Последние статьи
Домой / Карандаш / Что такое папье маше. Как сделать поверхность изделий из папье маше гладкой

Что такое папье маше. Как сделать поверхность изделий из папье маше гладкой

Дешевый и прочный материал, из которого можно создавать в домашних условиях любые трехмерные композиции – это папье-маше. По-французски папье означает «бумага», а маше – «перемолотая, пережеванная, сжатая». Дословный перевод точно передает технологию создания материала.

Скульптура создается двумя способами: наращивание объема или отсечение объема. Для наращивания объема нужно последовательно добавлять слои бумаги, пропитанной клеем. Для отсечения объема сначала нужно сформировать форму из вязкой и пластичной массы, в которую превращается бумага при смешивании с водой и клеем.

Какая бумага подойдет, чтобы приготовить папье-маше своими руками :

  • Мягкая многослойная или однослойная бумага . Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца. Чем мягче волокна целлюлозы, тем быстрее они вбирают в себя воду с клеем.
  • Обычная бумага для принтера . Долго впитывает воду, но если другого варианта нет – этот подойдет.
  • Тетрадные листы, писчая бумага, блокноты, акварельная бумага . Можно использовать любой материал на основе целлюлозы, даже картон. Плотные и глянцевые листы плохо пропитываются водой, поэтому предварительно нужно сжать бумагу так, чтобы она стала мягче.
  • Газета . Это идеальный вариант, поскольку газетный лист достаточно прочный, и в тоже время мягкий. Сколько слоев газеты потребуется нанести зависит от величины изделия.

До начала процесса нужно определиться, в какой технике будет создаваться изделие :

  1. Маширование . Техника заключается в оклеивании жесткой каркасной формы. Для формы можно использовать: фольгу, бутылку, банку, деревянный брусок, любое изделие, которое выполняет функцию опоры для итоговой композиции.
  2. Лепка . Объемные фигуры можно формировать из папье-маше точно также, как из глины или скульптурного пластилина. Важный момент – это просушка, быстро просушить такое изделие не получится. Выгоднее сначала создать каркас и просушить его, а затем добавлять объем с помощью дополнительных слоев бумаги. Для лепки создается вязкая смесь из целлюлозы и клея, которая при застывании становится твердой. Руки после лепки нужно мыть сразу же, теплой водой и с мылом, тогда клей смоется.

Прежде, чем реализовывать свой замысел, нужно сделать эскиз и решить, как сделать папье-маше: лепкой или машированием. Эскиз поможет избежать ошибок, определить технику и детально проработать образ.

Эскиз может быть примерным, не подробным. Важно указать пропорции и примерные габариты изделия.

Маширование: мастер класс

Маширование – это такое медитативное занятие, которое проходит поэтапно и последовательно. Спешка может испортить изделие, поэтому стоит настроиться на размеренную работу.

Мастер класс по работе с папье-маше (видео)

Мк по этой технике папье-маше :

  1. Подготовить заранее нарезанную небольшими кусочками бумагу. Некоторые мастера утверждают, что рваная бумага лучше резаной, но на самом деле это вопрос личных предпочтений. Для укрепления можно применять бинт, его тоже нужно разрезать. Удобно, когда бумага разного цвета. Например, если берется газета, то слои с текстом будут чередоваться со слоями, на которых напечатаны яркие объявления. Разница в цвете поможет сориентироваться, где нужно добавлять следующий слой, а где он уже есть.
  2. Подготовить достаточное количество клея ПВА. Клей можно разводить водопроводной водой, тогда он быстрее проникает в бумагу. Максимальная пропорция разведения 3 части клея на 1 часть воды, чем больше используется воды, тем более рыхлым становится изделие. Слишком большое количество воды приведет к тому, что скульптура «поплывет» и потеряет форму. Для детальных и тонких изделий лучше подходит неразбавленный клей. Кроме ПВА можно использовать клей для бумажных обоев или клейстер собственного приготовления. Инструкция к клею содержит информацию о его токсичности, нужно выбирать экологически безопасный клей без резкого запаха, ведь клеить придется долго.
  3. Для клейстера нужен крахмал и крутой кипяток. В чашку высыпать крахмал, заливать кипятком и перемешивать до равномерной консистенции. По густоте клейстер должен напоминать сметану. После окончания работ клейстер нужно сразу смывать с чашки, после застывания, это будет проблематично.
  4. Если каркасную форму потом нужно будет вынуть из готового изделия, нужно смазать ее поверхность растительным маслом, вазелином или любой жирной субстанцией для того, чтобы не произошло склеивания массы бумаги с каркасом.
  5. Если форму вынимать не планируется, ее можно покрыть ПВА или клейстером. После того, как подготовка расходных материалов окончена, можно приступать к созданию скульптуры.

