Домой / Материалы / Почему у 5 месячного ребенка. Развитие ребенка в пять месяцев

Почему у 5 месячного ребенка. Развитие ребенка в пять месяцев

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За предыдущий месяц мальчик должен был прибыть в весе и росте на 430–580 грамм и 2 см, девочка на 390–580 г. и 1,9 см.

Начиная с пяти месяцев, мальчик должен прибавлять в весе примерно по 100 грамм в неделю

Девочка — по 90. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 370–510 грамм, девочка 340–500 г. в весе, 1,8 см и 1,7 см в росте.

Развитие моторных навыков

В этом возрасте 20% малышей умеют самостоятельно сидеть. Однако, пятимесячным детишкам сидеть все-еще вредно: у деток, которых родители принудительно усаживали, в будущем могут запросто появиться неприятные проблемы со здоровьем. Поэтому, малышей не надо учить сидеть и не желательно присаживать, держа на руках. Если ваш грудничок еще не научился сидеть, то не помогайте ему в этом.

Двое из ста малышей к пяти месяцам могут стоять, держась за что-либо, но по вышеуказанным причинам, лучше, если малыш научится стоять на несколько месяцев позже.

Зато с этого возраста малышей можно учить ползать, хотя большинство детей смогут освоить этот тип передвижения не ранее 8-го месяца. Ползанье не вредит осанке и благотворно действует на развитие и здоровье малыша. Это хорошая зарядка, отличное упражнение на координацию движений, укрепляет животик, стимулирует развитие мышления.

Кормление грудным молоком и прикорм

С пяти месяцев ребеночка можно подкармливать детскими пюрешками и кашами, которые не содержат коровьего молока. Например, пюре из цветной капусты. Тем не менее, малыш все еще нуждается в грудном кормлении.

На пятом месяце жизни грудничок кушает около 6 раз в день, выпивая по 150 мл грудного молока за одно кормление.

Пять месяцев тот рубеж, когда малыш начинает меньше набирать в весе, совершенствуя другие навыки физического и умственного развития. Многие радуют родителей появлением первого зубика. Значительно уменьшается число дневных укладываний, значит, времени на общение с родителями становится больше. Что должен уметь ребёнок в 5 месяцев станет ясно после выяснения его физиологических и психологических особенностей.

Физиологические особенности

Пятимесячный кроха набирает чуть меньше в весе, около 600 ― 700 грамм. Его тело становится пропорциональным, пухлость становиться менее заметна. Крепнут мышцы спинки и ножек, поэтому многие уже переворачиваются со спинки на животик. Можно делать первые уроки по ползанью. Впереди ставите несколько любимых игрушек, выкладываете малыша на животик. Он будет стремиться достать цель, а к пяточкам можно прислонить свои ладошки. Это будет своеобразной площадкой, от которой он будет отталкиваться пяточками, как на видео.

В этом возрасте многие начинают пробовать взрослую еду. Первые прикормы вводятся по половине чайной ложечки, а соки по капелькам. Никогда не дают вместе несколько новых продуктов, чтобы выявить проблемный продукт, если возникнет аллергия.

Стоит помнить, что такая еда всего лишь дополнение к грудному вскармливанию. Именно оно остаётся основным питанием для 5 месячного карапуза. Учтите, что при кормлении могут возникнуть перерывы по желанию малышка. Происходит это из-за чрезмерного любопытства ко всему окружающему. Поэтому на время кормления выключайте звук телефона, убирайте лишние предметы. Это поможет сконцентрировать внимание чада на еде.

Капризы пятимесячного чада теперь могут возникать на почве прорезывающихся зубов. Это средний возраст для сего явления. Бывают случаи, когда детки рождаются уже с зубиком. А иногда это происходит ближе к годику. Стоит знать, что за отклонение в развитии это не принято считать. Хорошо приобрести специальные силиконовые прорезыватели или охлаждающие гели. Обязательно обратите внимание на гипоаллергенность. Такие средства помогут не только притупить боль деточки, но и скорее вылезет долгожданный первый зубик.

Психологические аспекты

В пять месяцев крохотули радуются появлению взрослых, выражая это активным движением ручек и ножек. В ответ на слова родителей, они активно гулят, воспроизводя различные звуки. Некоторые даже пытаются говорить слоги. Поэтому на этом этапе необходимо много разговаривать с детишками.

Любопытство позволяет обследовать вокруг всё, включая родительские лица и свои пальчики. Некоторые даже отказываются от сосок, взамен используя ручки. Чего допускать не стоит, так как это приведёт к деформации ногтевой пластинки, да и в ротовую полость попадут болезнетворные микроорганизмы. Очень интересно то, что кроха учится выражать недовольство или восторг. К примеру, при появлении новой игрушки он обязательно выразит чувства.

Так как 5 месячный малышок уже видит на расстоянии более 50 см, он делает выбор между цветами, игрушками. Даже когда вы одеваете кофточку понравившегося оттенка, он выразит это активной улыбкой и агуканьем, как на видео. Кроме зрительного аппарата, получает развитие и слуховой. Реакция на звонок телефона, голос мамы, которая позвала его из другой комнаты.

