Домой / Виды макияжа / У девочки-подростка резкие перепады настроения. Перепады настроения у подростков

У девочки-подростка резкие перепады настроения. Перепады настроения у подростков

Дети в раннем возрасте излучают жизнелюбие и радость, но порой даже незначительное событие может сделать их настроение плохим. Это может обеспокоить родителей. Депрессия маленьким детям не свойственна, это мнение ученых. Однако если ребенок пережил психологическую травму, он может впасть в депрессию. Если у вашего ребенка частые перепады настроения, то ведите себя так, как советуют психологи.

Дети не могут жить без родительского внимания. Родителям часто не хватает времени для того, чтобы пообщаться с ребенком. Причина этому — загруженность работой и бешеный ритм жизни. Если вы уделяете малышу мало времени, то в будущем у вас с ним будут проблемы. Нужно постараться, чтобы жизнь вашего малыша была разнообразной и насыщенной положительными эмоциями. Если ваш ребенок страдает беспокойством и чрезмерной активностью, то он должен получать позитивные эмоции и хорошие впечатления. Детские психологи считают, что беспокойным детям поможет справиться с перепадами настроения, если в доме будет домашнее животное. Котенок или собака помогает снять напряжение. Подобрать корм и аксессуары для домашнего питомца можно найти на сайте https://www.magazindoberman.ru/ .

Как справиться со стрессом у ребенка?

Перед тем, как укладывать ребенка спать, поиграйте с ним или почитайте ему. Вспомните счастливые моменты из жизни, которые несут положительную энергию и избавляют от негативных воспоминаний.

От стресса, к счастью, страдает не так много детей, но такие все же есть. Старайтесь не пользоваться услугами нянь, не загружайте ребенка заданиями, которые он не в силах выполнить. Нужно держать себя в руках и не срывать свою злость на детях. В противном случае, у ребенка может возникнуть стресс. Профессионал может подсказать вам, как справляться с перепадами настроения малыша. Причиной плохого поведения могут быть семейные скандалы, хулиганы в школе, а также, крики.

Следите за тем, чтобы ребенок хорошо питался. Завтрак малыша должен быть богат белками и витаминами. Не пренебрегайте свежими фруктами, полезными злаками. Если ваш малыш посещает садик, то узнайте, какие там перерывы между приемами пищи.

У многих детей бывает аллергия на некоторые продукты. Такими продуктами могут быть овес, пшеница, ячмень. Проявляется аллергия насморком и темным кругами под глазами. Методом исключения узнайте, какие продукты не подходят ребенку. Можно обратиться к врачу – аллергологу.

Можно использовать добавки к питанию ребенка. Этими добавками могут быть: рыбий жир, масло льна. Рыбий жир можно приобрести и в капсулах.

Дети по своей природе непостоянны и эмоциональны. Но все же определенная стабильность в психическом состоянии обязана присутствовать. И уже в раннем и дошкольном возрасте появляется такой показатель состояния ребенка, как настроение. И его чрезмерная переменчивость должна стать для взрослых сигналом о наличии некоторых проблем. Перепады настроения у ребенка встречаются довольно часто и генезис у такого состояния различен. Конечно не стоит паниковать и всякое бывает — жизнь даже у ребенка не состоит сплошь из праздников, но если перепады настроения происходя часто и без видимых сразу причин, то это повод обратить на это пристальное внимание.

Психологические причины перепадов настроения у ребенка

Известной причиной проблем с настроением являются психологические особенности. Они могут быть обусловлены возрастом или же служить признаком глубоких внутренних конфликтов.

Возрастные кризисы детства

– Кризис трех лет. По возрастным рамкам возникает примерно в 2,5-3 года. Этот кризис вызван осознанием своего «Я» и уже в 1,5 года может начинать заявлять о себе. Самосознание рождает у ребенка потребность в свободе и самостоятельности. Поэтому приказания взрослого воспринимаются в штыки. Он желает сам управлять собой и даже окружающими. Отсюда возникают такие симптомы, как негативизм и деспотизм.

– Кризис 7 лет. Принято привязывать к началу школьных будней. Однако сегодня этот кризис может начаться в 5-6 лет, так как требования уже в подготовительной группе значительность ужесточаются. Переход к активной учебной деятельности вызывает у ребенка желание и получить больше самостоятельности, что вполне справедливо. Соотношение прав и обязанностей должно быть сбалансированным.

