Домой / Перманентный / Основы семьи в древней греции. «у нас есть блюдо, которое готовится почти сутки!»: рубрика «готовим с нашей» в гостях у греческой семьи

Основы семьи в древней греции. «у нас есть блюдо, которое готовится почти сутки!»: рубрика «готовим с нашей» в гостях у греческой семьи

Греция — страна с богатым культурным наследием и своими обычаями и традициями. Ведь это древнейшее в мире государство, а это значит, что огромное количество традиций сложилось много веков назад.

Ведь именно греки подарили нам Олимпийские игры и такую науку, как философия, а это значит, что и сегодня, Греция является своеобразным культурным центром не только в Европе, но и в мире. Сегодня мы постараемся понять, какие же существуют традиции Греции, а также вспомним об обычаях страны, постараемся в них разобраться.

Сезон для отдыха длится круглогодично, поэтом только Вам решать, когда и куда лучше ехать в Грецию. В любом случае такая поездка принесет только положительные эмоции.

Язык в Греции

Одним из символов греческой культуры является язык. Этот язык был сформирован еще в 12 веке. Тогда, на этом языке разговаривали во всей восточной части Средиземноморья. Сегодня, он претерпел сильные изменения, но основа осталась та же, просто появилось очень много новых диалектов, например, турецких или славянских.

Греки очень трепетно относятся к своему языку. Если туристу удается выучить хотя бы несколько слов на греческом языке, то это всегда будет преимуществом при общении с местными жителями. В Греции существует несколько особенностей в языке, например, в Греции, как и в Болгарии, слово «нэ» — это означает утвердительное да.

Религия в Греции

Религия здесь уходит своими корнями в древние времена. Сегодня более 98% греческого населения – верующие, они постоянно посещают христианские храмы. Ведь недаром эта страна сегодня считается центром православного мира, практически в каждой части страны, даже в маленьком городке.

Принято иметь собственного «святого», а также даже отдельный праздник в его честь. Такой праздник носит название «пангири» — это своеобразный культурный фестиваль, которой отмечается жителями той или иной страны, при этом организовываются праздничные мероприятия, представления с песнями и танцами.

Как и в любом современном обществе в стране официально разрешены гражданские браки, но при этом большинство жителей до сих пор венчаются в церкви, по правилам православного мира.

Греция и по сей день является не только центром православного мира, но и центром монастырской жизни. Именно здесь сегодня больше 800 монастырей, например, один из крупнейших находится на острове Афон. Кстати, как не странно, хотя традиции Греции тесно связаны с религией, при всей религиозности греков, они не являются ярыми «фанатиками», они спокойно и почтительно относятся к своей вере, соблюдают все основные правила.

Стоит отметить, хотя жители очень набожны , но при этом практически каждый местный очень суеверен. Древне-языческие традиции являются неотъемлемой частью современной жизни.

Также некрасиво и нетактично кого-то особо нахваливать, многие пользуются оберегами, например, вешают на одежду голубую бусину, с глазком внутри. Нам, туристам такое украшение известно, как «кошачий глаз». Именно такой сувенир можно приобрести в каждой торговой лавке в любой точке. Греки часто следуют даже самым странным правилам, например, при ощущении опасности, тут же начнут плевать через плечо, как это принято 3 раза.

Праздники в Греции

Одним из самых традиционных праздников страны является Пасха. Обязательно все жители отмечают этот праздник, пекут куличи, которые у них носят название чуреки или по-нашему кексы, красят яйца. В пятницу перед пасхой не принято организовывать шумных празднеств и застолий, в субботу же перед светлым праздником греки наряжаются в самую нарядную одежду и идут в церковь. В сам же праздник организовываются шумные гулянья с изобилием еды и питья.

Как здесь отмечают карнавалы

Очень странно, что карнавалы у большинства населения в мире ассоциируются с Бразилией, но это далеко не так. Карнавалы в Греции напоминают Масленицу в России .

Жители приобретают или шьют самостоятельно карнавальные костюмы, идут на улицу, бары, рестораны и другие развлекательные заведения и танцуют и поют нередко до самого утра. Посещая Грецию в этот период, нужно продумать, что взять в Грецию, возможно Вам тоже захочется поучаствовать в греческом карнавале.

Рождество в Греции

Традиционно в Греции отмечают Рождество 25 декабря. В Рождество обычно вся семья собирается вместе, накрывают огромный стол с традиционными блюдами греческой кухни. Принято также в этот праздник давать бедных, какие либо продукты и угощения, чаще всего – это рождественское печенье. Кстати, каждая хозяйка имеет свой секретный рецепт такого угощенья.

Семейные традиции

В Греции традиционно очень большие семьи, так в населенных пунктах и деревнях вся семья, несколько ее поколений живут в одном доме. Часто родители работают на земле, а бабушки и дедушки присматривают за внуками.

