Домой / Материалы / Генетические последствия блуда. К чему приводит кровосмешение: вырождение династий

Генетические последствия блуда. К чему приводит кровосмешение: вырождение династий

КРОВОСМЕШЕНИЕ , инцест, термин для обозначения половой связи между,близкими родственниками, запрещаемой законом. В прежнее время очень много говорили о вреде К. для потомства; самые тяжелые б-ни (калеки, идиоты, глухонемые; душевнобольные, слепые) у потомства считались следствием родственных браков родителей; говорилось о «вырождении» потомства вследствие К. родителей. Как доказательство правильности такого мнения приводили: 1) с древних времен вошедшее в законодательство многих народов запрещение родственных браков, стало-быть исторически в опыте народов сложившееся мнение о вреде таких браков; 2) большой процент родственных браков среди тяжелых хрон. б-ных. Убеждение, что К. якобы ведет к вырождению потомства, отразилось у большинства народов в обычаях и законодательствах, ка- сающихся брака. Еще в древности К. запрещалось законом Ману (индусы), Моисея (более толерантные запрещения) и у германцев до принятия, ими христианства. Взгляд древних греков на К. как на квалифицированное преступление сказался в мифе об Эдипе. С другой стороны нужно отметить, что в древности не всюду запрещались родственные браки: многие древние культурные народы не знали такого запрещения, а у нек-рых родственные браки были в обычае для поддержания качества знатных родов; у египтян, персов, в Перу, у мексиканских индейцев и у мн. др. не запрещались не только браки братьев и сестер, но браки отца и дочери, матери и сына. У египетских фараонов часто имели место родственные браки. В династии Птоломеев в течение 13 поколений заключались браки между братьями и сестрами; знаменитая Клеопатра происходила от брака брата и сестры. Инки Перу в течение 14 поколений заключали браки между братьями и сестрами, и «вырождения» не наступало. Современные данные биологии и генетики заставляют скептически относиться к традиционно строгим взглядам на К. Кинг (King) в течение 25 поколений спаривал крыс от одной и той же пары, получив 25.000 крыс, и не видел никакого вырождения. Кастль (Castle) разводил Drosophila в течение 59 поколений в самом тесном родстве безо всяких вредных последствий. В отношении растений и животных можно считать установленным, что инбридинг (см.) вредного действия на потомство не оказывает. В медицине приводятся различные данные о влиянии родственных браков на потомство; напр. Ленц (Lenz) при глухонемоте находит до 7 % родственных браков родителей глухонемых, а Буден (Boudin)- даже 28%; при retinitis pigmentosa процент родственных браков доходит до 27. Майе (Mayet) исследовал в этом отношении 16.41 в душевнобольных в психиатрических заведениях Пруссии, причем разделил всех душевнобольных на имеющих наследственное отягощение и не имеющих такового и сравнил цифры родственных браков у них с цифрой родственных браков во всем населении Пруссии. В населении Пруссии родственные браки встречаются в 6,47%. У душевнобольных без наследственного отягощения родственные браки встретились в 3%, у эпилептиков-в 2,9%, у идиотов-в 11,5%; при наследственном отягощении при душевных б-нях-в 14,2%, при эпилепсии- в 11,7 %, при идиотизме-в 21,6%. Майе"при-шел к заключению, что К. вообще играет очень малую роль в происхождении б-ни (из 16.416 душевнобольных только 237 оказались происходящими от родственных браков, а всего в Пруссии имеется до 2 млн. лиц, происходящих от таких браков). В наст, время благодаря знанию законов наследственности (см. Менделизм, Генетика) стало ясным, что если в семье имеются задатки какой-либо б-ни в скрытом рецессивном состоянии, то при родственных браках создается возможность перехода их в гомозиготное состояние, возможность выявления б-ни. При сравнительной редкости данных;9б задатков вообще, в населении эти б-ни естественно проявляются гл. обр. при родственных браках, т. к. в иных случаях встреча двух рецессивных гетерозигот с данным признаком редко возможна. «Частота родственных браков у родителей ожидается тем чаще, чем реже встречается данный рецессивный признак в населении» (Ленц). Римское право различало: 1) incestus juris gentium (половая связь между родственниками по восходящей и нисходящей линии, затем между братьями и сестрами); 2) incestus juris civilis (половая связь между лицами, к-рым по римским законам не разрешалось вступать в брак). Среди диких племен К. то допускалось то запрещалось. По мнению нек-рых этнографов (Альберти, Фрич) обычное право, предписывающее невестке избегать восходящих родственников мужа, а зятю-восходящих родственников жены, также объясняется стремлением предупредить К. Этот обычай практикуется среди якутов, остяков, монголов, бурят, калмыков, индейцев, китайцев, негров и др. Магометанство тоже запрещает К. между кровными родственниками до 4-й степени (поколения). В средние века каноническое право первоначально считало К. половую связь при всех степенях родства и свойства, «пока их проследить можно». Позже (1216) при Иннокентии III предел К. был ограничен.- Многие новейшие законодательства, рассматривают К. в качестве самостоятельного преступления, но в то же время суживают степень родства и свойства, при наличии к-рых оно подлежит наказанию. В частности по германскому уголовному уложению К. между родственниками и свойственниками (напр. свекор и сноха) в восходящей и нисходящей линии, а равно между братьями и сестрами, карается заключением в исправительном арестном доме до 5 лет или тюрьмой до 2 лет. В Австрии (1919) за К. между родственниками в восходящей и нисходящей линии полагается тюрьма от 6 месяцев до 1 года. Во Франции во время Великой французской революции К. было исключено из числа наказуемых деяний. Code penale 1810 г. тоже о нем не упоминает. Закон 1863 г. предусматривает нек-рые случаи К., но лишь как условие, повышающее наказание. По более позднему Code civile (1921) брак запрещается 1) между всеми родственниками и свойственниками по восходящей и нисходящей линии и по боковой линии до 2-й степени (напр. брат и сестра); 2) между дядей и племянницей, теткой и племянником. По уголовному кодексу Бельгии и Голландии К. имеет значение повышающего вину обстоятельства в делах об изнасиловании и пр. В Америке во всех штатах запрещаются браки родственников до 2-й степени (братья и сестры, родители и дети, дяди и племянники); браки двоюродных братьев и сестер не разрешаются только в половине всех штатов, в нек-рых немногих штатах запрещения родственных браков еще шире. Запрещенные браки признаются недействительными. В одних штатах этим дело и ограничивается; в некоторых налагается штраф от 100 до 500 -1.000 долларов и даже тюремное заключение. По русскому Уложению о наказаниях (1885) за К. между родственниками в прямой восходящей и нисходящей линии без ограничения степеней полагалось при внебрачной форме сожительства суровое наказание: виновные подвергались ссылке в отдаленные места Сибири и одиночному там тюремному заключению на 6 лет и 8 месяцев, а по истечении этого срока мужчины пожизненно заключались в монастырь на принудительные работы. Женщины подлежали ссылке в один из отдаленных округов восточной Сибири. К. в боковой линии до 4-й степени (поколения) родства и до 2-й степени свойства каралось более мягко. При брачной форме сожительства К. наказывалось как таковое, если супруги заведомо вступили в брак*в 1-й и 2-й степенях родства. Брак же между свойственниками и всеми остальными родственниками считался самостоятельным преступлением. По действующему в наст, время советскому законодательству (Кодекс законов о браке, семье и опеке, изд. 1929 г., ст. 6) не регистрируются браки между родственниками по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными (отец и мать общие) и неполнородными (отец общий, а матери разные и наоборот) братьями и сестрами. Ст. 88 Уголовного кодекса РСФСР (изд. 1929 г.) гласит: «Сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, а равно сообщение ложных сведений органам, ведающим регистрацией актов гражданского состояния», влечет за собой «лишение свободы или принудительные работы на срок до одного года или штраф до 1.000 рублей». Но родственные браки повышают не только патологическую, но и здоровую гомози-готность; родственные браки, как давно уже указал Рибо, «несут усиление и упрочение всяких признаков родителей». Поэтому большинство новейших авторов держится такого мнения, что родственные браки сами по себе не имеют ни хорошего ни дурного влияния: все зависит от качеств соединяемых родственников. «От брака хорошего с хорошим никоим образом не может произойти плохого и, наоборот, от брака плохого с плохим происходит еще вдвое худшее» (Stroh-mayr). Вполне естественно поэтому, что современная евгеника очень интересуется степенью родства брачущихся и исследует независимо от родства наследственные их особенности, стремясь дать прогноз сочетания наследственных свойств и предупредить плохие Сочетания. В. Владимирский, Т. Юдин. К. как биол. понятие не существует: оно является чисто юридическим термином, соответствующим в зоотехнии и биологии «кровному разведению». Как ни странно, мы до сик пор неясно знаем причину появления пола и значение амфимиксиса (смешения родительских плазм), но должны обратить в этом отношении внимание на тот факт, что в природе как у растений, так и у животных имеется целый ряд приспособлений, мешающих такому кровосмесительному оплодотворению. У растений-двудомность и перекрестное оплодотворение посредством насекомых. С другой стороны гермафродит-ные формы животных за крайне редкими ис- ключениями никогда не самооплодотворяются. В данном случае этому препятствуют или расположение половых желез и совокупительного аппарата или неодновременное созревание половых желез того или другого пола, а при отсутствии указанных отношений яйцо одной и той же особи совершенно иммунно к сперматозоиду той же ссоби (асцидии). В последнее время ряд генетических исследований выяснил роль кровного разведения на растениях и животных (см. Инбридинг). Лит.: Сименс Г., Введение в патологию наследственности у человека, М.-Л., 19?7; F е е г Е., Der Einfluss der Вlutsvenvandtschaft der Eitern auf die Kinder, Jhrb. f. Kinderheilkunde, B. LXVI, 1907; King H., Studies on inbreeding, Journ. of exp. Zoology, v. XXVII-XXIX, 1918-19; Kraus F. u. D б h r e r, Blutsverwandtschaft in der Ehe und deren Folgen fur die Naehkommensehaft (Krankheiten und Ehe, hrsg.v.C. Noorden U.S. Kaminer.Lpz., 1928); Mayet P., Die Verwandtenehe u. Statistik, Jhrb. Zur Inzuchtt"rage, Deutsche med. "Wochenschr., 1913, J4» 19; T о b b e n H., "Ober den Inzest, Lpz.-Wien, 192 r > (лит.).

