Последние статьи
Домой / Материалы / Факультет коррекционной педагогики. Занятие в старшей группе по фцкм (формирование целостной картины мира) «путешествие в профессии

Факультет коррекционной педагогики. Занятие в старшей группе по фцкм (формирование целостной картины мира) «путешествие в профессии

Цель: обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

1. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются. Учить понимать образный смысл загадок.

2. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение, обогащать словарь по теме, интерес к жизни животных и птиц Севера, слуховое и зрительное внимание, мышление, общую моторику.

3. Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Материал: письмо от Северного ветра, разрезные картинки животных холодных стран, цветик-семицветик, картина тундры, наклейки, схема описания животного, готовое тесто, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками, 2 пластмассовых крышки, следы оленя, следы человека, муз.запись ветра, моря, медальки.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома, книг, журналов с иллюстрациями о Севере,

Чтение: эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает», стихотворений, отгадывание загадок о животных Севера, юкагирская сказка «Отчего у белого медведя черный нос?», рассказы Г.Снегирева «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок», «Белек»,

Исследовательская работа «Нахождение местообитания животных холодных стран на карте»,

Беседа «Что мы называем Севером?», «Какие животные и птицы обитают в Арктике и тундре?»,

Занятия: «Знакомство детей с климатом и природой Арктики и тундры», «Путешествие на Север», аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Пингвин», рисование красками «Северный олень», лепка «Белый медведь», «Итоговая беседа о диких животных Севера»,

Игры: «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме», п/и «Белые медведи», п/и «Моржи», «Разрезные картинки», «Большой маленький»,

Коллаж «Обитатели Севера»,

Просмотр презентаций: «Где живут белые медведи» (viki.rdf.ruавтор И. Котова), «Животные Севера» (www.pochemu4ka.ru. Автор Н. Власова), «Северный олень».

Словарная работа: Север, безлесая, вечная мерзлота, ластоногие, северный олень, тундра, лишайник, белек, айсберг.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота открывает»

Дети: Ветер.

Воспитатель: Оказывается, Северный ветер и писать умеет снежными ледяными узорами. Он написал нам письмо. (Воспитатель читает письмо). «Здравствуйте, дети, Я решил проверить, какие вы смышленые и смекалистые. Если сможете правильно ответить на мои вопросы и тот, кто больше всех наберет звездочек - получит звание «Умка» и медаль от северного медвежонка Умки».

Воспитатель: Ребята, я уверена, что вы сможете ответить на любой вопрос Северного ветра. Сегодня мы отправимся в путешествие по станциям, а поможет нам в этом цветик – семицветик. Закрываем глаза, отрываем один лепесток и произносим волшебные слова:

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере.

Звучит запись «Музыка ветра»

Воспитатель: Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода и, если быстро не согреться, то можно замерзнуть.

Дети становятся в круг.

Зарядка «Вы узнаете зиму?»

Кругом глубокие снега шагают, высоко поднимая ноги

Куда я взгляд не кину смотрят по сторонам

Метет и кружится пурга взмахи руками в стороны, покружится

На лыжах мчимся мы с горы имитация езды на лыжах

Нет веселее той поры хлопки в ладоши

Вы узнаете зиму? плечи поднимать и опускать

Воспитатель: Теперь мороз не страшен, можно и оглядеться. Где же мы оказались, ребята? Какое задание приготовил нам Северный ветер?

На ковре разложена дорожка из следов человека. Педагог предлагает детям пройти по следам. В конце маршрута следы приводят к первой станции «Тундра».

Задание первое от Северного ветра: «Ребята, рассмотрите природу тундры и расскажите о ее растительности и обитателях».

Дети становятся полукругом.

Это тундра, безлесая равнина. Небо над ней серое, унылое. Мох и лишайники покрывают болотистые кочки. Лес в тундре, если и встретишь – то высотой по колено. Здесь растет много ягод. Корни растений уходят не глубоко в землю, потому что земля скована вечной мерзлотой. В тундре множество болот, озер, рек.

