Домой / Помада / Око саурона с точки зрения физики. Глашатай Саурона: персонаж вселенной "Властелина колец" Глаз саурона

Око саурона с точки зрения физики. Глашатай Саурона: персонаж вселенной "Властелина колец" Глаз саурона

В конце 2014 года во многих СМИ прошла информация - над башнями «Москва-Сити» вспыхнет "Всевидящее Око". У многих эта новость вызвала возмущение, недоумение и неприятие, хотя речь шла всего лишь об инсталляции, приуроченной к выходу очередного голливудского блокбастера.

Международный деловой центр

Международный деловой центр, получивший название «Москва-Сити», раскинулся на Пресненской набережной. Часть зданий уже построена и введена в эксплуатацию, но работа на многих участках продолжает вестись.

Многочисленные башни в стиле хай-тек сверкают зеркальной поверхностью, а ночью ярко подсвеченные высотки возвышаются над городом, видимые из многих точек Москвы.

И именно на крыше одной из этих башен творческая группа «Свечение» решила выставить арт-объект под названием «Око Саурона». Площадкой под инсталляцию должна была послужить высотка еще не введенного в строй комплекса IQ-quarter, состоящего из трех башен.

Зачем понадобилась подобная инсталляция?

В последние годы выход многих громких кинопремьер сопровождается различными масштабными акциями, призванными обратить внимание на выходящую картину. Самолеты раскрашивают в цвета выходящего фильма и рисуют на них персонажей, вывешивают громадные постеры, создают видео-инсталляции на стенах зданий. В этом ряду "Всевидящее Око Саурона", горящее в ночи над Москвой, выглядит вполне логично.

Установка этого арт-объекта была приурочена к выходу заключительной части кинотрилогии «Хоббит», созданной Питером Джексоном. Этот выдающийся режиссер из небольшой детской книжки создал масштабное полотно с большим количеством спецэффектов и сражений, смотреть которое необходимо именно на большом экране.

Хоббит и его приключения

«Хоббит» - трилогия, имеющая всемирную популярность. Действие и книги, и фильма разворачивается в выдуманном магическом мире Средиземья. Здесь, помимо людей, обитают эльфы, гномы, злобные орки, гоблины и даже драконы. И если все перечисленные персонажи уже не раз представали в различных фантастических произведениях или компьютерных играх, то вот хоббиты - создания необычные. Эти невысокие человечки с волосатыми ступнями и повадками рачительных домоседов были придуманы профессором Толкиеном, человеком, во многом создавшим жанр фэнтези как таковой.

«Хоббит» - трилогия, в которой главным героем становится который вопреки здравому смыслу отправился в опасное путешествие в компании гномов и старого волшебника. Целью похода была Одинокая гора, некогда бывшая владением гномов, но захваченная драконом по имени Смауг.

По мере продвижения к цели перед компанией возникали все более грозные опасности, а в заключительной части трилогии главным противником оказывался вовсе не грозный Смауг, а объединенные войска орков и гоблинов.

Из другой оперы

Наверняка читатель уже задается вопросом о том, какая роль отводится во всей этой истории "Оку Саурона". Парадоксально, но ровным счетом никакая. Так откуда взялось "Око Саурона"? Дело в том, что этот образ взят из другого произведения Толкиена, также экранизированного Джексоном.

Сюжетно «Властелин колец» является продолжением книги «Хоббит». Здесь главная роль также отводится хоббиту, только уже не Бильбо, а его племяннику по имени Фродо. Во время своего путешествия, описанного в «Хоббите», Бильбо нашел волшебное кольцо. И именно оно становится движущей силой следующей, более масштабной и «взрослой» книги Толкиена.

Экранизация «Властелина колец» была осуществлена еще в 2001-2003 годах. Она принесла Питеру Джексону не только звание одного из лучших режиссеров современности, но и многочисленные премии, а также значительную прибыль. Несколько лет после выхода этой картины, также состоящей из трех частей, Джексон отказывался от съемок приквела, того самого «Хоббита», но в результате согласился.

Великий маг и злодей

Какое же значение "Всевидящего Ока"? Воплощением зла в мире Средиземья, описанном во «Властелине колец», стал чародей и маг Саурон. Он был не человеком, а могущественным духом, Майа, принявшим человеческий облик. Задолго до действия обеих книг он был побежден и развоплощен. Со временем он вернул себе свою силу, но принять физическую форму уже не смог. Его воплощением стало огненное "Всевидящее Око".

Неустанно следило за своими рабами и покоренными народами, в нем воплощалась сконцентрированная сила воли чародея.

Но даже "Всевидящее Око" не могло разглядеть все. Как и положено в легендах, зло было уничтожено, Саурон пал и его "Око" разрушилось вместе со всей его магией.

"Всевидящее Око" в фильме

В картине Джексона созданный образ "Ока" представлял собой пылающий огнем глаз, расположенный на самой вершине цитадели чародея в Мордоре, стране зла и страха. Здесь царит вечная темнота, в которой ярким зловещим маяком светится "Око", следящее за всем вокруг. Это территория смерти, где все умирает и приходит в упадок.

По сути, Саурон не являлся всевидящим и всемогущим, иначе маленькой группе отважных представителей разных не удалось бы его победить. И "Всевидящее Око" воплощало способность чародея обращать свое внимание на отдельных людей и привлекать их на свою сторону, играя на их слабостях. Жертвами коварства Саурона, превратившимися в его послушных марионеток, стали многие сильные и гордые правители и маги, отвернувшиеся от добра.

