Двунадесятые праздники - это двенадцать праздников, посвященных событиям земной жизни Исуса Христа и Богородицы. Все двунадесятые праздники входят в число праздников, однако уступают «празднику праздников и торжеству торжеств » - .
По тематике все двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные , а по времени празднования - на переходящие (подвижные) и непереходящие (неподвижные). Непереходящих насчитывается девять праздников, переходящих - три. Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных, где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла. Все двунадесятые праздники имеют предпразднество, попразднество и отдание.
Значимость двунадесятых праздников в православии
Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа. В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.
Двунадесятые непереходящие праздники
Непереходящие , то есть неподвижные праздники из года в год, вот уже на протяжении многих столетий, имеют неизменную дату. Стоит отметить, что практически во всех православных календарях праздники отмечаются по новому и по старому стилю (пишется в скобках). Рождество Пресвятой Богородицы принято почитать 21 сентября . Почему упоминаем этот праздник в первую очередь? Просто потому, что по старому стилю исчисление церковного календаря начинается именно с 1 сентября. Так гласит предание, ведь утверждение этого праздника произошло еще в далеком четвертом веке. Пресвятая Богородица, она же Дева Мария, родилась в семье бедных и довольно престарелых, но от этого не менее счастливых супругов, 8 сентября (по старому стилю), то есть 21 сентября по новому, в далеком Назарете. Девица стала матерью Исуса Христа в результате непорочного зачатия, и поэтому не могло быть иначе, как причисление ее к лику Святых.
Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября . Посвящение в определенном смысле кресту, как символу вечной и райской жизни, известно не только в христианстве, но и во многих других религиях. С крестом ознаменовывается великая жертва Исуса Христа, как искупление грехов всего человечества.
Следующую иерархическую ступень занимает праздник Введение Во Храм Пресвятой Богородицы , 4 декабря . В этот день, впервые и особенно торжественно, в храм в городе Иерусалиме была введена трехлетняя Мария.
Рождество Христово , самый светлый, добрый и от этого не менее торжественный праздник, принято отмечать 7 января . Сверхъестественное рождение Богомладенца от непорочной Девы Марии делает его по-особенному благодатным и необычным.
Праздник Крещения Господня, или Богоявление , отмечается 19 января. В этот день происходит чудо явления Ликов Святой Троицы. Исус Христос был крещен в водах реки Иордан. Бог Отец голосом с небес, в присутствии множества людей, его благословляет. В это же время Святой Дух спускается к Исусу в образе белого голубя.
Православная Церковь, согласно евангельской истории, утвердила 15 февраля (по новому стилю) как праздник Сретение Господне . Старцу Симеону сам Бог, возвестившись в образе Святого Духа, пообещал жизнь на Земле, пока он не увидит Исуса Христа.
Неожиданную и чудодейственную Благую весть, по преданию Церкви, получает Дева Мария в день 7 апреля . Ее известил Святой Дух о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа. С этим днем связано много традиций и обычаев. В этот день празднуется Благовещение .
Преображение Господне (19 августа) связано с очередным знаменательным событием в истории Рождения и Воскрешения Исуса Христа. В этот день он явился своим ученикам в сияющем образе, как солнце, в белых одеждах, подтверждая тем самым, что есть конец каждому страданию, и жизнь вечная ожидает каждого уверовавшего в нее.
Особенно строгим является пост перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа ). Скорбный день принято поминать жалобными молитвами, с целью утешения и назидания для всех христиан.
Двунадесятые переходящие праздники
За одну неделю перед празднованием Пасхи принято отмечать переходящий праздник Вход Господень в Иерусалим, то есть Вербное воскресенье . В этот день Исуса Христа принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий.
Вознесение Господне отмечается на 40-й день после Пасхи. Согласно преданию, возносится Исус Христос на небо, к Богу Отцу, закончив тем самым служение земной жизни. Всегда праздник выпадает на четверг и отражает священность вхождения Сына в небесный храм к Своему отцу.
Святая Троица выпадает на воскресенье, на 50-й день после праздника Пасхи. Перед этим днем принято отмечать Троицкую Родительскую субботу и поминать усопших.
