Домой / Виды макияжа / Значение стойков василий иванович в православной энциклопедии древо.

Значение стойков василий иванович в православной энциклопедии древо.

Древние церковные историки ничего не говорят о святом Астерии. Биографические данные о нем можно почерпнуть только из его немногочисленных проповедей, которые сообщают слишком скудные сведения о времени и обстоятельствах его жизни и деятельности.

На основании упоминаемых святым Астерием некоторых исторических фактов и событий полагают, что святитель родился в конце первой половины четвертого века . Родиной его или, по крайней мере, местом долговременного пребывания была Антиохия. В этом городе он получил прекрасное образование, имея своим учителем весьма ученого мужа, сведущего во многих науках, который, по словам святого Астерия, был славным и известным у греков и римлян .

Святой Астерий основательно изучил классическую литературу и ораторское искусство, естественные науки и юриспруденцию, о чем свидетельствуют его проповеди , в которых он успешно применил свои обширные познания. Это дало ему возможность заниматься адвокатурой в «суде архонта» .

За время своего служения в суде святой Астерий неоднократно видел во всей наготе пороки своих современников, близко ознакомился с самыми отрицательными сторонами общественной жизни. Он видел «подкапывателей стен и работорговцев, также грабителей и воров, даже самих человекоубийц» . Ему, несомненно, приходилось встречаться и с вопиющей несправедливостью, царившей в судопроизводстве. Не случайно он бросает упрек «тем судьям, кои не очень разборчивы на слухи и легко увлекаются порицаниями обвинителей» . Не мог он равнодушно относиться и к несовершенству самих римских законов, которые часто не в силах были защищать невинных людей. Особенно возмущало его несоответствие римского права христианским нравственным требованиям. Обвиняя, например, тех, которые пытались оправдать свои преступления ссылкой на законы, святой Астерий говорит, что «они находятся в ужасном заблуждении, не ведая, что иначе законополагает Бог» .

Всё это приводило будущего святителя к сознанию «бессилия правды законной в деле нравственного воспитания человечества и облегчения тяжелых социальных условий его жизни» . Вот почему, став епископом, он с большим дерзновением обличает алчность стяжателей, жестокость богатых, неравенство людей и другие проявления социальной несправедливости.

Святой Астерий вступил в клир в пору своей зрелости непоколебимо убежденным в правоте намеченного жизненного пути. Местом его пресвитерского служения можно считать Амасию , в которой тогда епископом был Евлалий, человек доброго сердца, твердо державшийся Никейской веры.

Состояние Церкви в период пресвитерского служения святого Астерия было тяжелым. Арианство, несмотря на свое идейное поражение и внутренние разделения, продолжало волновать церковное общество. Находясь под покровительством государственной власти, ариане занимали храмы, изгоняли не согласных с ними епископов. По проискам ариан был лишен кафедры и епископ Евлалий.

Можно думать, что после заточения архипастыря святой Астерий, будучи одним из влиятельных пресвитеров, принимал участие в руководстве общиной подобно тому, как в Антиохии после изгнания арианами епископа Мелегия православных возглавили Флавиан (впоследствии епископ) и другие пресвитеры . Вероятно, поэтому после кончины епископа Евлалия на Амасийскую кафедру был возведен святой Астерий. Произошло это между 380–390 гг. .

Новому епископу пришлось приложить немало трудов, чтобы умиротворить Амасийскую , чтобы искоренить плевелы соблазна, посеянные еретиками, укрепить колеблющихся в вере, исправить худые нравы. Основную задачу своего проповеднического служения он видел не в отвлеченном догматствовании, а в практическом осуществлении евангельских правил жизни. В постоянных заботах о своей пастве святой Астерий достиг преклонного возраста и скончался в начале пятого века .

Святой Астерий не упоминается ни в мартирологах, ни в древних месяцесловах. Но его духовное наследие оказалось в центре внимания защитников православной веры. Седьмой Вселенский Собор в своих деяниях несколько раз ссылается на святого Астерия и для обоснования своих суждений об иконопочитании дважды приводит его Слово о святой мученице Евфимии . Этот факт свидетельствует о том, что святой Астерий был известен в древности как человек, отличавшийся святостью жизни и чистотою веры. О том же говорит и высокое наименование, которым отцы Собора почтили Амасийского святителя, назвав его блаженным и богоносным . Авторитетным также является свидетельство папы Адриана I (772–795), который в одном из своих посланий отмечает, что весь Восток почитал Астерия святым .

Творения святого Астерия, хранившиеся долгое время в различных библиотеках в виде отдельных рукописных сборников, начали издаваться в XVII веке. Первое издание появилось в 1615 году в Антверпене. Оно заключало в себе пять бесед. В парижское издание 1648 года, кроме них, вошли еще несколько слов, главным образом похвальных, а также ряд сохранившихся у церковных писателей отрывков из проповедей святого Астерия. В 1681 году в Париже были изданы его гомилии на псалмы, но подлинность их вскоре подверглась сомнению, и в настоящее время патрологи не считают их принадлежащими Амасийскому проповеднику.

Все вышеуказанные издания использовал в XIX веке аббат Минь. Он собрал опубликованные ранее творения с именем святого Астерия и поместил их в своей Патрологии . Здесь имеется 21 проповедь , но только 14 из них аутентичны . В начале нашего столетия среди рукописей Афона были обнаружены еще две беседы святого Астерия, которые издал А. Бретц . Подлинные его проповеди , за исключением последних двух, переведены на русский язык .