Техника выполнения работы очень проста, самому легко это сделать при наличии терпения. Бумага наносится слой за слоем, клей распределяется большой кистью. Просушивать слои нужно либо до сухого, либо до полусухого состояния.

Как быстро высушить папье-маше: варианты

После окончания наращивания объема изделие нужно оставить на 2 суток. При комнатной температуре сушить быстро не удастся.

Как можно ускорить процесс :

  • Поставить изделие в духовку на 50-100 градусов;
  • Использовать обогреватель, батарею или тепловую пушку.

Некоторые мастера утверждают, что изделие может потрескаться при нагревании. Это не соответствует истине. Чтобы проверить на личном опыте, как реагирует скульптура на температуру, можно слепить совсем небольшое изделие и поместить его в духовку. Если состав клея хорошо переносит жар, то сушить в духовке. Если возникли какие-либо дефекты – большую работу просушивать уже при комнатной температуре.

Как сделать папье-маше гладким после сушки :

  • Выровнять неровности с помощью шкурки или наждачной бумаги;
  • Отшлифовать поверхность мелкодисперсионной шкуркой;
  • Покрыть грунтовкой акриловой художественной или строительной;
  • Нанести краску, лак, мозаику или украшения.

Если из папье-маше своими руками делается большая и простая фигура, например, пень для дачи, для ускорения процесса применяется крупнодисперсная наждачная бумага.

Если фигура мелкая и подробная, например, цветы или фрукты, нужно сразу использовать мелкую наждачную бумагу.

Как снять папье-маше с формы

Если скульптуру нужно отделить от каркасной формы, нужно заранее до оклеивания смазать форму вазелином или любым жирным кремом. Для обработки формы также применяют обычную пищевую пленку. Ее туго оборачивают вокруг каркаса, чтобы не осталось воздушной прослойки. Потом снимают папье-маше вместе с пленкой.

Скотч хорошо сопротивляется клею, гладкая текстура скотча предохранит форму от адгезии с папье-маше. Оклеивание скотчем производится кусочками, без зазоров.

Папье-маше: как делать методом лепки

Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.

Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:

  • Таз, чашка, ведро, любая подходящая по объему тара, которая есть дома;
  • Миксер или дрель с насадкой для перемешивания краски;
  • Сито или москитная сетка.

Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.

Для клейстера :

  • Залить муку крутым кипятком, 1 часть муки на 3 части воды;
  • Довести до кипения, помешивая;
  • Разбить комочки, придать однородную консистенцию;
  • Остудить и добавить в смесь.

Можно использовать клейстер из крахмала.

Изготовление скульптуры из смеси для лепки :

  1. Высыпать мелкие кусочки бумаги в таз;
  2. Добавить теплую воду и клейстер;
  3. Добавить клей и взбить до однородной массы с помощью миксера или дрели с насадкой для размешивания краски;
  4. Дать настояться 2-3 часа;
  5. Перемешать еще раз;
  6. Дать настояться 2-3 часа;
  7. Отжать воду, если есть излишки, пропустить оставшуюся массу через сито или через сетку от комаров, чтобы отделить крупные кусочки;
  8. Лепить.

Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.

Работа с папье-маше в домашних условиях

Качественная сушка и соблюдение пропорций – это необходимое условие для того, чтобы получилась красивая и аккуратная работа. Во время сушки изделие нельзя передвигать, трогать и тыкать острыми предметами для проверки готовности. Мокрое папье-маше нельзя ронять или сжимать. Сушить следует в тех комнатах, где не бегают дети и домашние животные, которые могут случайно испортить изделие.

Чтобы можно было перенести скульптуру с рабочего стола туда, где она будет сушиться, нужно сразу создавать ее на стекле, подносе или доске.

Если по несчастливой случайности какая-то часть папье-маше отделилась или изделие разбилось, следует досушить все до готовности, затем склеить и зашлифовать дефекты на стыке. Можно наращивать объем и реставрировать скульптуру, которая получила травмы.

Что можно сделать из папье-маше

Материал имеет широкую сферу применения, используется для создания любой круглой или плоской скульптуры, горельефа или барельефа, лепных украшений.

Применение папье-маше :

  • Декор стен лепниной;
  • Костюмы на детские праздники, шлемы, мечи;
  • Маски на стены;
  • Круглые вазы, объемные цветы, фигуры людей и животных;
  • Украшения интерьера, декоративные тарелки, бутылки.