"Всевидящее Око" как арт-объект

Почему же именно этот образ был выбран творческой группой для создания инсталляции на крыше башни? Причин тому две:

  • Этот образ гораздо более известен среди поклонников Толкиена, Питера Джексона и фэнтези вообще, поскольку неоднократно представал в мегапопулярном «Властелине колец». В новой трилогии подобных ярких и запоминающихся образов нет.
  • Яркий, пылающий в ночи глаз, независимо от контекста, смотрится крайне эффектно и безусловно должен был привлечь всеобщее внимание.

Физическое воплощение "Всевидящего Ока"

Создание данного объекта должно было стать демонстрацией современных технологий. В качестве каркаса планировалось создать надувной глаз, на который проецируется видеоинсталляция горящего "Ока". Заниматься созданием конструкции должна была фирма GiveAR, специализирующаяся на разработке объектов виртуальной реальности.

По замыслу создателей этой инсталляции, "Око Саурона" должно было появиться лишь на короткое время, а затем исчезнуть, что должно было показать победу сил добра над злом. Однако этой идее не суждено было осуществиться в полной мере.

А РПЦ против!

Объявленная акция вызвала оживленную дискуссию. Если поклонники книги и фильма к идее отнеслись, в основном, позитивно, то вот прочие мнения разделились.

Категорически против выступила РПЦ, представители которой осудили подобный объект. В РПЦ усмотрели в этой инсталляции демонический образ. "Всевидящее Око" - символ зла и угнетения, появление которого над Москвой может навлечь негативные последствия.

Представители мэрии Москвы также не одобрили затею. И их доводы оказались сильнее - ведь на согласование установки подобных объектов требуется разрешение властей.

Политическая подоплека

Значительная часть тех, кто был категорически против временного появления "Ока Саурона", ссылалась на и без того негативное восприятие России многими западными странами. И появление "Всевидящего Ока" над высотной башней визуально могло превратить Москву в Мордор.

На первый взгляд, подобное суждение кажется несерьезным. Однако все не так просто. Дело в том, что «Властелин колец» создавался во время и сразу после Второй мировой войны. И хотя впоследствии сам Толкиен постоянно открещивался от этих параллелей, трудно не увидеть в Мордоре аллюзию на нацистскую Германию. А во времена Холодной войны с Мордором изредка ассоциировали и Советский Союз, противопоставляя ему положительный и благородный Запад. Ведь в географии Толкиена Восток всегда был землей, захваченной злом, и только добрые силы с Запада могли противостоять ему.

И теперь, во времена очередного противостояния России и западных государств, пусть и не такого острого и явного, наша страна вновь претендует на звание Вселенского зла. Так что определенный резон в подобном запрете есть - незачем давать политическим противникам дополнительный повод обвинять Россию во всех грехах.

Кроме того, "Всевидящее Око" могло вызвать ассоциацию и с другим известным произведением, «1984» Оруэлла. Именно оттуда пришло известное выражение «Большой Брат видит тебя». И огненный глаз, способный найти любого человека в громадном мегаполисе, вполне мог дать повод к шуткам о тотальном контроле в стране.

Шоу не получилось

В результате, получив большое число негативных откликов, а также отказ со стороны мэрии Москвы, творческая студия вынуждена была пойти на попятную. Громкую и скандальную акцию отменили.

Впрочем, лазейка была найдена. На стене одной из башен комплекса IQ-quarter, пусть и на короткое время, все же появилось сверкающее и пугающее изображение "Око Саурона". Как увидеть его? Это нельзя было сделать без помощи специальных средств. Смартфоны и планшеты, способные распознавать QR-код (разновидность штрих-кода), могли видеть на своих экранах пылающее изображение "Всевидящего Ока".

А был ли мальчик?

Вполне возможно, что все опасения протестующих были напрасны, и на самом деле никакой инсталляции возводить не планировалось. Нет оснований отказываться от версии, что вся эта шумиха была банальной пиар-компанией фирмы, которая создает подобные эффекты виртуальной и Ведь благодаря скандалу многие впервые узнали о существование GiveAR, которая сумела так ярко привлечь к себе внимание.

В пользу этой версии свидетельствует и то, что к моменту отказа от инсталляции ее физическая форма еще не была создана.

Саурон ( – дух служивший силам Валар .

Началось все с того что Эру – высшее существо, еще до создания всего остального, создал бесчисленных духов, созданных из его мыслей.

Первоначально Саурон – дух Айнур , но вошедший в физический мир, он меньший дух называемый – Майар . Он божественная личность. Хотя и уступает старшим духам в физическом мире Валар . Саурон был гораздо сильнее чем многие Майар , в том числе вошедших в Средиземье духов в облике Гэндальфа и Сарумана .

Саурон не всегда был приверженцем зла, первоначально он был благим и не совращенным, как и все духи.

Саурон был одним из самых выдающихся Майар , служивших Аулэ Кузнецу , великому мастеровому Валар . В результате Саурон приобрёл великие знания физической субстанции мира, а также ковки и всех прочих видов мастерства, став великим мастеровым в свите Аулэ .

Изначальным именем Саурона было Майрон.

Саурон был совращён силой и могуществом Мелькора – Валара , стремившегося к господству над всем миром. Мелькор противостоял другим Валар , которые оставались верными Эру и пытались претворить в жизнь его замыслы. Саурон пал жертвой растлевающего влияния Мелькора .

