Домой / Помада / Почему я все забываю, отвлекаюсь? спалить, испортить еду, испортить, выключить, упустить, проспать, заиграться, забывчивость. Что делать с забывчивостью, плохая память

Почему я все забываю, отвлекаюсь? спалить, испортить еду, испортить, выключить, упустить, проспать, заиграться, забывчивость. Что делать с забывчивостью, плохая память

Большинство считает, что нарушения памяти свойственны людям в возрасте. С годами она становится все хуже, и к старости человек плохо усваивает различную информацию. В нашем современном мире очень часто возникают проблемы с памятью у молодых людей. Причины - стрессы, перенапряжения на работе, высокий темп жизни. Как вести себя в случае, если вы заметили, что стали хуже запоминать элементарные вещи? Что же такое наша память? Разберемся подробнее.

Память

Проблемы с памятью у молодых людей причины имеет самые разные. Если не принимать никаких мер, ситуация может только усугубляться. Появившись на свет, человек уже способен запоминать какие-то моменты жизни. Как утверждают исследователи, в первые двадцать пять лет память улучшается, в молодые годы наш мозг способен получать и без труда запоминать огромный поток информации. Подойдя к границе этого возраста и не имея определенных заболеваний, влияющих на качество мыслительных процессов, человек сохраняет память неизменной. Ухудшается она у большинства людей по причине старения. Мозговая деятельность становится не столь активной, мозг уже не воспринимает большие потоки информации. Происходят эти процессы в норме после 50-55 лет. К сожалению, жители современных мегаполисов начинают жаловаться на качество памяти гораздо раньше этого возраста. Специалисты обеспокоены тем, что такие явления стали часто встречаться у детей и подростков. Естественно, что с плохой памятью любой школьник или студент будет медленнее усваивать информацию, и это скажется на качестве обучения. На запоминание материала приходится тратить большее количество времени.

Кратковременная и долговременная память

Что же считать нормой в ухудшении памяти и ее потере? Определенного порога не существует, у каждого человека он свой. Все знают, что у памяти нет пределов. Существует такое понятие, как суперпамять. Те, кто ей владеет, способны запомнить мельчайшие подробности событий услышанных либо увиденных, произошедших когда-то в прошлом. Многие официальные справочники и серьезные издания называют этот процесс не просто физиологическим явлением, но и способом накапливать культурный, жизненный опыт. Специалисты делят память на долговременную и кратковременную. У каждого человека соотношение их может различаться. Проблемы с памятью у молодых людей причины может иметь разные, но в любом случае большое значение имеют ее развитие и тренировка. Если вы обладаете развитой долговременной памятью, то материал, скорее всего, усваивать будете нелегко, но зато спустя годы информация останется в голове. Обладатели натренированной кратковременной памяти мгновенно запоминают материал, но буквально уже через неделю не могут воспроизвести то, что когда-то хорошо знали - информация не сохраняется.

Виды памяти

Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. Видов памяти у человека очень много: есть слуховая, двигательная, зрительная. Кто-то хорошо запоминает материал зрительно, кто-то лучше воспринимает на слух, третьи лучше представляют (воображают). Мозг человека разделен на зоны, каждая из которых отвечает за определенную функцию. Например, височные отделы контролируют речь и слух, затылочно-теменные отвечают за пространственное восприятие и зрение, а нижне-теменные - за речевой аппарат и движения рук. При поражении нижне-теменной зоны возникает болезнь, которая называется астереогнозия. Человек в таком состоянии не ощущает предметы.

Научные исследования подтвердили версию о том, что в процессах развития памяти и мышления немаловажное значение играют гормоны. Улучшают мозговые процессы тестостерон и эстроген, а вот окситоцин действует противоположно.

Проблемы с памятью у молодых людей: причины ухудшения

Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга.

Проблемы с памятью у молодых людей (основные причины):

  • Наличие бессонницы, хроническая усталость.
  • Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение.
  • Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти.
  • Авитаминоз. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезни внутренних органов: почечная и печеночная недостаточность, цирроз печени, туберкулез легких зачастую сопровождаются нарушениями мозговой деятельности и далее - нарушениями памяти.
  • Различные патологии головного мозга: аденома гипофиза, злокачественные новообразования и другие.

Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным. Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов.

В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения. В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге.

Патологии. Болезнь Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера - это сложное заболевание центральной нервной системы. Сопровождается снижения умственных способностей. В группе риска пожилые люди после 65 лет, но возможны и исключения. Ученые до сих пор не могут установить истинную причину возникновения заболевания. Располагающие к этому факторы: перенесенные черепно-мозговые травмы, гипотериоз, опухоли головного мозга. Кроме ухудшения памяти, болезнь сопровождают такие симптомы: пространственная дезориентация, апатия, частые судороги, галлюцинации, снижение интеллекта.

Чаще всего эта болезнь передается по наследству. На первых этапах она может быть незаметной. Но при первых признаках нарушения памяти лучше сразу обращаться к доктору. Человек, страдающий этим заболеванием, начинает забывать последние события, а со временем становится эгоистичным, трудным в общении, перестает ориентироваться во времени и пространстве. Болезнь неизлечима, но если обеспечить правильный уход и лечение, то процесс протекает ровно, тихо, без осложнений и страшных последствий.

Рассеянный склероз

Если появились проблемы с памятью у молодых людей, причины и первые симптомы могут указывать на сложное заболевание центральной нервной системы - рассеянный склероз. В ходе болезни разрушаются составляющие структуры спинного и головного мозга. Причину возникновения заболевания до сих пор не определили, считается, что она имеет аутоиммунное происхождение (в организм проникает некий вирус). Все чаще рассеянный склероз поражает молодых людей. Прогрессирует болезнь достаточно медленно, большой промежуток времени определенные симптомы могут никак себя не проявлять.

