Домой / Помада / Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкрасная шапочка. Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в доу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский садкрасная шапочка. Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии в доу

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20 «Алёнушка»

Здоровьесберегающие технологии

на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкальный руководитель

с. Патруши, 2016г.

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Факторами, агрессивно воздействующими на хрупкие детские организмы, являются экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. , изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н. Ветлугина подчеркивает, что пение развивает голосовой аппарат и речь, укрепляя голосовые связки, регулируя дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность ребенка.

В нашем ДОУ создана структура и содержание музыкально-оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с на основе игры

В соответствии с ФГОС, все здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода, с учетом инициативы и интересов ребёнка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий, а именно:

1. Валеологические песенки-распевки

Поднимают настроение;

Задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;

Улучшают эмоциональный климат на занятии;

Предупреждать заболевания верхних дыхательных путей;

С них начинаются все музыкальные занятия. Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы,) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Они направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

2. Дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

Способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

Улучшает дренажную функцию бронхов;

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.

3. Артикуляционная гимнастика

Способствует тренировке мышц речевого аппарата;

Развивает певческие способности детей;

Формирует артикуляцию различных звуков;

Совершенствует дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

Развивает музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;

Развивает чувство ритма;

Совершенствует пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

4. Фонопедические упражнения

Способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей;

Стимулируют гортанно-глоточный аппарат;

Стимулируют деятельность головного мозга.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. мельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком

5. Игровой массаж

Повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;

Нормализует вегетососудистый тонус;

Нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

6. Логоритмика

Задачи логоритмики:

оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики, укрепление психического здоровья детей);

Образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений; формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности);

Воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма и темпа, способности воспринимать музыкальную образность, воспитание личностных качеств –дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе);

Развивающие (развитие основных психических процессов – памяти, воображения, внимания, любознательности, речи, мышления; развитие физических качеств – силы, ловкости, быстроты, гибкости; совершенствование координации движений);

Коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте).

Логоритмические упражнения направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, кроме этого они способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. К ним также можно отнести:

Пальчиковые игры

Развивают речь ребёнка;

Развивают двигательные качества;

Повышают координационные способности пальцев рук;

Соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;

Формируют образно-ассоциативное мышление.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «Пальчиковые сказки»- «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др. , которые адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. Пальчиковые игры соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры:

Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

Гимнастика для глаз:

Способствует успокоению нервной системы ребенка

Активизирует мозговые процессы, чтобы мозг быстрее переработал информацию, полученную с помощью органов зрения

Способствует замедлению и остановке снижения зрения или развития астигматизма

Гимнастика для глаз - как способ коррекции и лечения заболеваний глаз, а также как способ профилактики, который незаменим и для здоровых глаз. Для создания игрового эффекта, гимнастика для глаз проводится в стихах, с картинками и под музыку.

Мимическая гимнастика:

Мимика – это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она наделена свойством, отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц.

Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

Познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

Развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

Усилить глубину и устойчивость чувств;

Разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

7. Ритмические игры с музыкальными инструментами

Эффективно влияют на развитие творческих способностей детей;

Развивают ритмический, тембровый слух;

Являются основой психологического благополучия и комфорта на занятии.

Игра на музыкальных инструментах – один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Звуки окружающего мира для детей не просто шумы, а краска, образы этого мира, выражение «души», сути вещей, возможность контакта с ними. К таким музыкальным играм можно отнести темброво-шумовой . Аккомпанирование организуется по принципу ритмического подстраивания детей к пению или инструментальному звучанию, а также друг к другу. Такому подстраиванию не нужно учить специально, оно основано на природном чувстве ритма. В процессе игры природное чувство ритма у детей обостряется и совершенствуется. Для подобного аккомпанемента используются не только инструменты, но и любые предметы, способные издавать звуки (самодельные инструменты-игрушки из дерева, металла, стекла, бумаги). В результате игра на детских музыкальных инструментах обретает именно значение музыкальной игры в процессе которой у детей развивается чувство ритма, тембровый слух, чувство музыкальной формы и в целом эмоциональная отзывчивость на музыку.

8. Психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально - личностной). Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Писхогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. К психогимнастике можно отнести:


Коммуникативные танцы и игры -

это танцы-игры с несложными движениями под музыку, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше пляшет) и т. д. Основной задачей танецев-игр является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребёнка. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные радостные эмоции. Формы коммуникативных танцев-игр:

1. Танцы со сменой партнёров;

2. Игры-пластические импровизации под музыку;

3. Двигательные импровизации в парах;

4. Игры —«зеркала»;

5. Танцы-игры в кругу

Коммуникативные танцы-игры направлены на:

Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

9. Музыкотерапия

Способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности;

Слушание правильно подобранной музыки:

    повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность уменьшает головную и мышечную боль восстанавливает спокойное дыхание

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности, в процессе проведения закаливающих процедур. С этой целью подобраны и сформированы следующие аудиосборники:

1. Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

2. Музыка для сна (Колыбельные)

3. Музыка для пробуждения после дневного сна

4. Музыка для релаксации

10. Ритмопластика

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим , они основаны на движениях под музыку, а это в свою очередь будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Занимаясь ритмопластикой с детьми можно акцентировать внимание детей на развитии чувства ритма или формирование двигательных навыков, развитие артистичности и т. д Однако, основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Таким образом все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии, используемые в совместной музыкальной деятельности педагога и детей так или иначе являются видами музыкальной деятельности, а следовательно помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического .

Успех реализации здоровьесберегающих технологий возможен только в условиях совместной деятельности всех участников образовательного процесса, а именно:

Воспитатели привлекают детей к активному пению в процессе режимных моментов;

Педагоги групп предлагают детям воспроизвести уже знакомые музыкальные игры в свободной деятельности, напоминая алгоритм действий.

Педагогами всех возрастных групп в течение всего дня осуществляется Музыкотерапия.

Для родителей (законных представителей) воспитанников с целью повышения их педагогической компетенции и развития валеологической культуры предлагается информационный материал (стендовый и ), а также в форме папок – передвижек о здоровьесберегающих технологиях, реализуемых в ДОУ.

В тесной взаимосвязи специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог) внедрение здоровьесберегающих технологий происходит системно, интегративно и соответственно результативно.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

Повышение уровня речевого развития;

Снижение уровня заболеваемости;

Стабильность физической и умственной работоспособности воспитанников ДОУ

Список использованной литературы

1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио» ( для детей дошкольного возраста), С. П., 1992.

2. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009.

3. ""Методика музыкального воспитания в детском саду"", М., ""Просвещение"", 1989г

4. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.:Сфера, 2008г.

6. Логоритмические занятия в детском саду. - М.:Сфера, 2004г.

7. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.:Аркти, 2005г.

9. Реализация образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ.// Справочник музыкального руководителя.2012.№0.С. 18.

10. ""Музыка детям"" :Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. - М., ""Просвещение"", 1985 г.

11. Развитие способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

12. , ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет"", М., ""Просвещение"", 1987 г.

13. , ""Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет"" М., 1988 г.

14. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009

15. « Музыкальное воспитание дошкольников», М.: Издательский центр «Академия», 2000.

18. Пальчиковая гимнастика – М.: АСТ», 2004.


Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка .
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором , воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности. Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду. О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
НАПРИМЕР
Фонопедические упражнения
Упражнение «Капризка»
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а!»,
затем воют: «У_у!»,
а потом визжат: «И-и!»
Купили в магазине резиновую Зину, резиновую 3ину в корзине принесли. А.Барто.
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Она сказала: -Ш-ш-ш-ш!
Потом сказала: - С-с-с-с!
3атем сказала: -Х-х-х-х!
Потом устало: - Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно: - К-к-к-к!
И так обычно: - Т-т-т-т!
Потом легонько: - П-п-п-п!
И очень твердо: - Б-б-б-б!
Музыкотерапия
Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности - Классические произведения:
1. Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка».
2. Вивальди А. «Времена года».
3. Гайдн И. «Серенада».
4. Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк».
5. Лядов А. «Музыкальная табакерка».
6. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо».
7. Мусоргский М. «Картинки с выставки».
8. Рубинштейн А. «Мелодия».
9. Свиридов Г. «Военный марш».
10. Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета).
Детские песни:
1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).
2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).
3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).
4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М.Минков).
5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский).
6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).
8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляц­ковский, Б. Савельев).
9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Глад­ков).
10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).
11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Эн­тин, Г. Гладков).
Музыка для пробуждения после дневного сна - Классические произведения:
1. Боккерини Л. «Менуэт».
2. Григ Э. «Утро».
3. Дворжак А. «Славянский танец».
4. Лютневая музыка XVII века.
5. Лист Ф. «Утешения».
6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».
7. Моцарт В. «Сонаты».
8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов»,
«Рассвет на Москва-реке».
9. Сен - Сане К. «Аквариум».
10. Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро»,
«Песня жаворонка».
11. Шостакович Д. «Романс».
12. Шуман Р. «Май, милый май!».
комплекс профилактических упражнений«ВЕСЕЛОЕ ЛЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела детям меда принесла.З-з-з! З-з-з!Села нам на локоток,З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.З-з-з! З-з-з!(звук и взгляд направлять по тексту)
Пчёлку ослик испугал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!На весь лес он закричал:Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
Гуси по небу летят,Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крыльяподнимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,стимулируя тем самым
гортанно-глоточный аппарати деятельность головного мозга)
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

МБДОУ – детский сад №23

«Снегирёк»

Музыкальный руководитель

Романова Ек.Ал.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

3. Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

2. Картотека игр.

3. - по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

По воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,

разработки В. Емельянова.

4. План занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

МБДОУ – детский сад №23

«Снегирёк»

Музыкальный руководитель

Романова Ек.Ал.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Обеспечение проекта:

1. Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, CD-диски с записями музыки для дыхательной гимнастике, артикуляционной гимнастики, оздоровительных и фонопедических упражнений, игрового массажа, пальчиковых и речевых игр, музыкотерапии, записи классической музыки Шопена, Шуберта, Листа, Чайковского, Бетховена, Огинского, Грига, Моцарта, Рахманинова и др.

2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

3. Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

4. Демонстрационный материал к играм.

Методическое сопровождение проекта:

1. Сценарий спортивно-музыкальных праздников.

2. Картотека игр.

3. - по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

По воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В Алямовской, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой, «Психогимнастика» М. Чистяковой,

Разработки В. Емельянова.

4. План занятия.

Презентация проекта:

1. Спортивный праздник с участием детей «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Цель: Разработать и проводить музыкальные занятия, включая в их планирование здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие

Каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям) .

4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Этапы реализации проекта:

Этапы Цель Форма работы Содержание Сроки

1 этап

Организационный Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Самообразование

Знакомство с новыми здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их применения в музыкальном воспитании

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы. Декабрь

2 этап

Практический Создание методических разработок для реализации проекта

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги с использованием этих технологий для детей и их родителей

Музыкально- валеологические занятия

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Кружок «Веселинка»

Музыкально - физкультурные развлечения

Самообразование Музыкальные занятия, развлечения, консультации

В течение всего периода

3 этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

В течение всего периода

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации музыкальной деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

В музыкальном зале проходят все виды музыкальных занятий, развлечения, досуги, праздничные утренники, занятия кружка «Веселинка». Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и проветривается. Для работы по музыкальному воспитанию есть все необходимое:

Музыкальные инструменты: пианино, аккордеон;

Библиотека методической и музыкальной литературы;

Аудио- и видиотека;

Подборки музыкально-дидактических игр и пособий;

Ноутбук для показа презентаций и фильмов;

Для музицирования собрана коллекция детских музыкальных инструментов (в том числе и самодельных) для народного оркестра;

Музыкальные игрушки;

Атрибуты и декорации для игр и театрализации.

В групповых комнатах детского сада есть музыкальные и театральные уголки с обилием музыкально-дидактических игр и пособий, шумовых музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов. Здесь дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем развивать свои музыкальные и творческие способности. Для театрализации изготовлены многофункциональные ширмы и декорации.