Король Франции Людовик XIV и король Испании Филипп IV встретились на острове Фазанов, чтобы заключить Пиренейский мир, частью которого был брак Людовика с дочерью Филиппа, Марией Терезией.

Династический брак — брак между членами правящих династий. В некоторых государствах монархам прямо не допускалось вступать в брак представителями более низкого происхождения, но в большинстве случаев подобные союзы заключались исходя из политических интересов или сложившихся традиций.В истории человечества заключение династических браков прослеживается с конца бронзового века, однако в Европе эта практика получила наибольшее распространение со Средних веков до середины XX века. За их счет монархи стремились достичь большего влияния как для себя лично, так и для своей династии, что в результате становилось как причиной новых войн, так и способом из избежать. Также брак становился способом получить право претендовать на чужой трон или часть территорий в случае, если предыдущий монарх не оставил после себя прямых наследников. С течением времени, из-за относительно ограниченного числа потенциальных супругов, генофонд многих правящих семей становился всё беднее, пока все европейские королевские династии не оказались родственниками. Это также привело к тому, что многие генеалогически ветви имели общего предка. Проявлением близкородственных связей, как считается, стала выпяченная челюсть представителей Габсбургов, хотя никаких генетических доказательств этому не представлено. В качестве другого примера часто называют гемофилию цесаревича Алексея.

Николай II и Аликс Гессен-Дармштадтская были троюродными братом и сестрой по общей прабабушке Вильгельмине Баденской

Помимо союзов, заключаемых между различными правящими династиями, практиковались браки между членами одной династии. В результате таких браков в настоящее время десять монархий Европы начиная с 1939 восходят к одному общему предку, Иоганну Вильгельму Фризо, принцу Оранскому


Родовод испано-австрийская ветвь

Некоторые династий придерживались концепции строго королевских браков. Бернадоты, Габсбурги, сицилийские и испанские Бурбоны, Романовы приняли особые законы, которыми определялись возможные династические браки. Во главу ставилось равное происхождение, что исключало из претендентов всех, кроме лиц монаршеского достоинства, даже самым знатных вельмож.В случае заключения недопустимого брака, он становился морганатическим, то есть ни супруга, ни дети от брака не имели права претендовать на трон, хотя в реальности случалось множество исключений.

Карл II Безумный - последний представитель династии Габсбургов в Испании.С рождения был инвалидом, поражённым самыми разнообразными заболеваниями, включая эпилепсию (это было вызвано многочисленными близкородственными браками между испанской и австрийской ветвями Габсбургов — его коэффициент инбридинга был 25 %: такой же показатель у детей, родившихся в результате инцеста между братом и сестрой

Дом Габсбургов считался самой мощной династией в средневековой и ренессансной Европе. В начале XII века семейство доминировало в Швейцарии, Австрии, Венгрии, Италии, Испании. К XVI веку представители династии уже расширили влияние на Филиппины и Америку. Тем не менее, их успешное правление имело драматический конец из-за проблем с инбридингом (близкородственными брачными связями).

Король Карл V, положивший начало вырождению династии Габсбургов

Характерна в этом отношении история дома Габсбургов, где члены королевской семьи не раз сочетались между собой родственными браками: так, Филипп П в первом браке был женат на двоюродной сестре, во втором - на племяннице; его сын Филипп III - на двоюродной сестре, Филипп IV - на племяннице. Известны потомки этих королей, представлявшие собой глубоких олигофренов, неспособных к какой бы то ни было деятельности.
Отличительными особенностями представителей династии Габсбургов были выпирающий подбородок и губы, а также высокая смертность среди новорожденных детей. К тому моменту, когда родился последний представитель рода, занимавший испанский престол, Карл II, коэффициент инбридинга составлял 25 %, т. е. почти 80% браков заключалось между близкими родственниками.

Генеалогическое древо династии Габсбургов.

Карл II стал самой наглядной жертвой длительного кровосмешения. С самого рождения у короля был целый «букет» различных заболеваний, в том числе и эпилепсия. Если среднестатистический человек в пятом поколении может похвастаться 32 разных предками, то у Карла II их насчитывалось только 10, причем 8 из них вели свое начало от королевы Хуаны I Безумной.

Отец Филип IVи Карл II - король Испании (1661-1700).


Из-за такого сильного кровосмешения пострадала внешность короля. Характерный подбородок Габсбургов у Карла II приобрел гипертрофированную форму. Его вытянутая нижняя челюсть и язык не позволяли королю нормально пережевывать пищу и изъясняться. При росте 192 см король еще имел и очень большую голову. Монарх стал ходить и заговорил очень поздно. Так случилось еще и потому, что Карл II был долгожданным наследником. Его братья и сестры рано умерли, поэтому с королем до 10 лет обращались как с младенцем.

