Последние статьи
Домой / Помада / Беседы с родителями несовершеннолетних темы. Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни

Беседы с родителями несовершеннолетних темы. Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни

Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

Об ответственности родителей за воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье.

Приучение детей к бережливости.

Развитие у детей интереса к науке и технике.

Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

Воспитание прилежания у детей в семье.

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

О мерах поощрения и наказания детей в семье.

Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

Приучение детей к скромности.

Воспитание уважения к старшим.

Значение режима дня в воспитании детей в семье.

Роль семьи в нравственном воспитании детей.

Воспитание у детей честности и правдивости.

Развитие у детей чувства коллективизма.

Воспитание дружбы и товарищества у детей.

Воспитание характера у детей.

Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

О половом воспитании детей в семье.

Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

Закаливание организма ребенка.

Роль семьи в развитии детского спорта.

Эстетическое воспитание детей в семье.

Как развивать у детей творческие дарования.
Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

Организация рабочего уголка школьника в семье.

Как помочь школьникам выбрать профессию.

Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

Правила и ошибки выбора профессии.

Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

Положение молодежи на современном рынке труда.

Востребованность профессий на рынке труда.

Требования работодателя к молодым специалистам.

Учебные заведения г. Кемерово и области.

Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

Объективные условия выбора профессии.

Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

Трудный подросток. Кто он?

Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

Формирование мотивации достижения.

Формирование мотивации обучения.

Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

Психосексуальное развитие подростков.

Психологические особенности подростков.

Психологические особенности детей разного возраста.

Примерная тематика бесед с родителями

Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»

Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

3. Младший школьный возраст и его особенности.

4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

5. Как выявлять и развивать способности детей.

6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

8. Воспитание характера ребенка в семье.

9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

12. Новое в системе национального воспитания.

13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

1. Новое в системе национального воспитания.

2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

8. Вред алкоголя и курения.

1. Пример родителей в воспитании детей.

2. Особенности воспитания подростков в семье.

3. Половое развитие и методы полового воспитания.

4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

5. Активные формы отдыха в вашей семье.

6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

11. Изучения корней семейного рода.

12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

1. Основные направления воспитания в семье.

2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Методическая разработка на тему:
Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета

Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ,

СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ

Тема беседы, проблема, вопросы для обсуждения

«Устав школы, правила поведения учащегося»

«Твои успехи и неудачи»

«Способы урегулирования конфликта»

«Шутки или хулиганство»

«Ответственность за проступки»

«Правила поведения и ТБ на осенних каникулах»

«ЗОЖ – что это такое?»

«Что есть человек?»

«Коллективная помощь и сочувствие»

«Мы за здоровый образ жизни»

«Культура поведения в общественных местах»

«Правонарушение и юридическая ответственность»

«За что ставят на учет в КДН?»

«За что ставят на ВШУ?»

«Паролимпийские виды спорта в нашей школе»

«Административная и уголовная ответственность»

«Права и обязанности несовершеннолетнего»

«Ответственность за ложные сообщения о терроризме»

«Искусство каждодневного общения»

«Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»

«Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»

«Правила поведения на улице

«Ответственность за порчу имущества школы»

«Культура приветствий и обращений к окружающим»

«Ответственность за нарушение правил ПДД»

«Уверенность в себе»

«Вербальные и невербальные формы поведения»

«Формула выбора профессии»

«Последствия самовольного ухода из школы»

«Профессии доступные людям с инвалидностью»

«Правила поведения и ТБ во время зимних каникул»

«Правила поведения в общественных местах»

«Самоконтроль и требовательность к себе»

«Техника безопасности на зимних каникулах»

«Мои успехи и неудачи»

«Правила поведения пассажира в общественном транспорте»

«Сила воли и характер»

«Чувство собственного достоинства»

«Как избежать травматизма зимой»

«Моя Родина – Россия»

«Как я провел зимние каникулы»

«Закон Краснодарского края № 1539-КЗ»

«Петарды и безопасность»

«Умей сказать — НЕТ»

«Безопасное движение во время гололеда»

«Компьютер-друг или враг»

«Место подростка в обществе»

«Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»

Викторина: «Кто на свете всех умнее?»

