Домой / Помада / Особенности воспитания девочек. Личный опыт

Особенности воспитания девочек. Личный опыт

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВО­СПИТАНИЯ.

Как всякий ор­ганизованный процесс, семей­ное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. По­скольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отноше­нии воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Сле­довательно, главную цель воспита­ния детей в семье составляет всесто­роннее развитие личности, сочета­ющей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели включает осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетичес­кое воспитание.

В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготов­ка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физичес­ким трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как прави­ло, доброжелателен к окружа­ющим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать красиво.

В интересах физического воспи­тания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно делать утреннюю физзарядку, вов­лекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (куре­ние, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.). И во всем этом главное - пример родителей. Если отец курит, но запрещает курить сыну, вряд ли здесь получится что-то хорошее. Парнишка, пока мал, будет курить тайком, а потом - и не боясь.

Воспитание детей в семье необ­ходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обра­щения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальней­шее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулиро­вание и поощрение детской любоз­нательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяс­нения и т. д. - все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребе­нок становится школьником, долг родителей - создать надлежащие условия для его продуктивных заня­тий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значе­ние приобретают неуклонное разви­тие любознательности и пытливос­ти, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное обра­зование, приучение к чтению худо­жественной литературы, периоди­ческой печати. Положительную роль в этом отношении играет поощрение занятий детей в предмет­ных и других кружках в школе или внешкольных учреждениях - с уче­том их интересов, склонностей и состояния здоровья.

Родители должны много внима­ния уделять нравственному воспита­нию детей, поскольку в повседне­вной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные пробле­мы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным обра­зом постигают азбуку нравственно­сти, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, ока­зывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные тре­бования к нему значительно возрас­тают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманно­сти, чувства товарищества, честности, справедли­вости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой мо­рали, повседневная практика надле­жащего поведения.

Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспита­ния принадлежит трудовому воспи­танию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей - не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отно­шении, оказывать всяческое содей­ствие. Доступные формы самообс­луживания, участие в домашних хло­потах, вооружение ребенка разно­образными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощ­рение участия в общественно полез­ном труде - все это весьма суще­ственно для подготовки добросо­вестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и прине­сти пользу обществу.

Среди конкретных направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, сов­местное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посе­щение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и мно­гое другое. Задача семьи - воспи­тывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сфе­рах.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, - это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным пред­ставлением о своем сыне или доче­ри. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, до­стоинств и недостатков, положи­тельных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправ­ленно и обоснованно, следователь­но, и плодотворно влиять на форми­рование личности растущего чело­века, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении ребенка родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюде­ния за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе - в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет - ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учите­ля. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие - вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ И ВОСПИТАНИЕ.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые осо­бенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне:

мужская или женская природа про­является задолго до полового созре­вания и откладывает свой опреде­ленный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представи­телей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, кото­рые свойственны и тем и другим;

половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцен­том в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические осо­бенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, - значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные разли­чия между мальчиками и девочка­ми обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчи­ков развиваются как в физическом, так и в психологическом отноше­нии, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам и мальчики и девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, разли­чают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности посте­пенно усиливаются. Они проявля­ются в уровне эмоциональных реак­ций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышле­ния, в отношении к конкретным фактам и т. д.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИ­КИ ДЕВОЧКИ.

У девочек уже в раннем возрасте прояв­ляется «инстинкт материнства», вы­ражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся стар­ше, тем сильнее возрастает их инте­рес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявле­ние преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окру­жает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склон­ность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, крити­ковать. Повышенная эмоциональ­ность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Вос­приимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их боль­ше привлекает конкретная нагляд­ность. Они легче поддаются внуше­нию; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у маль­чиков. Из школьных учебных пред­метов они чаще предпочитают лите­ратуру, историю, иностранные язы­ки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, зани­маются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отча­сти поэтому именно они, как прави­ло, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

Пол ребенка диктует свои особенности в его развитии и воспитании. И родителям необходимо знать все нюансы в психологии детей разных полов, чтобы найти с ребенком общий язык и вырастить настоящую леди или джентельмена. О воспитании девочек рассказывает педагог Ася Штейн.


Чем девочки отличаются от мальчиков? С точки зрения большинства, этот смешной вопрос пристало задавать разве что в младшей группе детского сада. Однако ответ на него не так прост, как кажется.
Загадки девичьей души

Развитие девочки с самого рождения идет по иному пути, чем развитие мальчика.
Так как количество потомства зависит в основном от количества женских особей и некоторый недостаток или избыток мужских сказывается на нем незначительно, то природа, «сберегая» женский пол, отвела ему роль консервативной подсистемы. Поэтому девочки более склонны к стереотипной деятельности: усвоив тот или иной навык, они доводят его до совершенства и используют постоянно, однако новые навыки осваивают с осторожностью и не стремятся к рискованным экспериментам. К примеру, восьмимесячная малышка долго будет приноравливаться, прежде чем попробует слезть с дивана. А отважившись на отчаянный шаг, будет потом многократно повторять этот «цирковой номер», в то время как ее ровеснику уже давно прискучит эта забава, и он отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.
В младенчестве у девочек доминирует левое полушарие мозга. Поэтому у них раньше, чем у мальчиков, формируются расположенные здесь центры, отвечающие за развитие речи и коммуникацию. Они быстрее учатся говорить, читать и писать, лучше усваивают словесную информацию. Поэтому считается, что с девочками легче договориться: они способны внимательно слушать взрослого и буквально на лету схватывают все его указания.
Пространственное мышление у девочек развивается хуже, чем у мальчиков, да и вообще визуальное восприятие играет вторичную роль по сравнению с вербальным. Недаром говорят, что женщины любят ушами, а мужчины глазами. Мальчики лучше, чем девочки, ориентируются в картах, схемах, диаграммах, чертежах. Девочкам же они не только не помогают, но часто, наоборот, сбивают их с толку.
В то время как у мальчиков в школьном возрасте начинает доминировать левое полушарие мозга (если они, конечно, не левши, о которых нужно говорить особо), у девочек активность постепенно переходит к правому, отвечающему за целостное, эмоциональное восприятие. Интуитивно-образное мышление у них доминирует над логическим, а любая информация, с которой сталкивается девочка, обязательно эмоционально окрашивается.
При этом девочки эмоционально более выносливы, чем мальчики, они легче адаптируются к тем условиям, в которые попадают, менее склонны к неадекватным реакциям на стресс или переутомление.

