Домой / Карандаш / Как воспитывать щенка и взрослую собаку? Правильное воспитание. Власть вожака никогда не основана на насилии

Как воспитывать щенка и взрослую собаку? Правильное воспитание. Власть вожака никогда не основана на насилии

Воспитание щенка

Некоторые хозяева собак никак не могут добиться послушания своих питомцев. Хозяин кричит, надрывается, а пес и ухом не ведет, бегает, где хочет и когда хочет, затевает драки, бросается под колеса, пугает детей.

Для того, чтобы не допустить такого, необходимо тщательно соблюдать правила воспитания и воспитательной дрессировки. Все знают, что воспитание и дрессировка тесно связаны между собой, но понятие «воспитание» значительно шире, чем понятие «дрессировка». Общее между этими понятиями то, что они направлены на выработку полезных для человека навыков.

Первоначальное воспитание закладывает базовый фундамент взаимоотношений между собакой и хозяином. Поэтому воспитание необходимо начинать с момента появления щенка в доме, с самого раннего возраста.

Целенаправленная дрессировка проводится не ранее чем с б месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки. Маленький щенок сам учится ходить, бегать, преодолевать ступеньки, неровности почвы. На прогулках, в игре, в общении со сверстниками, человеком происходит постепенное формирование чутья, слуха, глазомера, координации движений, превращение в гармонично развитое животное.

Сущность воспитания и первоначальной (воспитательной) не в том, чтобы научить собаку садиться, ложиться, стоять и т. д. — собака способна это делать сама — а в том, чтобы собака выполняла подобные действия правильно и по командам хозяина. Воспитание и начальная дрессировка должны сделать щенка более дисциплинированными, послушными, научить выполнять, пусть даже и не совсем четко и безотказно, команды хозяина.

ВОСПИТАНИЕ

В процессе воспитания затормаживаются и ликвидируются ненужные, вредные привычки собак. Главная цель воспитания — облегчение повседневного содержания собаки, а также создание основы для начальной, а затем, возможно, общей и специальной дрессировки.

Осмысленная любовь

Одно из важнейших условий успешной работы — безусловная любовь к щенку. Только она может оправдать трату времени и материальных средств, физических и душевных сил. Без любви все очень быстро надоест, и просто станет обузой. Но любовь должна быть осмысленной, сочетаться с твердыми знаниями основ собаководства, умением продуманно, целесообразно вести эту работу. Ее следует сочетать с твердостью характера, решительными действиями.

Хозяйская любовь по отношению к собаке не должна выражаться в слащавом обращении и потаканиях ее прихотям. В общении со щенком обязательно должно присутствовать речевое сопровождение. Смысл слов и команд щенок не понимает, но обладает тонким слухом, хорошо различает и улавливает малейшие колебания в голосе, ориентируется на интонацию, искренность тона. Щенок безошибочно сможет отличить ласковую, шутливую интонацию от повелительной и строгой и реагировать соответствующим образом. Беседа со щенком должна носить характер диалога, но щенок отвечает не словами, а мимикой, движениями, визгом, ворчанием или лаем.

Терпение и еще раз терпение!

Тот, кто тяготится повседневной черновой работой по содержанию, кормлению и воспитанию (чистка, уборка нечистот, приготовление корма, выгуливание, прогулки), кто легко возбуждается и не может справиться со своей раздражительностью, не должен заводить щенка. Воспитание — нелегкий повседневный труд, к которому нужно быть готовым. Внимание: возраст Необходимо учитывать, что по своему развитию и поведению щенок резко отличается от взрослой собаки.

Его организм и нервная система еще полностью не сформировались, не окрепли и окончательно не адаптировались к окружающей среде. У щенка весьма мал жизненный опыт для нормальной ориентации в условиях окружающей среды. Вследствие этого щенок сравнительно быстро устает, резко реагирует на все сильные внешние раздражители (других животных, транспортные средства, резкие звуки и т. д.). Физические возможности и особенности поведения щенка напрямую зависят от того, к какой возрастной группе он относится. Все это необходимо учитывать при обращении со щенком 8 процессе воспитания и начальной дрессировки.