«Культура речи. Ненормативная лексика»

«Выбирай здоровье: паролимпийские виды спорта в нашей школе»

«Алкоголь и алкогольная зависимость»

«Для чего нужна семья»

«Как выбрать профессию»

«Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»

«Что такое вежливость»

«Человек – творец своей судьбы»

«Подросток и Закон»

«Подросток и преступление»

«Правонарушение, проступок, преступление»

«Как не стать жертвой преступления»

«Компьютер – друг или враг»

«Профессии доступные людям – инвалидам»

«Делу время, потехе час! »

«О честности и умении держать слово»

«Гимн, Герб, флаг России»

«Жизнь дана для добрых дел»

«Виды наказания несовершеннолетних»

«Преступление и наказание»

«Роль СМИ в жизни общества (право на получение информации)»

«Конвенция о правах ребенка»

«Энергетические напитки – новые наркотики»

«Ласковые слова для мамы»

«Деньги на карманные расходы»

«Как преодолеть страх перед экзаменами»

«Умей сказать – НЕТ! »

«Всегда есть выбор»

«Жизнь – главная ценность человека»

«Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»

«Я и моя уличная компания»

«Обязанности подростка в семье»

«Посильный труд – достоин уважения»

«Планы на будущее»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд.

Положение о шефах — наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с.

Предоставляю Вашему вниманию образец карточки «Индивидуальная профилактическая работа» с ребенком, состоящим на учете или неблагополучной семьей, который я использую в своей работе (в конце каждого по.

Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете.

План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт.

На основе своего личного профессионального опыта представляю технологию организации индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

В материале описаны технологии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющими конфликт с законом. в период нахождения в детском оздоровительном лагере.

Беседы с родителями несовершеннолетних темы

опыт работы 21 год.

Волгоград 2014 г.

Актуальность выбранной темы:

Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители — ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.

В последние пять — десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.

В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:

  • Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.
  • Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
  • Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
  • При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

    Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.

    С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

    В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.

    Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

    Так как школа № 95 - школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов - мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей - это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей - 30%, матерей- одиночек - 10%, опекаемых -5 %, дети - инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания - 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.

    Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.

    Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.

    Р азвитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

  • Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
  • Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
  • Оценка эффективности реализации программ социальной реабилитации.
  • Принципы реализации Программы

    Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.

    Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.

    Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.

  • Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
    • актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
    • активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
    • опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
    • опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
    • Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:

    • Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
    • Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
    • Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
    • Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.

      Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.

    • Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
    • Улучшение микроклимата в семье;
    • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
    • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
    • Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
    • Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
    • Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
    • Кратко о внедрении разработки:

      С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.

      Методы и приемы работы:

      Формы работы с семьями:

      Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).

      — общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;

      Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);

      Индивидуальные: ( переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).

      Нетрадиционные формы работы с родителями.

    • Родительские чтения.
    • Родительские вечера.
    • Деловая игра
    • «Круглый стол»
    • Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.

      Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.

      Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.

      Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении

      Этапы

      Мероприятия

    • Сбор информации о семье и ребенке
    • Сообщение о семье на Совете профилактики
    • Принятие решения о сопровождении семьи
    • Выделение ключевых проблем
    • Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений
    • Разработка индивидуального плана сопровождения семьи
    • Установление контакта со всеми членами семьи
    • Установление доверительных отношений со всеми членами семьи
    • Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив
    • Реализация индивидуального плана сопровождения семьи
    • Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье
    • Посредническая деятельность педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики
    • Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи
    1. Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
    2. Семья и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов
    3. Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается
    4. Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни
    5. Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.

      Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:

      1. Внешняя неопрятность;
      2. Снижение успеваемости;
      3. Не выполнение всеобуча;
      4. Потеря интереса к прежним увлечениям;
      5. Резкое изменение круга общения;
      6. Появление скрытности в поведении;
      7. Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
      8. Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
      9. Следы от побоев.
      10. Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
      11. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
      12. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
      13. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
      14. Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.

        Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).

        План собрания

      15. Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
      16. Постановка проблемы.
      17. Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
      18. Выступления от групп.
      19. Обобщение сказанного. Решение.
      20. Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
      21. Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
      22. Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:

      23. Участие в работе всех родителей.
      24. Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
      25. Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
      26. Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
      27. Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
      28. При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

      29. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
      30. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
      31. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
      32. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
      33. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
      34. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
      35. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
      36. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
      37. Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

      38. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
      39. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
      40. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
      41. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
      42. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
      43. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
      44. Программа родительских встреч «Семья и школа»

        Тема собрания, вопросы для обсуждения

        1 класс

        «Семья и школа –вместе мы сможем многое»

        Психолог. Заместитель директора по ВР.