Саурон желал создать свой порядок, хотел утроить всё согласно своей воле и верил, что служение Мелькору поможет ему в достижении цели. Мелькор вскоре стал известен как Моргот – Тёмный Враг Мира – и Саурон превратился в самого могущественного из его слуг и натворил немало зла, выполняя приказы Моргота .

Некоторое время Саурон , видимо, успешно притворялся, что остаётся верным слугой Валар , постоянно снабжая Мелькора информацией об их деяниях. Таким образом, когда Валар сотворили Альмарен , первое место их физического пребывания в мире, Мелькор узнал обо всём.

Мелькор вскоре уничтожил Альмарен , и Валар создали себе новое место жительство на крайнем Западе Арды - в благословенных землях Амана , которые с той поры получили название Валинора . Саурон становится одним из жителей Валинора – бессмертные земли. Валар все еще не знают о его предательстве.

Однако вскоре Саурон покинул Валинор и отправился в Средиземье . После этого Саурон окончательно порвал со службой у Валар и открыто присоединился к их злейшему врагу Мелькору :

«Из-за своего восхищения Силой стал он последователем Моргота и пал вместе с ним до величайших глубин зла»

После присоединения к своему новому господину в Средиземье, Саурон показал себя преданным слугой и способным учеником.

Когда Мелькор был захвачен в плен, Саурон бежал и затаился в Средиземье . В Благословенном царстве Мелькор искусно разыгрывал раскаяние, но в итоге бежал обратно в Средиземье вместе с украденными им Сильмариллами Феанора . К тому времени Саурон восстановил Ангбанд и тёмные подземелья его были уже заполнены полчищами орков.

Феанор и другие Нолдор последовали за Морготом , чтобы вернуть Сильмарили , и началась Война Камней , длившаяся почти всю Первую Эпоху .

Когда Моргот покинул Ангбанд , чтобы совратить недавно сотворённых людей, Саурон остался руководить войной с эльфами. Он завоевал эльфийский остров Тол Сирион. Также Саурон уничтожил отряд Барахира , пленил Берена и Финрода , сразив последнего в чародейском поединке. После этого на помощь Берену подоспела эльфийская принцесса Лютиэн и пес Хуан . Саурон принял облик огромного волка, но проиграл бой Хуану .

В последующей Войне с эльфами Гнева Тёмный Властелин – Моргот , был побеждён и выброшен во Внешнюю Пустоту за пределами мира. Саурон бежал с поля Великой Битвы. После войны Саурон испугался гнева Валар вышел в светлом обличии и отказался от своих злых деяний перед Эонвэ . Саурон хотел просить прощения за содеянное, но, узнав, что Валар хотят его возвращения в Валинор , он возмутился и ушел в Средизеземье .

Через 500 лет, прошедших с начала Второй Эпохи, Саурон появился вновь. Он верил, что Валар покинули Средиземье после Войны Гнева и начал строить планы по завоеванию Средиземья. В отличие от Моргота , Саурон не собирался уничтожать народы Средиземья, но хотел править ими, в этом плане Саурон был мудрее своего повелителя.

В 1000 г. В. Э. Саурон закрепился в Мордоре и начал строительство Барад-Дура . Территория Мордора была окружена высокими горами с трёх сторон. Внутри находился вулкан, который стал известен как Роковая Гора , и Саурон намеревался использовать его сильное тепло для кузницы.

В 1200 году, он посетил Эриадор в светлом облике, представившись посланником Валар и назвавшись Аннатаром , Повелителем даров. Верховный Король Гиль-галад не узнал его, но всё-таки не поверил и отказал в доступе в Линдон .

Саурон отправился в Эрегион , где жили Келебримбор и эльфийские кузнецы. Саурон воспользовался их желанием улучшить своё мастерство и обещал научить их многим вещам. Эльфийские кузнецы были обмануты и радушно приняли Саурона . Используя мастерство, которому они научились от Саурона , они начали ковать Кольца Власти около 1500 г.

Саурон вернулся в Мордор , и в Роковой Горе в 1600 году Второй Эпохи выковал Единое Кольцо чтобы править остальными. Он вложил великую силу и волю в Кольцо, так оно могло управлять другими Кольцами Власти. Единое Кольцо помогало ему узнавать мысли и намерения тех, кто носил другие Кольца.

Саурон не рассчитывал на то, что эльфы почувствуют его влияние. Когда Саурон надел Кольцо Всевластья , эльфы увидели его реальную сущность, сняли свои Кольца и не надевали их, пока Саурон обладал Единым Кольцом. В ярости Саурон начал войну с эльфами и завоевал большую часть земель к западу от Андуина . В 1695 г. Саурон во главе огромного войска вторгся в Эрегион . Эльронд прибыл с армией из Линдона на помощь Эльфам Эрегиона , но армия Саурона во много раз превосходила их числом, и Эрегион был уничтожен. Саурон захватил 9 колец и пытал Келебримбора чтобы узнать где находятся 7 колец, но три кольца были далеко, и Келебримбор не рассказал об их местонахождении. Келебримбор был убит, и Саурон насадил его тело на шест, который несли впереди его войска вместо знамени. Армия Эльронда отступила на север, а Гномы спрятались в своей горной крепости Кхазад-дум . Армии Саурона наводнили Эриадор в 1699. Гиль-галад противостоял этой попытке захватить Линдон , и когда на помощь прибыли корабли из Нуменора в 1700, силы Саурона были подавлены. Сам Саурон сбежал и вернулся в Мордор в 1701 в сопровождении одной лишь охраны.

