Домой / Виды макияжа / Развитие моторики у детей. Мелкая моторика

Развитие моторики у детей. Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

  • Ножки

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

  • Стул и стол

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

  • Лодочка

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

  • Ножницы

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.







Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.



Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Анна Даренина
Проект по развитию мелкой моторики рук «Умные ручки». Часть 1

Проект ««Умные ручки »

(развитие мелкой моторики рук )

Актуальность.

Проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи , как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев . М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот) . Ещё В. А. Сухомлинский писал : «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление) . Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика . Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики , пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма.

Учитывая важность проблемы, мы сделали вывод, что руку ребёнка необходимо развивать , особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти . Работая с детьми с ТНР, приоритетной целью своей деятельности определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук .

В начале учебного года было проведено обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества , и выявление типологии нарушений.

Использовались такие задания :

Кинестетический практикум «Кольцо» , «Коза» , «Три богатыря» , «Заяц» , «Солдатик» .

Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, сминание комочков) .

Сила тонуса (сжатие рук взрослого одной, второй рукой) .

Координация движений (вдеваем нитку в иголку, упражнения «Ладонь-ребро-кулак» , «Коза-заяц» ).

Обследование щепоти (катание шарика, упражнение «Посолим суп» .

Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням : высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень :

Мелкая моторика развита достаточно . Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.

Средний уровень :

Мелкая моторика развита недостаточно . При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.

Низкий уровень :

Мелкая моторика развита плохо , отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный) . Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда» , отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.

В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо , её развитие отстаёт от нормы . Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Дети не умеют воспроизвести из пальцев заданную позу, не могут её удержать, нарушен мышечный тонус (повышен или понижен) . В результате был разработан проект «Умные ручки » , основанный на результатах диагностического обследования, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфики их речевого заключения.

Паспорт проекта .

Вид проекта : творческо-информационный.

Продолжительность : долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область : познавательно - речевое развитие ребенка , физическое развитие ребенка .

Цель проекта :

Создать условия для развития мелкой моторики ;

Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей .

Задачи проекта :

Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики ;

Модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;

Внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;

развивать тактильную чувствительность пальцев рук;

Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;

развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;

Сформировать элементарные специфические графические навыки;

развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;

Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы :

1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей, изучение научно-методической литературы по теме проекта ).

2. Планирование деятельности всех участников программы .

3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе , изготовление пособий, проведение занятий, фотоотчет «Умные пальчики » )

4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта .

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :

уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

комплексный подход при разработке занятий;

систематичность и последовательность занятий;

вариативность содержания и форм проведения занятий;

наглядность;

адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;

постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;

индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;

повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Предполагаемый результат :

1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

2. Развитие мелкой моторики , как способ, коррекции речи детей.

Продукт проекта :

Картотека пальчиковых игр

Консультации для родителей

Выставки детских работ «Делаем буквы своими руками»

Учитель - логопед

Даренина Анна Юрьевна

г. Нижний Новгород

МБДОУ №52 "Ладушки"

Развитие мелкой моторики у детей: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее), на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Считается, что любое упражнение, развивающее мелкую моторику, развивает речь и мышление. Ребенок не говорит или плохо говорит? Собирайте мозаики, шнуруйте, и речь появится! Хотите, чтобы малыш хорошо развивался? Развивайте пальчики, и мозг будет развиваться намного эффективнее. Но это не так или не совсем так. Давайте попробуем разобраться и отделить правду от мифов. А также узнать, как использовать упражнения для развития мелкой моторики, чтобы они действительно развивали наших малышей.

Развитие мелкой моторики у детей: видео

Развитие мелкой моторики, речь и мышление ребенка.

Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга (моторный центр речи Брока и центр, руководящий пальцевой моторикой расположены рядом).

Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, сортеры, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

Значит, специальные игры не панацея? Или – тут появляется крамольная мысль – мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

А основа моего рассказа – это научные исследования развития ребенка. Я очень советую специалистам познакомиться с ними в книге «15 мифов о детской речи». Авторы книги Олег Игоревич Ефимов – детский невролог и Виктория Леонидовна Ефимова – кандидат педагогических наук, логопед. Книга вышла в издательстве «Диля» в этом году.