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Оздоровительные и фонопедические упражнения;

Игровой массаж;

Пальчиковые игры;

Речевые игры;

Музыкотерапия.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй! " М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика.

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения.

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж.

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Литература.

1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.

2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

3. Подольская Е. И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.


В соответствии с ФГОС, оздоровление ребёнка-дошкольника и культивироавние здорового образа жизни являются приоритетными задачами. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по сохранению здоровья ребёнка в процессе воспитания и обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологичекие знания, полученные на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром. Музыкально – оздоровительная работа предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий. Это валеологические песенки – распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. Валеологические песенки – распевки. С них обычно начинаются музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика. Перифирические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Главная задача - научить детей осознанно управлять всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. На музыкальных занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики В. Толкачева и А. Стрельниковой. Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.

Игровой массаж.

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т.к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что –то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок легко может этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А.Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

Пальчиковые игры.

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества. Повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры

Позволяют детям овладеть всеми выразительным средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло и дуэтом. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи и двигательной активности.

Музыкотерапия.
Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание
и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Практический материал.

Валеологические песенки – распевки.


«Доброе утро»
1. Доброе утро! Улыбнись скорей! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день пружинка
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, носик и щечки! По тексту.
Будем мы красивыми наклоны головы к правому и левому плечу.
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки сильнее, сильнее! По тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы! Разводят руки в стороны.

Игровой массаж.
Цель: научить детей посредством правильного выполнения игрового массажа благоприятно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник, воздействуя на биологические активные точки.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.)
Веселые потешки для массажа.
Две тетери.
На лугу, на лугу Дети гладят животик
Стоит чашка творогу по часовой стрелке.
Прилетели две тетери, «Бегают» пальчиками по телу.
Поклевали, Щиплют двумя пальчиками.
Улетели. Машут руками.

Капуста.
Мы капусту рубим, рубим. Стучат ребром ладони по другой ладони.
Мы морковку трем, трем. Трут ладонями друг об друга.
Мы капусту солим, солим. «Бегают» пальчиками по телу.
Мы капусту жмем, жмем. «Жмут» ладони.
Сок капустный пьем, пьем. Гладят живот.

Догонялки.

Ударяют подушечками пальцев обеих рук по голове.
Побежали по головке
Быстро – быстро пальчики.
Вот они сбегаются.
Снова разбегаются
И опять сбегаются.
Снова разбегаются.
Делают себе массаж
Девочки и мальчики.

Комплекс игрового массажа «Дружок»
Дети стоят парами по всему залу.
1.У меня такие ручки! Стоят спиной друг к другу
По-смо-три! Гладят ручки.
Звонко хлопают в ладоши. Хлопают.
Раз. Два, три!
Твои ручки тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мои похожи. Гладят по ручкам друг друга.


Покружись со мной разок.

2.У меня такие щечки! Стоят спиной друг к другу.
По-смо-три! Гладят свои щечки.
Я пощиплю их немножко. Слегка щиплют щечки.
Раз, два, три!
Твои щечки тоже поворачиваются, растирают
На мои похожи. Щечки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

3.У меня такие ушки! Стоят спиной друг к другу
По –смо-три! Массируют мочки ушей!
Разотру их потихоньку. Растирают уши с усилием.
Раз, два, три!
Твои ушки тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мои похожи. Теребят ушки друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

4.У меня такая спинка! Стоят спиной друг к другу
Пос-мо-три! Гладят себя по спине.
Я похлопаю по спинке! Шлепают по спинке ладошками.
Раз, два, три!
Твоя спинка тоже поворачиваются лицом друг к другу
На мою похожа. Шлепают по спине друг друга.

Хорошо с тобой, дружок! Кружатся лодочкой.
Покружись со мной разок.

Мороз.
(самомассаж биологически активных точек)
На дворе опять мороз. Поглаживают ладонями шею.
Чтобы носик не замерз,
Мы его сейчас потрем, указательными пальцами потирают переносицу.
И погладим, большими пальцами с боков.
И помнем. Легко пощипывают крылья носа.