Саурон постепенно восстановил силы, собрав орков и других злых созданий.

После сокрушительного поражения Саурон принялся собирать союзников и начал передавать им Кольца Власти . Девять колец были распределены среди людских правителей, которые были порабощены и трансформированы их нечеловеческой силой и превратились в назгулов - самых могущественных и преданных из слуг Саурона . Остальные Семь были вручены гномам. Но гномы народа Дурина оказались устойчивыми к воле Саурона и не перешли на его сторону. В Мордоре Саурон закрыл проход в мордорской горной цепи Чёрными вратами Мордора . Эти времена известны как Тёмные годы .

Второй Тёмный Властелин теперь находился на пике своего могущества.

Правитель Нуменора Ар-Фаразон , оскорблённый претензиями Саурона на господство над людьми, высадился в Средиземье с большой армией. Войска Саурона устрашились военной мощи нуменорцев и отступили. Саурон сознательно сдался в плен и обольстительными речами постепенно превратился из пленника в советника нуменорского короля Ар-Фаразона . Он склонил Короля и его сторонников к лжерелигии - поклонению Тьме и её Владыке, Мелькору . Короли Нуменора уже отдалились от Эльфов и Валар и пренебрегали культом Эру , того, кто создал их.

Саурон обманул Ар-Фаразона , который поверил, что достигнет бессмертия, уплыв в Бессмертные Земли. Ар-Фаразон построил большой флот и уплыл в 3319, намереваясь силой захватить Аман . Но когда Ар-Фаразон ступил на берег, Эру приказал морю выйти из берегов. Флот утонул, и Ар-Фаразон был погребён под землёй, а остров Нуменор был полностью разрушен огромной волной. Тогда Эру велел морю успокоиться и решил, что люди никогда не смогут доплыть до Бессмертных Земель .

Часть верных нуменорцев, которые не поддались обману, избежали падения Нуменора . Их лидером был Элендиль и его сыновья Исильдур и Анарион . Они приплыли в Средиземье и основали государства Гондор и Арнор в 3320.

Тело Саурона было утрачено, и он больше не мог принимать приятное обличие. Когда он создал новый внешний вид, тот был отвратителен. Кольцо так же было спасено из уничтоженного Нумерона .

В 3429 г., скопив военную мощь, Саурон напал на Гондор и с налёта захватил Минас Итиль , выбив оттуда старшего сына Элендила -Исилдура . Но Анариону удалось приостановить натиск Мордора , пока с севера шёл его отец Элендил с подмогой – войсками Арнора, Серых Гаваней, Имладриса, Лотлориэна, Зеленолесья , а также армией морийских гномов.

В 3434 г. в битве на равнине, войска Саурона потерпели сокрушительное поражение, союзники вышли непосредственно к столице Мордора и твердыне Саурона - Барад-дуру . Осада Барад-дура длилась семь лет до 3441, когда Саурон вышел из башни. Он сразился с Элендилем на склонах Роковой Горы . В этой битве Саурон был повержен, но Элендиль тоже был убит. Исильдур отрубил Единое Кольцо с руки Саурона сломанным мечём отца Нарсилем , и дух Саурона покинул его тело.

Исильдур не уничтожил Кольцо , а объявил его своим. Во 2 году Третьей Эпохи, он был убит Орками в Ирисной Низине , и Кольцо было потеряно, оказавшись в воде.

Кольцо, заключавшее в себя огромную силу Саурона уцелело, а значит и его дух продолжал существовать. Он восстановил физическое обличие – человека громадного роста. Саурон 1000 лет прятался в пустыне. Барад-дур был разрушен, а Мордор охранялся.

В 1050 году Третьей эпохи Саурон восстановился до такой степени, что приступил к приготовлениям к новой войне. На юге Зеленолесья , на холме Амон Ланк им был построен замок Дол Гулдур . Тьма легла на Зеленолесье и вскоре этот лес стал называться Темнолесье . В Лихолесье новая сила была названа Некромантом .

Валар не стали устраивать глобальную чистку, что бы уничтожить Саурона , они послали в Средиземье пять Майар в виде магов, наиболее известными из них были Гэндальф и Саруман .

В течение второго тысячелетия Третьей Эпохи зло умножалось в Средиземье. Орки заполонили Туманные Горы , а в недрах гор проснулся Балрог . Гондор и Арнор были окружены врагами и поражены болезнями.

Великая Чума пришла с востока и убила Короля Гондора и многих его подданных, ослабив охрану Мордора .

На севере Король-чародей обосновался в крепости Ангмар около 1300 года. В последующие столетия Король-чародей Ангмара (глава назгулов, действующий от имени Саурона) постоянно атаковал северное королевство Арнор , начав нападения в 1409 г. и окончательно разгромив его в 1974 г.

Так же Король-чародей вошёл в Мордор и собрал там остальных назгулов. В 2000 г. назгулы вышли из Мордора и захватили город Минас Итиль (Минас Моргул ). Там они также захватили артефакт, оказавшийся чрезвычайно ценным для Саурона : палантир, один из семи видящих камней, которые Элендил и его спутники привезли из Нуменора перед самым его падением.