сын-Карл II Испанский - последний представитель Дома Габсбургов. Наследник появился на свет 6 ноября 1661 года. Карл II был с рождения слабым и больным. По нему было видно, к чему привела традиция династии Габсбургов выбирать себе супругов среди близких родственников. В то время как обычный человек в пятом поколении имеет 32 различных предка, у Карла II по причине близкородственных браков в роду их было только 10, и 7 из его 8 прадедов и прабабок произошли от Хуаны I Безумной.


дочурка-Маргарита Тереза Испанская

Пока его мать, королева-регент Марианна управляла государством, Карл II играл во дворце с карликами. Короля ничему не обучали, а только заботились о его здоровье. Это проявлялось в проведении обрядов экзорцизма (изгнания бесов). Из-за этого Карл II получил прозвище El Hachizado, или «Зачарованный».

Король умер в возрасте 38 лет, что было даже слишком большим сроком для людей с таким количеством заболеваний. Он не оставил наследников, т. к. не был способен к зачатию. Так, некогда самая влиятельная правящая династия Европы в буквальном смысле выродилась.

Карл II в зрелом возрасте.

За время 35-летнего правления Карла II Испания была разорена. Она превратилась во второразрядную страну. Когда короля не стало, страну буквально стали «разрывать» на части, что привело к началу Войны за испанское наследство.

Но самое удивительное - это существование замкнутых религиозных общин в многомиллионном Лондоне, а также в США. К ним относится, например, секта мен-нонитов (восемь тысяч человек), ведущая свое происхождение от немногочисленных эмигрантов, прибывших в Северную Америку еще в ХVIII веке. Исследователи, изучавшие заболеваемость в подобных изолированных общинах с высоким процентом родственных браков, неизменно отмечали там и более высокий, чем обычно.
Почему же родственный брак становится опасным для потомства даже в тех случаях, когда оба супруга как будто вполне здоровы?

Дело в том, что существует группа наследственных болезней, обусловленных патологическими изменениями генов, ответственных за те или иные признаки или особенности организма.Причем характерно следующее: один измененный ген еще никак себя не проявляет, его носитель и сам остается здоровым, и его ребенку тоже не угрожает наследственное заболевание. Но если по воле случая супругами станут два носителя подобных одинаково измененных генов, возникает ситуация, опасная для потомства.

мать- родная племянница отца -Марианна Австрийская

Правда, даже в таком браке развитие наследственного заболевания не обязательно. И вот почему: у носителей измененных генов лишь половина половых клеток отмечена этими изменениями. Не исключено, что зародыш начнет развиваться из двух нормальных клеток, и тогда ребенок родится здоровым, так как он не получил от родителей измененного гена.Второй вариант: зародыш развивается из нормальной клетки и клетки, несущей измененный ген. Тогда ребенок тоже будет здоровым, но станет таким же скрытым носителем, как и его родители.

Брак двух здоровых людей с одинаковым скрытым изменением гена - явление редкое. Но вероятность подобной поистине роковой встречи возрастает, если женятся кровные родственники, то есть люди, имеющие одного или нескольких общих предков, от которого тот и другой могли унаследовать измененный ген.Во многом именно поэтому инцестные браки, то есть супружеские союзы родственников первой степени (родители и их дети, родные братья и сестры), запрещены законодательством большинства стран.

Юридических запретов на браки более дальних родственников обычно не существует, так как они менее рискованны для потомства. Однако в некоторых странах и для таких супружеских союзов предусмотрены ограничения.

Инбридинг Габсбургов - далеко не единственный случай кровосмешения. В борьбе за власть и «за чистоту крови» заключались инастические браки


Монархия ассоциируется с неограниченной властью, богатством и … кровосмешением. Последнее связано с тем, что монаршие семьи стремились не запятнать свою родословную и сохранить власть неприкосновенной. Правда, династические браки зачастую имели весьма плачевные последствия.

1. Африканская королева дождя

Для африканских монархий династические браки не являлся чем-то из ряда вон выходящим. Исключением не стала и династия Мономотапа в Зимбабве. У одного из правителей Мономотапа было более 3000 жен. При этом старшими женами в этом гареме были… его сестры и дочери.

Традиция кровесмешения Мономотапа также нашла отражение в истории происхождения «Королев дождя» племени Балобелу. Королева дождя исторически считалась могущественным правителем и магом, насылающим дождь или засуху на своих друзей или врагов. Легенды рассказывают, что власть была передана первой королеве дождя, принцессе Джугундини, когда она родила ребенка от своего брата.

2. Клеопатра

Клеопатра VII - одна из самых известных женщин, взошедших на трон. О её красоте слагали легенды. Но один факт о ней всё же умалчивают: согласно семейной традиции, Клеопатра побывала замужем за обоими своими братьями - Птолемеем XIII и Птолемеем XIV. В династии Птолемеев путем смешанных браков веками сохраняли власть и богатство, а члены царской семьи часто прибегали к убийству, чтобы сохранить свой статус. Так и Клеопатра, в стремлении к власти, убила своих братьев-мужей и сестру.

3. Инцест как монаршая привилегия

На Гавайях во времена монархии инцест был привилегией королевской семьи. Одним из примеров является принцесса Нахиенаена, родившаяся в 1815 году. По некоторым данным, у нее с ранней юности были романтические отношения с родным братом.

Христианские миссионеры, чье влияние существенно возросло на островах к тому времени, начали бурно протестовать, когда узнали, что Нахиенаена и ее брат, принц Кауикеаоули (позже известный как Камеамеа III) собираются вступить в брак и родить наследника. Тем не менее, у пары родилась дочь, которая умерла через год после рождения, а вскоре скончалась и безутешная Нахиенаена.

4. Кровосмешение как прямой путь на трон

Во период заката империи инков у знати были приняты смешанные браки, хотя для для остальных членов общества кровосмешение было запрещено. К тому же у многих знатных людей было несколько жён, да ещё наложницы. В результате начало возникать много спорных моментов по поводу наследования. Было установлено правило, что дети, родившиеся от двух царственных особо имеют преимущественное право на трон.

5. Кровесмешение по-португальски


Мария I (или Мария Безумная) стала первой в истории правящей королевой Португалии. Несмотря на чрезвычайную набожность, она вышла замуж за своего собственного дядю дона Педру (при коронации он получил имя Педру III) в 1778 году. Педру III был младшим братом отца Марии, а на момент свадьбы ему было 43 года, тогда как Марии - 26. Семейные отношения стали еще более запутанными, когда их сын и наследник Жозе женился на своей тете (сестре Марии) Бенедите. На тот момент Жозе было лишь 15 лет, а Бенедите - 30. Как это часто бывает при кровосмешении, детей в этом браке не было, а сам Жозе умер в 26 лет.

6. Тётка и бабушка австрийского императора

Родословная императрицы Австрии Елизаветы запутана до невозможности. Ее мать Людовика Баварская (состоявшая в браке с двоюродным братом) была одной из 13 детей короля Баварии Максимилиана I. Сестра Людовики Софи вышла замуж за Франца Карла, эрцгерцога Австрийского, а их сын, Франц Иосиф, впоследствии стал императором Австрии и королем Венгрии. Людовика хотела выдать замуж за императора свою другую дочь (Элен), но Франц-Иосиф влюбился с первого взгляда в Элизабет и вскоре женился на ней.

