Домой / Карандаш / Современная политика в отношении пожилых людей и. Курсовая работа социальная политика в отношении пожилых людей

Современная политика в отношении пожилых людей и. Курсовая работа социальная политика в отношении пожилых людей

В проекте Концепции обозначены принципы государственной социальной политики в отношении пожилых людей, сформулированные через призму интересов пожилых людей как многочисленной социально-демографической группы населения.

Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям, выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старшего поколения - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения - сохранение и реальная финансовая обоснованность социальных гарантий поддержки граждан старшего поколения и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип соединения правового и этического регулирования соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с пожилыми людьми и использования уникального опыта старшего поколения.

Принцип социальной эффективности - позитивная направленность мер повышения благосостояния и социального благополучия пожилых людей, поддержания их социального статуса на высоком уровне, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-культурных запросов.

Принцип единства политики в отношении граждан старшего поколения - общность взглядов на социальную защиту пожилых людей, консолидация средств, направляемых на решение первоочередных проблем пожилых людей на всех уровнях управления.

Принцип социального участия - стимулирование деятельности лиц старшего поколения по достижению экономической независимости, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства - взаимодействие государства общества и граждан старшего поколения в осуществлении мероприятий, имеющих целью благосостояние и социальное благополучие пожилых людей, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими пожилым людям защиту, помощь и услуги.

Таким образом, принципы государственной ответственности, равенства всех граждан, преемственности политических мер, единства политики на федеральном и региональном уровне дополнены важными принципами соединения правового и этического регулирования, социальной эффективности, социального участия и социального партнерства.

Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения излагаются в духе признанных мировым сообществом взглядов на роль пожилых людей с применением триединого подхода к разрешению их проблемных вопросов - предоставление защиты, улучшение положения и активизация социального участия. В проекте Концепции основные направления государственной социальной политики и механизм их реализации обозначены таким образом, чтобы соединить полномочия и ответственность органов исполнительной власти, действующих в социальной сфере.

Основополагающей для достижения стратегической цели должна стать работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления пожилым людям широкого спектра социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности. Кроме того, институты и учреждения социального обеспечения, медицинского и социального обслуживания, культуры и другие потребуют усовершенствования с точки зрения соответствия их функций основным аспектам образа жизни пожилых людей - жизнеобеспечение, социализация, социальная коммуникация, рекреация (реабилитация).


Раздел ПМ 1. Применение правовых основ в социальной работе с пожилыми и инвалидами.
Наименование учебной дисциплины ПМ.00. Профессиональные модули, ПМ.01 « Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами»

МДК 01.01. « Социально- правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами»
Тема: Государственная социальная политика РФ в отношении пожилых и инвалидов.

Специальность 040401 « Социальная работа», заочная форма обучения , базовой подготовки
Курс 2 Семестр 3 № лекции 1 Группа 203
Вид занятия - Лекция

Тип занятия – изучение нового материала

Преподаватель: Лоншакова Оксана Николаевна

План лекции

1.Сущность государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов. основные задачи и принципы.

2. Основные задачи и принципы, механизмы реализации государственной социальной политики РФ в отношении пожилых и инвалидов.
Содержание лекции

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей , потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью , способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:


  1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

  2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории , региона проживания и других условий;

  3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

  4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

  5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха ;

  6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;

  7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

  8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

  9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов , удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

  10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;

  11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям

Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении пожилых граждан

Необходимо всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики, относящейся к пожилым людям как к особой социально-демографической группе и учитывающей основные формы их жизнедеятельности. Имеется в виду следующее:

Обеспечение обоснованности принимаемых решений, федеральных и региональных целевых программ, направленных на поддержку граждан старшего поколения.

