Домой / Карандаш / Как американцы воспитывают детей. Соцзащита, социальное воспитание

Как американцы воспитывают детей. Соцзащита, социальное воспитание


Американское образование и воспитание глазами русского учителя. Что меня поражает в Америке? То, что по сравнению с Россией здесь «все наоборот». В семье родился ребенок. Папа присутствовал при родах, помогал, участвовал. «Мы рожали». Дитя сразу же приезжает в свою, заранее приготовленную для него, комнату, чтобы своим присутствием не мешать родителям вести привычный (по возможности) образ жизни. Соску лучше не давать. Надо вместо этого научить сосать пальцы, если еще не умеет. Зачем пальцы? Как зачем? Чтобы был независим от взрослых, вдруг соска выпадет, а подать-то и некому.

Независимость превыше всего. Начинается она от рождения. Будет свято взращиваться всю жизнь и заботливо оберегаться до самой смерти. А сейчас пусть дитя приучается себя успокаивать сам. У меня в школе 6 -- 7-летние дети сосут пальцы. Как замечтаются или расстроятся, так сразу большой пальчик в рот.

В кроватку к ребенку кладется плюшевый мишка или еще какая-нибудь мягкая игрушка. Дитя будет спать с ней иногда до... совершеннолетия. Друг моего старшего сына не забывал захватить своего сильно истасканного мишку, когда приходил к нам с ночевкой, лет так до 13 как минимум. Часто эту роль выполняет детское одеяльце или пеленка: у меня в школе семилетняя девочка не расстается со своей детской пеленкой. Взрослые говорят, что это успокаивает ребенка, вселяет в него уверенность, так ему не очень одиноко в этом мире.

Здесь очень много говорят о синдроме внезапной детской смерти, еще его называют колыбельной смертью. Ребенок умирает от удушья. Случается это без какой-либо видимой причины в возрасте до года, во время сна и, что главное, в кроватке. Это никогда не происходит на руках. Если находиться рядом и при сбое дыхания ребенка взять на руки, дыхание восстанавливается и ничего не происходит.

Предлагаются разные решения этой проблемы, много обсуждается поза, в которой лучше укладывать малыша, на животик, на спинку или на бочок. При этом ребенок оставляется на ночь в другой комнате. Взять его к родителям нельзя, ведь им надо заниматься сексом, а при ребенке, даже новорожденном, это по местным понятиям совершенно недопустимо.

Американский пуританизм в его современном виде в совмещении с ранним посвящением (лет так с 12 -- 13) в секс, практикуемый как вид спорта, -- нечто совершенно особенное и интересное само по себе. Вернемся пока к воспитанию детей.

Дитя растет, его заваливают игрушками в невиданных по российским понятиям количествах. Сколько подарков приносит Дед Мороз на Новый год? Здесь на Рождество Санта принесет маленькому американцу штук 5 или 6, столько же будет от мамы с папой, есть еще родственники, бабушки и дедушки. Если судить о любви по количеству того, что приобретается за деньги, то американские родители, наверное, самые любвеобильные на свете.

Интересно наблюдать за детьми, разрывающими красивые обертки с подарков под елкой и недовольно отбрасывающими их после этого в сторону. Столько ожиданий и столько разочарований! Угодить очень трудно. Поэтому заранее составляется список всего, что хочет в данный момент левая нога. Такой же список составлялся и родителями малыша, когда те женились. Они шли в магазины и вносили там в компьютер все, что хотели бы получить в подарок на свадьбу, потом приглашенным давали список магазинов, и они могли выбрать там подарок, заранее выбранный молодоженами. Если же упрямые гости проявляют своеволие, то их непрошенные дары часто просто сдаются обратно в магазин. После Рождества такие возвраты тоже очень распространенное явление.

Обычно в каждом «школьном районе» есть несколько начальных школ, одна «средняя» и одна «высшая» школа. Чаще всего все они разбросаны по всему району. Обучение начинается с полных пяти лет. Нулевой класс называется «детским садом», за ним следуют еще четыре или, в некоторых районах, пять. Следующий этап -- 6 -- 8-е классы. Эта школа называется «средней», располагаться она будет в другом здании. С 9-го по 12-й класс -- «высшая школа», здание опять же другое.

В школе, которую окончил мой старший сын, с 9-го по 12-й класс обучалось полторы тысячи человек. В его классе было человек 300. Не то чтобы они все вместе присутствовали на каком-либо уроке, просто класса как такового у них вообще нет: начиная со средней школы, они идут на каждый урок в разном составе. Собственно, тасовать их начинают с детского сада.