Педагогические причины нестабильности настроения

Наблюдение за эмоционально нестабильными родственниками вполне может приводить к переменчивости настроения. Детям крайне свойственна подражательность. Реагировать ребенок может и на любые изменения в семье. Ссоры, разногласия и даже холодность близких замечаются малышами интуитивно. И, конечно, это приводит к определенным чувствам, которые они выражают в своей манере. Кроме того, когда чадо не получает должного внимания, оно может использовать негативное поведение как способ заставить взрослых взаимодействовать с ним.

Физиологические причины изменчивости настроения

Иногда психическая нестабильность говорит о нарушении процессов регуляции нервной деятельности. Искажение баланса между торможением и возбуждением порождает частую смену настроения в соответствующую сторону. Также хронические боли или физический дискомфорт может вызывать вспышки гнева, негативизм и даже агрессию. Не понимая своих ощущений и не зная средств борьбы с ними, ребенок может в момент болевого приступа начать истерику или проявлять негативные эмоции вместо того, чтобы попросить помощи.

Как стабилизировать настроение ребенка?

Способы решения проблемы зависят от выявленной причины. Как уже было сказано выше, существует ряд возможных причин изменчивости настроения. Важно грамотно провести диагностику. Поэтому в первую очередь следует получить консультацию педиатра, оценить общее здоровье и жалобы. Возможно, необходимо медикаментозное лечение для стабилизации работы нервной системы или избавления от болезней.

Сложным детям свойственны перемены настроения. Воспитывая таких детей, очень важно уметь читать их настроение и знать, как его изменить.

Вам наверняка известно, что такое дурное расположение духа, - сами впадали в такое состояние. Например, у вас бывали дни, когда хочется послать всех к черту, когда в разговоре с собеседником вы односложно отвечаете: «Похоже», «Когда угодно» или «Неплохо».

А бывает, что вы светитесь счастьем и у вас легко на душе. Но кто-то говорит вам что-то такое, отчего вы снова расстраивались. И вы снова отвечаете: «Все равно», «Все хорошо» или «Все будет прекрасно», правда тон при этом совсем не веселый.

Почему у ребенка быстро меняется настроение?

Если у вас сложный ребенок, вы должны знать всё о переменах настроении. Вам когда-нибудь доводилось посмотреть на сына, вернувшегося из школы мрачнее тучи, и подумать про себя: «Да, денечек будет не простым, однако...» (или что-то похожее на это)? А когда ваша дочь проснется в плохом настроении, вы говорите себе: «Она встала не с той ноги, не жди ничего хорошего...» (я угадал?).

Нас всех касаются перемены настроения. Но родителям сложных детей необходимо стать специалистами в деле создания перемен настроения.

Вот в действительности вещь, которую нужно знать в первую очередь.

Когда вы не в духе, вы и мир воспринимаете соответствующим образом. То же самое происходит с ребенком. У него не большой выбор - он либо раздражен и сердит, либо надут и отключен от окружающего мира. Радость в таком состоянии для него недоступна. Если вы считаете, что сложный ребенок быстро изменит гнев на милость и при этом не потребуется ничего глобального, то вы витаете в небесах.

Давайте повторим ключевую идею: пока вы не измените настроение своего ребенка, вы не сможете изменить его поведение.

Настроение связано не только с событиями дня. Оно также зависит от химических процессов, протекающих в мозге и организме в целом. Невидимый мир химических процессов может менять наши эмоции. Когда родители слышат об этом, они часто издают вздох облегчения: ага, понятно, почему вдруг ни с того ни с сего меняется поведение.

Какие химические элементы влияют на работу мозга?

Родителям сложных детей вовсе не обязательно становиться экспертами в области нейрохимии и психологии, но знать о некоторых важных химических элементах, влияющих на работу мозга, им необходимо. Эти знания способны изменить отношения в нашей семье.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно реже, - это адреналин и кортизол.

Два элемента, о влиянии которых родители сложных детей хотели бы слышать как можно чаще, - это дофамин и серотонин.

Действие адреналина

Адреналин виновен в возбуждаемости, по крайней мере частично. Жизнь на адреналине заставляет людей безрассудно сжигать свои силы. Он делает людей менее сговорчивыми, и он усложняет перемену настроения у детей.

