Домой / Материалы / Период новорожденности длится с момента рождения до. Неонатальный период объединяет два под периоды

Период новорожденности длится с момента рождения до. Неонатальный период объединяет два под периоды

Многие родители, говоря о , подразумевают время от первого крика малыша и до наступления 12-месячного возраста. Однако в неонатологии под этим понятием рассматривают период от первой минуты и до 28-го дня жизни. Это самое сложное в адаптационном плане время, и важно преодолеть его, сведя возможные риски к минимуму.

Периоды адаптации новорожденных детей

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода.

1. Ранний неонатальный период. Этот физиологический период новорожденности длится от перевязки пуповины до 7-х суток жизни;

2. Поздний неонатальный период. Этот период длится с 8-го по 28-й день жизни.

В это время происходит адаптация организма новорожденных детей к новым условиям обитания. Этот физиологический процесс при неблагоприятных условиях может принимать неблагополучное течение. Возникают пограничные состояния, не требующие специального лечения. В момент родов у младенца отмечается «синдром только что рожденного ребенка», который характеризуется обезвоживанием, глубоким вдохом, криком, повышенным мышечным тонусом, позой новорожденного ребенка с согнутыми, приведенными к туловищу руками, кистями, сжатыми в кулачки.

Адаптация новорожденных в оба периода к новым условиям жизни – процесс непростой. Ощущения ребенка складываются из внутриутробного опыта и впечатлений от нового, незнакомого мира. Единственным источником привычных эмоций является мать, поэтому малышу необходимо симбиотическое единство с ней, включающее уход и удовлетворение физиологических потребностей младенца. Новорожденный помнит, что в утробе он находился в полной безопасности. После рождения он чувствует себя защищенным только в случае близости матери. Самым важным условием адаптации младенца является физиологический контакт с матерью: тепло, ношение на руках, материнское прикосновение, поглаживание и т. д. Физиологический контакт матери и ребенка необходим для полноценного развития эндокринной, иммунной и других систем.

Оценка состояния новорожденного ребенка

Сразу после рождения проводится оценка физиологического состояния ребенка в период новорожденности по шкале Апгар.

По этой шкале определяются 5 важнейших признаков:

  • частота и ритм сердцебиений;
  • характер дыхания;
  • мышечный бонус;
  • рефлекторная возбудимость;
  • окраска кожных покровов.

Каждый признак для характеристики периода новорожденности оценивается 0, 1, 2 баллами. Баллы складывают; сумма, равная 1-3, свидетельствует о тяжелом состоянии новорожденного. Здоровые дети набирают 8-10 баллов. Через 5 минут оценка состояния младенца по шкале Апгар повторяется. Общую характеристику этого периода новорожденности в цифровом выражении обязательно сообщают матери.

Таблица «Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар»:

Показатель

Оценка в баллах

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 в минуту

Более 100 в минуту

Отсутствует

Нерегулярное - гиповентиляция

Регулярное

Мышечный тонус

Отсутствует

Частое сгибание

Активные движения

Рефлекторная возбудимость

Отсутствует

Выражена слабо

Громкий крик, активные движения

Цвет кожи

Бледный, синюшный

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей

Розовая окраска всего тела и конечностей

Физиологические особенности новорожденных детей

Говоря о физиологических особенностях периода новорожденности, рассматривают дыхание, кровообращение, температурный режим, физиологическую убыль массы тела, изменение цвета кожных покровов и другие показатели.

Особенности дыхания и кровообращения у младенца после рождения. Легкие у ребенка расправляются в связи с возникающим глубоким вдохом и затрудненным выдохом. При этом в первые 3 дня жизни отмечается такая особенность периода новорожденности, как повышенная вентиляция легких. Она связана с перестройкой органов кровообращения и началом функционирования малого и большого кругов кровообращения, закрытием и прекращением работы пупочных сосудов, овального отверстия в предсердии.

Температурный режим. После рождения ребенок приспосабливается к новому температурному режиму, меняющемуся постоянно. Система терморегуляции в первые дни у младенца несовершенна, и в первые часы после родов температура его тела может снижаться на 1-2 °С, а на 3-5-й день иногда возникает преходящая лихорадка, при которой температура тела повышается и в течение нескольких часов сохраняется в пределах 38-39 °С. Основными причинами этих колебаний являются несовершенство терморегулядии, потеря жидкости после рождения, избыточное поступление белка с молозивом в организм младенца.

