Последние статьи
Домой / Перманентный / Что чувствует новорожденный. Ощущения новорожденного ребенка

Что чувствует новорожденный. Ощущения новорожденного ребенка

Появление на свет нового человека – самое большое чудо. Родители готовы до бесконечности рассматривать каждую чёрточку лица своего малыша, радоваться, если он улыбнулся в ответ. Но делает ли это младенец осознанно? Как узнать, что происходит в крошечной головке? Когда ребёнок начинает узнавать маму? Многие родители проводят параллель между данной способностью и зрением. Но ведь возможности познавать мир этим не ограничиваются.

Новорожденный ребенок не сразу узнает свою маму, но очень быстро этому учится.

Научно доказано, что, находясь ещё в животе у мам, дети уже имеют достаточно развитую нервную систему. Они могут слышать, но звуки будут несколько приглушены. Голос мамы плод воспринимает во время её беременности. Поэтому рекомендуется разговаривать с маленьким человеком даже до его рождения. Уже на этом этапе устанавливается эмоциональная связь.

Сначала малыш начинает узнавать маму только по голосу.

Во сколько же месяцев он будет выделять родные интонации из мира чужих звуков? Когда ребенок узнает маму по голосу? Зависит от индивидуального развития. Чаще всего — в три месяца. Но могут быть и отклонения от нормы.

Если ребёнок плохо реагирует на звуки, после трёх месяцев не поворачивает головку, когда его зовёт мама – необходимо проконсультироваться с врачом. Возможно, причиной является нарушение слуха.

Как вкусно и приятно

В первые минуты жизни, когда младенец прикасается к маме, добавляются новые ощущения. Её запах, мягкая кожа, тёплое молоко делают его счастливым. Маленький человек узнаёт маму благодаря тактильному и вкусовому опыту. До одного месяца он может искать грудь, находясь на руках у бабушки. Потом, когда новорождённый начинает узнавать маму, он уже ни с кем не спутает её запах. Некоторые педиатры говорят, что обоняние у него развивается очень рано. Малыш начинает ощущать самого близкого человека по запаху уже на третий день жизни.

Можно использовать эту особенность для того, чтобы успокоить его. Подойдёт платок, смоченный в молоке мамы. Его нужно положить на подушку рядом с новорождённым.

Рано развитое обоняние позволяет малышу узнавать свою маму.

Мир прекрасен

Самый важный момент настаёт тогда, когда маленький человек уже следит взглядом за мамой. Ни один родитель не будет сомневаться, что младенец начал узнавать его. Хотя зрение формируется ещё во время беременности, у новорождённого оно имеет ограниченные возможности, которые развиваются постепенно.

Показывая ребёнку предметы, необходимо держать их на расстоянии 25 см, не ближе, прямо перед лицом. В противном случае начинает развиваться косоглазие.

Многих волнует вопрос: «Сколько месяцев должно пройти до начала зрительного узнавания мамы?». Для этого можно сопоставить некоторые данные. Возраст даётся в месяцах.

  • Первый – второй . Способность ненадолго сосредотачивать внимание на больших близких предметах. Мир видится в чёрно-белой гамме.
  • Третий . Взгляд фокусируется и на ближних, и на дальних объектах. Различаются черты лица у людей, яркие цвета (особенно красный и жёлтый). Окончательно формируется бинокулярное зрение – два глаза видят одновременно.
  • Третий – четвёртый . Узнавание родителей по лицам.
  • Четвёртый – пятый . Интерес к движущимся предметам. Слежение за ними.
  • Пятый – шестой . Способность различать основные цвета и формы, эмоции и настроение окружающих.
  • Седьмой – девятый . Выделение признаков предметов по форме, цвету, величине.
  • Восьмой – десятый. Узнавание людей, которые часто бывают в доме.

После этого возрастного порога дети чётко проводят границу «свой – чужой». И на улыбку незнакомого дяди могут ответить громким плачем.