Память карапуза на этом этапе также достаточно хорошо развивается. Он будет радоваться одной или нескольким игрушкам, которые для него уже стали любимыми. Используйте это для обучения малыша не только ползать, но и садиться. Когда он лежит на спинке, показывайте любимый предмет, постепенно малыш будет пытаться присесть.


Навыки 5 месячного дитя

  1. В положении на животике кроха умеет удерживать голову и плечи приподнятыми около 5 минут. Ещё бы, ведь такой ракурс тренируется на протяжении не одного месяца. Поэтому поза получается у деточки лучше остальных. Ему очень интересно наблюдать за происходящим именно в такой позиции.
  2. Улучшается координация движений. Благодаря развитию зрения кроха определённо точно берёт интересующий предмет, как на видео.
  3. Развитие моторики. На данном этапе кроха умеет делать не только хватательные движения, он способен подолгу удерживать предмет. Брать его из рук мамы, перекладывать из руки в руку. Хорошо делать массаж пальчиков крохе, по очереди разминая подушечки. Можно присоединять различные прибаутки и стишки, что благотворно в комплексе повлияет на развитие речи.
  4. Даже если в этом возрасте зубы не появляются, то очень вероятно обильное слюноотделение. Необходимо помочь малютке, массируя дёсенки.
  5. Если пятимесячный грудничок находится на искусственном вскармливании, самое время предлагать ему прикорм. Теперь негустое пюре будет восприниматься хорошо. И ни о каком рвотном рефлексе не может быть и речи. Ранее воспринималась лишь жидкая пища. Хотя, по рекомендациям медиков лучшее время для прикорма ― полгодика.
  6. Появляются не только любимые игрушки и предметы, но и игры воспринимаются на «ура». Пробуйте известную игру «ку-ку», «сорока ― сорока».
  7. Многие переворачиваются со спинки на животик.
  8. Есть некоторые детки, пытающиеся садиться, но делают это, опираясь на грядушку кровати. Очень хорошо иметь правильный ортопедический матрац. Благодаря умеренной жёсткости он поможет карапузу в этом нелёгком труде.
  9. Очень интересными забавами будет мини-музыкальный центр, с кнопочками, которые легко нажимать. Самостоятельное воспроизведение звуков вызовет дикий восторг и поднимет настроение карапузу.

Разница в развитии мальчиков и девочек

На основании таблицы можно сделать вывод о том, что мальчики и в весе, и в росте набирают быстрее. Но при этом предпочитают тактильные ощущения визуальным. Хотя в 5 месячном возрасте они уже демонстрируют мужской характер выражаемыми требованиями.

Организация распорядка дня и время сна

Итак, просыпаться лучше с 6 утра до 6:30. Число кормлений ― пять, шесть. Лучше организовать их через равные промежутки времени. Дневной сон также распределяется через равное количество часов. Очень хорошо, если малыш спит 3 раза примерно по 2 часа. Если позволяет погода, организовывайте сон на свежем воздухе, совмещая с прогулкой. Ночью малышок должен спать около 10 часов. Несколько советов по организации ночного сна.

  1. Обязательно читайте сказку, со спокойным и интересным сюжетом. Ведь кроха теперь способен воспринимать речь, слова и звуки. Можно петь и колыбельные песенки, это успокоит.
  2. При купании добавляйте в воду заваренную ромашку. Это успокоит и подарит прекрасный отдых. Кроме того, это прекрасный антисептик для кожи.
  3. А игрушку в кровать лучше не давать, так как она будет восприниматься за развлечение. Деточка будет отвлекаться и медленней засыпать.
  4. За 15 минут до отправления в кровать можно делать расслабляющий массажик. Это поможет успокоить.
  5. Прогулку лучше совершать не ранее, чем через 2 часа после пробуждения. Свежий воздух может расслабить, а это пока нежелательно. Через несколько часов будет полезно и поспать на улице.
  6. Не кутать крохотулю на ночь. Ему может стать жарко, да и движения будут слишком стеснены. Выбирайте натуральные ткани, свободного покроя.
  7. Не берите дитятко на руки даже при условии капризов. Ведь в возрасте 5 месяцев малышок может уже манипулировать. Если возьмёте один раз, придётся делать это на постоянной основе.
  8. Кормление дитя по графику лучше оставлять на время после сна. Старайтесь не переносить эти часы, даже если пятимесячный карапуз проснулся раньше. Дайте ему поиграть с любимым зайчиком или мишкой. Это в 2 месяца грудничок неспособен потерпеть и 2-х минут до кормления. Сейчас уже близок полугодовалый рубеж. И дитя знает, что пищу ему обязательно будет подана.

Как видите, всё привязывается к режиму дня. В возрасте пяти месяцев проще организовать крохотного человечка, ведь число кормлений и часов дневного сна уменьшается. Кроху проще отвлечь, так как он обращает внимание на звуки и речь.

Каждая мама, особенно если это её первый ребёнок, заботится о том, как развивать малыша месяц за месяцем, какие должные навыки и умения на каждом этапе развития приобретает чадо. Часто родители и бабушки сравнивают сведения, найденные в литературе, с реальными достижениями мальчика или девочки. Стоит ли беспокоиться, если малыш не умеет делать чего-то из списка, предложенного педиатрами?