Физиологическая убыль массы тела. У новорожденных физиологическая убыль не превышает у доношенных 10% массы при рождении и 10-12% - у недоношенных. Эта особенность течения периода новорожденности возникает вследствие недоедания в первые дни жизни, потери воды через кожу, с мочой, испражнениями, через легкие и кожу. Восстановление массы тела до первоначальной у доношенных детей происходит к 5-7-му дню жизни, у недоношенных этот процесс идет медленнее.

Изменение цвета кожных покровов. Это одна из основных особенностей периода новорожденности: младенцы появляются на свет с покрасневшей кожей, так называемой эритемой. Различают простую и токсическую эритему. Простая эритема отмечается у всех новорожденных, она проявляется в ответ на воздействие внешней среды. У доношенных детей покраснение слабо выражено и исчезает в срок от нескольких часов до 3 дней после рождения. У недоношенных покраснение яркое и сохраняется до недели. Затем на месте эритемы остается шелушение, особенно выраженное у детей с крупным весом. Токсическая эритема, появляющаяся на 2-5-й день жизни, считается аллергической реакцией. Она проявляется в виде единичных или множественных пятен покраснения, иногда пузырей. Высыпания отсутствуют на ладонях, стопах, слизистых оболочках; обычно элементы угасают через 1-3 дня. Токсическая эритема диагностируется у 30% новорожденных. Лечения не требуется, эритема исчезает самопроизвольно в течение нескольких дней.

Физиологическая желтуха новорожденных. Физиологическая желтуха появляется на 2-3-й день жизни, она наблюдается у 60% новорожденных и проявляется желтушным окрашиванием белков глаз и слизистых оболочек рта. Состояние ребенка не нарушается, кал и моча имеют обычную окраску.

Желтуха исчезает к концу первой недели жизни. Если желтуха затягивается, то необходимо обследование для выявления вызвавшей его патологии.

Половой криз (гормональный криз) новорожденных. Половой криз регистрируют у двух третей новорожденных. Он проявляется нагрубанием молочных желез; кровотечениями из влагалища у девочек; отеком наружных половых органов; у мальчиков может отмечаться потемнение кожи мошонки и сосков. Нагрубание молочных желез имеет симметричный характер, обычно не сопровождается изменениями кожи; из молочных желез иногда имеется отделяемое белого или серого цвета.

Обычно симптомы полового криза проявляются на 3-4-й день жизни, они, как правило, исчезают на 2-й неделе без всяких последствий.

Какой кал и моча у новорожденных

Многих мам интересует, какой кал у новорожденных в ранний неонатальный период и какая у младенцев моча. Первородный кал представляет собой содержимое пищеварительного тракта, перемешанное с проглоченными околоплодными водами. Это густая масса темно-зеленого цвета, называемая меконием. В последующий период новорожденности, при развитии ребенка меконий постепенно переходит в обычный стул новорожденного ребенка - желтовато-золотистый кашицеобразны я кал, выделяющийся несколько раз в сутки.

В первую неделю жизни в связи с адаптацией к новым условиям жизни ребенок нуждается в специальном уходе, особых гигиенических условиях, чтобы предупредить заболевания, которые могут возникнуть в этот период.

Одна из характерных анатомо-физиологических особенностей периода новорожденности – 4-5 мочеиспусканий в первые сутки и более частое мочеотделение к концу первой недели жизни. Какая моча у новорожденного в ранний неонатальный период? В первые дни у младенца с мочой выделяется белок. В просвете мочевых канальцев может откладываться мочевая кислота (мочекислый инфаркт); в таких случаях моча окрашена более ярко, имеет желтовато-коричневый цвет, на пеленках остаются коричневые пятна с осадком в виде песка. К концу первой недели эти изменения проходят самопроизвольно.

Анатомо-физиологические особенности и признаки недоношенных новорожденных

Недоношенными являются дети, рожденные до наступления 40-недельного срока беременности (между 28-3 7-й неделями беременности), с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-40 см. Исключением могут быть доношенные дети от многоплодной беременности, они в норме имеют массу до 2500 г. Кроме этого, низкую массу имеют доношенные дети от курящих и злоупотребляющих алкоголем матерей, младенцы с пороками развития.

Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 45 см, независимо от срока беременности являются незрелыми.