Каждый год всех заново перемешивают и дают нового учителя. Учителя, как правило, преподают только на одном уровне, например только в первом или во втором классе, и так далее. Бывают и исключения, но редко. На мой вопрос директору школы, где обучался в то время мой старший сын, зачем их перетасовывают, мне ответили, что делается это для того, чтобы дети знали как можно большее количество детей и не привязывались к кому-то конкретно. «Ничего, что они в этом году оказались с другом в разных классах. У вашего сына будет много новых друзей! Это еще лучше!»

Привязанность здесь -- скорее отрицательное понятие, близкое к зависимости. А быть независимым, быть всегда самим по себе и ДЛЯ СЕБЯ -- самое главное. А вот агрессивность -- положительное, означает силу, напористость, умение добиваться СВОЕГО -- это качества лидера. А зачем меняют учителей? А это чтобы, если тебе плохой учитель достался, так на следующий год его уже не будет. А в одном только классе они преподают, потому как это легче делать. Узкая специализация. Представьте себе учителя математики, разбирающегося в основном только в алгебре для 6-го класса.

При системе, где дети на каждый урок идут в разном составе, и перемены только 3 минуты, чаще всего глубоких дружеских отношений не образуется, хотя бывают опять же и исключения.

Сама дружба в Штатах совершенно другое понятие, нежели у нас. «Вот, мама, это мой друг», -- говорит ребенок после того, как он познакомился с кем-нибудь на площадке и поиграл с ним полчаса. Он может больше никогда не встретить своего «друга» и даже не вспомнить о нем. Практически все, с кем знаком, обозначаются словом «друг». Встречаются «друзья» для того, чтобы что-то делать вместе.

Например, поиграть в баскетбол или на компьютере, съездить в магазин. Если погода плохая, пойти некуда, новых компьютерных игр нет, то и встречаться незачем. На мой вопрос старшему сыну, имевшему в «друзьях» полрайона семиклассников, почему он сегодня, в субботу, сидит дома и не позвонить ли ему Джордану или Стиву и не позвать ли их к нам, я могла услышать что-то типа «да на улице же дождь и в баскетбол не поиграешь» или «мы уже побили все игры, которые у нас есть, и теперь у нас делать нечего». Короче, просто для общения не встречаются, встречаются для конкретного, определенного занятия. Ситуация несколько изменится, когда одним из таких занятий станет секс.

Дело это все же не такое простое, как игра на игровых приставках, тут хочешь не хочешь, а общаться приходится, поэтому начинают встречаться и собираться почти что «просто так». От друга многого не ждут, претензий не имеют, особой верности не хранят. Друзья часто меняются без особых трагедий.

Еще одна интересная деталь, которая не перестает поражать меня в школе, где я работаю. Дети рассаживаются в классе сами, группами, с теми, с кем дружат. Начинаются болтовня и игры, списывание, что и понятно, делаешь кому-то замечание, и тут все сразу же начинают сваливать на «друга», причем так горячо обвиняют его во всех возможных грехах, что кажется, больше уже никакой дружбы между ними и быть не может, ан нет, все остается без изменений. «Друг» поступит в подобных обстоятельствах так же. Всем, безусловно, понятно, что своя шкура ближе к телу. Обижаться тут не на что.

Индивидуализм проповедуется и воспитывается яростно, хотя результат чаще всего бывает обратный. Мне понравились фотографии, сделанные старшеклассниками моей школы во время поездки в Питер. На девяти из каждых десяти фотографий были... сами дети, не дети на фоне, скажем, Невского или на Дворцовой площади, нет. Дети в аэропорту, дети в комнате, дети где-то там еще, трудно сказать где. Главный объект фиксируемой в данный момент истории не новая, чужая страна, не они сами в этой стране, ТОЛЬКО ОНИ. На стенде в школе, где учился мой сын, висит стенная газета с фотографиями поездки во Францию. И что же? Кроме Эйфелевой башни, одни американские мальчики и девочки то в столовой, то в аэропорту, то в комнате в отеле, где они жили... И при всем при этом, что касается индивидуальности, то именно ее-то чаще всего и не хватает американцам.