Здесь не предполагается делать подробный гомилетический анализ или полный обзор содержания духовного наследия Амасийского проповедника. Будут приведены только отдельные его мысли, которые, однако, могут дать определенное представление об основном направлении и характерных особенностях пастырства и проповедничества святого Астерия.

Прежде всего, следует остановиться на суждениях святителя, касающихся пастырского служения. В IV веке многие домогались священства, «почитая сей сан не образцом добродетели, а средством к пропитанию, не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчета» . Такое неверное представление бытовало и в среде амасийских клириков. Поэтому святой Астерий говорит, что «священство не есть властвование... не сан начальнического самоволия, а служение богобоязненному домостроительству» . Пастырь обязан беспокоиться не о своих выгодах, но о пользе своих пасомых; он должен проявлять человеколюбие и всеобъемлющую заботу даже по отношению к уподобившимся бесплодной смоковнице . Напоминая о любвеобильном отце из притчи о блудном сыне, святой Астерий взывает к иерею: «Подражай долготерпению Божию, принимай в объятия обращающихся от блуждания и обнимай их; таким образом, ты будешь вождем слепых и учителем заблуждающихся» . В последних словах заключается и наставление епископа своим клирикам и основное правило, которому следовал святитель в своей деятельности. Осуществить это требование было нелегко. Для его претворения в жизнь любовь пастыря должна была сочетаться с непреклонной волей. Нужно было мужественно противостоять тем тенденциям, которые проявились тогда в отношении к еретикам. Епископское служение святого Астерия проходило в то время, когда по эдикту императора Феодосия I (379–395) еретики подверглись повсеместному преследованию. Многие из православных, проявляя крайнюю нетерпимость, настаивали на том, чтобы и церковная иерархия строго наказывала преследуемых законом. Например, в Константинополе святому ставили в вину то, что он отказывался действовать против еретиков теми мерами насилия, какими последние пользовались против исповедников Никейской веры. Столь же строгие судьи находились и в Амасии. Не случайно святой Астерий с горечью говорит: «У нас теперь гневающиеся на согрешающих гонят от себя приходящих, проходят без внимания мимо припадающих и не склоняют лица своего к плачущим» . В этой констатации фактов имеется в виду и бессердечное отношение к различного рода кающимся и к обращающимся еретикам, которых проповедник уподобляет отделившейся от стада овце и оставившему родительский дом блудному сыну .

Имея сострадательную любовь к заблуждающимся, святой Астерий в своих проповедях не проявлял склонности к полемике. Он видел, как многие христиане, увлеченные спорами, забывали о том, что от них требуется не только правое разумение и хранение догматов, но и непорочная жизнь. Поэтому, не вдаваясь в тонкие рассуждения о догматах, он призывает всех веровать в простоте сердца. Свое отношение к бесплодным словопрениям святой Астерий особенно ярко высказал в Похвальном слове святым апостолам Петру и Павлу. Сославшись на исповедание веры святого апостола Петра (), он подчеркивает, что апостол «не начал с отдаленного какого-нибудь умничанья и дал ответ на вопрос, не подбирая круга силлогизмов и доказательств, как ныне обыкновенно делают говоруны о вере; но в простоте сердца кратко изложил он истину» .

Главное внимание святой Астерий обращает на практические вопросы, направляя своих пасомых к созиданию христианской жизни по заповедям Христовым, отвращая от гибельного пути «по стихиям мира» (). Это были самые актуальные проблемы, которые требовали безотлагательного решения. Разделения и религиозные споры породили беспечное отношение к запросам морального порядка. Кроме того, многие в IV веке принимали по житейским соображениям, нисколько не заботясь об изменении образа жизни. Приняв веру без глубокого убеждения, эти номинальные члены Церкви вносили диссонанс в духовную жизнь христиан и оказывали дурное влияние на окружающих. Среди христиан нередко бытовали языческие суеверия, обычаи, привычки и даже пороки, порожденные старым миром . Против всего этого и вооружается Амасийский проповедник, поражая нравственные недуги своим пламенным словом.

С особой «силой святой Астерий восстает против корыстолюбия, в котором он видит страшного врага, подрывающего основы добрых взаимоотношений между людьми. Он неоднократно обличает подверженных этому злому пороку. Против корыстолюбия им произнесены две проповеди , из которых сохранилась одна. Определив порицаемую страсть как «желание во всяком деле иметь более должного и принадлежащего» , проповедник приводит много печальных примеров из ветхозаветной истории и указывает на пагубные следствия этого зла, от которого трудно избавиться. «Для домашних корыстолюбец неприятен,–говорит затем святой Астерий,–для друзей бесполезен, для посторонних несносен, для жены тяжелый сожитель, скупой и мелочнорасчетливый кормилец детей, дурной распорядитель собой... во всем имеет избыток и воздыхает как нуждающийся; не наслаждается предлежащим, а стремится к неимеющемуся; не пользуется своим, а направляет взоры на чужое» .