(вручение звездочек)

Воспитатель: ребята, вы молодцы справились с первым заданием. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, чьи это следы? (оленьи). Дети идут по следам.

Звучит запись «Шум моря»

Физминутка:

Мои руки – это волны (имитация волны руками)

Ветер гонит их вперед (вытягиваем руки вперед волнообразными движениями)

Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)

Небо их к себе зовет (вытягиваем руки вперед и вверх тянемся)

Мои руки – это крабы (растопыриваем пальцы и шевелим)

Плавают туда-сюда (движение рук из стороны в сторону)

Вторая станция «Северные олени».

«Опиши северного оленя по схеме» (на мольберте)

Дети садятся на стульчики напротив мольберта. Рассказывание по схеме (2-3 ребенка) (вручение звездочек).

Воспитатель: У северных оленей широкие копыта и для чего они нужны оленю мы с вами проведем опыт. Для этого мы отправляемся на следующую станцию.

Третья станция «Исследователи Севера».

Опыт с тестом «Для чего оленю такие копыта?» Дети становятся вокруг стола.

Из теста, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет или пластилина, делают две приблизительно одинаковые лепешки, толщиной 1-1,5 см.

Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Например, к одной их двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином крепятся четыре остро заточенных карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы. После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами.

Что вы заметили?

Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?

Воспитатель: Ребята, а какие животные и птицы еще живут в тундре? (дети перечисляют обитателей тундры).

Четвертая станция «Загадки Северного ветра» с показом презентации.

В: Давайте теперь попробуем ответить на вопросы Северного ветра.

(Воспитатель читает вопросы, дети отвечают. За каждый правильный ответ ребенку дается фишка (наклейка).

Вопросы:

1. царство трескучих морозов, глубокого снега, толстого льда (Север).

2. корешки морощки гложем,

Мох грызем в конце концов

Но без тундры жить не можем

Хоть пугаемся песцов (лемминг)

3. плывет по морю глыба, словно вал из серебра (Айсберг).

4. что означает слово «Арктика» (медведь).

5. словно занавес цветной

В небесах мерцает

Над пустыней ледяной

Небо расцветает (северное сияние)

7. безлесая равнина, где царит холод, земля скована вечной мерзлотой (тундра).

8. Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного (песец).

9. Как называются места, где гнездятся полярные птицы? (птичий базар)

10. Этот зверь похож на глыбу,

Ловко лапой ловит рыбу (белый медведь)

11. Как называют детенышей тюленей (белек).

12. Назови ластоногих животных. (Морж, тюлень)

13. Какая птица не умеет летать? (Пингвин).

14. Почему в тундре легко находить грибы?

15. этот зверь – пловец прекрасный,

Вместо лап у зверя ласты,

В море плавает весь день,

Угадайте, кто? (тюлень).

16. Почему казарки строят гнезда рядом с гнездами полярной совы?

17. он и сильный, он и быстрый,

Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвет (северный олень).

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы Северного ветра смогли ответить (вручение звездочек).

Воспитатель: Оказывается, ветер прислал нам фотографии животных холодных стран. Только они были сделаны на льдинках, а льдинки раскололись на осколки. Давайте их соберем.

Игра «Разрезные картинки». (Дети собирают разрезные картинки на столах)

Воспитатель: Вы очень постарались. Но ледяные картинки такие холодные, я думаю, у вас замерзли руки. Давайте их согреем.

Зимняя разогревалочка

Если замерзают руки, Растираем ладони

Начинаем их тереть. согревающими круговыми движениями

Быстро мы сумеем руки Потереть ладони внутренней стороной

Как на печке разогреть. Потереть ладони внешней стороной

Сначала ладошки Пальчиками одной руки обхватываем

Совсем как ледышки, и проводим по пальчику другой

Потом как лягушки, Так все пальцы

Потом как подушки.

