Домой / Перманентный / На старт, внимание, марш или что умеет новорожденный и что с ним делать? Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь.

На старт, внимание, марш или что умеет новорожденный и что с ним делать? Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь.

В первые дни новорожденный открывает для себя новую вселенную, где все для него ново, а многое враждебно. Первые дни непомерно трудны для него, ведь приходится полностью перестраивать жизнь, ощущения, поведение.

За девять месяцев, что прошли внутри мамы, малыш привык к жидкой окружающей среде, постоянной температуре, плацентарному и пупочному питанию. Рождаясь на свет, ребенок делает первый вдох, первый крик. Он выходит из жидкой среды в газообразную, где другое освещение, другие звуки, где летает множество микробов.

Теперь он дышит самостоятельно и питаться станет по-другому. У него начнут работать органы дыхания, пищеварения, мочевыделения. И все это происходит так быстро, одновременно, что младенец не успевает адаптироваться к новым условиям.

В роддоме

Хорошо, если малыша после рождения сразу отдадут маме. Тогда он снова услышит стук любящего сердца, почувствует знакомый запах, услышит родной голос. Мама прижмет кроху к себе, сразу станет тепло и спокойно. А если унесут далеко от мамы на долгое время, тогда в первые дни новорожденному придется туго. Как справиться одному со всеми изменениями?

К счастью, многие роддома перешли на систему "мама с ребенком". По этой системе первые дни жизни новорожденного проходят рядом с мамочкой. Сразу после рождения его кладут ей на живот, а потом крошка и мама находятся в одной палате. В итоге малыш не получает стрессовой ситуации, как раньше, когда все новорожденные лежали в детской палате и на кормление их приносили по часам.

По новой системе мать прикладывает малыша к груди не тогда, когда принесут, а как только он проголодается. Это правильно по медицинским показателям и психологически комфортнее маме и ребенку. У новорожденного не возникает стрессов, ведь его не переносят в другое помещение. И мама может держать свое счастье на руках. В результате лактация появляется быстрее, обильнее, а молочко – полезнее.

Все больше мам предпочитает выбирать в роддомах систему «мама с ребенком», когда новорожденный лежит с мамочкой в одной палате. Сегодня считается, что это самое лучшее, что можно предложить крохе, испытавшему стресс в процессе родов

Первые дни дома

Итак, вас выписали из роддома, остались позади поздравления, цветы, фотографии. Вы привезли своего кроху домой, но вдруг поняли, что не знаете, что делать дальше. Если вам повезло, и ваш малыш лежал в палате с вами, то у вас уже появился опыт пеленать и подмывать ребенка. А если вы по старинке были отдельно от него, то вам придется учиться всему самостоятельно.

Любящие мамочки начинают знакомство с крохой с того, что раздевают, а потом внимательно рассматривают своего зайчика. Норма, если кожа грудничка мягкая, упругая, слизистые розовые и влажные, крик громкий и сильный.

В роддоме вы уже кормили малыша и, скорее всего, пеленали. Дома вы сами будете ухаживать за ним с первого дня. Подмывать после дефекации, защищать нежную кожу от опрелостей. Обрабатывать пупочную ранку вы научитесь за неделю.

Чтобы понять язык новорожденного, вам придется понаблюдать за его поведением. Запомните, когда примерно он спит, просит кушать, желает побыть с мамой. Вскоре по его кряхтению или плачу вы поймете, чего хочет малыш в данную минуту.

Дома мамочкам, у которых первые дети, придется всему учиться на практике. Многие испытывают панику во время подмывания и купания новорожденного, у некоторых не получается правильно наладить кормление. Однако почти все мамочки справляются с этими хитростями, и уже через несколько недель вполне уверено ведут себя с малышами

Кормление

За те несколько дней или неделю, что вы пробыли в роддоме, грудничок сначала высасывал молозиво, потом появилось молоко, и в домашних условиях вы уже полноценно кормите кроху вкусным грудным молочком. Материнское молозиво и молоко безгранично полезны для новорожденного. В первые дни, недели и месяцы грудное молоко защищает малыша от болезней и болезнетворных бактерий.

В норме малыши просят грудь от 8 до 12 раз в сутки. Здесь могут быть вариации. Если малыш активно сосет и хорошо набирает вес, то ему хватает и меньше восьми кормлений в сутки. Есть дети, которые присосавшись, тут же засыпают, не успев покушать. Такого ребенка, возможно, придется прикладывать к груди чаще двенадцати раз. Каждый малыш индивидуален, и режим кормления у каждого свой. Один за пять минут высасывает норму, другому нужно полчаса и больше. Маме остается присматриваться и запоминать требования грудничка.


В норме младенцы первых дней жизни едят до 12 раз в сутки. Но у всех все индивидуально, и небольшое отклонение от нормы не должно вызывать беспокойства

Примерно через две или три недели после рождения у детей начинается "скачок роста". В это время активизируются все процессы организма, и малышу требуется больше молока, он начинает просить грудь чаще. Еще через 2-3 недели происходит следующий скачок. Так происходит на протяжении всего периода роста и развития новорожденного.

Если малыш здоров, то ночью он просыпается покушать один-два раза, не больше.

В это время есть возможность переодеть кроху, поменять подгузники, и не придется будить его специально.

