Анастасия Михайлюк
Перспективный план «Социальный мир». Старшая группа
Перспективный план по социальному миру .
Сентябрь
Тема : «Родной язык» .
1 занятие. «Зая-Пандита» .
Цель :
1. Познакомить с основателем калмыцкой письменности.
2. Дать представление о Зая-Пандите, как о человеке ученом.
3. Воспитывать любовь к родному языку, к калмыцкой истории.
Приемы :
Материалы : Портрет ученого, иероглифы – письменность.
Тема : «Детский сад» .
2 занятие. Детский сад – моя вторая семья. (экскурсия по д/с)
Цель :
1. Учить детей рассказывать о семье, о детском саде.
2. Развивать умение выражать свои чувства, выявлять комфортность ребенка в детском саду.
3. Любить профессии людей, которые о них заботятся (воспитатель, мед. сестра, повара и т. д.)
Приемы : Экскурсия по д\саду, беседы с сотрудниками д/сада
Тема : «Сбор урожая»
1 занятие. Что нам осень принесла?
Цель :
1. Учить рассматривать картины в саду-огороде, находить главное в картине, объяснять, почему он так думает.
2. Закрепить знания о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет)
3. Прививать уважение к труду овощевода и садовода.
Приемы : Картины. Овощи и фрукты (муляжи или свежие) .
Тема : «Дикие птицы»
2 занятие. Птицы разных стран.
Цель :
1. Развивать обобщенные представления о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах.
2. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнеговида, жизненных проявлениях, повадках птиц, и приспособление их к среде обитания.
3. Развивать интерес к жизни птиц.
Приемы :Наблюдение, рассматривание иллюстраций о птицах.
Тема : «Моя страна»
1 занятие. Я люблю тебя, Россия.
Цель :
1. Воспитывать любовь к родной отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.
2. Познакомить с картой мира, местом России на карте. Российским гербом, флагом, гимном.
3. Раз-ть интерес к историческому прошлому России
Приемы :Рассматривать иллюстрации. Чтение рассказов, стихов, слушание гимна.
Материалы : карта, флаг-триколор, герб.
Тема : «Профессия»
2 занятие. Кем ты будешь, когда встанешь взрослым?
Цель :
1 Формировать представление о том, что такое профессия.
2 Вызывать интерес к разным профессиям.
3 Воспитывать уважение к людям профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора.
Материал : Книга Волочкова стр. 39-48 зан 8
Тема : «Зул»
1 занятие. Калмыцкий Новый год.
Цель :
1. Продолжать расширять знания детей о калмыцком национальном празднике
2. Знакомить с обычаями и обрядами.
3. Раз-ть познавательные способности.
4. Воспитывать культурные традиции.
Тема : «Домашние птицы»
2 занятие. Беседа о домашних птицах.
Цель :
1. Обобщить конкретное представление о домашних птицах и сформировать понятие – домашние птицы.
2. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения : живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботиться. Классифицировать – водоплавающие птицы и не водоплавающие.
3. Вос-ть умение дополнять ответ сверстников.
Материалы : Картинки с изображением домашних птиц.
Тема : «Зима»
1 занятие. Как много интересного бывает зимой.
Цель :
1 Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состояния неживой природы. (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояния воздуха) . Состояние живой природы – растительный и живой мир.
2 Развивать познавательную активность.
3 Учить устанавливать причинно-следственные связи, умение использовать модели в познавательной деятельности.
4 Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой, позитивное отношение к зиме.
Д. п. в экологию стр 108
Тема : «Одежда и обувь»
2 занятие.
Цель :
1 Продолжать знакомить детей с изделиями из одежды и обуви (из чего они выполнены, кто их шьет)
2 Развивать у детей логику и мышление. Учить правильно классифицировать обувь и одежду по временам года и уметь доказывать.
3 Вос-ть аккуратность и бережливость к своей одежде.
Тема : «Транспорт»
1 занятие. Машины на нашей улице.