Когда выбрасывается много адреналина, мозжечок (зона «дерись/беги») становится очень активным. Фактически, настолько активным, что подавляет другие зоны мозга. Возможно, вам это знакомо: кто-то с самого утра наговорит вам кучу неприятностей, и вы не можете успокоиться весь оставшийся день. Частично это объясняется тем, что вам угрожали - следовательно, произошло повышение уровня адреналина, и механизм «дерись/беги» включился.

А что с детьми? Выброс адреналина в организм девочки - и попытка изменить ее поведение становится пустой тратой времени до тех пор, пока его содержание не понизится. О том, что у сложного ребенка произошел выброс адреналина, можно определить по четким признакам.

Понизить уровень адреналина легче всего в семьях, придерживающихся определенного распорядка. Давая четко и спокойно понять ребенку, что «мы в таких ситуациях поступаем таким образом», вы помогаете ему почувствовать себя в безопасности. Спокойно проводимое время также помогает.

Время от времени вам, возможно, даже захочется повысить уровень адреналина, ведь он является отличным антидепрессантом. Это можно сделать с помощью заданий на определенное время. Например, скажите ребенку: «Давай посмотрим, успеем ли мы привести в порядок комнату за десять минут, а потом поиграем».

«Кортизоловые ковбои»

Кортизол - еще один важный нейрохимический элемент, за которым стоит следить. Кортизол - это гормон стресса, он высвобождается вместе с адреналином. Что, ужасно? Подавленный и возбужденный одновременно!

Кортизол понижает речевую активность. Вам приходилось терять дар речи (допустим, некоторое время вы не могли выразить свои мысли словами)? Это происходило потому, что кортизол наполнял так называемое поле Брока - мозговой центр речи, - блокируя его на время. Сложные дети, находясь в состоянии стресса, почти всегда имеют проблемы с выражением своих мыслей. Вот почему вы слышите односложное мычание, особенно со стороны подростков.

Кортизол также снижает способность людей менять тактику. Он делает их раздражительными и брюзжащими. Человек не может фильтровать информацию - отбрасывать не относящиеся к теме факты, - что частично объясняет, почему, находясь в стрессовом состоянии, мы испытываем трудности в выборе приоритетов.

Понижение уровня кортизола обещает спокойную и счастливую жизнь. Что надо сделать для этого? Очень важно, чтобы жизнь ребенка была лишена насилия, насмешек и унижения. Полезно также соблюдать семейные правила и ритуалы. Обязательно убедитесь в том, что сложный ребенок не потребляет слишком много сахара и пьет достаточное количество воды - при этих условиях содержание вредного гормона понижается. Уровень кортизола, как и адреналина, понижает крепкий и спокойный сон.

С повышением кортизола связывают флуоресцентное освещение. Семьям со сложными детьми следует избегать такого освещения.

Что влияет на настроение ребенка?

Диета

Еда - мощный наркотик, и вы это знаете! Вот почему мы так любим ходить в рестораны, есть дорогие блюда и пить прекрасные вина.

Один из самых быстрых способов изменить настроение детей - накормить и напоить их. Стакан обыкновенной воды понижает уровень кортизола. Если у вас нет ничего другого, что вы можете предложить находящейся в расстроенных чувствах дочери, предложите ей выпить воды. Если она откажется, выпейте сами. Вам она тоже нужна.

Джулия Росс в своей замечательной книге «Исцеление настроения» пишет о важности увеличения белков и сокращения углеводов в блюдах на завтрак. Такой завтрак повышает концентрацию внимания и улучшает память. Диета, насыщенная аминокислотой под названием триптофан, также предупреждает стресс. Триптофана много в таких продуктах, как мясо индейки, постная говядина и миндаль. Эти продукты повышают уровень триптофана в крови. Триптофан в организме синтезируется в серотонин. В ваших силах предложить сложным детям природный антидепрессант, посадив их на подобную диету.

Диета будет особенно эффективной, если вы одновременно сократите количество кофеина и заменителей сахара в продуктах и напитках, которые потребляют ваши дети.

Движение

Чем больше я работаю со сложными детьми, тем больше склоняюсь к тому, что тело обладает памятью. Кажется, особенные позы и положения «включают» специфическую память. Можете не сомневаться, ребенок, согнувшийся за письменным столом в три погибели, легко вспомнит состояние усталости, а тот, кто изобразил гримасу на лице, скорее всего, вызовет в памяти гнев или страх.