Достижения, умения и навыки на пятом месяце жизни

«Вам» исполнилось пять месяцев. Уже почти полгода вы растёте вместе с малышом. Вы вошли в режим, позади первые тревоги и сомнения, пришло более ясное понимание, как управляться с ребёнком. В этом возрасте всё чаще чадо проявляет интерес к окружающему миру, с каждым днём появляются новые достижения и рекорды.

Ребёнок в 5 месяцев уже хорошо управляет своим телом и движениями

По мнению специалистов, к этому возрасту ваш ребёнок:

  • весит в среднем 5–7 кг (девочки), 6–8 кг (мальчики);
  • вырос до 60–66 см;
  • лёжа на животике и опираясь на открытую ладошку (а не кулачок), хорошо поднимает голову, а иногда появляются первые признаки ползания - малыш приподнимает попку и пытается оттолкнуться ножками;
  • лёжа на спинке, рассматривает внимательно свои ручки и пробует их на вкус, а также крутит головой во все стороны;
  • старается сесть и активно приподнимает голову при подтягивании за ручки из положения лёжа на спине;
  • четырьмя пальчиками берёт игрушки и с удовольствием машет ими, прислушиваясь к звукам, которые они издают;
  • уже умеет управлять своим телом и движениями;
  • переворачивается со спинки на живот и обратно;
  • хорошо видит предметы на расстоянии около трёх метров;
  • «гулит» и произносит звуки всё чаще, пытаясь губами повторить артикуляцию взрослых;
  • различает «своих» и «чужих».

Календарь физического развития ребёнка в пять месяцев

Этот период жизни малыша характеризуется бурным ростом двигательной активности, он смеётся, издаёт больше звуков, некоторые из них уже похожи на «ма», «ба», «па». Нервно-психическое развитие идёт быстрыми темпами, с каждым днём ребёнок устанавливает новые условные связи с окружающей средой, формируется анализаторная функция коры головного мозга.

Кора головного мозга также активно созревает и взаимодействует с подкорковыми центрами, поэтому у малыша проявляются более координированные действия, и он может спокойно переложить игрушку из одной ручки в другую.

Иммунитет, который ребёнок получил с рождения от мамы, снижается день ото дня, а своих антител пока ещё недостаточно для борьбы с инфекциями, особенно в период обострения заболеваний гриппом и ОРВИ.

В этот период наблюдается нарастание действия гормонов щитовидной железы, вследствие чего усиливается обмен веществ, в результате у ребёнка проявляется повышенная активность.

Масса ребёнка к пяти месяцам может достигать 7–8 кг

Вес и рост ребёнка не так стремительно увеличиваются, как в предыдущие периоды. В среднем прибавка в весе составляет от 400 до 600 грамм в месяц. Прибавка в росте в среднем 3 см.

Физиологические показатели развития в 5-месячном возрасте - таблица

В этом возрасте уже видны различия в физическом развитии мальчиков и девочек, хотя это неочевидный факт.

Психомоторное развитие - что умеет малыш

Каждый день в жизни малыша наполнен открытиями, что же должен уметь ребёнок в 5 месяцев?

Малыш очень хорошо знает маму и узнаёт людей, часто находящихся рядом. Но память у него ещё короткая, и если даже близкий крохе человек, например, папа, отсутствует продолжительное время, по возвращении ребёнок может сначала принять его за «чужого». Этому не следует огорчаться, при частом пребывании рядом малыш снова вспомнит его и примет за «своего».

В этом возрасте малыш пытается ручками взять предмет и попробовать «на вкус»

В этом возрасте некоторые дети предпринимают попытку сесть, а родители радуются этому факту, пытаясь усадить малыша среди подушек или на колени. По этому поводу ведётся масса споров: когда лучше присаживать малыша, каждый родитель принимает самостоятельное решение. Но всё же медики не рекомендуют пока усаживать ребёнка - мышцы спины ещё слабые, и, по мнению специалистов, может развиться искривление позвоночника.

Лёжа на спинке, малыш пытается сделать первые попытки поползти. Можно способствовать этому, подставляя ваши ладони к его стопам, чтобы малыш упирался в них. Конечно, он сразу не поползёт, но это ведёт к укреплению мышц ножек.

Ребёнок активно двигается, хорошо переворачивается набок, а также уверенно вертится со спины на живот и обратно. Ножки двигаются в разном направлении, малыш хватает их ручками и подносит ко рту.

Малыш уже уверенно берёт предметы, разглядывает их и тащит в рот. Хватает, как положено, используя всю ладошку и пальчики, способен перекладывать вещь из одной ручки в другую, берёт игрушку из рук взрослого.

Эмоциональный фон ребёнка в этом возрасте становится более осознанным, он не просто плачет, а «по поводу» - когда ему скучно, а рядом никого нет, или когда сердится. Радуется он тоже осознанно - подошедшей маме, брызгам в ванне во время купания, красивой игрушке и так далее.

Он слушает музыку. Причём может различать разные её виды - ритмичную и спокойную, весёлую и грустную. Произносит звуки, и мамы часто общаются со своими крошками посредством этих звуков.

Е. О. Комаровский: когда ребёнок должен поползти и сесть - видео

Правильный уход за пятимесячным ребёнком

Малыш становится активным и подвижным, его нельзя оставлять без присмотра. Ребёнок уже умеет переворачиваться, пытается ползти и может упасть с дивана или пеленального столика.