Цель :
1 Развивать интерес к словам и действиям взрослых.
2 Закреплять элементарные представления о транспорте, умение выделять некоторые особенности предмета, определять материал и его признаки.
3 Научить устанавливать связи между назначением и строением автомобилей, (для чего они нужны, что такое пассажирский и грузовой автомобиль) .
4 Воспитывать у детей уважение к нелегкому труду водителей.
Тема : «Наши защитники»
2 занятие. Наша армия.
Цель :
1 Уточнить представление детей о нашей Армии (солдаты, моряки, и т. д.)
2 Познакомить с родами войск, военными профессиями.
3 Вос-ть у детей мужество, отвагу, силу.
Материалы : картинки с родами войск. Комплексные занятия в ДОУ
Васильева
Тема : «Традиции и обычаи»
1 занятие. Рождение ребенка. Русская и калмыцкая семья.
Цель :
1 Познакомить с обычаями, традициями калмыцкого и русского народа.
2 Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3 Расширить знания основ культуры и искусства наших предков, помочь ребенку ощутить себя в потоке времени как продолжателя дела предков
4 Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческой деятельности.
5 Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю, приобщить детей к таланту и мастерству предков и бережному отношению ко всему тому, что они создали и оставили нам.
Тема : «Я в мире искусства»
2 занятие. Музыка и живопись украшают нашу жизнь.
Цель :
1. Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека.
2. Учить видеть и слышать красоту художественного произведения, картины и музыки.
3. Вос-ть познавательный интерес и стремление к творческой деятельности.
Волочкова, Степанова стр. 104 - 106
Тема : «Моя Калмыкия»
1 занятие. Моя Республика Калмыкия
Цель :
1 Обогащать знания о своей малой Родине – Калмыкии.
2 Продолжать знакомить с достопримечательностями столицы – город Элиста, с тружениками Калмыкии – чабанами, людьми полей.
3 Рассказывать о защитниках Отечества, с памятниками тем, кто отстоял город Элиста.
4 Вос-ть патриотические чувства, любовь к Родине.
Волочкова стр. 112-118 (примерно)
Тема : «Планета Земля , Космос»
Цель :
1 Познакомить детей с планетой Земля , объяснить слово космос, познакомить с глобусом.
2 Учить детей объяснять, что такое космические планеты , космонавты.
3 Прививать любовь к научным достижениям нашей страны.
Материалы : книги о космосе, о земле, о космонавтах. Книга-альбом по развитию речи для дошкольников стр. 58-59
Тема : «День Победы»
1 занятие. Эхо прошедшей волны.
Цель :
1 Знакомить детей с подвигами людей в Великую Отечественную войну.
2 Дать понятие о том, кто защищал и защищает Родину.
3 Вос-ть любовь к Родине. Знать, что война приносит слезы и горе.
Приемы : Чтение стихов, рассказов, рассматривание иллюстраций.
Тема : «Моя семья»
2 занятие.
Цель :
1 Уточнить представление о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе и дома)
2 Вос-ть внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им; об истории семьи (где и как жила семья, кем были бабушка и дедушка)
3 Учить заботиться о младших, проявлять сочувствие к детям, родителям и близким.
Светлана Рабинчук
Итоговое занятие по разделу «Социальный мир» в старшей группе
Итоговое занятие по разделу
«Социальный мир » .
Цели :
1. Закрепить и обобщить знания детей о людях, их различиях (пол, возраст, про-фессии, эмоции) .
2. Развивать у детей устную речь, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать культуру поведения и общения со сверстниками и взрослыми.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, я пришла к вам не одна. Со мной пришёл Буратино. Он собирается идти в школу, но ещё не совсем готов. Многого он не знает и не понимает и хочет, чтобы вы ему помогли. Для начала давайте поздороваемся с Буратино и сделаем это по-разному. Например, я поглажу его по голове и скажу : «Здравствуй» (похлопать по плечу; как здороваются друзья, незнакомые люди; что можно сказать при встрече утром или днём).