Частично изменить настроение можно при помощи перемещения ребенка из одного места в другое. Только не надо пихать и тащить его, просто скажите: «Вижу, ты расстроен. Мне нужно пойти на кухню, пойдем со мной, и ты все мне расскажешь». Перемена места часто означает перемену модели состояния.

Серьезное обсуждение чувств ребенка во время движения вряд ли будет продуктивным. Идя рядом с ним и слушая, что у него случилось, вы не решите проблемы как таковой, но, возможно, подходы к решению будут найдены.

Музыка

Миллионы тинейджеров не могут ошибаться: музыка действительно меняет настроение, а от взрослых добавим: и функционирование мозга.

Музыка активизирует мозг - она мощным образом влияет на эмоции, усвоение знаний и анализ. Некоторые исследования обнаружили, что музыка Моцарта связана с повышением уровня образованности: учащиеся, которые слушали Сонату для двух фортепьяно в до-мажоре в течение десяти минут, повысили показатели абстрактного и пространственного мышления во время тестирования. Классическая музыка, как было замечено, ассоциируется с расслаблением.

Прослушивание музыки меняет мозговую организацию: электроэнцефалограмма четырехлетних детей, которые ежедневно по часу слушали классическую музыку, показала большую умственную последовательность. Дети больше времени находились в альфа-состоянии, т. е. были спокойны, расслабленны и сообразительны.

Полезно также обучение игре на музыкальных инструментах. Например, игра на пианино повышает пространственное понимание и развивает способность продумывать свои шаги. Обучение музыке повышает умение слушать и улучшает память.

Постарайтесь найти подходящие инструменты для вашего ребенка. Например, освоение кларнета, пианино и электрогитары требует мелкомоторных навыков, а трубы и ударных - крупномоторных. Игра на музыкальных инструментах часто оказывается сильнейшим способом выражения чувств, описать которые словами бывает очень трудно, почти невозможно для многих детей. Повторяющиеся движения, связанные с игрой на инструментах, могут также поднимать уровень дофамина.

Музыка в доме во время завтрака или после возвращения из школы сообщает детям, что они уже в другом месте (т. е. не в школе), и помогает им изменить настроение.

Телевидение и видео

Телевидение отлично меняет настроение. Те, кто плюхается перед экраном в мягкое кресло и мгновенно отключается, знают об этом.

Девяти-двенадцатилетние дети проводят перед телевизором феноменальное количество времени. Двадцать два процента детей смотрят телевизор более трех часов в день, а четырнадцать процентов еще не менее трех часов играют в компьютерные игры.

Телевидение моделирует импульсивные поступки. Появление героя с пассивным характером в современных телесериалах сейчас немыслимо, и на детях это, конечно, отражается.

Тестирование более миллиона студентов Израиля обнаружило сложную связь между просмотром телевидения и образовательными способностями. Небольшое количество времени, проведенного перед экраном (не более 1,4 часа в день или 10 часов в неделю), положительным образом влияет на академические достижения; превышение лимита уже отрицательно сказывается на процессе обучения. Особенно это касается детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет.

Допустимое количество времени перед телевизором изменяется в соответствии с возрастом. Исследования показывают, что длительный просмотр мультфильмов значительно ослабляет концентрацию внимания у детей в возрасте до двух лет. Девятилетний ребенок может смотреть телевизор до двух часов в день, тринадцатилетний - полтора часа, а для семнадцатилетних подростков идеальное время у экрана сокращается до получаса в день. Как видите, всё наоборот.

Проблемы с настроением бывают в любом возрасте.
Настроение взрослых нам легко понять. Его причины по большей части очевидны. Проблемы на работе, личные неурядицы, плохое самочувствие – со всем этим мы и сами сталкивались не раз и легко можем, что называется, войти в положение, сказать «да, представляю, каково тебе». К тому же человек и сам высказывает жалобы, просит обсудить причины или просто поговорить.
Дети навыками рефлексии не обладают, осознать собственные чувства и их причины не могут.
Они могут только хныкать, канючить, плакать, бросать игрушки, выплевывать еду, цепляться за маму, проситься на ручки. А потом – то же самое еще раз… Именно поэтому их плохое настроение никакого сочувствия не вызывает.

Мы склонны назвать его «просто капризы» и пресечь любым подходящим и доступным методом. В самом деле, что за нарушения настроения могут быть, когда вся жизнь состоит из кормлений, игр и прогулок? Разве есть причины для подавленности или раздражения у годовалого (двух-, трехлетнего) малыша? Есть. И, кстати, они почти такие же, как у взрослых.