Конечно, в больших мегаполисах семьи все чаще и чаще живут отдельно, но при этом при каждом удобном случае стараются собраться всей семьей. При этом для любого грека семья – это не только родители и дети, а также и все кузины, кузены, дяди и тети и даже очень дальние родственники, порой, и сами греки не помнят, кем им приходится тот или иной член семьи.

Каждый грек чувствует тягу к своей родине, даже оказавшись в другой стране или даже на другом континенте. Если грек встретит кого-то из своей местности, то это для него будет огромным счастьем. Земледелие издревле было традиционным занятием, так и сегодня греки стараются кроме дома или квартиры в мегаполисе также приобрести дом, где то в деревне или поселке. Именно там греки проводят свои выходные или отпуска.

Кстати, Греки всегда все семейные праздники, отпуска или просто выходные стабильно проводят вместе, нередко местом для отдыха может случить именно такая «греческая дача», где собирается все бесчисленная родня.

В Греции роль мужчины и женщины изначально была разделена. Так мужчина считается добытчиком и кормильцем в семье, а женщина должна посвятить себя семье. Но при этом, даже с приходом Османской империи в Грецию, здесь женщина всегда занимала определенное место в обществе. Так и сегодня, женщины и мужчины имеют одинаковые права, женщины могут быть государственными чиновниками, и даже занять пост главы государства.

Кстати статус матери и бабушки очень почитаемы здесь, а не только в их собственной семье. Так, например даже если женщина выходит замуж, то она имеет право так и оставаться на своей девичьей фамилии. Именно женщины в Греции считаются одними из самых эмансипированных на территории всей Восточной Европы. Кстати даже есть в Греции в ее северной части праздник, который посвящен взаимоотношениям между мужчиной и женщиной.

Обычно такой праздник отмечают 8 декабря, в этот день мужчины и женщинами меняются ролями, так мужчина занимается весь день домашними делами, а женщины встречаются с подругами и посещают бары и рестораны. Такой праздник давно уже воспринимается с юмором и даже сегодня, все больше и больше районов тоже отмечают его с огромным удовольствием.

Быт молодой семьи

Когда молодая пара решает соединить узами брака, то встает вопрос о том, как же будет устроен их быт. В Греции, как нигде, родители очень яро стараются помочь молодым устроиться в новом жилье. Греки вообще очень любят своих детей, поэтому после свадьбы дают своим детям все необходимое в хозяйстве.

В Греции можно нередко увидеть огромное количество недостроенных домов. На самом деле эти дома были куплены для того, чтобы, когда подросшие дети решат строить свою отдельную семью им можно отдать это строение и совместными усилиями довести до ума.

В Греции традиционно родители достраивают дом для девочек – дочерей, именно они являются наследниками своих родителей, сыновья же – это наследники бабушек и дедушек. Дети для грек – это святое , даже после их женитьбы, родители неустанно опекают молодую семью и с огромным удовольствием возятся с внуками. Нередко можно даже встретить семью, которая отправляется на заработки в другой город, а детей оставляют с бабушками и дедушками, для греков это совершенно нормально.

В целом отношения в семье у греков стандартное, такое же, какое принято в европейском обществе. Уважение к старшим, уважение к женщине и всеобъемлющая любовь к детям.

Гостеприимство жителей

Практически для каждого грека гость – это что-то святое. Гостеприимство приравнивают к честности или к храбрости. В Греции принято принимать гостей у себя, а не приглашать их в ресторан или какое-то другое заведение. У греков даже есть такое суеверие, какой пришел самый первый из гостей, таким и будет вся следующая неделя.

Если гость пришел тихий и спокойный, значит и неделя не принесет каких-либо потрясений. Греки самостоятельно организуют весь праздник, от гостя требуется лишь соблюдение нехитрых, порой даже смешных правил. Входить в дом к греку нужно с правой ноги , при входе в дом пожелать, что-либо хорошее всем присутствующим, подарить небольшой недорогой презент хозяевам дома и так далее.

В качестве подарка можно преподнести вино, шоколад или цветы. Застолье у греков обычно обильное и продолжается очень долго. Каких либо правил за столом не существует, главное это позитивный настрой и искреннее отношение к хозяевам.

Греция страна, которая имеет огромное количество традиций и обычаев. Понять традиции Греции очень трудно порой, не посетив эту сказочную страну. В любом случае каждый турист проникнется радушием греков и их традициями, которые сохранились с самых древних времен.