А для неспециалистов – заинтересованных родителей и педагогов — я дам самые важные рекомендации в этой статье. И поделюсь тем, что знаю и использую в работе с детьми.

Первый факт. Итак, с чего всё началось. В 70-ые годы проводилось исследование развития детей младенческого возраста. Детей из Дома ребенка разделили на три подгруппы. Одна подгруппа детишек сидела в манеже, вторая могла спокойно ползать по групповой комнате. А третья подгруппа собирала пирамидки, нанизывала бусины и занималась другими упражнениями по развитию мелкой моторики с экспериментатором. И дети третьей подгруппы значительно превзошли своих сверстников в развитии, у них произошел резкий скачок в развитии речи. Получается, что «занимайся развитием мелкой моторики – и всё будет хорошо»? Но это не так.

Второй факт. Автором книги В.Л. Ефимовой был проведен другой эксперимент в детском доме в 2001 году. И дал он совсем другой результат. Оказалось, что дети в детдоме уже в полтора года сами едят суп ложкой, сами застегивают пуговицы на одежде, с ними очень много занимаются – они бесконечно собирают пирамидки, вкладыши, сортируют. Но при этом… не говорят!!! В чем причина? Может быть, мы не так общаемся с малышами? Или пальчиковые игры действительно так сильно не влияют на развитие речи и мышления? А повлияло на результат предыдущего эксперимента то, что с этими малышами просто начали общаться? А все другие подгруппы деток не имели такого общения со взрослым-экспериментатором, поэтому и отставали в развитии?

Третий факт. Оказывается, ответ на вопрос нам может дать не педагогика, а физиология! Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является отнюдь не центр Брока, а передняя часть поясной извилины, и значит… развитие пальчиков не влияет прямо на развитие ребенка!?

А что же тогда влияет? Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Значит, влияет все-таки в первую очередь общение со взрослым? Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса.

Современные биологические исследования дают возможность предположить, что зоны Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка (как мы помним именно близость этого самого центра Брока к центру управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей).

Научные работы в этом направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам???

Четвертый факт. Ответ на все вопросы! И ключ для педагогов и родителей!

Оказывается, важен не факт проведения пальчиковых игр и упражнений, а то, КАКИЕ упражнения и КАК проводятся с малышом. И поэтому либо будет результат таких игр и упражнений, либо его не будет!И зависит это от того, задействовано ли в пальчиковых упражнениях и в играх для развития мелкой моторики моторное планирование. Что это такое?

Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. А моторное планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Дорогие читатели, кто был на нашей апрельской «Мастерской развивающих игр» — помните первый вебинар про механизмы развития малышей. И понятие «зоны ближайшего развития»? Вот об этом сейчас речь и идет. Для тех, кто не был на вебинаре – по многочисленным просьбам я сделала рассылку, в которой Вы можете бесплатно получить его запись. Для этого нужно подписаться в форме подписки после статьи.

Известно, что у всех детей с проблемами в развитии именно моторное планирование плохо развито. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?

Как мы уже знаем, моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – новый, непривычный! Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, но много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым — это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, а является привычной! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия – здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений!

Итак, какой же вывод. А где найти наш Ключ к успеху?

  1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
  2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
  3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

Раньше в детских садах были специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком — каждый день! Это было, когда я начинала работать, и очень хорошо это помню. Малыши делали один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали. С каждым днем у них получалось все лучше и лучше. Сейчас уже много лет таких регулярных минуток в обычных детских садиках, увы, нет или почти нет. А пальчиковая гимнастика существует как фрагмент занятий с детьми, и почти всегда упражнения детям даются в разные дни недели разные! И бывает, что упражнения даются слишком легкие для детей, которые у них и так легко получаются! А ведь именно в регулярном постепенном освоении сложных движений заключается суть такой гимнастики.