Но вот по-немножку Потереть ладонь об ладонь

Горят и взаправду Приложить ладони к щекам

А не понарошку. Погрозить пальчиком

Я горю как от огня Потереть ладонь об ладонь

Вот потрогайте меня. Вытянуть раскрытые ладони

Игра «Кто лишний?»

«Засели животное в его зону обитания».

Дети заселяют животных заранее сделанных в их среду обитания (коллаж).

Воспитатель: Ребята, пора в обратный путь. Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова: «Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться опять в группе».

Открыв глаза, оказываются у себя в группе.

В: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали, запоминали, отвечали на вопросы. Что вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии? А теперь подведем итоги нашего занятия и наградим «самого умного».

Цели и задачи:

  • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; закреплять название материала, из которого посуда сделана;
  • развивать зрительное восприятие и внимание, согласованность речи с выполнением движений; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона;
  • совершенствовать артикуляционные навыки; развивать правильное речевое дыхание и умение регулировать силу и интонацию голоса;
  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • Закреплять навыки и способы лепки (сплющивание, раскатывание, скатывание, примазывание).

Предварительная работа:

  • экскурсия с родителями в магазин (отдел) посуды, рассматривание посуды на кухне дома;
  • чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники».
  • Проведение игр: «В чем готовим?», «Из чего едим?», «В чем храним?»

Ход занятия

1. Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу)
Мы пришли сюда с утра,
Крикнем дружно все: «Ура!»
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля!
Это я - ……..(называют себя по имени, по кругу)!
Здравствуйте-здравствуйте-здравствуйте!
2. Посуда - чудесница. (ребята располагаются удобно на ковре).
- Ребята, любите ли вы ходить в гости? А нравится ли вам самим принимать гостей? Чем люди занимаются, когда ходят друг к другу в гости? (предположения детей, в т.ч. - об угощении гостей). Что нужно людям, чтобы угощать и угощаться? (посуда). Для чего еще нужна посуда? Да, без посуды нам, людям, никак не обойтись.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо!
Мы бы тотчас из людей
Превратились в дикарей!
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами!
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке!
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еде кладут,
Из нее едят и пьют!
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты!
В ней готовят сотни блюд:
Варят, жарят и пекут!
«Поиграем!»
«Кувшин - графин» (для кувшина губы вытягиваем узкой трубочкой, для графина - широкой).
«Пьем коктейль через трубочку» - вдох через губы, сложенные трубочкой
«Воронка» - выдох
«Дуем на горячий чай» - ладонь перед лицом (держим блюдце), продолжительный выдох.
«Пыхтящий чайник» - («пых-пах-пох!», «пых-пих-пах», «пох-пах-пых»). Начинает кипеть - шепотом, кипит - с шумом.
Порядок на кухне. Куда положим продукты?
Масло положим в ……(масленку)
Сахар насыплем в ……(сахарницу)
Молоко нальем в …….(молочник)
Соль насыплем в ……(солонку)
Хлеб положим в ……(хлебницу)
Фрукты положим в ….(вазу или фруктовницу)
Конфеты у нас в ….(конфетнице)
Сок нальем в ……(графин)
Суп у нас в …….(супнице)
«Угадай-ка!». Загадки-добавлялки
Среди ложек я - полковник, а зовут меня - ….(половник)
На плите кастрюль начальник, толстый, длинноносый…..(чайник)
На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды на кухне без…(сковороды)
Для нас она необходима, всю пищу из нее едим мы.
Бывает она глубокая и мелкая, зовут ее….(тарелкою)
А на чай и простоквашку подставляй, дружочек,….(чашку).
Динамическая минутка - упражнение «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник!

Очень важный, как начальник!

Надуть животик; одна рука на поясе - ручка, другая изогнута вверх - носик

Вот фарфоровые чашки

Присесть, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Кружатся, описывая в воздухе круг

Только стукни - разобьются!