Резюме

Теперь очень просто понять, когда младенец может начать узнавать маму. Это, как правило, происходит ближе к четвёртому месяцу. А ещё через недели три – четыре её образ становится целостным. Улыбаясь, малыш посылает привет не всему миру, а единственному, самому близкому человеку. Делает он это осознанно. Хотя многие женщины уверены, что уже самая первая улыбка новорождённого имеет своего адресата. Кто знает…


Сегодня мы поговорим об особеннос тях новорожденного ребенка, о том, что ему полезно и вредно, что можно вынести из научных исследований и из опыта, доставшегося нам от старинных обычаев, традиций…

Что чувствует новорожденный малыш? Как он воспринимает мир?

Представим себе роды с точки зрения ребенка. Всю свою жизнь он находился в безопасном убежище, почти в темноте, звуки доносились до него приглушенно, но ярко слышны были успокаивающий равномерный стук маминого сердца, тихие шорохи организма - шум крови в сосудах, урчание в животе и тому подобное. Поэтому когда мама прижимает ребенка к сердцу, он слышит знакомые звуки и успокаивается. Недаром все женщины инстинктивно предпочитают держать ребенка на левой руке, головой к сердцу. Ребенок слышал приглушенно голоса матери, отца, других близких, поэтому эти же голоса и после рождения будут ему привычны.

Внутри матки ребенок находился в почти невесомом состоянии он плавал во внутриутробной жидкости. При ходьбе матери он ощущал покачивания в определенном ритме, привык к ним.
Ему было все время тепло, его окружали мягкие нежные оболочки, не сравнимые с тканью, в которую после рождения мы завернули или одели малыша.

И вдруг все меняется
Начались схватки вдруг его сдавливает со всех сторон, потом отпускает, и снова сдавливает, опять отпускает. Периодически становится меньше кислорода. Он пугается.
Потом - потуги. Малыша не просто давит его выпихивают с огромной силой, его головка протискивается через твердое костяное кольцо таз матери с такой силой, что слегка деформируется. Ребенок в панике, у него учащается сердцебиение, происходит выброс гормонов, это шок для него. В то же время он получает и поддержку от матери: поток эндорфинов гормонов, выделяемых при схватках, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в мозге и помогают пережить родовой стресс, боль и страх.

И вот ребенок родился. Он совершенно в новом мире. Он испытывает массу потрясений, удар по всем органам чувств. Резкое изменение температуры с привычных ему 37 градусов Цельсия, до 20 25. Гравитационный удар он раньше был в воде, которая заметно облегчала массу тела, почти в невесомости, и вдруг почувствовал свой вес. Его нежная кожа касается и ощущает шероховатую ткань, в которую его завернули, руки, которые его держат. Эти ощущения пришли на смену нежным касаниям плодных оболочек (таких же слизистых, как те, что покрывают например, наш рот изнутри), нежному касанию теплых околоплодных вод. Если внутри матки малыш был как бы нежно спеленут он мог шевелиться, но ограничено, он не мог делать размашистых движений, то теперь его ручки и ножки ничто не связывает, и он получает множество новых мышечных ощущений от новых движений.
Малыш теперь дышит сам… Сперва он делает вдох и раскрываются до этого сжатые легкие, это ощущение сродни ожогу, считается, что кричит ребенок именно от этих ощущений.

Он слышит много новых звуков очень резких с непривычки. Если только специально не позаботились о том, чтобы вокруг малыша звучало все приглушенно, тихо. И он не слышит в первый раз за свою жизнь успокаивающих звуков маминого организма стука сердца, ритма дыхания.
Он впервые видит яркий свет… А после жизни внутри любой свет ему кажется ярким, а особенно если это яркий свет в медицинском кабинете.

Первый контакт
Ясно теперь, что малышу приходится очень нелегко, ведь после стресса родов он попал в такие новые и некомфортные по сравнению с прежними, условия. Поэтому детки родившись, сразу обессилено засыпают на несколько часов, иногда даже на сутки.
И конечно нам хочется смягчить для него этот переход. Сейчас существуют «комфортные по отношению к ребенку» родильные залы, можно договориться с врачом об этом. В палате приглушенный свет, говорят тихо, без нужды ребенка не тормошат. И, конечно, он сразу попадает в самое для него важное и спокойное место к маме на грудь. Контакт кожа к коже малыша голеньким кладут маме на живот, наиболее похож на то, что он чувствовал внутри. Он чувствует и тепло матери, слышит ее сердце, ее запах, и это успокаивает его.