Секрет успешных занятий по развитию мелкой моторики уже известен. А теперь давайте разберемся, что включается в развитие мелкой моторики и какие упражнения нужны ребенку.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? В чем проблема современного общества и почему раньше ее специально не развивали, и у детей проблем не было? Чем вредны длинные мультики? Что такое ниткопись и как ей заниматься с детьми? Об этом Вы узнаете в видео первого образовательного канала.

Что включает развитие мелкой моторики у детей до трех лет:

1.Хватательные движения:

  • Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.
  • Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
  • Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).

2. Развитие соотносящих действий

Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, сортеры, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).

3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и движений пальчиками (зайчик, волк, домик, стул и другие).

Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям, которые показывает взрослый.

Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:

  • во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,
  • во время трудовых поручений (с 3 лет — полить, протереть пыль, протереть листья растений губкой, почистить щеткой одежду и других),
  • в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование,
  • в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей, изготовление игрушек, атрибутов для своих игр и т.д.

Как развивать мелкую моторику у детей?

Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года).

Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он неспложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько

  • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
  • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика (2-4 раза на каждой ручке).
  • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
  • Упражнение «Мы шагаем топ-топ» — точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
  • Упражнение с большим пальчиком. Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад, вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
  • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

Развитие мелкой моторики: игры и упражнения для детей раннего возраста (от года до трех лет)

Советы:

  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
  • Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
  • Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
  • Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
  • Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.
3.Игра с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание– даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

— Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.

— Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

— Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9. Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10.Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

11.Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

— Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.

— Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

— В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

12.Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку – свою или мамину

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

15. Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

16. Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.

Еще о развитии мелкой моторики детей на сайте «Родная тропинка»:

О том, как развивать мелкую моторику у детей с 3 до 7 лет мы поговорим в следующей статье (для детей от 3 до 7 лет). В ней Вы найдете пальчиковые игры, упражнения Марии Монтессори для развития мелкой моторики дошкольников, пальчиковый театр, игры с прищепками, тесты по определению уровня развития мелкой моторики и много других интересных идей.

Перечень «20 самых интересных и необычных предметов для развития мелкой моторики детей» Вы найдете

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Развитие мелкой моторики рук влияет на интеллект малыша, его память внимание и мышление. Поэтому каждая мама стремиться как можно раньше начать заниматься с крохой. Многие родители думают, что проводить такие занятия могут только специалисты в центрах развития. Конечно, можно водить кроху на занятия в группы, но несложно заниматься и дома, разработав систему и план занятий, которые будут интересны ребёнку в раннем и дошкольном возрасте и направлены на развитие двигательной активности.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика - это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.

Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:

  • крупная моторика - это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
  • сенсорика - это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша

Ум ребёнка - на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский, педагог

Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.

Мелкая моторика для развития речи и других навыков

  1. Умение управлять руками - основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
  2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
  3. Уровень развития мелкой моторики - один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.

Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей - это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.

Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:

  • отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
  • сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
  • недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
  • неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
  • если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
  • такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.

На что влияет мелкая моторика - видео

Способы развития мелкой моторики, актуальные для детей разных возрастов

Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься с самого рождения, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. В зависимости от возраста и предпочтений малыша можно ему предложить:

  • массаж кистей рук и пальцев;
  • игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • пальчиковую гимнастику;
  • графические упражнения, штриховки;
  • лепку из пластилина;
  • собирание конструкторов и мозаик;
  • рисование и раскрашивание;
  • вырезание ножницами;
  • работу с бумагой, складывание оригами, аппликации;
  • игры с верёвочкой, шнуровку.

Важность развития мелкой моторики с раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей до года

Мама и папа с самого рождения могут помочь своему малышу развиваться. Для деток первого года жизни подходят такие занятия:

  • массаж ручек и ножек;
  • пальчиковые краски.

Массаж рук и массажёры

Детям до года очень полезен массаж рук, пальцев и ножек . Родители могут выполнять его в любое время дня без ограничений по времени. Главное правило: грудничку упражнения должны нравиться. Если малыш ощущает дискомфорт, начинает капризничать и убирать ручки или ножки, занятия лучше ненадолго отложить.