        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

        Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».

        Что значит: любить своего ребёнка (диспут).

        Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся. ».

        Психолог. Зам. по ВР.

        «Безопасность ребенка на каждый день»

        Поймите себя и своего ребёнка»

        Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»

        Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»

        «Нет милее дружка, чем родная матушка»

        Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра.

        Психолог. Зам. по ВР

        Диспут

        «Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол.

        Тематическая встреча «Папа, мама, я — здоровая семья»

        Диспут: «Алкоголь в семье».

        Эмоциональное благополучие детей в семье.

        4 класс

        «Человеком быть совсем непросто,

        или как воспитывать в детях

        нравственные качества на собственном примере».

        Заместитель директора по ВР.

        Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей).

        Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.

        «Агрессия детей: ее причины и предупреждение».

        Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.

        Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии

        работоспособности и личностных качеств.

        «Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра). Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.

        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч. Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.

        Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?». Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.

        Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

        Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся. » Развод родителей — серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.

        «Безопасность ребенка на каждый день» Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.

        2 класс

        «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка» Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

        Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?» Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.

        Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.

        Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына» Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.

        «Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник). Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.

        Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра. Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

        3 класс

        «Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча «Ладная семья»(Приложение 13).

        Донести до родителей необходимость в:

    • — создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
    • — отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
    • — постоянном психологическом контакте с ребенком;
    • — заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.

    «Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:

  • — Со стороны мужа по отношению к жене;
  • — Со стороны жены по отношению к мужу;
  • — Со стороны родителей по отношению к детям;
  • — Со стороны старших детей по отношению к младшим.
  • Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw

    Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья». Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).

    Диспут: «Алкоголь в семье». Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).

    Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться». Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).

    Эмоциональное благополучие детей в семье . Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

    «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика «Притча о добре и зле» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw

    Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей). Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube. com watch? v= b_ gUXaZfVZw

    Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

    «Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)

    Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).

    Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

    Критерии оценки достижения планируемых результатов:

    Оценка эффективности программы «Семья и школа».

    Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.

    Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.

    Критерии оценки эффективности работы с родителями

    Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:

  • Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
  • Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
  • Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
  • Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
  • Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.
  • Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году — 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.

    Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая.