Вазоны из папье-маше (видео)

После того, как изделие просохло, его отшлифовывают, грунтуют, а затем покрывают акрилом. Акрил – это лучшая краска для папье-маше, которая создает защитную пленку.

Закончить работу можно нанесением глянцевого или матового акрилового лака, кисточкой или баллончиком.

Техника папье-маше (фото)

Изготавливать поделки из папье-маше своими руками несложно. Давайте изучим основы и приготовим необходимые материалы.

Откуда появилось «папье-маше»

Возникновение данной техники изготовления поделок, скорее всего, произошло во Франции. По-французски папье маше - это «жеваная бумага». В названии нет ничего удивительного, ведь для поделки нужна газета, белые листы А4 и клей.

Существует 2 различных способа:

  • клеить кусочки поэтапно, слоями (маширование);
  • лепить из влажной бумажной массы.

Большинство предметов изготавливается легко и быстро, но требуется достаточно много времени на просушку. Отделка порой занимает день-два, особенно когда изделие сложное.

Рецепт клейстера

Клейстер нужен для соединения бумажных деталей. Обычный ПВА слишком густой, обойный тоже не подойдет.

Клейкую массу можно сделать дома, следуя несложному рецепту: ПВА и обычная вода. Их смешивают в соотношении 2:1. Варить клейстер необязательно, можно приобрести готовый в специализированных магазинах.


Маширование

Изделия из папье-маше своими руками для начинающих - выбирают несложные. Так, чтобы «вылепить» чашку или вазу, надо выбрать подходящую емкость. Техника изготовления довольно проста:

  • Снаружи емкость обжать фольгой.
  • Затем нарвать бумаги, стараясь, чтобы кусочки получались небольшими. Стараться подчеркивать округлые части будущей фигурки.
  • Поэтапно наклеить кусочки снаружи поверх фольги. Располагать их чуть накрест, чтобы избегать образования пропусков. Клеем промазывать удобнее поверх бумаги - она потом пропитается сама. Выравнивать лучше сразу.
  • Закончив, дать изделию подсохнуть. Лучше всего оставить его на ночь.
  • Дополнительно нанести еще пару слоев на следующий день. Если планируется раскрашивание готовой фигурки красками, то финальный делается из разорванной на маленькие кусочки белой бумаги.


Новичкам удобно пользоваться данным способом.

Изготовление клейкой массы

Особый интерес представляет разновидность техники папье-маше. Подойдет газета, рулон ненужной туалетной бумаги (многослойная, мягкая), салфетки или упаковка новых бумажных полотенец.

Перед тем как делать папье маше, аккуратно сложите бумагу и нарежьте. Если ножниц нет или хочется побыстрее, то нарвите, чтобы получились одинаковые квадраты (рекомендуемый размер - 1,5×1,5 см).

Уложите их в одну кружку доверху, а можно и в миксер. Теперь залейте водой, хорошенько размешайте. Доливайте жидкость понемногу при необходимости.

Проще замочить бумагу, выждать часа три, потом руками размешать ее, формируя бумажную массу.


Излишки жидкости сцедите при помощи сита. Получившуюся массу переложите в большую миску, добавьте туда ложку клея, немного клейстера. Размешайте. Смесь клей+клейстер необходима, ведь простого клейстера недостаточно, а если обойтись одним клеем, то лепить сложно

Добавляйте их еще, пока масса не приобретет липкость и не станет напоминать тесто. Регулировать степень жидкости можно добавлением клея или сцеживанием воды. Усилят прочность опилки.

Закончив, спрячьте бумажную массу в обычный пакет и храните в холодильнике.

Что можно сделать дома по технике папье-маше:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • фигурки животных;
  • яйца;
  • кружки;
  • разнообразные карнавальные маски;
  • бусы;
  • красивые подарочные коробки;
  • серьги;
  • картины (используя плотный картон для создания основы).


Полезные советы начинающим:

  1. Длительность изготовления напрямую зависит от вида поделки.
  2. Не забывайте хорошенько просушивать бумажные слои каждый раз после укладывания. Стандартная просушка - 1-2 суток, только тогда готовое изделие будет радовать прочностью.
  3. Украшать их можно гуашью или акварелью, а для закрепления результата покрыть готовую фигурку лаком.


  1. Если в моделировании вам нужны бумажные полоски, старайтесь раскладывать их без системы хаотично, регулярно меняя положение.
  2. Вместо газет, ненужных салфеток или белой офсетной стоит взять туалетную или разноцветную гофрированную бумагу, картонные кусочки упаковок, от круп.
  3. Защитите руки латексными перчатками.
  4. Перед украшением готовую поделку необходимо грунтовать. Строительная шпатлевка поможет создать гладкость и красивые изгибы.
  5. Если вы прикрепляете бумажные слои к одной конкретной основе, то сначала обработайте ее подсолнечным маслом. После окончания детали будет проще отделять от поверхности стенок.
  6. Планируете белую поделку? Удобнее использовать листы белой бумаги, тогда и краска не пригодится.
  7. Покройте готовое изделие прозрачным лаком, оно не потрескается и сохранит надолго яркость цвета.