Словом, до поры до времени девочки причиняют окружающим куда меньше беспокойства: не шумят, не буянят, не лезут куда не надо, более уравновешенны и одновременно гибки, а главное, всеми силами стараются понравиться взрослым, установить с ними эмоциональный контакт. Благодаря гибкости в сочетании с потребностью в эмоциональном комфорте девочки в детстве легко принимают предложенные им модели поведения.

Именно поэтому принято считать, что растить девочек проще, чем мальчиков, однако простота эта обманчива. Ближе к переходному возрасту, когда начинается глобальная перестройка всех систем и переоценка ценностей, проявляются все ошибки и перекосы воспитания. Именно поэтому так важно еще в том возрасте, когда ваша девочка делает первые шажки и лепечет первые слова, представлять себе, каковы могут быть отдаленные последствия ваших педагогических просчетов.

Едва встав на ножки, крошечная девочка бессознательно уже ощущает свою принадлежность к великой и непостижимой тайне женственности. «Катя – мама», - лепечет она, нянча и наряжая кукол, как нянчит и наряжает мама ее саму. Стремясь подтвердить свой статус, малышка ковыляет в маминых туфлях на каблуках и требует, чтобы мама покрасили ей лаком ноготки. Словом, с самого раннего возраста девочка наблюдает за мамой и воспроизводит в играх ее модель женского поведения. Причем эти самостоятельные наблюдения значат гораздо больше, чем воспитательные мероприятия.
Однако полноценно реализовать свою женственность девочка сможет, лишь отделившись от матери, осознав свою женскую уникальность. Это может проявляться в разные возрастные периоды и в капризах, и в непослушании, и в манере одеваться и вести себя вопреки маминому вкусу. Но и отторгая мать, утверждая свою независимость от нее, девочка в то же время остро нуждается в ее присутствии. В материнском одобрении или порицании она, как в зеркале, видит подтверждение или отрицание своей женской состоятельности. Фактически все свое детство, начиная с младенчества и вплоть до окончания переходного возраста, девочка проводит словно между двумя полюсами: идентификацией с матерью и сепарацией от нее, склоняясь то к одному, то к другому.

Мнение мамы

Мария
дочке 2 года 11 месяцев
«Я хочу, чтобы дочь развивалась во всех направлениях, которые можно будет физически охватить. И тогда, попробовав себя в разных сферах, она сможет понять, что именно ей близко и интересно, и соответственно сделать свой выбор САМА. Что касается наших с ней отношений в будущем, то мне бы хотелось дружеских отношений. Это не значит, что она не будет воспринимать меня как мать, нет. Просто все отношения должны строиться на взаимопонимании, на уровне советов и рекомендаций с моей стороны.
Не могу сказать, что использую те методы воспитания, которые применяли мои родители по отношению ко мне – меня воспитывала бабушка, родители много работали. Но помню одно очень ценное слово, которому научила мама – слово «надо». Это умение пожертвовать чем-то сиюминутным, каким-то даже удовольствием иногда ради жизненно важной цели. Это очень помогает в жизни справляться с трудной ситуацией, формирует характер, закалку, помогает добиваться своей цели. Для своей дочери я хочу сделать все возможное для самореализации: пусть потом она станет домохозяйкой, актрисой или окунется в бизнес… Думаю, это моя главная задача в «воспитании».

Мнение папы

Леонид
отец двух дочек 6,5 и 3,5 лет
«Как воспитываем дочерей? Как такового воспитания и нет… Мы просто живем одной семьей, и я не думаю, что если бы у нас был сын, что-то изменилось бы. Ругать? Ну просто существует меньше поводов, чтобы ругать девочек, они все-таки женского пола. Мы просто живем… Нужно научить их жить… Понятно, что они смотрят за нашими отношениями с женой, делают свои выводы, мы стараемся быть для них примером хороших, добрых семейных отношений.
Не мы решаем, какими будут девочки, - барышнями в рюшах и лентах или сорванцами в драных джинсах и с ссадиной на коленке – дети сами выбирают. Но, кстати, не могу сказать, что мои растут кисейными барышнями… Вряд ли они станут домохозяйками… Мы конечно, научим их зажигать газ, жарить яичницу, но это не значит, что они будут только обеды готовить. Что касается образования, то, надеюсь, оно не ограничится школой. Воспитание – это назидание, высказывание каких-то нравственных принципов… Ничего этого у нас нет. Просто живет себе семья, какие-то в ней люди, как-то складываются их отношения, это и влияет на развитие детей.»

В плену стереотипов

Воспитание девочек веками и тысячелетиями было связано массой табу и предрассудков, выбор социальных и поведенческих моделей у девочек всегда был гораздо уже, чем у мальчиков. Причем девочка, отказывающаяся следовать предложенной ей модели поведения, подвергается гораздо более суровому осуждению, чем мальчик. Казалось бы, более ста лет успешной борьбы женщин за равные права с мужчинами должны были бы кардинально изменить ситуацию, но этого не произошло, к старым «ролям» лишь добавились новые...