Не менее важен этот первый контакт и для мамы. От первого касания, от контакта кожа к коже организм получает сигнал - «роды прошли успешно», выделяется окситоцин, матка сокращается и сильно уменьшается риск послеродовых кровотечений. Быстрее отделяется плацента. Запускается лактация. Весь организм матери настраивается на ребенка.
Исследования показали, что даже если женщина планировала отказаться от ребенка, то если она рожала естественно, кормила малыша сразу после родов, то чаще возникает привязанность и она оставляет ребенка и растит его.

То же самое происходит и с папой. Известно, что если вскоре после родов отец берет малыша на руки и провидит с ним некоторое время, то такой папа потом чувствует себя с ребенком уверенно, ощущает его истинно своим.
Этот контакт настолько важен, что сейчас уже официально признан во многих клиниках. Замечено, и подтверждено исследованиями, что недоношенные детки, которых много держат на руках, намного лучше развиваются, у них быстрее растет вес, они лучше налаживают дыхание подстраивают его под ритм дыхания взрослого, который их носит на ручках.

Ручки и ножки
Многим деткам приятно бывает оказаться легко спеленутым. Не свитым «полешком» по руками и ногам, а мягко завернуть в теплую ткань. Лучше всего для этого подходит вязаный платок: он тонкий, легкий, но теплый. Малыша можно завернуть в один или несколько слоев, и этот мягкий кокон не стягивает ручки и ножки, не выпрямляет их, как старались сделать раньше, опасаясь, что если не выпрямлять ручки и ножки ребенка, то они будут кривыми. На самом деле, физиологичная поза именно с согнутыми ручками и ножками, так ребенок чувствует себя спокойно и привычно опять же, так он жил внутри мамы большую, пока что, часть жизни. В то же время, ребенок еще не умеет осознанно управлять ручками, часто невольно ударяет себя по лицу, может от этого напугаться, будит сам себя, поэтому мягкое пеленание не дает полной свободы, но, в то же время, и не связывает, а создает уютное защищенное пространство.

Поскольку ребенок в последний месяц внутриутробной жизни находился вниз головой, упершись головкой в тазовые кости, то ощущение, когда головка упирается во что-то, многим детям тоже нравится. Бывает, что дети намного лучше засыпают, если им положить около головы валик из одеяла.

Зрение новорожденного
Если новорожденный ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если новорожденный рождается в родильной комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он делает так, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения новорожденный ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция предоставила младенцу идеальное зрение для выживания. Лучше новорожденный ребенок видит на расстоянии 20 см. Он может в пределах 20 30 см сосредоточивать зрение на любом объекте.

С точки зрения выживания, самым важным объектом является его мать и еда, а все остальное на этой стадии развития может лишь привести новорожденного ребенка к панике. Поэтому острота зрения у новорожденного ребенка на расстоянии еще в 20 30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны настраиваться на дальние и близкие объекты. Блаженное неведенье новорожденного малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигналам, поступающим от его мамы-защитницы.
Привлекают новорожденного ребенка лица большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта.

Ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обоих глаз еще недостаточно скоординированы, однако, это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается до третьего месяца жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период ребенок может лучше переводить взгляд на окружающие предметы, более четко их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами. Новорожденного все больше начинает интересовать окружающее. Примерно с 6 месяцев он начинает различать лица других людей, кроме мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель. Хотя полностью зрение формируется лишь к 4 годам, до года большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформирован.

Слух новорожденного ребенка
Слух новорожденного ребенка также натренированный еще с внутриутробной жизни. Там новорожденный слышал биение сердца матери, пуповины, различные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь к концу первого года, у новорожденного ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих.
Лучше всего слух новорожденного ребенка настроен на голос мамы, и это неудивительно, ведь он привык уже к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо новорожденного ребенка заполнено жидкостью, смягчая восприятие невероятного количества разнообразных звуков, которые обрушиваются на новорожденного ребенка после появления на свет.

Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что новорожденному ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Многие взрослые люди инстинктивно изменяют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, разговаривая с ребенком, воркуя над ним, оказывает ему неоценимую услугу.

У человека слух в прямом сочетании с уникальной функцией, которой не владеет более никакое существо на Земле, способностью к понятию языка. Способность новорожденного к восприятию и различию звуков идеальна. Начиная со стадии полового созревания, эта способность начинает угасать. Так что по иронии - с того момента, когда человек сумеет ее по-настоящему оценить данную ему с рождения «стереосистему», он уже не сможет ею воспользоваться.
В первое время самыми лучшими звуками для малыша будут спокойные голоса родных, к звучанию которых он уже привык.
Органы обоняния новорожденного ребенка

В мире взрослых зрение безраздельно господствует над обонянием, однако, в жизни новорожденного ребенка его нос играет очень важную роль. Новорожденный ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Новорожденный различает запах молока. Привлеченный запахом молока, новорожденный ребенок сразу стремится сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать своего ребенка без каких-либо других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для новорожденного ребенка играют важнейшую роль. Новорожденный ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки.

Мамин запах успокаивает, утешает, даже когда ее нет рядом. Поэтому можно положить ношеную одежду мамы (или папы) к малышу в колыбель.

Вкус
В лоне матери новорожденный ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них находятся даже за щеками. Все они направлены только на одно на восприятие материнского молока.

Многочисленные эксперименты с подслащиванием и подсаливанием околоплодной жидкости показывают, что ребенок к разнообразным вкусовым ощущениям неравнодушен. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в сочетании дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. (Кстати, современные ученые в разных странах склонны выделять еще несколько вкусовых составляющих, например, жирный, жгучий, мятный, щелочной, металлический и др. вкусы.)

Но у новорожденного ребенка работает другая вкусовая система.
Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли совсем другую реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдение строгой молочной диеты. Не случайно и взрослые в момент сильного душевного волнения ищут успокоение в чашке сладкого чая или горячего шоколада. Так они регрессируют в состояние детства.
Вкусовые пристрастия, по мнению ученых, формируются еще с периода внутриутробной жизни. Если во время беременности Вы употребляли чеснок, лук или пряности, Вы можете использовать их и во время грудного вскармливания. Хотя молоко будет иметь запах этих веществ, новорожденный ребенок будет с аппетитом потреблять то, к чему он привыкла.

Чувство прикосновения новорожденного ребенка
С помощью прикосновения младенцы могут чувствовать тепло, холод и боль. Это тоже развито со времени пребывания в утробе матери. Интенсивный телесный контакт (поглаживание, ношение на руках) особенно важен вначале потому, что способствуют лучшему здоровому развитию новорожденного ребенка и является необходимым компонентом для развития органов чувств. Он также способствует образованию определенных гормонов, влияющих на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому то, что маленький ребенок просится на руки не прихоть, а жизненно важная для него необходимость.
Новорожденный ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего проявляется на губах и языке. Позже ребенок использует кончики пальцев, которыми он затрагивает людей и предметы для их чувства и узнавания.

Способность мыслить новорожденного ребенка

Младенец слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь опыт прошлого. Однако у него есть способности к обучению. Как губка, новорожденный собирает впечатления, поступающие к нему от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. И это помогает ему развиваться дальше.
У нас нет уверенности, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но стоит ли рисковать?..

Необходимо помнить, что новорожденный малыш требует тщательного ухода. Все необходимое для ребенка родители могут приобрести в магазине для новорожденных . Опытные консультанты подскажут, как правильно выбрать детскую коляску, кроватку, постельные принадлежности, первую ванночку. Мамочки, у которых время ограничено, могут заказывать нужные вещи, не выходя из дома, посетив интернет-магазин товаров для новорожденных. Это очень удобно и не требует никаких дополнительных затрат.

Для малыша очень важны прикосновения мамы.