Карнавальная маска

Подробный мастер-класс поможет создать красивую карнавальную маску для волшебной праздничной ночи!


Что потребуется:

  • пластиковая форма (на основу);
  • тонкая резинка (крепление сзади);
  • газета;
  • белые салфетки;
  • просеянная мука;
  • отфильтрованная вода;
  • ножницы;
  • кусок ажурной ткани;
  • канцелярский клей;
  • кисть.


Изготовление:

  1. Первый шаг - приготовление клея. В глубокую пиалу насыпьте заранее просеянную муку, налейте воду. Смешайте хорошенько для получения однородной густой массы.
  2. Нарежьте газету на одинаковые небольшие квадратики (размер 1,5×1,5 см), а салфетку на тонкие полоски.
  3. Смажьте для безопасности вазелином верхнюю часть лица (где предположительно будет маска).
  4. Газетные квадратики аккуратно смачивайте водой, потом прикладывайте их к лицу, моделируя форму и точные размеры будущей маски.
  5. Готовый первый слой промажьте клейстером. Следующим также будут газетные квадратики.Соблюдайте заданную ранее форму маски.
  6. Третьим слоем наносят промазанные клеем полоски.
  7. Четвертый слой - вновь газетные квадратики, потом белые резаные салфетки.
  8. Под конец пропитайте заготовку клейстером.
  9. Выждите, когда материал слегка подсохнет. Для просушки можно использовать фен.
  10. Аккуратно снимите заготовку маски и поместите ее в теплое, но темное место. Выждите сутки.
  11. Когда высохнет, ножницами аккуратно срежьте излишки с краев, формируя везде ровный слой. Обозначьте каплевидные отверстия для глаз.
  12. Ткань. Оберните ее вокруг маски, потом клеем прочно зафиксируйте края изнутри.
  13. Дайте высохнуть, после чего вырежьте в ткани два отверстия под глаза, сразу зафиксируйте свободные края внутри маски клеем.
  14. Осталось прикрепить к готовому изделию резинку.











Яйцо из папье-маше

Осваивая технику бумагопластики с ребенком. лучше начать с изготовления яйца. Для развития детской моторики занятия рукоделием крайне полезны. Проведенные вместе уроки запомнятся надолго.

Изготовление:

  1. Для основы удобнее взять игрушечное яйцо или слепить его из куска пластилина. Обязательно покройте изделие обычным подсолнечным маслом, иначе бумажный слой потом не отдерешь.
  2. Закончив с основой, нарежьте газету. Налейте воды в пиалу. Замочите в ней готовые кусочки.
  3. Первый слой сформируйте из смоченной водой бумаги без клея.
  4. Размешайте клеевую смесь, состав которой: 2:1 (2 - клей, 1 - отфильтрованная вода).
  5. Каждый из последующих слоев пошагово смазывайте клеем. Всего их будет 7 или 8.
  6. Оставьте заготовку на 1-2 суток, пусть хорошенько высохнет.
  7. Раскрасьте яичную форму белой краской и снова оставьте.
  8. Аккуратно разрежьте высохшую заготовку ножом, вытащите основу. Используя суперклей, просто склейте половинки бумажного яйца снова.
  9. Раскрасьте яйца, как захочется.

Похожим образом можно сделать яблоко, грушу, арбуз и любой другой фрукт (овощ). Главное - основа для поделок папье-маше. Помните, что арбуз - большой, круглый, тыква - более сплюснута с боков и имеет ребристые края, у груши форма вытянутая. Низ шире, а верх, наоборот, уже.

Проще всего лепить основы из обычного пластилина. Из него несложно скорректировать форму и прикинуть размер будущего изделия.

Отделка такая же, различаются только цвета.

Цветы из папье-маше

Делать цветы из газет папье-маше сложнее, чем объемные фигурки. Техника такая: лепестки изготавливаются отдельно, потом после высыхания и окраски их присоединяют к одной центральной основе, собирая цветок. Требуемые материалы такие же, только вместе со стандартным набором нужен стакан, воздушный шарик, специальный клеевой пистолет и лист плотного картона.