Собственно, если отбросить частности, существует две стереотипных модели воспитания девочек, и обе они, несмотря на кардинальные различия, одинаково губительны для индивидуальности маленькой женщины.

Модель «Золушка» «Мужчинам – свое, женщинам – свое». Этот принцип становится краеугольным в воспитательной модели в семьях с традиционным, патриархальным укладом. Хотя чаще всего во главе такой семьи стоят сильные властные отцы, но нередко идеологами патриархального уклада становятся и матери, по тем или иным причинам сосредоточившие сферу своей активности исключительно на семье и того же ждущие в последующем от дочери. Девочку здесь с младенчества готовят кКроли хранительницы домашнего очага, прививая ей соответствующие навыки: скромность, аккуратность, хозяйственность, покорность воле отца, а затем – мужа.

Ее, конечно, будут водить в музыкальную или художественную школу. От нее, скорее всего, будут требовать отличных оценок в школе. Она даже, вероятно, со временем окончит какой-нибудь скромный институт, но всерьез об ее образовании никто не думает: зачем, если самое достойное место для достойной женщины – кухня или детская? Если ее таланты и развивают, то лишь для того, чтобы в будущем она могла заниматься с детьми или скрашивать семейный досуг.
Кстати, ни с уровнем образования, ни с материальным и общественным положением отца и матери это напрямую не связано: подобный подход к воспитанию девочек можно встретить далеко не только у маргиналов из ультракрайних религиозных сект, но и в весьма респектабельных семьях.

Нетрудно догадаться, что педагогический эффект такого «воспитания» практически равен нулю. Зависимая девочка со слабым характером покорится воле родителей и поверит, что ее место – на кухне, не станет искать для себя лучшей доли, заранее откажется от попыток сделать карьеру. Девочка сильная и решительная при первой же возможности воспротивится родительской диктатуре и начнет строить свою самостоятельную жизнь вопреки родительскому сценарию. Стремясь доказать свою независимость и состоятельность, она может много достичь в жизни, но уж точно никогда не станет хорошей хозяйкой.

«Первый ребенок – последняя кукла! – гласит народная мудрость. А если этот ребенок – девочка, да еще хорошенькая, то просто нет сил оторваться от увлекательной игры...
Когда родилась маленькая Лиза, маминой радости не было предела: для крохи была приготовлена розовая детская, заставленная куклами, мама скупала платьица с оборками и лакированные туфельки… Казалось бы, идиллическая картинка? Но, как это ни парадоксально, в такой семье девочке очень жестко навязывается определенная, далеко не всегда органичная для нее роль. «Принцесса» должна играть в куклы и носить платья, ей положено заниматься танцами и игрой на фортепьяно, учиться на пятерки и не лазать по деревьям...
Но у Лизы оказалась душа маленькой разбойницы: она рвала платьица и колготки, нарядных кукол заставляла участвовать в боевых действиях, а прелестную розовую комнатку превращала то в разбойничью пещеру, то в пиратский корабль...
Лизины родители после консультации с психологом проявили мудрость и уступили дочке. И, конечно же, только выиграли. «Будуар принцессы», напоминавший чаще всего вулкан после извержения, превратившись после небольшого ремонта в пиратский корабль, заблистал чистотой и порядком. Перейдя из хореографической студии в пони-клуб, маленькая наездница стала ловкой и грациозной. А самое главное почувствовав, что родители уважают ее право быть самой собой, девочка стала нежной и ласковой. Ну а мама обнаружила, что девчонка-сорванец в джинсах и футболке – это ничуть не менее привлекательно, чем барышня в локонах и кружевах.

Модель «Амазонка» Наравне с патриархальными семьями существуют и матриархальные. Верховодят в них сильные, властные, успешные женщины. Мужчины здесь, как правило, не приживаются, а если и присутствуют, то держатся в тени, не принимая участия ни в каких судьбоносных событиях.

Сознательно или бессознательно мать-«амазонка», имевшая негативный опыт общения с противоположным полом, боится пробуждающейся дочкиной сексуальности и внушает ей неприязнь к противоположному полу, сексуальным отношениям, даже в самых невинных, платонических их проявлениях. «Какая у тебя там любовь может быть! Рано тебе еще о мальчиках думать» - вполне всерьез может сказать такая мама пятилетней крохе в ответ на ее пылкий рассказ о детсадовской влюбленности.

Девочке в такой семье с младенчества внушают: главное в жизни – получить образование, добиться успеха, состояться профессионально. Чуть только кроха научится ходить и говорить, ее определяют на танцы-музыку-рисование. «Нечего перед зеркалом вертеться – лучше гаммы поиграй!», «Какие куклы? Заниматься надо!», «Что ты все читаешь эти дурацкие девчачьи истории? Лучше б классику почитала, стихи поучила!»… Все, что отвлекает от учебы, мешает поступательному движению к новым достижениям, признается заведомо вредным и опасным.

Но для нормального развития девочке необходимо не только получить определенный набор знаний, умений и навыков, но и научиться быть женщиной. А для этого нужны и «бесполезные» игры в куклы, и «нелепые» попытки накраситься маминой косметикой, и «глупые» романы и фильмы о любви, и невинные влюбленности. Не освоив в детстве и отрочестве искусство женственности, умная, хорошо образованная девушка не сумеет грамотно построить отношения с партнером и в итоге рискует пополнить ряды «амазонок».