Православный календарь
Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи - самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным.Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.
Праздником праздников называют верующие христиане Пасху. В основе этого главного церковного лежит сказание о чудесном воскрешении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда-синедриона. Идея воскрешения является центральной , поэтому празднику в честь этого события отводится особая роль.
Среди великих двунадесятых православных праздников особо выделяется день Рождества Господа Иисуса Христа (7-е января). Значимость рождения Спасителя мира до сих пор не может быть переоцененной, ведь по учению Церкви именно посредством Боговоплощения и произошло спасение человека и примирение последнего с Богом. Исторически на Руси празднования Рождества Христова нашли свое отображение в определенных народных гуляниях, называющихся святками. Люди ходили друг к другу в гости и пели песни, прославляющие рожденного младенца Христа. Появившееся практика наряжать на этот праздник ель и венчать верх дерева звездой свидетельствовала о евангельском повествовании о том, как звезда привела мудрецов с Востока к месту рождения Спасителя. Позднее в советское время ель стала атрибутом светского Нового года, а звезда символизировала не Вифлеемскую звезду, а символ советской власти.
Другой значимый праздник православного календаря – день Крещения Иисуса Христа в Иордане (19-е января). В этот день в православных храмах освящается вода, за которой приходят ежегодно миллионы верующих людей. Историческая значимость этого торжества для народного сознания находит свое отображение и в практике окунания в крещенскую прорубь. Во многих городах России готовятся специальные купели (иордани), в которые после водоосвятного молебна люди с благоговением окунаются, испрашивая у Бога здоровья души и тела.
Еще одним важнейшим праздником православной Церкви является День Святой Троицы (Пятидесятница). Этот праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи Христовой. В народе это торжество иначе называют «зеленой Пасхой». Такое именование стало следствием народной традиции украшать храмы зеленью на праздник Святой Троицы. Иногда с этим днем ошибочно связывают православную практику поминовения усопших, однако исторически по церковным указаниям усопшие поминаются накануне Пятидесятницы – в Троицкую , а сам праздник Святой Троицы является не днем усопших, но торжеством живых.
Среди распространенных традиций русской культуры, связанной с православными праздниками, можно отметить освящение ветвей вербы и ивы на двунадесятое торжество Входа Господня в Иерусалим. Евангелие свидетельствует, что перед входом Спасителя в Иерусалим непосредственно для совершения крестного подвига люди встречали Христа ветвями пальм. Такие почести предлагались древним правителям. Чудеса Иисуса и его проповедь вызвали особую любовь и почтение ко Христу в среде обычного еврейского народа. В России в память об этом историческом событии освящаются ветви вербы и ивы (за неимением в большинстве случаев пальм).
Особое место в церковном календаре занимают Богородичные праздники. Например, день Рождества Божией Матери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери. Особое почитание этих дней выражалось в отложении всей мирской суеты и стремлении к посвящению дня Богу. Неслучайно в русской культуре существует выражение: «В день Благовещения птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».
Многие великие православные праздники нашли свое отображение не только в народных традициях, но и в архитектуре. Так, на Руси воздвигнуто множество храмов, являющихся историческими памятниками, освященных в честь великих христианских праздников. Известны многие русские Успенские Соборы (в честь Успения Богородицы), Христорождественские храмы, Свято-введенские храмы, Покровские церкви и многие другие.
Видео по теме
Освященное
время Церкви:
:
церковное новолетие и миротворный
круг. В календаре этот день отмечен как начало
индикта. Христиане не хотели разделять начало
нового года в один день с последователями Конфуция,
Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать
началом православного нового года 14 сентября
(1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия
установлен святыми отцами I Вселенского собора,
которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление
церковного года. Первый день годичного богослужебного
круга открывает собою «вход лета», и богослужение
этого дня носит праздничный характер, вершиной
которого является читаемое за литургией Евангелие,
где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа
после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне.
По преданию, это произошло в первый день иудейского
праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября.
В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего
и нам наступление благоприятного «лета Господня».