Сравнивая русских, ливанских и американских детей, я могу сказать, что у первых и вторых гораздо больше индивидуальности как в одежде, интересах, манере себя держать, так и во взглядах. В 1991 -- 1992 годах я преподавала в университете курс по русской культуре. При обсуждении на уроке любой темы в классе самое большее было два мнения. Отличались они друг от друга так же, как отличаются позиции демократов и республиканцев. Молодое население оставалось строго в партийных рамках. Поражала при этом пассивность аудитории. Расшевелить их, вызвать интерес к чему-то, не имеющему непосредственного отношения к их быту, было очень трудно. Больше всего это напоминало недавно оставленный мною Советский Союз. Разница была только в том, что там свое мнение публично высказывать просто боялись, но все же его имели, здесь же идеология не спускается сверху, ею пропитаны сами массы.

В полном смысле «народ и партии едины». Мне даже один раз угрожали на уроке. На мое замечание, что неплохо было знать немного о тех странах, куда Америка без конца сует нос, студенты спросили меня, не боюсь ли я, иностранка, делать такие замечания, ведь это звучит как-то «против их страны». Я выразила удивление и поинтересовалась, что случилось со «свободой слова».

Знаете, как у нас относятся к ябедам? В Штатах же ябедничать старательно приучают с детства. При возникновении любого конфликта надо сразу же прибегнуть к помощи взрослых. Если ты ответил ударившему или оскорбившему тебя, то неважно, кто прав или виноват, а наказаны будут оба и при этом одинаково, разбираться в этом никто не будет, каждый ответит за свои личные действия, чем бы они ни были вызваны. И это не только у детей. Ябедничать вменяется в обязанность каждого гражданина. Увидел, что где-то кто-то от правил отступил, -- сообщи, выполни свой гражданский долг. Неважно, кто это сделал, друг или родители, сообщи, чтобы вовремя были приняты меры.

В возрасте семи лет старший сын, придя как-то из школы, заметил, что, мол, «будете кричать на меня, уроки заставлять делать, позвоню в полицию, нам сегодня учительница сказала, что, если нас дома обижают, надо набрать 911, придет полиция и разберется». Через десять лет, когда 7 лет исполнилось младшему сыну, он, наблюдая наши попытки заставить старшего брата заниматься, просто взял и набрал эти самые 911, потом, правда, испугался, повесил трубку, но нам сразу же «оттуда» перезвонили. На вопрос, зачем он это сделал, ребенок сказал, что это потому, что мы на брата кричали, а в школе им сказали, что надо делать в этом случае.

Сын моей местной русской подруги тоже угрожал своим родителям привлечением полиции к разрешению конфликта поколений и тоже примерно в 7 лет. А уж о том, что происходит в школе, и говорить не приходится. Исключение составляет только такая вещь, как наркотики. Тут будут хранить молчание. Дело это серьезное, за это могут убить.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 18 минут

А А

В каждом уголке планеты родители любят своих детей одинаково сильно. Но воспитание осуществляется в каждой стране по-своему, в соответствии с менталитетом, образом жизни и традициями. Чем же отличаются основные принципы воспитания малышей в разных странах?

Америка. Семья – это святое!

Для любого жителя Америки семья – это святое. Никакого разделения на мужские и женские обязанности. Папы успевают уделить время и женам, и детишкам, и не только по выходным дням.

Особенности воспитания детей в Америке

Америка. Особенности менталитета

Италия. Ребенок – дар небес!

Итальянская семья – это, прежде всего, клан. Даже самый дальний, самый никчемный родственник – это член семьи, которого семья не бросит.

Особенности воспитания детей в Италии

Италия. Особенности менталитета

  • Учитывая, что дети не знают слова «нельзя» и вообще не знакомы с какими-то запретами, вырастают они людьми абсолютно раскрепощенными и артистичными.
  • Итальянцы считаются самым страстным и обаятельным народом.
  • Они не терпят критики и не меняют своих привычек.
  • Итальянцев все устраивает в своей жизни и стране, которую они сами считают благословенной.

Франция. С мамой – до первой седины

Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.

Особенности воспитания детей во Франции

Франция. Особенности менталитета

Россия. Кнут и пряник

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец – кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше – либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Особенности воспитания детей в России

Россия. Особенности менталитета

Особенности русского менталитета прекрасно выражены всем известными афоризмами:

  • Кто не с нами – тот против нас.
  • Зачем упускать то, что само плывет в руки?
  • Все вокруг колхозное, все вокруг мое.
  • Бьет – значит, любит.
  • Религия – опиум для народа.
  • Вот приедет барин, и нас рассудит.