Определить, что ребенку не хватает молока, можно по косвенным признакам:

  • младенец не набирает вес;
  • при кормлении грудью не слышно глотков малыша;
  • долго спит;
  • припав к груди, засыпает;
  • стул меньше 3 раз в день;
  • мочится меньше 6 раз в день;
  • у мамы трещины на сосках;
  • у малыша желтуха.

Вес и рост

Первая неделя жизни новорожденного знаменуется небольшой потерей веса, которая восполняется на второй неделе. Заботливые родители внимательно следят за изменениями веса малыша, вовремя обращаются к врачу в случае недобора. Когда ребенку исполняется две недели, врач рекомендует провести контрольное взвешивание, потом достаточно взвешивать кроху каждый месяц. Ежедневно взвешивать грудничка нет основания. По данным ВОЗ, прибавка в неделю от 170 до 245 г до трехмесячного возраста – это нормально.

Ласковые мамы любовно рассматривают и измеряют деток. Во-первых, потому что им нравится возиться с крохой, во-вторых, чтобы получить размеры для покупок одежды, а в-третьих, для того, чтобы знать, правильно ли развивается новорожденный.

В норме среднестатистические малыши до полугода подрастают в месяц на 2,5 см, окружность головки становится больше на 1,27 см. Эти показатели также индивидуальны, зависят от природного роста, а также объемов родителей.


Новорожденного необходимо взвешивать и измерять его параметры ежемесячно. Это важно, так как результаты этих измерений помогут рассказать, все ли в порядке со здоровьем у вашего карапуза

Стул

В роддоме за дефекацией и мочеиспусканием новорожденного следили врачи и медсестры, а дома родители сами следят за состоянием пеленок и памперсов. Чем больше запачканных пеленок, тем лучше. Значит, малышу достаточно пищи и воды.

Когда подходит к концу первая неделя, цвет испражнений малыша окрашивается в желто-зелено-коричневый. Дефекация происходит 3-5 раз в сутки ежедневно! Если дефекации не происходит, срочно вызывайте врача. Мочевыделение происходит минимум 6-8 раз.

Особенности строения организма младенца

Пока младенец привыкает к новым условиям существования, его организм, еще не полностью сложившийся, работает не так, как у взрослых. Первые дни и первая неделя жизни младенца - это перестройки и адаптации в его организме, поэтому его органы так нежны и чувствительны к воздействию всяких факторов внешней среды.

  • Первая неделя развития может принести желтуху, которая вскоре пройдет.
  • Вторая неделя – время заживления пупочной ранки.
  • В третью неделю кроха прислушивается и фиксирует взгляд.

Чтобы понять и правильно ухаживать за новорожденным, нужно знать особенности строения маленького организма.


Новоиспеченные мамочки постоянно беспокоятся о своих крохах, их пугает почти все, что с ними происходит. Для того чтобы этого страха не возникало, следует лучше знать строение и особенности организма новорожденных

Кожа

Его кожа слишком тонкая и ранимая, под кожей расположено множество капилляров, он интенсивно дышит порами. Тонкая кожа еще не умеет защищать его от перепадов температур. Поэтому младенец быстро краснеет или бледнеет, малейшее прикосновение может поранить, привести к опрелостям.

Мышцы

Мышцы и связки слабы, не умеют взаимодействовать, поэтому кроха еще двигается мало и осторожно. Если не пеленать, младенец старается принять позу эмбриона. Она ему понятна и привычна. Напряженные ножки и ручки поджимаются к животику, головка не держится и наклоняется к груди.

Костная система

Рождается ребенок с полностью сформированным скелетом и мягкими податливыми косточками, иначе он не прошел бы через родовые пути. Кости черепа пока не соединены между собой, надвигаясь друг на друга, чтобы при рождении головка прошла наружу.

Поэтому иногда у новорожденных головка имеет несколько вытянутую форму, но вскоре восстанавливается природная . Долго остаются незащищенными так называемые детские роднички, большой и малый.


Родителям нужно оберегать роднички, осторожно следить за ними, не поранить, не надавливать. В норме они закрываются костями к году или чуть позже

Органы дыхания

Органы дыхания полностью не сформировались, поэтому дышит новорожденный учащенно, поверхностно, неравномерно. Для развития и роста организма грудничку нужно много кислорода, поэтому вдох-выдох происходит почти каждую секунду. Узкая гортань и короткие носовые ходы покрыты рыхлой слизистой, быстро реагирующей на тепло-холод.

Кровообращение

Чтобы прокачать большое количество кислорода и доставить его к каждому органу, системе кровообращения приходится работать с перегрузками. Крохотное сердечко (относительно тела, сердце взрослого человека намного больше) сокращается и толкает кровь со скоростью до 140 толчков в минуту. Когда малыш напрягается, громко плачет, пульс может достигать 200 ударов в минуту.

Органы пищеварения

Человек рождается приспособленным сосать грудь. Сосательные валики на губах легко захватывают грудь и сосут материнское молочко. Зубки начинают резаться после полугода. Слизистая, покрывающая ротик, ранима и чувствительна к инфекциям.

Желудочно-кишечный тракт сформирован еще не окончательно, пищевод очень коротенький, мышцы кишечника и желудка слабые, желудочек размером с кулачок. Глядя на кулачок крохи, мама может понять, сколько молочка на одно кормление нужно для насыщения.

Частые младенческие срыгивания после кормления происходят потому, что недостаточно развит клапан, закрывающий вход из пищевода в желудок. Два-три раза в сутки кишечник опорожняется мягким светло-желто-коричневым калом. Если опорожнения не происходит, родителям следует бить тревогу, обращаться к врачу.