В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия
Божия и впервые засвидетельствовал исполнение
ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына
Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового
Завета.
Праведного
Иисуса Навина
(XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты
и братий ее мучеников Евода
и Ермогена
.
Мученика Аифала
диакона.
Мучениц 40 дев
постниц и мученика Аммуна
диакона, учителя их.
Преподобного Симеона
Столпника
и его матери
Марфы
.
Симеон Столпник
(V век) прославился как человек самоотверженного
образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества.
Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога,
он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой
на верху, окружил его стеною и с этого "горного"
места читал проповеди многочисленным паломникам.
Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье,
предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно
он увеличивал высоту столба, на котором стоял.
Последний его столб был высотой 40 локтей (16
метров). В усиленных иноческих подвигах провел
80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие
его было хорошо известно на Руси, у него учились
претерпевать во имя святого дела многочисленные
трудности человеческого бытия. По стародавней
традиции считалось, что в этот день необходимо
совершать благотворительные дела, быть милосердным.
В Московской Руси ни один нищий в этот день не
оставался без обильной милостыни и даже заключенных
в темницах одаривали подарками.
День Семёна
Летопроводца
(Семен, Симеон
Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы
лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины,
бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков
день, засидки, конец лета, начало осени, последний
посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему
лету и начало старому. Много поверий и обрядов
было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно,
ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось
началом нового года. В 1700 году Петр I перенес
празднование Нового года с 1 сентября на 1 января.
Постепенно праздник потерял свое былое значение,
но многие обычаи так и остались в жизни крестьян.
Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов
и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы
и несли с плачем и причитанием хоронить как можно
дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому
мух "муха по мухе, летите мух хоронить".
Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие
времена и связан с почитанием Белбога – повелителя
всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого
огня и добывание нового. Старики выходили во двор
и терли друг о друга две деревяшки, пока они не
начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка
или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала
свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее
утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали
в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков
сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой
древности и был связан с переходом от младенчества
к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях
бабьим летом потому, что в это время начинаются
разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки,
мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись
женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались
так называемые засидки, когда по вечерам работали
в избах. Первый день засидок праздновался как
семейный праздник. Все родственники встречались
в доме самого старшего в роде. С летопроводца
(14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось
время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей
в дома и огороды.
Приметы погоды 14
сентября:
Если Марфа грязная -
осень дождливой будет. Бабье лето (начинается
с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье
лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит
сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки
на ели выросли низко – быть ранним морозам, а
если на верхушке – настоящие холода наступят лишь
в конце зимы.
Сегодня мы расскажем обо всех основных христианских и православных церковных праздниках за весь календарный год, а также кратко об их истории, правилах и традициях проведения. Ведь традиции христианства издавна существовали трудовые будни и дни отдыха, а также церковные и религиозные дни, предназначенные для прославления Бога, или воспоминаний событий Священной истории христианства. Такие дни в русском языке получили название «праздник».
Обычно во время праздничного богослужения верующие христиане возносят молитвы Господу и одновременно приобщаются к спасительному смыслу данного празднования. Поэтому мы и хотим рассказать об основных христианских праздниках в календаре немного подробнее. А конкретно, что это за праздники, чему посвящены, как и когда отмечаются.
История христианских праздников
Первыми христианами стали иудеи, которые приняли новую веру. Как было ранее, в ветхозаветные времена, израильский народ чтил обязательным днем отдыха седьмой день недели – субботу (др.-евр. Shabat - отдых ).
В этот день иудеи вспоминали сотворение мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения - ср. Книга Бытия, гл. 1-2). А так же еще один праздник — Пасху символ завета или союза Израиля с Богом — воспоминание Исхода иудеев из Египта.
Еще долгое время христиане — иудеи будут чтить субботу и вместе с новыми праздниками отмечать свои старинные иудейские торжества. Постепенно связь христианства с иудейским культом ослабевала. Но общие черты иудейского освящения времени можно проследить и в настоящем христианском исчислении времени.