Болезнь Паркинсона

По тем или иным симптомам можно определить, есть ли проблемы с памятью у молодых людей. Причины, что делать в это случае - обо всем расскажет доктор. Болезнь Паркинсона преимущественно затрагивает пожилых людей, но в последнее время зафиксированы случаи, когда 40-летним пациентам диагностировали данную патологию. Это хроническое заболевание сопровождается нарушениями функций запоминания, мышления, возникает дрожание конечностей, сутулость, снижается двигательная активность и наступает паралич.

Черепно-мозговые травмы

Медики утверждают, что очень тесно связаны черепно-мозговые травмы и проблемы с памятью у молодых людей. Причины болезни в таких случаях могут быть различные. Чем серьезнее травма, тем тяжелее могут быть последствия. Черепно-мозговые травмы зачастую приводят к ретроградной или антероградной амнезии. Пострадавшие не помнят даже как получили травму, что этому предшествовало. Бывает и так, что воспоминания становятся ложными, то есть мозг рисует придуманные картины, которых не было на самом деле. Пациент может сказать, что был в кино, гулял с друзьями, сам же в это время находился в больнице. Галлюцинации воспроизводят несуществующие образы.

Нарушение кровообращения головного мозга

Одной из основных причин снижения памяти является нарушение кровообращения головного мозга. Способствует этому атеросклероз сосудов. Кровь меньше поступает к отделам головного мозга, и поэтому возникают проблемы. Любой инсульт, который сильно меняет функции мозга, отрицательно сказывается на мозговой деятельности.

При сахарном диабете также могут возникнуть ухудшения памяти. Осложнением болезни является то, что сосуды поражаются, уплотняются и закрываются. Эти поражения могут привести не только к нарушениям деятельности головного мозга, но и других важных органов.

Проблемы с памятью у молодых людей. Причины, лечение

Перед тем как предпринимать какие-то меры по лечению памяти, стоит понять, какова причина заболевания, и какая болезнь спровоцировала симптомы. Выявляя проблемы с памятью у молодых людей, причины, симптомы установит знающий специалист. Лекарственные препараты употреблять нужно только по его рекомендации. Врач может назначить физиотерапию с введением глютаминовой кислоты через носовой проход. Ухудшение памяти успешно лечат педагоги-психологи. Они заново учат пациента запоминать материал, при этом задействуют только здоровые отделы головного мозга.

Если память резко ухудшилась - это не заболевание, а только симптом. Он предупреждает о более серьезных болезнях, нуждающихся в выявлении и лечении. Потеря памяти нарушает полноценную жизнь, отделяет человека от общества, снижаются адаптивные функции и свойства организма.

При выявлении нарушений памяти доктор, скорее всего, выпишет ноотропные средства. К этой группе принадлежит препарат "Ноопет". В его состав включены аминокислоты - дипептиды. Они воздействуют на кору головного мозга, при этом помогают в восстановлении памяти, концентрации внимания.

К какому врачу обращаться?

При появлении проблемы с памятью у молодых людей причины, лечение должен устанавливать доктор. Если вы заметили у себя или своих близких какие-то перечисленные выше симптомы, то обязательно обратитесь за консультацией к терапевту, неврологу или нейропсихологу. Они назначат специальное обследование, выявят причины и установят диагноз. Своевременное диагностирование позволит начать правильное лечение и убережет от тяжелых последствий.

Профилактика. Упражнения

Имеют разные проблемы с памятью у молодых людей причины. Профилактика поможет противостоять проблеме. Для того чтобы этот синдром побороть, нужно тренировать собственную память, фокусировать внимание на деталях, вести дневник, записывать события, подсчеты. Американский профессор Катц разработал методику, которая активизирует все отделы головного мозга. При этом развиваются внимание, память, творческое начало. Представляем лишь некоторые упражнения:

  • Все свои привычные дела попробуйте выполнять не с открытыми, а с закрытыми глазами.
  • Правши пусть попробуют выполнять домашние дела левой рукой, а левши, наоборот, правой. Вы сразу почувствуете результат.
  • Изучайте осваивайте язык жестов.
  • На клавиатуре старайтесь печатать всеми пальцами рук.
  • Освойте какое-либо рукоделие - вышивку, вязание.
  • Изучайте иностранные языки.
  • Учитесь различать на ощупь монеты и определять их достоинство.
  • Читайте книги о том, что вас раньше никогда не интересовало.
  • Больше общайтесь, посещайте новые места: театры, парки, знакомьтесь с новыми людьми.

Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы заметите, как через некоторое время ваше мышление и память начнут изменяться в лучшую сторону. Мелкие детали, происходящие события будут четче укладываться в вашем мозге, а память станет более объемной.

пример: сходил в другое помещение - но сделал ли я точно что хотел не помню..; в момент общения забыл как зовут человека, пока происходила заминка(вспоминал) - забыл о чем хотел рассказать ему.

2. не могу вспомнить чему меня учили неделю назад; пробелы в памяти о школе, о более раннем времени - абсолютно ничего не помню.

3. не могу сосредоточиться пример: смотрю в книгу и пытаюсь прочитать: не воспринимаю смысла; если читать "про себя" впадаю в некий ступор:то что происходит с текстом - я бы описал как расфокусировкой(как бы смотришь на две разные точки двумя глазами) , нечитаемо..

4.появилась пугливость - необязательно подкрадываться ко мне сзади чтобы перепугать. я порою вижу человека боковым зрением, но не воспринимаю его как. ; бывает пугает собственная тень - причем также сильно - аж передергивает.