Загадочная и таинственная русская душа подчас непонятна даже самим русским.

  • Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут.
  • Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди.
  • Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.
  • Основа русского менталитета – это чувства, свобода, молитва и созерцание.

Китай. Приучение к труду с пеленок

Основные черты китайской семьи – сплоченность, второстепенная роль женщины в доме и непререкаемый авторитет старших. Учитывая перенаселенность страны, семья в Китае не может себе позволить более одного малыша. Исходя из данной ситуации, дети растут капризными и избалованными. Но только до определенного возраста. Начиная с детского сада, все поблажки прекращаются, и начинается воспитание жесткого характера.

Особенности воспитания детей в Китае

Китай. Особенности менталитета

  • Основы китайского общества – это скромность и покорность женщины, уважение к главе семьи, строгое воспитание детей.
  • Детей растят, как будущих тружеников, которые должны быть готовы к тяжелой многочасовой работе.
  • В повседневной жизни китайцев бессменно присутствует религия, соблюдение древних традиций и вера в то, что бездеятельность – символ разрушения.
  • Основные качества китайцев – упорство, патриотизм, дисциплинированность, терпение и сплоченность.

Какие мы разные!

В каждой стране – свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду. В Южной Корее дети до семи лет – это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям .

Американца можно узнать издалека: по раскованности, неспешности, умении достойно выходить из неприятных ситуаций и непременной «американской улыбке». Они очень законопослушны внешне и свободны внутренне.

Дело в воспитании?

Мы не имеем в виду страны латинской Америки, – возьмем только США – в конце концов, именно они породили Спока, Серзов и других известных гуру воспитания.

Как воспитывают детей в среднестатистической американской семье?

Семейные традиции

Говорят, нет понятия «американская нация» - и частично это верно, ведь страна молодая, и состоит в основном из иммигрантов и их потомков. И их менталитет – результат слияний разных менталитетов и культур. Тем не менее, семья для американцев – наивысшая ценность. Хотя создавать ее здесь не спешат – считают, сначала нужно самим встать на ноги, получить образование, устроиться на хорошую работу. Проще говоря, концепция такова: есть деньги–есть возможности–можно обзаводиться потомством. Потому средний возраст вступающих в брак в Америке – около 30 лет, а рожают детей женщины впервые все ближе к 40 годам – и не менее 2-3 детишек-погодок. Считается, одному малышу трудно расти среди взрослых, а детей-погодок растить легче: у них одинаковые интересы.

Отцы и дети

Американские дети, как правило, просто-таки купаются в заботе родителей, не обделены вниманием, а семейные походы на природу, пикники, экскурсии и загородные уикенды – традиция подавляющего большинства американских семей. Есть даже понятие «family day» - это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Кроме того, детишек, даже грудных, родители берут с собой всюду: в парк, в гости, в ресторан, на вечеринку, в путешествия – и это воспринимается обществом абсолютно нормально.

Мало того, в нем, обществе, все для этого приспособлено: всюду есть детские стульчики, пеленальные столики, детские комнаты. А в музеях многие экспонаты можно (и нужно) трогать руками – они рассчитаны на детей. Есть даже специальные музеи - «детские» (Children’s Museums). А вот бабушкам-дедушкам детей в Америке не принято оставлять. Считается: дети – это проблемы родителей, и коль семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Американские бабушки вообще не обременены заботой о внуках – они с удовольствием пользуются своим заслуженным отдыхом. Родители чаще всего, если есть необходимость, нанимают беби-ситтера – но это достаточно дорогое удовольствие (около7 у.е. в час).

Странности воспитания

Об отцовстве

В связи с распространенностью гражданских браков Федеральный закон США требует официальной приписки каждого биологического отца к своему отпрыску: женщина обязана заполнить анкету с данными потенциального отца, которому посылают уведомление с требованием сдать кровь на ДНК – добровольно либо принудительно, в судебном порядке (даже если он проживает с матерью ребенка). Если ДНК совпадают, отцу присуждают платить алименты ребенку – 1/3 зарплаты.

О наказании

По законам США за любые «неправомерные» действия родителя ребенок может подать на него в суд с последующими мерами вплоть до лишения родительских прав или свободы. И даже лишение сладкого и прочих удовольствий в качестве наказания может расцениваться как abuse (противоправные действия). Потому лучшее наказание – беседа. Законом также карается, если родители оставили ребенка до 12 лет одного дома или в машине.