В Евангелие от Марка 16:2 говорится, что днем, соответствовавшим началу сотворения мира, стал восьмой день недели или «день Господень» . Этот же день для христиан стал означать начало нового творения. В русском языке название этого дня говорит о событии, которое произошло в этот день - воскресение , первый день недели.
Поэтому сейчас именно у православных христиан каждое воскресенье считается праздничным днем и почитается христианами, как «малая Пасха».
Постепенно христиане стали особо чтить воскресенье. И проводили его в чтении слова Божия, молитв и Евхаристии. Постепенно значение субботы возвещавшей о первом творении уходит на второй план. И все значимее для верующих христиан становится воскресенье, рассказывающее о воскресении Христа из мертвых .Уже в 4 веке в Римской империи воскресенье было официально объявлено выходным днем, потому что большая часть населения приняла христианскую веру.
Самый главный календарный православный праздник
Еще один праздник, причем он же и самый главный праздник в христианском календаре отмечался практически в одно и то же время у иудеев и христиан, это Пасха. Время, когда вспоминаются страдания Христа и его чудесное Воскресение.
Других праздников в древней Церкви практически не было. И только со времени обретения христианской религией статуса государственной религии число праздников увеличилось. Становятся традиционными такие праздники как Рождество Христово и Крещение (Богоявление), а также Пасха и Вознесение.
К 6 веку число церковных праздников пополнилось празднованием различных событий из жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых, а также даты знаменательных событий из истории церкви.
Иерархия и виды православных праздников
Все церковные праздники можно разделить по видам на четыре большие группы.Но отдельной строкой стоит празднование Пасхи, то есть Светлое Христово Воскресенье и все шесть последующих дней, то есть пасхальная неделя .
Вслед за Пасхой все христиане чтят праздники, посвященные особым событиям из жизни на земле и славы на небесах Иисуса Христа , называются они двунадесятыми праздниками .
Календарь двунадесятых праздников
Сегодня в Православной Церкви существует 12 великих двунадесятых праздников .
В свою очередь они подразделяются на Господские , посвященные Иисусу Христу , а также на Богородичные — посвященные Пресвятой Богородице . Вот эти праздники:
1) Рождество Пресвятой Богородицы;
2) Воздвижение Креста Господня;
3) Введение во храм Пресвятой Богородицы;
4) Рождество Христово;
5) Крещение (Богоявление) Господне;
6) Сретение Господне;
7) Благовещение Пресвятой Богородицы;
8) Вход Господень в Иерусалим;
9) Вознесение Господне;
10) Троица (Пятидесятница);
11) Преображение Господне;
12) Успение Пресвятой Богородицы.
Великие не двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы;
Обрезание Господне;
Рождество Иоанна Предтечи;
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла;
Усекновение главы Иоанна Предтечи.
В четвертую категорию праздников включены дни особо чтимых святых, а также икон . В Русской Православной Церкви особо чтимы праздники Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые другие.
Что такое подвижные и «неподвижные» двунадесятые праздники?
Великие двунадесятые праздники делятся на две группы, одна из них «подвижные » и вторая «неподвижные » праздники.
По лунно-солнечному календарю определяются «подвижные праздники» . К этим праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница).
Следовательно, «неподвижными » считаются те даты, которые приходятся только по солнечному календарю. То есть эти праздники отмечаются в конкретные числа и месяцы года . И даты их празднования зависят от дня празднования Пасхи.
Главный церковный праздник года
Пасха в этом году 12 апреля 2015 года.
Пасха дин из самых почитаемых весенних у иудеев и христиан праздник. У евреев в этот праздник вкладывается идея ожидания прихода мессии. А так же Пасха символизирует начало «исхода» евреев из Египта. У христиан это праздник связан с учением о воскресение Иисуса Христа
.
Даты празднования Пасхи у христиан падают на период с 22 марта по 23 апреля . Первое воскресенье вслед весенним равноденствием и полнолунием – великий день для христиан, Пасха. , поэтому мы останавливаться не будем, читайте о самом известном и важном празднике пасхе, о пасхальном столе, и много другом отдельно.