О том что я стал слишком рассеян заметно стало окружающим людям - это плохо сказывается: как на отношениях, на работоспособности и качестве труда.

Такое состояние продолжается уже 3 недели.

как справился не помню.

Советы друзей о отдыхе - не приносят результата они вгоняют в сонливость;

принимал глицин - безрезультатно.

Алёна7 07 Apr 2012

SnakePliskin 07 Apr 2012

violation 08 Apr 2012

Болеть я давненько не болел.

Но у меня не легкая работа: я оператор (не компьютерщик) - приходится доводить материалы до определенной кондиции по нескольким параметрам весьма за короткое время(а порою в спешке), в большинстве случаев в ручную. Да, нагрузка увеличилась - особенно последние 2 месяца - времени даже присесть нету.

После работы обычно хожу либо на встречи, либо к приятелям - но по сути получается, что я только присутствую; сказать что сплю не могу, - спать то не хочется - ложись хоть в 9 хоть в 11 усну примерно в 1 час или во втором часу.

Лет 7-8 назад лечился у неврапотолога с головными болями ближе к шее, но в силу того, что боли постепенно прошли(последние года 3 отсутсвуют полностью) на прием не ходил.

По спиртным мелочь - примерно бутыль вина в месяц.

Знакомая ситуация. По два-три раза возвращался в подъезд- проверять, запер ли я квартиру.

Помогла практика карма- йоги. Начал практиковать для того, чтобы не ждать, когда "неприятное время" "навязанного" действия пройдет побыстрее- напрягал этот вопрос меня.

Худо- бедно, постепенно выработалась привычка уделять практически все внимание тому, что делаешь. И. о чудо! - стал осознавать, что внимание сосредотачивается на том, что делаю конкретно в данный момент и (почему- то?!) запоминать эти действия.

Короче, все упирается снова в пресловутый момент "сейчас". Точнее- в его осознание (т.е. в недифференцируемую категорию рационального мышления).

насчет психиатрических моментов. не знаю, не врач, но, надеюсь, об этом говорить повода нет.

Насколько я понял (если понял) вы вырабатывали привычку перепроверять себя каждый раз, каждое действие..

Дело в том что далеко не всегда есть возможность перепровериться, а исправить еще меньше; когда необходима реакция и внимательность действительно в тот момент именуемый - "сейчас". (пример: я общаюсь с человеком - но я не помню ни самого текста разговора, ни того что ответил, помню лишь тему, что впал в некий ступор без осознавания происходящего.. но у человека еще можно переспросить - хотя со стороны это выглядить очень плохо, хуже чем неуважение.)

Алёна7 09 Apr 2012

Да, такое со мною случалось уже два раза, причем прошлый очень многого меня лишил - друзей, и взаимоотношения. примерно это было 1,5 года назад,

Есть такое обследование (я использую его в своей работе) , которое позволяет анализировать состояние когнитивных процессов. . Оно комплексное, включающее в том числе анализ возможностей мышления: категориального, аналитико-синтетического, понятийного, памяти:модально-специфической оперативной, долговременной, на события и т.п По результатам обследования делается заключение и выбирается способ коррекции нарушенных функций.

violation 10 Apr 2012

А что же произошло 1,5 года назад, что привело к рецидиву?

Я связывал произошедшее с систематическим употреблением дурмана на протяжении нескольких месяцев;

связать происходящий рецидив не могу т.к. не принимал на протяжении 1.5 лет. Других мед., не мед., средств не принимал.

Конечно хорошо бы ещё сделать МРТ, ЭЭГ, чтобы картина состояния была подробная.

Были ли за послледний месяц -два какие-нибудь эмоциональные встряски?

О серьезных встрясках сказать не могу: так чтобы чувствовать эмоцианальные переживания более чем одного вечера нету; о частоте - около раза в недели в 2 или реже.

Последнее серьезное в эмоциональном плане - осеньпереживал с неделю..

Есть ли неприятные телесные ощущения: слабость мышц конечностей, шаткость походки, онемение пальцев рук, ног?

Онемение пальцев рук - не всех: мизинец, безымянный и средний, в основном на правой руке, на левой тоже бывает.

Бывает дрожат пальцы, особенно если переволноваться.

Алёна7 10 Apr 2012

На сколько я понимаю просто так не сделаешь - здесь однозначно топать в мед.учереждение.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» - это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто - приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. Вот на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве - среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» - «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

  1. Диссоциативная амнезия из памяти стираются события, нанесшие психологическую травму. Сильный стресс вызывает защитную реакцию организма, и он старается подальше спрятать ситуации, которые человек не в силах пережить самостоятельно. Из глубины бессознательного эти события можно достать только специальными методами (гипноз);
  2. Ретроградная амнезия – человек забывает, что было до травмы (чаще всего это происходит после ЧМТ) – больной пришел в себя, но не помнит, кто он и что с ним случилось;
  3. Антероградная амнезия – до травмы (ЧТМ или сильная психотравмирующая ситуация) помнится все, а после травмы – провал;
  4. Фиксационная амнезия – плохая память на текущие события (человек забывает, что было сегодня);
  5. Тотальная амнезия – из памяти уходит вся информация, в том числе, и относительно собственного «Я».

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции. Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию, при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию, когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает - пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при церебрастеническом синдроме различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – ноотропы (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Почему вдруг ухудшилась память?

Стала забывать слова - не могу вспомнить, как называется предмет, действие, явление и т.д. Забываю названия книг, фильмов, забываю, что делала минуту назад, что говорила, что нет. Совсем выпадает из памяти то, что запланировала сделать, что хотела сказать через минуту. Бывает, подойду к шкафу и не могу вспомнить, зачем. Или начну говорить, а зачем говорю и что говорить дальше, не знаю.