Брак оказался катастрофой. Элизабет ненавидела придворную жизнь и постоянно не ладила с тетей и свекровью, эрцгерцогиней Софи. Дочь Елизаветы вышла замуж за своего троюродного брата, Леопольда, а еще одна сестра Софи и Людовики (Каролина) вышла замуж за Франца II, деда Франца Иосифа. Другими словами, Каролина была одновременно теткой и бабушкой императору, а также сестрой и свекровью эрцгерцогине Софи.

7. Король Рама V - брат-муж

Короля Рама V или Чулалонгкорна часто описывают как реформатора и талантливого дипломата, который сумел спасти Сиам от колонизации. Он отменил рабство и полностью изменял госсистему Сиама. При Рама V в стране впервые появились государственные больницы и железные дороги. При этом у Чулалонгкорна было 77 детей от 153 наложниц и 4 жен. Роль королевы Сиама могла достаться только особе королевской крови, поэтому Чулалонгкорн выбрал в качестве официальных жен своих четырех сестер.

8. Древний Рим

Знаменитый правитель Нерон на самом деле происходил из плебейского рода Димициев. Его мать Агриппина вышла замуж за своего дядю, императора Клавдия и уговорила его усыновить Нерона, чтобы укрепить право сына на престол. На этом Агриппина не остановилась и последовательно избавилась от всех претендентов на престол. Череда внезапных смертей и самоубийств завершилась вполне логично - смертью самого императора Клавдия, который якобы отравился грибами.

Так внезапно в 16 лет Нерон возглавил Римскую империю. Сохранились записи историка и политика Тацита, который заявлял о противоестественной близости матери с сыном и их публичных страстных поцелуях. Это стало настолько тревожным, что любовник Нерона Акте предупредил его: «Армия не потерпит такого богохульства», имея в виду инцест, который был табу в Риме. Тем не менее, Агриппина постоянно плела интриги против женщин, которые появлялись у ее сына, и делала все, чтобы положить конец этим отношениям. Так продолжалось до тех пор, пока Нерон не организовал убийство своей матери в 59 году нашей эры.

9. Кузен из России

Принцесса Виктория Мелита, внучка королевы Виктории, отметилась тем, что вышла замуж не за одного, а за двух двоюродных братьев. Началось все с того, что королева Виктория в 1894 году решила выдать замуж свою внучку за своего же внука Эрнста Людвига, Великого герцога Гессен. Брак оказался несчастливым, несмотря на то, что у пары появилась дочь Елизавета. Через 3 года Виктория Мелита застукала своего мужа в постели с его слугой. Она хотела развестись, но королева Виктория запретила развод.

После смерти королевы Виктории пара развелась на законных основаниях и принцесса Виктория вышла замуж за любовь всей своей жизни: еще одного двоюродного брата, на этот раз по линии матери. Великий князь Кирилл Владимирович не получил разрешения на этот брак от царя Николая II и был изгнан из России на 5 лет. В конце концов, паре разрешили вернуться в Россию.

10. Королева Виктория

Королева Виктория всегда считала, что смешанные браки между европейскими королевскими семьями станут гарантом мира и политической стабильности. Это привело к тому, что ее девять детей (а потом и внуки) были успешно «распределены» практически по каждой королевской семье в Европе. Их потомки впоследствии вступали в брак друг с другом, что привело к распространению гемофилии среди монарших семейств.Так, все пять внуков и один ребенок Виктории умерли из-за осложнений, связанных с гемофилией.

Кровосмешение – это один из грехов любодеяния, плотская связь между ближайшими родственниками и свойственниками. Это смертный грех, относящийся к содомским грехам.

Есть определенная степень родства, которую преступать нельзя во избежание смертного греха кровосмешения. Эти степени родства указаны ещё в Ветхом Завете (Лев. 18, 8-16). 67-е Правило святителя Василия Великого отлучало согрешивших кровосмешением от Святых Таин на 20 лет. Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского (Пято-Шестого) Собора окончательно определило, какие браки не являются допустимыми, наложило на согрешивших 7-летнюю епитимью и обязало расторгать это "беззаконное супружество".

Степени родства исчисляются следующим образом: муж и жена -1 степень родства, их сын или дочь по отношению к родителям 1 степень родства, но по отношению друг к другу родные брат и сестра - это 2 степень родства. Далее на каждое рождение прибавляется одна степень, например родная тетя к родному племяннику или племяннице - 3 степень родства, двоюродные брат и сестра - 4 степень родства, бабушка к внуку - 2 степень родства. Двоюродная тетя по отношению к племяннику - 5 степень родства. Троюродные брат и сестра по отношению друг к другу - 6 степень родства.

Правило 19 Святых Апостолов

Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быти в клире.

(Трул. 26, 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 78, 87; Феофила Алекс. 5 ).

поясняет:

"Это правило основывается на предписаниях Св. Писания (Лев. 18, 7-14; 20, 11-21; Мф. 14, 4; 22, 24; Марк. 12, 19), и потому проистекает из божественного права. Изъясняя предписания Св. Писания, оно в форме закона запрещает принимать в клир того, кто, имея прежде женою одну сестру, после ее смерти взял другую сестру, или того, кто женился на дочери своего брата или своей сестры. Как мы увидим в толковании 54-го правила Трулльского Собора и 5-го правила Феофила Александрийского, подобные браки и сами по себе считались незаконными, и вообще воспрещались и мирянам, тем менее подобные браки могли быть терпимы среди духовных лиц. Принимая во внимание время издания этого правила, нужно полагать, что оно, как и многие другие Ап. правила, имело в виду новокрещенных из язычников, которые, вступив как язычники в подобные браки, оставались в таких незаконных браках и некоторое время после крещения; но если бы кто, приняв крещение, оставил заключенный в язычестве незаконный брак, то таковой мог свободно вступать в клир, потому что грех языческой жизни изглаживается святым крещением".

Правило 54 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора

Божественное Писание ясно научает нас: "да не приступиши ко всякому ближнему плоти своея открыти срамоты его" (Лев. 18, 6). Богоносный Василий, в правилах своих, некоторые из запрещенных браков исчислил, а весьма многие прешел молчанием, и чрез то и другое устроил нам полезное. Ибо, избегая множества постыдных именований, дабы таковыми названиями не осквернити слова, он означил нечистоты общими наименованиями, чрез кои показал нам беззаконные браки в общем виде. Но понеже, чрез таковое и неразличительное запрещение беззаконных браков, естество само себя смешивало; то мы признали нужным открытее изложити сие, и определяем отныне: аще кто совокупляется в общение брака со дщерью брата своего, или аще отец и сын с материю и дщерию, или с двумя девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества.

(Ап. 19; Трул. 26, 53; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 27, 68, 75, 76, 78, 79, 87; Тимофея Алекс. 11; Феофила Алекс. 5).