  1. Аккуратно потягивайте пальчики малыша: упражнение должно проходить медленно и нежно, никаких резких движений. Затем каждый пальчик нужно погладить. Эти действия можно проводить с детками от двух месяцев и старше.
  2. Делайте круговые движения пальчиков в одну сторону, затем в другую. Упражнение делается с каждым пальчиком по отдельности.
  3. С 5 месяцев можно легко массировать каждый палец ребёнка, затем ладошку и плавно переходить на кисть руки. Помимо развития мелкой моторики, происходит и общее укрепление мышц верхних конечностей малыша.
  4. В 8 месяцев приходит время подключать более активные упражнения: постукивать своим пальцем по ладошке ребёнка, слегка нажимать, загибать и разгибать пальчики. Эти действия можно делать одновременно с проговариванием стишков «Сорока-белобока», «Шла коза рогатая». То же самое повторяют и с ногами крохи.

Очень полезно использовать специальные тренажёры или массажёры. Они бывают в виде мягкого мяча с неровной поверхностью, валика или кольца, которое одевают на палец. А можно использовать подручные материалы: покатать в руках грецкий орех, сшить мешочки из натуральных тканей и насыпать в них разные крупы. Их периодически давайте ребёнку в руки - это отличный массаж и стимуляция нервных окончаний.

Выполнять упражнения с массажёром можно по-разному, катая его:

  • по столу;
  • между ладонями;
  • от кончиков пальцев до локтя;
  • по тыльной стороне кисти.

Главное помнить, что заниматься нужно с обеими верхними конечностями по очереди. Некоторые родители ошибочно полагают, что если они будут уделять внимание только правой, их ребёнок не будет левшой. Это неверное утверждение. Для гармоничного развития крохи следует развивать две руки одинаково.

Тренажёры и массажёры для развития мелкой моторики рук - фотогалерея

Для массажа рук можно использовать орех Массажёр для рук в виде мяча Такой тренажёр для пальцев можно использовать, когда ребёнок научился сидеть Массажёры могут быть разного вида и формы

Дети очень любят рисовать. Не стоит думать, что приучать их к творчеству нельзя раньше 1–1,5 лет, когда они смогут взять с руки кисть или карандаш. Сегодня большой популярностью пользуются пальчиковые краски, изготовленные из натуральных компонентов и безопасные даже при проглатывании. Рисование рукой является идеальным вариантом развития мелкой моторики у детей грудного возраста. Ребёнок не только ощущает все движения пальцами, но и воспринимает цвета красок, учится их распознавать. В этом случае развивается и сенсорное мышление.

Рисование пальчиковыми красками способствует развитию мелкой моторики

Рисуем пальчиковыми красками - видео

Актуальные методы развития моторики у детей от 1 до 2 лет

В годик ребёнок уверенно сидит, а возможно уже и ходит. Теперь он больше интересуется развивающими игрушками, книжками и другими окружающими его предметами. В этом возрасте для него важно сенсорное восприятие, поэтому можно подключать такие занятия:

  • пальчиковые игры, массаж рук и кистей;
  • пальчиковые краски, рисование гуашью с помощью кисти (акварелью дети начинают рисовать с трёх лет);
  • лепка: маленьким деткам ещё тяжело лепить из пластилина, поэтому лучший вариант - тесто;
  • сортеры и пирамидки, мягкие пазлы - всё это замечательно развивает мелкую моторику;
  • бизиборды, игры с крышками - здесь важен интерес ребёнка и простор фантазии родителей.

Игрушки и занятия для детей младшего возраста - фотогалерея

Тесто для лепки мягче пластилина, поэтому больше подходит для детей в возрасте 1–2 года С помощью пирамидки можно отрабатывать координацию движений Сортер замечательно развивает мелкую моторику С пластиковыми крышками можно придумать множество самых разнообразных игр

Развивающие игры для детей 1–2 лет - видео

Задания для малышей 2–3 лет

В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:

  • нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
  • игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
  • строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
  • лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
  • занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
  • игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.