Хлопают в ладоши, топают ногой

Вот серебряные ложки!

Голова на тонкой ножке!

Вытянулись, руки над головой - сомкнутые

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес!

Легли, вытянулись.

«Четвертый - лишний». Задание детям: найти лишний предмет в ряду предложенных и объяснить выбор.
Кастрюля - хлебница - сковорода - чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка - стакан - кружка - вилка (вилка не для питья)
Ложка - вилка - нож - кастрюля (кастрюля - не столовый прибор)
Чайник - самовар - чашка - сковорода (сковорода - не чайная посуда)
«Кто внимательный?».
Предложить ребятам «зашумленные картинки», на которых нужно найти и назвать как можно больше предметов посуды.
«Что за горе у Федоры?»
Вот какая помощница наша - посуда! А должны ли люди как-то помогать посуде? (предположения детей). Послушайте небольшой отрывок из сказки и вспомните как она называется. (чтение отрывка из сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского). Кто написал ее для ребят? Почему в этой сказке посуда убежала от Федоры? Что вы можете посоветовать Федоре, чтобы посуда от нее больше не убегала? (предположения детей).
К сожалению, у Федоры разбилось много чашек… Из чего же теперь Федора будет пить свой любимый чай?... Давайте, поможем Федоре: подарим ей новый чашки! Чашки эти мы сами слепим! (показ готовой чашки; краткая инструкция выполнения работы).
После работы похвалить детей за старание, за разнообразие цвета чашек и украшений на них.

Конспект игрового занятия по ФЦКМ квест-игра «Признаки весны» (Старшая группа)
Составила: Кормителева Лорэна Эдуардовна.
Цель:
Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса; развитие речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты;
2. Развитие словесно-логического мышления.
3. Развивать смекалку, зрительную память;
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Формирование умения работать в коллективе.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, загадывание загадок, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, прослушивание музыкальных произведений по теме.
Материалы и оборудование: Записки от Девицы-Весны, конверты с заданиями: картинки с изображениями признаков весны, записка с загадками, разрезная картинка с головоломкой, лабиринт скворечника; простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы заметили что-то новое, интересное в нашей группе?
Дети: Рассматривают группу, обнаруживают на зонте висит записка с заданием.
Воспитатель: Зачитывает записку
«Здравствуйте мои дорогие дети, знаю что вы меня очень ждете, но случилось беда, злая старушка зима, заперла меня у себя, не пускает меня никуда. Помогите от заключения меня спасите. Вспоминайте какая бываю я, и вы освободите меня»
Весна.
Ребята с весной произошла грустная история. Давайте поможем ей. Она нам оставила следы (подсказки, по которым мы будем вспоминать какая она бывает, ее приметы, признаки.
К записке прикреплен лист сирени с заданием.
«Тайну вы узнать хотите? В спальню зайдите, на стену с героями внимательно смотрите. Среди картинок лист с заданием найдите! »
Дети должны найти там следующий лист.
Воспитатель: Зачитывает задание.
«В уголок музыкальный зайдите – загадки о весне прочтите».
В музыкальном уголке дети находят лист с загадками.
Воспитатель: Читает загадки.
Тает, тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.)
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют? (Ледоход.)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей.)
Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
На одной из частей изображен мячик. Переходим в физкультурный уголок; в ящике с гантелями находится еще конверт с заданием «Разрезная картинка с головоломкой»
Нужно собрать картинку с подснежником, догадаться что на обратной стороне задание к следующему конверту (рисунок мольберт) .
Детям надо определить, что мольберт это следующая станция с заданием.
Внутри мольберта спрятан конверт с заданием. На листе сирени загадка, которую дети должны отгадать.
Между веток новый дом.
Нету двери в доме том.
Только круглое окошко
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
В конверте задание «лабиринт».
Дети дружно помогают птичке попасть в свой домик.
(Воспитатель наводящими вопросами помогает найти следующий конверт) .
Воспитатель: Для чего нужен мольберт?
Дети: Рисовать.
Воспитатель: Чем рисуют на мольберте?
Дети: Красками, карандашами и т. д.
Дети идут к полке с красками и карандашами. Находят последнее задание.
«Четвертый лишний» (Подснежник, насекомые, ручей, книга) .
Книга - подсказка для последнего листа сирени.
Дети идут в книжный уголок. На полке за книгами находят свиток с благодарственным ответом весны.
«Спасибо вам, мальчики и девочки, что освободили меня из ледяных рук старушки Зимы.
«Когда услышите Светлых капель звон, струйки плещутся, волны струнами рокочут. Всё громче, всё радостней!
Это я, Весна, подъезжаю уже к вам. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!
Будут лететь, мои серебряные кони, – эгей, эгей! В вашем городе лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна.
У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать
Я один раз махну рукой, и – проснутся реки сломают льды они подымутся до самых домов!
Второй раз взмахну и – проснуться деревья и кусты расправятся ветки почки клейкие появятся!
В третий раз я махну рукой, и – всякая мелкая живность проснетсяя птицы с далекого юга прилетят звери из темных нор выбирутся!
И вы догадаетесь, что я к вам пришла.
Ну, а пока мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях. »
P.S. Я брала стихотворение
переделывала на свой лад.
Э. Шим. Весна.
Завершение занятия.
Воспитатель: Ура! Вы справились, ребята! Вы освободили весну от зимы.
Какие признаки весны вы знаете?
Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
А самое трудное какое оказалось разгадать? Почему?
Ну а с чем вы справились легко? Почему,
Понравилось вам занятие?
Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Должность: Воспитатель