В гомеровский период греческая семья была очень многочисленной, и все ее члены жили под одной крышей. Для большинства греков брак являлся договором, который заключали между собой главы двух семейств с целью продолжения рода. "В Греции брак по любви не существует", так заявлял А. Боннар. Государство так же было заинтересовано в укреплении семьи, так как это приумножала число граждан, пополняло ряды граждан. Таким образом, брак становился гражданской обязанностью граждан. В Афинах общественное мнение, если не игнорировало их, то все же не оказывало того уважения, каким окружались семейные люди. В Спарте безбрачие - агамия влекло за собой атимию - утрату личной и гражданской чести. К несемейным спартанцам применяя суровые наказания: зимой такой человек в обнаженном виде выводился на агору, обходил ее, распевая песню о том, что он заслуженно несет наказание. Другой мерой был крупный штраф. Семья являлась важным институтом и с точки зрения религии, так как на потомство возлагались культовые обязанности ухода за предками. Девушек в Афинах выдавали замуж очень рано: в 12 - 15 лет. В период архаики выбор мужа для дочери был правом отца. Он приглашал к себе в дом на длительное время несколько претендентов, наблюдал их манеру поведения, оценивал физическую подготовку, характер, подарки. В классическую эпоху эта форма сохранилась с незначительными изменениями. В Спарте, согласно закону Ликурга, молодые люди выбирали себе жен из бедных семей, это необходимо было для того, чтобы воспрепятствовать концентрации богатства в одной семье. В Спарте браки между различными социальными группами были допустимы и дети от них считались свободными. В Афинах дети считались гражданами государства лишь в том случае, если отец и мать были чистокровными афинянами. Заключению брака предшествовал акт обручения. Его значение было велико, так как в ходе его оговаривались имущественные отношения супругами, размер приданного, а также та его часть, что оставалась за невестой в случае развода (мейлия) Приданное было не обязательны условием, но его старались дать для большей обеспеченности прочности брака. Обряд бракосочетания начинался в доме невесты, под покровительством домашних богов, дом невесты украшался. Сама новобрачная совершала омовение у местного священного источника, затем на нее надевали свадебный наряд. Отец приносил жертву и произносил специальную формулу, тем самым освобождая, от жертвоприношения своим предкам и отлучал от родительского дома. С этого момента девушка переходила под власть мужа и была обязана принимать участие в поклонении домашним богам и предкам своего избранника. Затем начинался пир, во время которого невеста с закрытым покрывалом лицом сидела за отдельным столом со своими подругами. После окончания торжества в родительском доме невесту переводили в дом мужа. Ее везли на колеснице под пение свадебного гимна, впереди несли факел, зажженный в доме невесты. В дом мужа невесту через порог переносил на руках муж. При входе в дом жениха невесту осыпали орехами, финиками, монетами, что символизировало пожелание успеха и достатка. В доме мужа проходил заключительный этап брачной церемонии. Невесту кропили очистительной водой и приобщали к очагу мужа: новобрачные приносили жертву предкам и вместе совершали легкую трапезу пирогом, хлебом и фруктами. Во время пира молодоженам подносили ценные подарки, а после пира провожали в брачный покой - талам. Друзья и подруги новобрачных распевали под дверью свадебные гимны - эпиталамы.

Греки, первыми из древних народов начала соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина.

Все греки, в каких бы полисах они не жили имели общие взгляды на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы принять от отцов обязанности по отношению государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.

Производя на свет детей, гражданин выполнял и свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы и сохраняя семейные традиции. Наконец, вступая в брак, человек преследовал и сугубо личные цели - в старости обрести в детях опору.

Важнейшим считалось все же исполнение долга перед государством, и именно поэтому, в Афинах, хотя и не было формального правового принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Причем рекомендуемый возраст для мужчин был 30-35 лет, а для женщин 14-18. В Спарте бал даже закон против ревностных холостяков, их облагали крупным штрафом за уклонение от своих обязанностей перед государством.

Молодые спартанцы женились гораздо раньше афинян.

Этому способствовали большая свобода, которой пользовались спартанские девушки по сравнению с афинскими, законодательные постановления, поощрявшие брак, и всеобщее презрение, которому подвергались старые холостяки.

Хотя брак заключался не иначе как с согласия родителей невесты, по стародавнему обычаю жених выкрадывал невесту из семьи (разумеется, с ведома последней) и скрывал ее у подруги. Там ей остригали волосы и одев, в мужское платье и башмаки, прятали в темной горнице, где она оставалась до тех пор, пока жених, поужинав за общим столом, не приходил к ней тайком, чтобы снять с нее пояс - символ девственности. Но и после этого молодые виделись лишь украдкой, и в дом мужа жена входила открыто лишь спустя некоторое время после брака.

В Афинах обручение жениха и невесты сопровождалось жертвоприношениями покровителям брака - богам Зевсу и Гере. Днем молодые мылись в бане, а вечером в доме невесты устраивался пир, в котором участвовали и женщины, но отдельно от мужчин. После пира жених увозил невесту к себе.