Уход за кожей и гигиена малыша

Так как малыш активный в этот период, вы можете заметить на коже проявление этой «активности» - могут быть покраснения в паховой, подмышечной области, на спинке, ножках. Паниковать не стоит, просто соблюдайте некоторые правила.

  1. Не кутайте ребёнка: малыш много двигается, а терморегуляция кожи ещё слабая, поэтому возможно появление потнички. Если температура окружающего воздуха комфортная, держите кроху голышом.
  2. Внимательно выбирайте одежду, проверьте, не натирают ли малышу швы на одежде, особенно в подмышечной и паховой зоне, а также на постельном белье. Все предметы одежды для ребёнка должны быть из натуральных тканей.
  3. По возможности не используйте подгузники.
  4. После каждой смены подгузника подмывайте ребёнка или протирайте влажной салфеткой или полотенцем.

Признаки потницы у малыша - покраснение кожи и высыпания в виде маленьких прыщиков

Если вы заметили потницу - это, как правило, покраснение кожи и высыпания в виде маленьких прыщиков, в первую очередь, подумайте о возможных причинах: температура в комнате, одежда и так далее, чтобы в дальнейшем избежать этого проявления. Лечение потницы возможно с помощью:

  • ванн с чередой, ромашкой, тысячелистником;
  • дезинфицирующих средств, например, 1–2% раствора борной или салициловой кислоты;
  • детской присыпки и кремов, содержащих борную кислоту, цинк, пантенол.

Как и прежде, после пробуждения необходимо проводить водные процедуры для малыша - умыть личико, глазки, чистить носик и ушки по мере загрязнения.

Питание

Грудное молоко остаётся пока основным видом пищи, получаемой ребёнком в этом возрасте. Педиатры для детей 5-месячного возраста советуют, как и ранее, 5–6-разовое питание, в среднем через 3–3,5 часа. Общий объем пищи - не более 1 литра.

У большинства здоровых детей на грудном вскармливании до 6 месяцев нет потребности в других источниках энергии и питательных веществ, кроме молока матери. Всё, что нужно ребёнку для роста и развития, есть в грудном молоке (включая воду). Определённые закономерности развития и дозревания пищеварительной системы не позволяют полноценно усваивать другой вид питания.

Мнения специалистов по поводу сроков введения прикорма сильно разнятся, некоторые аллергологи склонны утверждать, что первые виды прикорма нужно вводить в рацион только после восьми месяцев, так как это снижает риск аллергических реакций у детей.

До настоящего времени единого мнения о сроках начала прикорма не существует. С точки зрения большинства авторитетнейших экспертов по вопросам детского питания:

  • введение прикорма в возрасте около 6 месяцев - оптимально;
  • целесообразность начала прикорма в 4 месяца - сомнительна;
  • начало прикорма до 4 месяцев - однозначно и категорически неправильно.

Е.О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/prikorm-sroki-i-pravila.html

Детям-искусственникам прикорм начинают давать раньше на 1–2 месяца. Их пищеварительный тракт уже знаком с чужеродными продуктами - адаптированными молочными смесями - и раньше готов к усвоению нового. Срок введения прикорма определяет педиатр вместе с мамой, как правило, это 4–5 месяцев. Вместе с прикормом начинают давать воду (необходимый объём - 50 мл в сутки).

С пятимесячного возраста ребёнок уже может получать прикорм в виде овощных пюре

Прикорм обычно начинают с овощного монокомпонентного пюре, а в качестве первого овоща рекомендуется обычно кабачок или цветная капуста. Примерно через месяц вводят следующий прикорм - кашу. Начинать лучше с безмолочных, так как аллергенность у них минимальная. Чаще всего выбирают гречневую кашу. Начинают с 1 чайной ложки, увеличивая количество в приём до 150 грамм к концу пятого месяца. Готовят кашу обычно на привычной для ребёнка смеси (иногда на овощном отваре).

Варианты продуктов для введения прикорма - фотогалерея

Безмолочная каша обладает меньшей аллергенностью
Цветная капуста богата витаминами и минералами, практически не вызывает аллергических реакций Кабачок легко усваивается и гипоаллергенен

Как нужно купать малыша

К пятимесячному возрасту малыш уже привык к водным процедурам, ему нравится находиться в воде, родители могут увеличить продолжительность купания. Если в предыдущие месяцы ребёнка купали относительно быстро, то в этот период берите с собой игрушки, которые кроха может держать в ручках, размахивать ими, создавая вокруг себя массу водных брызг. Средняя продолжительность нахождения в воде от 15 до 20 минут. Температура воды 32–37 0 С.

Ребёнок ещё не умеет сидеть, но всё, что находится вокруг, вызывает у крохи большой интерес. Малыш очень активен, поэтому при купании необходимо постоянно держать его. Сегодня многие мамы используют для купания специальные горки, разновидностей которых довольно много: поролоновые, пластмассовые, тканевые и другие. Если вы не используете специальных приспособлений, на дно ванны можно положить ткань или марлю, чтобы малышу было удобно и безопасно.

На специальной горке малышу удобно находиться в ванночке

Родители сталкиваются с проблемой недостатка места для купания малыша в маленькой детской ванночке и часто спрашивают, можно ли его купать в большой ванне, которой пользуются остальные члены семьи. Использование «взрослой» ванны никто не запрещает, поэтому, если малыш не боится, смело помещайте в большее пространство, разумеется, с мерами дезинфекции и предельной безопасности.

