о любых изменениях в жизни ребенка;
  • разрабатывать и исполнять пункты индивидуального плана работы с несовершеннолетним;
  • взаимодействовать с социальным окружением и родственниками доверенного малыша;
  • учитывать мнение несовершеннолетнего при принятии решений, касающихся его жизни;
  • защищать права ребенка в суде и его интересы в других ведомствах и социальных учреждениях.

К правам этих граждан относят:

  • организовывать условия проживания, быта, распорядка и режима дня для своих подопечных;
  • исполнять функции по правозащитным вопросам в отношении детей;
  • оформлять документы на усыновление или удочерение несовершеннолетнего;
  • повышать квалификацию, проходить переобучение и аттестацию.

Эти мероприятия отражают основные направления деятельности при устройстве в патронатную семью, что обеспечивает удовлетворение потребностей подопечного.

Порядок оформления

Механизм оформления статуса семьи предполагает несколько этапов:

  1. Сбор документов для подтверждения возможности и отсутствия препятствий для осуществления воспитательных мер относительно доверенного ребенка с указанием официального дохода и осмотром условий проживания.
  2. Сдача сведений специалистам государственного учреждения, которое уполномочено решать вопросы о передаче детей.
  3. Рассмотрение органом ходатайства о выдаче заключения.
  4. При положительном исходе гражданин в качестве кандидата вправе познакомиться с несовершеннолетним, и если имеется обоюдное согласие, принять к себе.
  5. Оформление необходимой документации, связанной с передачей ребенка, и составление договора.

На протяжении периода нахождения его в семье происходит постоянное взаимодействие между представителями детского дома, лицами, воспитывающими детей и органами опеки.

Составление договора

Граждане, выполняющие подобные функции, работают на возмездной основе на основании составленного трехстороннего договора. В качестве участников выступают государственное учреждение, и лицо, взявшее приемных детей. Форма этого документа утверждается в каждом субъекте на региональном уровне согласно принятым стандартам.

В нем описываются следующие моменты:

  • информация о сторонах: для организаций указывается наименование, контактные сведения, а для физических лиц – фамилия, имя, отчество, паспортные данные;
  • объект соглашения (сведения о детях);
  • обязательства и права участников;
  • гарантии социального характера (выплаты и установление льгот);
  • зона ответственности каждой стороны;
  • срок действия документа;
  • правовые последствия прекращения соглашения;
  • заключительные положения.

Документ составляется в 3 экземплярах, содержит подписи участников, хранится у каждой из сторон.

ВАЖНО! Его заключение актуально только для детей, имеющих статус сирот, т.е. оставшихся без родителей. При временной опеке (по их согласию) договорные отношения исключены.

Выплаты и льготы для патронатных семей

Для поддержки и помощи патронатным семьям государством предусмотрены льготные условия и оформление выплат. В их перечень входят:

  • начисление денежных средств, предназначенных на содержание статусного ребенка в размере прожиточного минимума в регионе;
  • перевод ежемесячных сумм на проезд, если несовершеннолетнему исполнилось 7 лет (устанавливается субъектом);
  • возможность воспользоваться деньгами 1 раз в 5 лет и приобрести мебель для несовершеннолетнего;
  • вознаграждение ежемесячно за выполнение вверенных функций;
  • пособие единовременного характера при приеме в семью ребенка – 16 тысяч 350 рублей.

Дополнительные льготы у этой категории появляются, если они являются многодетными, что дает возможность получения земельного участка, других видов выплат.