Священноисповедник Никодим (Милаш) объясняет это правило:

«…Св. Писание называет гнусностью и срамом, сквернящими самую природу, когда не хранится чистота родственных связей, когда допускается противоестественное смешение крови между лицами, связанными между собою узами родства. Это учение Св. Писания есть выражение законов самой природы, определяющей взаимные нравственные отношения между лицами, в жилах которых течет одна кровь, или же соединившими в себе кровь нескольких семейств чрез брачный союз мужа и жены, составляющих в браке одну плоть (Быт. 2, 24). Плотские сношения между лицами, происходящими от одного родоначальника (родство в строгом смысле слова), или же от двух родоначальников чрез брак их потомков (свойство), извратили бы и уничтожили бы нравственные отношения, и род человеческий сравнялся бы с животными, у которых существует только разность пола и связь между полами, но нет никаких разумных, нравственных отношений; люди же возвышаются над животными, между прочим, и тем, что кровные узы между родственниками не суть только узы плотские, а и моральные. …

В виду этого, родственные связи между определенными лицами имеют особенное значение в брачных вопросах, в которых родство является, с одной стороны, естественным последствием брака, а с другой - препятствием к браку в известных случаях. По закону Моисея, кроме родства по прямой линии, брак воспрещался (как в родстве по крови, так и по свойству) и в боковых линиях до третьей степени включительно (Лев. 18 и след.; 20 и след.). Однако, упомянув об этой степени родства, Моисей не ограничил этой степенью воспрещение брака, так как он высказывает общее правило, когда говорит, что никто не должен приближаться к родственнице своей по плоти, чтобы открыть наготу ее (Лев. 18, 6; 20, 20). Из этого видно, что Моисей упомянул только те степени родства, в которых брак должен быть безусловно воспрещён, браки же в прочих степенях предоставил регулировать согласно общим природным законам; подлежащие власти, согласно обстоятельствам места и времени, решают - воспретить ли или допустить тот и другой брак. Если, таким образом, Моисей и не воспретил браки в дальнейших степенях после третьей, то категорически и не допустил их, но высказался, следовательно, ни за, ни против таких браков (ср. 87-е правило Василия Великого).

В христианской церкви, с самого начала, запрещен был брак в 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский, в одном из своих писем, на вопрос: может ли отец женить своего сына на внучке своей дочери, только от разных матерей, - отвечает, что в первые века брак был воспрещен не только между родственниками по прямой линии, а и между родственниками боковой линии, что по церковным, равно и по гражданским законам, воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря - до 4-й степени боковой линии, и наконец, что при браках всегда обращалось внимание на то, чтобы не происходило смешение имен, т. e., чтобы вследствие брака не перепутались названия и естественные родственные отношения между двумя лицами, чтобы старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие не явились бы обладателями прав, которые им по родству не принадлежат, - словом, не заняли бы места старших. Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. В этом (87) правиле Василий Великий говорит нам, каким образом утвердились в церкви понятия о родстве и как появились относящиеся сюда правила о нем: «Итак, первое, и при том в делах сего рода весьма важное, что имеем предложити, есть соблюдаемый у нас обычай, имеющий силу закона, потому что сии постановления преданы нам от святых мужей» - и, приведя далее пример об этом, присовокупляет: «аще бы и не можно было рещи ничего другаго, довольно было бы и сего обычая для преграды злу». Согласно этому, правила о родстве и в частности в отношении к браку, утвердились в церкви сначала по преданию, перешедшему в обычай, и путем продолжительной практики получили, сами собой, силу закона. Из других правил Василия Великого, в которых говорится о недозволенных вследствие родства браках, видно, что в его время (в IV веке) круг родства был довольно определен по отношению к бракам, что брак в запрещенной степени родства рассматриваем был как прелюбодеяние и расторгался . …

Относительно свойства … мы находим правила, определяющие, в каких степенях свойства в боковой линии браки должны быть запрещены (Ап. 19; Неокес. 2; Василия Вел. 87). …

Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству, до VII века. … Трулльскому Собору… вследствие трудностей разобраться в неправильных браках… трулльские отцы сочли нужным издать специальное правило об этом, определив, в каких именно степенях родства должны быть запрещены браки, притом под угрозой семилетней епитимии для каждого ослушника, и конечно, сверх того, под угрозой уничтожения такого брака. Относительно кровного родства, правило воспрещает браки в 3-ей степени, а именно, чтобы никто не смел жениться на дочери брата своего. О браке между племянниками и племянницами правило ничего не говорит, из чего можно вывести заключение, что такой брак (в 4 степени), по суду церкви, не разрешался, однако и не расторгался, если был заключен. Относительно свойства, правило запрещает браки: отца и сына с матерью и дочерью (2-я степ.); отца и сына с двумя сестрами (3-я степ.); матери и дочери с двумя братьями (3-я степ.) и двух братьев с двумя сестрами (4 степ.). Следовательно, 4-я степень свойства есть грань запрещенных браков, согласно этому (54) трулльскому правилу. В виду же того, что после Трулльского Собора больше не было издано каких-либо общецерковных предписаний по данному вопросу, нужно признать, что строго канонически запрещенными являются браки в свойстве до 4-й степени включительно.

С течением времени в свойстве запрещен был брак до 6-й степени включительно, а именно определением константинопольского синода от 21 февраля 997 года при патриархе Сисинии II, в кровном же родстве до 7-й степени включительно определением константинопольского синода от 11 апр. 1166 г. при патриархе Луке».

Протоиерей Георгий Осипов отвечает на вопрос «Могут ли два родных брата жениться на двух родных сестрах из другой семьи?» так:

«Нет не могут... с Церковной точки зрения. У православных, между прочим, запрещаются браки между дядей и племянницей; теткой и племянником; между двоюродными братом и сестрой; запрещается жениться на жене, оставшейся после брата, и вступать в супружество с мужем умершей сестры; воспрещается женитьба на своячинице, т.е. на сестре покойной жены, и вступление в брак с братом покойного мужа; два родные брата, за редкими исключениями, не могут жениться на двух родных сестрах из чужой семьи, или брат и сестра из одной семьи не могут быть повенчаны с сестрою и братом из другой семьи."

Вопрос: «о. Георгий а не могли бы вы объяснить почему. У меня один племянник женат (трое детей), теперь другой племянник (его родной брат) собирается жениться на родной сестре жены брата. Получили родительское благословение, кровосмешения нет, в чём преграда?»

«Все верно Николай, инцеста нет, но это с точки зрения генетики...

А с духовной точки зрения есть, ведь в браке "двое стали в плоть едину", следовательно родители жены для мужа становятся родителями, и наоборот. При таком раскладе выходит, что родной брат женится на родной сестре...»

Священник Анатолий Коньков отвечает на вопрос, почему до ветхозаветной заповеди брак с близкими родственниками не был грехом:

«В книге Левит (18 гл.) как раз говорится о грехе кровосмешения, т. е. близостью между родственниками по плоти. Кроме этого в той же главе указывается на грех мужеложства, скотоложства и прелюбодеяния. Господь говорит: Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив (Лев. 18, 5); если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего (Лев. 18. 29).

Установление Господне дано не случайно: до того времени, когда давалось такое предписание, совокупление между близкими родственниками не считалось грехом: иначе не могли бы расселиться люди, произошедшие от Адама и Евы. С этого момента Господь запретил подобные отношения, чтобы избежать разврата , который имел место у язычников, среди которых жил израильский народ. Совместное проживание родственников, видимо, становилось соблазном для многих людей, от чего Господь и решил оградить, дав такую заповедь».

Общество негативно относится к кровосмешению, и во многих, особенно западных, цивилизациях оно находится под строжайшим запретом. Тем не менее, исследование исландских специалистов показало, что близкородственные браки приводят к повышенной способности к деторождению. Впрочем, это наблюдение не относится к родным и двоюродным братьям и сёстрам — их дети, как правило, умирают раньше остальных и показывают пониженную способность к воспроизводству.

Инцест

В русском языке инцестом, или кровосмешением, принято называть половую связь лишь между ближайшими родственниками, круг которых исчерпывается отношениями отец, мать, дочь, сын, сестра и брат. В отношении связи неполнородных братьев и сестр (от одного отца и разных матерей или одной матери и разных отцов) термин используется менее уверенно.