Мочеполовая система

Мочевыделительные органы новорожденного сформированы, мочеиспускание рефлекторно, до 25 раз в сутки. Моча без запаха, прозрачна, ее немного, потому что мочевой пузырь еще маленький. Слишком частое мочеиспускание может говорить о воспалении и служить поводом для обращения к врачу.

Наружные половые органы к рождению сформированы, но из-за рыхлых слизистых требуют чистоты и ухода.

Нервная система

Нервная система, хоть и развита недостаточно, выполняет основные функции. Безусловные рефлексы - в природе человека, поэтому сосать, мигать, хватать он умеет с рождения. Зрение и слух есть, но различать отдельные предметы и отдельные звуки малыш еще не умеет. А вот вкус, обоняние, тактильные рецепторы работают с первых дней.

Если будущие родители тщательно подготовятся (в том числе информационно) к рождению своего чада, то никаких проблем у них не возникнет. А если возникнут, то они смогут быстро сориентироваться и решить их. Помните, «новорожденный» период проходит очень быстро, но эти первые дни, когда малыш еще так зависим от мамочки, не забудутся никогда.

1. Роды

2. Первые трудности: Колики, опрелости. Ребенок не хочет брать грудь.

3. Грудное вскармливание, Бутылочки и соски, памперсы

4. Одежда

5. Детское питание

Это статья для тех мам у которых первенец

1. Итак, роды:

1. Первые роды желательно договариваться, если есть у вас деньги, (пишу про г.Киев), вы выбираете сами себе подходящего врача! Мне предлагали рожать по знакомству и врач мне не понравился, я выбрала другого! Вам не надо покупать лекарства на приличную сумму денег и эпидуральная анестезия бесплатная (смотря где), ну и врач хоть несет ответственность за свое дело. прочитайте отзывы в нете о враче которого вы выбираете

2. Если вы уверены что вы родите без всяких проблем, рожайте бесплатно. Если вы не договариваетесь, то это уже как повезет, может врач халатно отнестись, может и нет.

3. Еще вариант, с вами кто-то при родах из близких и договаривается уже на месте. Но не забудьте купить лекарство на приличную сумму (список весит в роддоме) и эпидуральная анестезия тоже стоит денег (1000 грн.) , а еще благотворительный взнос

Как по мне так мне не хватало что б кто-то из близких был рядом, позвать врача, подать воду, сказать врачу что надо, что не надо, потому что вы будите плохо соображать при родах что вам делают.

Хотите нормально родить, без трещин, разрывов, что б роды прошли легко – ходите в бассейн для беременных, на йогу для беременных, делайте массаж промежности с маслом, упражнение Кегеля (в нете прочитайте)

2. Первые трудности: опрелости

1. Если у ребенка опрелости меняйте памперс, пока не найдете подходящий, если опрелости не сходят, купите многоразовые подгузники, если и это не подходит, можете купить прокладки для взрослых, которые вы будите нести в роддом (их нельзя ложить ребенку в памперс, но не которые мамочки так и делают и оперлости проходят), не помогает, запасайтесь трусами и идите к дерматологу, возможно проблема в другом. Не забудьте мазать попу кремом, лучший крем – судокрем и присыпкой сыпать!

Колики

Если вам говорят что у меня ребенок постоянно плакал и у него были колики круглосуточно – то это означает одно, это не образованная мамочка которая ничего не знает. Как с этим бороться:

Самое главное первые 3, 4 мес. Это ваше питание И ВСЕ!!! У каждого рацион свой, по-этому я пишу какой был у меня:

Все каши, кроме риса. Рис через мес. Пробуете пол ст.ложки, вечером смотрите на реакцию ребенка, не плачет, можете есть 2 ст.ложки и все. Плов –нет.

Супы постные – тоесть без мяса, без перца, чуть можно посолить

Обязательно мясо – телятина, говядина, курятина – отварное или на пару котлеты, Про свинину в любом виде можете забыть!

Обязательно овощи, только отварные. Делайте винегрет – без огурцов и гороха

Можно тушеное рагу через мес. Без синеньких

Молочка – кефир, ряженка, только магазинное 0% жирности, начинаете со ст.ложки, вечером смотрите на реакцию ребенка, не плачет, по пол стакана в день. Творог через месс. В небольших количествах, только магазинный 0% жирности. Молоко (домашние, магазинное) – НЕЛЬЗЯ! твороги домашние, сметана – забудьте.

Хлеб – черный с отрубями, через мес. можно Бородинский. Белый, украинский, булочки и т.д. – забудьте!

Масло сливочное – домашние нельзя – жирное, лучше магазинное но качественное, ч.л. в день

Питье – мес. чай ромашковый, через мес. не крепкий черный чай, без сахара. Можно пить компот. Морс. Зеленый чай, кофе, соки нельзя!

Можно галетное печенье – Мария, зоологическое не много

Курага, финики, чернослив – по одной шт.в день, если ребенок плачет вечером, прекращайте. Горсть грецких орехов. Банан - пол банана в день, через мес. Яблоки- только печеные, без меда и сахара. Все остальное нельзя

И на этом все.