В возрасте до года плохое настроение ребенка выявить труднее всего. Ведь выражается оно только одним способом – плачем. То есть точно так же, как выражается голод, боль, усталость, неудобства, связанные с мокрыми пеленками или колючей одеждой. Но – нет. На самом деле плач в случае плохого настроения будет отличаться от плача других видов.
Он тише, ниже по тональности, монотонный и заунывный. Если, при том что ребенок абсолютно здоров, вы слышите такой плач, не сомневайтесь: малыш не в духе. Кто посмел испортить настроение такому крохе?
Скорее всего, это были вы – хотя, конечно, сделали это не специально и даже не осознанно. Маленькие дети очень чувствительны к настроению мамы, перенимают абсолютно все ее печали и радости.
Существует мнение, что даже состав грудного молока меняется в зависимости от настроения, и поэтому малыш в буквальном смысле питается вашими эмоциями.

Стоит признать: у счастливой, довольной всем происходящим и собой мамы и дети бывают спокойными, уравновешенными и веселыми.
Если же мама слишком устает, чтобы радоваться, и постоянно испытывает напряженность, тревогу, то и от ребенка нельзя ждать особого веселья. Такие дети часто плачут без видимого повода, успокаиваясь лишь на руках. Это еще больше портит настроение маме, она еще больше передает негативных эмоций малышу − в общем, получается замкнутый круг.

Плаксивость, чувство потери, невозможность радоваться тому, что раньше приносило удовольствие, – такие симптомы наблюдаются у 80% женщин после родов (вероятность их увеличивается с возрастом и количеством родов) и, конечно, тоже накладывают отпечаток на общение с малышом и даже на его будущий характер. Дети, пережившие в младенчестве расстройство настроения своей мамы, и во взрослом возрасте бывают тревожными, склонными к пессимизму, тяжелее переносят жизненные трудности. Поэтому улучшать настроение нужно как можно раньше – и себе, и ребенку.

Во-первых, добавьте в вашу с ним жизнь позитива. Это не так трудно, если помнить, что жизнь состоит из мелочей. Ведь даже гуляя, вы можете ходить в те места, где вам нравится, общаться с теми мамами, которые веселы и заряжают вас оптимизмом.

Между прочим, это совсем не новый метод. Во многих культурах маленьким детям мама пела колыбельные, составленные ею за день (в культурах, сохранивших традиционный строй, так происходит и сейчас), обо всем, что случилось, о том, что беспокоит. Считалось, что дети таким образом чувствуют себя частью семьи и растут более спокойными.

От года до трех
Ребенок растет, и его знания о мире, его потребности, круг общения постоянно увеличиваются. С одной стороны, возможности его достаточно велики – он умеет сам ходить, говорить и чувствует себя вполне самостоятельным, с другой – все еще находится под постоянным контролем и часто не может свои желания осуществить. В общем, самая главная причина для плохого настроения – непонимание. Еще одна причина – потеря чего-то важного. Причем важное для ребенка – это совсем не то же самое, что для взрослого.

Двухлетний ребенок может вполне спокойно перенести развод родителей, уход из семьи отца, но при этом будет тяжело переживать потерю любимой игрушки. Смерть бабушки будет воспринята не так драматично, как, например, ежедневный уход мамы на работу. Такая особенность психики позволяет детям защититься от очень тяжелых переживаний, забыть травмы раннего детства.
Какое-то простое и приемлемое объяснение ситуации дает возможность ребенку откорректировать свое представление о мире. Если рядом остается человек, который заботится и любит, то все в порядке. А вот по поводу мелочей (того, что для нас является мелочью) ребенок может плакать долго и безутешно. Так долго, что сам изматывается и потом засыпает.

Доводить детей до такого состояния не стоит, но пугаться и ограждать тоже нет смысла. Плач – это их способ отреагировать эмоции, выплеснуть наружу весь негатив. Как правило, после такой бури слез проснувшийся ребенок чувствует себя гораздо лучше и в хорошем настроении готов играть (правда, к этому моменту измотанными бывают уже родители). К тому же именно в этом возрасте ребенок учится разным способам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Если поймет, что его плач действует на людей устрашающе, будет использовать это оружие уже сознательно.
Плохое настроение ребенка этого возраста выражается не только плачем. Он может лежать на кровати, не отвечая на предложения поиграть, может безучастно смотреть в окно, а если плохое настроение сочетается с агрессией – пинать и разбрасывать игрушки. В любом случае, надо помочь. Сам он со своим настроением справиться пока не может.