    Сочувствие и понимание
    (занятие-самопознание)
    Цели: воспитание нравственности у младших школьников; развитие способности говорить и слушать друг друга; формирование понятия об этикете, хороших и плохих манерах; развитие умения входить в положение других людей, лучше понимать их чувства.
    Ц и т а т а занятия: «Счастье - это когда тебя понимают» (из к/ф «Доживём до понедельника»).
    Ход занятия
    I. Сидение в тишине. (Тихо (создавая благоприятный фон) звучит спокойная, приятная мелодия.)
    - Расслабляйтесь постепенно, начиная с головы и доходя до ног останавливайтесь на каждой части тела на 2 секунды.
    - Представьте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добрыми чувствами, а выдыхая, освобождаетесь от усталости и беспокойства.
    - Теперь представьте, что в вашем сердце лежит красивый цветок. Он раскрывается постепенно, лепесток за лепестком - это центр Покоя, центр Любви.
    - Откройте глазки.
    II. Настрой на позитивные мысли (учащиеся произносят хором вполголоса).
    - Я желаю здоровья себе и своим родным, друзьям и знакомым. Пусть будет мир в нашей стране и на всей планете Земля.
    III. Слово учителя.
    - Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое сочувствие и понимание. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Один из героев фильма «Доживем до понедельника» говорит: «Счастье - это когда тебя понимают!». Нельзя не согласиться с его мнением. Каждому человеку важно быть понятым, услышанным; чувствовать себя комфортно и спокойно может лишь тот, кого понимают, чьи слова и действия принимают и считают значимыми.
    - Что нужно для того, чтобы тебя понимали, чтобы установился контакт с людьми? Ведь без общения не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества.
    IV. Словарная работа.
    - Что общего и чем отличаются понятия «сочувствие, понимание» и «жалость»? (Высказывания учащихся.)
    Сочувствие - отзывчивое отношение к переживаниям других, то есть готовность помочь кому-либо в его переживаниях.
    Понимание - способность войти в положение другого.
    Жалость - сочувствие, вызываемое чьей-либо печалью, несчастьем.
    V. Чтение и обсуждение рассказов.
    1. В. Осеева. «Плохо». Беседа по вопросам.
    - На кого яростно лаяла собака?
    - Что в это время делали мальчики?
    - Почему женщина их пристыдила и сказала им «плохо», что они ничего не делали?
    - Что им надо было сделать?
    - Кого не поняли мальчики?
    - В чье положение не вошли?
    В ы в о д. Надо непременно пожалеть того, кто слабый и не может за себя постоять.
    - Что значит пожалеть? Как можно пожалеть?
    2. В. Осеева. «На катке». Беседа по вопросам.
    - Почему девочка плакала? Она же улыбнулась, когда к ней подошел Витя?
    - Чего испугался Витя?
    - Каким мы можем назвать Витю?
    - Какие мальчики? Поняли ли они Витю, девочку?
    - Приходилось ли вам сочувствовать кому-либо? Как это было?
    - Как к этому отнеслись те, кому вы сочувствовали? А как к этому отнеслись окружающие?
    - Надо ли стесняться быть к людям внимательным и добрым?
    В ы в о д. Не надо стесняться сочувствовать кому-либо. Это так естественно и просто - проявить к ближнему отзывчивость, разделить с ним переживание или радость. Ему становится легко, хорошо и спокойно; а тот, кто проявил сочувствие, испытывает ни с чем несравнимые чувства быть полезным, поднимать настроение, доставлять удовольствие, способствовать приобретению или восстановлению душевного равновесия, вдохновения. Не стесняйтесь жалеть слабых и животных. Считайте это своим долгом. Надо и окружающих вас учить жалеть, сочувствовать, понимать. Если все люди своим привычным делом будут считать способность друг другу сочувствовать, в мире никогда не будет ни зла, ни насилия
    3. В. Драгунский. «Друг детства». Беседа по вопросам.
    - Почему мальчик раздумал стать боксером?
    - Каким он будет, когда вырастет?
    - Часто ли вы сталкивались в жизни с непониманием?
    - Что вы делаете, если вас не понимают?
    VI. Тестирование.
    - Что ты делаешь, если тебя не понимают родители? Как выйти из этой ситуации? Подчеркни один из способов разрешения этой ситуации, наиболее удобный для тебя. Следует:
    - рассказать бабушке;
    - посоветоваться с учителем;
    - поговорить по душам с родителями;
    - побеседовать с другом.
    VII. Игра «Улови настроение ребят».
    Два-три ученика выходят из класса, а оставшиеся ребята договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (радость, восторг, огорчение и т. д.). Вернувшись в класс, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным группам и в целом).
    Посидим в тишине.
    VIII. Настрой на позитивные мысли. (В кругу, взявшись за руки.)
    - Мир, Мир, Мир везде, Мир в тебе, Мир во мне.
    - Свет, Свет, Свет везде, Свет в тебе, Свет во мне.
    - Любовь, Любовь, Любовь везде, Любовь в тебе, Любовь во мне.
    IX. Рефлексия.
    - Что значит сочувствовать, понимать, жалеть?
    - Что полезного взяли для себя из сегодняшнего занятия?
    - Каким ты хочешь быть?
    - Изменилось ли твое настроение? Каким оно было в начале занятия, каким стало сейчас?
    - Когда человек может чувствовать себя счастливым?

    Мария Петрова
    Конспект беседы «Сопереживание, сочувствие и безразличие»

    Конспект беседы на тему : “Сопереживание , сочувствие и безразличие” .

    Формирование представлений о сочувствии , сопереживании и безразличии .

    1. Актуализация представлений о сочувствии – безразличии .

    А. Демонстрация фотографий детей с выражением эмоционального состояния (радость, печаль, уныние, обида, сожаление, огорчение, ликование, испуг, ужасстрах, беспокойствие, тревога, отчаянье, безразличие .) Беседа о том , что можно наблюдать различные выражения эмоционального состояния человека в какой либо момент.

    Вопросы к детям :

    А можно ли по выражению лица узнать о состоянии человека?

    Что выражают лица детей на фотографиях?

    А если бы тебя фотографировал фотограф, когда ты поранил палец, разбил колено, когда у тебя болит зуб и т. д., каким будет твое лицо? Покажи.

    Подвести детей к пониманию того, что человек понимает состояние сочувствия и безразличия .

    Б. Игра “Заколдованный ребенок”

    Ребенок не может говорить. Он жестами показывает что с ним случилось. Дети повторяют эти жесты, угадывают состояние другого ребенка, рассказывают, что с ним случилось.