Внешние признаки недоношенности недоношенных новорожденных проявляются следующим образом:

  • подкожно-жировой слой отсутствует или развит очень слабо;
  • все тело младенца покрывает обильный пушок;
  • кости черепа достаточно плотны, но могут заходить друг на друга;
  • малый родничок не закрыт;
  • ушные раковины мягкие, асимметричные;
  • размеры головы превышают размеры грудной клетки;
  • ногти тонкие и обычно доходят до конца ногтевого ложа;
  • пупочное кольцо расположено в нижнем квадранте живота.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных и функциональные признаки недоношенности:

  • недоразвитость центральной нервной системы и других органов и их функциональная незрелость;
  • несовершенство терморегуляции. Эта особенность недоношенных новорожденных заключаются в невозможности удерживать температуру тела на постоянном уровне;
  • несовершенство акта дыхания, колебания в его ритме вплоть до остановки и внезапной смерти;
  • слабая выраженность сосательного и глотательного рефлексов;
  • недоразвитие сосудистой системы, проявляющееся в хрупкости и тонкости кровеносных сосудов, что способствует возникновению нарушений мозгового кровообращения и кровоизлияний в мозг.

Как ухаживать за новорожденным ребенком: алгоритм утреннего туалета

Утренний туалет новорожденного ребенка и последующий ежедневный уход за младенцем – необходимое условие для быстрой адаптации малыша в новых условиях.

Алгоритм туалета новорожденного следующий:

  • умывание лица;
  • промывание глаз раствором фурацилина;
  • обработка пуповинного остатка 70%-ным спиртом с последующим его прижиганием 5%-ным раствором марганцовокислого калия. После отпадения пуповины пупочная ранка обрабатывается 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 70%-ным спиртом и 5% -ным раствором марганцовокислого калия;
  • по показаниям обработка носовых ходов и слуховых проходов (жгутиками, смоченными стерильным вазелином);
  • при наличии молочницы туалет новорожденного ребенка обязательно включает обработку слизистой оболочки рта 20% -ным раствором буры в глицерине.

А как ухаживать за новорожденным после того, как подживет пупочная ранка? В это время малыша разрешается купать. Вода для купания берется теплая - ее температура должна составлять 36,5-37,5 °С, в ванне ребенок, не достигший 1 года, может находиться не более 5-10 минут.

Новорожденного малыша, быстро распеленав, погружают в воду, поддерживая под голову и спинку одной рукой, нижнюю часть туловища - другой. Моют ребенка, положив его голову себе на руку, несколько согнутую в локтевом суставе, ладонью поддерживая его за подмышечную впадину. Сначала намыливают голову, затем шею, грудь, спину и в последнюю очередь - ноги и руки. В процессе того как ухаживать за новорожденным ребенком, помните, что мыть лицо младенца водой из ванны нельзя.

Детей, когда они могут уверенно сидеть и стоять самостоятельно, моют сидя.

Как делать воздушные и солнечные ванны новорожденному

Ни один человек, а грудные дети в особенности, не может обойтись без свежего воздуха и солнечного света. Гулять с младенцем начинают на следующий день после выписки из роддома, если температура воздуха не ниже -5 °С, начиная с 15-20 минут 2 раза в день. К месячному возрасту длительность прогулки доводят до 45-60 минут или гуляют с малышом 2 раза в день по 30 минут. Дети 3-6 месяцев нуждаются в более длительном пребывании на свежем воздухе - до 4-6 часов, разделенных на 2 прогулки, причем малыш в состоянии спокойно переносить температуру окружающего воздуха до -12 °С. К году ребенок должен гулять 6-10 часов в день.

Нужды новорожденным и воздушные ванны: в холодное время года их проводят в хорошо проветренном помещении, имеющем температуру воздуха +18…+20 ᵒС, в теплой время - при открытых окнах или на свежем воздухе. Малыша разворачивают и оставляют полежать раздетым 1-3 минуты, постепенно увеличивая время ванны до 15-20 минут. В этот момент малышу можно сделать массаж или заняться с ним гимнастикой. А как делать воздушные ванны новорожденным второго полугодия жизни? Таким малышам требуется проводить воздушные ванны 2 раза в день по 15 минут.