Стала забывать внешность и имена знакомых людей. Шла по улице, навстречу мне идёт мой преподаватель. Вижу, что внешность, вроде бы, знакомая, но где я его видела, не помню. Лихорадочно вспоминаю, настолько ли мы хорошо знакомы, чтобы здороваться. Думала-думала, на всякий случай поздоровалась. И потом, пройдя уже метров 500, вспомнила, что это наш преподаватель и ведёт у нас информатику (не подумайте, что я безответственная студентка, прогуливающая пары, потому не угадывающая преподов! Я регулярно посещаю занятия и сейчас, обучаясь на выпускном курсе, не имею ни единого неуважительного пропуска за все годы обучения и иду на красный диплом). И это теперь всё чаще и чаще - иду по улице и не могу вспомнить, знакома я с человеком или нет.

Моя забывчивость очень мешает учёбе, а почему так происходит, понять не могу, ведь мне 20 лет, рано ещё до склероза!

Что-то мне кажется, что в Вашей жизни имеет место быть постоянный стресс. Судя по одному из Ваших предыдущих вопросов и этому. Или же какое-то аутоимунное заболевание. Хотя, защемление нерва в шейном отделе позвоночника тоже может иметь такие проявления.

В общем - проанализируйте свою жизнь за последние пару лет. Что изменилось, насколько легко Вас вывести из себя? Как часто Вы нервничаете по тому или другому поводу? Это началось уже после поступления в университет, или еще до того? Возможно, у Вас просто стресс и Ваша нервная система не справляется с ним, таким образом, имеет место психосоматическое расстройство. Вот у моей подружки - как только приближалась сессия, она сразу чем нибудь начинала болеть 🙂

Если это стресс, стоит ограничить общение с людьми, вызывающими у Вас неприятные эмоции или нервы, поменять уклад жизни, побольше гулять, поменьше заморачиваться и вообще, найти, от кого заразиться здоровым пофигизмом 🙂

Если же стресса, как такового нет, вспомните, не попадали ли Вы в ситуации, в которых могли сместиться диски в позвоночнике? Если это так, тут поможет мануальный терапевт, только не идите к первому попавшемуся - обязательно поспрашивайте у знакомых, может кто-то был у такого специалиста и знает, кто чем дышит. Если Вам недалеко до Киева, то могу подсказать и я - знаю очень хорошего специалиста.

А вообще - лучше всего обратится к врачу. Желательно, не к терапевту в районной поликлинике - как они лечат знаю не по наслышке. Найдите нормального невропатолога, а еще лучше ревматолога - если это аутоимунное, то рано или поздно Вы все равно к нему придете. Так что лучше раньше. Если же это не аутоимунное, то он Вас сам направит к нужному специалисту. А так, по описанию симптомов, Вам никто диагноз не поставит - вариантов может быть множество, вплоть до ЗППП (тьфу-тьфу, чтобы только не это), у некоторых из них симптомы похожие.

Я, конечно, не врач. Такое состояние может быть из-за стресса, недосыпа. Более серьезно может быть микроинсульт. Может быть просто элементарная недостача кислорода. Если шея не болит и голова это не связано с защемлениями.

обратитесь к неврологу, опишите ситуацию, вас пошлют на МРТ и скорее всего будут подозревать рассеянный склероз и такое может быть! А так кортексин, пирацетам и нейромидин вам в помощь, думаю врач обязательно их назначит.

Проблемы с памятью: как бороться?

Фотогалерея: Проблемы с памятью: как бороться?

Симптомы проблем с памятью

Как определить, что у вас начались проблемы с памятью? Если вы начинаете говорить и забываете, что хотели сказать; если вы не помните, закрыли ли вы дверь на ключ, когда уходили на работу; если вы открыли шкаф, чтобы достать из него брюки, и стоите перед ним, забыв, что собирались сделать, - у вас практически наверняка есть проблемы с памятью. Конечно, если такое было один раз - паниковать не стоит. Однако когда вы регулярно забываете простейшие вещи, проблемы с памятью и концентрацией внимания нужно решать.

Причины проблем с памятью

Нарушения памяти в молодом и зрелом возрасте могут быть обусловлены разными причинами. Основные причины проблем с памятью - это стресс, нарушения сна, депрессия, злоупотребление алкоголем и заболевания. Нарушения памяти могут быть вызваны также приемом некоторых медикаментов или дефицитом витамина B12.

Длительный стресс истощает организм человека. Ухудшаются все функции организма, соответственно память - тоже. Поэтому при длительных умственных напряжениях, некомфортных условиях работы или учебы память значительно ухудшается, а работоспособность - снижается. Парадокс: чем больше вы стараетесь что-то запомнить и напрягаетесь, тем хуже у вас это получается.

Недосыпание тоже может вызвать нарушения памяти. Дело в том, что именно во сне наш мозг обрабатывает и усваивает полученную информацию. Если вы недостаточно спите - нужная информация просто не запомнится. Кроме того, хроническое недосыпание усугубляет стресс, приводя рассеянности, раздражительности и вызывая проблемы с памятью. Похожим эффектом обладает и длительное депрессивное расстройство.

Злоупотребление алкоголем может вызывать провалы в памяти (особенно это касается событий, происходивших во время непосредственно употребления алкогольных напитков), если вовремя не прекратить пить - проблемы с памятью могут усугубляться, им может сопутствовать снижение интеллекта. Ухудшение памяти могут вызвать и некоторые лекарственные препараты (снотворные, обезболивающие, некоторые антигистамины, антидепрессанты), но проблемы с памятью обычно проходят после отмены соответствующего медикамента.