Проявите максимум участия, терпения и теплоты даже в том случае, если он, как говорится, сам виноват. При этом это совсем не должно означать, что вы обязаны идти на уступки – например, отказаться от похода в гости, раз уж ребенку без вас так плохо. Он ведь именно сейчас привыкает к тому, что в жизни не все и не всегда будет так, как он хочет. И к тому, что это совсем не повод впадать в уныние.
Вот и дайте ему такой урок. Не меняя своих планов и вообще не обсуждая больше причину его негативного состояния, обнимите и просто посидите рядом. И почаще играйте с детьми в шумные игры, тискайте их и тормошите. А поглаживание по спине – вообще один из лучших методов профилактики стрессов.

От трех до шести
В возрасте двух с половиной – трех лет у ребенка развивается самосознание. Он говорит о себе «Я», становится более стеснительным, стыдливым (осознает, что другие люди могут смотреть на него, обсуждать и так далее). Кроме того, у него все более выраженной становится потребность в общении со сверстниками, и в этой области тоже есть свои поводы для переживаний. В общем, чем старше ребенок, тем более вероятно, что причина плохого настроения находится вне семьи (хотя отношения с родителями все равно остаются самыми значимыми). В то же время в поведении может появиться скрытность: ребенок уже не склонен говорить родителям абсолютно все. Иногда он просто не знает, можно ли рассказывать то, что произошло.

Так, например, если ребенок подвергается нападкам со стороны взрослого – знакомого или чужого, он может об этом не рассказывать. Ведь взрослый – это авторитет, если он кричит, значит, «я заслуживаю». Так что узнать, в чем причина подавленности, плохого настроения бывает не так легко. Научите ребенка откровенности, тому, что своим близким он может рассказывать абсолютно все. Всегда поддерживайте ребенка в случае неприятностей, даже в том случае, если ситуация спорная.
Да, вы можете ее обсудить, разобрать, кто прав, кто виноват, но – потом, позже. Когда ребенок удручен, подавлен, то он нуждается прежде всего в поддержке. Кстати, это правило действует не только в отношении детей. Мы все нуждаемся в таком предвзятом отношении, в том, чтобы нас любили несмотря ни на что. Это – основа счастья в семье.

Всегда выслушивайте ребенка. Он должен доверять вам свои сомнения и переживания в любом возрасте.

Если же ребенок все равно не рассказывает, не допрашивайте. Тем более что эмоции в этом возрасте уже сложные, практически такие же, как у взрослых, – ребенок действительно может не понимать до конца, почему ему грустно. Поговорите на отвлеченные темы или на тему настроения, но без поиска причин. «А когда тебе стало грустно?», «А как тебе грустно – просто грустно или так, что даже мороженого не хочется?», «Что нужно сделать, чтобы не грустить?» − на такие вопросы ребенок вполне может ответить. И, соответственно, вместе с вами может найти способ повышения настроения. Кроме того, очень хорошо помогают так называемые эмоциональные прививки. Вы время от времени рассказываете какую-то историю из вашего детства (поругала мама, наказали в садике, поссорились с подружкой).
Рассказ должен быть подробным в той части, где говорится об эмоциях (как вы переживали) и непременно иметь хорошее окончание. Это обеспечит позитивный взгляд на жизнь.

По материалам статьи С.Иевлевой

Расстраиваться и чувствовать подавленность из-за проблем и трудностей - естественно для людей, как и радоваться, испытывая положительные эмоции. Но порой перепады настроения случаются независимо от обстановки, нарушают привычное течение жизни, создают напряженность в отношениях с членами семьи, коллегами, друзьями. Если такое случается часто и без причины, не исключено, что человек страдает одним из видов эмоционального расстройства или физическим заболеванием.

    Показать всё

    Почему меняется настроение?

    Резкие перепады настроения у некоторых происходят по несколько раз на протяжении дня. Позитивный настрой может внезапно смениться раздражением, злостью, гневом или подавленностью и апатией. Такое поведение негативно сказывается на самом человеке и людях, находящихся рядом. Непонимание окружающих вызывает ощущение вины у пленника эмоций, да и сам он не понимает, почему его чувства похожи на американские горки.