    В. Упражнение “Грустная Маша”

    Дети встают в круг. Маша в центре сидит на стульчике, делает грустное выражение лица, дети по очереди подходят, пытаются помочь. Ведущий помогает детям, предлагает различные способы воздействия (сказать добрые слова, погладить, позвать поиграть, рассмешить) . Когда Маша улыбается, она встает в круг, ее место занимает тот, кому удалось заставить ее улыбнуться.

    Когда Маша в центре радостная, восторженная, подойдите, вместе с ней порадуйтесь.

    Данное состояние необходимо выразить словами, жестами.

    Маша выбирает того, с кем ей было приятно радоваться вместе. В конце игры ведущий предлагает детям дома наблюдать за мамой, и когда она загрустит утешить ее; Когда радуется – порадоваться вместе с ней.

    Г. Упражнение “Сотворение чуда”

    В руках у детей “волшебные палочки”. Дети идут на встречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают : “Чем я могу тебе помочь”, “Что я могу для тебя сделать”. (ответы могут быть ситуационные : “Улыбнись, станцуй, спой”; перспективные : дети договариваются о месте, времени сотворения чуда.) Подвести детей к выводу о том, что приятнее : сочувствовать или быть безразличным .

    2. Анализ проявления сочувствия – безразличия в художественных произведениях.

    А. Чтение стихотворения Г. Глушнева “Соседский щенок”

    Привязали на цепь щенка,

    Цепь холодная коротка.

    Говорят, уже через год

    Подойти к нему – разорвет.

    А сейчас он тихонько палачет

    Грустный хвостик под лапы прячет.

    Стоит мне подойти поближе,

    Торопливо мне он руку лижет :

    “Отпусти меня. Отпусти”

    Я глаза отвожу : “Прости, ты не мой.

    Понимаешь, не мой. ”

    Грустный я ухожу домой.

    Если б я великаном был,

    Я тогда бы все цепи разбил!

    Вопросы детям :

    Что чувствует щенок, если он привязан?

    Хорошо ли ему живется?

    Кто хочет ему помочь?

    Почему мальчику жаль щенка? Как он это выражает?

    Почему мальчик не может помочь?

    Был ли мальчик безразличен к щенку ? Как вы это узнали?

    Спросить детей, приходилось ли им защищать животное? Как? Приходилось ли помогать?

    3. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассматривания картин, иллюстраций.

    А. Рассматривание двух картинок с изображением полянок : на первой – цветы, травка, бабочки, а на второй – вытаптаная трава, мусор, и сломанные деревья.

    Задание детям : если бы ты попал на вторую полянку, как бы ты стал отдыхать :

    а) лежал, ничего не делал;

    б) убрал бы все;

    в) другие варианты.

    Б. Рассмотрение картины В. Г. Петрова “Тройка”.

    Вопросы детям :

    Что происходит на картине?

    Как выглядят дети?

    Почему они выполняют такую не посильную работу?

    Хотели бы вы оказаться на их месте? Почему?

    4. Анализ проявления сочувствия – безразличие на основе рассмотрения схематических лиц (масок) .

    А. Предложить детям выбрать маску, соответствующую состоянию сочувствия – безразличия . Предложить детям объяснить свой выбор.

    Б. Перед ребенком маски – лица.

    Посмотри на маски и скажи, что изображает маска? Почему?

    5. Анализ проявления сочувсвия – безразличия на основе схематических поз.

    А. Задание детям.

    За окном гроза. Мальчик стоит у окна, вдруг грянул гром, и мальчик испугался. Покажи, как он испугался : Голова втянута в плечи, рот открыт, ладонью прикрывает рот.

    Вопросы детям :

    Что ты испытываешь, если ты испугался?

    Чего в такой момент хочется больше всего?

    Предложить детям различными способами помочь мальчику.

    Б. Упражнение “Печаль”.

    Стрекоза не приготовила себе домик на зиму. Она идет к муравью и говорит :

    Голодно, холодно,

    Жутко зимой!

    Пустите погреться

    Дайте поесть.

    В. Упражнение “Радость” (сорадуемся) .

    У Саши был друг. Летом Саша остался в городе, а друг уехал к бабушке на дачу. Скучно стало Саше без друга. Прошел месяц. Однажды Саша открывал дверь, а на пороге стоял его друг. Как же обрадовались они друг другу!