Пальчиковые игры.
Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. Тексты для игр должны быть простыми - это короткие стихи, русские народные песенки, потешки, считалки.
Мячик.
Прыг- скок! Прыг-скок! Прыгают и хлопают в ладошки.
Красный бок, синий бок!
Это разноцветный мячик Движения кистями рук, словно лепят снежок.
Скачет, скачет, словно зайчик!
То взлетает высоко –о-о-о! Руки вверх, тянутся на носочках.
То умчится далеко – о-о-о! Смотрят вдаль.
Прыг-скок, прыг- скок! Прыгают и хлопают.
Непоседа наш дружок.

Веселый художник.

Веселый художник
Веселою краской Плавные движения кистями рук вверх- вниз
В лесу на полянке
Цветочки раскрасил.
Белой – ромашку,
Розовой – кашку, Загибают пальцы на правой руке по одному.
Фиалку – лиловой,
А клевер - бордовой.
Краскою синей - красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек. «фонарики».

Пальчик Петя.
Жил – был пальчик Петя. Воспитатель показывает палец с надетым на него шариком.
Вышел пальчик к детям.
- Есть у вас шалуны?
Есть у вас драчуны?
- Нет у нас шалунов, Дети качают пальцами влево – вправо.
Нет у нас драчунов.
Смотри, какие малыши! Пальчики пляшут - фонарики.
Лучше с нами попляши!

Тут собачка прибежала,
Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами собаку.
Пальцы спрятались в кулак.
Собачке не найти никак. По тексту.
Кулачки тут застучали
И собачку вмиг прогнали! Кулаки стучат друг об друга.
Снова пляшут пальчики фонарики.
У девочек и мальчиков.

Тут лисичка прибежала,
Всех ребяток испугала! Восп. показывает пальцами лисичку.
Пальцы спрятались в кулак.
Лисичке не найти никак. По тексту.
Кулачки тут застучали
И лисичку вмиг прогнали!
Снова пляшут пальчики
У девочек и мальчиков. Фонарики.

Пальчики играли,
Пальчики устали. Мягкие движения кистями рук.
Вместе собрались Соединяют ладошки вместе.
И под щечку улеглись. Кладут под щечку. Восп. поет колыбельную.

Речевые игры со звучащими жестами.

Солнышко.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко. Ритмичные хлопки.
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками.

Дождь.
Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленкам.
Веселится детвора! Легкие прыжки на месте.
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп. Притопы.
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп. Хлопки.
Дождик, нас не поливай, грозят пальцем.
А скорее догоняй! Убегают от дождика.

Снег.
Как на горке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег, приседают, два шлепка.
И на елке - снег, снег, поднимают руки вверх, два хлопка.
И под елкой - снег, снег. приседают, два шлепка.

А под снегом cпит медведь. Притопы.
Тише, тише. Не шуметь! Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

Речевые игры с движением.
Волки и зайцы.
Дети. Погляди, лесной народ, - Дети и волки ходят двумя кругами противоходом.
Волки водят хоровод.
Лапами хлоп – хлоп! Хлопают.
Ножками топ – топ! Топают.
Волки. Выходите поиграть,
Мы не будем вас кусать! Зовут рукой.

Затем игра продолжается, как в кошки – мышки.

Шалтай – Болтай.
Шалтай – Болтай сидел на стене, идут по кругу, взявшись за руки.
Шалтай – Болтай свалился во сне! руки вверх, опускают, присаживаются.
Вся королевская конница, скачут.
Вся королевская рать. Маршируют.
Не могут Шалтая, не могут Болтая стучат кулачком о кулачок.
Шалтая, Болтая, Болтая, Шалтая
Собрать! Разбегаются, Шалтай – Болтай их догоняет.

Дракон ловит свой хвост.
Дети держатся за талию. Первый – голова, последний – хвост. Первый игрок пытается схватить последнего.