Нельзя ничего соленого, сладного, жирного, жареного, колбасные изделия, сыры (даже домашние), все что связано с мучным, сырые овощи - НЕТ И ЕЩЕ РАЗ НЕТ!!! ИНАЧЕ БУДИТЕ СЛЫШАТЬ КРИК И РЕБЕНОК БУДЕТ МУЧИТСЯ ОТ КОЛИКОВ!!!

Колики все равно будут, но не в больших кол-вах– по этому запастись лекарствами нужно, нам помогал еспумизан, еще есть инфакол. Укропная вода не помогала! Есть мамы которые все едят подряд и дают лекарства, что б не плакал, как по мне так лучше уже не кормить грудью, чем пичкать ребенка постоянно лекарствами!

Делайте массаж животика по часовой стрелке, сгибайте ножки в коленях,теплую пеленку ложите, вставьте газоотвод. трубку что газики вышли, если со всем критично и не помогает лекарство, тогда клизма с ромашкой. клизма детская

Ребенок не хочет брать грудь.

Если это в роддоме, ему не по вкусу молозиво или обстановка другая, дома должен взять

Если это позже, возможно это бутылочка или соска,

Еще вариант (это было у меня), ребенку смесь по душе чем мое молоко, 3 дня мучалась, 24 ч. сцеживалась, пила отвары, ребенок был на половину голодным, лижбы от груди окончательно не отказался!

Что - то едите не то, молоко вкуса другого.

Чаще давайте грудь, каждые пол часа,

В доме должна быть хорошая обстановка, вы не должны нервничать и остаться на еде не с малышом

Бросьте все силы на то, чтобы малыш брал грудь. Может беспокоит животик(Берите почаще на руки, пробуйте дать грудь каждый раз, давайте каждый 15 мин., поглаживайте, качайте, успокаивайте, ласково разговаривайте).

Семь проблем кормления грудью http://mama-city.ru/articles/bf/7problem.html

Вообщем это надо пережить!

3. Бутылочки и соски, памперсы

В роддоме вам врачи будут говорить что нельзя бутылочки и соски давать детям! Все можно, но не сразу.

Бутылочка вам понадобится, если вам не хватает грудного молока. Так покупать ее не стоит, так как ребенок после нее, не правильно берет грудь, но это не всегда. Но если это произошло, вам надо его научить это делать заново. В нете можно найти как правильно ребенок должен сосать грудь. Да и если у вас трещины на ореолах, значит ребенок не правильно сосет грудь. Только из-за этого у вас могут быть трещины, больше причин нет. Также когда начнете кормить грудью, ореолу и соски нельзя мыть мылом, только саму грудь!

Если у вас не хватает молока: До 1-1,5 мес. Вы кормите ребенка с ложечки или со шприца или даже можно со стакана. Ребенок с каждым разом кушает все больше и больше, по – этому это становится не удобной вещью и тут приходит на помощь 2 рука - это бутылочка. Лучшая бутылочка это докторбраунс, она с фильтром, антиколиковая. Смесь каждый подбирает сам себе. У нас это было до месс. жидкий хипп, потом сухой и НАН. Если у вас мало молока вам надо сцеживаться постоянно, приобретите молооткосос, лучше электрический, с ручным намучаетесь и заваривайте себе тмин, на протяжения дня пейте литр. Если у вас много молока, все равно сцеживаться надо, что б не было мастита, молока замораживайте в контейнерах, они продаются с молооткосоом, мало контейнеров – купите контейнера Авент. Молоко может хранится кажись до 3 мес., может ошибаюсь.

Соска

Говорят что не правильный прикус будет у ребенка –если он будет сосать соску до 3 лет и постоянно, то может быть, все должно быть в меру!

Говорят что ребенок может отказался от груди – нет, не давайте ребенку сразу соску когда он родился, он должен привыкнуть к вашей груди, можете начать в 2 недели давать и только тогда когда плачет, потом забирайте со рта, пускай не сосет.

Если ваш ребенок не берет соску- перепробуйте все соски, может ребенок возьмет в рот совдеповскую. Не мажьте ничем соску кроме молока грудного, не медом – (как раньше делали), он вызывает у ребенка ботулизм и ничем другим. Если все же он не взял соску – значит не судьба!

Памперсы , мне утверждали что памперсы нельзя носить, особенно мальчикам! От куда такая дребедень. Живем в 21 веке, конечно если вам не чем заняться, как моей знакомой, то можете ночью вставать по 100 раз и на улицу выходить по 100 раз, занося коляску с ребенком туда сюда. если вы так против памперсов или ваши родные, то поверьте с голой попой, он дома больше нахватает бактерий, а не дай бог еще инфекцию подхватит, чем с памперсом. Памперсы новорожденному надо менять каждые 3 часа.

4.Одежда

Каждая мама думает а правильно ли я одела ребенка и этот вопрос мучает постоянно. Ребенка нельзя перегревать, не одевайте кучу всего, ну и я сторонник закалки как не которые делают зимой 1 человечек и комбез или открывают окна, зимой сквозняки, не которые носки не одевают. Новорожденного одеваете как себя + 1 кофточка. Ребенка по старше как себя.

Один папа закалял ребенка с 2-х месс. в холодной ванне, а потом в проруби, ну и одевал соответственно, в этоге у ребенка в 1,5 г. Что-то было с печенью и ребенка мать сама призналась что это закалка!

Наша закалка - это бассеин для грудничков. Самый оптимальный вариант!

5.Детское питание

Сначала грудное молоко, потом адаптированная молочная смесь, а уже потом на крайний случай козье молоко.

