Домой / Карандаш / Сказка про грязные руки. Лимончик и Микроб, или зачем мыть руки

Сказка про грязные руки. Лимончик и Микроб, или зачем мыть руки

Сказка "Случай с Митей"

Боднар Светлана Викторовна, воспитатель ГДОУ гимназия №1551, г. Москвы.
Назначение: сказка для детей дошкольного возраста о гигиене.
Цель: воспитание культурно-гигиенических навыков.
Задачи:
1 Формировать понятие о необходимости самостоятельно мыть руки перед едой, по мере загрязнения.
2 Научит детей правильно мыть руки: пользоваться мылом, насухо вытирать, использовать личное полотенце.

Эта история произошла в небольшом городке, с названием Солнечный. Но эта поучительная история могла произойти и в вашем городе. И возможно, что вы знакомы с мальчиком - грязнулей, который очень похож на нашего Митю.
Жили-были брат и сестра: Лиза и Митя. Лиза была старшая сестра и уже даже ходила в школу, так что ей очень часто приходилось смотреть за братом, всему его учить, потому что он был ещё маленький и очень не послушный.
Наступили тёплые летние дни и Лиза с Митей, как обычно поехали на дачу к бабушке Марии Ивановне. Ребятам очень хорошо жилось у бабушки, они помогали ухаживать ей за садом и огородом, научились поливать грядки, подметать дорожки.
И вот однажды тёплым солнечным днём, когда стояла ясная погода, и бескрайнее синее небо простиралось над головой. Трава была усеяна цветочными огоньками летних цветов – маков, колокольчиков, клевера, ромашки, ноготков. А над ними порхали бабочки и жужжали всякие букашки. В саду у бабушки поспели вишни, большие красные ягоды клубники клонились низко к земле. Цепкие колючие ветви малины были сплошь усеяны сладкими алыми ягодами.
В этот день и приключилась эта история. Утром бабушка, как обычно отправила Лизу и Митю умываться и мыть руки перед завтраком. Но Митя не любил мыть руки, и поэтому говорил что мыл, а на самом деле только размазывал грязь на руках. . Лиза это заметила.
- Митя, если ты не будешь мыть руки, микробы могут на тебя напасть и утащить в королевство Грязи! – пугала Лиза Митю.
- Я никого не боюсь! Я ничего не боюсь! – кричал Митя.
Да к тому же у Мити была скверная привычка: задумавшись, он тащил в рот самые несъедобные вещи – то сосал палку, то грыз кончик карандаша, то облизывал любимую игрушку.
- Давайте испечём малиновый пирог – предложила бабушка.
- Давай! – радостно согласились ребята.
Ягоды они собирали очень аккуратно, ни одной не помяли, не раздавили. Только вот Митя не удержался: когда бабушка и Лиза отворачивались, он быстро клал ягоды
корзину, а в рот. Да к тому же собирая ягоды Митя нашёл маленький кругляшёк, как гладкий камешек, но с интересным завитком. Повертел он его в руках, пощупал, а
потом сунул в рот. И сразу почувствовал, как что-то тихонько щекочет его язык. Он выплюнул кругляшёк и с ужасом увидел, что из завитка высунулись маленькие шевелящиеся рожки. Это была улитка!
Как обычно, не помыв руки, Митя пообедал и пошёл играть в свои любимые игрушки, а Лиза и бабушка ушли печь пирог. И вдруг Митя почувствовал себя плохо, у него заболел живот. Он сел на свой любимый диванчик и почувствовал, что голова стала тяжелой, а тело легким невесомым. Все закружилось, завертелось. Митя закрыл глаза и уснул. Рядом что-то шуршало и повизгивало. Митя с опаской открыл глаза. Рядом никого не было, но ощущение чьего-то присутствия не пропадало.
- Показалось, - подумал мальчик и встряхнул головой. От страха пересохло в горле, захотелось пить.