Осуществление экспертизы законопроектов и проектов нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровне на предмет их возможного воздействия и ожидаемых последствий для жизнедеятельности граждан старшего поколения. Упрочение правового механизма и экономических гарантий предоставления социальных и социально-медицинских услуг, обеспечения медицинской и лекарственной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия граждан старшего поколения. Нормотворческая деятельность по совершенствованию системы правовых гарантий благосостояния граждан старшего поколения, наряду с развитием новых социальных технологий поддержки семьи, в первую очередь многопоколенной. Осуществление переоценки на федеральном и региональном уровне действующего законодательства для незамедлительной ликвидации в нем пробелов, используемых для совершения преступлений в отношении пожилых людей. Ознакомление представителей законодательной и исполнительной власти , пожилых граждан и населения в целом с характерными особенностями противоправных действий, совершаемых в отношении пожилых лиц. Разработка и реализация программ правового просвещения, разъясняющих права граждан старшего поколения на государственную поддержку.

Обеспечение, пожилым людям при наличии соответствующих показаний доступности всех форм медицинской помощи, в том числе амбулаторной, стационарной и скорой медицинской, при условии постоянного контроля ее объема и качества, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Создание в Российской Федерации разветвленной системы геронтологической помощи населению, состоящей из специализированных кабинетов и учреждений и располагающей соответствующим кадровым потенциалом. Формирование системы паллиативной помощи, включая специальные учреждения - хосписы, отделения паллиативной помощи в больницах, кабинеты паллиативной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Совершенствование системы геронтопсихиатрической помощи через развитие сети геронтопсихиатрических кабинетов в структуре амбулаторных учреждений общего профиля, подразделений в психоневрологических диспансерах, геронтологических отделений в психиатрических стационарах, психосоматических геронтологических отделений в стационарах общего профиля, а также структур социально-психологической помощи пожилым людям. Улучшение адресной реабилитационной и физкультурно-оздоровительной работы с пожилыми людьми, направленной на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. Обеспечение доступности для пожилых людей слуховых аппаратов, протезов, очков, индивидуальных средств передвижения и реабилитации, тренажеров для занятий лечебной физкультурой в целях поддержания активности и способности к самообслуживанию.

Последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране. Своевременное осуществление пенсионных выплат. Проведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий. Проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Развитие сети учреждений, оказывающих социальную помощь и предоставляющих социальные услуги пожилым людям в привычной для них обстановке, прежде всего на дому. Последовательная реализация принципа индивидуального подхода , соответствия предоставляемых услуг и материально-бытовых условий потребностям пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Внедрение инновационных моделей социального обслуживания в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания как более эффективных и приближенных к нуждам пожилых людей. Развитие платного социального обслуживания. Осуществление мер по формированию рынка социальных услуг высокого качества. Расширение круга; субъектов, оказывающих помощь пожилым людям на приемлемых для них условиях, посредством привлечения государственных и негосударственных организаций, семей и добровольцев.

Обеспечение разработки и реализация на региональном и муниципальном уровне программ, предусматривающих строительство и реконструкцию обустроенного жилья для многопоколенных семей с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию, в том числе специальных жилых домов для пожилых; граждан и престарелых супружеских пар, с привлечением негосударственных средств.

Создание индустрии геродиетических продуктов, имеющих лечебно-профилактическое значение и оказывающих положительное влияние на стареющий организм. Организация просветительской работы среди населения пожилого возраста о правильных методах питания. Осуществление в рамках программ социально-экономического развития мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей в продовольствии, и улучшение снабжения лиц пожилого возраста продовольствием, в том числе путем оказания содействия пожилым жителям сельской местности в производстве продуктов питания. Поддержка усилий органов местного самоуправления по наблюдению за положением в области питания пожилых людей, в том числе путем проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста для оказания медицинской и социальной помощи.