Не вздумайте давать ребенку коровье или козье молоко, и проверенное тоже, оно вызывает рахит у детей! В коровьем молоке много фосфора и еще чего-то, в грудном молоке фосфора на много меньше. Если вы даете коровье молоко, даже разведенное, у новорожденных печень, желудок, поджелудочная еще как следует не сформирована и не может перерабатывать такое кол-во витаминов.

Прикорм, я руководствовалась это таблицей и вам рекомендую:

http://puzkarapuz.ru/content/754 . Начинать вводить с 6 мес. По пол чайной ложки в день.

Единственное что ягодное пюре я начала давать с 9 мес.

Супчики для ребенка вы делаете индивидуально, постные, тоесть отдельно мясо или рыба, отдельно суп, итак дло 3-х лет. Мясной или рыбный бульон очень вреден для поджелудочной ребенка.

6.Приметы

Мне говорили что ничего до родов покупать нельзя, плохая примета. Ничего подобного, не только можно, а даже нужно. Когда вы родите, у вас не будет времени бегать все покупать, вот увидите, покупайте все заранее, все должно быть уже подготовленным. В нете девушки пишут списки что надо для новорожденных. Я таким списком и руководствувалась, только добавляла или убирала, что мне нужно, что нет, а потом ходила по магазинам и все потихоньку покупала.

Не смотреть ребенку до года в зеркало. Все можно, ребенку нравится смотреть на себя пускай смотрит.

Если вы верите во все приметы, то их и придерживайтесь их больше чем 30 шт.А если верите в одну, а не верите в другую, то не морочьте голову!

Купание новорожденного:

Купаете в кипяченой воде, в спец.детской ванночке, пока не отпадет пуповина, мойте ребенка мылом, лучше жидким, обычное подсушивает кожу.

Травы: сушат кожу, не рекомендую часто пользоваться, особенно ромашка и череда, хотите каждый день купать в травах, купите средство для купания младенцев (бебиборн), те же травы, только они не какие, зато кожу не сушит ИЛИ заваривайте слабую травку. В месс. 3 можете добавлять в большую ванну каплю эфирного масла лаванда., соль для ванны покупайте Аленка, только позже в 6 мес., пенку для ванны тоже от 6 мес., ну можно раньше если хочется. Купите градусник обязательно, температура воды для новорожденного должна быть 36-37 гр. Локтем уже воду никто не меряет, как раньше, вы все равно не определите сколько гр.в воде. В месс. можно одевать уже круг для купания младенцев, боитесь, одевайте позже, можно и в 3 мес. Начать.

Уход новорожденного:

Мне в роддоме показывала одна медсестра как вытирать складочки влажными салфетками, не совсем правильно, ну может там условий не было. покупайте тампоны специально детские, позже можно обычные покупать, я дома протирала складочки все кипяченой водой утром, а вечером уже купание, еще утром не большой массажик легкий и ваш карапуз готов к еде!Массаж вам покажет медсестра которая прейдет к вам домой после родов! Очень полезен массаж профессиональный, он стоит от 150-200 грн., 1 занятие, всего 10 занятий,его рекомендуют делать 3 раза в год. По-этому запаситесь деньгами! Уши надо чистить специально детскими палочками и не часто, скапливается сера в ушах. Все для малюка надо купить заранее, это продается в детских магазинах или аптеках.

Пеленание - пеленайте ребенка, только ночью, если он себя будет руками, больше пеленать не надо: младенцу трудно дышать, не пеленая ребенка у него развиваются тактильное ощущения. Кому интересно можете почитать: http://articles.komarovskiy.net/k-voprosu-o-vrednosti-pelenaniya.html. Понравилась мне это фраза:

Как говорили раньше:

Надо ли пеленать?
- Надо!
- А как пеленать?
- Выровнять ручки, выровнять ножки, а все остальное скрутить, обмотать потуже и зафиксировать, чтоб не дергался.
- А зачем потуже?
- Чтоб ножки были ровненькие, чтоб знал, кто в доме хозяин...

кривая нога не станет ровной, как ее туго ни обматывай!

Пуповину обрабатываете перекисью и зеленкой.

Гуляние:

С первых дней можете гулять начиная от 10 мин., добавляя каждый день по 5 мин.-10 мин. Гулять надо чем больше, тем лучше.

Это статья совет мамочкам будущим, каждая мамочка и ребенок индивидуальны, по-этому вы можете свой рацион придумать, свое купание и т.д. По-этому не судите меня строго!

Да извиняюсь за ошибки, писала на скорую руку. Если вам была полезна эта статья, жду ваших отзывов и вопросы….)))

Вынашивая младенца, будущие мамочки беспокоятся о предстоящих родах, с удовольствием читают статьи о беременности, подбирают родильный дом, а многие и врача-акушера. Но вскоре эти проблемы остаются позади, и долгожданный малыш оказывается у них на руках. Вот тут-то и появляется тревога. А как же правильно ухаживать за ребенком? Какие процедуры входят в обязательный ежедневный уход? О чем важно не забыть в первые месяцы жизни крохи? Хорошо, если на помощь приходит кто-то опытный в вопросах воспитания детей. Ну, а если обратиться не к кому, а искать нужную информацию в книгах просто нет времени? Для таких родителей мы и попробуем систематизировать необходимую информацию данного вопроса.