А теперь, также поздороваемся с соседом справа. Молодцы, садитесь.
2. Беседа о различиях и сходстве людей.
Посмотрите, Буратино нам что-то принёс (вывешивается коллаж о людях разного пола, возраста, внешнего вида, профессий и эмоций).
Давайте внимательно рассмотрим этот плакат. Сначала глазки поднимем на верх-нюю часть, потом посмотрим посередине и нижнюю часть. Внимательно рассмот-рели?
Как одним словом можно сказать – кто это? (люди) .
Как вы думаете, они все одинаковые или разные? (разные) .
Ну, почему разные, вот женщина в белом халате и вот женщина в белом халате (врач и продавец, что в них разного? (профессии) .
А вот люди одной профессии (повара) – что разного? (мужчина и женщины) .
В верхней части плаката двое мужчин – что разного? (возраст) .
В нижней части ребёнок и рядом с врачом стоит ребёнок (возраст) .
Ребёнок возле врача и стоит ребёнок (мальчик и девочка)
Две девочки одного возраста (эмоции, настроение)
На плакате разные люди, а мы с вами люди? (да)
Если я попрошу, встаньте мальчики (встали, а теперь встаньте девочки (встали) . А что я должна сказать или как вас назвать, чтобы встал только кто-то один? (имя) .
Молодцы, садитесь.
Имя, ребята, есть у каждого человека, но имя это не просто слово, на которое от-зывается человек, имя – это волшебное зеркало, которое может рассказать нам о человеке. Я сейчас буду называть ваши имена, и тот, чьё имя я назову, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что – это великая честь и гордость – назы-ваться именем.
3. Релаксация «Солнечный зайчик» .
Ребята, с нами пришёл поиграть солнечный зайчик, он заглянул вам в глаза – за-кройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями : на лбу, носу, ротике, щёчках, подбородке. Аккуратно поглаживайте его, чтобы не спугнуть : голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.
4. Эмоции человека.
Какое у вас сейчас настроение? (радостное, весёлое) .
Покажи нам эмоцию, которая соответствует твоему настроению.
Изобразите голодного волка. Какие вы? (злые) .
Если ваш лучший друг забыл поздравить вас с днём рождения. (грусть) .
Вы потерялись в большом городе. Вокруг ездят машины, куда-то спешат незнако-мые люди, а ты один и не знаешь куда идти. (страх) .
Ты пришёл в детский сад, открыл свой шкафчик, а там нет твоих сандалий. Куда они делись? (удивление) .
Буратино предлагает поиграть в игру «Море волнуется раз» - но по правилам Бу-ратино, вместо морской фигуры мы будем изображать разные эмоции.
(море волнуется раз, …. эмоция страха замри)
Молодцы, теперь Буратино запомнил все эмоции.
5. Беседа о семье и родственных отношениях.
А в рюкзаке у Буратино что-то ещё есть (достаю конверт) – давайте присядем и посмотрим что там (фото семьи)
Как можно одним словом сказать, кто изображён на картинке? (семья)
Почему вы так думаете? (дом. одежда, каждый занят своим делом )
Кого можно назвать членом семьи?
Д/игра «Кто кому кто?»
Давайте мы наши слова сложим в конверт и все вместе послушаем, каких же род-ственников мы назвали (поднести к каждому) . Слышно слово «внук» , «дочка» … Этот конверт со словами мы положим Буратино в рюкзак.
6. Вежливость и дружба.
Да у Буратино ещё какая-то открытка. Что же там написано? (читаю стихотворе-ние про Любочку) .
Понравилась вам девочка? (нет) .
Почему? А мне кажется хорошая девочка, всё правильно делает. А что она делала неправильно? (не помогла маме, не уступила место бабушке) .
А стали бы вы дружить с такой девочкой? (нет) .
Вот и Буратино Люба не понравилась, и дружить он с ней не хочет, а каким дол-жен быть друг он не знает. Поможем?
