Домой / Материалы / Что делать маме когда ребенок не делится игрушками. Должен ли ребёнок делиться? Ребенок не дает свои игрушки 2 года

Что делать маме когда ребенок не делится игрушками. Должен ли ребёнок делиться? Ребенок не дает свои игрушки 2 года

Оказавшись в ситуации, когда сын или дочь с криками не позволяют другому малышу даже взглянуть на любимый мячик или куклу, любой родитель почувствует минимум неловкость. Как научить ребёнка делиться игрушками с другими, не краснеть на площадке среди других ребятишек или когда домой приходят гости с такими же маленькими упрямцами?

Для начала разберём, почему такое происходит. Всё просто. Детям в возрасте от года до трёх-четырёх лет сложно отдавать игрушки другим. Они отчасти считают их продолжением себя. К тому же ближе к 3 годам начинают осознавать себя личностью и проявлять своеволие.

Что делать родителям?

Начинать стоит с азов – с норм общения. В зависимости от возраста подход отличается.

Малышей до года в спорной ситуации проще переключить на другое занятие. При этом не нужно отбирать у собственного ребёнка игрушку и отдавать просящему. Лучше отвлечь обоих от желаемого объекта.

В конфликтных ситуациях предложите альтернативу обоим спорщикам или переключайте их внимание на что-то интересное. Маленькие дети легко отвлекаются и заинтересовываются новым.

Предлагайте обмен игрушками. Часто любопытство побеждает чувство собственности.

Почему нужно уважать чувство собственности у ребёнка?

Неловкость или стыд из-за того, что окружающие подумают о вашем чаде, толкает родителей силой отдать другому мальчишке или девчонке игрушку. Поступать так нельзя. Малыш, если у него всё время отбирать вещи в угоду другим, лишь поймёт: ни он, ни его чувства не имеют значения.

Нужно понимать и уважать чувство собственности маленького человека. Такая позиция родителей – залог нормальной самооценки в будущем.

В случае спора предложите оппоненту альтернативу. Другую вещь, которой ваш ребёнок пока не играет. И вот если сейчас он запротестует, скажите: раз игрушка не используется, то её на время можно дать другому.

Прививаем эмпатию

Чтобы научить ребёнка безболезненно делиться с другими детками полезно развивать эмпатию – способность сопереживать другим. Эмпатия не свойственна людям от рождения, её следует формировать.

Уже с двухлеткой можно смотреть мультфильмы или читать книжки, в которых будет персонаж, вызывающий сопереживания. Важно обсуждать это с малышом, насколько позволяет возраст.

Личный пример тоже немаловажен. Если сын или дочь видят, что родители поддерживают друг друга, по-доброму относятся к тем, кто попал в трудную ситуацию, они воспримут это как норму.

Можно подкармливать птиц в парке, особенно зимой. Оставлять еду для бездомных животных. Попутно объясняя, почему вы так поступаете.

Что делать, если посторонние ругают моего ребёнка за жадность?

Дома объясняйте малышу, что принято делиться, можно дать на время то, чем пока сам не пользуешься. Старайтесь говорить спокойно, доброжелательным тоном. На помощь могут прийти мультфильмы или сказки с положительными примерами.

Итак, краткая справка родителям

Психологи не советуют:

  • Силком отбирать у ребёнка игрушки, которые понравились другим деткам.
  • Ругать сына или дочь за жадность, наказывать или позволять кому-либо это делать.
  • Брать с собой на прогулку то, с чем малышу будет трудно расстаться.
  • Заставлять силой проявить щедрость.

Вместо этого:

  • Разговариваем, объясняем, что игрушками можно играть совместно.
  • Переключаем внимания со спорного объекта на что-то другое.
  • Собираясь на улицу, оставляем дома всё, что не позволено брать другим.
  • Не ругаем ребёнка и не позволяем так делать другим.

Не стоит забывать об особенностях развития деток. И то, что нам может казаться сейчас жадностью – определенный этап становления детской личности.