Мальчик на негнущихся ногах поплелся к холодильнику. В зеркальном отражении дверцы на Митю смотрело лохматое грязное чудище. Митя не поверил своим глазам. От страха по спине пробежала легкая дрожь.
-Это не может быть мое отражение! Это не я! Ужас сковал мальчика, по черному лицу потекли слезы,оставляя светлые следы-дорожки.
-Хи-хи-хи! – раздался шипящий смешок из-за холодильника.
- Кто здесь? – испугался Митя и стал озираться по сторонам. Большими черными глазами на него смотрели и улыбались два противных микроба. Митя вздрогнул и зарыдал во весь голос.
- Успокойся Митя, не плач! Мы твои друзья! Мы пришли за тобой!
-Вы не мои друзья! Вы страшные, грязные, ужасные!
-Ты такой же, как и мы! - протягивая страшные щупальца к Мите, прошипели микробы.
Митя подошёл к зеркалу, глянул на себя и обомлел. Он превратился в страшного микроба.
–Ааааа!- закричал мальчик! Никогда! НЕ ХОЧУ!
-Успокойся. Что случилось?- услышал Митя знакомый нежный голос. Он лежал на своем диване, а рядом сидела Мария Ивановна и Лиза. Микробов в комнате не было. Это был только страшный сон! Мария Ивановна нежно обняла Митю.
-Как ты себя чувствуешь?
Страх прошел, а живот - нет. Резкая боль скрутила Митю.
- Какое огорчение, какое огорчение, - разочарованно протянула Мария Ивановна, - ребёнок заболел!
- Придётся позвать доктора, - вздохнула бабушка.
Вечером пришёл доктор Андрей Петрович, друг Марии Ивановны. Он стал, как всегда, смотреть горло, щупать живот.
- Наклонитесь ко мне, я что-то скажу вам на ушко,- прошептал Митя. И рассказал о своих страхах.
- Ну, ты и выдумщик! – рассмеялся Андрей Петрович. – Можешь мне поверить, что никакой улитки у тебя в животе нет и на микроба ты не похож. А вот глисты у тебя, дружок, завелись…
- Это кто такие? – испуганно спросил Митя.
- Это маленькие червячки, которые живут в кишечнике человека. Принеприятные, скажу я тебе.
- Червяка я в рот не брал! – воскликнул Митя.
- Но руки ведь ты не мыл и всякие грязные вещи в рот берёшь? А на них такие крохотные, невидимые яички этих червяков и микробы. Вот их-то ты и наглотался. Плохо, конечно. Но не расстраивайся. Начнём тебя лечить, и всё будет хорошо. Только ты, пожалуйста, почаще мой руки и не тащи все под ряд в рот. Договорились?
- А я научу Митю правильно мыть руки! – сказала Лиза.
Митя побежал к умывальнику и стал крутить краны.
- Не спеши, - сказала Лиза. – Посмотри - как, делаю я.
Лиза расстегнула пуговицы на манжетах и аккуратно завернула рукава выше локтей. Митя сделал тоже самое. Правда, немного повозился с пуговицами и, чтобы не отстать, быстро схватился за мыло.
- Митя, - сказала Лиза. – В сухие руки мыло не берут. Надо намочить их сначала. А струйку ты делай не очень тоненькую, а то воды будет мало, и не очень толстую, а то забрызгаешься. Понял? Митя кивнул головой.
Когда пены получилось много, Митя положил мыло в мыльницу и сунул руки под кран.
- А помыть забыл! – засмеялась Лиза.
И показала, как моют намыленные руки.
- Надо, чтобы они перекатывались друг по дружке, как санки на снежной горке: то правая съезжает с левой, то левая с правой. А потом надо сложить ладошку к ладошке и потереть. После этого ополоснуть, отряхнуть и вытирать.
- Нужно взять своё полотенце – сказала Лиза. – И не комкать в руках, как это делаешь ты, иначе оно сделается мятым, некрасивым, а руки останутся мокрыми.
- Бери расправленное полотенце в одну руку и вытирай другую, каждый пальчик отдельно. По всем десяти пальчикам прошлось полотенце!
Вот так Митя научился мыть руки, и больше никогда не садился за стол с немытыми руками. И никакие микробы ему были не страшны!
А ты умеешь мыть руки? Обязательно научись!