Разработка мероприятий, направленных на предоставление гражданам старшего поколения возможности для посильной занятости в государственном и негосударственном секторах экономики. Налаживание адресной работы служб занятости по отношению к пожилым людям с учетом состояния рынка труда и индивидуальных ожиданий и возможностей лиц пожилого возраста. Учет интересов и особенностей пожилых трудящихся при определении условий труда, распорядка и организации работы в соглашениях между объединениями работодателей, профсоюзами и органами исполнительной власти всех уровней. Поддержка инициатив пожилых людей в сфере развития малого бизнеса, в том числе семейного предпринимательства, различных форм самозанятости.

Организация работы по поддержанию социально-культурной активности пожилых людей путем укрепления функциональных структур, ориентированных на обеспечение гражданам старшего поколения равных условий и возможностей для полноценной социально-культурной жизни. Разработка и реализация программ по обеспечению деятельности образовательного, просветительского, культурно-развлекательного и информационного характера, адресованных различным группам пожилых людей , с акцентом на преодоление социального отчуждения, освоение требований изменяющегося окружения и взаимодействие с ним. Создание условий для расширения неформальных контактов через организацию различных клубов для пожилых людей, интенсификацию работы служб доверия, развитие сети спортивно-развлекательных центров и туризма пожилых людей.

Осуществление мер, имеющих целью безопасность применения пожилыми людьми лекарственных средств, средств бытовой химии, удобство пожилых людей на улицах и в транспорте. Повышение требовательности к производителям относительно обязательного информирования потребителей пожилого возраста о возможных последствиях использования продукции и; соответствия нормам безопасности продуктов питания, предметов домашнего обихода, приборов и оборудования, применяемых повседневно пожилыми людьми. Предупреждение недобросовестной рекламы и методов сбыта, основанных на эксплуатации проблем пожилых людей и их материальных ресурсов.

Приобщение пожилых людей к средствам массовой коммуникации за счет специальных рубрик в печатных и электронных средствах массовой информации. Привлечение государственных средств массовой информации к реализации программ социализации пожилых людей, широкому распространению позитивного опыта участия пожилых людей в жизни общества, Поддержка общественных объединений и средств массовой информации, внедряющих ознакомительные программы для потребителей пожилого возраста.

Укрепление равноправного партнерства органов исполнительной власти с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Оказание им содействия в осуществлении; стратегически важных направлений деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности. Содействие созданию и поддержка функционирования объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Распространение статистической и иной информации, характеризующей положение граждан старшего поколения. Проведение взаимных консультаций и совместных мероприятий.

Изучение правовых, демографических, социально-экономических геронтологических, гериатрических, педагогических и других аспектов старения населения и проблем граждан старшего поколения. Разработка и реализация научно-исследовательских и учебных программ по изучению специфики образа жизни и положения пожилых людей. Обеспечение координации и устойчивого финансирования научных исследований. Совершенствование системы демографической и социальной статистики, характеризующей процесс старения населения и его влияние на социально-экономическое развитие России. Осуществление мониторинга положения граждан старшего поколения и проведение специальных обследований. Периодическая подготовка государственного доклада о положении граждан старшего поколения в России. Подготовка и переподготовка научных , преподавательских кадров, специалистов широкого профиля по работе с пожилыми людьми, в том числе юристов, демографов, психологов, врачей гериатров, социологов, педагогов, социальных работников и других в целях кадрового обеспечения реализации государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Формирование консолидированных гарантированных источников финансирования мероприятий государственной социальной политики, программ и планов мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности граждан старшего поколения на федеральном и региональном уровне. Дальнейшее усовершенствование порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды пожилых людей. Активное привлечение внебюджетных средств, в том числе средств страховых, благотворительных и частных фондов, для достижения целей государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.

Создание на федеральном и региональном уровне государственно-общественных органов, координирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старшего поколения.

Развитие международного сотрудничества и обмена информацией о практической деятельности в интересах пожилых людей в области прав человека и развития, разработки и реализации политики и программ в интересах пожилых людей, проведения научных исследований по проблемам старения, подготовки медицинских, социальных работников и других специалистов для работы с пожилыми людьми.

Список литературы.