Перед появлением на свет малыш долгое время находился в теплом убежище, где ему было спокойно под равномерный стук маминого сердца. На протяжении нескольких месяцев ничего в его окружении все было стабильно.
Сразу после рождения он оказывается в совершенно иных условиях: резко меняется температура окружающей среды с 37 градусов до комнатной температуры, ребенок начинает чувствовать вес собственного тела, слышать резкие звуки, видеть свет, самостоятельно дышать. Новорожденному приходится нелегко принять эти изменения, и он засыпает на несколько часов, адаптируясь во сне к новым условиям. После рождения ребенку жизненно необходим телесный контакт с мамой, только она сможет придать ему уверенности в том, что все хорошо и что новый мир безопасен. Мама успокаивает своим запахом, привычным сердечным ритмом, звуком голоса и теплом.

Теперь поговорим о том, что чувствует новорожденный, как органы чувств реагируют на воздействия и как они развиваются в первый месяц.

Зрение новорожденных.

В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы. Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое. К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.

Слух.

Сразу после рождения малыш способен различать звуки, особенно громкие и резкие – он поворачивает на эти звуки головку. Но полностью слуховой аппарат разовьется только к году. Лучше всего ребенок воспринимает и выделяет звук голоса матери. Новорожденным и даже малышам постарше больше нравятся высокие звуки, чем басы. Лучшие звуки – это голоса его родных и близких. Источник звука ребенок учится определять только к началу второго месяца.

Обоняние.

Ребенок способен различать запахи, и он безошибочно узнает мать именно по тому, как пахнет ее кожа и материнское молоко. К 2-3 месяцам ребенок уже сформирует отношение к запахами, и будет показывать, что какие-то запахи ему приятны, а какие-то – нет.

Осязание.

Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его. Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку. должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.

Вкус.

Ребенок очень хорошо чувствует вкус при помощи вкусовых рецепторов, он различает сладкое и соленое, воспринимает изменение вкуса материнского молока. Отмечено, что если мама во время беременности ела пищу с ярким вкусом, например, с чесноком, то эту же пищу можно есть и при грудном вскармливании – малышу будет нравиться привычный вкус.

Особенности чувств малышей после рождения в первый месяц.


Малыши хорошо слышат и чувствуют прикосновения.

Малыши быстро адаптируются, но в первое время ваш ребенок чувствует примерно так:

  • видит свет и тень, расплывчатые очертания предметов на расстоянии 20-30 см,
  • слышит, но не осознает значения звуков. реагирует на громкий резкий звук,
  • воспринимает мамин голос как успокаивающий,
  • развитое обоняние, отличает запах мамы,
  • отличает вкус сладкого, соленого, горького,
  • тактильные ощущения развиты неравномерно, не любит холодное и твердое, нравится теплое и мягкое,
  • плохая терморегуляция, ребенок чувствителен к перегреву,
  • мышцы недоразвиты и плохо управляемы,

Самое главное, что все органы чувств у новорожденного настроены таким образом. чтобы он мог обеспечить себе быстрое развитие и рост. Малыш вполне способен сообщить миру о том, что ему нравится, а что – нет, он отличает полезное воздействие от плохого и сообщает об это взрослым громким криком. Органы чувств настроены так, чтобы воспринимать и анализировать только необходимую информацию, а все лишнее отсекается, давая пространство для развития.

Многим родителям интересно, что же на самом деле происходит в голове у только появившегося на свет человека. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Примерно два миллиона лет назад у наших предков стали усложняться социальные отношения, то есть начали зарождаться дружба, интриги. Как следствие, началось резкое увеличение нашего трудяги-мозга, а значит, и объема головы. Рожать таких «умных» малышей становилось все сложнее. Природа могла пойти в двух направлениях: например, сделать таз женщины еще шире, чтобы он соответствовал покрупневшей головке ребенка. Но тогда женщина с потомством могла стать легкой добычей хищников, ведь передвигалась бы она значительно медленнее. Хорошо, что в рукаве у матушки-природы был еще один вариант: малыш мог рождаться более незрелым, но с головой меньшего объема. Чтобы представить наглядно степень незрелости малыша, только подумайте, что для того, чтобы развиваться в материнской утробе и родиться в той же степени зрелости, что и человекообразные обезьяны, ему понадобился бы 21 месяц!