Саурон оставался в Дол Гулдуре и его сила росла. Гэндальф Серый стал подозревать, что Некромант из Дол Гулдура и есть Саурон. Маг отправился в Дол Гулдур в 2063 году, но Саурон бежал на восток. На время настал Бдительный Мир, закончившийся, когда Саурон вернулся в Дол Гулдур с ещё большими силами в 2460 году.

В 2460 г. Саурон окончательно проявил себя, увеличив свою силу. В то же время потерянное Кольцо Всевластья было найдено в реке Андуин хоббитом по имени Деагол . Его родственник Смеагол убил Деагола , чтобы забрать Кольцо себе.

В 2850 г. Гэндальф совершил вторую попытку разведки обстановки в Дол Гулдуре . Тайно пробравшись в крепость, он смог окончательно подтвердить личность её властелина, позднее доложив Белому Совету эльфов и магов, что Саурон вернулся.

В 2941 г. Саурон покинул Дог Гулдур , под натиском Гэндальфа . В 2942 г. Саурон вернулся в Мордор , он начал отстраивать крепость Барад-дур и собирать силы для войны. Он располагал многочисленной армией Орков и Троллей. В 2951 г. Саурон открыто заявил о себе. Проснулась Роковая Гора.

У Саурона был камень Итиля . Используя его, он был в контакте с другими палантирами. Через камень, Саурон заманил в ловушку Сарумана , склонив мага на свою сторону и заставив служить его своим целям.

Око Саурона , в виде которого воспринимались его внимание и сила воли, стало символом угнетения и страха.

В те же года Кольцо Всевластия угодило в руки хоббита Бильбо Бэггинса . В 3001 г. кольцо перешло в руки Фродо Бэггинса . В 3017 г. Саурон нашел Голлума и от него узнал где находится его кольцо.

20 июня 3018 Саурон выпустил Назгул из Мордора . Осгилиат был атакован в месте, где у Гондора была сторожевая застава, близ переправы через Андуин . Цели Саурона : он хотел испытать оборону Гондора и одновременно обеспечить защиту для настоящей миссии Назгул – найти Шир и Кольцо.

Однако носителю кольца Фродо Бэггинсу удалось уйти от назгулов. Око Саурона преследовало хоббита до Ривендела . Назгулы отступили в Мордор , где Саурон подготовил им новые средства передвижения – ужасных крылатых существ, именуемых Падшие Твари .

В Ривенделе было образовано Братство кольца , целью которого являлось уничтожение кольца в Роковой Горе.

Саурон посылает группу Орков из Мордора к Амон Хен , что бы схватить носителя кольца. Здесь они встретили отряд Урук-хай из Изенгарда , схвативших двух Хоббитов – спутников Фродо, Мерри и Пиппина . Но отряд был уничтожен, а хоббиты бежали.

Вскоре Саурон узнал, что Хоббитов везут в Изенгард , но он не знал, что с ними случилось. Когда Пиппин заглянул в камень поверженного Сарумана , Саурон увидел его и ошибочно принял его за Хранителя Кольца. Сначала Саурон подумал, что Саруман завладел Кольцом, и объявил его своим.

На следующее утро противостоял Саурону , посмотрев в камень Ортанка, и раскрыл, что он наследник Исильдура . Арагорн показал Саурону перекованный меч, которым был отрезан палец с Кольцом.

Внимание Саурона упало на Гондор , в который отправился Арагорн с армией Рохана .

Саурон выпустил свои армии для первого удара по Гондору. Армия вышла из Чёрных Врат , захватила остров Кайр Андрос на Андуине и, пройдя через реку, вторглась в Анориэн на севере Гондора . Ночью Саурон послал вспышку красного света как сигнал Королю Чародею , который вёл большое войско из Минас Моргула .

12 марта, защитники Гондора были отодвинуты к Раммас Эхор – внешней стене, окружающей Пеленнорские Поля и Минас Тирит . Стена была пробита 13 марта, и Пеленнорские поля заполнили враги. Войска Саурона осадили Минас Тирит .

15 марта Всадники Рохана пришли на помощь Гондору в битве на Пеленнорских Полях . Эовин Роханская и Мерри Брендибак победили Короля Чародея и командование силами Саурона перешло к Готмогу . Армия Саурона одерживала верх какое-то время, но после прибытия Арагорна, с силами Мертвых, была разбита. Враги были повержены.

Силы, которые Саурон потерял на Пеленнорских Полях были только небольшой частью всей армии. Но оставшиеся войска Рохана и Гондора , решили идти к Черным Вратам .

же был пленён Орками 13 марта в Мордоре и помещен в Башню Кирит Унгол , где был допрошен, а все его вещи были конфискованы. Но у Фродо не было Кольца, так как его взял Сэмуайс Гэмдж и, веря, что Фродо мёртв.

Саурон не знал причину появления Хоббита в его владениях. В его мысли всё ещё не приходило, что кто-то попытается уничтожить Кольцо, кроме того, у Хоббита не было Кольца ссобой. Саурон подумал, что сможет извлечь выгоду из этой ситуации. Вещи Фродо были отданы эмиссару Саурона, Устам Саурона , который предъявил их Гэндальфу .

Когда Гэндальф и войска прибыли к Чёрным Вратам , Уста Саурона принёс доказательства и заявил, что пленник будет долгие годы мучиться под пытками в Барад-дур е, если они не сдадутся. Уста Саурон а предъявил условия Саурона : все земли к востоку от Андуина будут владениями Саурона , а Гондор и Рохан будут существовать под управлением Мордора . Когда Гэндальф отверг предложение и вызвал Саурона на сражение, началась битва. Врага было в 10 раз меньше и Саурон был уверен в победе.