Индивидуальный подход

Щенки, как дети, все разные: по своему физическому развитию, особенностям поведения, возрастным особенностям, наследственным задаткам. Например, для одних щенков достаточно легкого механического воздействия (давления рукой, воздействия поводком), чтобы они соответствующим образом реагировали, а для других эти действия должны быть еще более сильными, чтобы они поняли, чего от них добиваются. Нужно помнить, что все механические воздействия с запрещающей командой «Фу» или «Нельзя» на щенков должны быть щадящими, менее сильными, чем на взрослых собак. В противном случае можно вызвать у щенка чувство страха и нарушить установленный с ним ранее контакт.

Мгновенная реакция

Когда щенок совершает нежелательный проступок, наказание должно следовать сразу после его совершения. В этом случае щенок в состоянии понять, что от него требуется, за что его наказывают. Если хозяйское воздействие последует не сразу, а с опозданием даже на несколько секунд, он не поймет, за что его наказывают и что от него требуют.

Будем играть!

Игра для щенка в возрасте 1-2 месяцев — жизненная необходимость. Приучать к играм можно через несколько дней после привыкания щенка к новой обстановке и к хозяину. Не разрешать же ему портить вещи?! Необходимо направлять его энергию в нужное русло. Забрав у щенка вещь, которую нельзя портить, ее необходимо заменить какой-либо игрушкой, поиграть со щенком самому, периодически бросая игрушки на пол или землю, периодически совершить несколько коротких пробежек.

Необходимо подбирать исходя из вкусов щенка, но помнить про важные ограничения: Мелкие предметы опасны, щенок может их проглотить. В качестве игрушек нельзя использовать тапочки, перчатки, тряпки и т. д., предметы домашнего обихода. Привыкнув грызть ненужные предметы, щенок не откажется от таких же новых. Все ценные вещи необходимо прятать в труднодоступные для щенка места, поднять шторы, спрятать провода. Игры со щенком должны в возможно большей степени компенсировать его игры с братьями и сестрами, с которыми щенок разлучен.

По возможности необходимо производить имитацию действий других щенков, которые они производят во время игры (опрокидывание щенка на спину, кувырки и т. д.). Все это делается осторожно, без причинения щенку боли, непродолжительное время. Очень полезно периодически во время «борьбы» имитировать «победы» щенка, это способствует выработке у него смелости, настойчивости и инициативы. В играх со щенком должны принимать участие и другие члены семьи, в том числе и дети, но так же с осторожностью и непродолжительное время, чтобы не переутомить щенка.

Нельзя превращать щенка в живую игрушку, что особенно часто случается наблюдать, когда с ним играют дети. В данном случае неизбежно наступает сильное переутомление и резкое ухудшение аппетита.

Перед началом игры нужно убедиться в отсутствии вокруг опасных предметов, могущих поранить щенка и играющих с ним. В период с 3 до 6 месяцев игры со щенком необходимо проводить ежедневно, постепенно увеличивая продолжительность, интенсивность, с активным использованием различных игрушек. Если есть возможность, замечательно было бы щенку играть с собаками-сверстниками. Это очень полезно как для физического развития щенка, так и для воспитания. Непременное условие — здоровье щенков, приблизительно одинаковый возраст и физическое развитие, постоянное наблюдение за ходом игры со стороны хозяев. После каждой игры щенка необходимо отвести на его место, повторяя команду «Место» для его дальнейшего отдыха.

Вредные привычки

В процессе воспитания щенка необходимо переключать его внимание с нежелательных действий на те, которые устраивают хозяина. Это позволит достаточно мягко воздействовать на щенка и отчасти избежать той ситуации, когда первый жизненный опыт неправильно подкрепляется. Запрещать щенку придется многое, однако нельзя его постоянно наказывать. Грызть что-либо — врожденная потребность щенка. Особенно активно эта потребность проявляется в период роста и смены зубов, когда щенок остается надолго один и ничем не занят. В это время щенок может самозабвенно грызть обувь и мебель.

Что же делать?