Исходя из того, что в беге мы, женщины, преуспели (особенно по магазинам!), становится ясно, что природа выбрала второй путь. Кстати, говорят, что моногамия зародилась примерно в то же время, ведь маме нужно было много времени и сил для ухода за беспомощным малышом. Поэтому ей необходима была помощь мужчины. Более того, мужчины, заинтересованного в поддержке семьи и своей женщины. Так начала появляться любовь.

Вернемся к нашему малышу. Как замечает Элисон Гопник (Gopnik, Meltzoff & Kuhl, 1999), нейроны в мозге новорожденного имеют примерно по 2500 синапсов (нейронных связей), а к возрасту двух-трех лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня - 15 000 (даже больше, чем в мозге у взрослого!) С момента рождения мозг ребенка поистине бомбардируется всеми органами чувств. Мозг младенца открыт новым ощущениям более, чем в любой другой промежуток жизни человека.

Природой было так задумано, чтобы новорожденный постоянно пребывал на руках у матери: иное при кочевом образе жизни было невозможно. Кстати, подобное развитие малыша роднит нас с сумчатыми, у которых детеныши тоже рождаются очень незрелыми, а после мама донашивает их на себе (как тут не вспомнить про слинги?). Тесный контакт с матерью подарил младенцу эволюционную возможность видеть ее лицо уже в первые дни жизни! Согласно последним исследованиям, новорожденные могут воспринимать человеческие лица и даже различать их выражения, но только на расстоянии, не превышающем 30 см от глаз (результаты этой работы были опубликованы в научном издании Journal of Vision группой исследователей из Института психологии Осло вместе с коллегами из Университета оптики в шведском городе Уппсала).

Так что весьма вероятно, что счастливым родителям вовсе не чудится, что их малыши и в первые дни жизни вполне способны повторять выражения лиц взрослых! Это происходит потому, что в нашем мозге есть специальная нейронная сеть, которая развилась в процессе эволюции для коммуникации. Мы понимаем чужие эмоции благодаря зеркальным нейронам. Эти волшебные нейроны - основа обучения через подражание. Дик Свааб, ученый с мировым именем, директор Нидерландского института исследований мозга, также доказывает тот факт, что новорожденные уже менее чем через час в состоянии копировать движения губ взрослых людей. Зеркальные нейроны задействованы и при эмоциях. Они делают возможным почувствовать то, что выражает эмоция другого, и таким образом являются основой эмпатии.

Что происходит с остальными органами чувств малыша?

Слух новорожденного еще не претерпел достаточных изменений, поэтому, например, младенец реагирует на голос матери лучше всего тогда, когда он звучит отдаленно, как это ранее слышалось в матке. Именно такой внутриутробной звуковой памятью некоторые исследователи объясняют феномен того, почему французские дети плачут с повышающейся интонацией, а немецкие - с понижающейся, в точности соответствуя среднему интонационному рисунку этих двух языков.

Вкусовые ощущения новорожденного также тесно переплетены с внутриутробной жизнью. На ареоле соска, например, находятся железы Монтгомери, которые выделяют смазку со специфическим запахом, напоминающим запах амниотической жидкости, которая является обонятельным ориентиром для ребенка. В свою очередь, амниотические воды насыщены запахом и вкусом любимых маминых продуктов. Возможно, именно поэтому все мы проносим через свою жизнь любовь к домашней, маминой еде.

Выходит, что на смену пуповине приходят психическая связь и телесный контакт между малышом и мамой. Не случайно первые месяцы жизни малыша еще называют четвертым триместром беременности. Ведь самое главное для ребенка в этот период - мамина любовь, тепло и отклик на его потребности. Это время физического контакта, когда ребенок воспринимает мир через маму, через связь с ней. Поэтому мамина забота, а еще все то, что способствует максимальному контакту с малышом (грудное вскармливание, ношение в слинге или на руках, зрительный контакт), - вот самое необходимое для успешного развития мозга новорожденного.