К нарушениям памяти могут приводить некоторые соматические заболевания. Среди них можно выделить проблемы со щитовидной железой, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), сахарный диабет, нарушения функционирования органов и систем. Проблемы с памятью могут наблюдаться в период выздоровления после ряда заболеваний - к примеру, вследствие перенесенного инсульта.

Наконец, проблемы с памятью бывают вызваны дефицитом витамина B12, необходимого для полноценной работы головного мозга.

Как бороться с проблемами с памятью

Для отсутствия проблем с памятью очень важен здоровый образ жизни. Необходимо соблюдать правильный режим дня, хорошо высыпаться, заниматься спортом. Если у вас нет времени на тренажерный зал - не беда. Просто больше ходите пешком, особенно, если позволяет погода. Алкоголь и курение также негативно влияют на человеческую память. О вреде алкоголя уже упоминалось выше, а никотин вызывает трудности с долговременной памятью.

Для того чтобы избавиться от проблем с памятью, необходимо правильно питаться. Для нормальной работы клеток головного мозга нам нужны витамины (особенно A, E и витамины группы B) и микроэлементы (железо, магний, цинк). Например, падения уровня железа в организме приводит к тому, что молекулы, передающие нервные импульсы, не будут нормально функционировать, и память ухудшится. Для профилактики недостатка железа нужно есть яблоки. Кстати, в яблоках также содержатся антиоксиданты, которые помогают поднять уровень ацетилхолина (вещества, необходимого для памяти) и защищают мозговые клетки от негативного воздействия свободных радикалов. Яблоки также помогают выводить из организма холестерин. Это тоже очень важно для профилактики проблем с памятью, потому что высокий уровень холестерина ведет к образованию бляшек в сосудах, в результате нарушается кровоснабжение мозга и страдает память.

Также для улучшения памяти в рационе должны присутствовать жирные кислоты (они содержатся в рыбе, орехах, семечках, растительных маслах) и углеводы. Простыми углеводами, которые организм получает из сладостей, мучных изделий и фруктов, злоупотреблять не стоит. Они быстро усваиваются и резко поднимают уровень сахара в крови, поэтому организм начинает вырабатывать инсулин, чтобы привести количество сахара в норму. Получается, что те ресурсы, которые организм мог потратить на нормальное функционирование мозга, тратятся на поддержание баланса инсулина. Отдайте предпочтение сложным углеводам (они есть в картофеле, мясе, крупах, орехах, бобовых). Мозг получит необходимые питательные вещества, но уровень сахара будет в норме.

Чтобы избежать проблем с памятью, давайте себе и своему мозгу отдохнуть. Постарайтесь минимизировать стресс и не приносите рабочие проблем в дом. Некоторые специалисты даже советуют попробовать медитацию, но это уже занятие на любителя. Если вы не можете запомнить важные вещи - используйте методы развития памяти. Во время работы не делайте несколько дел сразу: когда в мозг одновременно поступает информация из разных источников, ему тяжело обработать ее, поэтому многие детали не запоминаются, а память страдает. Если проблемы с памятью связаны с приемом лекарств или заболеванием, нужно устранить причину: прекратить прием медикаментов (или уменьшить дозировку), вылечить заболевание.

Здоровый образ жизни и внимание к своему здоровью помогут вам избежать проблем с памятью и помнить всю нужную информацию.

Одной из инновационных разработок ученых НИИ Фармакологии им. В. В. Закусова РАМН является НООПЕПТ – лекарственный препарат нового поколения, имеющий уникальную пептидную природу. НООПЕПТ способствует восстановлению памяти, действуя на ВСЕ фазы: начальную обработку информации, ее обобщение и извлечение.

В спектре активности НООПЕПТа также противотревожный и легкий стимулирующий эффекты, которые проявляются в уменьшении или исчезновении тревоги, повышенной раздражительности, нарушений сна.

Может быть последствие моего занятия спортом?

Я занимаюсь боевыми искусствами уже боле 16 лет это бокс, кик-боксинг, рукопашный.

Или же может есть другая причина?

Подскажите что делать? И как быть?

И сколько времени, хотя бы примерно, нужно будет работать над собой, для достижения эффекта?

СКАЖИТЕ КУДА И К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ ИЛИ КАКИЕ ВИТАМИНЫ ПИТЬ

С грамматикой кстати тоже проблемы.

Если есть проблемы со здоровьем, а проблемы с памятью я отношу именно к здоровью, надо идти к врачу, а не заниматься самолечением. Знаю, в медицинском центре Росмид очень даже эффективно все это лечится.

Ваша мама только что обещала сварить на обед рис, а сама положила в кипящую воду гречку? Отец путает дорожные знаки и боится сесть за руль?

Иногда такие странности можно списать на счет плохого зрения, но у некоторых людей возникает резонный вопрос: "А не симптом ли это болезни Альцгеймера?"

Сейчас деменцию (слабоумие) можно распознать на ранних сроках. Хотя от этой болезни нет лекарств или операций, своевременная постановка диагноза очень важна для улучшения качества жизни.

Как же отличить обычную забывчивость от старческого слабоумия?

Если вы забыли чье-то имя или куда положили ключи — это еще не признак болезни. Озабоченность должна возникать, если такие эпизоды случаются часто и касаются более серьезных вещей.

Симптомом слабоумия являются различные когнитивные нарушения: помимо проблем с памятью, может наблюдаться обеднение речи, отсутствие критического мышления, а также:

  • неоднократное повторение одного и того же вопроса
  • потеря ориентации в знакомых местах
  • неспособность следовать в заданном направлении
  • дезориентация во времени, пространстве и людях
  • пренебрежение личной безопасностью, правилами гигиены и питания

Изменения в поведении и личности иногда сопровождаются провалами в памяти. Если у вас появились проблемы с запоминанием, не ждите ухудшения. Посоветуйтесь с врачом.