Календарь основных христианских праздников (великих двунадесятых праздников)
Рождество Христово 7 января не переходящий праздник
Этот праздник отмечается в день рождения Иисуса Христа в Вифлееме . Праздник Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти один из самых значительных дней литургического года и один из главнейших праздников в большинстве христианских концессий.
По новому стилю христиане всего мира отмечают Рождество Христово 7 января. Исключением являются только христиане Армянской Церкви.
История этого праздника прослеживается только до 4 века. Да и сама дата рождения Иисуса Христа, по ранним текстам церковных авторов, приблизительно называется 20 мая.
Но на день 25 декабря (по старому стилю) приходился старинный языческий славянский праздник «Рождения Солнца Непобедимого» , во время расцвета христианства в Риме этот праздник наполнили новым содержанием. И рождение Иисуса Христа стали называть как «Рождение Солнца Правды» .
Праздник Рождества Господня начинают праздновать по христианской традиции с 20 по 24 декабря (по старому стилю), и называются эти дни предпразднество. Далее идут 6 дней попразднества, и завершается всё праздником Обрезания Господня .
День в канун праздника Обрезания Господня называют сочельником, и проводится он в строгом посте .
Богоявление (Крещение)
Православные христиане называют этот день — Крещение Господне . У других народов этот день имеет несколько названий, одно из названий: «Праздник трех царей» . В этот праздник вкладывается смысл о первом откровении языческим народам света истины Божией .Крещение Господне 19 января не переходящий праздник
Христианский праздник Крещение Господне (Богоявление) напоминание о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана . В Православной Церкви празднуется этот праздник 6 (19) января. А также все желающие купаются обычно в холодных водах под открытым небом, да и вода в этот день обладает целительной силой и сохраняется свежей весь год.
Еще одно название этого праздника как я уже сказала Богоявление. Поскольку во время Крещения Господу явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).
Стретение Господне 15 февраля не переходящий праздник
В этот день все христиане вспоминают события, которые произошли с Христом в сороковой день его земной жизни. В Евангелие от Луки 2:22-39 говорится, что Иисус встретился с двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей.
Эта встреча состоялась в Иерусалимском Храме 2 (15) февраля. Этот праздник по канонам церкви православной является Господским и Богородичным одновременно, а так же двунадесятым праздником.
История праздника. Дева Мария пришла в храм, как полагается по закону Моисееву в сороковой день после рождения младенца мужского пола. С первенцем мать в храме должна принести жертвы о своем очищении, а также представить младенца Богу и сделать «выкуп».
Законом была установлена определенная плата, пять сикелей. По своей бедности Мария могла принести в жертву только двух горлиц. Младенца в храме встретили праведники Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Этот праздник завершает цикл всех праздников рождественских .
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля непереходящий праздник
Это один из самых древних христианских праздников, о нем упоминается в поучениях Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Августина и других еще в 3-4 веках.
Празднование праздника Благовещение Пресвятой Богородицы происходит 25 марта (7 апреля по новому стилю ). Этот праздник является Богородичным двунадесятым из праздников православной церкви.
Вход Господень в Иерусалим 5 апреля 2015 г. переходящий праздник
Этот Господский двунадесятый праздник христиане празднуют за неделю до Пасхи . Вспоминают они вход Иисуса Христа в Иерусалим , когда народ приветствовал Его как Царя.
Вознесение Господне 21 мая 2015 г. переходящий праздник
Это день воспоминания о вознесении Иисуса Христа на небо в сороковой день после Пасхи. Праздник Вознесения входит в число Господских двунадесятых праздников православной церкви.
Как следует из истории, в 4 веке Святая Елена построила базилику в честь Вознесения. И праздник этот назывался «40 днем после Пасхи». Святой Иоанн Златоуст и Святой Августин приписывали установление праздника Вознесения апостолам. Длится праздник вознесения Господня семь дней .
Троица (Пятидесятница) 31 мая 2015 г. переходящий праздник
Великий двунадесятый праздник Троица празднуется в 50-й день Пасхи . В этот день христиане славят Святую Троицу и вспоминают Святого Духа, сошедшего на апостолов.