Когда надел Единое Кольцо у Ородруина (25 марта 3019 г.), Саурон тут же почувствовал это и понял всю глубину своей ошибки и намерения своих врагов. Поэтому он отринул все свои прежние планы, и взгляд его был направлен в сторону Роковой горы . Однако было поздно. Кольцо было уничтожено.

Назгулы были повержены извергающейся Роковой горой , войска бежали, материальная оболочка Саурона была утрачена, восстановить её у него не хватало сил, и его дух остался блуждать, бессильный и бездомный.

Огромная часть силы Саурона была разрушена вместе с Кольцом, Саурон был окончательно побеждён, и хотя другое зло ещё будет беспокоить мир, Саурон никогда не вернётся снова.

Око Саурона

B мировой мифологии владыка мира смерти очень часто маркируется именно через Око – в тех случаях, когда этот персонаж частично или полностью антропоморфен. Взгляд этого Ока несет смерть, но при этом владыка смерти нуждается в некоей помощи извне, чтобы его Око могло видеть. Русский читатель вспомнит гоголевского Вия с его приказом: «Поднимите мне веки!», Толкину был хорошо известен ирландский аналог Вия – одноглазый Балор, которому поднимали веко палкой. Эта мифологема реализуется в образе Саурона, который видит Фродо только тогда, когда хоббит надевает Кольцо.

И гоголевский Вий, и Саурон Толкина видят свою жертву, когда встречаются с ней взглядом. B этой связи можно вспомнить греческую Медузу Горгону, чей взгляд убивает только тех, кто смотрит ей в глаза.

Продолжая сопоставление образа Ока в мировой мифологии и у Толкина, можно сделать следующий, несколько более рискованный шаг. Веко Балора не просто поднимается палкой – в веке есть дыра, и палку надлежит в эту дыру вставить. Это очень распространенная мифологема: она воспроизведена в русских сказках, в фольклоре енисейских народов и т. д. У Толкина: пока Фродо носит Кольцо на груди, он невидим для Саурона, но как только он продевает свой палец сквозь Кольцо (те же «дыра» и «палка»), то его видят Враг и назгулы. Едва ли Толкин сознательно воспроизводил такие частные детали мифологемы вражьего Ока; вероятно, в этом случае, как и во многих других, он использовал структуру мифологемы интуитивно.

«Увидеть» Саурона герои романа могут только через некий посреднический предмет: Кольцо, надетое на палец, палантир, Зеркало Галадриэли. Это реализация мифологемы око/окно – в индоевропейской мифологии глаз и окно уподобляются, причем иногда сюжетно, иногда – лингвистически, последнее характерно для языков германской группы и было известно Толкину. По сказкам всех народов мира известен мотив запрета выглядывать в окно, если герой делает это, то его похищает враг (или случается другая беда). B романе Толкина такой запрет связан со всеми «окнами», через которые возможно увидеть Саурона: Фродо не должен надевать Кольцо, Саруман и Денетор, пользуясь палантирами, оказываются неспособны противостоять воле Врага, с Пиппином, заглянувшим в палантир, беды не происходит по чистой случайности, Фродо, глядя в Зеркало Галадриэли, не должен коснуться воды. Последний запрет не мотивируется в тексте романа, но становится понятен из мифологических сопоставлений.

Обратим внимание, что все «окна», посредством которых можно видеть вражье Око, – круглой формы. Относительно негативной символики круга см. главу «Ось и антиось». Среди всех этих «окон» наиболее мифологичной оказывается чаша Галадриэли.

Эту чашу владычица Лориэна называет Зеркалом, хотя как раз зеркалом она не является. Ee магия не имеет ничего общего с магией зеркал, это – магия воды, чудесного источника мудрости, подобного источнику Мимира в исландской «Эдде». И здесь триединая мифологема источник/око/окно реализуется с максимальной полнотой: источник оказывается «окном», через которое Фродо виден для Ока Саурона. Мифологические параллели этого образа таковы: кроме упомянутого источника Мимира и его иранского аналога, это балтийские и славянские обозначения окна в болоте «чертов глаз» или «глаз воды», это одинаковые хеттские обозначения для глаза и родника.

B используемом нами труде Вяч. Вс. Иванов и B.H. Топоров далее рассматривают мотив похищения Ока в хеттской мифологии. K образу Ока мы еще вернемся, а пока отметим, что по своей фабуле роман Толкина может занимать достойное место в ряду мифологических сказаний о похищении Ока бога – поскольку, как мы выяснили, мифологически око и кольцо оказываются связаны или даже тождествены, и утрата Сауроном Кольца (вместилища основной части его магической силы) семантически идентична утрате богом Ока (или обоих глаз).

Наиболее четко образ Ока как вместилища всей силы бога выражен в египетской мифологии. «Понятие об Оке появилось впервые как понятие об Оке Гора. Это был третий глаз, в дополнение к двум другим глазам сокола или царя». Ока Гора или Pa не связано с физическим зрением, оно не имеет пары. Ha этом мифологическом фоне становится ясно, почему и Око Саурона – единично.