Что приводит к деменции?

Самая распространенная причина слабоумия — болезнь Альцгеймера, сопровождающаяся накапливанием токсического вещества амилоид в головном мозгу. Но к слабоумию могут привести и другие заболевания, похожие на болезнь Альцгеймера, но протекающие иначе или с определенным набором признаков.

При сосудистой деменции высокое артериальное давление вызывает несколько микроинсультов, поражающих области головного мозга, ответственные за память и поведение. Эта форма слабоумия начинается более неожиданно, по сравнению с болезнью Альцгеймера. Состояние пациента немного стабилизируется, а затем снова ухудшается после очередного инсульта. Болезнь Альцгеймера, наоборот, прогрессирует медленно (иногда в течение 8-10 лет).

Деменция с тельцами Леви возникает из-за того, что в клетках головного мозга накапливается белок, который под микроскопом выглядит как круглые красные вкрапления (тельца Леви). При болезни Альцгеймера тельца Леви тоже скапливаются в головном мозге, но в других его отделах. Болезнь Альцгеймера, протекающая со средней тяжестью, может вызвать однократные галлюцинации. При деменции с тельцами Леви галлюцинации периодически повторяются, отмечаются нарушения сознания, рассеянность внимания. Эти признаки очень важны для постановки правильного диагноза.

О важности ранней диагностики

Ранняя диагностика довольно часто помогает значительно повлиять на исход лечения. По статистике, в 5-10% случаев нарушения памяти излечимы (например, когда их причиной является дисфункция щитовидной железы, депрессия, неполноценное питание).

Болезнь Альцгеймера — необратимый дегенеративный процесс, который можно только немного замедлить. Некоторым пациентам помогает лечение ингибиторами холинэстеразы, но эти препараты эффективны лишь в течение короткого времени и обязательно на ранней стадии болезни (именно поэтому так важна ранняя диагностика).

Еще один препарат, используемый для лечения умеренной и тяжелой форм болезни Альцгеймера, — мемантин. Он блокирует действие глютамата — вещества, оказывающего негативное влияние на процессы запоминания и мышления. Возможные побочные эффекты от применения этого лекарства — головокружение и спутанность сознания. Принимать его нужно под контролем врача.

Диагностика сосудистой деменции на ранней стадии заболевания позволяет своевременно взять под контроль артериальное давление, предотвратить микроинсульты и дальнейшее снижение когнитивных функций. Галлюцинации при деменции с тельцами Леви излечимы, но и в этом случае крайне важна ранняя диагностика заболевания.

Если диагноз "болезнь Альцгеймера" ставится на ранней стадии, больной успевает закончить дела, сделать важные распоряжения, а иногда и воплотить в жизнь некоторые давние мечты.

Что сказать врачу?

  • Обо всех умственных нарушениях: Важно упомянуть не только о провалах в памяти, но и об изменениях поведения, усталости, рассеянности, проблемах в общении.
  • Про все принимаемые лекарственные препараты. Вы должны рассказать врачу о всех принимаемых вами лекарствах, витаминах и пищевых добавках. Захватите с собой инструкции к препаратам.
  • О всех симптомах заболевания. Дух и тело взаимосвязаны. Расскажите врачу о том, что вас беспокоит, от макушки до пят. Все может иметь значение: повышение (даже незначительное) температуры, потеря веса, снижение аппетита и т.п. Назовите ранее перенесенные заболевания, принесите с собой медицинскую карту.

Забывчивость может появиться у многих людей из-за неправильного образа жизни. Многие специалисты утверждают, что если люди спят менее 6 часов в сутки, то у них могут начаться провалы в памяти.

Основные причины появления забывчивости у людей

  • Частые стрессы. Мозг во время стресса достаточно сильно перегружается, а наша нервная система слишком быстро теряет минералы и витамины.
  • Организму не хватает жидкости. В таком случае работа мозга значительно ухудшится, поэтому иногда вместе чашечки кофе или чая лучше выпить стакан чистой воды.
  • Частые диеты для похудания могут стать причиной появления забывчивости. Люди, которые «сидят» на диетах, резко и быстро уменьшают количество углеводов и жиров в организме, следовательно, мозг будет находиться в шоковом состоянии.
  • Курение и алкоголь провоцируют развитие забывчивости. Они могут вызвать спазмы сосудов, травят мозг, снижают скорость восприятия, замедляют процессы мышления.
  • Другие причины развития забывчивости: синдром хронической усталости, хронические интоксикации, опухоли, черепно-мозговые травмы, атеросклероз сосудов головного мозга, воспаление и инфекции.

Рассеянность — приобретаемая человеком вещь, для избавления от которой, нужно приложить некоторые усилия. Очень часто такое состояние может проявляться в следующем:

  • скука;
  • невозможность длительно сосредоточиться на предмете или теме;
  • расслабленность и бессилие;
  • незаинтересованность;
  • безразличие;
  • не хватает концентрации в мыслях и ощущениях.

Для лечения рассеянности нужно знать из-за каких факторов она появилась:

  1. Внешние факторы — болезнь или переутомление.
  2. Внутренние факторы — поражение мозга, необходимость клинического лечения.

Забывчивость и рассеянность — лечения и методы улучшения памяти

Людям, которые склонны к забывчивости и рассеянности, необходимо понимать, что с ними нужно работать:

  • Не перегружайте мозг, делайте на несколько минут паузы.
  • Следите за ходом мыслей, направляйте их в одно русло.
  • Останавливайте суетливость в голове.
  • Выполняйте физические упражнения для тела. Любые движения насыщают мозг кислородом, физически упражнения — отличное средство для борьбы со стрессом.
  • Одновременно нужно заниматься только одним делом.
  • Развивайте наблюдательность, смотрите на других людей, на окружающий мир.
  • Тренируйте внимательность. Учитесь концентрироваться только на одном процессе, так вы сможете запомнить больше и сосредоточиться в нужный момент.
  • В любой нервной ситуации — беспокойстве, стрессе, спешке необходимо сознательно говорить «стоп», сегодня не время для паники, успокойте свой разум и вы обязательно найдете выход.