Учреждение: МБДОУ «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Населенный пункт: с. Панаевск, ЯНАО, Тюменская область

Тема: Занятие в старшей группе по ФЦКМ (формирование целостной картины мира) «Путешествие в профессии»

Открытое занятие в старшей группе «Путешествие в профессии».
Образовательная область: ФЦКМ (формирование целостной картины мира).
Программные задачи:
Цель: Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий.
Задачи:
1. Закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов действий.
2. Развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями.
3. Воспитывать уважение и любовь к сотрудникам детского сада.
Материал и оборудование: солнышко с лучиками, игрушка Буратино, картинки с изображением представителей разных профессий, предметы необходимые в их работе, мяч, альбомные листы по количеству детей, фломастеры.
Предварительная работа: экскурсия по детскому саду, чтение произведений о труде: «Кем быть» В. Маяковский, «Все для всех» Юлиан Тувим, перевод Е. Благининой.
Содержание организованной деятельности.
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель держит в руках солнышко (без лучиков).
Воспитатель: Ребята, у меня в руках солнышко. Скажите, а чего у солнышка нет?
Дети: лучиков.
Воспитатель: Правильно, а давайте мы сейчас тихонько встанем и найдем нашему солнышку лучики.
Дети идут и находят лучики. Солнышко выставляют на магнитной доске.
Воспитатель: Вот у нас какое красивое солнышко получилось. Сразу стало веселее у нас в группе.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть?
Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости. Буратино. (Вносит в группу игрушку Буратино). Послушайте, что у него случилось.
Буратино: У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?
Воспитатель: Ребята, Буратино не знает, кем ему стать. Давайте поможем ему, познакомим с разными профессиями, может он и определится с выбором. Я предлагаю вам совершить путешествие в страну профессий вместе с Буратино. А что же такое профессия?
Дети: Это труд, которому человек посвящает всю жизнь.
Воспитатель: Правильно. Профессия должна приносить радость и самому человеку и людям. А вы, знаете кем работают ваши родители? Кем работает Юля твоя мама? А твоя мама, Тимур? (ответы детей).
Молодцы, вы хорошо знаете где работают ваши родители. Начинаем наше путешествие в страну профессий. А для начала поиграем в игру «Кто что делает?». Я называю профессию, а вы называете, что делает человек этой профессии. Врач — лечит, учитель — учит, продавец- продает, строитель- строит, художник -рисует, швея –шьёт, писатель –пишет, повар –готовит, парикмахер –стрижет.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ребята, а у солнышка лучики-то не простые, а с загадками о людях разных профессий.
Воспитатель берёт по одному лучику и загадывает загадки.
Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу. Кто это?
Дети: Повар.
Воспитатель: Правильно. А кто у нас поваром работает?
Дети: Эльвира Ильфировна.
Воспитатель показывает слайд, на котором изображен повар детского сада.
Ранним утром на зарядку
К ней спешим мы по порядку
Занимаемся с желанием
Физическим воспитанием.