Давайте мы для него соберём ожерелье дружбы. Каждый из вас нанизывая свою бусинку будет говорить каким должен быть друг. (уважать старших , помогать лю-дям, уметь играть с детьми)
Подарим наше ожерелье дружбы Буратино, чтобы он сумел найти себе верных друзей.
7. Итог занятия .
Вы помогли Буратино, рассказали, что люди все разные. Но, несмотря на это есть что-то, что нас всех объединяет – мы все люди, все ходим в один детский сад, все живём на большой планете Земля. И чтобы всем нам было весело и радостно, нужно почаще улыбаться и дарить свои улыбки другим. Давайте подарим друг другу волшебные слова – НЕ СЕРДИСЬ, УЛЫБНИСЬ. (по кругу) .
Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Введение
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.
Распределение материала на учебный год
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Продолжение таблицы.
Примерные конспекты занятий
Сентябрь
1. Предметы, облегчающие труд человека в быту
Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Ход занятия
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.
Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)
Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».
Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.
2. Моя семья
Программное содержание. Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Ход занятия
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Физкультминутка
У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в дошкольном возрасте.
В концепции дошкольного воспитания выделяется такая задача: приобщать детей к миру нравственных человеческих ценностей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных направлений развития детей является социально-коммуникативное. Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы (дружеские отношения, доброта, милосердие, сострадание).
К сожалению, в современных детских садах дети недостаточно проявляют дружеские взаимоотношения друг к другу. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Я считаю, что малышей нужно учить дружить. Данное занятие направлено на систематизацию знаний детей о правилах дружбы, формирование умения понимать и оценива поступки других людей, воспитание дружеских взаимоотношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром
в старшей группе «Правила дружбы»
Разработчик: воспитатель I
квалификационной категории
Бузина О.Г.
2016 год
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с правилами дружеских отношений, формировать умение понимать и оценивать поступки других людей. Закреплять умение согласовывать местоимения с существительными.
- Развивать эмоциональное, зрительное, слуховое восприятие, логическое мышление через объяснение смысла пословиц, координацию речи с движениями.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал: магнитная доска, картинки-символы правил дружбы, картинки с изображением ежика, мишки и качелей, магнитофон, фрагмент песни «Улыбка» В. Шаинского, аудиозапись из мультфильма «Фиксики», медали дружбы, игрушечный медвежонок, указка.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Приветствуют гостей.
Воспитатель: Вы готовы заниматься?
Дети: Мы готовы заниматься, очень будем мы стараться!
Воспитатель:
Дружат с небом облака,
А роса с травою.
Дружат бабочка с цветком,
Дружим мы с тобою.
Дружат взрослые и дети,
Все должны дружить на свете!
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Дети: Мы будем говорить о дружбе. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Помоему, кто – то к нам идет
Воспитатель произносит:
Хмурый мишка – шалунишка по лесу идет,
Никого, не замечая песенку поет.
Он рычит, он ворчит, топает ногами.
Почему наш мишка злой
Мы не знаем сами?
Воспитатель: Ребята, давайте спросим, почему Мишка такой хмурый и злой. Вероника спроси у Мишки.
Мишка: Со мной никто не хочет дружить, никто из зверей в лесу не хочет принимать меня в игру.
Воспитатель: Ребят, как вы думаете, почему с ним никто не хочет дружить?
Ответы детей: …
Воспитатель: А как мишке можно помочь?
Ответы детей:….
Воспитатель: Давайте мы научим Мишку дружить и познакомим его с правилами дружбы! Согласны?
II. Основная часть:
Воспитатель: Первое правило «спрятано» в песне. Хотите ее услышать? Сядьте красиво, послушаем песню и узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем…
(Во время слушания сижу на стуле, выучить песню с детьми)
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?
Дети: Дружба начинается с улыбки!
Воспитатель: Вот так легко мы разгадали первое правило дружбы. Запомни, Мишка: «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей!». (На магнитной доске размещается картинка-символ первого правила дружбы)
Ребята, давайте научим Мишку улыбаться. Встанем в круг и глядя в глаза, подарим друг другу самую добрую улыбку и назовем друг друга ласково по имени.