Грязнулю заметить можно сразу. А в нашей сказке о том, что одно весёлое существо – грязнуля, выяснили случайным образом. А разве так бывает?

Сказка «Кот-грязнуля»

Жил-был котёнок. Совершенно необычный котёнок белого цвета. Только о том, что он белый, никто и не догадывался. А всё почему? Потому что мыться он не любил. Играет, например, котёнок во дворе в футбол. Ему кричат:

— Черныш, кидай мяч!

А он и рад кинуть. Только вот зовут котенка вовсе не Черныш, а Веня. А почему его называют «Чернышом»? Да потому что он какой-то чернявый, то ли от природы, то ли от грязи.

А котёнок на Черныша откликался. Он и сам прекрасно видел, что у него шкура то ли черная, то ли вообще серо-буро-малиновая.

Но вот однажды случилось следующее. Черныш побежал за мячом, запнулся и угодил в корыто с водой. Корыто наклонилось, и кусочек мыла с борта тоже упал в воду. Котёнок барахтался в мыльной воде. Тем временем щенок Гав вернул мяч в игру. Увлекшись игрой, про Черныша все забыли.

Наконец Черныш выбрался из корыта и предстал во всей своей красе.

— Ты кто? – спросили игроки белоснежного зверя.

— Я – Черныш, — ответил он.

— Не морочь нам голову, Черныш тёмный, а ты белый.

Черныш расстроился.

— Я просто не люблю мыться, — признался котёнок.

— Что ты раньше нам об этом не сказал? Мы бы с тобой и играть не стали. Нам грязнули не нравятся.

— Я больше не буду, — пробурчал Черныш. – Впредь буду мыться после каждого матча… И вообще просто буду мыться.

— Вот это другое дело, — сказали игроки.

Матч продолжался в прежнем темпе…

Вопросы и задания к сказке

Какие два имени были у котенка?

Каким образом выяснилось, что Черныш белого цвета?

Почему игроки не узнали Черныша?

Какое обещание дал Черныш?

Какие пословицы подходят к сказке?

Чистоте и красное солнышко радо.
Высшая гордость – это гордость за самого себя.

Главный смысл сказки заключается в том, что если ты не умеешь представить себя в лучшем виде, то люди не смогут увидеть в тебе то истинное, что в тебе есть. Себя надо уметь предъявить. Иногда показать, что ты – белый. Может, и не пушистый, а, например, ершистый, но знаешь себе цену.

Сказка про Витю-грязнулю

В одном городе, в высоком красивом доме жил да был мальчик Витя. Он был почти совсем взрослый и ходил в детский сад. Витя уже умел считать до пяти и знал букву «А». В общем, очень хороший и умный мальчик. Он всегда слушался маму, убирал игрушки на место, хорошо кушал и не залезал в лужи, чтобы не промочить ножки и не простудиться. И только одно важное дело было Вите не по душе – не любил он умываться.

Как только утром мама его будила, он закрывался в ванной, включал воду и сидел на бортике. Потом выходил и радостно говорил:

Я умылся и почистил зубки!

Витины руки становились все грязнее, а лицо все более чумазым. Однажды он как обычно закрылся в ванной и повернул краники, но вода почему-то не пошла. Витя очень удивился и постучал по крану.

Эй, - раздалось вдруг оттуда. – Чего гремишь, не видишь – я застрял. Погоди, сейчас вылезу.

Витя ужасно удивился и заглянул в дырочку. Но там было темно, и он ничего не увидел.

Ты кто? – осторожно спросил Витя.