Его рост 50 см, масса тела 3,3 кг, у него редкие волосы и сморщенная кожа — так внешне выглядит новорожденный. Но каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?

В течение веков на большинство вопросов ответ был категорическим: новорожденный не видит и не слышит. Это была знаменитая теория «ребенок — пищеварительный тракт», которая утверждала, что ребенок по крайней мере в течение нескольких недель реагирует лишь на требования желудка; в основном его следует только кормить и переодевать.

Он — как чистый воск, на котором взрослый может все выгравировать, как белый лист бумаги, на котором можно написать, что угодно. Кроме того, говорили: «Появляясь на свет, ребенок так атакован, что находится в полном смятении». Одним словом, всесильный взрослый оказывался перед совершенно безоружным и ни на что не реагирующим новорожденным.

Но, может быть, эти теории выдвигались в основном мужчинами (врачами и учеными), тогда как противоположное мнение, исходившее от женщин, имело мало шансов быть услышанным.

В наше время произошел полный переворот во взглядах на новорожденного: он слышит, видит, обладает чувством обоняния и осязает! Это новая теория, принятая многими. Можно продолжить длинный список восприятий, приписываемых ребенку с самого рождения.

Открытия не делаются в один день (разве что в исключительно редких случаях). В любой области открытия являются плодом длительных изысканий, предпринимаемых многочисленными исследователями одновременно во многих странах.

В последние 20 или даже 30 лет во всем мире отмечается исследовательский бум; исследования направлены на выяснение возможностей новорожденного. Чтобы вы могли представить себе объем работ, скажу: на последнем всемирном конгрессе, посвященном грудным детям, который был созван с целью подведения итогов современных знаний о ребенке (до рождения, во время него и после рождения), присутствовали 1500 специалистов 20 национальностей из разных стран; было сделано 500 сообщений.

Итак, новорожденный более развит и восприимчив, чем считалось раньше, и это во многих областях начиная с чувственного восприятия.

Зрение. Ребенок видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25—30 см от его глаз. Но этого достаточно, чтобы новорожденный реагировал на различное освещение: если свет слишком яркий, он испытывает неудобство, моргает или закрывает глаза.

Малыш различает блестящие и красные предметы; он может следить глазами за движением блестящего красного шара. Было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма, движущийся предмет с красными и блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает.

Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

Если обобщить данные исследований (когда и каким образом ребенок начинает различать мать или человека, ухаживающего за ним, а также других людей), то можно сделать вывод, что ребенок узнает мать по запаху в возрасте 10 дней, по голосу — через 5 нед, глазами — в возрасте 3—5 мес (данные варьируют в зависимости от методов исследования). Безусловно, трудно дифференцировать различные ощущения и восприятия (зрительные, слуховые или обонятельные); дошло до того, что один из исследователей, чтобы выявить визуальное восприятие, поместил мать за зеркалом без амальгамы.

Но вернемся к нашему новорожденному. Было замечено, что его больше интересуют сложные рисунки, чем простые. В первые же дни, если ему показывать два листа бумаги — один серый, а другой - в черно-белую клетку, он будет смотреть на второй лист. Это определили, наблюдая за ребенком через отверстие в экране - видно, что в его роговице отражается клетчатый листок. Значит, он смотрит на него.

Зрение новорожденного развито недостаточно, поскольку до рождения у него не было возможности им воспользоваться (правда, некоторые ученые считают, что уже в утробе матери ребенок реагирует на яркий свет; см. главу 5). Но зрение ребенка будет быстро развиваться. Малыш пытается смотреть даже ночью; в темноте он открывает и закрывает глаза, смотрит по сторонам (такое наблюдение было проведено с помощью инфракрасных лучей).

Дети значительно отличаются друг от друга в том, что касается зрительной активности; создается впечатление, что одни дети тратят время на разглядывание, а другие — на сон.

Темпы развития ребенка во всех областях различны на протяжении всего периода детства.