Гигиена новорожденного

По прибытии домой из родильного дома, очень важнопровести гигиенические процедуры – умыть ребенка, прочистить его нос и уши, промыть глаза . Вечером, незадолго до ночного сна, следует искупать младенца с мылом. Здесь нужно заметить, что если в день выписки была поставлена прививка, то купание следует отложить до следующего вечера. Каждое утро ребенка должно начинаться со смены подгузника, умывания, очистки носовых и ушных ходов.

Меняя подгузник, важно смазать кожу малыша детским кремом, маслом или специальным кремом под подгузник. Промазывать нужно каждую складочку, обильно обработать кремом попку малыша. Надевая одноразовый подгузник, самое главное, не застегивать его туго, чтобы не повредить нежную кожицу. Частота смены подгузника в первые месяцы приблизительно равна трем-четырем часам и обязательна после каждой дефекации. Для чувствительной кожи крохи очень важно хотя бы пару часов в день находится без «памперса». Главное, не забыть подложить под пеленку непромокаемую ткань, лучше всего медицинскую клеенку. Такая клеенка не шуршит, и может использоваться также для детской кроватки и пеленального столика.

Умывать ребенка необходимо теплой кипяченой водой с помощью ватного диска или просто пальцами. В случае кожных высыпаний можно умывать ребенка настоем череды. Промыть необходимо и глаза ребенка. Каждый глаз промывается отдельным ватным диском от внешнего уголка к внутреннему. Если наблюдаются выделения из слезных протоков после сна, полезно промывать глазки настоем чайной заварки.

Очистка носовых ходов ребенка должна осуществляться ватными палочками или жгутиками, скатанными из стерильной ваты. Палочку нужно обмакнуть в вазелиновое масло, вращательными движениями аккуратно прочистить каждую ноздрю. Вводить палочку можно не более чем на один сантиметр, чтоб не повредить слизистую область. Извлекать также вращательными движениями. Ушные раковины прочищаются с помощью ватных палочек, смоченных в вазелиновом масле. Но внутрь слухового канала проникать нельзя во избежание травмы. Для каждого ушка и каждой ноздри должна использоваться отдельная ватная палочка.

Купание новорожденного

Каждый день малыша обязательно должен завершаться купанием . Подберите для этой цели удобную детскую ванночку и хорошо чистите ее перед каждым купанием. Пока не заживет пупочная ранка, в воду нужно добавлять раствор марганца.Разведите марганец в отдельной бутылочке, раствор должен быть ярко-розовым. В ванночку добавляйте совсем немного, необходимое количество приблизительно равно объему крышечки от обычной пластиковой бутылки. Как правило, ранка заживает не более 20 дней. Два раза в неделю необходимо купание с мылом или другим детским средством для ванны. Если на коже ребенка обнаружены высыпания, можно добавлять в воду настой череды. Промывать необходимо каждый участок тела ребенка, тщательно мыть каждую складочку. Особое внимание следует уделить половым органам, их нужно мыть спереди назад, во избежание попадания инфекции из анального отверстия. Купая малыша, поддерживайте его головку. Следите, чтобы вода не попадала в слуховые проходы. Если же этого избежать не удалось, просто подержите ребенку над водой бочком, чтобы вода вытекла из ушка. Новорожденного обычно купают в течение пяти минут, к месяцу время водных процедур увеличивается до 15-20 минут. Температура воды должна быть не менее 36,7 - 37 градусов Цельсия. Для ее измерения нужно купить специальныйтермометр для ванночки .

Во время купания не обязательно каждый день использовать мыло, оно может сушить кожу малыша.

Используйте мыло 2-3 раза в неделю. Тельце малыша можно мыть детской мягкой мочалкой или кусочком мягкой ткани. Не стоит сильно тереть кожу малыша, чтобы не повредить ее. Во время купания, чтобы малышу эта процедура доставляла удовольствие, можно опустить в ванночку игрушки – лягушек, уточек. Когда ребенок будет сидеть, предложите ему немного поиграть в ванне. Если ребенок капризничает, не стоит держать его в воде насильно, его следует быстро вымыть и достать из воды.

Если вы собираетесь приучать ребенка к плаванию с рождения, то вам с самых ранних сроков следует приучать его купаться в большой ванне.

Кормление новорожденного

Кормить ребенка можно «по часам» или «по требованию». Первый способ подразумевает собой кормление через каждые 3,5 часа и ночной сон, продолжительностью 6 часов. Второй способ – это гибкий график. Ребенка в этом случае кормят тогда, когда он сам этого потребует, в том числе и ночью. Современные педиатры пришли к выводу что кормление «по требованию» благоприятно сказывается на психике ребенка и установлении контакта с матерью. Да, и какая мать выдержит, если ее младенец мучается от голода, а до кормления еще час! Первое время, пока соски не адаптировались к вскармливанию, держать ребенка у груди нужно не более 15 минут во избежание трещин. Кормить нужно, чередуя правую и левую грудь. Пока ребенок получает молоко из одной груди, вторая накапливает пищу для следующего кормления. После кормления, не лишним будет подержать ребенка в вертикальном положении, чтобы отошел воздух, который он мог заглотать во время сосания. В жаркое время, необходимо обязательно поить ребенка кипяченой водой, сначала с ложечки, а чуть позже из бутылочки. Можно поить и зимой, многие мамы делают это независимо от времени года.
Первое время ребенка обычно пеленают. Кто-то делает это до двух месяцев, кто-то первую неделю, а кто-то не пеленает вообще. Оптимальным вариантом считается пеленать одну-две недели, а потом еще неделю только на время ночного сна. А пока ручки ребенка тянутся к личику необходимо одевать его в распашонки с «варежками - антицарапками», чтобы он не смог повредить нежную кожицу своего лица и глаза. После того, как вы перестанете использовать такие распашонки, нужно будет тщательно следить за ногтями малыша. Их нужно постригать специальными ножницами с закругленными кончиками.