  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Закон РФ “О государственных пенсиях в РФ”

  3. Завьялов Л. Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П. А. Синякин и др., - М.: Юнити, 2009.

  4. Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2009.

  5. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы/ под общ. ред. М. Э. Дмитриева и Д. Я. Травина. – СПб.: Норма, 2009.

  6. Россия в цифрах: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России. 2009.

  7. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2010.

  8. Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования в России. - М: Экономика и право. 2009.

  9. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 2010.

Глава 3.Механизм реализации основных направлений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения 6

Глава 4.Нормативно-правовая база. 10

Глава 5.Социальные проблемы развития пенсионной системы России 14

Глава 6.Реформа пенсионной системы 17

§ 1.Становление системы пенсионного обеспечения в России. 17

§ 2.Предпосылки пенсионной реформы 20

§ 4.Пути проведения пенсионной реформы 32

§ 5.Мировой опыт реформирования пенсионных систем 34

§ 6.Проведение пенсионной реформы 36

§ 7.Прогноз развития пенсионной системы 38

Заключение. 40

Список используемой литературы. 41

Введение.

В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию, как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость. Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и т.п.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить объекты и процессы, виды различной деятельности, непосредственно связанные и касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относящаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском обществе диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.

Социальная помощь - одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.

Целью моей работы является анализ социальной политики в отношении пенсионеров, выделение основных проблем и перспектив развития.

дипломная работа

1.3 Государственная социальная политика в отношении пожилых людей

В настоящее время в нашей стране наблюдается крайне неблагополучная демографическая ситуация. Население России из года в год стареет. Пожилые старше 60 лет являются наиболее быстро растущей группой, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан, мировой же стандарт составляет 7% Алиева З.К. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008 гг.: на материалах республики Дагестан: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - М., 2009. - С. 14. В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть аспекты социальной политики государства в отношении пожилых людей.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Ось-89, 1998. - С. 13

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002. - С. 171

Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения

На различных этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное влияние на государственную власть (№ , с.213). В 1455 году Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи...

Государственная религия и религиозная политика ахеменидов (по античным источникам и древнеперсидским надписям)

То, что древние персы исповедовали зороастризм - довольно известный факт, но принять его и обойти в этой работе нельзя. Стоит сказать, что зороастризм принимает статус государственной религии лишь при Дарии I...

Духовная жизнь в КНР в конце XX-начале XXI вв.

В Конституции КНР предусматривается, что граждане Китайской Народной республики имеют свободу совести : «…Статья 36. Граждане Китайской Народной Республики имеют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы...

История распространения буддизма в России

История формирования буддийской духовной и социальной организации (сангхи) в России (на современных территориях Бурятии, Иркутской и Читинской областей...

Попечение Русской Православной Церкви о пожилых людях

пожилой люди церковный попечение У пожилых людей возникает ряд социальных и духовных проблем, между которыми прослеживается как весьма ощутимая разница, так и своеобразная зависимость...

Проблема классификации ритуального поведения в психологии религии

Наблюдение было и остается одним из важнейших методов исследования, прежде всего религиозного поведения. В психологии религии применяется наблюдение, как индивидов, так и в группе Аникин, Д. А. История религии. Конспект лекций / Д. А. Аникин. - М...

Религиозный даосизм

Появление единой даосской религиозно-философской системы и обрядности позволило провозгласить даосизм государственной религией Китая. Особым покровительством даосизм пользовался в эпоху Тан (618-907 гг.)...

Религия и молодежь

Исследования религиозной ситуации за последнее десятилетие фиксируют динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии, высокий уровень религиозной самоиндентификации...

Социальная концепция русской православной церкви

В августе 2000 г. в Москве состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный 2000-летию Рождества Христова, который, по словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, "имеет особое значение...

Структура и основное содержание Корана

Как и другие религии, в первую очередь христианство, ислам не призывает к активному социальному переустройству. Напротив, он учит смирению и послушанию. Рабы должны повиноваться господам...