О самостоятельности

Неотъемлемая черта американца – установка на полную самостоятельность с 18 лет. Как правило, после поступления в колледж лет ребёнок уже не живёт с родителями (живет в общежитии, либо подрабатывает и снимает квартиру), иначе рискует прослыть лузером.

О мобильности

Средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни. Зато на Рождество 25 декабря и День Благодарения 26 ноября американцы собираются всей семьей с разных концов континента, чтоб побыть в кругу близких.

О гордости

Американцы гордятся своей мультикультурностью, и в то же время – принадлежностью к американской нации – даже в подготовительном классе школы ежедневно занятия начинаются с хорового прочтения «Клятвы на верность США».

Дошкольники

Формальных детсадовских структур в Америке не так много, и стоят они подчас дороже, чем беби-ситтеры. Да и попасть туда сложно – официально они открыты только для малообеспеченных, оплачиваются казной штата. Подавляющий контингент – дети рабочих мексиканских и черных кварталов. И еду, как правило, в сад нужно приносить свою. Частные сады и, тем более, ясли (nursery) – вообще удовольствие для людей с хорошим достатком.

Зато очень распространены различные клубы-развивалки, «домашние» детсады (в которых одна мама остается на день с несколькими детьми) и различные неформальные объединения. Главная их функция – не развитие детей, а совместное времяпровождение и общение «по интересам». Потому дошкольное воспитание, как правило, сводится в основном к семейному. А обучать детей «по-настоящему» начинают только в подготовительном классе при школах.

Школьники

Учиться ребенок начинает с 5 лет – когда поступает в подготовительный (нулевой) класс при школе – там им занимаются профессиональные педагоги. Это необязательно и бесплатно. Теперь ребенка ждут 12 лет обучения. Частные школы, как правило, готовят к поступлению в престижные вузы и часто работают по принципу интерната, принимая учеников на конкурсной основе и со всех уголков страны.

Особенности американских школ

1. Четкое деление на категории:

Elementary School: начальная школа: 1-4 (5) классы.
-Middle School: средняя школа: 5 (6)-8 классы.
-High School: старшая школа: 9-12 классы.

Каждый уровень предусматривает отдельное здание, администрацию и преподавательский состав.

2. Возможность выбора учеником дисциплин в рамках определенных категорий по склонностям (например «технологии», «искусство», «иностранные языки»). Факультативно можно посещать курс сексуального воспитания. Это формирует чувство свободы уже в раннем возрасте и осознанный подход к учебе. Кстати, атмосфера на уроках тоже свободная.

3. Обилие различных воспитательных, развлекательно-познавательных и оздоровительных мероприятий, регулярные костюмированные представления, утренники.

3. Ориентация на индивидуальность, а не на коллектив: в старшей школе классов, как таковых, не существует – на каждом уроке они разные, а в обучении делается упор на практические знания и навыки.

4. Удобство – детям: в школу их возит школьный автобус, не надо носить портфели – все необходимое хранится в индивидуальном шкафчике-lockerе с замком.

5. Отметки выставляются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительная.

Студенты

Высшее образование в США считается одним из лучших в мире. Особенно это касается частных вузов (Гарвард, Йель, Принстон, Стенфорд). Чем отличается университет от колледжа? И там, и там учатся 4 года, но в колледже научная работа, если она есть – на втором плане. Вступительных экзаменов, как таковых, не существует – выпускники проходят единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). Кроме того, необходимо заполнить специальную анкету, где указываются не только школьные оценки, но и «внеклассные» интересы, достижения, подаются рекомендации от учителей. Главное – поступить в вуз, факультет же можно окончательно выбрать в процессе обучения.

Иногда к основной специальности можно добавить дополнительные. Обучение в основном платное, но малоимущим, если они успешно прошли все тесты, платят стипендию. После 4-летнего обучения студенты получают степень бакалавра – undergraduate level. Затем можно учиться дальше еще 2-3 года, чтобы получить степень магистра или доктора философии, медицины, права. Это уровень graduate level, соответствующий нашей аспирантуре. Затем еще через два года можно получить, например, степень MBA (Master"s of Business Administration) или заниматься дальнейшей научной работой. В США высокий уровень образования гарантирует более высокий уровень доходов: американец со степенью магистра или доктора, зарабатывает, в среднем на треть больше, чем бакалавр.

Конечно, по «задорновским» меркам американцы нам – не указ, и в их воспитании и обучении есть свои недостатки, все же некоторые особенности американского воспитания можно взять на заметку.