Перед тем, как оставить щенка одного, его необходимо хорошо выгулять или поиграть с ним, чтобы малыш устал. Перед уходом оставить большую сахарную кость или «долгоиграющую» игрушку, которой некоторое время щенок будет занят, а затем, утомившись, уснет. Таким образом, он постепенно сможет приучиться к дисциплине и не будет безобразничать в отсутствие хозяина. Можно оставлять щенка в импровизированном загончике, ограничивающем его передвижения по квартире. Приучаем не пугаться Приучать к громким звукам, неизбежным в жизни, необходимо, но только постепенно.

Так, попав на праздник, где много людей, слышны крики, пылают огненные вспышки и грохочут фейерверки, щенок может серьезно испугаться и повредить психику. После таких «уроков» его весьма проблематично будет приучить даже к негромкому хлопку стартового пистолета, в результате чего в дальнейшем такая собака не будет годна для служебного использования. Поэтому лучше постепенно самим приучать малыша не бояться громких и резких звуков. Для этого можно, например, использовать воздушный шарик, который в конце игры надо лопнуть.

Дневник хозяина

Начинающему дрессировщику в его непростой работе поможет своеобразный дневник. Дневник можно вести в произвольной форме. Его данные должны содержать сведения о приросте массы тела щенка, росте в холке, появлении молочных зубов и смене их на постоянные, дату поднятия ушей, наблюдения за возрастными изменениями в поведении, результаты воспитания и начальной дрессировки, оценки и рекомендации специалистов, осматривавших щенка, отметки о выполнении этих рекомендаций, даты ветеринарных осмотров, профилактических обработок против гельминтов и прививок. Записи из дневника можно прочитать в любое время, восстановить в памяти все, что связано с ростом и воспитанием, сравнить показатели при выращивании других щенков. Это позволит анализировать проделанную работу, выявлять и исправлять ошибки, а также планировать на будущее свои действия, обеспечивающие здоровое и правильное развитие щенка.

Интернет пестрит советами по воспитанию собак. И многие владельцы, которым недосуг задумываться о психологии питомца, принимают все за чистую монету и старательно выполняют рекомендации, которые иначе как к «вредным советам» не отнести, ведь последствия зачастую печальны.

Итак, как воспитывать собаку, чтобы разрушить взаимоотношения и привить питомцу отвращение к занятиям с вами? Легко!

  1. Изучайте и применяйте устаревшие теории – например, теорию доминантности! Ну, и что, что ученые уже доказали ее несостоятельность, так как она справедлива лишь для животных, оказавшихся в неестественных условиях с крайне ограниченными ресурсами? А как иначе вы сможете примерить на себя роль надзирателя в тюрьме строгого режима, не выходя из дома?
  2. Кусайте собаку , чтобы донести до нее свою точку зрения, или заваливайте ее на спину! Неважно, что собака не воспринимает вас как другую собаку и что ваше поведение будет выглядеть в ее глазах, мягко говоря, опасно. Пусть будет готова к сюрпризам в любой момент! Правда, для начала очень рекомендую научиться уворачиваться: вдруг собака все же поверит, что вы – другая собака, и решит укусить вас в ответ? А реакция у собак отличная! Зато, если ваше лицо уцелеет, сможете гордиться своей реакцией тоже.
  3. Придерживайтесь правил, которые вам озвучивают «опытные» кинологи, а не тех, какие удобны вам. И пусть ученые доказали, что главное – последовательность, и неважно, кто первым ест или проходит в дверь. Даже если вам хочется, чтобы собака делила с вами диван или удобнее кормить ее до того, как сядете ужинать сами, ни в коем случае этого не делайте! Ведь «опытные кинологи, воспитавшие 28 алабаев для работы на таможне» точно знают, что ваш лабрадор спит и видит, как бы переселить вас на коврик и занять ваше место за обеденным столом!
  4. Отбирайте у собаки миску с едой . Всегда. И обязательно сделайте вид, что начали оттуда есть. Игрушки тоже отбирайте. Неважно, что ваша собака охраняет любимые вещи. Все эти современные методики – полная чушь. Отбирать миску или любимую игрушку – вот лучший способ решения проблемы! У вас ведь есть пара лишних рук? К тому же, сейчас, говорят, делают неплохие протезы…
  5. Если вы собираетесь на прогулку, а собака начала выражать радость, обязательно усадите ее на выдержку – минимум на 15 минут с первого же дня, а лучше на час! И ни шагу за дверь, пока собака не просидит все это время так, будто сдает испытание по ОКД! Возможно, следующая прогулка при таких условиях состоится только через пару месяцев, если состоится вообще – ну и что? Методика маленьких шагов – для слабаков, а вы ведь к ним не относитесь? Вам нужно все и сразу !
  6. Ни в коем случае не позволяйте щенку общаться с сородичами ! Ну и что, что он вырастет трусливо-агрессивным? Зато это будет питомец, которому не нужны другие собаки!
  7. Не играйте с собакой ! Иначе она подумает, что с вами можно дурачиться и допускать вольности. А у вас ведь тюрьма строгого режима, помните?
  8. Если собака сделала что-то не так – дергайте за поводок ! Причем как можно сильнее! Собака выдержит, она же собака. Ну, и что, что от этого она станет нервной и агрессивной и/или повредит трахею? Зато вы докажете, что вы вожак и шутить в вашем обществе не стоит! Ах, да, чуть не забыла. Вам уже говорили, что лучшая амуниция – это «строгач» или удавка? И вы уже купили электрошоковый ошейник?
  9. Еще один способ доказать, что вы – «альфа-особь» - не пускать питомца на место . Пусть всякие гуманисты хоть обдоказываются, что место собаки – ее убежище, где она должна чувствовать себя комфортно и в безопасности. Для вас авторитет – «опытный кинолог, воспитавший 28 алабаев»! А собака пусть помучается, ей полезно лишний раз осознать свое положение.
  10. Дайте собаке в качестве игрушки старый телефонный справочник или журнал . Но потом обязательно наказывайте ее, если она будет рвать нужные книги и журналы! В конце концов, пусть учится читать и отличать полезное от ненужного!