Изготовление:

  1. Первый этап. ПВА сначала разведите водой, тщательно перемешайте. Пропорции приблизительно 2:1 (где 2 - клей). Газету порвите помельче. Надуйте шарик, стараясь прикинуть размеры будущего цветка.
  2. Второй этап. Аккуратно оклеивайте поверхность шарика смоченными в клее газетными кусочками. Формируйте 4 слоя. Закончив, оставьте шарик высыхать. Понадобится 3-4 дня. Лучше оклеить сразу несколько шариков, будет быстрее.
  3. Третий этап. Подсушенную заготовку разрежьте на две одинаковые половинки. Это лепестки будущего цветка. Покрасьте их, как было задумано.. Изнутри нарисуйте белые полоски. Ниже добавьте несколько черных линий меньших размеров.
  4. Ножницами придайте лепесткам необходимую вам форму, места обрезки прокрасьте дополнительно основным цветом.
  5. На бутон нужно будет 5-6 лепестков.
  6. Четвертый этап - сборка. Серединка будет из картона, и на нее поочередно приклеивайте лепестки. Первый два располагайте напротив, потом еще два в оставшихся свободных местах. Отправьте цветок просушиваться.
  7. Пятый этап - серединка. Скомкайте газету, полученный комок оберните дважды салфеткой. Закрепляйте белыми нитками. Фиксируйте плотнее. Сначала соедините их крест-накрест, переверните и снова перекрестите. Получится шарик с несколькими выделенными дольками. Готовую середину прикрепите в центр подсохшего цветка и покрасьте аккуратно зеленым, сверху концом кисточки нарисуйте маленькие черные штрихи. Последними - белые точки сверху.
  8. Шестой этап. Лист картона будет основой будущей картины. К нему аккуратно приклейте готовые цветы и нарисуйте дополнительно зеленые ветки. А листики вырежьте из тонкого картона. Покрасьте в зеленый и приклейте по два к каждому из цветов.

Самолет из папье-маше

Такая игрушка, безусловно, станет отличным подарком или украшением интерьера. Легкий, красивый, кажется, вот-вот взлетит.

Что потребуется:

  • маленькая пластиковая бутылка;
  • 8 крышек;
  • специальный малярный скотч;
  • картон;
  • ножницы;
  • газетные листы;
  • клей ПВА;
  • кисть;
  • краски.


Изготовление:

  1. Самолет из папье маше сделать можно на основе пластиковой бутылки. Вырежьте ножом (или ножницами, как удобнее) среднюю часть с места сужения. Так вы сделаете короче будущий самолет. Срежьте все ненужные выступы у дна, оставив один. Уберите горлышко, так фюзеляж станет гладким и красивым. Выступ внизу нужен, туда прикрепите хвост.
  2. Соедините части разрезанной бутылки при помощи скотча. Нарисуйте контуры, вырежьте крылья, а также все три части хвоста из картона. Прикрепите их поочередно к основе самолета, используя скотч.
  3. Шасси. Сложите крышки (2 для переднего, 6 - основного блока), скрепите их скотчем. Они будут колесами шасси.
  4. Отверстие горловины закройте бумажным шаром, сформировав его из листов смятой бумаги. Для надежности места соединения можно скрепить.
  5. Обмотать бутылку плотнее скотчем, сверху оклеить ее 3-4 слоями, используя папье-маше (обложите ее смоченными поочередно в клею кусочками бумаги).
  6. Оставьте заранее полосу пластика на носу будущего самолета. Пилотам нужно чистое лобовое стекло!
  7. Дайте высохнуть и покрасьте самолет. Нарисуйте круглые иллюминаторы, приклейте фигурку пилота спереди, лица пассажиров сбоку.

Похожим образом можно сделать кита - вырезать плавники, основу из ненужной бутылки или слепить ее из пластилина. В последнем случае половинки туловища после высыхания разрежьте, затем склейте заново. Плавники и окончание хвоста сделайте отдельно.

Большой еж из папье-маше

Изготовление фигурок животных - легкий, но увлекательный процесс.

Чтобы сделать ежика, потребуется:

  • бутылка пластиковая (большая) - 5л; (средняя) - 1,5 л;
  • ненужные газеты;
  • гипсовые шпаклевка и бинт;
  • яичные лотки;
  • зубочистки;
  • краски;
  • искусственные глаза (от игрушек).


Изготовление:

  1. Обрежьте горлышки бутылей. Вставьте их друг в друга. Это мордочка будущего ежа.
  2. Смоченными газетными кусочками добавьте фигуре объема. Оклейте спину, бока, низ. Так вы придадите ежу натуральности. Подобным образом слепите мордочку.
  3. Оставьте просушиться, затем покройте шпаклевкой всю поделку.
  4. Колючки ежа. Вставляйте зубочистки, располагая их косо, под углом, пока шпаклевка подсыхает.
  5. Покрасьте ежа и, дождавшись, когда он высохнет, приклейте глаза. Если готовых нет, то можно нарисовать.