В 50-й день после Пасхи все иудеи отмечали ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Этот праздник знаменовал собой окончание жатвы и собирания плодов. Евреи приходили в храмы и приносили с собой плоды в качестве жертвы. Именно в этот пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа его ученики Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47).
Преображение Господне 19 августа не переходящий праздник
Преображение Иисуса Христа в православной церкви празднуется 6 (19) августа. Об этом Господском двунадесятом празднике можно узнать в писаниях Матфея 17:1; Марка 9:2; Луки 9:28. После того как Иисус открыл своим ученикам «что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть» он поднялся стремя апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними.
«Лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег» — во время Преображения Христова им явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Они оповестили Иисусу о Его близком отшествии.
Православная церковь во время этого праздника (преображения) исповедует «соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного» .
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа не переходящий праздник
Окончание земной жизни Пресвятой Богородицы празднуется 15 (28) августа. Об этом Богородичном двунадесятом празднике доходят до нас сведения уже с 4 века. Хотя данные самые противоречивые о том, как и где, проживала Дева Мария после смерти Спасителя, но в текстах однозначно говорится о том, что
«Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо» .
Пресвятая Дева, согласно повелению своего Сына, была оставлена на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27). Она пребывала в подвигах поста и молитвы, перед смертью Мария проживала в Иерусалиме.
В день окончания ее земной жизни апостолы из разных стран стали свидетелями Ее мирного представления. А по прошествии трех дней после погребения апостол Фома пожелал открыть могилу Марии. Но в гробу лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Воскресший в третий день, Господь, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября не переходящий праздник
Годичный круг христианских церковных праздников начинается 8 (21) сентября Богородичным двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы .
Согласно Протоевангелии Иакова, родиной Марии является маленький город Назарет. Родители ее были бездетны. Праведные мать Анна и отец Иоаким не один год проводили время в молитвах о даровании им ребенка. Им пришлось пережить много унижений и насмешек из-за своей бездетности.
В глубокой старости Бог в благодарность за их смирение даровал им дочь Марию . Имя Мария в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».
Первые упоминания об этом празднике встречаются в документах, датированных 5 в. Назвать эти сведения достоверными сложно. Потому что в разных церквях этот праздник возникал в разное время.
Воздвижение Креста Господня 27 сентября не переходящий праздник
Этот праздник в христианстве единственный, который начали праздновать с момента совершения события — обретения, святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения.
У православных христиан этот день празднуют - 14 (27) сентября. Как говорится в предании мать императора Константина Великого Елена отправилась в Иерусалим для того чтобы отыскать крест, на котором распяли Иисуса Христа .
На месте храма Венеры во время раскопок, нашли три креста. А чтобы распознать крест, на котором распяли Спасителя, кресты стали прикладывать к телу мертвого человека. Когда на тело возложили крест, на котором распяли Христа, мертвец ожил.
Люди стали стекаться к животворящему Кресту, их было такое множество, что не каждый мог приложиться к нему и поцеловать. Поэтому Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть.
Именно это событие и послужило началом богослужебного чина Воздвижения Креста. Во время этого праздника принято украшать церкви так же, как и на Пасху и Богоявление.
В основу этого христианского праздника положено событие из раннего детства Пресвятой Девы Марии.
В благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, родители Марии — Иоаким и Анна дали обет, посвятить свою дочь Господу . Поэтому, когда девочке исполнилось три года, они отдали Ее на воспитание и служение в храм .
В Православии этот Богородичный двунадесятый праздник празднуется 21 ноября (4 декабря). Упоминание о празднике появляется в 8-9 веках. Праздничные дни в православной церкви традиционно длятся 6 дней.
Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.
Пасха
Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».
Двунадесятые праздники
Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.
Двунадесятые непереходящие праздники
Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.
Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.
Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.
Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.
Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.
Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.
Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.
Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.
Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».
Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.
Недвунадесятые праздники
Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.
Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.
Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.
Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.
Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.
Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.
Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.
Православные посты
- периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.
Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.
Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.