Корыстолюбие, по словам святого Астерия, является корнем всех зол, порождающим бесчисленные пороки и всевозможные преступления. «Это твой плод, скверное корыстолюбие,–обращается вития к страсти, как к обвиняемому на суде,–от тебя получая возбуждение, сын становится врагом родителя. Ты наполняешь землю грабителями и убийцами, море–пиратами, города–мятежами, судилища–лжесвидетелями, доносчиками, предателями, стряпчими, судьями, склоняющимися в ту сторону, в какую ты повлечешь» . Из этого гнилого источника проистекают беспорядок в жизни и неравенство между людьми. Одни страдают от пресыщения, а другие от недостатка в пище; одни живут в роскошных дворцах, а другие вынуждены искать себе пристанища под открытым небом. «Таковы следствия ненасытного корыстолюбия» .

Чтобы надлежащим образом обличить эту пагубную страсть, святой Астерий пользуется любым удобным поводом. Так, в одной проповеди, порицая языческие обычаи, связанные с празднованием нового года, он с дерзновением пророка указывает на стяжательность занимающих высокое общественное положение: «Владея величайшими государственными должностями, они беспощадно берут от каждой как можно больше: одни присвояя себе содержание бедных солдат, другие–часто продавая справедливость и истину, а иные–черпая несметное богатство государственной казны и вообще отовсюду тщательно собирая и не пренебрегая никакой корыстью, ни бесчестной, ни неправедной» .

Подобные обличения имеются и в Беседе на притчу о богаче и Лазаре, в которой проповедник осуждает стремление к роскоши. Удовлетворение прихотей этой «весьма большой и многоглавой порочности» сопровождается неправедным стяжательством, из-за чего множество бедняков обижено, сироты поруганы, вдовы проливают слезы . Обличая богача из этой притчи, святой Астерий наделяет его чертами, характерными для быта сановных амасийцев, и смело бросает им справедливый упрек в бессердечии и жестокости: «О, злодей и презритель! И псы едят от крох, падающих со стола господ их. Ты же брата своего единоплеменного не удостоил сего дара. Но собаки заботливо кормились, особо сторожевые, отдельно ловчие, удостаивались и ложа и крова, и прислужников имели, старательно отобранных; а образ Бога брошен наземь, презираемый и попираемый» . Проявляя крайнюю скупость в отношении к нуждающимся, богатые амасийцы щедро расточали большие средства на себя. При этом они изобретательно прикрывались показным благочестием, украшая свои дорогие одежды изображением различных евангельских событий. Святой Астерий порицает такое «горделивое одеяние» и повелевает вместо этого украшать себя добродетелями. «Не на одеждах имей расслабленного,–наставляет он,–но отыщи лежащего в немощи. Не историю кровоточивой напоминай (изображением на одежде), но вдове утесняемой окажи милость... Не слепца повсюду носи на одежде, но живого и лишенного зрения (человека) утешь благодеяниями» .

Святитель постоянно защищает человеческое достоинство. Решительно выступая против социального неравенства и несправедливости, он неоднократно призывает к братским взаимоотношениям между людьми. И это он делает не только при обличении корыстолюбия со всеми его проявлениями, но и при освещении вопросов, связанных с семейной жизнью.

На основании проповедей святого Астерия можно видеть, что амасийцы часто не дорожили святостью брака. В Беседе на «проповедник обращается к нарушителям брачных уз с таким обвинением: «послушайте вы... которые легкомысленно переменяете жен, как одежды, устрояете брачные чертоги так часто и быстро, как ярмарочные палатки, женитесь на имениях и берете жен для своей прибыли, даже при небольшом раздражении пишете разводное письмо и еще при жизни оставляете многих вдовами. Уверьтесь, что брак расторгается только и прелюбодеянием» . Святой Астерий не мог безразлично смотреть на это. Любое проявление несправедливости не могло не волновать его. Так как в данном случае причиной принижения прав женщины является гражданский закон, то святитель считает своим долгом указать на противоречие последнего Божественным установлениям. Он предупреждает, что пагубно оправдывать несправедливость, «ссылаясь на римские законы», ибо каждому надлежит дать ответ перед лицом Праведного Судии .

Проповедник выступает в роли обвинителя и очень искусно опровергает все доводы, приводимые мужьями для обоснования своей мнимой правоты . Он подчеркивает, что жена не только свободна и равна мужу по достоинству, но имеет также несомненные преимущества, как верный друг и заботливая мать. Жена «есть часть тела твоего,–внушает святитель мужьям, презирающим своих супруг,–помощница, сотрудница в провождении жизни, в рождении детей; она–поддержка в болезни, утешение в скорбях, страж дома, сокровищница имущества. Она печалится твоими печалями и радуется твоим радостям. Вместе с тобою владеет она богатством, если есть таковое, тяготу бедности облегчает экономией; искусно и твердо противостоит неприятностям, на нее направляющимся; постоянно трудится над воспитанием детей, закрепощенная сожительством с тобой. А если случится какое-либо несчастное стечение обстоятельств, она погружается в скорбь и заботу; между тем, как те, кто считаются друзьями, измеряя дружбу временем счастья, отстают в опасностях» . Эти слова звучат как гимн жене и матери, а вся Беседа в целом производит сильное впечатление глубиной мысли, убедительностью суждений и стремлением проповедника внедрить христианские начала во взаимоотношения супругов. Архимандрит Модест называет данную Беседу «христианской апологией женщины и жены» , и с этим нельзя не согласиться.