Щенок – всеобщий любимец в доме, поэтому все присутствующие хотят приласкать, погладить его или угостить. Такое обращение со временем может привести к некоторой избалованности и непослушанию маленькой собаки. Поэтому, чтобы сделать ее послушной и воспитанной, хозяевам самим стоит выучить важные правила обращения с четвероногим домочадцем.

Владельцам щенка обязательно нужно учесть, что это животное – стайное, а в каждом таком обществе есть вожак. Поэтому с маленького возраста владельцу нужно показать, что руководитель – именно он. Если за песиком чрезмерно ухаживать, выполняя все требования, он перестанет слушаться. Предводитель должен быть не только строгим, но и любящим. Поняв это, малыш научиться выполнять требования человека. К воспитанию следует приступать как можно раньше.

С чего начать?

Начинать воспитание собаки нужно с ограждения его от нежелательных контактов с посторонними людьми. Они не знают, как правильно воспитать щенка, и могут неосознанно причинить ему вред. А, защитив его, получится достигнуть сразу две цели: проконтролировать количество «баловства» и отучить его доверять всем подряд, ведь собака должна слушаться только владельцев.

Еще одним важным фактором успеха является обеспечение питомца всеми необходимыми атрибутами:

  • собственным местом,
  • достаточным питанием по режиму,
  • прогулками и играми.

Довольный пес, чувствующий, что его любят, будет спокойным и сможет легко понять, чего от него хочет хозяин. Регулярность в активном проведении времени, кормлении и отдыхе сделает его уверенным и предотвратит попытки скулить, выпрашивая еду или игры.

Дрессура

Зная, как воспитывать щенка, владелец должен применять несколько правил, которые дадут псу понять, кто главный:

  • Человек всегда должен первым съесть пищу. Так, согласно иерархии стаи, поступают вожаки. Питаясь после хозяина, животное настроится на подчинение во всем остальном.
  • Если нужно миновать узкий проход, лидер всегда пройдет первым. Нельзя позволять собаке походить в двери прежде «начальника», толкая его, проскакивая мимо или путая в поводке.
  • Когда владелец играет с питомцем, то должен выигрывать всегда. Даже если он устал, не желает или не может перетягивать косточку или догонять, то должен использовать команды «К ноге!» или «Апорт!» («Отдай!»), таким способом успокоив собаку.
  • Нужно приучить ее всегда выполнять команды с первого раза.