    Нередко люди сами виновны в расстройствах поведения. Мнительность, тревожность, подозрительность, неумение строить отношения, решать конфликтные ситуации лишают человека психологической стабильности. На эмоциональный настрой влияют следующие факторы:

    1. 1. Состояние постоянной тревоги. Вместо жизни в настоящем человек возвращается в прошлое, вспоминая и анализируя неудачи, промахи, ошибки. Будущее он видит полным негативных событий, переживает за себя и близких, постоянно находится в напряжении, ожидая плохих известий.
    2. 2. Завышенные требования к себе и другим. Люди с подобным настроем никогда не бывают довольны жизнью, понимая, что неспособны соответствовать идеалу, к которому стремятся. Это вызывает негативное отношение к себе, неврозы, нестабильное настроение.
    3. 3. Эмоциональная незрелость. Люди, не умеющие достойно выходить из конфликтных ситуаций, страдают частой сменой настроения под влиянием неприятностей на работе, семейных неурядиц, нестабильности, перемен в жизни.
    4. 4. Недостаток любви в семье. Дети, выросшие в семьях, где им не хватало внимания и заботы, во взрослой жизни часто страдают расстройствами эмоциональной сферы, сопровождающимися колебаниями настроения.
    5. 5. Пребывание в какой-либо зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, сексуальной, компьютерной и т. д.).

    Резкая смена настроения необязательно свидетельствует о проблемах в эмоциональной сфере, часто этому есть физиологическая причина.

    Физические и психологические причины

    Если чередование эйфории и угнетения сопровождается потерей или прибавкой веса, нарушением сна и аппетита, одышкой, сбоем менструального цикла у женщин, тошнотой, головокружением, тремором конечностей, необходима консультация врача. Часто причиной эмоциональной нестабильности является болезнь.

    Органы, влияющие на настроение:

    1. 1. Щитовидная железа. Усиление выработки гормона щитовидной железы приводит к раздражительности, вспыльчивости, нервозности. Снижение концентрации гормона замедляет обмен веществ в организме, делая человека апатичным, слабым, подавленным.
    2. 2. Сердечно-сосудистая система. Тахикардия и повышение артериального давления способствуют производству адреналина, вследствие чего человек чувствует приступы страха и тревоги.
    3. 3. Заболевания печени и желчного пузыря. Кратковременные вспышки гнева в этом случае провоцирует выброс норадреналина, вызванный спазмом желчных путей.
    4. 4. Сахарный диабет. Настроение диабетика может колебаться вместе с уровнем сахара в крови, меняясь от веселья и радости к замкнутости, раздражению, тревожности, страху.

    Для выявления внутренней патологии необходимо обследование у терапевта, кардиолога, эндокринолога. Без лечения болезни, провоцирующей частые перемены настроения, советы психолога, прием седативных препаратов и антидепрессантов не принесут ожидаемого результата.

    Кроме общих факторов, вызывающих эмоциональные сбои, есть характерные отдельно для женщин, мужчин и детей, обусловленные особенностями психики, физиологии, возрастных изменений организма.

    У мужчин

    От мужчин ожидают силы воли, мужественности, стойкости, умения переносить трудности с несгибаемой спиной, но значительная часть сильной половины человечества не соответствует этим ожиданиям. Они подвержены страху, тревожности, нервному напряжению, стрессу. Усталость, переживания, связанные с материальной заботой о семье, непонимание жены, проблемы на работе могут вызывать у мужчины перепады настроения, уныние, угнетенное состояние.

    Другие причины эмоциональных срывов - вредные привычки и кризис среднего возраста. Пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм, просмотру порнографии негативно сказываются на мужской психике. У таких людей перепады настроения могут быть опасны, поскольку доходят до агрессии по отношению к членам семьи.

    У женщин

    У слабого пола частые приступы гнева, плаксивости, истеричности происходят на фоне гормональных изменений во время месячных, в период вынашивания и кормления ребенка, при климаксе. У многих подобные проявления вызывает ПМС (предменструальный синдром), другие страдают нарушениями эмоциональной сферы после месячных.

    Вредные привычки, недовольство внешностью, неудовлетворенные желания, отсутствие личной жизни, постоянные стрессы, напряженные отношения в семье и на работе накладывают отпечаток на психоэмоциональную сторону личности женщины, делая ее нервной, склонной к нестабильному настроению, подверженной депрессии.