Грибы из папье-маше

Потребуются ненужные лотки, оставшиеся после яиц. Замочите их и оставьте сутки настаиваться. Кстати, заливайте горячей водой.



Что потребуется:

  • замоченные лотки;
  • клейстер, отдельно ПВА;
  • гофрированная бумага;
  • гуашь;
  • обычный крахмал;
  • манная крупа;
  • моток проволоки.






Изготовление:

  1. Как только лотки, размягчившись, начнут распадаться, руками измельчите их и оставьте дальше размокать.
  2. Чтобы придать массе большей однородности можно использовать блендер. Отожмите смесь через марлю или обычную тряпку, удаляя ненужную жидкость. Получится прекрасная масса, из которой легко вылепить любую фигурку: каску, дерево, рыбку (плавники сделаете отдельно или сразу), пенек (окраска лотков как раз коричневая).
  3. Перед работой надо добавить немного клейстера, иначе лепить нельзя, фигурки получатся слишком хрупкими. Формируйте гриб - начните скатывать небольшой шарик. А чтобы придать ему большей гладкости возьмите какую-нибудь круглую емкость.
  4. Шляпка будущего гриба будет идеальной, если шарик с силой бросить на стол. Теперь сделайте маленькую ямку внутри готовой шляпки.
  5. Из второго похожего шарика сформируйте ножку гриба.
  6. Детали просушите, потом оклейте их. Удобнее начать с длинной ножки. Оклеивайте креповой бумагой. Для выравнивания поверхности перед креповой оклейте заготовки листами мягкой туалетной бумаги в 2-3 слоя.
  7. Готовую шляпку покрасьте патом сверху, а низ оставьте. Пат - это смесь, получаемся от соединения ПВА, небольшого количества крахмала и коричневой (можно красной или желтой, смотря какие грибы) краски. Сначала клей смешивается с нужным количеством крахмала, после этого смесь окрашивают. Готовый пат хранят в отдельной баночке и прикрывают крышкой, предотвращая высыхание.











Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница

Попробуем сделать копию какого-нибудь прибора посуды из «папье-маше». Вы наверняка работали с папье-маше в школе, ведь технология его создания очень проста, хотя и требует усидчивости и аккуратности. Наша инструкция поможет вам вспомнить «молодость»!

Для создания простейшего папье-маше, а именно изготовления посуды из него вам потребуется совсем немного инструментов и материалов:

  • ножницы
  • клей на основе крахмала или муки
  • «клейстер» (можно клей ПВА)
  • любой посудный предмет
  • кисточка
  • бумага (можно газетная)

Процесс

Для начала следует приготовить «клейстер», клей на основе муки или крахмала. Конечно, можно воспользоваться стандартным клеем ПВА, но клейстер все же более удобен и практичен: он сделан из природных материалов, а значит, не токсичен и не ядовит.

  1. Смешайте чистый крахмал (или муку) с небольшим количеством холодной воды до полного исчезновения всех комочков. Затем, аккуратно помешивая, налейте в крахмал кипяток и поставьте подогреваться на огонь. Подогревайте состав до получения прозрачной массы.
  2. Далее приступайте к нарезке бумаги для папье-маше. Ножницами мелко нарежьте бумагу полосками и различными фигурками. В процессе создания вам подойдут любые кусочки бумаги.
  3. Намажьте кисточкой обратную сторону посуды (в нашем случае блюдце). Начинайте осторожно, стараясь не выходить за границы посуды, клеить кусочки бумаги на блюдце. Старайтесь равномерным слоем покрывать всю площадь. Повторяйте до тех пор, пока толщина бумажного слоя не будет достигать нужного вам размера.
  4. Необходимо отметить, что все операции с папье-маше можно проводить в несколько этапов, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.
  5. После окончания работы, дайте бумаге высохнуть 24 часа.
  6. Выждав сутки, подденьте край бумажного слоя кончиком ножниц или ножа и постепенно начните снимать получившийся «слепок». После этого подрежьте ножницами неровности краев и приступайте к декорированию получившейся посуды.
  7. В этом вам помогут различные акварельные и акриловые краски. Для начала, можно окрасить посуду одним слоем краски, своеобразной грунтовки. А поверх неё уже наносить узоры и любые другие иллюстрации. Не ограничивайте свое воображение.
  8. Готовое папье-маше можно покрыть лаком, чтобы сделать рисунок глянцевым. К тому же посуда от этого станет более прочной и долговечной.