Сон

Если ещё месяц назад малыш мог спать по 18 часов в сутки, то сейчас его двигательная активность возросла и времени на сон стало меньше. Дневной сон у ребёнка должен составлять до 6 часов. Это, как правило, 1,5–2 часа между основными кормлениями. В целом ребёнок в 5 месяцев спит по 14–16 часов в сутки. Важно соблюдать режим дня и стараться укладывать малыша в одно и то же время.

В 5–6 месячном возрасте малыш спит 14–16 часов в сутки

Как заниматься массажем

Массаж для пятимесячного ребёнка необходим, как и раньше. Сейчас цель его проведения - подготовить малыша к ползанию, переворачиванию, сидению и ходьбе. Поэтому все действия должны быть направлены на укрепление и развитие мышц спины, живота и ножек. Сеанс массажа длится 15–30 минут, движения должны быть более интенсивные, чем месяц назад, но не вызывать у ребёнка болевых ощущений и дискомфорта. Во время сеанса можно рассказывать стихи, петь песенки и проводить счёт. Для занятий лучше выбрать обеденное или вечернее время. В возрасте 5 месяцев появляется также необходимость массажа личика - малыш становится более эмоциональным, нагрузка на мышцы лица возрастает.

Во время массажа необходимо стимулировать ребёнка к переворачиванию и ползанию, делая специальные упражнения.

Как делать массаж ребёнку в 5 с половиной месяцев - видео

Игрушки для малыша 5 месяцев

По мнению педиатров, пятимесячному малышу необходимы прорезыватели разных форм и размеров, сделанные на основе резины или силикона (так как в этом возрасте уже активно начинают пробиваться зубки), мячи, а также комбинированные игрушки, на основу которых нанизаны небольшие шарики, предметы.

Игрушки должны быть яркими и безопасными

Материалы игрушек могут иметь разную текстуру: гладкую, шершавую, мягкую и твёрдую. Лучше, если игрушки будут издавать различные звуки, малыши в этом возрасте любят всё громкое и необычное. Ребёнок уже понимает, как извлечь из погремушки звук. Игрушка должна привлекательно выглядеть. Главное - это безопасность, так как малыши будут сразу пробовать вещь «на вкус».

Чем может пригодиться развивающий коврик

Такие коврики очень популярны у родителей - они яркие, удобные, с наборами разноцветных игрушек, наполненных различными музыкальными штучками: «пищалками», «шуршалками», «звенелками» и так далее. На таком коврике удобно учить малыша ползать. Стоимость таких ковриков не самая низкая, но он может прослужить долго, хорошо подвергается стирке и мойке, а игрушки можно периодически менять на новые.

Коврики могут быть с бортиками, это важно, если малыш переворачивается с животика на спинку и обратно

Как выглядят игрушки для этого возраста и как их выбирать - видео

Игры: чему можно научить

Поскольку малыша интересует всё вокруг него, почаще разговаривайте с ним, показывая ему то, что попадает в поле его зрения: небо, цветок, игрушку и так далее. Можно обучать малыша свойствам предметов, например, «вот шарик, он катится», или как произносят звуки животные: собачка лает, киска мяукает, изображая, как они это делают. Кроху это приведёт в неописуемый восторг, и он будет пытаться воспроизвести эти звуки сам.

Можно показывать малышу крупные цветные картинки с изображениями предметов и животных, называя их и объясняя, что или кто это. Такую книжку можно соорудить своими руками, делая не просто картинки, а вставляя элементы для развития: кармашки, разные детали на липучках и так далее.

Книжку с картинками можно сделать своими руками

Игры с подбрасыванием

Многие родители, играя с ребёнком, подбрасывают его на небольшое расстояние на руках. Сначала малышу страшно, но потом он привыкает к этому, с восхищением воспринимая это занятие. Но кроме радости для ребёнка и развития вестибулярного аппарата, в этом занятии скрыт определённый психологический момент - формирование доверия между мамой или папой и малышом, это чувство останется у него на всю жизнь. Соблюдайте, конечно, меры предосторожности, и если малышу некомфортно или страшновато, эту затею лучше оставить.

Как учить ребёнка играть с мячом

Поиграйте с малышом в футболиста. Положите надувной мячик ему на стопы так, чтобы малыш упирался в них. Пусть он стучит по мячу ножками ими пытается оттолкнуть его. Такое занятие укрепляет мышцы ног, подготовит их к ходьбе.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают мелкую моторику, память. Это разжимание и сжимание кулачков и пальчиков, сопровождающееся песенками, стихами и сказками.

Пример простой пальчиковой игры:

Загибаем пальчики:
Этот пальчик - дедушка.
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Разгибаем и трясём ладошками.

Популярна сказка-потешка «Сорока-ворона». Помните, в детстве мама играла с нами, водя пальчиком по открытой ладошке: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила - этому дала, этому дала, а этому не дала. Ты печку не топил, воду не носил, дрова не рубил - не дам тебе кашки».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона» развивает память и мелкую моторику

Как играть с ребёнком в 5–5,5 месяцев - видео

Итак, ваш ребёнок растёт и развивается. Впереди ещё много разных достижений и побед. Но помните, ваш малыш индивидуален, и если что-то соседский мальчик умеет делать в 5 месяцев, а ваш нет, не нужно срочно бежать к врачу и проверять ребёнка на разные болезни. Всё придёт в норму в своё время. Соблюдайте требования педиатра, развивайте ребёнка и скоро вы будете радоваться каждому новому движению или звуку.