Марина появилась на свет через год после Никиты. Она донашивала за братом джинсы и кроссовки, вместе с ним играла в солдатиков и машинки, водилась с его приятелями. Куклы в доме хотя и появлялись, но использовали их в качестве статистов в мальчишеских играх. Спортивные, энергичные родители только радовались, что девочка растет как мальчишка.
Проблемы начались, когда Марина пошла в первый класс: одноклассницы наотрез отказались принять в свою компанию девочку, привыкшую к законам мальчишеского социума. Если для мальчишек главное – добиться лидерства, занять максимально высокое положение в иерархии сверстников, то для девочек важно установить эмоциональный контакт с подружками, создать теплые, доверительные отношения. Девочку, пытающуюся утвердить свое право на лидерство, кардинально изменить правила игры, обычно изгоняют из сообщества как «Звредину», «воображалу». «Правильные» и «неправильные» модели поведения девочки обычно отрабатывают в ролевых играх с куклами, но Марина, росшая в обществе брата, практически не играла в куклы. К счастью, на девочку, у которой не было подруг, обратил внимание школьный психолог. Понадобился специальный игровой тренинг, чтобы помочь Марине и ее родителям, которые даже и не догадывались, что девочку надо воспитывать по-особому, изменить привычный стереотип отношений. Теперь Марина – настоящая маленькая женщина, хотя и очень решительная и спортивная.

Конечно, на практике подобные крайности встречаются нечасто, но и в более мягких и умеренных проявлениях воспитательные стереотипы способны испортить жизнь и девочкам, и их родителям.

Пройдут годы, и ваша очаровательная малышка превратится в прелестную молодую женщину. Быть может, она станет актрисой или математиком, фотомоделью или политиком, а может, просто удачно выйдет замуж и станет счастливой и любящей женой и мамой – сегодня общество не ограничивает девочку в выборе жизненного пути. Но важно, чтобы она сделала этот выбор осознанно и сама, а не продолжала и во взрослой жизни играть роль, навязанную ей родителями, или не пыталась построить свою жизнь вопреки их сценарию.
Папина радость

Отцы мечтают о сыновьях, а любят дочерей. Это утверждение, конечно, не бесспорно, но в нем есть доля истины. Мужчина испытывает восхищение перед женской природой, хрупкой и таинственной. И воспитание дочери для него – попытка не только разгадать эту тайну, но и прикоснуться к ее созиданию.

Дочь способна подарить мужчине то, чего не может ему дать ни одна другая женщина: абсолютную, безусловную любовь. Папа для девочки – идеал мужественности, непререкаемый авторитет, рыцарь без страха и упрека. Только рядом с папой крошка может по-настоящему почувствовать себя маленькой женщиной. Именно от отца она получает первые уроки взаимоотношений с противоположным полом.

Однако часто отец оказывается не готовым к тому, что его крошка и вправду превратится во взрослую девушку, и, главное, место в ее сердце займет другой мужчина. Чтобы дело не дошло до серьезного разрыва с выросшей дочерью, лучше сразу же понять: прелестная крошка – не папина собственность, а чудо, лишь на время поселившееся в родительском доме.

Барби: казнить или помиловать?

Нередко у родителей вызывает протест кукла Барби. «Ну что моей малышке делать с этой взрослой дамой, - думает мама, - пусть играет в традиционных кукол, учится быть женщиной, заботиться о малышах». Но разве быть женщиной сегодня – это значит только заниматься семьей и хозяйством? А как же учеба, карьера, умение со вкусом одеваться и вести себя в обществе? Разве вы готовите свою дочь только к скромной участи домохозяйки? Кукла-девушка позволяет малышке выбрать иной образ, примерить на себя роль успешной и красивой современной молодой женщины, смоделировать отношения, в которые она вступает на работе, в транспорте, магазине, на отдыхе. Кроме того, если у вашей дочки не окажется такой же игрушки, как у других девочек, ее могут просто не принять в игру подружки в детском саду, классе или во дворе. Даже если гипотетически допустить, что кукла Барби может нанести какой-то психологический вред вашей дочке, он будет несоизмеримо меньшим, чем если она окажется изгнанной из детского социума.

Современные системы воспитания претерпели огромные изменения. Сегодня очень многое стало можно, поэтому дети часто вырастают избалованными и капризными.

Однако виноваты ли они в этом? Конечно же, нет. Ведь первично методика воспитания выбирается родителя. И для того, чтобы понимать, в каком ключе необходимо вести воспитание своего чада нужно осознать, что мальчиков и девочек необходимо воспитывать по-разному. Это определяется и основными жизненными ситуациями. В это обзоре рассмотрим особенность воспитания девочек.

Самостоятельность - залог гармоничных отношений с миром

Все родители хотят, чтобы их дочери вырастали умными, самостоятельными, красивыми и уверенными в себе. Однако немногие стремятся помочь своим юным принцессам реализовать все эти качества. Для того, чтобы ваша малышка стала самостоятельной необходимо давать ей право проявлять самостоятельность. В будущем ей это обязательно пригодится. Ведь чаще всего именно женщина отвечает за то, как выглядит дом, ее семья, дети. Став самостоятельной, девочка сможет выстроить гармоничные отношения вокруг себя.

Женственность украшает

Девочка должна быть женственной. Вот здесь огромное влияние оказывает на малышку ее мама. Именно она является примером для подражания. Если ваша дочка видит, как вы за собой ухаживаете, трепетно, но без фанатизма следите за свои внешним видом, имеете чувство стиля, такта и меры, то будьте уверены ребенок непременно это переймет от вас. Также необходимо делать малышке ненавязчивые подсказки и советы, которые позволят ей постепенно примерять на себя женственность.