Игры с крупами, водой, пластилином, кубиками и прочие занятия для детей 2–3 лет - фотогалерея

Строительство из кубиков развивает координацию движений Малышу интересно правильно зашнуровать макет ботинка или застегнуть пуговицы на пальто у куклы Нанизывание развивает логику и терпение Лепка из пластилина - более сложное занятие, чем лепка из теста Игры с водой увлекают детей разного возраста

Игры для развития мелкой моторики детям 2–3 лет - видео

Развитие мелкой моторики с детьми садиковского возраста (4–5 лет)

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

  • игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
  • работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
  • аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
  • рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка - эти навыки готовят руку малыша к письму.

Рисование, аппликация, штриховка и другие занятия для ребёнка 4–5 лет - фотогалерея

В возрасте 4–5 лет приобретите специальные детские ножницы с круглыми краями Аппликации научат ребёнка аккуратности Игры с песком успокаивают ребёнка и очень полезны для развития моторики Штриховка готовит руку ребёнка к письму

Упражнения для развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет

В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.

Подготовить малыша к школе помогут такие занятия:

  • физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
  • мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции - отличный способ развития маленьких пальчиков;
  • конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
  • прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка.

Занятия по развитию моторики для дошкольников - фотогалерея

Собирание мозаики по образцу помоет в совершенствовании мелкой моторики рук дошкольника Конструкторы из мелких деталей очень увлекают дошкольников Пальчиковый театр способствует укреплению мышц кисти и пальцев

О важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста - видео

Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

Исследования, которые проводились учёными, показали, что многие леворукие дети имеют проблемы с развитием речи, письмом и чтением, поэтому очень важно заниматься с ними упражнениями для развития мелкой моторики. Родителям ребёнка, который активно пользуется левой рукой, а не правой, во время занятий необходимо учитывать некоторые нюансы.

  1. Источник света во время выполнения упражнений должен находиться с правой стороны.
  2. Леворукие дети зрительно не воспринимают пространство, которое находится слева от них, поэтому все предметы нужно располагать правее.
  3. Занятия нужно проводить с перерывами. Для ребёнка-левши это важно, ему нужно больше отдыха, поэтому старайтесь распланировать упражнения так, чтобы устраивать паузу каждые 20 минут.
  4. Во время письма ребёнок часто выдвигает левое плечо вперёд - это норма для деток, которые держат ручку в левой руке, не стоит специально менять его позу.
  5. Главное - не акцентировать внимание, что малыш чем-то отличается от других детей. Он должен чувствовать поддержку родителей и педагогов.

У детей с ведущей левой рукой часто наблюдаются сложности с освоением речи, чтения и письма, поэтому развитие мелкой моторики им особенно необходимо

Сегодня дошкольникам часто ставят диагнозы, связанные с проблемами зрительного восприятия. Причин того, что ребёнок плохо видит, может быть множество, однако такие дети должны развиваться наравне со сверстниками. Очень часто они не могут выполнять действия руками, не понимают, что делать. Именно поэтому развивать мелкую моторику у них нужно с раннего возраста. Однако начинать упражнения лучше с двух лет: малыш уже будет понимать, что вы от него хотите, и не будет бояться.

  1. Обязателен массаж и пальчиковая гимнастика: постукивания, поглаживания, игры с массажёрами - всё это должно быть в программе занятий.
  2. Все занятия направлены на изучение информации благодаря тактильным ощущениям, поэтому ребёнку предлагают предметы из разных материалов, разной формы, которые он трогает, запоминает и пытается описать свои ощущения.
  3. Слабовидящие дети учатся читать по рельефно-точечному шифру, поэтому родители подготавливают малыша к восприятию и пониманию такой формы: можно использовать фольгу, на которой чертят линии, волны, точки и другие фигуры. Он обводит пальцами выпуклые рисунки, пытается их понять и запомнить.
  4. В более старшем возрасте ребёнок может сам чертить фигуры или рисунки, а потом на ощупь как бы читать их.

Не стоит думать, что если у ребёнка слабое зрение или присутствует задержка речевого развития, то занятия с ним не имеют смысла. В большинстве случаев регулярные упражнения на развитие мелкой моторики помогают малышу догнать своих сверстников и приспосабливаться к новой для него информации.