Доброе время суток, дорогие посетители моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня во дворе моего дома я была свидетельницей вот такой сцены: на детской площадке две мамы безуспешно уговаривали своих малышей поделится своими игрушками с детьми.

Меня тоже заинтересовала эта проблема, и я решила посоветоваться с детским психологом. Стоит ли бороться с детской жадностью? В каком возрасте лучше начинать выработку такого ценного качества, как щедрость?

Как это начинается?

Обычно проблема детской жадности возникает, когда малышу исполняется 2-3 года. Вы замечали, как в этом возрасте кроха останавливается перед зеркалом и пристально всматривается в свое отражение?

Это признак того, что в его сознании происходит очень важный перелом – он осознает себя величиной, существующей в этом мире отдельно от родителей, особенно от мамы, выстраивает границы собственного «Я», пробует, где начинаются и заканчиваются его владения.

Игрушки, вещи, одежда, кроватка, столик, за которым он ест и играет – все это его личное пространство, часть его самого. Как можно отдать часть самого себя, часть того, что ему принадлежит? Вы бы отдали дорогую вам вещь? А если бы вас настойчиво уговаривали, обвиняя в жадности? Должен ли ребенок делиться личными вещами, опасаясь обвинений в жадности?

В этом возрасте кроха еще не в состоянии понять отвлеченные рассуждения о нравственных ценностях, каким бы аргументированными они не были. А вот дети постарше уже могут научиться делиться, опираясь на понятия о дружбе и уважении между братьями и сестрами.

Мир в семье

Часто приходится идти на компромисс, делясь своими игрушками. Правильный подход родителей к этой проблеме значительно улучшит психологический климат в семье, прекратив бесконечные ссоры. С малышами 3-5 лет можно разыграть сценку по типу кукольного театра, во время которой игрушка расскажет, что она уйдет от них, если из-за нее будут ссориться.

Будет хорошо, если они станут владеть желанной вещью по очереди: поиграл один, через час отдал другому. Справедливая мама быстро добьется своей цели, если даст им почувствовать выгоду договоренности.

А уж если ссоры все-таки возникают, ничего не поделаешь, придется игрушке «уйти» от тех, кто ссорится с другими людьми. В возрасте 4-5 лет дети уже способны понять ценность родственных отношений.

Здесь имеется один «подводный камень» — это режим наибольшего благоприятствования для младшего члена семьи. Маленькие хитрецы привыкают, что ради них приходится чем-то жертвовать старшим детям, и быстро начинают манипулировать этим. Не поддавайтесь на провокации, пусть и младший тоже немного потерпит ради брата или сестры.

В песочнице

Ну, если в семье еще можно прививать семейную солидарность, то, как быть во дворе, или в гостях? Как заставить делится игрушками с чужими детьми? Чтобы не возникало конфликтных ситуаций, надо показать детям положительные стороны совместной игры.

До 2-2,5 лет это сделать вряд ли получится, а вот малышу постарше уже можно объяснить, что для того, чтобы с ним делились, нужно и самому давать что-то взамен.

Не берите с собой новые любимые игрушки, если понимаете, что найдутся желающие попросить их. Подумайте о том, чтобы взять на прогулку по 2-3 машинки, куклы или песочных набора. Такие «дубликаты» можно без слез и обиды предложить взамен чужим игрушкам. Если малыш и тогда не готов делиться, отведите его туда, где он останется один, без сверстников.

Объясните, что это произошло потому, что он не захотел ни с кем меняться. Вид весело играющих детей, возможно, приведет ребенка к выбору совместной игры, а не одинокого времяпрепровождения наедине со своими игрушками. Здесь важно, что выбор остается за ним, и решение, делится или нет, он принимает сам.

Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.

Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. «Я сам!» и «Мое!» - основные слова малыша. Фактически «Мое» - одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

Что вы можете сделать

Формируйте великодушие. Обезьяна делает то, что видит. Если большая обезьяна делится, маленькая поступает так же. Если кто-то попросит у вас одну из ваших «игрушек», обязательно поделитесь. Пусть это будет воспитательным моментом: «Мама поделилась своей поваренной книгой с подругой». Вы свои слова подкрепляете действиями, это очень убедительно. Предложите ребенку: «Хочешь, я поделюсь с тобой жареной кукурузой?», «Иди к нам, мы найдем тебе место». Если у вас несколько детей и они близки по возрасту, придет время, когда вы не сможете полностью посвятить себя только одному из них. Сделайте лучшее, что вы можете, - разделите ваше время справедливо. «Несправедливость» - вот единственная часто повторяемая жалоба в детстве. Пробуйте быть одинаково доступны для всех детей, насколько это возможно.

Играйте. Игра «Делим папу»: посадите двухлетнего ребенка на одно колено, а четырехлетнего - на другое и объясните обоим детям, как поделить важного для них человека.

Когда начинать. Мы и не ожидаем, что малыши сами начнут делиться, необходимо использовать каждую возможность, чтобы поощрить их за это. Объясните ребенку, как сказать друзьям о своих желаниях. Например: «Когда Кэтрин починит автомобиль, тогда ты сможешь поехать на нем. Спроси ее, когда она закончит» или «Протяни руку и жди, она даст тебе куклу, когда будет готова». Если начинается ссора из-за игрушки, иногда лучше взрослым не вмешиваться. Дайте детям время и место, чтобы решить спор между собой. Стойте в стороне и наблюдайте. Если динамика взаимоотношений в группе развивается в правильном направлении и дети, кажется, решают проблему между собой, оставайтесь свидетелем. Если ситуация ухудшается, вмешивайтесь. Самообучение - с небольшой помощью или без нее со стороны воспитателей - очень важно.

Попеременное владение. Использование таймера помогает решать споры из-за игрушки. Джонни и Джимми серьезно ссорятся из-за игрушки. Вы вмешиваетесь, прося каждого назвать чисто. Тот, кто называет число ближе к тому, которое вы задумали, получает игрушку первым. Затем вы устанавливаете таймер. Две минуты -достаточное время для маленьких детей. Старших можно попросить подождать подольше. Когда время истечет, игрушка переходит к другому ребенку на то же время (хотя он мог уже забыть, что она ему нужна). Вам, вероятно, приходилось объяснять этот принцип маленьким детям. Начинайте со старшего ребенка или с того, кто больше готов к сотрудничеству. Например, Стивен владеет игрушкой в течение двух минут. Звучит сигнал таймера. Возьмите игрушку у Стивена с разговором и поддержкой и вручите ее Лауре, заверив Стивена, что его очередь наступит вновь после сигнала таймера.

Может потребоваться несколько таких циклов прежде, чем ребенок станет отдавать игрушку, улыбаясь и зная, что она опять вернется к нему. Семьи, которые применяли принцип таймера, рассказывали нам, что он действует настолько хорошо, что большие дети бежали к своей матери с просьбой: «Мама, включи таймер. Сюзи не хочет делиться».

Если этот метод не действует, используйте «перерыв» для игрушки. Положите ее в шкаф и объясните, что игрушка останется там, пока они не научатся совместно пользоваться ею. Со временем дети поймут, что лучше пользоваться игрушкой совместно, чем утратить ее совсем. Они будут учиться сотрудничать, при этом выигрывает каждый.


«У меня один ребенок. Долгожданный, любимый. Очень боюсь, что он вырастет эгоистом, так как ни с кем ничем не делится. Все мое. И все тут. Подскажите, что делать? Недавно прочла на детском сайте статью о том, надо ли учить ребенка делиться едой, игрушками, так там утверждается, что не хочет ребенок делиться - и не надо, это его право, право собственника…».

Получать - отдавать - две стороны одной медали

Совершенно правильный вопрос задает мама: нужно ли ребенка учить делиться едой? Вопрос вовсе не праздный и не второстепенный, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в основе нашей телесной природы лежат два базовых желания - покушать и размножиться.