Ум и мудрость.

Девочка должна быть по умной. Современный бизнес-леди не уступают в своей успешности мужчинам. С этим не возможно спорить, стереотип "неженское это дело" уходит в прошлое. Осталось совсем не много отраслей, в которых не было бы представлено представительниц прекрасного пола. Поэтому важно покапать девочки умные игрушки , которые помогали бы ее всестороннему развитию. Кто знает к чему проявит склонность ваша малютка, не в коем случае не ограничивайте ее развитие. Девочка должна быть не только красивой, но и умной. Это вполне совместимые сочетания.

Уверенность в себе - полезное качество

Девочка должна быть уверенной в себе и своих силах. И в этом ей может помочь ее любимый папа. Отец – это первый мужчина, который встречается в жизни девочки. От него во многом будет зависеть то, как малышка будет принимать себя в будущем. Будет ли она довольна своей внешность, способностями и талантами, либо ее самооценка станет заниженной и неадекватной. Пусть папа чаще говорит о том, какая у него красивая дочь, как умело она помогает маме по дому. Одним словом, пусть девочка чувствует свою уникальность и необходимость в семье.

Скромность не бывает лишней

Ну и наконец, девочка должна быть скромной. Это не означает, что ее необходимо держать в строгости до совершеннолетия. Но прививать ей это чувство необходимо. Какими бы ни были современные нравы, но скромность – это очень хорошее качество в характере девочки и женщины. Оно позволяет выглядеть более привлекательно, необычно и притягательно.

Будьте внимательны к своим детям, ведь вскоре они станут взрослыми и за плечами у них будет лишь тот багаж, который собрали для них вы.

Работа родителя – самая сложная в мире. Здесь любая ошибка может стоить жизни в буквальном смысле. Быть родителями девочки сложно вдвойне. Так сложно не баловать, не позволять делать все что угодно. Но при этом нужно и определенную строгость соблюдать, и не приучать быть избалованной принцессой. Так что же выбрать: мягкий подход или ежовые рукавицы, растить будущую королеву красоты или все-таки сорванца в юбке, способного и по деревьям лазить, и в драку если нужно ввязаться. Как найти баланс, воспитывая девочку? Как вырастить гармоничную личность, счастливую и успешную девочку и в дальнейшем девушку.

Советы психологов по воспитанию в дочери уверенности в себе

Чтобы сказали родители в начале XX века, если бы их просили, какое будущее они бы пожелали своей дочери? Скорее всего они бы ответили, что основная задача любой девушки -выйти замуж и желательно удачно. Сюда же рождение детей и хозяйственность. То есть мужа нужно было не только найти и заполучить, но и кормить все последующие годы. А это значит, что девушка должна уметь готовить, стирать, убирать – она должна быть домохозяйкой.

В конце XX века вам бы сказали, что на первом месте должна быть престижная профессия. Причем, даже по сегодняшним меркам одна из самых высокооплачиваемых, например, врач, учитель или переводчик. Именно эти профессии были истинно женскими в представлении людей XX века.

Что касается родителей современных, то они, скорее всего, скажут, что для них важнее счастье дочери, нежели ее образование, хозяйственность и прочие глупости. Поменялся настрой родителей, их ценности стали совсем другими. Отсюда и правила воспитания девочек также изменились.

Еще не так давно главным было замужество, не остаться старой девой. И это было просто пределом мечтаний. Именно поэтому с детства девочке внушали, что она должна учиться быть женственной и хозяйственной, скромной, да к тому же рукодельницей. Сегодня же своим дочкам внушают совсем другое. Никаких ограничений в мечтах и стремлениях, никаких шаблонов и табу в подходе к выбору игрушек и одежды. Будут ли в детской розовые плюшевые мишки или солдатики и склад игрушечного оружия. А еще никакой фразы «ты же девочка » в качестве оправдания бесконечных «нельзя », «не делай » или «не надевай ».

Правила воспитания девочек

Вседозволенность и воспитание – понятия разные. Именно поэтому современные родители стремятся все-таки контролировать процесс взросления своих дочерей. Выращивать «идеальную » девочку, конечно, не пытаются, как и не стремятся все планировать заранее, все предвидеть и все предусматривать. Какими качествами должна обладать идеальная дочь сегодня? Ответить непросто, поскольку сегодня во главу угла поставлена индивидуальность – конкретный ребенок. У каждого, точнее у каждой свои особенности, свой темперамент, предпочтения и склонности, таланты и несовершенства.

При воспитании «гармоничной» девочки семья должна помочь раскрыться ей как личности, помочь реализоваться в жизни. Конечно, это правило касается не только девочек, но и мальчиков.

Но с девочками (и это могут подтвердить многие) вам повезло чуть больше. – процесс увлекательный. Девочка – это сложный, и в то же время загадочный мир. В нем сочетаются любовь и красота, смелость и озорство, любопытство и любознательность, эмоциональность и чувствительность, восприимчивость и трогательность.

И если вам кажется, что здесь нет никакой системы, вы ошибаетесь. Основа счастливой и гармоничной жизни в любом возрасте – позитив, и прежде всего по отношению к себе. Девочка должна следовать своей природе, радоваться жизни и просто быть собой. И научить ее всему этому как раз, и есть ваша задача, как родителей.

Для начала нужно научиться правильно слушать свою дочь. Секрет мастерства – помочь девочке научиться выражать свои эмоции и чувства.