Семейных вопросов касается святой Астерий также в Слове о пророке Данииле и Сусанне, в котором, раскрывая смысл библейского повествования, призывает своих пасомых извлечь из ветхозаветного сказания назидательные для себя уроки. «Любители прекрасного и добродетели,–обращается он к своим слушателям,–обновим в памяти тот древний суд, поразим примером древнего целомудрия вновь явившееся невоздержание настоящего времени, выставив на позор отроческую старость и воздав дань удивления убеленной сединами юности» . Раскрыв затем преступность беззаконных старейшин и торжество правосудия, проповедник побуждает христиан отнестись с подобающим вниманием к слышанному и воспользоваться этим для устроения своей жизни: «Жены, подражайте Сусанне, храните верность своим мужьям так, как она своему; предпочитайте страдать и подвергаться опасности, нежели распутством прогневлять Бога, бесчестить мужа, разрушать дома и семейства и производить сомнительных детей. Старцы, презирайте таких старцев; власти, устрашитесь гибелью беззаконных судей; юноши, подражайте подобному по возрасту юноше (Даниилу.– В. С.)» .

В проповедях святого Астерия заметно стремление показать пасомым генетическую связь пороков. Одна страсть, по его словам, рождает другую, а та–следующую. В особенности это касается плотских страстей, в основе которых лежит сластолюбие, подавляющее духовные устремления человека. Вот почему «трудно одному и тому же человеку быть сластолюбцем и боголюбцем» . Если в душу вселилась хотя бы одна страсть, то она вытеснит всё доброе и откроет доступ множеству других пороков. «Плотолюбивый по необходимости будет и любостяжательным, а любостяжательный–несправедливым; впав же в неправду, легко преступит правила благочестия и нарушит законы премудрых, спокойно примется за недозволенное, собирая себе отсюда материал для наслаждения и всю эту добычу неправды принося в дар похоти, как повелительнице» .

Эти наставления были весьма необходимы сластолюбивым амасийцам, которые дерзали предаваться «пиршествам и наслаждениям в течение Четыредесятницы» , придумывая для оправдания своего поведения различные извинения. В обличение их проповедник говорит: «Не лги на Четыредесятницу, как причину болезней; напротив, она есть источник здоровья. Не выдумывай извинений в грехах... только вследствие дурной привычки воздержание представляется противным, а не по существу оно тяжело... Приучи себя к воздержанию, и со временем оно сделается вовсе необременительным для тебя сожителем» .

Воздержание, по словам святителя, является важнейшим средством для освобождения души от порабощения плоти, а Святая Четыредесятница–благоприятнейшим временем для осуществления этой цели. «Все вы, питомцы философии,–взывает проповедник к христианам,–все любители возвышенного и ученики слова, возлюбите наступающее время и радостью встретьте Святую Четыредесятницу, как учительницу умеренности, как мать добродетели, воспитательницу чад Божиих, руководительницу беспорядочных, спокойствие душ, опору жизни, мир прочный и невозмутимый. Ее строгость и важность усмиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения» . «Пост есть общий мир души и тела, жизнь безмятежная, устойчивый образ поведения» . «Пост–не голод, а небольшое отвлечение от пищи; не неизбежное наказание, а добровольное воздержание; не рабская необходимость, а свободное любомудрие» .

Пост должен напоминать нам о грехопадении прародителей, ибо «не был бы дан нам закон поста, если бы не был нарушен закон первого воздержания... если бы предлог к удовольствию не повлек за собой греха» . В связи с этим надлежит не только воздерживаться от наслаждения обильным столом и продолжительным сном, но следует также раскаиваться в грехах и «оплакивать падения сердечные» .

В «Увещании к покаянию» святой Астерий наставляет пасомых, чтобы они не только устами выражали готовность к покаянию, но и на деле стремились к исправлению . «Болящий душою... образумься, познай самого себя...–говорит он.–От роскоши пришел ты в дурное состояние?–постом уврачуй пресыщение. Необузданность нанесла вред душе твоей?–целомудрие да будет лекарством недуга. Корысть вещественная причинила духовную лихорадку?–милостыня да опорожнит излишек... Причинило нам вред похищение чужого?–пусть возвратится к своему владельцу похищенное. Ложь привела нас близко к погибели?–забота об истине да отвратит опасность... Таково ведь раскаяние–освобождение и изглаждение того, что ранее или самим делом было совершено, или в намерении замышлено» . Осознав свои грехи, кающийся должен поведать сокровенные помыслы священнику, обнажить перед ним тайны души, чтобы получить врачевание скрытой болезни .

От пастырей святой Астерий требует отеческого отношения к кающимся: «Если кто иерей и назначено ему быть руководителем народа, то пусть снисходительно смотрит он на падения подвластных своих», подражая пастырству Господа . Обращаясь к «людям с чрезмерно суровым настроением и проявляющим жестокость вместо сострадания», святитель убедительно говорит о пагубности бессердечия. Особенно порицает он тех, которые высоко думают о своих нравственных достоинствах, презирают согрешающих и являются слишком строгими их судьями, а своих недостатков не замечают . Стоящие на высокой ступени совершенства не должны быть одержимы недугом высокомерия, ибо Сам Спаситель дал пример снисхождения к немощам людей. «Будем подражать,–призывает святитель,–милосердию и человеколюбию Господа, снисходя поэтому к низшим, не с тем, чтобы самим унизиться до падших, но чтобы их возвысить, подобно некиим ныряющим в воду пловцам, извлекая обмерших на этот животворный воздух» .