После рождения ребенка все родители хотят дать ему все самое лучшее - от памперсов до университета. Все мы хотим, чтобы наши дети росли умными, послушными, развитыми. Сейчас стало модно заимствовать разные методы воспитания за границей. Но все ли они подходят для нашей страны? Что же можно позаимствовать у самых развитых стран?


Япония: «царь», «раб» и «друг»

Сейчас много говорят о японской традиции воспитания. Ведь много людей, посетивших эту страну, заметили, что в Японии трудно увидеть капризного ребенка и нервную маму. Какая же тайна у родителей Страны Восходящего Солнца?

Все просто. Огромную роль в жизни малыша играет мама. С рождения и до трех лет японская женщина старается все время находиться со своим ребенком. Она носит его с собой повсюду, кормит по первому желанию, кладет спать возле себя. Японская мама добрая, нежная и терпеливая. Она не кричит, не читает нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Мама не говорит «нет». Она лучше заменит это слово на: «опасно», «можно порезаться», «будет больно».

Давно доказано, что именно с мамой младенец ощущает полную безопасность. В Японии в садик самых маленьких детей отдавать не принято, хотя ранние ясли существуют. Но чтобы устроить туда ребенка, нужно аргументировать, почему есть такая необходимость.

В Японии детство ребенка условно разделено на периоды. До пяти лет малыш - «царь», от пяти до десяти - «раб», от десяти до пятнадцати - «друг».

Удивительно, как из периода вседозволенности ребенок без проблем переходит в период жестких правил и ограничений. Такой способ воспитания напрямую связан с традициями и особенностью менталитета. С раннего детства малыш видит, что очень важно быть принадлежащим к обществу, находиться «в группе». Ребенок видит, как опасно остаться изгоем, огорчить дорогих людей, разочаровать маму. В школе для детей настает период острой конкуренции в учебе, причисление себя к какой-то группе, понимание важности быть одобренным.


Китай: родителям виднее

В Китае детей любят, но не спешат их баловать. Дети должны полностью подчиняться родителям. Послушание во всем. Дисциплина и покорность . Вот некоторые черты характера, которые прививают родители детям с раннего возраста.

Китайские мамы рано прекращают кормить ребенка грудью, отдают в ясли даже с трехмесячного возраста, дорожат работой, но няням доверять малыша не спешат. Очень большое значения для родителей имеет воспитание и учеба ребенка. Так сложилось, что Китай - страна с огромным перенаселением. Власти были вынуждены издать так называемый "закон одного ребенка". Ну а если ребенок один, хочется дать ему только все лучшее.

Все же с раннего детства китайские малыши придерживаются режима дня. Родители не дают спуску в учебе, никаких поблажек в занятиях спортом или музыкой. Так уж принято, что родители лучше знают, что нужно их детям. В ребенке воспитывают любовь к труду, привязанность к семье и почтение национальных традиций.


США: у детей прав больше

США - страна эмигрантов. Здесь сплелись десятки культур, и каждая имеет влияние одна на другую. Но все же можно выделить некоторые особенности воспитания детей, которые присущи этой стране.

В США нет декретных отпусков, собственно, место работы женщине никто не сохраняет. Потому выписывают маму и младенца с роддома как можно скорее. Некоторые женщины выходят на работу уже на третий день после родов . Куда же девают малыша? Конечно, оставляют с няней. Американские родители не бояться оставлять детей в яслях. Хоть и в США семья стоит на первом месте, бабушкам и дедушкам сидеть с ребенком не принято . Они - часть семьи, но не воспитатели.

Много моих друзей живет в Америке. Некоторые традиции воспитания, о которых они рассказывают, для меня, по крайней мере, странные. Ну и что, если у малыша температура, а мама хочет почитать журнал или посмотреть шоу, она же дала ему таблетку? Ну и что, если закутанный папа несет полураздетого сына по снежной улице? С ребенком ничего не случится за полчаса.

Дети с раннего возраста должны знать, что у родителей тоже есть личная жизнь . Малышей с первых дней жизни укладывают спать в отдельной комнате, не бегут по первому крику, практически не кормят грудью.

Но все же американские родители принимают активное участие в школьной жизни детей. Вся семья сопровождает малыша на выступлении или соревновании. Вспомните, когда папа вашего ребенка последний раз был в школе на собрании или празднике?