Но в кране что-то шуршало, бормотало и шкрябало. Никто ему не ответил. Наконец, показались крохотные черные ботиночки.

Ой, - наклонился Витя поближе, чтобы разглядеть это чудо. – Ты что, гном?

Из крана уже торчали две крохотные ножки, потом появилась курточка, а потом что-то спрыгнуло на дно раковины.

Привет! – пискнуло это что-то. – Я не гном. Я – Немытик.

Кто? – удивился Витя.

Ты что, глухой? Я Немытик! Меня так зовут. Мы с тобой братья.

Да? – с сомнением протянул Витя, разглядывая черного человечка. – Но мы же совсем непохожи.

Как это «непохожи»! – воскликнул Немытик. – Ты в зеркало посмотри!

Витя глянул в зеркало и едва не закричал от страха. На него смотрел мальчик с черным лицом и черными зубами. Он посмотрел на свои руки: они тоже были абсолютно черными.

Что со мной случилось? – дрожащим голосом спросил Витя.

Да ничего особенного. Ты же не мылся и не чистил зубы, как и я, вот и почернел! – весело ответил человечек. – Ну-ка, вынь меня отсюда! Мы теперь должны друг другу помогать, потому что никто не любит таких грязных, и никто не хочет с нами дружить.

Не правда! – ответил Витя. – Меня мама любит. А в садике у меня много друзей.

Он выскочил из ванной и прибежал на кухню.

Ой, - испугалась мама. – Кто это?

Это я, Витя!

У многих людей Антуан де Сент Экзюпери ассоциируется с "Маленьким Принцем". Практически нет таких людей, которые не читали бы это произведение. Но большая часть читавших, считает "Принца", не более чем детской сказкой про мальчика, который просит нарисовать барашка, и историей с забавными рисунками "удава, проглотившего слона". Рассказанная Экзюпери история про маленького мальчика, прилетевшего с планеты "размером с дом", и взрослого, застрявшего в Сахаре "на тысячи миль от человеческого жилья", куда более глубокая, сложная и многогранная, чем может показаться вначале.
Личность Маленького принца загадочна. Маленький - потому что он воспринимает мир так, как воспринимают его дети. Ему часто бывает одиноко. У него нет никого, кроме капризной Розы и Лиса, которого он приручил. Этот сказочный мальчик – образ чистой души. Но, несмотря на это, он так и не был понят взрослыми. Жизнь быстротечна, а взрослые слишком заняты. Уход Маленького принца воспринимается болезненно, но он неизбежен. Принц слишком хрупок для нашего мира, к тому же он нужен Розе. "Ведь мы в ответе за тех, кого приручили".
На мой взгляд "Маленький принц" - достаточно уникальная книга, которую можно читать и ребенку, и уже взрослому человеку. Каждый откроет в ней для себя что-то новое. Детям книга поможет объяснить такие понятия, как любовь, забота о близких, дружба и ответственность. Взрослым же книга напомнит о детстве. По мнению автора, ребенок есть в каждом взрослом. Но многие из них скрывают это, чтобы не показаться смешными.
Написав эту трогательную, почти детскую сказку, Экзюпери пытался напомнить взрослым о тех простых истинах, которые они забыли, и о том, как важно остаться ребенком в душе – суметь разглядеть в нарисованном ящике барашка и понимать, что счастье, которое все ищут, совсем рядом.

Будьте добры, вставьте знаки препинания правильно в сказку:

Жил был на свете царь, и было у царя три сына. Младший,средний и старший.Старший был умнее всех в царстве, средний был самый красивый, а младший был простым мальчиком.Он был не таким как все, странным, и звали его Иван дурак.Как- то раз царь узнал, что в лесу есть волшебная яблоня и на ней растут "яблоки молодости". Он приказал своим сыновьям найти эту яблоню и принести с нее несколько яблок.Стали собиратся сыновья. Пошли в лес искать яблоню.Старший брат пошел через реку, по мосту, мост обвалился и он утонул.Средний брат шел через лес, ему встретился волк и разадрал его. Младший брат просто шел по дороге,и шел,и ему встретился странный дом.Он зашел в него, и увидел страшную спящую женщину. Он подошел к ней, посмотрел на нее,и испугался,это же баба Яга. Она проснулась и спросила что ты тут делаешь Он рассказал ей историю про яблоню и как царь прикожал ему и братьям найти яблоню. Она сказала я помогу тебе если ты поможешь мне. И сказала если ты найдешь в лесу волшебний гриб то я дам тебе такую вещь катораяприведет тебя к яблони. И отправился он искать гриб шел шел и навстречу ему выскочил волк и начал рычать и сказал я тебя сем человек но он не испугался, а удивился говорящиму волку.Ты не знаешь где тут можно найти волшебный гриб? Сказал Иван.Ты не боишся меня?Сказал волк.И Иван ответил нет я тебя н боюсь.Я знаю где можно найти гриб.Но скажу только если ты будешь со мной дружить!Я буду дружить. сказал ИванИ пошли они искать гриб и нашли. потом отнесли бабе яги она дола им клубок который катился по дороге к яблоне они нашли яблоню Иван сорвал яблок и отнес их царю.он обрадовался и похвалил своего сына.Потом Иван ходил в лес и играл вместе с волком и они дружили.Истали они жить поживать добра наживать.

Жила-была на свете маленькая Чумазка. Кто это такая, спросите вы? Никто не знал, поэтому и звали ее Чумазка. А звали ее так, потому что была она грязной и неопрятной. Одежда запачкана. Волосы лохматые. Руки-ноги все в черных пятнах. А лицо такое грязное, что никто не знал, кто она такая эта Чумазка. То ли девочка, то ли зверушка. И никто не хотел дружить с такой грязнулькой. Почему же она такая чумазая была, спросите вы? И все зверюшки, птички и рыбки ее об этом спрашивали. Но она отвечала, что никакая она не чумазая, а самая красивая на свете девочка.

— Девочка? – удивилось Солнышко. – Да разве девочки такими бывают?

— Бывают, — отвечала Чумазка.

Удивилось Солнышко, испугалось. За тучку спряталось. А потом и говорит:

— Сколько хожу по небу, сколько гляжу на белый свет, а таких девочек я не видало. Девочки – чистенькими да аккуратненькими бывают, на щечках у них румянец играет. Волосы причесаны да бантики завязаны. А ты посмотри на себя. Какая же ты девочка?

— Не знаю, — отвечало Солнышко. — Может ты медвежонок?

— Медвежонок? – обрадовалась Чумазка. — Вот и здорово! Пойду к медведям. Буду с ними дружить.

И пошла она в лес, медведей искать. Долго ходила-бродила. Нашла, наконец, семью медведей и говорит:

— Здравствуйте! Я – медвежонок Чумазка. Давайте с вами дружить.

Посмотрел на нее Медведь-папа, плечами пожал, отвернулся. Посмотрела на нее Медведица-мама, покачала головой и говорит:

— Что-то не похожа ты, Чумазка, на медвежонка. Посмотри на наших медвежат. Шерстка у них гладкая, блестит на солнышке. Глазки сияют умытые. А ты давно умывалась?

— А чего мне умываться? – обиделась Чумазка. – Я и так красивая.

— Так ты и умываться не любишь? — удивилась Медведица-мама. – Тогда ты точно не медвежонок. Мои медвежата очень любят плескаться в речке.

— А кто же я? – спросила Чумазка.

— Не знаю, — пожала плечами Медведица-мама. – Может быть ты ёжик? Вон как волосы торчат в разные стороны, как иголочки у ежа.

— Ёжик! – обрадовалась Чумазка. – Конечно, я ёжик. Пойду, найду ежей. Буду с ними дружить.