Развитие мелкой моторики и тактильности жизненно необходимо для слабовидящих детей

Диагностика уровня развития мелкой моторики детей в разном возрасте

С каждым днём ребёнок растёт и развивается. В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы оценить успехи малыша проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых педагог или психолог определяет уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.

  1. Упражнения для 3–4 лет.
    1. Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой - за 20 секунд.
    2. Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая - против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру - задание считается невыполненным.
    3. Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
    4. Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
  2. Упражнения для 4–5 лет.
    1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
    2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
    3. Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
    4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
  3. Упражнения для 5–7 лет.
    1. Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
    2. На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
    3. Вырезать из квадрата круг.
    4. Попросить ребёнка как бы посолить суп, чтобы малыш медленно растирал кусочки соли между пальцами.

Если в результате диагностики обнаружено отставание в развитии двигательной активности рук, не стоит оставлять эту информацию без внимания: нужно подобрать задания и усиленно заниматься с ребёнком на предмет развития пальчиков.

Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом

Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.

Пальчиковая гимнастика на столе:

  • свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
  • свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
  • поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
  • имитация игры на пианино.

Упражнения для пальчиковой гимнастики, самомассаж и упражнения с карандашом и мячом - фотогалерея

Упражнения для пальчиковой гимнастики №1 Упражнения для пальчиковой гимнастики №2 Упражнения для пальчиковой гимнастики№3 Упражнения с карандашами Легкий массаж пальцев Самомассаж с помощью мячиков Массаж пальцев специальным массажёром Игра с мячиком для разминки пальчиков Развиваем мелкую моторику с мячом Игры с мячом со стишками

Самомассаж пальцев и кистей рук - видео

Пальчиковые игры

В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.

Пальчиковые игры помогают:

  • развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
  • учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
  • стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
  • тренировать ловкость и гибкость рук;
  • концентрировать внимание;
  • тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
  • наладить контакт детей со взрослыми.

В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.

Стишки и пальчиковые игры - фотогалерея

Пальчиковая игра «Лебёдушка» Пальчиковая игра «Улитка» Набор карточек «Играя, учись!» Книга «Пальчиковые игры»

Играем с пальчиками - видео

Развитие моторики с помощью сенсорных мешочков, бизиборда, сортеров, шнуровок, лего кубиков, пальчикового театра и других

Очень полезны для мелкой моторики занятия с развивающими игрушками. Для детей с года до трёх интересны бизиборды, которые бывают мягкие и твёрдые, в виде доски. С их помощью ребёнок развивает мышление, логику, внимательность, интеллект, запоминает цвета, изучает буквы и цифры, предметы и разных животных.

Дети раннего возраста воспринимают информацию не только зрительно, но и через тактильные ощущения. Родители могут предложить им сенсорные мешочки, наполненные различными материалами . Это могут быть крупы, мелкие или крупные предметы, игрушки, шарики, детали конструктора.

Сегодня многие дети предпочитают игры с конструктором, шнуровками или сортерами. Они интересны не только малышам, ведь здесь можно применить фантазию и весело провести время. В раннем возрасте предложите ребёнку сортер: пусть он пробует подобрать фигуры, подходящие к отверстиям. Затем заинтересуйте его конструктором, детали которого по мере взросления будут всё меньше, а задания - сложнее.

Многие игрушки можно сделать своими руками, например, бизиборд, мягкую книжку, сенсорные мешочки, шнуровку, сортер, а наполнение деталями выполнить в зависимости от предпочтений и интересов малыша. А вот готовый конструктор лучше приобрести в магазине, сделать его дома не получится.

Игрушки для развития мелкой моторики - фотогалерея

Мягкий бизиборд в виде книжки предназначен для самых маленьких деток Большая развивающая доска интересна детям разного возраста Прозрачные мешочки для развития мелкой моторики Развивающие мешочки для развития мелкой моторики легко изготовить своими руками Необычные сенсорные мешочки в виде птичек Учимся нанизывать предметы на верёвку Развиваем мелкую моторику со шнуровкой