В США не принято ругать детей, законодательно запрещено бить. Они разговаривают с ребенком, дают понять, как он огорчил родителей. Если разговор не помогает, лишают любимых сладостей или развлечений. Хотя для меня остается загадкой, как заставить ребенка слушаться, если у него прав больше, чем у родителей?


Германия

Германия всегда ассоциировалась у меня с порядком. Да, это страна чистоты и правил. Это касается и детей. Рождаемость в Германии очень низкая, поскольку молодые люди не готовы жертвовать карьерой и свободой. И прежде чем заводить детей, подумают много раз. Но если решились становиться родителями, подойдут к этому с полной ответственностью.

Ребенок с раннего детства приучен к порядку. У малыша есть личное пространство - своя комната. Там можно делать все что угодно, но не во всем доме. С раннего детства малышу дают небольшие карманные деньги, таким образом, приучая распоряжаться собственными финансами. Родители имеют право на работу и личную жизнь. В Германии за детьми либо ухаживает няня, либо их отдают в детский сад.

Основная задача дошкольных заведений - не учить, а развивать ребенка, воспитывать в нем личность. Большое значение имеют развлечения ребенка со сверстниками.

Бабушки и дедушки также не принимают большого участия в воспитании внуков. В Германии не принято оставлять детей с кем-то, кроме родителей или няни.

Какие методы мы можем перенять

Конечно, в каждой традиции воспитания есть то, что нам мило, и то, что нам чуждо. Надо помнить, что успешное воспитание детей в определенной стране так работает благодаря менталитету ее жителей.

Много слышу о заимствовании методов воспитания детей у японцев . Но стоит помнить, что там эти способы работают благодаря тому, что так поступают все семьи, независимо от статуса и счета в банке. И богатые, и бедные дети боятся оказаться изгоями. У нас, к сожалению, вряд ли можно напугать ребенка состоятельных родителей тем, что он огорчил учителя.
Мне нравится то, японская что мама может быть мамой. Она не тревожится за карьеру и получает удовольствие от материнства.

Прельщает китайская дисциплинированность и выдержка. Но я бы не хотела решать за ребенка, сколько кружков ему посещать, сколько часов играть на ненавистном музыкальном инструменте.

Одна моя знакомая всегда говорит: «Не крадите у детей детство». В немецкой традиции воспитания мне нравится то, что детей начинают учить в школе, сады же предназначены для общего развития детей. И немецкие дети ничем не глупее остальных.

В американском стиле воспитания детей многое для меня остается странным. Детей до 12 лет нигде не встретишь без сопровождения взрослых. Дочь моих друзей в Украине с первого класса ездила в школу одна, разогревала себе обед и ходила в магазин. Когда семья переехала в США, девочка никак не могла привыкнуть к круглосуточному контролю над детьми.

Хоть юные американцы могут подрабатывать несколько часов в день, в доме они не убирают, посуду после себя не моют, одежду не стирают. Все делают нанятые работники. Как же родители воспитывают самостоятельность в детях?

Как бы красиво не выглядело воспитания детей в больших и развитых странах, нужно знать, что не все методы подходят нам, и важно помнить об особенностях своего менталитета и национальных традиций.

Америка - страна иммигрантов. И менталитет граждан США (в том числе, и отношение к детям) формировался с одной стороны, на основе пестрой и многообразной культуры разных национальностей, а с другой - под влиянием среды, в которую попадали эти люди, оказавшись на новом континенте. Территория, которая впоследствии стала Соединенными Штатами, первоначально была английской колонией, и в течение долгого времени основную массу белых первопоселенцев там составляли пуритане - представители религиозных общин, которые в Великобритании подвергались преследованиям со стороны государства и господствующей церкви. Эти люди перебирались из Англии в Америку, мечтая осуществить там те или иные эксперименты по социально-политическому переустройству общества. Для религиозных представлений пуритан характерны индивидуализм, опора на собственные силы, вера в свою избранность и особую миссию, а также высокие моральные стандарты в повседневной жизни, трудолюбие, правдивость, сдержанность в чувствах.

Во многом именно эти качества помогли пионерам освоения Америки выжить и стать хозяевами на новой земле. Они же оказали определяющее влияние на формирование американской нации в целом и того, что мы понимаем под американским характером.

Дети переселенцев получали воспитание, построенное в основном на фундаментальных библейских и семейных ценностях. Общеобразовательные школы в большинстве своем были конфессиональными, то есть принадлежали той или иной религиозной общине. Кроме того, существовала сеть воскресных школ.