Среди проповедей святого Астерия особое место занимают Слова похвальные. Они отличаются тем, что в них больше, чем в других проповедях, используются приемы и правила ораторского искусства. Однако это не делает их отвлеченными. Святитель и в них никогда не упускает главной своей цели–дать конкретные наставления пасомым.

По убеждению святого Астерия, в Церкви всё должно служить назиданию: и сам праздник в честь святого и слово проповедника. «По какой причине почитаются мученики и сооружением прекрасных храмов и ежегодными этими собраниями? И какую цель имея в виду, отцы наши установили то, что видим мы теперь, и оставили прочный закон (касательно этого) для потомков?–спрашивает святой Астерий в Беседе против корыстолюбия, произнесенной в день празднования памяти святых мучеников, и отвечает:–Не ясно ли и для немного напрягающего мысль, что это завещано нам ревностью о благочестии; торжественные собрания собираются, как общие училища душ, дабы, чтя мучеников, мы подражали их мужественному подвигу за благочестие, дабы, подклонив ухо к собирающимся (по этому поводу) учителям, мы научились чему-нибудь полезному, чего перед тем не понимали, обоснованию ли догмата, разрешению ли недоумения в Писании или же какому-нибудь доводу, улучшающему состояние нравов».

«...Итак,–заключает святитель,–будем, с одной стороны, благоговеть к святым, как к учителям, а с другой–бояться их, как обличителей; будем подражать в жизни своей чтимым нами святым и станем повиноваться Богу так же, как повиновались Его заповедям и твердо надеялись на Его обетования святые» .

Значительная часть сохранившихся проповедей святого Астерия имеет прямое отношение к прочитанному за богослужением отрывку из Священного Писания , главным образом Нового Завета. Библейский текст в таких проповедях служит исходным началом и основным источником, откуда проповедник почерпает доказательства верности своих суждений и яркие примеры, поясняющие его нравоучительные выводы. «Слово Божие,–говорит святитель,–излагает нам вразумление, дабы мы, живо и наглядно наученные закону благоустроенной жизни, «иногда не пренебрегали заповедями Божиими» . Исходя из этого, святой Астерий объясняет Священное Писание в нравственно-назидательных целях и только иногда мимоходом раскрывает догматический смысл священного текста. Так, в Беседе на притчу о богаче и Лазаре проповедник касается учения о суде и мздовоздаянии , но подробно разъясняет те места притчи, которые помогают ему обратить внимание своих пасомых на их нравственное состояние, чтобы они «соделались благоразумными судьями собственного поведения» . Подобным же образом он поступает при объяснении Священного Писания и в других проповедях (например, в Беседе на , на и др.).

Содержание всех проповедей святого Астерия наглядно показывает, что святитель чутко присматривался к окружавшей его жизни и всегда без промедления реагировал на тревожные признаки недугов своей паствы. Он знал до мельчайших подробностей быт пасомых, их интересы, привязанности, обычаи, привычки и даже те оговорки, которыми они пытались оправдать свои проступки.

Святой Астерий ярко отразил в своих проповедях нравственное состояние современного ему общества, своевременно и мудро прилагая вечные истины, как целебный пластырь, к конкретной действительности, высокие евангельские требования–к повседневной жизни христиан, указывая в свете христианского учения верные пути и средства духовного обновления.

Отрадненский храм посвящен достаточно редко упоминаемому святому – Иоанну Милостивому, Патриарху Александрийскому. Но именно благодаря этому факту его настоятелем пятнадцать лет назад стал преподаватель Санкт-Петербургских Духовных школ, заслуженный профессор, протоиерей Василий Стойков. Ведь первый храм, в котором будущему священнику довелось прислуживать 12-летним мальчишкой в далёком украинском селе, тоже был освящен в честь Иоанна Милостивого… Через неделю отцу Василию исполнилось 83 года, и за плечами у него непростая, как и у многих жителей нашей страны, жизнь. Большая часть этой жизни посвящена служению Богу.

Раскулачили за фруктовый сад

Отец Василий очень хорошо помнит своего деда Савву. Был он мужичком крепким, но жил бедно – потому как главным его богатством были 12 детей. А легко ли накормить и одеть такую ораву? На всех приходилось одна пара сапог – один работает, другие дома сидят. Вот в такой многодетной семье и росла мама Василия Ольга (а жили они в Одесской, ныне Кировоградской, области). Потом дали семье земельный надел в два гектара. И решил дед Савва заложить фруктовый сад. Сажали всей семьей, осенью. Было холодно, а дети – босиком. Зато посадили и яблони, и груши, и вишни, и сливы, и черешню. Сад принялся. Через несколько лет повезли урожай на базар, а оказалось, что не больно-то на фруктах разбогатеешь – у соседей такого добра тоже хоть отбавляй. Но сад все же получился хорош, особенно когда набрал силу. Многие тогда завидовали, за этот же сад дедушку впоследствии раскулачили. Он был вынужден переехать в соседнее село Ольшанка, которое и стало родным для будущего священника.