Также помимо специальных тренировок на работоспособность влияет то, что вы едите. Ниже представлен список того, что поможет улучшить вашу память.

Вода

Обезвоживание одна из главных причины расстройств мозга. Жидкость для человека является главным компонентом для нормального функционирования. Старайтесь в день выпивать по 6-7 стаканов чистой воды.

Отказ от жиров

Многие исследования доказали, что жир способствует закупорке артерий. Поэтому кислород не может в полной силе насыщать головной мозг. Откажитесь от маргарина, кондитерской выпечки, масла с трансжирами, печенья и т.д. Так вы сможете улучшить свою память и еще помочь всему организму — сосудам, сердцу, мозгу.

Рыба

В свой рацион необходимо добавить рыбу. В неделю желательно употреблять её не реже 3-4 раз. Рыба благотворным образом влияет на организм человека, улучшает деятельность мозга и очищает сосуды.

Витамин В

В меню должна быть еда насыщенна витаминами В6, В12, ниацином, тиамином. такие компоненты положительно влияют на память человека, улучшают работоспособность мозга. Высокий уровень таких веществ содержится в бананах, пророщенной пшенице и рожь.

Забывчивость. Как с ней бороться? — видео

Забывчивость бывает разная. Иногда вы замираете на полуслове, потеряв нить собственной мысли. В продуктовом магазине в очередной раз проходите мимо нужного отдела, не вспомнив, что дома закончилась соль. Встретив старого знакомого, начинаете краснеть, потому что забыли его имя. На простой вопрос начальника о проекте, который недавно сдали, вынуждены лезть в компьютер - потому что уже и не помните, что там было. За разные случаи «провалов в памяти» отвечают разные системы хранения информации в мозге. И чтобы понять, нормально ли, что вы забыли о чем-то, нужно узнать, какой тип памяти отвечает за хранение этой информации.

Вспомнить все

Вся память человека состоит из четырех основных систем. В рабочей, или оперативной , памяти хранится информация, которая нужна прямо сейчас. Срок действия рабочей памяти - секунды. За ее правильную работу отвечает префронтальная кора - та самая часть мозга, которая делает человека человеком, определяет сознание и поведение.

Эпизодическая память - это воспоминания, как о том, что произошло пару минут назад, так и о событиях двадцатилетней давности. Эти воспоминания хранятся в участке мозга под названием гиппокамп. Семантическая память - это своеобразный набор знаний человека о мире. Тут находятся слова и их значения, названия объектов. За семантическую память отвечают височные доли мозга.

Процедурная память касается умения что-то делать. Если человек помнит, как кататься на велосипеде, однажды научившись это делать в детстве, - значит, процедурная память у него работает хорошо. За «память тела» ответственны базальные ганглии, мозжечок и моторная зона коры головного мозга.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Что значит «забывать»? Речь обычно идет не о том, что какая-то информация исчезла из мозга. Скорее возникла трудность «достать» ее оттуда. Например, слово, которое буквально вертится на языке, - это проблема с доступом к семантической памяти. Человек может вспомнить нужное слово, если сказать ему первую букву или дать смысловую подсказку. Забывчивость здорового человека - это затрудненный доступ к одному или нескольким видам памяти. Если вы не сможете быстро извлечь из эпизодической памяти воспоминание, что дома закончилась соль, вы не пойдете в соответствующий отдел в супермаркете. Также забывчивость может иметь место из-за небольшого объема оперативной памяти: вот вы уже пришли за солью, но отвлеклись на муку и забыли о своей изначальной цели.

Разница между простой забывчивостью и серьезными нарушениями памяти в том, что здоровый человек, хоть и не сразу, но может вспомнить важные факты и события из своей жизни. При нарушениях памяти больные забывают названия предметов, которыми пользуются каждый день, имена близких и даже разучиваются делать простые бытовые операции.

Можно не сразу вспомнить, чем вы занимались в прошлые выходные, но если у вас выпало из памяти то, что было пять минут назад, - это повод насторожиться. Если вы не можете вспомнить имя одноклассника, которого видели в последний раз 15 лет назад, - это нормально. Если же забываете имя мужа или дорогу домой, это повод обратиться к врачу - такие симптомы могут быть признаком амнезии, связанной с инсультом или , злоупотреблением алкоголем или наркотиками, инфекцией или деменцией.

Так почему вы все забываете?

Есть несколько вполне обыденных и распространенных причин, которые вызывают «несерьезные» проблемы с памятью.

Многочисленные исследования показали , что он негативно влияет на функции гиппокампа - а ведь именно в этой зоне мозга сконцентрирована эпизодическая память. Под влиянием сильного стресса становится особенно сложно извлечь нужное воспоминание из эпизодической памяти.

Ученые подтвердили это в опыте на крысах. Грызуны должны были выполнить простое задание - выбрать в бассейне с несколькими дорожками ту, в которой спрятана платформа. Перед участием в эксперименте животных тренировали, так чтобы они запомнили «правильную» дорожку. После тренировки крыс отправляли отдохнуть. Контрольную группу возвращали в свою, знакомую и безопасную, клетку - и ее представители не испытывали никакого волнения. А вот экспериментальная группа была вынуждена испытать стресс, находясь в клетке рядом с котом.