Дети: Инструктор по физкультуре.
Воспитатель: А кто у нас инструктор по физкультуре?
Дети: Венера Павловна. (показ слайда).
С малышами я вожусь
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять
Их укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою. Кто это?
Дети: Воспитатель.
Показ слайда, на котором изображен воспитатель группы.
Чтоб постель и полотенца
Были чистыми всегда.
С порошком вода кружится-
Потрудилась здесь она. Кто она?
Дети: Прачка.
Воспитатель: Правильно. А кто в нашем детском саду стирает и гладит бельё?
Дети: Валентина Анатольевна. (Показ слайда).
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плач-
Ведь тебе поможет врач…
Воспитатель: А кто у нас в саду работает медсестрой?
Дети: Любовь Николаевна.
Показ слайда.
Воспитатель: Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой,
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой?
Дети: Дворник.
Воспитатель: А кто дворником у нас работает?
Дети: Сергей Иванович.
Показ слайда.
Воспитатель: С зорькой ясной дотемна
В нашем садике она.
Кто обед нам принесёт
И посуду приберёт?
Дети: помощник воспитателя.
Воспитатель: Правильно, а кто у нас в группе работает помощником воспитателя?
Дети: Диана Сергеевна.
Показ слайда.
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А где же работают все эти люди?
Дети: В детском саду.
Воспитатель: Да этот дом называется детским садом. Как наш детский сад называется?
Дети: Красная шапочка.
Ребята, вы устали? Мы немного отдохнем. Проведем физминутку.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, быстрый ручеек,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю
Всех вас очень я люблю.
Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие. Следующая игра называется «Нужные предметы». В этой игре мы будем работать в паре. Буратино предложит вам разные картинки с изображением разных профессий.
Воспитатель раздаёт картинки.
Воспитатель: Катя и Юля кем вы будете?
Дети: мы повара.
Воспитатель обращается к детям, дети называют, кем они будут.
Воспитатель: на столе разложены предметы. Выберите себе предметы, которые помогут вам в вашей профессии. Берем по одному предмету. А теперь называем предметы, которые помогают в вашей профессии.
Дети рассказывают, какие предметы помогают в той или иной профессии
Воспитатель: скажем предметам спасибо и положим их обратно на стол.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня совершили путешествие в страну профессий. Понравилось вам? А тебе, Буратино? Теперь ты знаешь, сколько разных профессий на свете есть. Ребята, вот вы, если не будете лениться, а будете трудиться – многому научитесь.

Тема: Три поры осени.

Цели: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», картинки с признаками осени; картинки, изображающие три поры осени, листья с разных деревьев, зонт, резиновые сапоги, узкая дорожка, канат, мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот, все обиды и огорчения.
- Молодцы, а теперь присаживайтесь и начнем наше занятие.

2. Постановка целей и задач.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Да это осень. И сегодня мы с вами поговорим о том, какой разной бывает осень.

3. Основная часть.