В первые дни после появления на свет солнечные ванны новорожденным не рекомендуются, лишь начиная с 3-4-месячного возраста ребенка (если нет противопоказаний) можно выносить «позагорать» в тенечке на 2-10 минут при условии, что температура окружающего воздуха не ниже 23 °С. К годовалому возрасту продолжительность солнечных ванн может быть постепенно увеличена до 20 минут. Кстати, прекрасный способ закаливания - обливание ребенка после солнечной ванны водой: в 3-6 месяцев с температурой 35-36 ᵒС, 6-12 месяцев- 19-20 °С. Но проводить подобные процедуры нужно с большой осторожностью: недопустимо появление «гусиной кожи» и тем более - дрожи.

Статья прочитана 15 340 раз(a).

Под термином «неонатальный период», или «период новорожденности», понимают этап с момента первого вздоха ребенка и до возраста 28 дней. Такая длительность обусловлена особенностями ребенка в этот период жизни и определенными требованиями к уходу за ним.

Длительность периода

Термин «неонатальный» сложен из латинских слов: «нео» (новый) и «натус» (рождение). Таким образом «неонатальный» буквально переводится как «новорожденный». Определяющим фактором для выделения именно такого периода стали особенности ребенка в период новорожденности.

Этот промежуток времени делят на ранний и поздний. Ранний включает в себя семь дней с рождения, поздний – с 8-го по 28-й день жизни малыша. Иногда длительность периода увеличивают до шести недель, исходя из того, что именно столько женщина считается родильницей, соответственно, ее ребенка можно полагать новорожденным.

Физиология неонатального периода оценивается врачом-неонатологом (педиатром, акушером) в момент рождения по шкале Апгар и в дальнейшем отслеживается на протяжении всего срока.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Характеристики новорожденного

Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.

  1. Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
  2. Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
  3. Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
  4. Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
  5. Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.

Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.

Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.

Начальный этап жизни недоношенных детей

Оценить состояние ребенка, родившегося раньше срока, помогает не только система Апгар, но и шкала Баллард. Она названа по имени Жанны Баллард, предложившей ее в 1979 году. Оценивание проводится в первые сутки. Фиксируется нервно-мышечная и физическая зрелость ребенка. Соответственно данным о гестационных этапах возрастные границы младенца определяются от 26 до 44 недель, причем учитывается воздействие на нервно-мышечное созревание введения лекарств во время родов.

Уход за новорожденным ребенком

Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.

Сразу после рождения проводятся такие процедуры:

  1. перерезание пуповины;
  2. отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
  3. осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
  4. показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).

Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).

Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.

Малыш привыкает к жизни

Неонатальный период – это время, когда ребенок учится существовать вне утробы матери. Наиболее важные изменения в организме малыша в первые минуты жизни:

  • прекращение кровообращения через пуповину;
  • закрытие отверстия между предсердиями, пупочного, боталлова и аранциева протоков, которые и отвечали за сообщение кровеносной системы матери и ребенка;
  • развивается самостоятельное дыхание и кровообращение.

В последующие часы (сутки) устанавливается формула крови и температура. В первые же дни формируется «грудной стул», уходит так называемая «желтуха новорожденного».

В ранний неонатальный период малыш может потерять вес. Нормальным считается снижение на момент выписки из роддома по отношению к моменту рождения на 5–10 процентов. У недоношенных детей и малышей с дефицитом массы потеря может составить до 18%. Обычно минимальным вес становится на третьи-пятые сутки с рождения. Восстановление веса в норме происходит через 8–14 суток. Прибавка веса в период новорожденности составляет 400–900 г для девочки и 400–1200 г для мальчика (данные ВОЗ).

Учитывается прибавка по отношению не к массе в момент рождения, а к минимальному весу ребенка! Если потеря веса продолжается после пятого дня жизни – это повод для наблюдения за малышом и, при необходимости, докорма.

Кормление и уход

Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:

  • замедленный набор или потеря веса;
  • отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
  • прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
  • раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.

Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.

В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».

Кризис новорожденности и феномен привязанности

Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.

Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.

Теория привязанности Людмилы Петрановской может быть кратко сформулирована так. Ребенок нуждается в заботе, взрослый нуждается в том, чтобы заботиться о нем. Ухаживая за полностью несамостоятельным ребенком, родитель рано или поздно делает его самостоятельной личностью. При этом привязанность может быть сильнее любви и формирует рефлекторный отклик взрослого на всю его жизнь, вне зависимости от сложившихся в процессе взросления подопечного отношений.

Основные навыки к концу неонатального периода

Развитие малыша в первый месяц жизни сводится в основном к дозреванию внутренних систем организма и формированию осознанной реакции на окружающий мир.