Когда по окончании перерыва грызуны вернулись к заданию, спокойные крысы справились с ним лучше. Стресс не повлиял на память животных, когда задание было попроще, но чем сложнее оно становилось, тем хуже взволнованные крысы вспоминали правильный ответ.

Также стресс сокращает объем рабочей памяти. В этом эксперименте 35 молодых мужчин должны были читать подряд несколько предложений, запоминая последнее слово в каждом из них, а в конце произнести эти слова в правильном порядке. Половине участников перед заданием пришлось пройти через стрессовое испытание, остальные были спокойны. Наличие тревоги у первой группы подтвердили с помощью анализа слюны на стрессовый гормон кортизол. Результат эксперимента подтвердил гипотезу - нервная группа запоминала слова хуже, чем участники из контрольной группы. А значит, стресс ухудшил работу их оперативной памяти, в которой они должны были удерживать нужную информацию. Когда вы под влиянием стресса, вам тяжелее вспоминать сложную информацию и удерживать в голове разные задачи. Не стоит надеяться на гиппокамп и рабочую память - если вам предстоит волнительное мероприятие, лучше запишите все самое важное в ежедневнике или заметках смартфона (и установите напоминания). А учитывая, что многие люди сегодня находятся в хроническом стрессе, записывать всегда и все - не такая уж плохая идея.


Кадр из фильма «Все еще Элис»

Забывчивость может быть одним из первых симптомов . В том, как работает память у людей в депрессии, можно разобраться с помощью теста на слова . В эксперименте испытуемые - здоровые добровольцы и пациенты с депрессией - должны были запоминать слова после одного, трех или пяти повторений.

Когда люди с депрессией должны были воспроизвести слова после пяти повторов, они запоминали столько же слов, сколько участники из контрольной группы, но делали это медленнее. А вот после одного повторения пациенты с депрессией распознавали меньше слов и быстрее их забывали.

Ученые сделали вывод, что депрессия влияет на память двумя способами: с одной стороны, затрудняет обучение и запоминание новой информации, с другой - усложняет доступ к уже имеющимся воспоминаниям. Поэтому, если вам поставили диагноз «депрессия», не злитесь на себя за то, что можете дольше обычного вспоминать нужное. И точно не стоит в период болезни браться за изучение нового - знания будут плохо удерживаться в голове, что еще сильнее испортит вам настроение и самооценку.

Первой страдает оперативная память. Исследования, в которых людей лишали сна на 24–72 часа, показали, что невыспавшиеся участники хуже справлялись с заданиями, в которых нужно было удерживать в голове какую-то информацию. Также от дефицита сна страдает и эпизодическая память. За это, по мнению ученых, отвечает префронтальная кора - она же, напомним, контролирует и рабочую память. И хотя эпизодическая память «хранится» в гиппокампе, чтобы достать оттуда воспоминания, требуется усиленная работа префронтальной коры. Но эта наиболее «сознательная» зона мозга работает все хуже с каждым часом недосыпа - поэтому становится все сложнее извлечь определенный эпизод из памяти.

Забывчивость сохраняется еще некоторое время после того дня, когда вы не выспались: например, в исследовании , где людей лишали сна на двое суток, участники полностью не восстанавливались даже после двух ночей полноценного сна. Интересно, что проблемы со сном повышают вероятность формирования ложных воспоминаний. Это подтвердилось в эксперименте на студентах, которых лишили возможности спать нормально.

Студентам показывали фотографии со сценами с мест преступлений. Через некоторое время им дали прочитать определенные высказывания, связанные с преступлениями, - и часть из них противоречили изображениям на фото (но участники не знали, что их пытаются сбить с толку). В конце студенты должны были ответить на вопросы о том, что же на самом деле произошло.

В итоге молодые люди, которых лишили сна, чаще ошибались - они уже забыли, что было изображено на фото, и поверили в то, что было написано после. Таким образом, у них сформировались ложные воспоминания. Так что, если вы регулярно недосыпаете, вам будет не только тяжело удерживать в голове информацию и вспоминать нужные факты - вас еще и будет легче запутать и сбить с толку, «подложив» вам в голову фальшивые воспоминания.

ухудшать память. А периодическое голодание улучшает функции гиппокампа - одного из ключевых «центров памяти» в мозге.

В любом случае, если вы страдаете от забывчивости, стоит обратить внимание на свой рацион: возможно, есть смысл отказаться от фастфуда и начинать день с тарелки овсяной каши, богатой полезными «сложными» углеводами. Что же делать, если вы живете в хроническом стрессе и регулярно испытываете дефицит сна, но хорошая память вам все же пригодилась бы?

Есть способы «обратить» процесс потери памяти, улучшить концентрацию и запоминание

Например, регулярные занятия спортом вызывают прилив крови к тем зонам мозга, которые ответственны за хорошую память. Достаточно трех месяцев тренировок, чтобы ваша память стала лучше.

Помочь справиться с ухудшением памяти может и медитация. В одном исследовании люди от 52 до 77 лет с нарушениями памяти медитировали по 12 минут ежедневно. Это была не совсем обычная медитация - участники не просто сидели в позе лотоса, а пропевали определенные звуки и повторяли разные действия в заданном порядке. Через восемь недель такой практики у испытуемых стали значительно лучше показатели в тестах, требующих хорошей памяти, внимательности и концентрации.

Наконец, экспресс-метод для того, чтобы запомнить важную информацию после лекции или важных переговоров, - сделать кофе-брейк. И дело совсем не в кофе - вы можете пить чай или обычную воду, главная задача в том, чтобы на время оставить мозг в покое. Пока вы отдыхаете, ваш гиппокамп и кора головного мозга активно работают, усваивая только что полученную информацию.