Все мы понимаем, что девочки отличаются от мальчиков. И дело не в физиологии. Девочки выражают свои эмоции совсем иначе. А еще они более эмоциональны и более восприимчивы. Что вполне естественно, учитывая, что речь идет о существах нежных. Но эмоциональность и капризы имеют тонкую грань. И важно не вырастить эдакую «принцессу» в самом плохом смысле этого слова. Наша цель – тонкая, милая, чувствительная, и при этом разумная девочка. Переживаемые эмоции нужно контролировать, и задача родителей помочь справиться с переполняющими юную душу чувствами. Никакой критики и осуждения за возможную чрезмерность. Если ребенок часто капризничает, вовсе не обязательно, что это капризы в чистом виде. Не исключено, что ребенку просто сложно понять и выразить чувства и собственные потребности. Право на признание собственных чувств должен иметь каждый, а тем более ребенок.

Помочь можно достаточно просто. На этом этапе важно называть вещи своими именами. Объясняйте дочке, что, например, сейчас она злится или ей обидно, или стыдно.

Донесите до ребенка, что чувствовать то, что она сейчас чувствует, это естественно. И в этом нет ничего страшного. Даже если сами вы с этим утверждением и не согласны. Например, если вам кажется, что в какой-то конкретной ситуации обижаться не на что, принимайте право ребенка на обиду. Ваша дочь имеет право иметь и выражать свои эмоции и чувства, а вы – свои. Ни в коем случае не начинайте осуждать или корить ребенка за такие проявления. Даже если вам что-то покажется странным.

Не начинайте также настойчиво обсуждать эмоции с дочкой. Иногда намного эффективнее оставить ее одну и дать время пережить и переварить эмоции, которые рвутся наружу. Помните, что пока страсти бушуют, никакого конструктивного диалога не получится. Разбор полетов лучше устраивать в спокойном состоянии.

Дайте дочери волю (в пределах разумного, конечно). Начните, например, с одежды. Для девочек это особенно актуальный прием, поскольку все девочки любят наряжаться. Предоставьте ей самой выбрать наряд, подходящий к случаю, погоде и кроме того удобный и комфортный. Такой выбор одежды тоже основан на чувствах и отчасти на настроении. А это очень важный навык. Так вы, в том числе сможете привить девочке чувство стиля. Выбор, основанный на чувствах – этот навык ей точно пригодится в будущем, когда она будет выбирать наряды по случаю, а также друзей и, конечно же, спутника жизни.

При этом чувства не всегда могут стать добрым, а главное надежным союзником. Приучите дочь подключать разумный подход.


Эмоциональное состояние взрослых для детей – это загадка, даже большая чем для нас чувства самих детей. Старайтесь называть свои эмоции и обязательно пояснять их. Ведь ребенок может принять вашу усталость после работы за банальное нежелание с ним играть. Поясняйте: «Я расстроен из-за вчерашнего разговора с другом », «я сержусь на своего подчиненного » или «мне грустно, потому что сегодня пасмурно ». Это очень важно при воспитании девочки. Это поможет ей адекватно и разумно обходиться с чувствами.

Что бы ни происходило, всегда напоминайте дочке, что вы ее очень любите. Такие слова никогда не будут лишними. Кроме того, они вселят в нее уверенность. Даже если наступил эмоциональный всплеск, произошел взрыв негативных эмоций, одна простая фраза «я тебя люблю» может вывести дочку из взвинченного состояния. Простые слова, но всем сразу становится легче.

Чаще говорите о персонажах книг, мультфильмов и фильмов, анализируйте их поведение, разбирайте причинно-следственные связи на их примере. Задавайте ей вопросы: «Как ты думаешь, почему этот герой так поступил, что он при этом чувствовал? Он правильно поступил? А как бы ты поступила на его месте? ». Учите девочку наблюдать за другими и таким образом познавать саму себя. Для родителей важно воспитывая девочку, внушить ей, что люди все разные, у всех разные чувства и все по-разному могут реагировать на одни и те же раздражители. Понимание чувств других людей – ключ к собственному успеху. А ведь это в конечном итоге и есть наша цель – вырастить дочку счастливой и успешной.

Чаще покупайте и читайте дочери книги, в которых главные героини – девочки. Они должны быть непременно с разными характерами, повадками и привычками. Желательно, чтобы и ситуации, в которые они попадают, тоже были бы разными. Даже сам факт совместного чтения вслух способен помочь вам лучше понимать собственного ребенка и продлить вашу взаимную привязанность. Обязательно изучите список 100 лучших книг для детей, до 7 лет, которые мы рекомендуем прочитать всем.

Девочка-подросток в семье. Как воспитать и вырастить счастливой

Родители девочки всегда должны помнить о том, кого именно они хотят воспитать в итоге – помощницу себе в старости, доброжелательную, уважительную и положительно настроенную дочь или же сорванца, которому, конечно не придет в голову бросить родителей в старости, но и внуков от такой дочки-пацанки ждать не придется. Счастливая и успешная девочка-подросток непременно вырастет гармоничной личностью. Но до этого нужно и ее саму сделать гармоничной.

Воспитываем девочку-подростка

Человек – существо социализированное, поэтому правила социума он принимает безоговорочно и редко выступает против них. Но социум часто ставит просто невыполнимые стандарты. Например, это касается физического совершенства. На страницах журналов, на экране телевизора нам показывают идеальные черты лица, идеальные пропорции тела. И неизбежно под действием гипнотизирующей силы масс-медиа уже в младших классах школы девочки начинают подумывать о том, что в определенных местах у них уже появился лишний жир. Начинает формироваться негативное отношение к собственному телу, к своей внешности. А это в будущем чревато серьезными проблемами. Кроме того, такое восприятие действительности может сильно ограничить жизнь молодой девушки/женщины. Это лишает радости, вгоняет в стрессовое состояние. Проблемы фигуры волнуют решительно всех девушек, ну или почти всех. И если вовремя не прийти на помощь, надуманные проблемы могут превратиться во вполне реальные. Это может быть анорексия или булимия. О них мы расскажем подробнее в других статьях.