А) Беседа.
- Осень, ребята, это одно из времен года. а скажите, сколько всего времен года в году?
+ 4
- Давайте назовем их.
+ Осень, зима, весна, лето.
- А сколько месяцев у осени?
+ три.
- Назовите их, пожалуйста.
+ Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Б) Работа по иллюстрации «Осень»
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года. в этом нам поможет наш волшебный экран.
(Иллюстрация «Осень», а отдельные картинки, признаки осени)
- Каким осенью становится небо?
+ Небо осенью хмурое, затянуто тучами.
+ Дует холодный ветер.
+ Часто идут дожди.
- А солнце осенью, какое?
+ Низкое, светит и греет мало, грустное, печальное.
+ На деревьях листья становятся разноцветными и опадают.
+ Это листопад.
+ Птицы улетают на юг.
- Да, правильно, это все признаки осеннего времени года.

В) Логическая задача «Книжка про осень»
- А сейчас, я хочу вам рассказать про мальчика Сашу.
- Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинка, почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
- «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочитала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять ответила мама.

Ребята, скажите, почему про осень нарисованы три разные картинки?
+ Потому что она разная.
- Да, скажите, на какой картинке нарисовано начало осени?
+ На первой.
- Почему вы так думаете?
- А её окончание, где заметно, что осень скоро закончится?
+ На последней.
- Почему вы так думаете?
- Правильно. А на второй нарисована середина осени.
(дети раскладывают по порядку картинки)

Г) Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки, золотые монетки. (листья).
- Да, это листья. А почему монетки «золотые»?
+ Потому что листья становятся желтыми, оранжевыми, как будто золотые.
- Какой период осени называют «золотая осень»?
+ самое начало осени.
- Как можно назвать первую картинку в книжке Саши?
+ Ранняя осень, золотая осень, красивая осень.
- Да, это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые и дети. Поэты написали очень много стихотворений об этой поре осени.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
+
- Да, и именно за богатство красок, за красоту, осень стали называть «золотой».
- А «поздняя осень», - какой период осени?
+ Последний. Это её окончание.
- Название второй картинки можно оставить таким же, а вот третью как можно назвать?
+ Поздняя осень. Скоро зима. Конец осени.
- Молодцы.

Д) Физминутка.

А сейчас мы с вами отправимся на осеннюю прогулку.
(дети за воспитателем идут по узкой дорожке и по канату)
Мы сейчас в поход выходим,
По дорожке мы идем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем!
Е)
- Шагаем по мягкому ковру из осенних листьев. Давайте попробуем определить с какого дерева листок.
(дети поднимают один листок и называют, с какого он дерева)

Ребята, прислушайтесь, почему то не слышно птичьих голосов?
+ Они улетели в теплые края.
- Правильно. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Как называют таких птиц?
+ Перелетные птицы.
- А почему они улетают?
- Да перелетные птицы улетают на юг, потому что там тепло и много еды для птиц.
- Ребята, пока мы с вами гуляли, погода испортилась. Отгадайте загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
- Да, ребята, пошел такой сильный дождь.
- Что появляется на дорожках во время дождя?
+ Лужи.
- И чтобы нам вернуться сухими нам необходимы помощники.

Сухой – клин.
Мокрый – блин. (зонт)

Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)

Да, конечно, это зонт и резиновые сапоги. А зачем они нам с вами нужны во время дождя?
+
- Идемте быстрее под зонтик. Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

4 Итог
- О чем мы сегодня говорили?
+ Об осени.
- Да, осенью дни стали короче. Солнце светит мало. Листья на деревьях становятся разноцветными: желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми. Они падают на землю – это листопад. Часто дует ветер, моросит холодный дождь. Поэтому на дорогах лужи, грязь, а люди прячутся от дождя под зонтиками. Птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. Поздней осенью выпадает первый снег. Природа готовится к приходу зимы.
- А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?
+
- Какой время года было перед осенью?
+
- Какое будет после осени?
+
Какой самое любимое и почему?
+
- Наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо. А наши наблюдения за осенью еще продолжатся на прогулке.