В труднодоступных местностях, куда представители конфессий не могли добраться из-за больших расстояний и бездорожья, жители сами регулярно устраивали семейные чтения и обсуждения Библии и другой духовно-нравственной литературы. Значительная часть населения жила в сельской местности, на фермах, которые подчас находились в большом удалении от городов, да и друг от друга. Поэтому в затруднительных ситуациях ждать помощи было не от кого, семья могла рассчитывать только на свои силы, и детей воспитывали соответствующим образом. В мальчиках культивировалась смелость, инициативность, способность самостоятельно принимать рациональные решения, умение постоять за себя и близких, свободолюбие и уверенность в себе.

Характерно, что того же ждали и от девочек - ведь в отсутствие мужа женщина должна была уметь выполнять все его обязанности, а в случае чего и постоять за себя и детей. Так что, умение обращаться с оружием, скакать верхом и другие типично мужские навыки были в почете у прекрасного пола. Конечно, этнический и расовый портрет США с тех времен значительно изменился. Однако пуританская мораль и ценности первых поселенцев продолжают оказывать влияние на американскую модель воспитания.

Семья в Америке - главная ценность

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет - то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно - чтобы дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Американцы не сторонники раннего развития

Следует сказать несколько слов о публичных библиотеках и так называемых "общественных центрах" (community centers). Они существуют практически повсеместно. Нередко там бывают хорошо оснащенные игровые комнаты, компьютерные залы, бесплатные либо очень недорогие кружки, в том числе для дошкольников. Темы - на любой вкус: рисование, пение, аппликация, танцы, театральные группы, кружки любителей природы и многие другие. А главная цель занятий - развлекательность, игра и ощущение хорошо и с пользой потраченного времени. Академические достижения ребенка (к примеру, раннее овладение чтением или письмом) беспокоят американских родителей гораздо меньше, чем российских. В нашей стране уже стала нормальной ситуация, когда при поступлении в подготовительный класс от детей требуют умения читать, а изучение иностранного языка в садике считается преимуществом. Большинству американцев трудно понять и принять подобные реалии. Считается, что всем этим премудростям ребенок непременно научится, когда придет время.

Американская система воспитания детей: жизнь как она есть

Еще одна "диковинка" американского воспитания с российской точки зрения - то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети - это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы - очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком "щадящем режиме", им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни.

Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США - женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Американское воспитание: первые знания в яслях

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это - частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать - одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах. Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее - с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов.

Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности - ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать - обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок.

Считается важным развивать детскую фантазию и воображение. Для этого малыши могут "сочинить" книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы. Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке - мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и "единство в многообразии", то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны. Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения "pledge of allegiance", клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл.

Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали. Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение - факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Американское воспитание: никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

В школу? С удовольствием!

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию являетсяего неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Не ябеда, а честный гражданин

Многие выходцы из России негативно относятся к "ябедничеству", которое, как им кажется, прививают их детям с ранних лет. Но в Америке на это смотрят иначе, детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. А если такая модель поведения является естественной и общепринятой, в том числе в детском коллективе, никаких проблем с "ябедами" и "доносчиками" не возникает.

В Америке "чужаков" не бывает

Американский детский коллектив отличается удивительной терпимостью. Ситуации, когда над детьми смеются или издеваются сверстники, крайне нехарактерны. Рыжие, очкарики, лопоухие могут чувствовать себя в полной безопасности. Конечно, многое зависит от района, где находится образовательное учреждение, но в целом драки и другие нарушения дисциплины - скорее исключение, чем правило для американских детей. Адаптация ребят из других стран, в том числе из России, как правило, проходит в американских школах очень гладко. Навыки разговорного языка усваиваются в течение нескольких месяцев, и в дальнейшем ребенок чувствует себя совершенно комфортно. Тем более что он, как правило, оказывается не единственным иностранцем в классе.

А в Нью-Йорке, Флориде или Калифорнии число детей иммигрантов в школах зачастую превосходит количество коренных американцев. Конечно, многое в процессе адаптации зависит от личности и индивидуальных особенностей ребенка, от настроя его семьи на адаптацию в новом обществе, однако атмосфера образовательных учреждений благоприятствует тому, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно. Конечно, опыт другой страны и культуры нельзя перенести на родную почву механически. Но в этом и нет необходимости. Однако знакомство с таким опытом, творческое осмысление его положительных и рациональных моментов очень важны для того чтобы изменить что-то к лучшему и у себя дома.