Надеюсь, что эта скромная деталь добавит частичку уюта и тепла в ваш интерьер.

Евгения Смирнова

Посылать свет в глубину человеческого сердца - вот назначение художника

18 мар. 2014 г.

Содержание

На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Сейчас вы узнаете, каковы правила изготовления папье-маше, и как сделать из него простые, но очень красивые вещи.­

Для изготовления сувенира, подарка или просто полезной вещи, совсем не обязательно быть мастером гончарных дел. Вы можете запастись большим количеством ненужной бумаги и начать творить. Как делать папье-маше из того, что имеется под рукой, мы сейчас разберемся подробнее. Благодаря этим рекомендациям вы легко усвоите все тонкости этого дела, поняв основные сложности и нюансы.

История папье-маше

Папье-маше представляет собой однородную массу, созданную из бумажных отходов с добавлением любого клеящего состава. В переводе с французского данное название переводится как «жеваная бумага». Впервые применять этот состав начали еще в 16 веке во Франции. Уже тогда куклы из бумажной массы стали невероятно популярными. В России папье-маше появилось только при Петре I, а его промышленное использование началось в начале 19 века.

Из папье-маше изготавливается огромное количество изделий. Благодаря составу они получаются особенно легкими, но прочными. Если изначально массу использовали только для создания кукол, то позднее она стала применяться для изготовления посуды, сувениров, масок, игрушек, элементов декора. Но особенно незаменимо папье-маше в театральном искусстве, где из него делают муляжи и театральную бутафорию.

Методики создания бумажной массы

На сегодняшний день­ существует всего три способа создания массы папье-маше:

  • Самой простой ­является­ послойная технология. Небольшие кусочки бумаги накладываются на заранее подготовленную форму из глины, гипса или другого материала. В некоторых случаях количество наложенных слоев может доходить до ста. Как правило, для этого нарезается несколько полосок, накладываются друг на друга в различном направлении.­
  • Особенно важно, чтобы полоска была промазана клеем с обеих сторон, что впоследствии обеспечит прочность готового изделия. Как только будут созданы первые слои в количестве 3-4 штук, необходимо тщательно просушить изделие. Только после этого продолжают работу, просушивая каждые 4 слоя. Дальнейшая работа напрямую зависит от назначения поделки.
  • Более древним способом считается изготовление папье-маше из бумажной мякоти. Для этого нужно нарвать газету или другую бумагу на мелкие кусочки и замочить горячей водой на 8-10 часов. Далее подогрейте смесь, чтобы волокна разрушились. С помощью дуршлага слейте воду, а бумагу измельчите в однородную массу (миксером или блендером). В нее добавьте клейстер или клей, в зависимости от выбранной методики. В результате получится однородная масса, работать с которой также легко, как и с пластилином.
  • Третий способ более сложный и нередко применяется в промышленных условиях. Листы картона накладываются друг на друга и промазываются клеевым составом, после чего спрессовываются. Как только заготовка просохнет, она шлифуется и окрашивается. В данной технике изготавливаются плоские элементы, требующие особой прочности.

Как подготовить материал для работы с папье-маше

Любая инструкция, касающаяся создания папье-маше, начинается с подготовки необходимых расходных материалов. В первую очередь, это бумага. Для первого раза используйте газету. Она легко размокает, а готовое изделие окажется особенно прочным. Не менее легко работать с обычной туалетной бумагой или салфетками. Кроме перечисленного, подходят упаковки от яиц, картон, в том числе и гофрированный, и прочие подобные бумажные изделия.

В виде клеевого состава применяют готовый клей. Как правило, это ПВА, разбавленный водой, в соотношении 1:1. В домашних условиях может использоваться крахмал или мука, из которых готовится клейстер. Густота состава зависит от опыта работы и вида изготавливаемого изделия.

Кроме этого вам понадобится основа или форма для лепки, растительное масло которым смазывается ее поверхность во избежание приклеивания массы к форме, акриловая краска и лак. При отсутствии специальной краски можете смешать в равных частых гуашь и клей ПВА. Этот состав легко смывается с изделия, когда еще не высох окончательно, а после полного высыхания не размазывается даже при нанесении последующих слоев или лака.

Прежде чем заниматься бумагой, нужно приготовить клейстер. Для этого кипятится небольшие количество воды. В отдельной посуде смешивается 2-3 ложки муки или крахмала с водой, до равномерного состояния. Тонкой струйкой вливается этот состав в кипящую воду и нагревается до загустения. Чем больше вы положите крахмала или муки, тем гуще будет ваш клейстер. Намного проще готовится клей. Для этого нужное количество клея наливают в отдельную посуду и добавляют столько же воды, тщательно размешивая.