Ребенок рождается, представляя собой не чистый лист, а с заложенными природой внутренними свойствами, векторами. Причем эти внутренние свойства нуждаются в развитии и реализации . Говоря проще, дети - в своем психическом как первобытные люди и только при правильной социализации, развитии их потенциала они становятся людьми современными.


Соответственно, дети с рождения не умеют делиться пищей, они озабочены только наполнением своих желаний. Все мне, да побольше. Детей учат делиться едой, тем самым их учат быть людьми, учат вести себя по-людски.

Научить ребенка делиться пищей - означает научить его отдавать что-то от себя другим и при этом получать удовольствие от процесса отдачи. Не только чтобы его кормили, любили, ему давали тепло и заботу, но и он мог вначале отломить кусочек хлеба своим близким и увидеть радость в их глазах, ощутить удовольствие от чужой радости, а потом получать удовольствие уже отдавая другим людям свою любовь и заботу.

Наверняка, Вы помните народную мудрость о категории таких людей, которые не могут «не дать - не взять». Порой именно из неумения ребенка делиться пищей вырастает его неспособность наслаждаться тем, что ему дают (он воспринимает это как должное, не чувствует ценности получаемого) и неспособность что-то отдавать своему окружению (человек -пустоцвет).

Выводы

Итак, родителям и воспитателям просто необходимо научить ребенка делиться пищей. Потому что из такого, казалось бы, нам современным, обеспеченным родителям, неважного навыка, зависит - научится ли ребенок ценить то, что ему дают и с удовольствием отдавать то, что есть у него миру . Свои способности, свои таланты, свою любовь…


Как научить ребенка делиться пищей? Конечно, не насильно, отнимая у него часть еды или игрушек, нанося подобным образом глубокие психологические травмы. Только через поощрение.

При этом поощрять каждого ребенка нужно в соответствии с его вектором (внутренними наклонностями). Так, ребенка с анальным вектором - похвалить, с кожным - погладить, с уретральным - восхититься его поступком. И так привить ребенку способность получать наслаждение от того, что он делится пищей, от самого процесса отдачи.

Подчеркиваю, через навык делиться пищей ребенок научается получать удовольствие не от получения, а от отдачи.

P.S. Немного из собственного опыта: в моей семье кроме меня был еще брат и я помню, как родители учили нас делиться друг с другом. Особенно запомнилась половинка конфетки, которую брат мне оставил, когда я была в детском лагере. Все по-честному, каждому по половинке. Так нас учили. И теперь я понимаю, что так как у всех членов моей семьи был анальный вектор именно такое деление вкусненького не вызывало протестов, ни внутренних, ни внешних.

Мои родители воспитывались в многодетных семьях и их тоже учили делиться друг с другом - едой, вещами и пр. Когда родился мой сын экономической и физической потребности в том, чтобы делиться не было никакой. Все было и в полном достатке, если не сказать, что в изобилии. Запланированный, единственный ребенок. Зачем и с кем ему делиться?

Надо отметить, что бабушки все равно пытались научить внука делиться. Сначала с близкими, потом с другими детьми. Пережиток прошлого. Так я наивно полагала. Но после знакомства с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, которая заглядывает вглубь нашей психики, достает на поверхность истинные глубинные причины человеческих поступков - в частности, изменилось мое отношение в вопросе значимости научения сына умению делиться едой. Ох, как правы, оказывается, в этом вопросе были бабушки! Пусть они и действовали интуитивно, зато теперь мой сын умеет делиться едой и игрушками.

Статья написана с использованием материалов

Мы привыкли с самого раннего возраста учить своих детей делиться. Мамочки на площадке увещевают малышей: " , дай поиграться другим!" Но должен ли ребенок делиться?

Нет, нет, нет! Статья не о том, что жадность — это плюс. Можно и нужно , поощрять заботу и доверие к окружающим. Но привычное мнение о вопросе «делиться — не делиться» немного ошибочно. Как правильно поступать, если ребёнок не делится игрушками, читайте в статье.

Вот типичная сцена с участием детей дошкольного возраста: один ребенок занят игрушкой, когда другой приходит и начинает ее требовать. Взрослый говорит: «Будь вежлив и поделись своими игрушками», или «Дай Алле лошадку. Ты уже наигрался».