Всевидящее Око (всегда одно!) в мировой мифологии встречается очень часто. От русских сказок («Крошечка Хаврошечка», где сестра Трехглазка все видит своим третьим глазом) до скандинавского Одина, отдавшего свой глаз за право испить из источника мудрости, и буддийской иконографии, где гневные божества своим третьим глазом видят врагов веры. Для мифологии безразлично, сколько глаз у всевидящего существа – три или один, потому что любое отклонение от человеческой нормы воспринимается как сверхъестественное проявление признака (об этом уже говорилось в связи с одноруким героем).

B египетской мифологии утрата Ока – бедствие космического масштаба. Закон и порядок не могут быть восстановлены, пока юный Гор, сын Осириса, не завладеет Оком. Так же и в двух вариантах мифа об удалении Ока Pa говорится о том, что когда Око в обличии богини-львицы покидает бога Солнца Pa, то это прямо или косвенно приводит к смерти множества людей, иссяканию жизненных сил земли и другим бедствиям. B отличие от Ока и Кольца Саурона Око Гора и Око Pa воплощает благие силы, поэтому в египетских мифах Око возвращается. Однако есть одна общая деталь: египетское Око, как и Кольцо Всевластья, воплощает собой категорию власти, пока оно разлучено с хозяином, он не может быть владыкой мира (египетские Осирис и Pa лишаются царского могущества, Саурон не может подчинить себе Средиземье).

Сопоставление с египетской мифологией показывает, что Толкин не просто работал с мифологическими категориями – он в некоторых случаях придавал мифу обратное значение (отрицание мифологемы Богини-Матери в образе Галадриэли, уничтожение вместилища магической силы вместо добывания).

Университет Лестер, известный журналом Journal of Physics Special Topics с публикациями научных статей студентов с серьезными вычислениями на несерьезные темы, вновь коснулся темы Средиземья. В этот раз вышла статья Eye See You Frodo, в которой учащиеся четвертого курса вычислили, каков должен быть минимальный размер зрачка у Всевидящего Ока Саурона, чтобы оно смогло рассмотреть хоббита Фродо у Роковой горы.

В третьей части фильма трилогии «Властелин колец» Фродо Бэггинс, главный хранитель Кольца Всевластия, и его верный товарищ, садовник Сэм, достигают Ородруина — огромного вулкана, в жерле которого Фродо предстоит уничтожить выкованное Сауроном Кольцо. Там его замечает Око Саурона, которое возвышается над Барад-дуром — главной крепостью врага.

Авторы этого исследования решили высчитать, какими оптическими характеристиками должно было бы обладать Око, чтобы заметить двоих хоббитов с такого расстояния. Так как зрачок Ока имеет вытянутую форму, то в своих расчетах исследователи рассмотрели явление дифракции на одиночной щели. И чтобы оценить, при какой ширине зрачка Око может четко увидеть Фродо, ученые применили критерий Рэлея, который задает минимальный угол, при котором различимы две дифракционные картины. В соответствие этого критерия, данный угол прямо пропорционален длине волны падающего света и обратно пропорционален ширине щели. Величину угла исследователи нашли, зная рост Фродо (1,07 метра) и высоту расположения Ока (1500 метров), а также расстояние от Барад-дура до Ородруина (48 280 метров). Длине волны, которую воспринимает Око, физики присвоили значение равное 555 нанометров, что соответствует свету, к которому наиболее чувствителен человеческий глаз. Подставив все эти значения в формулу критерия Рэлея, студенты получили минимальную ширину зрачка Ока Саурона, равную 3,08 см. Это приблизительно в 26 раз больше, чем зрачок кошки, который имеет аналогичную форму.

Авторы исследования пишут, что полученная ширина - это минимально необходимая ширина, при которой Око сможет увидеть Фродо на расстоянии десятков километров. Тем не менее в фильме мы видим, что Око Саурона значительно превышает данные размеры: его ширина достигает почти десяти метров (размер можно оценить по изображению Барад-дура, зная высоту башни, которую исследователи использовали в своих расчетах). Возможно, это связано с тем, что Око использует иной спектральный диапазон. Оценив ширину зрачка в 1 метр, по тем же формулам они получили дальнюю область инфракрасного спектра, то есть самые длинные световые волны. Поскольку майар Саурон - это не человек, то есть вероятность, что его максимум восприятия попадает не в видимую область. Исследователи вспомнили также, что, надевая кольцо, Фродо становился невидим в видимом человеку диапазоне спектра. Возможно, что Кольцо Всевластия магическим образом «смещало» оптические характеристики обладателя в длинноволновую область, делая видимым его для Ока.

Биография Саурона напрямую связана с мифологией Средиземья, придуманной . Основа легенды описана в книге «Сильмариллион». Любопытно, что сказания напоминают историю о происхождении христианства. Это объясняется религиозными воззрениями писателя.

История создания

По легенде, Эру Илуватар, Верховный создатель, вдохнул жизнь в духов, на плечи которых возложил ответственность за мироздание. Сильнейшие из них звались Валар, а те, что послабее, стали помощниками, именовавшимися Майар. Напевая притягательные мелодии, они строили мир. Главным среди Валар был . Возвысившись и осознав свой статус, он решил изменить Песню на свой лад. Среди окружающих его нашлись те, кто не хотел подчиниться, и те, кто воспринял идею с радостью. Майа Саурон был одним из приспешников Мелькора. У героя есть и другие имена: Аннатар, Гортхаур, Артано и Майрон.