Выбранный материал (газету или бумагу) необходимо измельчить. Эта работа кропотливая, но от того насколько мелко вы порвете бумагу, будет зависеть дальнейший процесс. Кусочки нужно залить горячей водой и дать им постоять в течение нескольких часов. После этого сливаем воду и с помощью миксера измельчаем бумагу в однородную массу. Если масса слишком жидкая, просто откиньте ее на дуршлаг и отожмите лишнюю воду. Подобная техника используется независимо от того, какой материал вы применяете.

Полученную труху необходимо смешать с клеем до состояния пластилина и дать ему отлежаться. Если лепка не планируется сразу после приготовления, то можете хранить массу в плотном пакете в прохладном месте. Для тех, кто не до конца понял особенности приготовления массы, рекомендуем посмотреть видео урок.

Для того чтобы изделие было особенно прочным, не поленитесь сделать больше слоёв. Особенно это касается масок и тарелок. Во время работы нужно одевать перчатки во избежание загрязнения рук, иначе клей и клейстер будут сохнуть на коже, и изделие начнет прилипать к рукам.

Экспериментируйте с использованными материалами. Постепенно вы найдете то, с чем вам удобнее работать. Обязательно покрывайте основу маслом, иначе после высыхания вы просто не сможете снять с нее заготовку. Особенно важно не резать бумагу, а рвать. Только так вы сможете нарушить связь волокон, и масса будет однороднее.

Важный совет по окраске изделий из папье-маше. Если планируется создание белого изделия, то нужно использовать белую бумагу, причем только для последних двух слоев. В остальных случаях можете изделие просто покрасить в нужный цвет. А вот лаковое покрытие убережет поделку от влаги.

Обязательно застелите рабочую поверхность, иначе клей потом будет тяжело отмыть. Не торопитесь наносить следующие слои, не дождавшись высыхания предыдущих. Красить также нужно только после того, как все слои тщательно просохли.

Пошаговая инструкция изготовления тарелки из папье-маше

  1. Приготовьте тарелку – она будет у нас основой. Ее нужно смазать растительным маслом или вазелином.
  2. Если используется готовая масса, то просто наносим ее на тарелку необходимым слоем, тщательно приминая к поверхности.
  3. При применении полосок просто наклеиваем их в хаотичном порядке на тарелку.
  4. Проглаживаем поверхность пальцами, смоченными в клее, создавая идеально ровную поверхность.
  5. Отставляем заготовку просушиться в течение 2-3 дней (в зависимости от толщины).
  6. Аккуратно снимаем тарелку с формы и просушиваем ее в таком виде еще сутки.
  7. Далее используем краски или, как пример, смесь гуаши и клея ПВА. Также можете задекорировать изделие салфетками для декупажа, лаком для кракелюра или использовать для декора прочие техники.
  8. Через сутки после нанесения последнего слоя нужно покрыть изделие лаком с обеих сторон и просушить.
  9. Тонким сверлом делается отверстие (в том случае, если изначально планировалось повесить тарелочку на стену).

Пошаговое изготовление карнавальной маски из папье-маше

  1. Приготовим форму. Это может быть готовая маска из пластика. Также вы можете слепить ее из пластилина. Особенно легко делать маски с помощью банок. Для этого на банке рисуется контур, а из пластилина создается выпуклость носа и лба.
  2. После того как поверхность смазана, наносим массу и просушиваем все слои.
  3. Данная работа продолжается до тех пор, пока маска не станет прочной. Обязательно придерживайтесь руководства по работе с послойным папье-маше, иначе при недостатке клея между листочками бумаги готовое изделие просто рассыплется.
  4. Далее повторяется предыдущая схема: маска покрывается красками, декорируется перьями, бисером и прочими элементами, а также покрывается лаком.

Изготовления бус из папье-маше

  1. Бусы можете сделать совершенно любой формы. Нужно определить, как будет выглядеть наше изделие. После этого приготовьте тонкую проволоку, плоскогубцы и ножницы. В данном случае все шаги нужно выполнять как можно аккуратнее,­так как­от этого зависит внешний вид всего изделия.
  2. Из массы папье-маше сделайте нужное количество элементов: шарики, треугольники, овалы и так далее.
  3. Даем им немного просохнуть, но не до конца. С помощью проволоки делаем петли и аккуратно вставляем их в заготовки. Создаем нужную длину и закрепляем замочек.

Подобным образом­ своими руками делаются не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Посмотрите на фото, и выберите наиболее привлекательный для себя вариант. Можете подключить свою фантазию.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!