Здравствуйте, меня зовут Татьяна, мне 42 года. Живу в г.Кемерово. По образованию я инженер по специальности "Технология и организация общественного питания", но с самого окончания института работаю преподавателем в вузе. Имею большой опыт в написании статей как научного, так и научно-познавательного характера, доступного для понимания всем читателям. Пишу свои статьи, основываясь на фактах, а также высказывая свое мнение

Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку: схватить, осмотреть и снова схватить. Точно также кроха ведет себя по отношению к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, он как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»

В возрасте 5 месяцев дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, увидев входящего, первым начинает «гулить» и лепетать . И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего младенца, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Учимся понимать друг друга

Внимание младенца привлекают лица любого вида и формы – он радуется приходу гостей и с интересом их рассматривает. Но, несмотря на то, что крохе нравится видеть новых людей, на пятом месяце жизни он уже начинает делить окружающих на «своих» и «чужих». Среди последних может оказаться не только посторонний человек, но и мама, решившая не бросать карьеру и вышедшая на работу.

Поэтому, как бы вы ни были загружены своими «взрослыми» делами, заведите себе за правило каждый день уделять хотя бы несколько минут общению с малышом. Тех же, кого ребенок считает «своим», он с удовольствием изучает: притрагивается к глазам, кусает за нос, дергает за волосы. Когда мама или папа разговаривают с младенцем, он сует пальцы им в рот, как будто пытается схватить вылетающие слова.

По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный звуковой репертуар все больше расширяется. Кроха осваивает большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и даже глухие одинаково произносят звуки.

В 4-4,5 месяца можно заметить, что дети подражают языку, на котором говорят окружающие. Свое умение «говорить» младенец с готовностью демонстрирует и игрушке, оказавшейся в поле его зрения, и маме, смотрящей на него. Но «гуление» производит впечатление более осмысленного, если собеседник реагирует на «слова» малыша. Родители могут стимулировать диалог, ускоряя или замедляя темп речи, а также изменяя тембр голоса.

Огромную радость доставляют ребенку физические игры, которые так любят папы. Легкие подбрасывания вверх, щекотка или громкое чмокание вызывают у малыша громкий смех. Но при этом важно помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны. Многим знакома следующая ситуация: ребенок заливисто хохочет от легких подбрасываний, но стоит поднять его чуть выше, как он тут же заливается плачем. Это говорит о том, что у маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Старайтесь играть с любимым чадом, не перевозбуждая его.

Двигательные навыки ребенка 5 месяцев

Самые большие перемены происходят в двигательной сфере. Мышцы окончательно освобождаются от гипертонуса и начинают действовать слаженно, развиваются так называемые локомоции – общие движения тела, где задействованы практически все мышцы. Казалось бы, ребенок может двигать всем телом с самого рождения, однако на первых порах его движения лишены согласованности: мышцы ручек, ножек, спины, действуют одновременно, но все по отдельности. Локомоции же, напротив, согласованные движения, подчиненные одной цели. Они обеспечивают подвижность ребенка в пространстве, являются основой самостоятельности.

На 5 месяце жизни многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым детишкам удается переворачиваться и со спины на живот. В возрасте 5 месяцев ребенок способен некоторое время проводить в полусидячем положении – это очень полезно, поскольку кроха может наблюдать, что происходит вокруг, замечать проходящих мимо людей, которые, отвечая на улыбку, останавливаются и разговаривают с ним.

Однако мягкая мебель не лучшее место для того, чтобы усаживать ребенка. Подкладывать под спину подушку тоже не рекомендуется, а вот та же подушка, подложенная под матрасик, дает хороший наклон, удобное положение и достаточный обзор. Лучшее решение – посадить ребенка в шезлонг с регулируемой спинкой, в котором младенец будет чувствовать себя удобно и комфортно.

Заметные сдвиги наблюдаются и в способности маленького человечка перемещаться, находясь в положении на животе. Младенец принимает позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигается вперед. Некоторые малыши передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, ребенок начинает пятиться назад.

Но самой подвижной частью тела по-прежнему являются руки. Они постоянно чем-то заняты. Малыш тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Он будет стремиться достать все, что попадается ему на глаза, до тех пор, пока видит собственную руку и объект. Однако в действиях еще не достаточно ловкости. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Кроха скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.

Поскольку ребенок стремиться использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он захватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Вижу, слышу, ощущаю…

До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом: он мог четко различать объекты, находящиеся на расстоянии 30-40 см. Теперь же малыш способен фокусировать взгляд вне зависимости от расстояния, на котором находится интересующий его предмет.

Самая любимая игрушка 4-x месячного ребенка – зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к подвеске или игрушке, является неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в него, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд своего «двойника» и улыбается ему.

Несмотря на развитие зрительных навыков, младенец исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Народная поговорка: «Губа – не дура, язык – не лопатка, знают, где горько, где сладко» иллюстрирует именно этот период в развитие малыша. Действия быстро следуют одно за другим – ребенок видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет к себе в рот, малыш будет долго изучать «ценную вещь».

Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик , невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравится, и он повторяет их снова и снова. Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получает удовольствие от эффекта, который они производят.

Занятия с ребенком 5 месяцев

Постойте небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как с нее скатывается игрушка на колесиках. Это станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями. Познакомьте малыша с мыльными пузырями. Младенцам очень нравится наблюдать за их неспешным полетом. Следите за тем, чтобы банка с мыльной жидкостью не попала крохе в руки, поскольку он непременно захочет засунуть ее в рот.

Помогите малышу исследовать свое тело. Для этого наденьте ему на ногу яркий носок или пинетку с привязанным к ней колокольчиком. Сначала младенец будет просто смотреть на свою ногу, а через некоторое время схватит ее. Чтобы ребенок учился принимать решения, вложите ему в каждую руку по игрушке, которая может пищать. Для этой цели лучше всего резиновые игрушки, которые кроха мог бы сжимать. Наблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.

Физическое развитие детей 5 месяцев

Ребенок совершенствует хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Запаситесь погремушками разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой ручки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите игрушку высоко, затем приблизьте к младенцу и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.

Расстелите одеяло и положите кроху на живот на край. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину . Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет: для того чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте младенца. Если он не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким, поворачиваться на бочок, а возможно, и на животик. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки. Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и родителей интересуют вопросы о физиологии, психологии, питании, уходе и досуге любимого малыша.

Физиологическое развитие ребенка в 5 месяцев (таблица)

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов. Некоторые малыши начинают переходить на трех разовый сон, который длится 1,5 – 2 часа. На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.

Нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев: педиатры России, ВОЗ

С момента рождения ребенок сильно изменился: он научился не только держать головку, но и проявлять эмоции. Педиатр регулярно осматривает малыша, и тщательно следит за его развитием и антропометрическими показателями.

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего рождения малыш немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев ВОЗ

Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которой мама может провести сравнительный анализ роста и веса своего ребенка. Но все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут соответственно худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков - девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

При виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такую реакцию исследователи раннего детства М.Ю.Кистяковская и Н.М.Щелованов назвали комплексом оживления.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на предплечья;
  • при поддержке под мышки крепко упирается выпрямленными ногами о поверхность пола;
  • развиваются навыки необходимые для ползания;
  • из положения лежа хватается за палец взрослого, подтягивая ручки, и пытается сесть.
Зрительное восприятие
  • под воздействием зрения и осязания развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, извлекая из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произвести их в виде отдельных слогов;
  • узнает голос матери или близкого человека.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (произносит первые звуки и слоги);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, па, ба, таким образом, таким образом, у малыша появляется лепет.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев
  • продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы;
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • берет протянутую взрослым игрушку;
  • при захватывании различных предметов, развивает тактильную чувствительность ладоней, выделяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев (комплекс оживления)
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тон голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.


Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне положительного эмоционального состояния малыша.

Как развить ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня ребенка 5 месяцев отводится специальное время. Проводятся они только на фоне благоприятного эмоционального состояния малыша. Если он испытывает недомогание или капризничает, то занятия лучше отложить до более благоприятного периода. Занятия проводятся после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, продолжительность занятий не должна превышать 5-7 минут.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека, центры, отвечающие за движение пальцев рук и речи, расположены довольно близко. Развивая моторику рук, в коре головного мозга активизируются соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.

Как развить у 5-месячного ребенка координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, упираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие: сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см. К ней понадобится дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной» стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку ребенка за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, поощряя малыша ее ощупывать.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Для подготовки ребенка к ползанию и развития навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.

Можно пришить к игрушкам веревочку и потихоньку тянуть за ее. Ребенок заинтересовавшись, будет ползти за игрушкой.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится действовать с предметами и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Используя классический мобиль можно научить малыша выполнять два взаимосвязанных действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый побуждает малыша дотянуться до определенной игрушки. Захватив ее, ребенок начинает тянуть к себе, таким образом, изменяя местоположение игрушки, которая находится рядом.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное на веревочку к колокольчику. Колокольчик, прикрепленный к мобилю или бортику кровати, начнет издавать звучание. Так малыш освоит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать погремушку в руке. Ориентируясь на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот.

Игры с неваляшками

Игры с непадающими и приятно звучащими игрушками помогают малышу развивать зрительное, слуховое восприятие и координацию рук. На звук неваляшки малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. Обязательно сопровождайте действия вопросом: «Где неваляшка?» – так ребенок учится запоминать названия окружающих предметов. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и забавить малыша! Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют малыша прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа малыша на своих руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим). Известная игра «Мы делили апельсин» веселит всех без исключения малышей:

Мы делили апельсин, (сжимаем ладошку малыша в кулачок)

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, (начинаем загибать по очереди пальчики ребенка)

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. (распрямляем ладошку и трясем её)

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь кто куда!(разводим обе ладошки в разные стороны)

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию ребенка, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Важно! Следите, чтобы у игрушек не было острых углов (кубики пока рано) и лакированных или покрытых токсичной краской поверхностей (матрешки, деревянные ложки). У 5-месячного ребенка уже могут появиться первые зубки и он погрызет и проглотит вредные материалы!