Коммуникативная игра «Ласковое имя, добрая улыбка!».
Воспитатель: Как приятно когда вы друг другу улыбаетесь! Ведь улыбка – это символ доброты, хорошего настроения и дружелюбия! Проходите на свои места и мы продолжим знакомить Медвежонка с правилами дружбы.
Воспитатель: Есть ребята, у которых самые любимые слова: «Мой! Моя! Мое!». Как такого человека можно назвать?
Дети: Такого человека называют жадиной.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Жадина». Вы будете брать предмет из мешочка и говорить про него: мой, моя, мое.
Д/и «Жадина».
Воспитатель: Понравилось вам быть жадинами? Вы бы хотели дружить с жадиной? Кто назовет второе правило дружбы? Миша, запомни второе правило дружбы: «Не будь жадным, делись с друзьями!» (Выставляется картинка-символ правила). Ребята, давайте подарим «Чудесный мешочек» Медвежонку, чтобы он не забывал это правило.
Воспитатель: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры?
Дети: из-за игрушек.
Воспитатель: Итак, самая частая причина, когда вы не можете уступить, договориться. Я знаю историю, про медвежонка, который поссорился с Ежиком. Ребята, а вы хотите ее услышать? Тогда садитесь поудобнее, не забывайте про прямую спинку.
Дети: Да (На магнитной доске выкладываются картинки Мишки, ежа и качелей на уровне глаз детей)
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый! »
А Ёжик: «Нет, я! »
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош! »
Воспитатель: Что произошло, что они не поделили?
Дети: не поделили качели
Воспитатель: Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
Дети: Каждый из них хотел кататься на качелях.
Воспитатель: Как помирить Мишку и Ежика?
Дети: они должны договориться.
Воспитатель: Давайте ещё раз я расскажу историю, но уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и ёжик договорились.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
мы ведь с тобою Ёжик друзья»
Воспитатель: Ребята, понравилась вам эта история? Кто сможет назвать третье правило дружбы? Мишка, запомни еще одно правило дружбы: «Умей уступать». (Выставляется картинка-символ правила).
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Если есть хороший друг» (демонстрировать эмоции).
Настроение упало, дело валится из рук (дети стоят лицом друг к другу, руки
Вверх, постепенно опускают руки);
Но еще не все пропало (грозят друг другу пальчиком);
Если есть хороший друг. (хлопают в ладоши);
С делом справимся вдвоем, (берутся за руки);
С облегчением вздохнем. (вздыхают);
Настроение поднимаем (поднимают руки вверх);
И друзей мы обнимаем (обнимаются).
Воспитатель: Ребята, Мишка забыл все пословицы о дружбе, давайте поможем ему вспомнить. (Мишка шепчет воспитателю, воспитатель произносит):
Человек без друзей, что дерево … (без корней).
Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Человек без друзей одинокий, без опоры, ему не на кого положиться.
Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей).
Как вы это понимаете?
Дети: Друзья дороже денег.
Нет друга – ищи, а нашел … (береги).
Что означает эта пословица?
Дети: Друзей надо беречь, не обижать, дорожить ими.
Старый друг … (лучше новых двух).
Объясните Мишке, что означает эта пословица.
Дети: Старый друг – надежный.
Воспитатель: Пословицы нас учат беречь друзей и ценить дружбу. Ведь друг из беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. Ребята, какое правило Дружбы нам помогли разгадать пословицы?
Дети: Друзей надо беречь!
Мишка: Ребята, спасибо за помощь, я вспомнил все пословицы о дружбе.
Воспитатель: настоящие друзья, Миша, всегда приходят на помощь. И это еще одно правило дружбы: «Помогай другу».