Папа отца Василия Иван Стойков, наоборот, был сирота, болгарин по происхождению. В тех местах существовали целые болгарские селения. Еще Екатерина II давала земли в Новороссийском краю болгарам с тем, чтобы здесь они жили, а заодно охраняли пределы государства. Ведь рядом и польская граница, и берег турецкий.

Как познакомились родители, отец Василий не знает, слышал лишь, что папа до первой мировой войны был трудником на Афоне – родственники отправили. Но как война в 1914 г. началась – всех россиян вернули на родину…

После свадьбы молодые начали жить в Ольшанке, в доме на берегу реки Синюхи. В 1929 году родился первенец Василий, затем две дочки. А в 1932 году у Стойковых случилась беда. Весной сильным половодьем унесло и дом, и живность. Осталась лишь швейная машинка «Зингер» на тяжелой чугунной станине.

Пришлось скитаться по соседям, пока не смогли купить другой дом. А приобрели его так. Одну ольшанскую семью раскулачили, дом забрал Сельсовет, а семья приютилась в небольшом старом домишке. Вот у сельсовета-то и приобрели дом родители Василия. Но и это жилище не стало постоянным. Когда немцы оккупировали деревню, раскулаченные вернулись в свой дом, правда взамен отдали старый маленький домишко. Пришлось Стойковым переезжать в очередной раз. Одна радость была – возле самого дома располагался колодец 24-метровой глубины, к которому за водой полсела ходило: в других местах не могли до водяной жилы достать.

Родители отца Василия были людьми религиозными. Дома часто вслух читали Евангелие, да еще и на двух языках.

– Особенно нравилось взрослым, когда я читал Священное Писание на болгарском языке, – вспоминает священник. – Родители с нами говорили на украинском, а между собой – на болгарском. Да и в селе было много болгар. Так что язык я усвоил с детства.

Первые службы – в оккупации

Во время оккупации немцы позволили возобновить службы храме, который в 30-е годы был отдан под клуб. Мама познакомила 12-летнего Василия с батюшкой, и тот предложил мальчику помогать на службе в качестве пономаря.

Однажды зимой, отправившись к священнику по какой-то надобности, Василий увидел, как напротив батюшкиного дома немцы вешают партизан. Их было человек 10, в одном исподнем, босиком – ужасное зрелище, которое запомнилось на всю жизнь.

Когда немцев прогнали, храм снова забрали под дом культуры, но взамен выделили небольшую мазанку в центре села. Чтобы установить в этой мазанке старинный иконостас, привезенный из Болгарии, пришлось его разрезать. Но хотя бы уже не травили за веру, как это было в двадцатые-тридцатые годы. Окончив школу в 1948 году, Василий получил рекомендацию от местного священника в одесскую семинарию.

Его зачислили сразу на второй курс. Время было тяжелое, послевоенное. Хлеб – по карточкам. Каждому учащемуся давали буханку с тем, чтобы он самостоятельно распределил её на неделю. Зато какая радость была, когда карточки отменили, и семинаристам нарезали хлеб на тарелки, и есть его можно было, не считая кусочки! В это полуголодное время Василий умудрялся еще и сестре-студентке помогать. Как успешный ученик он получал стипендию, а кроме того, подрабатывал с друзьями: пилил и колол дрова.

В 1951 году Василий Стойков окончил семинарию и получил направление в ленинградскую Духовную академию для продолжения обучения. На втором курсе женился. Супругу не смущало, что муж – будущий священник. Матушка Нина сама из верующей семьи, да и двоюродный брат тоже учился в академии. Он-то и познакомил молодых. Начали было после свадьбы на работе пенять: как же она могла за потенциального попа замуж выйти. Однако Нина была девушка бойкая, тут же парировала: «А где та Духовная академия открыта – в Америке или у нас, в Советском Союзе?».

Правда, в дальнейшем девушке не раз пришлось почувствовать, что значит быть женой священника в СССР. И долго ждать не пришлось. Молодые приняли решение, что пока Василий доучивается в академии, матушка, родившая первенца Георгия, поживет у его родителей на Украине. В Ольшанке ей даже сначала удалось устроиться на работу в столовую. Однако некий партийный руководитель узнал, что Нина Стойкова – жена будущего священника, и возмутился, что она в общественное место работать устроилась. Матушку тут же уволили, несмотря на то, что она была беременна вторым ребенком.

«Неужели еще остались такие дураки?»

Тем временем Василий Стойков успешно оканчивал академию. Во время обучения ему очень даже пригодилось знание болгарского языка. В библиотеке Санкт-Петербургских Духовных школ хранятся переводы проповедей Патриарха болгарского Кирилла, «Обсуждения календарных проблем» профессора софийской Духовной академии Тодора Сыбева и еще ряд переводов, выполненных Василием Стойковым.

В конце IV курса, 20 марта, он был рукоположен во диакона, а через два месяца, 5 июня 1955 года, в Никольском соборе Ленинграда Василий Стойков стал иереем, то есть священником. После выпускного новоиспеченный батюшка остался в Духовных школах профессорским стипендиатом (для научной подготовки в течение года надо было написать стипендиатский отчет). Также ему поручили преподавать историю славянских церквей.

Теперь, когда отец Василий преподавал и мог служить, он вызвал семью. Тем более что ему была обещана жилплощадь при академии. Однако это жилье дали другому профессору. И Стойковым с детьми пришлось поселиться у одного знакомого батюшки в Вырице.