Внешность начинает интересовать девочек еще в детстве, кого-то раньше, кого-то позже. Привычка сравнивать себя с другими развивается у всех. Контролируйте эту привычку, не давайте ей перерасти в манию – вот задача хороших заботливых родителей при воспитании девочек. Если дочка вертится перед зеркалом в новом платье, не стоит сразу вести ее к психологу – это вполне нормально рассматривать себя, раздумывать, красивая она или нет, идет ли ей это платье. Важно убедить девочку в том, что она красивая. Без фанатизма, но так, чтобы она поняла, что не хуже других, чтобы необходимость сравнивать себя с другими постепенно отпала. Важно внушить дочери, что мнение других не главенствует, важно, как человек сам к себе относится. Если девочка-подросток научится любить себя, то и окружающие ее полюбят.

Храните доверительные отношения с дочерью, это поможет и ей и вам. Вам – не проглядеть проблемы и комплексы, а ей – не начать эти проблемы и комплексы в себе растить. В итоге у вас вырастет гармоничная личность, а не забитая серая мышь.

Как правильно воспитать девочку-подростка

Дочка должна знать, что она красивая. Не стоит принижать ее достоинства. Почаще говорите ей, что вы уже представляете какой она станет, когда вырастет. Отмечайте не только внешние достоинства (цвет глаз, волос, улыбку или фигурку), но и внутренние качества – отзывчивость, легкость характера, чувство юмора, воображение, смекалку и дружелюбие. Именно в подростковом возрасте ваше мнение очень важно, ваша дочь его непременно услышит и запомнит, хотя и скажет наверняка, что ваше мнение не главное. Комплименты в адрес других людей не должны касаться внешности. И это должно стать вашей привычкой. Приучайте дочь оценивать окружающих не по внешним признакам, а по чертам характера или, что еще лучше – по поступкам.

Быть непохожей на других – бич подростков. Постарайтесь приучить дочь, что радоваться нужно именно тому, что ты в чем не такой как все. Все люди рождаются разными и каждый уникален по-своему. Именно отличия от толпы делают человека личностью. Но здесь важно помнить о социальном давлении, которое испытывают девочки буквально на каждом шагу: в школе, а затем и в институте, и на работе. Подростки стараются не выделяться, а наоборот приводят свою внешность и поведение к некоему шаблону. Для того чтобы объяснить, как хорошо выделяться, подмечайте какие-то особенности во внешности подруг вашей дочери, необычные черты характера.

Почаще проводите время с дочерью за рассматриванием глянцевых журналов и газет со знаменитостями. Правильное воспитание девочек – это еще и обращать внимание на фотографии моделей и актрис и рассказывать, что все эти красивые картинки лишь наполовину правдивы. Все снимки до печати ретушируют, приводят в порядок. А на самом деле девочек с такой идеальной фигурой или идеально ровным цветом лица просто не бывает. В реальной жизни все модели такие же обычные девочки с прыщами и комплексами. И это точно не самый подходящий вариант для подражания.

Если дочь не готова поверить вам на слово, проведите простейший тест: прогоните ее фотографию через специальную программу, которая замажет прыщики, уберет несовершенства фигуры, если они есть, а еще выровняет тон кожи и еще что-нибудь подкорректирует. Такую фотографию можно даже распечатать и подписать: «Ты звезда!» .

Если вы сами не до конца довольны собственной фигурой, не стоит выражать это недовольство в присутствие дочери. Если уж мама – идеал женщины – чувствует себя неполноценной или неидеальной, то это заставит вашу дочь чувствовать себя вдвойне несчастной и несовершенной. Она будет думать, что быть женщиной крайне сложно. Это будет означать для нее постоянно жить в страхе потерять былую форму и со стремлением маньяка стараться избавиться от несовершенств, страдать от недостатка внимания и приближения старости. Откуда же вы можете тогда знать, как правильно воспитывать девочку, если сами в себе не уверены. Ваш ребенок непременно это заметит. Помогите дочери и самой себе заодно создавать позитив на ровном месте. Убедите ее, что внутренняя красота намного важнее красоты внешней, а уверенность в собственных силах, здоровье и возможностях также очень важны. Работать над собой нужно начиная с внутреннего осознания собственной привлекательности. Тогда все трудности в жизни будут по силам.

Подберите вместе с дочерью тот вид спорта, который ей идеально подойдет. Только не увлекайтесь. Не заставляйте ее заниматься тем, что нравится вам. Спорт должен укреплять тело и дух, но не для того чтобы стать сверх совершенным существом, как в кино, а для того чтобы получать удовольствие от движения и собственных достижений в ловкости или гибкости. Самый хороший вариант – это совместные занятия спортом. Лучше выбираться на природу всей семьей и заниматься бегом или хотя бы спортивной ходьбой. Подойдут даже короткие пешие походы выходного дня.

Старайтесь приучать дочку заботится о своем теле. Гигиена, здоровый сон, уход за волосами, ногтями, зубами и кожей – вот о чем вы должны рассказать дочери еще в раннем детстве.