При условии нормального развития концу периода новорожденности малыш умеет:

  • сосать до насыщения;
  • фиксировать взгляд на ярких или блестящих предметах;
  • двигать конечностями и головой;
  • реагировать на голос/вид матери.

Малыш учится привлекать к себе внимание криком, при выкладывании на живот пытается поднять голову, на касания реагирует рефлексами: хватательным, сосательным, поисковым, плавательным, рефлексом ходьбы. Выделяют также рефлексы Мора (разведение рук и ног при резких звуках), Бабинского (реакция стопы поворотом и расхождением пальцев при нажатии на край ступни) и Бабкина (поворот головы и открытие рта при нажатии на ладонь). К концу периода новорожденности большая часть этих рефлексов исчезает.

Окончание неонатального периода

Самые важные в жизни ребенка четыре недели закончились. Теперь можно вздохнуть спокойнее – малыш уже относительно адаптирован к новому миру. Дальше теперь уже не новорожденному, а грудничку требуется внимательный уход, забота и питание, а главное – искренняя любовь родителей.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.



В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.

В медицинской практике такие периоды, как поздний фетальный, интранатальный и ранний неонатальный, принято объединять под об­щим названием перинатальный период (с 28-й нед внутриутробного развития до 7-го дня жизни). Число детей, умирающих в перинаталь­ном периоде, фактически равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни.

ПОЗДНИЙ НЕОНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Поздний неонатальный период охватывает период 21 сут (8-28 дни жизни).

Важнейшими характеристиками.этого этапа служат интенсивное развитие анализаторов, прежде всего зрительного, начало развития ко­ординации движений, образование условных рефлексов, возникнове­ние эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте около 3 нед многие дети начинают отвечать на общение улыб­кой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный кон­такт многие считают началом собственно психической жизни ребенка.

В этот период различные неблагоприятные моменты легко могут вызвать отклонения в развитии, что в первую очередь, проявляется за­держкой нарастания массы тела. Многие заболевания и состояния, свя-


занные с патологией внутриутробного, итранатального и раннего нео-натального периодов (вялотекущие внутриутробные и приобретенные инфекции, пупочный сепсис, травмы центральной и периферической нервной системы и другие заболевания) диагностируют также в этот пе­риод. Наиболее важным критерием благополучия ребе?1ка служит оцен­ка динамики массы тела, нервно-психического развития и состояния сна.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ

После периода новорожденности наступает грудной возраст, кото­рый длится от 29-го дня жизни до 1 года. В этот период происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интел­лектуальное развитие ребенка.

Рост здорового ребенка увеличивается в течение первого года на 25 см:
в I квартале - на 3 см в месяц, во II квартале - на 2,5 см в месяц, в
III квартале - на 2 см в месяц, в IV квартале - на 1-1,5 см в месяц. В
среднем рост ребенка в возрасте 6 мес составляет 66 см, в 1 год - 75 см.

У большинства доношенных детей масса тела в 6 мес равна 8 кг, в
возрасте 1 года - 10,5 кг. Ежемесячно в первом полугодии масса тела
ребенка увеличивается на 800 г, во 2-м полугодии - на 400 г.

Окружность головы в 6 мес составляет 43 см, в 1 год - 46 см. Еже­
месячно в первом полугодии окружность головы увеличивается на
1,5 см, во 2-м полугодии - на 0,5 см ежемесячно. Большой родничок
обычно к возрасту 6 мес уменьшается и полностью закрывается в воз­
расте 9-18 мес, а малый родничок в основном закрывается в 4 мес.

Окружность грудной клетки у ребенка в 6 мес равна 45 см, в 1 год -
48 см. В первом полугодии окружность грудной клетки увеличивается
на 2 см ежемесячно, а во 2-м полугодии - на 0,5 см ежемесячно.

Молочные зубы у большинства детей появляются к 6 мес жизни.
Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние
центральные и верхние латеральные. Впоследствии прорезываются
нижние латеральные резцы, первый и второй моляры. В возрасте 1 года
большинство детей имеют 6-8 зубов.

Разительно совершенствуются моторные функции: от полной дви­
гательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы
и манипуляции с игрушками к годовалому возрасту.

В результате постоянного контакта грудного ребенка с взрослыми
в виде словесного общения происходит его нервно-психическое разви­
тие.