У 5-месячного ребенка в коллекции должны быть следующие игрушки:

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию действий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки – сжимая в руке, малыш сможет развивать общую моторику руки. Резиновыми игрушками можно развлечь малыша во время купания;
  • разные по фактуре мягкие игрушки с пришитыми к ним колечками и шуршащими вставками. Они развивают тактильные ощущения маленьких пальчиков.
  • неваляшка, юла, мягкие пирамидки – своей красочностью привлекут и позабавят малышей. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, малыш учится различать форму, цвет предметов, величину.
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.

Можно сделать игрушки своими руками. Для этого используется небольшая пластиковая бутылочка с плотно завинчивающейся крышкой, бисер или бусины, которые насыпаются внутрь. Кроха будет с интересом рассматривать, как содержимое пересыпается внутри, издавая звуки.

  • игрушки должны иметь сертификат качества, и изготовлены из экологически чистого материала;
  • должны быть безопасными для детей. Помните, вовремя прорезывания зубов, малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • игрушки необходимо ежедневно мыть.

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня малыша: сон, кормление, бодрствование – досуг его должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие ребенка в 5 месяцев. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Гуляя с малышом нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке. В процессе прогулок, он знакомится и познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять ребенка в 5 месяцев

5-месячный ребенок постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать малыша к самостоятельным играм. Любое интересное занятие способно его отвлечь и переключить внимание на другую деятельность.

Оставляйте ребенка одного только в кроватке или специальном манеже!

Заинтересовать ребенка могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, малыш может некоторое время побыть один.

Елена, мама 5-месячного Игоря: «Начиная с 3 месяцев я накупила кучу игрушек и давала сыну все по очереди в течение дня. К концу 4 месяца ему не была интересна ни одна игрушка. Тогда я на несколько дней убрала все игрушки и доставала каждый день по 2-3 разных (1 погремушка, одна развивающая и кубик мякиш, например). Остальные убирала еще на 4-5 дней. И каждый раз он радовался игрушкам, как новым»

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет важное значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев, на протяжении всего дня, нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа), а маленькие дети от 5 до 9 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям в 5 месяцев уже даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для малыша первого года является материнское молоко. В нем содержатся биологически полноценные жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, ферменты, гормоны и иммунные тела.

В этом возрасте у ребенка все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные смеси. Если материнского молока малышу недостаточно, то его докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочноконсервных комбинатах. Для того чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод 5-месячного ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, смена рациона которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы) дополняя недостающее количество чаем. Если он хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

В 5 месяцев ребенок получает первый прикорм. В отличие от докорма смесями, прикорм дается в начале кормления, а потом малыш наедается привычным грудным молоком или смесью. Начинают прикорм с 1 чайной ложечки постепенно доводя до 150 г в течение 2 недель.

С 5 месяцев, в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.

Хорошо подойдет овощное пюре. Для приготовления овощного пюре подойдут кабачки, брокколи, цукини, цветная капуста – они традиционно считаются наиболее гипоаллергенными и легко усвояемыми. Разнообразные овощи насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Каши в качестве первого прикорма рекомендуются деткам, плохо набирающим в весе. В этом случае малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая заваривается на воде или молочной смеси. Неленивые мамочки могут готовить кашку на сцеженном грудном молоке. Для лучшего усвоения каш, разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

Пока ребенок не распробует новую пищу, она дается в чистом виде, без добавок. И только к 4-5-му кормлению можно добавить в пюре или кашу оливковое или подсолнечное нерафинированное масло.

Растительные масла имеет бОльшую пищевую ценность для растущего организма, поскольку содержат ненасыщенные жирные кислоты и вещества, необходимые для роста клеток.

Уход и гигиена

Уход

Ребенку в 5 месяцев нужен в тщательный уход. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание крохи в мокрой одежде или подгузнике. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша, на ней появляются опрелости и раздражения.

Если ребенка приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может начать отрицательно реагировать на мокрое белье, проявляя при этом беспокойство или плачь.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины, на попе, появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю своевременно. В последнее время стала замечать, что моя дочь сама извещает меня о необходимости смены подгузника».

Частота стула и мочеиспускания

В 5 месяцев частота мочеиспускания уменьшается. Теперь ребенок может побыть 30 минут без подгузника и одежды, не намочив пеленки. Это полезно для кожи, кроме того малыш закаляется. Конечно, температура в комнате при этом не должна быть ниже 24°С и никаких сквозняков!

Частота стула в 5 месяцев остается прежней: 1-3 раза в день. С введением прикорма немного меняется запах и консистенция: это нормально и свидетельствует о том, что в организм ребенка попадает новая пища.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного ребенка:

Критерии Достижения
Вес, рост По сравнению с предыдущим месяцем, малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушки из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тон голоса, по-разному на них реагирует;
  • способен 15-20 минут играть самостоятельно;
  • уверенно держит головку;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание С 5 месяцев вводится первый прикорм
Уход и гигиена Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. Т.Г. Аптулаева «Первый год вместе»;
  3. В.И. Ядешко «Дошкольная педагогика»;
  4. В.Г. Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста»;
  5. Л.Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром».

Видео по теме