Стирка вещей новорожденного

Пеленки и одежду ребенка необходимо стирать только с применением специальных детских моющих средств. Первое время, до заживления пупочной ранки, одежду и пеленки нужно проглаживать утюгом с обеих сторон.

Напоследок, хотелось бы заметить, чтоприкасаться к ребенку всегда нужно чистыми руками , об этом не стесняйтесь говорить и вашим гостям. Соски, бутылочки, погремушки и другие вещи ребенка после покупки дезинфицируйте. Бутылочку и соски перед каждым применением промывайте кипятком. Пустышку чаще мойте кипяченой водой. Избегайте громких и резких звуков в присутствие малыша, разговаривайте с ним, держите на ручках, гладьте по волосам. Пусть ваш малыш растет крепким, здоровым и жизнерадостным!

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Когда рождается новый человек, на небе загорается еще одна звезда. Так ли это на самом деле или это еще одна красивая легенда? Но как бы там ни было, новое солнышко появляется в доме, и вокруг малыша, пока он не подрастет, будут вращаться все домашние планеты: и мама, и папа, и обе бабушки, и оба дедушки, и все другие родственники.

К появлению в доме крохотного новорожденного чаще всего готовятся заранее. И если покупать шапочки, ползунки и пеленки чаще всего не спешат, пока малыш не родится, то комнату или хотя бы уголок стараются подготовить заранее, присматривают коляску и кроватку, ванночку и весы, а будущие родители, если и не посещают курсы, то ищут самую разную информацию о том, как ухаживать за деткой.

Казалось бы, недостатка в любых сведениях сегодня просто не может быть, однако же любые сведения — это теория, а когда пищащий кружевной конверт оказывается в доме, то немудрено что-то забыть или перепутать. Конечно, опытные мамы, которые уже имеют хотя бы одного ребенка, не растеряются и точно знают ответы на многие вопросы. Но вот молодые мамы, родившие впервые, часто оказываются в некотором замешательстве.

Однако ребенок — это не кукла, и он требует ежесекундного внимания, постоянной заботы и умения помнить о многих вещах одновременно. Безусловно, навыки по уходу за новорожденным непременно появятся, причем случится это достаточно быстро, однако первые недели после возвращения из роддома могут оказаться довольно хлопотными.

Грудничок в доме: главные правила

Когда в доме появляется новорожденный малыш, то главного, необходимого и обязательного становится столько, что из этого огромного списка приходится выбирать то, что важнее всего остального.

Кто поможет? Кто подскажет? Ведь любые теоретические знания оказываются совершенно неприменимыми на практике, когда на тебя смотрит человечище с весом около трех с половиной килограммов (а ведь бывает и меньше). Даже очень деятельные и решительные молодые женщины могут оказаться в растерянности. На помощь супруга можно не особенно рассчитывать, потому что его смелость распространяется еще на меньшее.

И именно поэтому не просто важно, а архиважно и экстраважно, чтобы рядом находился кто-то опытный, кто уже имел дело с новорожденными младенцами и умеет с ними обходится. Причем было бы неплохо, чтобы этот человек (а это может быть мама, сестра, которая уже имеет детей, подруга или даже соседка) постоянно находился рядом хотя бы пару дней. За это время молодая мама придет в себя, немного освоится с ситуацией и освоит важнейшие практические навыки, которые просто необходимы при уходе за новорожденным.

Кроме того, действительно важно, чтобы все необходимое для малыша на этом этапе его жизни уже было куплено, постирано, проглажено, помыто и продезинфицировано и лежало не «где-то в шкафу» или «на той полке», а было действительно под рукой, и чтобы на поиски не надо было тратить ни одной секунды и ни одной нервной клетки.

Теперь можно переходить и к другим очень важным пунктам.

Кормление новорожденного младенца

Всемирная Организация Здравоохранения и все современные педиатры мира абсолютно единогласны в том, что касается кормления новорожденных: даже самые лучшие смеси не способны заменить грудное молоко, поэтому, если лактация нормальная, то кормить ребенка необходимо только грудным молоком.

Давно известно и неоднократно подтверждено во многих исследованиях, что грудное молоко для новорожденного — это не только еда, которая обеспечивает быстро развивающийся организм всеми необходимыми питательными веществами, но и самая главная защита от заболеваний, поскольку незрелая иммунная система малыша еще не способна надежно его защитить от бактерий и вирусов, а с грудным молоком кроха получает необходимую защиту.

Грудное молоко стерильно, в нем содержится достаточно много необходимой для полноценного развития и роста лактозы, а также идеально сбалансированный состав жиров, протеинов, аминокислот. Содержатся в грудном молоке и все необходимые витамины и минералы, в том числе и кальций, который жизненно необходим для роста и для формирования всех костей скелета, а также для полноценного развития всего организма.