– Всё лето мы вместе с детьми жили на веранде. Когда стало холодно, сняли комнату у местной верующей женщины. На дорогу в один конец приходилось тратить 3 часа, – вспоминает отец Василий первые годы семейной жизни. А что делать, ведь с небольшой зарплатой и детьми непросто найти жилье в Ленинграде. Но зато удалось договориться со старостой парголовского храма и снять сруб новой баньки, в котором жили, пока в 1958 году не купили старый дом дореволюционной постройки. Так Парголово стало второй малой Родиной Стойковых. Здесь же родился их третий ребенок – дочь Марина.

К сожалению, детям тоже довелось узнать, что значит быть «поповскими детьми». Больше всего досталось старшему, Георгию. Он не вступил в пионеры, за что подвергался в школе серьезному давлению со стороны учителей. Да и в разборках с одноклассниками всегда считали виноватым именно его. Так что матушке Нине в школе приходилось бывать нередко. Среднего сына Николая и дочь Марину уже не так «прессовали» – видно, привыкли. Однако когда Марина поступала в педагогическое училище, у одного из членов приемной комиссии, когда он узнал, что она дочь священника, «хватило ума» ляпнуть: «А я и не думал, что еще такие дураки остались!» Может, кому-то и было бы забавно услышать такое в отношении профессора Духовных школ, но Марина расплакалась и убежала. Хорошо, нашлась в той же приемной комиссии женщина, которая ее догнала, успокоила и убедила не обращать внимания на подобные реплики. Девочка поступила и успешно училась. Хотя стипендию, положенную за хорошую успеваемость, ей сначала тоже не хотели давать как поповской дочери.

6 рублей на счету

Если Парголово для отца Василия стало вторым домом, то Духовные школы стали местом, с которым связаны 56 лет преподавательской, научной и административной деятельности. Благодаря аналитическому уму, широкому кругозору и умению ладить с людьми протоиерей Василий Стойков был назначен сначала секретарем, а затем проректором по воспитательной работе. В 1982 году Митрополит Антоний направил отца Василия служить в Князь-Владимирский собор настоятелем. Четыре года Стойков окормлял приход одного из известнейших храмов Ленинграда. Затем ставший митрополитом будущий Патриарх Алексий II вернул отца Василия в Духовные школы, назначив сначала проректором, а затем и ректором.

Когда Стойков возглавил Духовные школы (академию и семинарию), на дворе стоял 1992 год. Время в материальном отношении очень тяжёлое и для страны, и для Церкви.

–€ Я принял академию с 6-ю рублями на счету, – рассказывает отец Василий. – Мы получали для наших столовых продукты с городских баз, и надо было платить, а платить было нечем. Хорошо, что продукты давали в долг. Но работники уходили, потому что зарплаты не было. Приходилось «бомбить» письмами Патриарха Алексия II, чтобы помогли с деньгами. В 1994 году с финансами стало полегче. На посту ректора Василий Стойков пробыл 4 года. Затем снова был определен ближе к своей любимой научно-преподавательской стезе – проректором по учебной работе.

Тогда же, в конце 90-х, в Отрадном собралась группа единомышленников, которые загорелись идеей восстановить в городе храм Святителя Иоанна Милостивого, разрушенный во время войны.

Или, по крайне мере, возродить приходскую жизнь, а уж со строительством храма – как Бог даст. Но дело как-то не ладилось, не удавалось определиться с настоятелем, с помещением, да и вообще было понятно, что всё надо будет начинать с нуля.

Когда отец Василий, к этому времени уже маститый протоиерей, профессор (это звание было ему присвоено в 1975 году), узнал, что в Отрадном хотят возродить храм в честь того же святого, что и храм в Ольшанке – его первый храм, он понял, что это судьба. И неожиданно для всех, несмотря на высокую должность и немолодой уже возраст, протоиерей Василий Стойков соглашается стать настоятелем храма Свт. Иоанна Милостивого, продолжая при этом заниматься преподавательской деятельностью.

В 1997 году в Кировске прошло совещание с участием Митрополита Владимира и районных властей, где Владыка благословил Стойкова на настоятельство. И уже 9 апреля в Отрадном прошло учредительное собрание, где присутствовали активисты создания храма, а также глава местной администрации Владислав Киселёв.

Для богослужений городские власти выделили коридор старой поликлиники. В нем обустроили алтарь, и начались регулярные службы по воскресным и праздничным дням. А через год случилось чудо. При поддержке руководителей района и города Андрея Васильева и Владислава Киселёва приходу было передано здание бывшего клуба возле станции Ивановская. Оно очень подходило под храм, а после надстройки колокольни и ремонтных работ стало выглядеть совсем как настоящая церковь.

С того памятного 9 апреля минуло 15 лет. За эти годы приход вырос и окреп. А сотни отрадненцев смогли в храме Святителя Иоанна Милостивого не только креститься, венчаться или проводить своих близких в последний путь, но и получить здесь совет и духовную поддержку в трудной жизненной ситуации.

Вместо послесловия

Для миллионов наших сограждан, которые сейчас находятся в преклонном возрасте, судьба уготовила непростую жизнь. Мало кто может похвастать, что хлеб их был лёгок. Но у священников в СССР он нередко был горек еще и от незаслуженных обид и оскорблений. Выбирая в то время служение Православной церкви, люди вставали, по сути, на путь подвига. Тем большего уважения заслуживают те, кто прошёл этот путь достойно, умея прощать, любить и утешать.