Вот такие простые правила, Миша, соблюдают дети нашей группы. Ребята, давайте еще раз назовем эти правила. Миша, карточки-подсказки мы дарим тебе. Выполняй правила дружбы и у тебя будет много добрых и верных друзей. А чтобы Мишка лучше запомнил Правила Дружбы, ребята, давайте поиграем в игру «Да-да-да, нет-нет-нет».
Воспитатель: Если вы со мной согласны, отвечайте: да-да-да, мой не нравится совет, отвечайте: нет-нет-нет. Будьте внимательны. Готовы?
Будем крепко мы дружить?
Нашей дружбой дорожить?
Вместе будем мы играть?
Другу будем помогать?
Друга нужно разозлить?
А улыбку подарить?
Друга стоит обижать?
А игрушки уступать?
Будем сладости делить?
Будем крепко мы дружить?
Мишка: Спасибо, ребята, что научили меня дружить, вы настоящие друзья. В знак благодарности я хочу сделать для вас подарок. Закройте глаза.
(Поставить цветок на стол)
Это цветок дружбы. На каждом его лепестке вы найдете правило дружных ребят. Пусть этот цветок живет в вашей группе и напоминает вам о правилах дружбы. До свидания, ребята!
Дети: До свидания, Мишка!
III.
Воспитатель: Ребята, кто был сегодня гостем и как мы ему помогли?
Дети: Сегодня к нам приходил Мишка, мы его научили дружить.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо занимались и за это, я вручаю вам медали Дружбы.
А закончим наше занятие веселым танцем «Помогатор».
Танец «Помогатор».
Молодцы, а теперь найдите себе дружочка и крепко держас ь за руки пойдем в группу.
Тема недели
Тема занятия
Программное содержание
Планируемая дата
Фактическая дата
Сентябрь
Улетает наше лето.
Знакомство с группой
Вспомнить с детьми, что они стали старше и их группа называется старшей. Объяснить, что взрослые старались сделать группу чистой, уютной. Показать оборудованные уголки для игры и занятий. Воспитывать бережное отношение к предметам в детском саду.
Чему учат в школе?
Я и моя семья
К нам приходит осень!
Мой родной город
Воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым, экологически чистым. Формировать основы понятия «я саратовец», закреплять знания детей об улице и переулке. Знакомить с особенностями жизни города, его жителей.
К нам приходит осень!
Здравствуй, Осень!
Закреплять у детей знание характерных особенностей осени, приспособлении животного и растительного мира к времени года. Воспитывать любовь к природе.
Октябрь
Хлеб всему голова
Труд овощеводов и садоводов.
Закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений; закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Осенние заботы животных и птиц
В лес за грибами и ягодами
Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить с некоторыми свойствами древесины. Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания, учить быть осторожными с несъедобными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Как готовится природа к зиме
Лес осенью. Деревья. Человек – часть природы.
Сформировать у ребенка представления о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровыми.
Осенние заботы людей
Плачет хлебушко, когда его ест лентяй.
Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, а также с процессом выпечки хлеба.
Ноябрь
Чудо чудное, диво дивное
Дикие животные. Подготовка к зиме.
Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знание признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь
Эти мудрые народные сказки
Домашние животные
Дать знания о том, какую пользу приносят домашние животные людям. Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь. Способствовать развитию творческого воображения (через рисование животных и интерес к миру природы.
Традиции россиян (праздники россиян)
Игрушки.
Дать детям представления о разнообразии игрушек и их назначении.
Тренировать в отгадывании загадок, умении не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь. Способствовать развитию творческого воображения.
Русские посиделки
Пришла зима- отворяй ворота
Закреплять знания детей о характерных признаках зимы, тренировать в отгадывании загадок, научить активности, участию в общем веселье
Декабрь
Сохрани свое здоровье сам
Перелетные птицы, птицы зимой.
Дать детям представление о птицах (строение, поведенческие особенности), научить группировать их по определенным признакам. Способствовать развитию познавательных интересов, обогатить словарный запас.