В западной литературе инцестом иногда называют также половую связь между двоюродными и троюродными родственниками, однако в русской традиции они считаются близкородственной связью, но не инцестом.

Давно известно, что вступление в брак с представителем или представительницей иного генеалогического древа более выгодно, так как в этом случае отпрыск получает свежий генетический материал, доминантные гены которого впоследствии не дают проявиться рецессивным, вызывающим наследственные генетические заболевания. Такими заболеваниями, например, страдали члены королевских семей.

Однако оказалось, что кровосмешение в ряде случаев может оказаться даже выгоднее брака, заключенного вне семьи.

Кровосмешение в прошлом имело повальный характер, особенно среди сельского населения, где поиски суженого или невесты из чужой семьи часто подразумевали долговременное, затратное и утомительное турне по окрестным деревням и селам. В наши дни браки между двоюродными родственниками в первом ряду родословной распространены в восточных странах, где это позволяет сэкономить на приданом и консолидировать семейные ресурсы.

Попытки оценить влияние таких браков на здоровье и процветание нации предпринимались и ранее, но трактовка результатов этих исследований всегда осложнялась наличием социальных и экономических факторов. Как отмечает автор исследования, Кари Стефансон, её коллективу в этом плане повезло, так как исландская нация живет на острове и демонстрирует высокую однородность как в культурном, так и в экономическом плане.

Учёные проанализировали сто шестьдесят тысяч супружеских пар, живших в период от 1800 до 1965 года. Результаты работы опубликованы в свежем номере Science.

Исследование подтвердило общеизвестный факт — смешение крови близких родственников приводит к появлению на свет детей, более предрасположенных к болезням и ранней смерти, а также в меньшей степени способных к продолжению рода. Хотя в таких семьях на свет появляется больше детей, чем у вступивших в брак дальних родственников, это преимущество оказывается иллюзорным: дети часто рождаются больными и оказываются неспособными иметь детей, а то и вовсе умирают, не достигнув детородного возраста. В итоге уже в следующем поколении эта линия начинает проигрывать.

Однако, как оказалось, семейные пары, образованные родственниками через третье и четвертое колено, имеют наибольшее число внуков среди всех остальных.

Это может говорить не только о повышенной плодовитости детей в таких браках, но и в большой степени о прекрасном генетическом здоровье. Таким образом, браки между родственниками третьего ряда генеалогического древа оказываются наиболее выгодными для увеличения численности нации и для поддержания здоровья.

По всей видимости, генетическое сходство имеет определенную важность для дальнейшего деторождения. Например, миру известно такое опасное явление, как резус-несовместимость, когда один из партнеров имеет положительный резус-фактор, а у другого он отрицательный. Если при этом развивающийся в чреве матери зародыш унаследует резус-фактор от отца, то резус-несовместимость может вызвать иммунный конфликт между матерью и плодом. В результате организм матери запустит механизм борьбы с плодом как с чужеродным объектом, что может вылиться во врожденные заболевания или вовсе привести к смерти новорожденного.

Алан Биттлес, специалист по генетике человека из Австралии, полагает , что существует некий оптимум в генетическом родстве людей, позволяющий им производить на свет наиболее генетически здоровое и многочисленное потомство.

Однако на вопрос о том, насколько эта оптимальная степень родства индивидуальна и как она зависит от других факторов, исследование исландской популяции ответ дать не может. Кто знает, может, на Востоке, где родственные браки более в ходу, такое положение дел выгоднее всей популяции? А может быть, в небольшой Исландии просто трудно найти пары, состоящие друг с другом в более далёком родстве, чем третье и четвёртое колено?


Кровосмешением называются интимные отношения между лицами, находящимися в кровном родстве. Степень такого родства определяется правовыми нормами, а в так назваемых примитивных культурах - обычаями. В истории человечества кровосмешение рассматривалось как одно из самых страшных и отвратительных преступлений. В священных книгах различных религий табу на кровосмешение сопровождалось специальными текстами, грозящими нарушителям гневом богов. Браун, опираясь на анализ 110 различных культур, приходит к выводу, что запрет кровосмесительных контактов характерен для всех эпох и цивилизаций. Существовали, однако, и исключения из этого правила, правда, чаще всего они ограничивались семьями монархов (Древний Египет, Япония, Персия Сасанидов, инки). Кровосмесительные союзы были направлены на сохранение власти в руках одной и той же царствующей семьи, отождествляемой со святыней, т.е. эти браки расценивались как освященные волей богов, вроде бы закрывающих глаза на табу во имя династической идеи.
Если запрет на кровосмешение представлялся очевидным в случае связей между ближайшими родственниками - отцом и дочерью, матерью и сыном, братом и сестрой, то применительно к иным степеням родства проблема выглядела сложнее. Различные культуры и правовые системы по-разному определяли границы сексуального табу. В Европе, например, синоды в 10 в.ввели запрет на половое сожительство для родственников вплоть до седьмой степени родства. Дело дошло до неожиданных осложнений. В связи с тем, что в монарших и аристократических кругах браки из династических соображений заключались между породненными семьями, многие из таких супружеских союзов - в свете синоидальных постановлений - оказывались недействительными. В одних случаях это привело к драматическим событиям, а в других - облегчило избавление от постылой супруги (супруга) и вступление в новые браки. Тем не менее недовольство среди власть имущих все таки перевесило, и в 1215 г.Латеранский собор смягчил запрет кровосмешения, ограничив его четвертой степенью родства.
В какой же степени соблюдалось и соблюдается универсальное культурное табу, которым можно признать кровосмешение? Судебные архивы, дневники, послания моралистов и записки бытописателей позволяют познакомиться с примерами кровосмесительных союзов, имевших место в минувшие века. Подобные случаи были характерны для беднейших слоев общества, где сексуальному поведению такого рода могли благоприятствовать общие для всей семьи постели. Обращает на себя внимание также некоторое ослабление морального осуждения этого явления во Франции в эпоху рококо и либертинства. Рост пуританского и мещанского нравственного ригоризма в 19 в.обострил осуждение кровосмесительных действий, доказательством чего могут служить дошедшие до наших дней судебные дела.
Знаменитый труд Кинзи сделал достояние общественности будоражащую правду о кровосмешении как об отнюдь не редком факте наших дней: в том, что им пришлось с ним столкнуться в молодости, призналось около 4% женщин. Вейнберг в 1955 г.выяснил, что в США на каждые 100 тысяч жителей приходится 1-2 случая кровосмешения, а Гебхард в 1965 г.выявил их у 3,9% популяции и 13,1% заключенных. Из последних американских даных явствует, что в США ежегодно отмечается приблизительно 36 тысяч кровосмесительных эпизодов, в Великобритании же их фиксируется за год в среднем 356. Следует, однако, сказать, что между опубликованными данными и действительностью существует серьезное расхождение: гораздо большее число случаев кровосмешения остается не выявленным по разнымпричинам. Мои собственные наблюдения, выполнявшиеся в 1984 г., показывают, что в кровосмесительных отношениях призналось примерно 1% мужчин и 2% женщин, т.е.рассматриваемое явление - вовсе не редкость, а в некоторых группах населения, например среди алкоголиков и деклассированных элементов, этот процент бывает еще выше.
Какие кровосмесительные союзы встречаются чаще всего? Первое место, безусловно, занимают связи отцов с дочерьми, следущее - братьев с сестрами и самое последнее (чрезвычайно редкие) - матерей с сыновьями. Рассмотрим эти комбинации подробнее.