Учение Иоанна Кронштадтского о православном служении

Учения Иоанна Кронштадтского о православном служении в вопросе трезвления общества

Иоанн Кронштадтский проходил свой земной путь в эпоху, которая занимает в истории Русской Церкви, да и в гражданской истории России неординарное место. Это было время социально-политических потрясении, с одной стороны...

Христианство в эпоху Сасанидов

Церковь в политической жизни России история и современность

Сегодня краеугольным камнем официальной церковной политики является принцип отделения церкви от государства. В этой связи считается также, что духовенству не должно участвовать в мирских делах...

Основные демографические показатели России Index Population total, mln. 142. 2 Life expectancy (years) Male Female Proportion of population aged 60+ (%) 59. 4 71. 2 20. 4 Pension age (years) Female Male 55 (50) 60 (55)

Основные понятия: l l l Социальная политика- совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям (Е. И. Холостова, 2009) Объект геронтосоциальной политикипожилое население (55 лет и старше) Субъект- государство (государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, негосударственные объединения, профессиональные работники, добровольцы. .)

Международные документы: l l l Всеобщая декларация прав человека, 1948 Европейская социальная хартия, 1961 (1996) Венский План действий по проблемам старения, 1982 (62 рекомендации в 7 приоритетных областях) Принципы ООН в отношении пожилых людей «Сделать полнокровной жизнь людей пожилого возраста» , 1991 (18 принципов в 5 группах- независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство) Мадридский План действий по проблемам старения, 2002

Российские документы: l l l Нормы, закрепляющие права всех граждан, независимо от возраста, но особенно значимые для пожилых людей (Конституция РФ, Семейный Кодекс, «Об основах социального обслуживания населения в РФ» Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, НКО и семьи (Пенсионное законодательство, «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и др.) Нормы, регулирующие положение особых категорий пожилых людей: ветераны, Герои СССР, репрессированные и т. д. ФЦП «Старшее поколение» с 1997 г. Концепция социальной политики в отношении лиц пожилого возраста в РФ до 2015 г.

Факторы, которые должны быть учтены при формировании геронтосоц. политики l l У более, чем 90% российских пенсионеров сохраняется установка на то, что государство должно обеспечивать каждому доход, работу и т. д. В массовом сознании господствует парадигма «доживания» . Около 60% пенсионеров оценивают свое качество жизни как плохое. 68% отвергают прошедшие в стране перемены Социальное и гендерное неравенство сопровождают пожилых людей до глубокой старости. Выход на пенсию однозначно показывает утрату социального статуса, т. е нисходящую социальную мобильность. Ценностные ориентации пожилых людей в последнее время стали изменяться в сторону стремления к самостоятельности и самореализации.

Проблемы реализации геронтосоциальной политики: l l l l l Низкий уровень правовой грамотности граждан старшего поколения. Ограниченность личных средств Отсутствие необходимых социальных притязаний Невозможность использования в современных условиях предыдущего социального опыта и навыков Низкий удельный вес геронтосоциальных, добровольческих, социально-правовых программ Отсутствие социальных институтов и механизмов, позволяющих в пенсионном возрасте иметь дополнительных доход Реализация гос. политики, рассматривающее старшее поколение лишь в качестве объекта соц. работы Слабость геронтологического сегмента третьего сектора России Неразвитость партнерства государственных институтов и гражданского общества, представленного геронтологическими НКО, способных эффективно права и интересы данной соц. группы

Пути решения проблем пожилых граждан посредством социальной политики: l l l повышать уровень знаний пожилых людей в области экономики, политики, права; создать механизмы оперативного регулирования на проблемы пожилых людей; повышать уровень активности и мобильности старшего поколения; организовать специальные программы правового просвещения пожилых граждан; развивать систему геронтологических НКО, так как они являются источником социальных инноваций в области защиты прав пожилых граждан.