Мнение

Благочинный Кировского округа, настоятель Успенского в д. Лезье-Сологубовка и Скорбященского храма в Петербурге, духовник Санкт-Петербургских Духовных школ, протоиерей Вячеслав Харинов, вставший на путь священнического служения именно в этом храме, под началом отца Василия, вспоминает: «…Отец Василий очень поддерживал меня в трудные моменты. Он ценил то, что я совершаю в отношении осмысления войны, увековечения памяти наших солдат, изучения истории. У него я учился и учусь быть патриотом своей страны. Он, безусловно, оказал на меня большое влияние. Феномен этой личности понуждал меня неоднократно размышлять о многих вещах, которые никогда бы не разрешились в моей пастырской практике, если бы я не встретился с этим человеком» Из интервью электронному изданию «Православие и мир»

Справка

За годы служения и преподавательской деятельности протоиерей Василий Стойков награжден орденами: Равноапостольного князя Владимира (2 ст.), преподобного Сергия Радонежского (2 ст.), святого Климента Охридского (2 ст.) Болгарской Церкви, орденом Гроба Господня Иерусалимской Церкви, святителя Софрония Врачанского (2 ст.) Болгарской Церкви, святителя Макария, митрополита Московского (2 ст.).

Елена ЛОГИНОВА

Добрый день!

  1. Поступающим на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию справку об отсутствии судимости предоставлять не требуется (подробный перечень документов размещен на сайте ).
  2. Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
  3. Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля . Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля ) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать. Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
  1. Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия) .
  2. Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: [email protected] . Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля ), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
  3. Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.
С уважением, Приемная комиссия Духовной Академии 14.05.2018

СТОЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Василий Иванович Стойков (род. 1929), протоиерей, профессор.

С 1948 по 1951 год обучался в Одесской духовной семинарии.

В 1951 поступил в Ленинградскую духовную академию.

20 марта 1955 рукоположен в сан диакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда.

5 июня 1955 рукоположен в сан пресвитера митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда.

В 1955 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему: " Ю. И. Венелин и его значение в деле возрождения болгар" и был оставлен на преподавательской работе.

В 1956 ему присвоено звание доцента.

В 1972 назначен секретарем Ученого совета ЛДАиС.

В 1975 присвоено звание профессора.

В 1976 назначен исполняющим обязанности инспектора.

В 1983 - 1987 гг. - настоятель Князь-Владимирского собора Ленинграда.

С 1987 - исполняющий обязанности проректора по учебной работе ЛДАиС. В 1990 - утвержден в должности проректора.

C 1992 исполнял обязанности ректора СПбДАиС. В 1996 - утвержден в должности ректора.

В 1996 году присвоено звание заслуженного профессора, а также академика Академии Гуманитарных Наук. Назначен проректором СПбДАиС по учебной работе.

В настоящее время является также настоятелем храма святителя Иоанна Милостивого в городе Отрадное-на-Неве.

Орден святого Климента Охридского II степени (1977, Болгария).

Орден святого Даниила Московского III степени (2000)

Также имеет награды:

Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени,

Орден преподобного Сергия Радонежского II степени,

Орден святителя Софрония Врачанского II степени (Болгария).

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_2837

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТОЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАСИЛИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ВАСИЛИЙ
    (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
  • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ
    (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
  • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
  • ИВАНОВИЧ
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
  • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
  • ВАСИЛИЙ
    Чапаев, Лановой, …
  • ВАСИЛИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ВАСИЛИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАСИЛИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Василий, (Васильевич, …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • ВАСИЛИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. Народное название дня 13 марта как приметного для земледельцев; …
  • ВАСИЛИЙ ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ
  • ЛИХАРЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лихарев Василий Алексеевич (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, …
  • ГОРБАЧЕВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Василий Григорьевич (1885 - 1938), священник, священномученик. Память 13 февраля, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Родзянко) (1915 - 1999), епископ б. Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в …
  • ВАСИЛИЙ (БОГДАШЕВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Богдашевский) (1861 - 1933), архиепископ Каневский, викарий Киевской епархии. В миру …
  • РАКОВСКИЙ (САВВА СТОЙКОВ)
    Раковский (Савва Стойков, 1818 - 68) - болгарский политический деятель и писатель; учился в Константинополе, потом в Афинах. В 1841 …
  • ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Василий III Иванович - великий князь Московский и всея Руси, сын Ивана III и Софии Палеолог. Родился 25 марта …
  • РАКОВСКИЙ ГЕОРГИ СТОЙКОВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Раковски) Георги Стойков (апрель 1821, Котел, - 9.10.1867, Бухарест), болгарский революционер. Учился в греческом училище в Стамбуле. В 1841 в …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санкт-Петербургская православная духовная академия, высшее духовно-учебное заведение Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 193167, …
  • МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Адрес: 103030, Россия, Москва …
  • 9 АПРЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". 22 апреля по новому стилю Апрель (старый стиль) 1 2 3 4 5 6 7 8 …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 …
  • ШУЙСКИЕ (КНЯЖЕСКИЙ РОД) в Краткой биографической энциклопедии.