Ежей долго искать не пришлось. Чуть вышла она на тропинку, тут и Мама-ёж ей на встречу, а за ней целое семейство маленьких ежат. Увидели ежи Чумазку, зафыркали:

— Уф! Уф! Кто это такой чумазый?

— Это я – ёжик Чумазка.

Выбежал вперед самый маленький ежонок, поводил носом, принюхался. А потом, ка-ак чихнет!

— От тебя пылью пахнет, а мы ежи чистенькие, аккуратненькие. Никакой ты не ёж. Уходи.

— Зачем ты ее обижаешь? Не хорошо. Просто ей умыться надо, — сказала Мама-ежиха.

— Не буду я умываться! – закричала Чумазка.

— Не любишь умываться? – удивилась Мама-ежиха. – Тогда ты точно не ёж.

— А кто же я?

— Может заяц? – пожала плечами Мама-ежиха.

— Ой, как здорово! – обрадовалась Чумазка. – Конечно, я заяц! Побегу к зайцам. Они веселые. Буду с ними дружить.

Только собралась она идти зайцев искать. А они и сами к ней на встречу выскочили. В догонялки играют. Увидела их Чумазка, закричала:

— Эй, зайчики! Примите меня в игру!

Зайцы с перепугу даже носиться перестали, за деревьями попрятались. А потом самый смелый и говорит:

— Ты кто, чудо-юдо чумазое?

— Я – зайка Чумазка.

Засмеялись зайцы, на траву повалились, лапками дрыгают:

— Ха-ха-ха! Ой, уморила!

— И-хи-хи! Ну, насмешила!

— Какая же ты зайка Чумазка?

— А кто я?

— Чудо-юдо чумазое, вот кто ты! – засмеялись зайцы и начали ее дразнить.

— Чудо-юдо! Чудо-юдо!

Разозлилась на них Чумазка и говорит:

— Вот я вам сейчас покажу Чудо-юдо!

Припустилась она за зайцами бежать. А зайцы хитрый народ. Решили они перехитрить Чумазку. Поскакали они к речке. И Чумазка за ними. Бежит она изо всех сил, вот-вот нагонит обидчиков да схватит за хвостики. Выбежали они на бережок реки. Тут зайцы и разбежались в разные стороны. Не удержалась Чумазка, как плюхнется в воду. Пошли тут от нее черные круги по воде. Подбежали тут медвежата с Медведицей. И давай ее мыть, пыль да грязь смывать, коленки да локти мочалкой тереть. Поначалу визжала Чумазка, вырывалась. Да поди, вырвись из лап большой Медведицы. Пока не отмыла, не отпустила. Выскочила Чумазка из речки на бережок и прямо в лапы к Папе-медведю угодила. Укутал он ее в полотенце пушистое. А когда выпустил, звери так и ахнули. Никакая не Чумазка перед ними, а красивая девочка. Глазки блестят, щечки румяные. Вот только волосы в разные стороны торчат. Побежали тут ежата и давай ей своими гребешками волосы расчесывать. А как вычесали, заплела их Мама-ежиха в красивые косички. Прилетели тут птички-невелички. Принесли ленты атласные. Завязали банты красивые. А Лисичка уж и сарафанчик новый несет. Нарядилась девочка в него. Погляделась в отражение. И увидела, какое чудо с ней приключилось! Улыбнулась она. На розовых щечках ямочки появились.

Тут и Солнышко из-за тучки выглянуло. Увидало девочку, обрадовалось.

— Вот так чудо! За грязью-то, оказывается, красивая девочка пряталась! Вот теперь с тобой все захотят дружить!

— Правда? – обрадовалась девочка.

— Конечно, правда, — ответили звери.

— Не забудь только про своих верных друзей.

— Это, каких же? — спросила девочка.

— Воду, мыло и расческу.

— С ними мы теперь друзья — не разлей вода! – ответила девочка.

И с тех пор каждое утро и каждый вечер умывается девочка, чистит зубки и расчесывается гребешком, который подарили ей ежики.