СВЯЗИ ОТЦОВ С ДОЧЕРЬМИ. У части таких отцов исследователи выявляют психопатическую незрелую индивидуальность со склонностью к педофилии (ориентированной на собственных дочерей) и промискуитету. Бросается в глаза высокий уровень алкоголизации таких отцов - 73%. Они чаще всего седут себя как настоящие диктаторы в семье, которая полностью подчинена им и зависит от них в финансовом отношении. Кровосмесительные связи носят различный характер. Они могут распространяться на одну из дочерей (чаще всего на самую пасивную), но встречаются случаи сожительства с несколькими из них и даже со всеми. Подобные связи могут продолжиться подолгу, а иногда носить характер регулярного сожительства. Во многих случаях пара отец - дочь - это своеобразный союз против жены кровосмесителя. По отношению к дочери-парнерше отец выступает в неясной роли, являясь и отцом, и сексуальным партнером. Отцы, как правило, рационализируют свое поведение, придают ему видимость нормальности и всевозможными способами оправдывают смысл этих связей. Бывает, например, что дочь напоминает им мать в молодости. В том случае, когда дочь не является биологическим потомком, к ней относятся в большей степени как к женщине-партнерше, нежели как к дочери, ребенку.
Что переживают и думают дочери, состоящие в таких связях? Оказывается, тут возможны различные варианты. Одни чувствуют себя принуждаемыми к близости, испытывают страх и ощущение угрозы. Другие в разной степени приемлют эту связь (чаще всего направляя ее против матери), известны также случаи прямого сексуального провоцирования отцов. Изучение личности этих дочерей выявило высокий уровень нарушений индивидуальности и невротизма (еще до сексуальной инициации с отцами), у других отмечалась предрасположенность к сексуальной свободе, проституированию. Исследования, касающиеся последствий кровосмесительных связей для дочерей, выявили разные возможности: проституцию, свободную половую жизнь, нарушения личности, страхи, возникновение мазохистских склонностей, сексуальные и супружеские проблемы.
Особого внимания заслуживают положение и отношение к проблеме жен кровосмесителей. Оказывается, у многих из этих женщин наблюдались сексуальные расстройства и нежелание вести половую жизнь с мужьями; более того, они мирились с кровосмесительными действиями или делали вид, что ни о чем не знают, другие же проявляли чрезмерную терпимость. Отмечались также случаи непротивления подобному положению вещей из страха перед мужем, из-за его садизма, издевательств. Многие исследователи обнаруживали в личности этих женщин механизм подсознательной передачи дочери "прав на соблазнение" отца с целью перенятия ею сексуальной функции, которую не хотела или не могла выполнять сама мать. Я неоднократно встречался с женщинами, которые обращались за советом в случае выявления кровосмесительной связи между мужем и дочерью. ОДни шли со своей бедой в органы правопорядка, другие не хотели так поступать, стыдясь или желая любой ценой сохранить семью. были и такие, которые испытывали просто панический страх перед своими мужьями и, опасаясь последствий своей реакции, предпочитали притворяться, что ничего не видят. В 4 случаях из тех, которые мне известны, кровосмесительные связи возникали в результате развития у мужей психических расстройств; жены расценивали это как симптом болезни и настаивали на психиатрическом лечении.

СВЯЗИ БРАТЬЕВ С СЕСТРАМИ. Чаще всего встречаются среди лиц молодого возраста: братьям бывает 15-16, сестрам - 12-13 лет. Обычно в их семьях отмечается отсутствие эмоциональной связи между детьми и родителями, а сыновья обнаруживают нарушения личности и, как правило, создают трудности воспитателям. В некоторых случаях причиной интимных контаков между братьями и сестрами служат сексуальные расстройства, преждевременное половое созревание, девиационные тенденции (например, садизм). Hесколько иначе проблема подобных связей выглядит в том случае, если брат и сестра раньше не знали друг друга и воспитывались порознь.

СВЯЗИ МАТЕРЕЙ С СЫHОВЬЯМИ. Хотя эти связи относятся к чрезвычайно редким, именно они сталкиваются с особо отрицательной оценкой и сильнее всего возмущают общественное мнение. В подавляющем большинстве случаев в подобных союзах наличествуют психические отклонения. Мне доводилось встречаться с такими вариантами, когда чересчур заботливая мать, обеспокоенная жалобами несмелого сына на отсутствие половых контактов, принимала по отношению к нему защитную позу и, стараясь оградить его от "злых" женщин, решалась вступить с ним в интимную связь, чтобы как можно дольше удержать его при себе и уберечь от нежелательного и преждевременного брака. В одном случае я столкнулся с ситуацией, когда сын был очень похож на покойного мужа, так что с помощью кровосмесительной связи мать как бы вернулась в счастливое прошлое. Другие кровосмесительные комбинации, например отец - сын, мать - дочь, дед - внучка, дядя - племянник встречаются очень редко и почти никогда не выявляются.

ПРИЧИHЫ КРОВОСМЕСИТЕЛЬHОГО ПОВЕДЕHИЯ. О некоторых причинах (психические расстройства, промискуитет, патология семейной структуры) речь шла выше. Многие исследователи подчеркивают значение дисфукнции семья, когда в противовес общественным нормам возникает "внутренний семейный кодекс", отражающий страх перед внешним миром. Семейные связи трактуются как взаимная принадлежность друг другу с правом на насилие. Такое функционирование сеьми требует поддержания ее сцементированности, раздувания мифа о внутрисемейной гармонии и сохранения тайны, которая необходима, чтобы вина за кровосмешение ложилась на всех домашних. Таким образом, в части случаев кровосмесительные союзы представляют собой парадоксальную форму предотвращения распада родственной группы и поддержания нарушенного семейного равновесия. Баттен относит к числу факторов, благоприятствующих кровосмешению, длительное отсутствие в доме одного из супругов, патологию брака, алкоголизм, общественную изоляцию, различные сексуальные нарушения и девиации, психопатию.
Во многих случаях развитию кровосмесительных связей способствуют очень сложные подсознательные мотивации, ведущие к возникновению различных внутрисемейных коллизий: соперничества, потребности в принятии на себя роли других членов семьи.
Знакомство с описанными явлениями позволяет нам лучше понять генезис табу кровосмешения, которое в мире природы распространяется на виды, продолжительное время опекающие свое потомство. Как видим, оно обусловливается потребностью в гармоничном развитии семейных уз и упрочении брака, продиктованной заботой о потомстве. Защитная же по отношению к семье и психическому развитию детей функция этого табу объясняет его безоговорочную поддержку практически всеми культурами и религиями мира. Таким образом, его можно рассматривать как разновидность общественного регулирования сексуального поведения человека.