Займи свой домик.
«Мышки» садятся на стулья, расположенные по кругу, т.е. в свои домики. Но им хочется погулять, порезвиться, побегать. ПО сигналу взрослого они веселятся, а в это время один домик исчезает. Сигнал оповещает, что надо занять свои домики. Игра длится до тех пор, пока не останется самый шустрый мышонок.

Литература:
Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»,
Под редакцией Т.С. Яковлевой «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», 2007 г.,
«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» М.Ю. Картушиной, 2010 г.

Опыт работы музыкального руководителя детского сада


Описание: опыт работы предоставлен для ознакомления музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
валеологические песенки-распевки


Песенки-распевки проводятся в начале занятия, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
логоритмические распевки и упражнения


Логоритмика – комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания – один из разделов лечебной ритмики, созданной на основе методики музыкально – ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза.
Комплекс распевок и упражнений логопедической ритмики направлен на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой, движением.
В связи с тем, что у детей с каждым годом идет тенденция к снижению уровня речевого развития, а это напрямую связано с музыкальным воспитанием (правильная артикуляция), то мной создана картотека логоритмических распевок, игр, речевых игр. Широко используются материалы таких авторов, как М. Картушина, Т. Овчинникова, К. Орф, Е. Макшанцева.
Например, в средней группе мною используются упражнения на основе фольклора – это потешки: «Солнышко», «Огуречик», «Зайка», «Мыши» и др.
В старшей группе используются речевые упражнения: «Осенины», «В доме моем тишина», «Ворона», «Солнышко-колоколнышко», «Герасим – грачевник», «Шире круг» и др.
Ряд других логоритмических упражнений созданы мной на основе динамических пауз с добавлением мелодий и используются, как разновидность распевок с движением. Например, «Огород», «Кошка», «Облако», «Утром гномы», и др. Картотека создана на основе гимнастики в стихах из журналов «Дошкольного воспитания».
В подготовительной группе используются игры и упражнения М. Картушиной «Быть здоровыми хотим», а также упражнения из картотеки – «Зимние развлечения», «Поспи и попляши», «На грядке и на ветке», «Подарки», «Липы», «В огороде», «Коровушка», «Динь – дон», «Закружились, завертелись» и т.д.
дыхательная гимнастика


Очень часто встречаются нарушения дыхательной функции (подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох, учащенность дыхания, укороченность выдоха, неумение делать незаметный добор воздуха). Суть дыхательной гимнастики – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Это упражнения Беляковой Л.И. , Семеновой Н., Стрельниковой А.Н. и др., которые отобраны мной в картотеку и систематизированы для поэтапного использования. Например, старшая группа: сентябрь – упражнение «Зоосад», октябрь – «Знакомство», ноябрь – «Веточка», декабрь – «Певец», январь – « Снежинка», февраль – «Свечи», март – «Шарик», апрель – «Аист», май – «Ракета».
психогимнастика и театральные этюды


Начиная со второй младшей группы , на занятиях используются вышеназванные технологии для создания положительного эмоционального фона, когда помимо изучения самих эмоций, происходит: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, более тонкое чувствование внутреннего мира других людей, развитие творчества, внимания, самоконтроля и т. д.. Для каждой возрастной группы создана картотека на основе журналов «Дошкольное воспитание» таких авторов, как Чистякова, Сорокина и др..Например, подготовительная группа: сентябрь – «Круглые глаза», «Карлсон», октябрь – «Раздумье», «Негаданная радость», ноябрь – «Битва», «Грязь», декабрь – «Ласка», «Тише», январь – «Два клоуна», «Разъяренная медведица», февраль – «Кривляка», «Разное настроение», март –«Гадкий утенок», «Чунга – Чанга», апрель – «Три характера», «»Удивление», май – «Страх», «Валерка».
В каждой возрастной группе разучиваются коммуникативные танцы и игры на развитие соответствующего качества, что напрямую связано с развитием эмоциональной сферы. Например, в средней группе – «Здравствуй, друг!», в старшей – «Потанцуй со мной, дружок!», в подготовительной - «Хоровод дружбы» и др.
артикуляционная гимнастика


Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Сюда же относится и мимическая гимнастика. На занятиях используются упражнения из книги Абелян Л. «Как Рыжик научился петь», а также из сборника Арсеневской О. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду».
оздоровительные и фонопедические упражнения


Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения вышеназванных авторов. Например, такие упражнения, как «Наше оружие», «Весенние голоса», «Метель», «Резиновая игрушка», «Страшная сказка» и др.. Такие оздоровительные упражнения, как всевозможные тренинги, физкультпаузы способствуют развитию осмысленности, обогащению воображения, созданию позитивного психосоматического состояния, ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, осознания их значимости и уникальности. Наиболее эффективны такие тренинги, как «Я - доктор», «Преодоление трудностей», «Я все могу», «Лепим руку».
игровой массаж


Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т. к. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку, либо песенку, либо под стихотворение,либо просто под текст. Наиболее эффективными являются массажи биологически активных зон в периоды неблагоприятных природных условий, особенно – это осень – весна. Очень нравятся детям коммуникативные массажи, такие, как «Дружок», «Твои ручки хороши, а у соседа лучше». Детям младшего возраста предлагаются массажи «Дождик», «Вот они, ручки». И плавно переходим к пальчиковым играм, как одному из компонентов массажа вообще.
пальчиковые игры


Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и упражнения, которые исполняют как стихи или под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Упражнения на развитие мелкой моторики - «Барабанщики», «Молоточек и топорик», «Цветочек», «Стирка», «Фонарики», «Веселые брызги» и многие другие (автор Е. Рогожина) – выполняются без слов, только под музыку. По словам немецкого философа Канта: «Рука – это выведенный наружу мозг». Работа мелких мышц руки аналогична работе высших отделов коры головного мозга, обеспечивающих работу мысли и функций речи. Этой задаче подчинены и пальчиковые игры, используемые мной, как физкультурные паузы, поскольку они очень нравятся детям, потому что привлекательны по тексту. Например, «На блины», «Утречко» и многие другие из созданной картотеки.
музыкотерапия


Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет ребенка, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Пользуясь своим опытом работы, я позволила себе отобрать к применению на практике из огромного предложенного программами музыкального материала только те музыкальные произведения, которые отвечают вышепоставленным задачам. Произведения предпочтительно исполнять «вживую», кроме, конечно, оркестровой музыки.
Наиболее удачными в музыкотерапии считается прослушивание следующих произведений – Бетховен «Лунная соната», «К Элизе», Огинский «Полонез», Грибоедов «Вальс». Именно эта музыка используется во время релаксации на занятиях.
музыкально – оздоровительные досуги


(проводятся один раз в квартал для всех групп)
Это также практическое применение здоровьесберегающих технологий, но в виде развлечения и как своеобразный очередной этап в музыкально-оздоровительной работе в детском саду.
К задачам данных досугов относятся:
- способствовать сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- формировать у детей позицию признания ценности здоровья, чувства ответственности за его укрепление, расширять знания и навыки по гигиенической культуре;
- развивать музыкальные и творческие способности, физические качества детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- проводить в игровой форме профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний опорно – двигательного аппарата, зрения, слуха и т.д.;
- улучшить эмоциональное благополучие каждого ребенка.
План музыкально-оздоровительных досугов - это проект, рассчитанный на три года (для данного детского сада).
Первый год: «В гости к дядюшке Ау», «Зимнее путешествие Колобка», «Зимние олимпийские игры», «Вокруг света».
Второй год: «Репка», «Семеро козлят», «Про куклу», «В гостях у Водяного».
Третий год: «Тит и Варфоломей», «Путешествие в джунгли»,
«Морское царство», «Птичий праздник».
При разработке сценариев досугов мною используются оздоровительные сценарии М.Ю. Картушиной. Естественно, каждый сценарий адаптируется, проводится подготовка и детей (каждая группа разучивает песню на тему здоровья, гигиены, спорта и т. д.), и взрослых (в каждом досуге участвует какой-либо сказочный персонаж). В проведении музыкально-оздоровительных досугов используются все вышеизложенные здоровьесберегающие технологии в той или иной комплектации. Многие досуги планируются и проводятся совместно с родителями.