Питание – также важная часть воспитания девочки в гармоничную личность. Ведь если питаться кое-как, все остальное в жизни тоже будет идти кое-как. Чем раньше ваша дочь узнает о правильном питании, тем лучше. И это не диеты, которых сегодня, к сожалению, слишком много, причем все они в открытом доступе. Правильное питание – это соблюдение баланса между чувством сытости и голода. Нужно постараться сохранить в себе того «малыша» , который точно знал, когда он голоден и когда сыт. Идеальный режим питания соблюдают только маленькие дети. Им неведомы страхи переесть, их не мучает страх поправиться слишком сильно. Девочка должна понять, что голод – это сигнал организма. Если испытываешь голод, нужно обязательно поесть. А вот есть за компанию не стоит. Так же ка и доедать все, что лежит на тарелке. Закармливают детей обычно не мамы, а бабушки, но и родители частенько требуют «ешь столько, сколько тебе положили» . Если начать заставлять есть и кормить через силу, то это скорее всего приведет или к перееданию и полноте или наоборот к полному отказу от приема пищи и анорексии.

Обращайте внимание, как меняется тело вашей дочери, пока она растет и взрослеет. Научите ее радоваться этим изменениям, объясните, что не стоит стесняться этого. Сравнивайте дочь с бутоном розы, которая растет и постепенно раскрывается. Говорите, например: «Какая же ты становишься взрослая и красивая. Совсем скоро ты станешь настоящей женщиной!» , если вы настроены позитивно, то и вашей дочери не останется ничего другого, как поддержать ваше настроение. Именно на этот позитивный опыт ваша дочь сможет опираться в будущем.


Отношения «мама-дочка» , конечно же – важнейшее, что только могут быть у девочек в детстве. Но в деле воспитания девочек важную роль играет и отец. Именно отец и его отношение к дочери – это первый опыт общения будущей женщины с миром мужчин. Если с папой дочь чувствует себя надежно и защищенно, то и в будущем она будет искать себе именно такого мужчину в качестве мужа. А еще от позитивного общения с отцом зависит формирование позитивного отношения к самой себе. Мы предлагаем вам ознакомиться со списком 15 вещей, которые обязательно должен знать каждый отец, у которого подрастает дочка.

Введение

Воспитание независимых, уверенных в себе девочек критически важно, но и очень сложно для родителей. Низкая самооценка, как это ни грустно, становится проблемой многих девушек. Далекие от реальности картины, навязываемые средствами массовой информации, а также сильное давление со стороны сверстников касательно внешнего вида и поведения приводят к тому, что многие девочки к подростковому возрасту начинают испытывать смущение и боязнь.

Девочки с высокой самооценкой, напротив, скорее будут верить в себя, и обладать более твердым чувством собственного достоинства. Также менее вероятно, что они начнут употреблять наркотики и алкоголь или увлекаться другими опасными занятиями. К тому же они с большей готовностью берутся за сложные задания и преодоление трудностей и не отступают и не сдаются, когда дела начинают идти не так, как надо. Вы можете сыграть значительную роль в воспитании своих дочерей самоуважения, если дадите им почувствовать себя ценимыми и любимыми.

Таким образом, основная проблема нашего поколения в воспитании девочек - это воспитание женственности и хранительницы семейного очага.

Особенности воспитания девочки в семье

воспитание девочка дочка характер

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего "Я".

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какой вырастет девочка. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Девочка очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать девочка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Особенности семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А.С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.

А.Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).

В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.

Задача семьи -- воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах, воспитывать дочку всесторонне развитой личностью.

У родителей как воспитателей ничего не получится, если они не будут знать особенностей своей дочки. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, -- это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своей дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение дочки, специальное выявление её интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущей малышки, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты.

В изучении дочери родителям помогут непринужденные беседы по интересующим вопросам, наблюдения за его поведением как дома, так и на улице, в общественных местах, в школе -- в общении с товарищами, во время труда, отдыха. Что читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие игры играет -- ответы на эти и подобные вопросы родители должны знать. На какие-то вопросы ответят учителя. Но оценка посторонних людей может быть и необъективной, неверной. Доверие -- вот главная линия поведения отца и матери. Очень важно, чтобы и ребенок, дети им тоже доверяли.

Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности.

Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола все-таки, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим; половые же особенности в основном выделяются лишь некоторым акцентом в пределах характеристики человека вообще. Знать об этом и иметь в виду психологические особенности личности, обусловленные ее половой принадлежностью, -- значит располагать возможностью опираться на все положительное, учитывать возможные негативные проявления и, следовательно, более эффективно осуществлять семейное воспитание.

Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни. Так, например, девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2--4 месяца раньше начинают говорить. В среднем к трем годам девочки с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых.

По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т.д.

Рассмотрим особенности психики девочки.

У девочек уже в раннем возрасте проявляется "инстинкт материнства", выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно также проявление преимущественного интереса к тому, что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда и т.п.).

Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.

У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению; быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях.

Круг познавательных интересов их менее разнообразен, чем у мальчиков.

Из школьных учебных предметов они чаще предпочитают литературу, историю, иностранные языки. Больше, чем мальчики, любят читать, увлекаются поэзией, занимаются музыкой. Учителям обычно легче работать с девочками, и отчасти поэтому именно они, как правило, преобладают в ученическом активе, являются старостами.

В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.

Краткая характеристика психологических особенностей девочек позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать рекомендации относительно того, как надо воспитывать их в семье с учетом этих особенностей и какова при этом роль отца и матери.

Появление в семье ребенка, прежде всего, требует создания нормальных бытовых условий для его жизни и развития, надлежащей обстановки. Заботясь о здоровье малыша, родителям с первых недель важно помнить о необходимости стимулировать его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Регулярное доброжелательное общение, разговоры с маленькими детьми, ласка как матери, так и отца, колыбельные песни, использование доступных игрушек -- все это служит интересам такого развития.