    Покажите, как это произошло (взаимодействие в парах) .

    Приятна ли такая встреча?

    Провести беседу с детьми о том , приятно ли сочувствовать и сорадоваться или приятней быть безразличным .

    П. Ощущение сочувствия , сопереживания - безразличия , выражение этих ощущений в творчестве.

    1. Ассоциирование.

    Предложить детям задание по ассоциированию состояния сочувствия - безразличия .

    А. Через музыкальные фрагменты.

    Мой успех;

    Мой плач;

    Моя боль, печаль, грусть и т. д.

    Б. Через восприятие цвета.

    Предложить рассмотреть цветные полоски, кружочки.

    В. Через ассоциирование с героями мультфильмов.

    2. Выражение в творчестве.

    Чтение стихотворения Г. Глушнева «Соседский щенок» .

    Задание детям.

    А. Предложить детям послать хозяину щенка иллюстрированное письмо. Нарисовать щенка так, чтобы хозяин понял, что ему плохо и захотел бы освободить его от цепи.

    Б. Предложить послать телеграмму, написать такие слова, чтобы хозяин поспешил на помощь щенку. Рассказать, о чем написали в телеграмме.

    III. Эмоциональное переживание состояния сочувствия- безразличия , эмоциональное переживание позиции других людей, находящихся в определенном состоянии.

    Переживание через моделирование поведения людей.

    1. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

    безразличия , в которые становится сам ребенок.

    Предложить детям проанализировать ситуации.

    А. Витя играл в мяч. Мяч попал в лужу и обрызгал девочку Машу. Мальчик достал мяч из лужи и снова пошел в него играть.

    Ты - мальчик. Ты кинул мяч и обрызгал девочку.

    Покажи :

    а) проявление содействия;

    б) проявление сочувствия ;

    в) проявление злорадства;

    г) проявление безразличия ;

    Вопросы к детям :

    - Что тебе было приятнее : быть безразличным , или по

    мочь другому, или позлорадствовать? Почему?

    Б. Коля с Мишей играли в футбол. Коля попал мячом в окно. Вышла соседка и начала его ругать.

    Ты - Миша.

    Что ты сделаешь :

    а) промолчишь и убежишь;

    б) скажешь, что окно вместе разбили;

    в) заступишься за друга;

    г) помолчишь, ничего не скажешь, но останешься;

    д) обрадуешься.

    2. Эмоциональные переживания состояния сочувствия -

    безразличия , в которые ставятся сам ребенок и другие люди.

    Упражнение :

    Папа с мамой поссорились.

    Что ты сделаешь :

    а) пожалеешь кого-то из них;

    б) попытаешься помирить их;

    в) останешься безразличным , уйдешь в сторону.

    Цели : усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.

    Эпиграф:

    Без сострадания, милосердия

    невозможно жить в мире.

    Зигфрид Ленц

    Помнящий добро никогда не сотворит зла.

    Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

    Радость у кого-то - порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

    Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

    Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

    Ход беседы

    1. Вступительное слово ведущего.

    Ведущий (учитель). «Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт» 1-го телевизионного канала Светлана Сорокина - удочерила девочку?! А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

    Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

    2. Сообщения о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

    Как вы погашаете значение слова «милосердие»?

    Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

    Ведущий. Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие - традиционная черта россиян.

    «Вернемся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

    В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

    В Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

    В Москве - 1813060 рублей;

    В Одессе - 709863. рубля;

    В Риге - 504556 рублей.

    Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

    7-9 рублей стоила корова;

    3-5 рублей - костюм тройка;

    25-40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

    В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

    А сколько их, интересно, сегодня?

    Кому они помогают?

    Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

    3. Обсуждение видеофрагмента о помощи и взаимовыручке на войне.

    Ведущий. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.

    Демонстрируется фрагмент видеофильма «Фронтовой санбат».

    Учащиеся рассуждают.

    4. Чтение и обсуждение статьи или книги на тему равнодушия и жестокости в обществе.

    Ведущий. И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

    Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

    Учитель (ученик-помощник) читает статью о проявлении равнодушия.

    Почему мог произойти такой случай?

    Откуда же в людях равнодушие?

    Почему бездушие, жестокость спиши нормальными?

    Почему утрачивается чувство милосердия?

    Ученики рассуждают.