Наше тело
Путешествие на север России
Зима. (закрепление темы)
Дать детям представление о Севере. Уточнить и расширить представления об изменениях в природе, устанавливать связи между жизнью животных и средой обитания. Воспитывать любовь и интерес к своей Родине. Развивать любознательность и стремление изучить природу Земли.
Витамины укрепляют организм
Россия – Родина моя
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России.
Спорт – это здоровье
Мастерская Деда Мороза
Познакомить детей с историей праздника. Воспитывать интерес к традициям русского народа. Развивать любознательность.
Январь
Что такое рукотворный мир
Святки (занятие в этнографическом музее) Новый год (продолжение темы)
Воспитывать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы,поговорки, калядки; обогащать словарь названиями предметов быта. Воспитывать интерес к традициям русского народа
Техника- наша помощница
Мебель
Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, научить определять некоторые особенности предметов развивать любознательность, желание узнать больше.
Музыка и живопись украшают нашу жизнь
Посуда. Закрепление знаний о модели трудового процесса
Познакомить с историей посуды. Учить детей устанавливать связь компонентов друг с другом, видеть место каждого и последовательность включения в процесс, продолжать учить детей последовательно воспроизводить знакомый трудовой процесс, вычленять его компоненты, развивать объяснительную и доказательную речь у детей. Активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира.
Февраль
Москва – столица нашего Отечества
Путешествие в прошлое одежды.
Продолжать знакомить детей с одеждой прошлого; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых.
Я люблю тебя, Россия
Кто построил новый дом?
Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда; пополнить знания о конструкциях домов, продолжать знакомить с различными строительными материалами.
Мое родной город
Наша армия
Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Воспитывать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
Кругосветное путешествие
Экскурсия на кухню детского сада. Все работы хороши (профессии в детском саду)
Расширять знания детей о профессии повара. Учить применять полученные знания в играх. Воспитывать интерес к людям разных профессий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей; воспитывать уважение к людям любых профессий. Знать пословицы о труде.
Март
Волшебные слова
Наши мамы
Поговорить с детьми как нелегко приходится на работе и дома мамам и бабушкам, о необходимости им помогать и заботиться. А праздник придумали, для того чтобы рассказать как мы их любим, хотим поздравить их от всей души.
Учимся играть и работать дружно
Весна. Весеннее пробуждение природы.
Расширять представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Приятного аппетита
Обитатели воды – рыбы
Уточнить и расширить представления детей о рыбах; развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи. Воспитывать желание узнавать новое.
Как вести себя в цирке, театре
Москва-столица нашей Родины
Расширять представления детей о Москве, продолжать знакомство с историческим центром Москвы- Кремлем. Воспитывать патриотические чувства
Апрель
Наша Земля
Весна. птицы
Повторить с детьми и обобщить знания детей о птицах. Знакомить с весенним периодом в жизни птиц. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Волшебница вода
Космос. Звезды. Вселенная.
Познакомить детей с планетами, дать элементарные знания о космосе. Воспитывать интерес к профессии космонавта. Активизировать словарь детей.
Эти загадочные воздух и космос
Театральные сезоны
Познакомить детей с различными театрами страны и города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города. Воспитывать желание больше узнать о истории родного города. Закреплять знания о поведении в общественных местах.
Кладовая Земли
Весна - красна.
Закреплять представления об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.
Май
Будь осторожен с огнём.
Что такое героизм
формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоциональное, действенное отношение к воинам. Уточнять и расширять представление о защитниках страны в годы ВОВ.
Опасные предметы дома
Народные мастера
Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.
Безопасная дорога
Транспорт.
Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта.
Безопасность на природе
Шестиногие малыши.
Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему3 живому.
Чему я научился
Лето красное пришло. Полевые цветы.
Сформировать представление о многообразии травянистых растений. Упражнять в различии и назывании типичных представителей луга. Развивать умение замечать характерные и индивидуальные признаки растения, познакомить с их особенностями. Формировать умение правильно вести себя, не шуметь, не ловить насекомых, не рвать цветы. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам, соотносить их с художественным образом.