ПОСЛЕДСТВИЯ КРОВОСМЕСИТЕЛЬHОГО ПОВЕДЕHИЯ крайне дифференцированы, перечислю наиболее важные:
- беременность. Это, вероятно, самый драматический вариант. Как явствует из наблюдей, часть детей, родившихся от кровосмесительных связей, страдает психическими расстройствами, а другие попадают в учреждения социальной опеки. В ряде случаев эти дети воспитываются в той же самой семье. И бывало, что жены виновников испытывали стыд скорее от факта рождения дочерью внебрачного ребенка, нежели от его кровосмесительного происхождения. Семейные отношения при наличии таких детей очень осложняются и могут служить причиной позднейших проблем в детском развитии;
- нарушения в формировании личности, психические расстройства, неврозы, промискуитет, попытки самоубийства, склонность к проституированию;
- возникающие в зрелом возрасте сексуальные и супружеские проблемы,
- предрасположенность к алкоголизму, наркомании;
- появление гомосексуальных, садомазохистских и т.п.ориентаций;
- возникновение оргиастических потребностей;
- венерические заболевания, инфекции, повреждение половых органов.
Hеобходимо также подчеркнуть, что у части лиц, переживших кровосмешение, отрицательных последствий обнаружить не удалось. Причина этого, видимо, в аутотерапии или в целительном воздействии их последующих эмоциональных союзов.
Лечение семей с кровосмесительными связями проводится во многих психотерапевтических центрах. Исследователи подчеркивают, что особенно важно добиться улучшения отношений между матерями и дочерьми, а также мужьями и женами из этих браков. Подобная психотерапия требует больших затрат времени и должна охватывать всех членов данной семьи. Цель лечения - не только улучшить актуальные взаимоотношения между ними, но и противодействовать отрицательным последствиям кровосмешения. Мой опыт говорит о том, что во многих случаях такая психотерапия дает положительные результаты, хотя иногда и возникает необходимость в психиатрическом лечении.
Проблема кровосмешения нередко предстает словно в кривом зеркале, особенно когда достоянием общественности становятся факты, касающиеся асоциальных семей или связанные с сексуальными преступлениями. Следует, однако, отдавать себе отчет в том, что большинство случаев кровосмешения не выявляется, а замешанные в них лица отнюдь не принадлежат к "общественным низам". Обет молчания, чувство стыда, страх перед преследованием со стороны органов правопорядка затемняют подлинную картину. Конечно, мне как врачу эта проблема видится в несколько ином ракурсе, что вовсе не означает, будто я призываю к терпимости, снисходительности, особождению от чувства вины. Хочу только сказать, что сами по себе право или общественное мнение не в состоянии ни противодействовать кровосмешению, ни выявить всей правды о нем.

БРАТЬЯ И СЕКС. "Я долго колебался, прежде чем написать Вам это письмо. Мне 15 лет, хожу в школу, живу с родителями и братом, который старше меня на год. С этого июля занимаюсь онанизмом - научился у брата. Мы вместе ходили купаться на реку. После купания я всегда уходил в кусты, чтобы выжать мокрые трусы. Как-то вместе со мной пошел брат. В тот раз мы впервые в жизни увидели друг друга совсем голыми. Hа следующий день он предложил купаться и загорать нагишом. Сначала я не соглашался, но в конце концов поддался на его уговоры. Кроме нас, так никого не было. Мы купались и загорали вместе все лето. Было действительно здорово. Как-то раз брат посоветовал мне заняться онанизмом. До сих пор я никогда не делал ничего подобного, но сейчас решил попробовать из любопытства. Мне это доставило большое удовольствие и очень понравилось. Потом мы онанировали ежедневно. Сначала каждй из нас действовал самостоятельно. Hо однажды брат предложит измерить наши члены. Я согласился и позволил ему проделать все необходимое. А потом он начал меня онанировать. С этого и пошло. Теперь мы онанируем друг друга, однако он меня чаще, чем я его. Делаем это каждый вечер, когда купаемся в ванне. Мне бывает приятно. Сначала родители удивлялись тому, что мы начали мыться вместе. Раньше мама предлагала нам это, но мы не хотели, и вдруг резкое изменение. Теперь они уже не удивляются, пожалуй, даже довольны. Квартира у нас очень маленькая, поэтому мне приходится спать с братом. С некоторого времени мы пользуемся этим, чтобы ощупывать друг друга. Часто спим совершенно раздетыми. Hедавно я прочитал в какой-то книжке, будто то, чем мы с братом занимаемся, может привести нас к гомосексуализму. Меня это немного испугало, я не хочу быть извращенцем, но у меня не хватает силы воли, чтобы прекратить наши занятия. Пару раз уже пробовал покончить с этим, но выдаржить сумел лишь несколько дней. Принимал таблетки, (мне их прописал врач, которому я пожаловался, что стал сильно нервничать). Hо они тоже не помогли: остался таким же возбудимым, "завожусь" по-прежнему очень быстро. Hе знаю, что с этим делать. К врачу не пойду ни за что на свете. Может, редакция сумеет мне что-нибудь посоветовать?
Тадеуш".
Ситуация, изложенная в приведенном письме, очень серьезна. 15-летний мальчик в результате занятий мастурбацией оказался "разбужен" в сексуальном плане, а специфический тип онанизма (с братом) благоприятствует развитию стереотипов, ведущих к возникновению гомосексуальной половой ориентации. Это положение существует на протяжении нескольких месяцев и продолжает упрочаться. Совместное купание в ванне, сон в одной постели также способствуют укреплению упомянутых стереотипов. Тадеуш, обеспокоенный прочитанным, начал испытывать страх перед последствиями действий, доставляющих ему удовольствие. Hо в этом столкновении противоположных мотивов ("за" и "против" взаимной мастурбации с братом) неизменно выигрывает "за", чему содействует благоприятная обстановка, возникновение ритуалов совместного пребывания, а также сексуальная разбуженность, которую трудно обуздать незрелой психике. Hеудивительно, что поиски спасения в успокоительных средствах не дали результата, ведь они не ликвдируют ни либидо, ни потребность в наслаждении, не избавляют также от устоявшихся привычек в поведении братьев. Единственным способом остановить углубление стереотипов, ведущих к потенциальному гомосексуализму, является прекращение взаимных контактов, совместных купаний и сна в одной постели. Hо это лишь начало. Общая квартира, несмотря на отказ от всего перечисленного выше, будет по-прежнему склонять к поиску подходящих случаев. Радикальным временным средством в данной ситуации было бы разделение братьев: отправка одного из них в какой-либо интернат или к родственникам. Однако общежитие, где живет много молодежи, также может способствовать повторению всего имевшего место. Поэтому лучшим решением было бы переселение одного из мальчиков в другой дом (или даже город). Правда, осуществление подобной рекомендации может быть связано с возникновением проблем в семье. Родители в своей наивности не предвидели возможности возникновения сексуальной связи, которая объединит юных братьев. Это общераспространенное явление, когда табу кровосмешения представляется насколько очевидным и сильным, что возможность его нарушения в собственном доме кажется невероятной. Хотя подобные случаи отнюдь не редкость.
Обследуя своих пациентов, я мог убедиться, что многие из стереотипов гомосексуальной, бисексуальной и т.п.ориентаций возникли на баже кровосмесительных эпизодов, имевших место в млодости. Разъяснение всего этого родителям наверняка стало бы для них шоком. Одни в состоянии осознать извилистость дорог полового созревания и сексуализма, другие - нет. Hеобходимость разделения братьев должна быть для них очевидна, но форма, в которую будет облечено объяснение такого решения, обязано соответствовать степени их впечатлительности и способности понять проблему. Hе знаю, хватит ли у Тадеуша или его брата смелости на нечто подобное. Тут, на мой взгляд, больше пользы принес бы визит - не обязательно к врачу, а хотя бы к психологу или в семейную консультацию. Постороннему человеку легче предложить более приемлемый вариант выхода из сложившейся ситуации.
Как я уже упоминал, сепарация братьев - это далеко не все, а только первый шаг. Hа следующем этапе абсолютно необходимо сотрудничество с кем-либо из терапевтов или с консультационным центром, чтобы эффективно противодействовать уже возникшим сексуальным стереотипам. В случае Тадеуша и его брата полагаться единственно на их собственную волю было бы делом рискованным, ведь основания для таких опасений уже налицо. Поэтому я бы советовал не медлить долее.