Как правильно воздействовать на щенка?

Лучший способ – система запретов и поощрений. Как только малыш правильно выполнил какое-нибудь действие, ему полагается лакомство, а если он упрямится и проявляет враждебность, то должен быть наказан. Не нужно бить собаку или лишать ее питания, это вызовет в ней только враждебность и истерию. Действенным способом станет суровый выговор или несильный шлепок. Поощрение не должно быть большим – это не кормление, а подарок.

Прежде чем принимать карательные меры, нужно выяснить, в чем причина такого поведения. Если питомец скулит по ночам, грызет ботинки, а в отсутствие людей ведет себя шумно, то наказание здесь не поможет. А вот специальная игрушка, которую можно кусать, валять по полу и всячески уничтожать, будет как раз кстати. Искусственная косточка или мячик займут пса, пока некому играть с ним, а заодно и помогут отточить растущие зубки.

Нельзя наказывать малыша за кучки или лужицы на полу. Повзрослев, он, в процессе регулярных прогулок сам начнет терпеть до тех пор, пока не выйдет на улицу. А с маленькими породами собак еще проще – их за короткое время можно приучить к лотку в доме, показав несколько раз, как правильно поступать. Заметив, что щенок начинает беспокоиться, искать место и «пристраиваться», нужно быстро отвести его к приготовленному «туалету» и посадить туда, а если он сделал все правильно – поощрить небольшим кусочком вкусного продукта.

Точно также прививается навык общения с другими домашними животными. Нельзя поощрять собаку нападать на других обитателей, даже шутя. Она воспримет всерьез команду и постарается уничтожить «противника» — если не сейчас, то позже.

Как обращаться с совсем маленьким животным?

Воспитывая щенка, нужно придерживаться тех же принципов, которые применяются в обращении с ребенком. В совсем маленьком возрасте (1-3 месяца) с ним очень важно установить теплые, близкие отношения – часто гладить, называть по имени и даже разговаривать с ним. С помощью игры песик сможет быстро выучить команды, только нужно заниматься этим часто и регулярно. Чем раньше началось воспитание любимца, тем легче будет проходить этот процесс.

Как только малыш окрепнет, его уже можно начать обучать несложным приказам. Хорошо, если заниматься этим делом будет один и тот же человек – так животному будет легче настроиться, и любая команда будет освоена очень быстро. Эти навыки сильно облегчат жизнь и хозяину, и самому щенку. Чуть ли не с первого дня ему нужно дать понять, как ходить в туалет, вести себя дома, на улице, с близкими или незнакомыми людьми и с другими домашними животными.

Малыш сейчас очень боится оставаться один, поэтому может причинять неудобства и хозяевам, и соседям – скулить или наносить ущерб предметам и самому себе. Для предотвращения трагедии необходимо убрать повыше все опасные вещи – иглы, едкие химические вещества или электропровода. На полу должны остаться только его многочисленные игрушки, с которыми он может сделать все что угодно.


Наконец-то вы приобрели свою мечту, теперь — вы ее хозяин. Конечно же, щенку подготовлено место, его ждут все домочадцы, и это — желанный член семьи.

Но эмоции улягутся, а будни, хоть и более яркие и насыщенные теперь, потребуют задуматься не только о своевременном и сбалансированном питании, регулярных марафонах с поводком в руке и прививках, но и о воспитании.

Часто понятия "дрессировка" и "воспитание щенка" путают. И это немудрено. Эти понятия взаимовытекающие и схожи в одном: собака должна уяснить в процессе, что такое "можно и "нельзя". А достигается все это путем многократных повторений с применением наказаний (необязательно, кстати, физических) и лакомства (а порой и просто голосового поощрения).

К профессиональной дрессировке большинство кинологов рекомендует приступать уже после полугода, а к ЗКС (назовем это охраной) не ранее года.

Профессиональная дрессировка состоит из серии курсов, начало начал которых — послушание (курс послушания, УГС, ГС). Это сравнимо с изучением алфавита. Здесь собака осваивает самые основные команды: "место", "нельзя", "ко мне", "дай", рядом" и пр. Причем обучаются одновременно и собака, и проводник (речь о навыках овладения жестами и голосом).