Что происходит? Ребенок вынужден отдать что-то, и его игра внезапно прерывается. Он узнает, что «делиться» заставляет его плохо себя чувствовать. В такой ситуации делится как раз родитель, а не ребенок.

Как научить ребенка делиться с другими? Традиционный обмен подразумевает, что маленькие дети должны отказаться от чего-то по требованию другого ребенка. Но мы же сами так не делаем.

Представьте себе, что вы говорите по телефону, как тут кто-то подходит и требует ваш телефон. «Мне нужно позвонить», - говорит он. Вы бы не разозлились? Как взрослые, мы ожидаем, что люди ждут своей очереди. Мы могли бы с удовольствием одолжить наш телефон другу или даже чужому человеку, но они должны подождать, пока мы не освободимся или не будем готовы.

То же самое должно применяться к детям.

Вот как это выглядит в реальной жизни. Вместо того, чтобы сказать, «еще пять минут, а потом я дам Алле, когда будет ее очередь», научите ребенка говорить «Ты можешь поиграться, когда я закончу». Так он учится положительной настойчивости. Это помогает детям постоять за себя и научиться устанавливать границы. Какой потрясающий жизненный навык.

Сколько из нас имеют трудности с тем, чтобы сказать «нет?». Возможно, если бы нас научили этой "положительной настойчивости", все было бы иначе.

Когда ребенок бросает игрушку и переходит к чему-то другому, напомните ему, что Алла ждет своей очереди (большой урок вежливости и понимания других).

Вершина радости для родителей — когда ребенок самостоятельно, по своему желанию отдает игрушку. Это тот момент, когда ребенок испытывает прилив добрых чувств от доброты к другим людям. Это чистое великодушие. Это теплое чувство. То, которое ему захочется повторить снова и снова — смотрит на него мама и папа или нет.

Что же на счет ребенка, который ждет, когда с ним поделятся игрушкой?

Ожидание бывает сложным, особенно для импульсивных 2-5-леток. Но как и настойчивость, ожидание — это отличный жизненный навык терпеливости. Ожидающий своей очереди ребенок может злиться, расстраиваться, обижаться — и это нормально.

Не бойтесь топота ножек или слез.

Научиться контролировать эмоции и правильно выражать сильные чувства — главная задача детства.

Контроль над своими импульсами (ожидание игрушки, а не выхватывание ее из рук другого) это чрезвычайно важная часть развития интеллекта, которая достигается только практикой.

Чем больше практики, тем лучше. «Делиться по очереди» — отличная практика.

Итак, как на практике применить позитивную настойчивость, если вы решили научить ребенка делиться игрушками правильно, без ущерба для него самого, а также как скрасить ожидание ребенку, которому не дают игрушку по первому требованию? Вот несколько ключевых фраз, которые пригодятся.

Позитивная настойчивость

  • Можешь играться, пока не надоест
  • Ты уже наигрался? А Макси говорит, что еще не закончил
  • Тебе не понравилось, что он забрал твою машинку? Скажи ему, что так нельзя, и пускай отдаст обратно.
  • Говори: «Я не закончил. Наиграюсь — можешь взять.»
  • Сейчас она играется. Когда она закончит, будет твоя очередь.
  • Белла до сих пор играет с пони, значит она еще не закончила.
  • Нужно подождать. Я не разрешаю забирать у нее из рук игрушку.

Ожидание

  • Да, я знаю, ждать очень трудно!
  • Ты злишься, я вижу, что ты действительно прямо сейчас хочешь играть с пони.
  • Если хочешь — злись, но игрушку я брать не разрешаю.
  • Скажешь Максу, когда закончишь играть, чтобы он взял игрушку?
  • Я так понимаю, тебе уже не нужен этот грузовик. Иди, поищи Бена. Помнишь, он хотел поиграть и ждал своей очереди?

Научить делиться игрушками ребенка, который не хочет этого делать - не простая задача, но мы уверены вы с ней справитесь!