Высокие темпы роста грудных детей происходят благодаря интен­сивному обмену веществ с преобладанием анаболических процессов.


Энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает аналогичный показатель взрослого человека. Чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пи­щи на 1 кг массы тела по сравнению с взрослым. В то же время в функ­циональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что нередко приводит к желудочно-кишечным заболеваниям грудных детей.

Грудной ребенок в возрасте 2-3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, в результате чего заболеваемость детей грудного возраста довольно высо­ка. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и другие особенности) у груд­ных детей предрасполагают к возникновению бронхиолитов и пневмо­ний, течение которых отличается особой тяжестью. В грудном возрасте интенсивно проводят профилактические вакцинации.

ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется не­которым снижением темпов физического развития детей, большей сте­пенью зрелости основных физиологических систем. В течение 2-го года жизни рост увеличивается на 12-13 см, за 3-й год - на 7-8 см, а в даль­нейшем происходит некоторая стабилизация роста со средним прирос­том на 5-6 см в год. Масса тела за год в среднем увеличивется пример­но на 2 кг. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в воз­расте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы увеличивается ежегодно на 1 см, а окружность грудной клетки - на 1,5 см.

В течение 2-го года жизни дополнительно прорезывается 8 зубов, и общее их число достигает 14-16, включая первые непостоянные моля­ры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клы­ки обычно появляются после первых моляров. К концу 2-го года завер­шается прорезывание 20 молочных зубов.

Мышечная масса в этот период интенсивно увеличивается. Возника­ет типичный морфологический тип («тип маленького ребенка») с ха­рактерными пропорциями тела, круглым цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и его неглубоким релье­фом.


ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Дошкольный возраст (возраст от 3 до 7 лет) - период, когда основ­ная часть детей посещает детский сад. Для этого этапа характерно пер­вое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела несколь­ко замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубля­ется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдают у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у
девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного
увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равно­
мерно увеличивается приблизительно на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см
(в 5 лет окружность головы равна 50 см), а после 5 лет - 0,6 см.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно (в 10 лет этот
показатель равен 63 см).

Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное поло­жение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель мо­гут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определенной зрелости.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.

В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.

Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч). Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости новорожденного. Это первый период внеутробной жизни, когда происходит процесс приспособления ребенка к новым условиям внешней среды. В организме новорожденного происходит интенсивная перестройка различных систем и органов, которые характеризуются морфологической незаконченность строения и функциональной незрелостью. Все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения условий жизни новорожденного могут вызвать значительные изменения состояния его здоровья. С момента рождения начинает функционировать малый круг кровообращения и происходит переход на легочное дыхание. переходит на энтеральный тип питания. В коре головного мозга преобладают процессы торможения над процессами возбуждения, проявляющегося значительной продолжительностью сна (20-22 ч в течение суток).

Неонатальный период объединяет два под периоды.

1. Ранний неонатальный период (от рождения до 7-и суток — 168 ч). В это время наблюдаются пограничные состояния: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, а также выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь при антигенной несовместимости крови матери и плода, клинические проявления родовой травмы, асфиксии, последствия внутриутробного инфицирования или инфицирования во время родов, проявления аспирационного синдрома; гнойно-септические заболевания, вирусные поражения кишечника и дыхательных путей, синдром дыхательных расстройств вследствие незрелости легочной ткани и гипертензии малого круга кровообращения.

2. Поздний неонатальный (от 7-и до 28-го дня жизни — 21 день). Период восстановления после перенесенных дезадаптационных синдромов.

Перинатальный период длится с 28-й недели беременности до 7-х суток жизни. Включает поздний фетальный, интранатальной и ранний неонатальный периоды.

Для оценки физического развития новорожденного используют средние статистические показатели основных параметров в зависимости от гестационного возраста или оценочные таблицы по типу перцентили. Гестационный возраст определяют по времени последней менструации матери, дате первого шевеления плода, по данным объективного обследования вагитноив женской консультации, включая ультразвуковое исследование, а также на основе клинической оценки степени зрелости новорожденного.

Согласно статистическим данным показатели в пределах М ± 2σ или Р 10-90 считаются нормальные для данного гестационного возраста, а отклонения в среднем М на 2σ и более или более Р 90 и ниже Р 10 является резким отклонением от нормы. Важное значение для оценки физического развития имеет характеристика пропорциональности телосложения и состояния питания новорожденного ребенка.