Но, наверное, самое важное то, что СВДС (синдром внезапной детской смерти) иногда связывают со сном грудничка в родительской постели. Однозначных и абсолютно бесспорных доказательств зависимости СВДС от сна в одной постели со взрослыми не существует, однако разве стоит рисковать, если есть хотя бы минимальные сомнения? А сомнений в этом вопросе возникает немало.

Конечно же, место для сна новорожденного определяют родители, однако не будет лишним прислушаться к советам врачей и ученых и принять во внимание опыт миллионов семей.

Новорожденный и окружающая среда

Какой должна быть температура воздуха в комнате, где живет младенец? Нужно ли проветривать эту комнату и как часто это следует делать? Эти вопросы интересуют и родителей, и бабушек, однако же многие имеют свою точку зрения, которая, к сожалению, нередко далека от правильной.

Что касается температуры воздуха в помещении, то она не должна опускаться ниже 20 °С, но и выше 22-23 °С — это многовато. В помещении, где находится малыш, не должно быть жарко, потому что слишком высокая температура в помещении приводит к быстрому размножению бактерий, к понижению иммунитета, который и так еще практически отсутствует и находится только на стадии формирования, к беспокойному сну.

Безусловно, в комнате, где находится малыш, не должно быть сквозняков, однако проветривания комнаты должны быть обязательными и регулярными. Именно проветривание позволяет очистить воздух от вирусов и бактерий, регулировать температуру воздуха и немного воздействовать на влажность.

Проветривать комнату — это не значит сделать крохотную щелочку, слегка приоткрыв малюсенькую форточку минуты на три, проделывая эту процедуру раз в неделю.

Проветривать комнату, в которой живет маленький ребенок, следует несколько раз в день.

Окно для проветривания (а в холодное время года форточку) следует открывать полностью и проветривать не менее десяти минут (если на улице очень холодно, то не менее пяти минут). Малыша на время проветривания лучше выносить из комнаты.

Очень важный параметр воздуха в комнате — влажность . Регулировать влажность немного сложнее, однако существует и специальное оборудование, позволяющее увлажнять или осушать воздух в помещении, и проверенные «домашние» способы. Например, чтобы увеличить влажность в комнате зимой, на батареи можно положить мокрые полотенца.

Крайне важен и такой показатель, как запыленность воздуха. Чтобы малыш чувствовал себя максимально комфортно, необходимо ежедневно проводить влажную уборку. Кроме того, пока ребенок совсем крошечный, лучше убрать любые ковры и ковровые дорожки, а также все то, что может притягивать и собирать пыль.

Что касается комнатных растений, то из комнаты, где спит грудной младенец, их все же лучше убрать, потому что на листьях собирается немало пыли, да и сами комнатные растения (а большинство комнатных растений экзотические) могут выделять в воздух не очень полезные для ребенка вещества. Когда же малыш немного подрастет и окрепнет, все вазоны смогут вернуться на свое место.

Очень важны для младенца . Длительность первой прогулки может быть до получаса, затем прогулка будет становиться все более длительной. Отправляясь на прогулку, необходимо взять с собой все, что может понадобиться малышу: и запасные пеленки и подгузники, и питьевую водичку, и специальные детские мокрые салфетки с экстрактом ромашки, и другие необходимые предметы.

Однако прогулка будет полезной только тогда, когда поблизости не будет оживленных автомобильных магистралей или других подобных объектов, которые загрязняют воздух. Конечно же, лучше гулять в парке или в сквере, в крайнем случае — в тихом дворе. Если гулять на улице нет возможности, коляску с малышом можно оставлять на балконе.

Конечно же, на нескольких страницах невозможно рассказать обо всем, что следует знать молодой маме, однако опыт придет очень быстро, и неуверенные движения станут ловкими и сноровистыми. Главное — доверять своей интуиции, любить малыша и прислушиваться к мнению педиатра. Очень важно спрашивать обо всем, что вызывает хоть малейшие сомнения, потому что от своевременного правильного ответа даже на самый, казалось бы, крошечный вопрос, может зависеть благополучие крохи.

Внимание! При возникновении любых вопросов по поводу ухода за новорожденным младенцем или по поводу его здоровья следует немедленно обращаться к педиатру, который наблюдает за этим ребенком. Телефоны врача, патронажной медсестры и детской поликлиники, как и телефоны служб неотложной медицинской помощи, всегда должны находиться на видном месте.

Выводы

Малыш родился — на небе зажглась еще одна звезда. А это значит, что эта кроха может стать звездой спорта или звездой оперы, звездой политики или дипломатии, звездой в любой области и отрасли. Но пока что это настолько крохотное существо, что даже мама побаивается к нему прикасаться.

Конечно, эти опасения не будут долгими и мама быстро научится и пеленать, и кормить, и срезать крохотные ноготки на миниатюрных пальчиках, однако появятся другие опасения: а не получит ли «пару» на уроке, а не подерется ли во дворе, а не забыл ли пообедать…

Но разве есть более приятные хлопоты и переживания, чем переживания о своем ребенке? А пока что мама беспокоится о пеленании и кормлении, о прогулках и проветриваниях, и даже прорезывание первого зуба ей кажется весьма отдаленным будущим. Но главное, что должна знать каждая мама, — в ее руках сейчас и будущее этого малыша, и будущее семьи, и будущее страны. И даже будущее всего человечества сейчас в руках молодой женщины, которая с некоторой опаской пытается впервые в жизни поменять пеленки вопящего сокровища.