И только после успешного прохождения этого курса можно приступать к следующему шагу. Здесь уже учитывается специфика (так называемый профиль): охотничьи собаки проходят, например, так называемую натаску, служебные — караульную службу. Все зависит от предназначения собаки.

А вот воспитание щенка начинается уже с момента его появления в вашем доме. Именно с момента, а никак ни с трех, четырех или даже шести месяцев.

Воспитание щенка — понятие комплексное. Сюда можно вполне включить и привыкание к интонации вашего голоса, и первые "нельзя", сказанные вами машинально, интуитивно. Почувствовав разницу между ласковым и недовольным голосом, малыш уже старается угодить, виляя хвостом и преданно заглядывая в глаза. Именно на этом, кстати, основана вся дрессировка: собака, работающая "из-под палки", под давлением страха, не очень надежна и способна в любой момент ослушаться и даже убежать.

Поэтому воспитание щенка всегда должно основываться на эмоциях положительных, к тому же подкрепленных лакомством. Не забывайте: это — ребенок!

Домашнее воспитание обычно начинается с команд "место" и "ко мне". В дальнейшем эти команды шлифуются на специальных курсах, на начальном же этапе при подзыве малышу показывают миску с пищей (или просто вкусный кусочек) и ласково повторяют: "Ко мне!"

С командой "место" требуется настойчивость: отнеся щенка на его коврик, положите его и, поглаживая, повторяйте: "Место!" Малыш обязательно попытается встать. Удержите его, повторив команду, и снова погладьте.

Наказания собаки нежелательны, особенно в щенячьем возрасте. Пользуйтесь голосом, оттенки интонации которого ваш воспитанник тонко улавливает, и, конечно же, "вкусняшками": кусочками печенья - за правильное действие. Только не переусердствуйте: кусочки должны быть маленькими. Ваша задача — заинтересовать, а не накормить.

Воспитание щенка включает еще и приучение к туалету, и спокойное отношение к поводку с намордником, и адекватность по отношению к окружающим. Это — второй шаг, следующий за освоением первых команд.

Приучение к ошейнику начинается с выбора самого ошейника. Пока малыш еще неуклюжий и буквально чувствует каждый грамм, остановитесь на выборе самых легких, нейлоновых ошейников. Это касается и поводков. Собачья амуниция на первых порах не должна доставлять щенку дискомфорт.

Первое время ошейник одевается на несколько минут. Потом — на час, на два. Поводок берите только на прогулки, — щенок должен радоваться появлению поводка в ваших руках, связывая его с приятными эмоциями, в конкретном случае — с долгожданной прогулкой. Здесь тоже неприемлемо насилие: не хочет щенок идти на поводке — отвлеките его, поиграйте, погладьте.

К туалету малыша легко приучить только при постоянном наблюдении: проснулся — выносим на прогулку, покушал — снова выносим на прогулку. "погулял" дома — ругаем, на улице — обязательно хвалим.

Здесь неважна порода, здесь важен режим и отношение. Воспитание щенка лабрадора, например, в этом плане не отличается от воспитания щенка другой породы. Главное — постоянство. Если сегодня вы взяли щенка в теплую постель, то не ругайте его, когда он решит самостоятельно запрыгнуть под ваше же одеяло. Табу всегда должно оставаться табу, а разрешенное однажды — разрешенным всегда, причем соблюдение правил касается всех ваших домашних. Если вы считаете, что собака должна спать лишь на своем месте, то остальные не должны позволять ей спать в кровати.

Иногда неопытные владельцы услышав, что дрессировку начинают в полгода, считают, что и начинается именно в полгода. Такая позиция в корне неправильная. Вседозволенность в первые месяцы исправляется потом тяжелой работой, при этом зачастую травмируется психика и хозяина, и самой собаки. Воспитание как и ротвейлера, добермана и прочих служебных собак, тоже начинают с появления малыша в доме. А вот когда он окрепнет, можно начать уже и профессиональную дрессировку. Кто знает, может сегодняшний малыш станет через год-два чемпионом, завоевав на испытаниях или соревнованиях?