Несколько слов в заключение. Нередко кажется, что глаза новорожденного косят, так как его глазные мышцы недостаточно развиты, чтобы координировать движения глаз (но в большинстве случаев это действительно только кажется).

Слух. У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, посколькуноворожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни (во всяком случае, в последние 2 мес). Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.

Конечно же, он узнает человеческую речь, так как уже слышал ее до рождения; в этом мнении сходятся все исследователи, но в вопросе, кого он слышит лучше - отца или мать, мнения расходятся. Большинство врачей считает, что, еще будучи в матке ребенок лучше слышит голос отца, поскольку он легче воспринимает низкие звуки, а явившись на свет, новорожденный становится чувствительнее к более высоким звукам, т. е. голосу матери.

Наконец, было замечено, что когда вокруг ребенка очень шумно, он буквально затыкает уши и таким образом изолирует себя от окружающей среды. Один из исследователей отмечал, что ребенок, с которым проводили трудный для него тест, начал кричать, потом внезапно замолчал и заснул; когда тест был закончен и аппаратура выключена, новорожденный тотчас же проснулся и снова начал кричать.

Вкус. Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если — лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.

С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Другие же продукты характерны тем, что придают молоку неприятный вкус: это—чеснок, спаржа, лук, капуста. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких «сюрпризов».

Обоняние. Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая — нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.

Осязание. Новорожденный очень чувствителен к тому как с ним обращаются. Некоторые жесты его успокаивают, другие - возбуждают. Родители обнаруживают это очень рано. Однако чувствительность кожи и реакция на контакт уходят в глубь внутриутробной жизни ребенка: в животе матери он ощущал окружающую его жидкость, касался стенок матки, во время родов он ощущал всем телом сильные периодические сокращения матки, благодаря которым и появился на свет.

Каким образом удалось установить с такой точностью уровень чувствительности новорожденного? Иногда весьма простыми способами, в других случаях - с помощью сложных приборов.

К простым способам относится прямое наблюдение за непосредственной реакцией ребенка на возбудитель; он поворачивает голову, реагирует на глухой, далекий или легкий шум, а иногда наоборот, перестает реагировать на все эти звуки; он кричит или перестает кричать, моргает, двигает ногами, напрягает конечности вздрагивает. Любой едва уловимый жест, всякая гримаса или крик имеют для него значение.

Поскольку сразу трудно все увидеть и отметить, исследователи сняли километры фильмов о младенцах в различных ситуациях - на руках отца, матери, педиатра; перед предметами всевозможных форм и цветов; при различном освещении и др. Затем эти фильмы просматриваются в замедленном темпе; останавливают изображение возвращают пленку назад и записывают все реакции ребенка, Благодаря таким фильмам ни одна деталь не ускользает от глаз наблюдателя.

Запись сердцебиения ребенка позволила также сделать множество наблюдений; благодаря им был сделан вывод, что новорожденный больше реагирует на женский голос, чем на мужской. В первом случае сердцебиение замедлялось, во втором — оставалось без изменений.

Чтобы точнее выяснить, на какие звуки реагирует младенец, проводят следующий эксперимент: ему дают соску, в которой помещается миниатюрный радиоприемник, регистрирующий ритм сосательных движений. Затем ребенку дают послушать различные звуки; ритм его сосательных движений изменяется, что позволяет сделать вывод о чувствительности малыша к различным звукам.

Миниатюризация электронных приборов позволила провести и более сложные исследования. Например, с помощью очень малень-кого микрофона, введенного под амниотическую оболочку после того, как при родах лопнул плодный пузырь, удалось узнать, какие звуки окружают ребенка до рождения.

Так, новорожденный, которого раньше считали лишенным ка-кого-либо восприятия, «закрытым» по отношению к окружающему миру, оказался готовым к реакции на многочисленные окружающие его раздражители, биологически запрограммированным для мно-жества чувств.

Так что же все-таки изменилось в отношении к новорожден-ному в результате этих исследований? По существу изменился взгляд взрослого на ребенка, а также отношение к нему, что, безусловно, окажет определенное влияние на малыша.