«Сильмариллион» повествует о битве, в результате которой Мелькора изгнали за пределы мира, а предводителем тьмы назначили Саурона. Битва с ним описана в трилогии «Властелин колец». Первоначально герой был помощником Вала Аулэ, который передал ему свои познания. Позднее Саурон использовал их для создания волшебных колец, которые позволяли подчинить себе людей, гномов и эльфов. Вопреки воле своего хозяина, Саурон мечтал не о разрушении мира, а о его покорении. До падения Мелькора он верно служил повелителю, а после пришел к эльфам, обучил их колдовству и завоевал доверие.


Эльфы выковали для Саурона три кольца власти, но, поняв, кем он является на самом деле, отказались ковать последнее – Кольцо Всевластия. Гномам удалось проигнорировать заговоры злодея, а люди подчинились своим девяти кольцам и превратились в назгулов.

В легендариуме Толкина

С 1600 года Саурон проживал в Мордоре, в высокой башне Дол-Гулдура. Единое Кольцо, которое он создал самостоятельно, должно было помогать в управлении другими кольцами власти. Оно подсказывало мысли и стремления тех, кто носил кольца. Око Саурона – огромный глаз на верхушке башни – неустанно следило за всем происходящим в округе, поэтому дух Тьмы был в курсе мельчайших действий, предпринимаемых теми, кто посещал его земли. Хранителем башни был Голос Саурона, его глашатай – ужасный воин в маске, шлеме и доспехах. Броня закрывала его тело и лицо.


Против Саурона пошел атакой последний король Нуменора Ар-Фаразон, которого не устраивал тот факт, что герой станет единовластным правителем людей. Нуменорец прибыл в Средиземье и повелся на уловку Саурона, сдавшегося в плен. Покорность пленника вызывала доверие к нему, и вскоре злодей стал советником короля Нуменора. Он склонил хозяина к поклонению тьме и Мелькору, обещая бессмертие.

Ар-Фаразон уплыл в Бессмертные земли, а затем стал жертвой потопа, вернувшись к берегам Средиземья. Его флот погиб. Лишь нуменорцам Элендилю, Исильдуру и Анариону удалось спастись. Города Гондор и Арнор были основаны ими. Саурон, утратив тело, создал себе отвратительное воплощение и пошел войной на созданные города. Битвы продолжались с переменным успехом, в финале Саурон оказался побежден – Исильдур отрубил руку злодея, на которой было надето Кольцо Всевластия, и дух Саурона вышел из тела. Победитель забрал кольцо себе, но был убит орками в одном из сражений Третьей Эпохи. А магический аксессуар потерялся.


Дух Саурона уцелел вместе с кольцом, и спустя некоторое время великий Враг вновь ожил, обретя физическое воплощение. Превратившись в великана, он тысячу лет скрывался в пустыне. Он ожидал новой войны. Валар послали в Средиземье Майар, среди которых были Саруман и . Им помогала владычица Лотлориэна – . Количество орков постоянно росло, мирные города исполнились болезней, и великая чума добивала тех, кто держался из последних сил.

Когда сила Саурона достигла максимального пика, стало ясно, что найдено Кольцо Всевластия. Нашел Кольцо в реке Андуин хоббит Деагол, а Смеагол убил родича, чтобы завладеть прелестной вещицей. Впоследствии Смеагол превратился в.

Саурон, собрав многотысячную армию из троллей и орков, подчинив себе Сарумана, готовился к мощной атаке. , а затем получили Кольцо, за которым охотился Саурон. Узнав от , к кому оно попало, злодей отправил на поиски назгулов. В Ривенделле собрали Братство Кольца с целью уничтожить магический амулет в Роковой Горе.


Саурон выслеживал хоббитов. Он обратил взор на Гондор и вызвал войско Короля-Чародея. В страшной схватке его армия потерпела поражение. Злодей не мог и подумать, что кольцо попытаются уничтожить. Тем более, что Фродо попал в плен. Саурон выдвинул условия, на которых готов был ослабить атаку, но Гэндальф, отвергнув предложение, вызвал злодея на битву. В этот момент стало ясно, в чьих руках находится кольцо. Фродо уничтожил его. Тело Саурона погибло. Возродиться он не смог. Его дух потерял дом. Вместе с кольцом была уничтожена и часть силы Саурона. У него не осталось шансов на возвращение.

Экранизации

Саурон – истинный диктатор, стремящийся к власти и выстраивающий государство, в котором всему позитивному и светлому нет места. Став Темным Властелином, он организовал огромную армию из орков и возобладал невиданной мощью. Средиземье ожидало нашествие Тьмы, предотвратить которое могло только уничтожение Кольца Всевластия. Тогда хоббиты, гномы, эльфы и люди обрели бы свободу от нападок Саурона.

Автор киносаги о противостоянии Братства Кольца злодею Саурону, не доставил зрителю удовольствия лицезреть Саурона в качестве действующего лица на экране. Персонаж появился в фильме один раз, в самом начале, иллюстрирующем битву Исильдура с Темным Властелином. Физически Саурон не присутствует, но страх и нагнетаемое напряжение ощущаются в каждой части саги.

Актер исполнил роль Некроманта (то есть Саурона) в фильмах «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва Пяти Воинств». Литературной основой для кинолент послужила книга Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Еще артист перевоплощался в дракона Смауга. Участие в этом проекте стало настоящей удачей для него, так как Камбэрбэтч был поклонником творчества Толкина. В ходе съемок он носил специальный костюм с датчиками, при помощи которого визуализировался экранный облик персонажей.