Уважаемая редакция! Мечтаю завести породистую собаку. Но как правильно воспитывать ее, не знаю. Опубликуйте, пожалуйста, основные команды, которым нужно обучить щенка.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Отработка команды "Ко мне!"

Отработка команды "Сидеть!".

Отработка команды "Лежать!".

А. Никонов (г. Казань).

Многие люди, заводя породистую собаку, уверены, что к ее родословной "прилагается" и послушное поведение и что в любой ситуации четвероногий друг будет вести себя "умно". Между тем воспитанием собаки нужно заниматься ничуть не меньше, чем воспитанием ребенка.

Как стайное животное (а стаи без вожака не бывает), собака стремится настоять на своем. Обычно такое поведение больше свойственно кобелям. Уступчивость, мягкость владельца пес истолковывает как слабость и постепенно занимает главенствующее положение в семье. Чтобы такого не случилось, станьте с самых первых дней авторитетом для своего питомца (даже если это крохотный тойтерьер). Он должен слушаться вас, но не бояться.

Между средними задатками собаки и идеалом существует определенная дистанция, преодолеть которую можно только с помощью дрессировки.

Начните с того, что дайте щенку кличку и выделите ему постоянное место в квартире, иначе он всегда будет устраиваться там, где не положено. Чтобы приучить собаку к месту, нужно неоднократно отвести ее туда и повторить команду "Место!". На улице эта команда означает, что собака должна оставаться на определенном месте даже в отсутствие хозяина.

Истинный контакт между человеком и животным основан на тонких психологических моментах, на разумном сочетании власти и доброты. Если четвероногий друг напроказничал, провинился, разговаривайте с ним лаконично и строго.

Хорошее поведение поощряйте ласковыми словами. Ключевые понятия при поощрении или наказании всегда должны быть одни и те же.

Никогда не натравливайте щенка на других собак и тем более на людей. Не злите его во время игры или в процессе еды, этим вы провоцируете агрессивное поведение питомца.

Научите щенка выполнять команды: "Рядом!", "Сидеть!", "Лежать!", "Стоять!", "Ко мне!", "Гуляй", "Апорт!", "Дай!", "Фу!". Коррекция поведения взрослого животного значительно затруднена, но возможна.

Ходить рядом приучайте собаку при помощи короткого поводка. Если она идет быстро или отстает, сдерживайте или одергивайте ее поводком, одновременно давая команду "Рядом!".

Собака должна идти на поводке так, чтобы ее грудь была на одной линии с ногами владельца.

Чтобы приучить собаку сидеть, потяните поводок назад и вверх, одновременно нажав рукой на круп собаки, дайте команду "Сидеть!".

Отработка команды "Лежать!": потяните поводок к земле, нажмите на холку сидящей собаки и дайте команду "Лежать!".

Отработка команды "Стоять!": подставьте свою руку под живот сидящей собаки, приподнимите собаку, повторяя при этом команду "Стоять!".

Обучая команде "Ко мне!", возьмите в правую руку лакомство (кусочек сухарика или колбаски), покажите его собаке, а затем переложите за спиной в левую руку. Собака, следуя за лакомством, обойдет вас сзади и окажется у левой ноги. Дайте ей команду "Сидеть!", за выполнение поощрите лакомством.

Каждый раз, когда собака вам нужна, окликайте ее по кличке и произносите команду "Ко мне!". Подбежит - приласкайте. Важно, чтобы команда "Ко мне!" не ассоциировалась у собаки с окончанием прогулки, а вызывала лишь приятные ощущения. Запрещается наказывать подошедшую к вам по команде собаку, даже если она в чем-то провинилась. Иначе в следующий раз, услышав "Ко мне!", она будет убегать от вас.

Команда "Апорт!" означает подачу собакой брошенного хозяином предмета. Ее обычно сопровождают направляющим движением руки в сторону брошенного предмета. Принеся его в зубах, собака должна обежать вас сзади и сесть с левой стороны.

Чтобы получить апортируемый предмет, нужно отработать команду "Дай!". Сопровождайте ее протягиванием руки ладонью вверх к морде собаки.

Любое нежелательное действие своего питомца прерывайте командой "Фу!".

После выполнения собакой того или иного приказа обязательно похвалите ее, погладьте и дайте лакомство.