    Ведущий . Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

    Ученики обсуждают главы 6—8 повести Б. Васильева «Завтра была война». (Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери «врага народа». Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувствие девочке со стороны большинства учителей, директора. одноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)

    5. Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

    Ведущий . Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

    Зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. «- Ну, побей, побей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.

    Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

    Нужно ли милосердие сегодня?

    Ученики рассуждают.

    Ведущий. Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

    Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач-целитель страшно удивился: «Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей».

    Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

    6. Обсуждение вопроса, нужно ли приносить себя в жертву ради других людей.

    Ведущий. Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

    Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

    Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

    Ученики рассуждают.

    Ведущий . Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

    В стихотворении «Памятник» (1836) А. С. Пушкин написал такие слова:

    И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

    Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

    Этот пушкинский завет пронизывает творчество П. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и современных прозаиков. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и др.

    Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

    А можно ли приносить в жертву одних люден ради помощи другим?

    Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

    Ученики рассуждают.

    7. Заключительное слово ведущего.

    Ведущий. Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

    Милосердие - это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными!

    03.07.2015

    • поговорить о лучших качествах человека, показать, что милосердие, доброта - первооснова человека, основа человеческих отношений;
    • развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
    • способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
    • развитие нравственных качеств и творческих способностей.

    Учитель . Сегодня мы с вами поговорим о милосердии. Эпиграфом нашего классного часа будут слова «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире».

    · Что же такое милосердие?

    · Обратимся к словарю (Ожегов).

    · Составьте ассоциограмму к слову «милосердие».

    · Милосердный – это какой? (дети подбирают синонимы).

    · Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

    (Учащиеся рассуждают, приводят примеры )

    Учитель . Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому – либо или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

    «Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

    В 1890- 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

    · в Санкт- Петербурге- 1981327 рублей;

    · в Москве- 1813060 рублей;

    · в Одессе- 709863 рубля;

    · в Риге- 504556 рублей.

    Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и покупательную способность рубля тоже:

    · 7-9 рублей стоила корова;

    · 3-5 рублей костюм тройка;

    · 25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

    · в 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

    · А сколько их, интересно, сегодня?

    · Кому они помогают?

    (ответы детей).

    Учитель. Давайте попробуем с вами нарисовать солнце человечности.

    Творческое задание «Солнце человечности» .

    Разделите детей на группы, раздайте им по листу ватмана и попросите их нарисовать солнце человечности. Каждый участник группы рисует на солнце свой луч и подписывает на нём имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески. Затем ребята по очереди рассказывает о своих лучах. Из работ делается выставка: «Солнце человечности».

    (рисунки крепятся на доску)

    Учитель.

    · Стоит ли быть в наше время милосердным?

    · Кому милосердие и сострадание нужнее всего?

    · Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?

    · Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?

    · Легко ли вам проявлять милосердие, к кому и в каких ситуациях?

    · Есть ли люди, не достойные милосердия?

    Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

    (Учитель читает статью Д. Гранина «О милосердии»).

    · Почему мог произойти такой случай?

    · Откуда же в людях равнодушие?

    · Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

    · Почему утрачивается чувство милосердия?

    · Термин «милосердие», к сожалению, непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

    · Нужно ли милосердие сегодня?

    (Ученики рассуждают и отвечают)

    Учитель . Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

    Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечений травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: « Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя? » Врач – целитель страшно удивился: « Живу так, а не иначе не потому,что должен, а потому что хочу помочь большему количеству людей».

    Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

    Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

    В стихотворении «Памятник» (1836) А.С. Пушкин написал такие слова:

    И долго буду тем любезен я народу,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,

    Что в мой жестокий век восславил я свободу

    И милость к падшим призывал.

    Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, они есть прямой призыв к милосердию.

    И закончить наш с вами разговор хотелось бы « Облаком милосердия», которое вы сейчас будете составлять.

    (на доске висят 3 облака, дети под музыку пишут на самоклеящейся разноцветной бумаге небольшое рассуждение « Что бы я сделал, чтобы в мире было больше милосердия», выходят, клеят на доску ).

    Идёт обсуждение ответов детей.

    Учитель . Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

    Афоризмы о доброте, милосердии.

    1. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

    2. Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Эмерсон)

    3. Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (Гюго)

    4. Теплота человеческого сердца – это чудесное излучение – обогащает души людей, помогает им жить лучше и работать лучше. (В.М.Кожевников)

    5. Кто сочувствует горю ближних, тот будет иметь свою долю в их радости. (пословица)