    У детей и подростков

    У маленьких детей перепады настроения наблюдаются в периоды возрастных кризисов. Подобным образом ребенок пытается завладеть вниманием взрослых, реагирует на неблагоприятную обстановку в семье, конфликты родителей. Издержки воспитания также отражаются на поведении малыша. Чрезмерный контроль, опека, неоправданные запреты, завышенные требования провоцируют у ребенка эмоциональный ответ в виде вспышек агрессии, неуправляемости, упрямства.

    В период полового созревания психика детей становится особенно уязвимой и подверженной влиянию внешних факторов. На фоне гормонального всплеска любое событие может вызвать у подростка бурю эмоций, положительных или негативных.

    У молодого парня смену настроения вызывает сниженный уровень полового гормона тестостерона, который отвечает за своевременное половое созревание. Для девушки толчком к появлению поведенческих нарушений может стать недовольство внешностью, потеря внимания противоположного пола, сложности в общении со сверстниками, начало месячного цикла и связанный с ним всплеск гормонов.

    Серьезные опасения внушает подростковая депрессия, получившая в последние десятилетия статус эпидемии. Заметив у сына или дочери симптомы крайней подавленности, угрюмости, нежелания выполнять привычную работу, заниматься любимым делом, ухаживать за собой, необходимо обратиться к психологу. Признаки депрессии у подростка игнорировать опасно, поскольку длительное пребывание ребенка в таком состоянии угрожает его жизни: именно депрессия виновна в большинстве подростковых суицидов.

    Психические расстройства

    Наиболее распространенной причиной перепадов настроения являются нервно-психические расстройства, наблюдающиеся у людей обоих полов, разных возрастных и социальных групп. Разбалансированность психики может носить временный характер, зависеть от внутренних или внешних раздражителей, но иногда достигает критических отметок в виде тяжелой депрессии, невроза.

    Частая и быстрая смена эмоциональных реакций бывает при таких состояниях:

    • истерия - расстройство с нарушением двигательных, вегетативных, поведенческих реакций, стремление индивидуума привлечь внимание к себе слезами, криком, неестественным смехом, неадекватным поведением;
    • циклотимия, особенностью которой является быстрый переход от эйфории до крайнего угнетения и печали;
    • биполярное расстройство или маниакально-депрессивный психоз;
    • дистимия - легкая стадия депрессии;
    • пограничное состояние - личностное расстройство, для которого характерны неприспособленность к жизни в социуме, неумение контактировать с окружающими;
    • панические атаки - приступы необъяснимого страха, паники, тревоги, сопровождающиеся симптомами вегетососудистой дистонии;
    • депрессия.

    Механизмом, запускающим временное отклонение психического здоровья, становятся стрессовые ситуации, обстоятельства, требующие нервного напряжения (экзамены, важная встреча), для людей с метеозависимостью - погодные изменения, перемещение в другую климатическую зону.

    Профилактика и лечение

    Профилактикой поведенческих отклонений является правильное воспитание с младенчества, внимание к эмоциональным потребностям ребенка, отношение к нему как к личности, уважение его взглядов, предпочтений. Не менее важна последовательность, слаженные действия родителей (то, что запретил папа, не разрешает и мама), иначе ребенок с ранних лет научится изворотливости и приспособленчеству, что негативно повлияет на его психическое развитие.

    Возраст полового созревания требует от родителей особого внимания и усилий. В это время с ребенком необходимо обращаться как со взрослым человеком, уважать его право выбора друзей, внешкольных занятий, музыки, одежды, развлечений. При этом нужно оговорить запреты и ограничения, четко объяснив, почему они необходимы. Так родители смогут развить с подростком доверительные отношения и вместе пережить сложный возраст, не травмируя незрелую психику повзрослевшего ребенка.

    Простым, но эффективным средством профилактики и лечения перепадов настроения у взрослых и детей являются соблюдение режима питания, сна, работы и отдыха, умеренные физические нагрузки, пребывание на свежем воздухе. Техника аутотренинга, медитации, занятие йогой помогут нормализовать психоэмоциональный фон, восстановить психическое равновесие после пережитого стресса, конфликта, неприятностей. Пища, богатая витаминами и микроэлементами, благотворно влияет на нервную систему, общее состояние организма.

    В случаях стабильных проблем с эмоциональным настроем прибегают к помощи седативных, ноотропных средств, антидепрессантов, транквилизаторов. Эти медицинские препараты относятся к группе сильнодействующих, некоторые вызывают привыкание, поэтому самостоятельно применять их недопустимо.