Домашние собаки нуждаются в общении с людьми. Изолированность они воспринимают как наказание и тоскуют. Обычно, чтобы скоротать день до прихода хозяина, одни собаки от скуки воют и лают, другие грызут двери и мебель, третьи жуют оставленные без присмотра обувь и одежду. Вечерние взбучки и тыканье носом в сотворенное безобразие не помогают.

Условия для неадекватного поведения домашних питомцев люди создали сами, лишив собак их исторической законной "работы". Вот что писал по этому поводу французский журнал для собаководов "Vos Chiens": "Утрачивая присущую ей издревле роль, собака тем не менее сохраняет в первозданном виде все свои инстинкты, и те, естественно, стремятся непременно вырваться наружу через первую попавшуюся отдушину… Поэтому совершенно неверно полагать, будто бы собачье счастье - это сладкое ничегонеделание. Точно так же, как и человек, она страдает, когда вынуждена "сидеть" без работы, и жизнь теряет для нее всякий смысл".

Но выход из создавшегося положения все же есть. Организуйте собачий досуг так, чтобы животному не хотелось бедокурить. Во время утренней прогулки постарайтесь как следует утомить собаку. Играйте с ней, бросайте ей мячики и палочки. Дома покормите. Нагулявшийся и сытый питомец будет вести себя в одиночестве спокойно.

Одинокое существование вашему любимцу помогут скрасить игрушки и негромкая музыка по радио.

Собачьи игрушки рассчитаны на то, чтобы собака их грызла или гоняла из угла в угол. Они бывают из пищевой пластмассы, покрытой пищевыми красителями, и из натуральных жил. Особой популярностью у собак пользуются мячики и искусственные кости. Существуют также специальные витаминные косточки. Такими игрушками собака занимается целый день.

Если вы пошли со своим питомцем в лес и он, оказавшись на свободе, не подходит к вам по команде, не бегайте за ним с громкими криками, провоцируя игру. Когда вернется, ни в коем случае не наказывай те, напротив - приласкайте и дайте лакомство.

Никогда не используйте поводок для наказания собаки, а также не разрешайте ей играть с ним.

Кормить собаку полагается в одно и то же время, на одном и том же месте и из одной и той же миски. Рационы кормов имеются в зоомагазинах.

Не допускайте, чтобы пес настойчиво попрошайничал со стола. Просто выведите его из кухни и отведите на место.

Приучите собаку со щенячьего возраста спокойно сидеть, когда расчесываете ее или проводите профилактический осмотр. Тогда и на приеме у врача она будет вести себя спокойно. За примерное поведение награждайте питомца лакомством.

Не жалея времени и сил на воспитание щенка, вы вырастите из него надежного и верного друга. Воспитанная собака - комплимент хозяину. От нее не пострадает ни владелец, ни окружающие.

И напоследок. Выбирая себе домашнего питомца, мы выбираем ему судьбу - счастливую или несчастную. Смысл союза человека и животного - в их гармонии. Животное должно быть уверено в своем хозяине. А человек должен отвечать за того, кого приручил. Старейшее в мире объединение собаководов - английский Кеннел-клуб - поступает очень мудро, предлагая всем, кто решил завести собаку, ответить на специальную анкету. Вот несколько вопросов из этой анкеты. Есть ли у вас дома кто-нибудь, кто может приглядывать за собакой? Позволяют ли размеры вашего жилища содержать собаку? Готовы ли вы гулять с собакой продолжительное время? По карману ли вам возможные расходы на ветеринара? Отдаете ли вы себе отчет в том, что собаки, как и люди, стареют и могут потребовать специальных расходов?

Хочется верить, что когда-нибудь и мы научимся так же ответственно решать судьбу братьев наших меньших. И на наших улицах не будет брошенных и обездоленных животных.

ЛИТЕРАТУРА

Вулхард Д., Бартлетт М. Что должны знать все хорошие собаки (дрессировка через понимание) / Пер. с англ. - М.: ОКО, 1996.

Мазовер А. Щенок. Выбор. Уход. Воспитание. Обучение. - 1968, №№ 2, 5, 9; 1969, № 1.

Мазовер А. Дрессировка служебных собак. - 1971, № 5.