Прибыв к дому, новобрачный переносил невесту через порог, тем самым подчеркивая ее особое положение в доме, в отличие от других женщин.

В классической Греции свобода женщин, особенно афинских, подверглась существенным ограничениям. То, сто даже свободнорожденные женщины не имела гражданских прав, было в древнем обществе повсеместным явлением. Однако, и в частной жизни женщина все больше зависела от мужчины, во все большей мере подчинялась его власти и опеке. Девушкой в доме отца, она во всем должна была повиноваться воле своего родителя, а в случае его смерти - воле брата или опекуна, назначенного ей по завещанию отца или по решению должностных лиц государства. Становясь замужней женщиной, она и вовсе теряла всякую самостоятельность. Она не могла сама принимать решения, касающиеся ее имущественных дел, не имела она и такой свободы передвижения, какой располагали женщины более ранней эпохи. Почти все дни афинянки проводили на женской половине дома - в гинекее, занимаясь домашним хозяйством, воспитанием детей, пока те были совсем маленькие.

На улицу афинская женщина всегда выходила в сопровождении рабыни, причем скромность заставляла госпожу прикрывать лицо от взоров встречных мужчин. Афиняне были убеждены, что женщина должна поступать и вести себя так, чтобы о ней нельзя было сказать ни хорошего, ни дурного; она просто вообще не должна была привлекать к себе чье-то внимание, а выходить на улицу чаще ей удавалось по достижении только такого возраста, когда о ней можно было скорее спросить: чья это мать, нежели: чья это жена.

Лишь участие в религиозных обрядах и праздниках позволяло афинским женщинам ненадолго покидать гикеней и присоединяться к ликующей толпе.

Целью брака является рождения детей.

Вместе с тем часто греки старались избавиться от здоровых детей, в особенности девочек. Женщины не представляли ценности как рабочая сила.

Часто число детей в семье ограничивалось 2-3.

В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская.

Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и сч?ту, и позже (или одновременно) - кифаристские школы, где учились музыке. С 12-13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимназии.

В Спарте контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни реб?нка: новорожд?нных осматривали члены герусии и отбирали для государственного воспитания только здоровых детей (хилых и болезненных, по преданию, сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта). До 7 лет дети воспитывались дома.

Существовавшая с середины 6 в. до н. э. система государственного школьного обучения была обязательна для каждого спартиата от 8- до 20-летнего возраста. Подобная же система существовала с 5 в. до н.э. на Крите, в Фуриях и в Трезене.

В этих школах велось преимущественно военно-спортивное и общественно-религиозное обучение. В Астипалее, Микалессе, на Хиосе и в др. полисах в 5 в. до н. э. были и частные школы. Эти школы с одним учителем имели определ?нную специализацию, поэтому дети от 6-7 и до 14 лет посещали обычно не одну школу, а несколько - для обучения разным предметам.

Занятия происходили в частных зданиях. Ученики писали на вощ?ных табличках, позднее на папирусе. Чтение (после усвоения грамматики) сводилось преимущественно к ознакомлению с классическими произведениями. Обучение арифметике, чтению и письму происходило одновременно (т. к. цифры изображались буквами).

Дальнейшее образование дети 13-15 лет получали в гимнасии. В Аттике гимнасии были организованы преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц - гимнасиархов. В восточной Греции и особенно в Ионии обучение в школах, доступное для всех свободнорожд?нных, велось педагогами (оплачивались за сч?т общества) и было рассчитано на два года. В некоторых местах (например, в Пергаме и Теосе) существовали подобные школы для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Гимнасии распространились по всей Греции. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18-20 лет проходили подготовку в эфебии.

Зачатками высшего образования в Греции можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных уч?ных (риторов, софистов, медиков и др.). "Школы" в этих случаях именовались по имени уч?ного или месту обучения (Академия - школа Платона, школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).

Образование в Греции, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения). По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Греции получила педагогика, преимущественно как теория системы образования (Платон, Аристотель, Демокрит). В Греции возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития греческих полисов физическое воспитание и военное обучение занимали не только в Спарте, но и в демократических общинах важное место.

После завоевания Греции сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание вс? более уступало место гуманитарному образованию. В этот период наиболее известные центры высшего образования сосредоточились в городах, обладавших большими библиотеками (в Александрии, Пергаме, на Родосе, в Антиохии, на Оронте и др.). Система древнегреческого образования легла в основу не только римского, но и позднейшего европейского и арабского.


ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

Заочное отделение

Юридический Факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История государства и права зарубежных стран

На тему: Семейно-брачные отношения в Древней Греции.

Выполнил: студент 22-22з гр. 1 курса

Юриспруденция

Фамилия: Сотников

Имя: Сергей

Отчество: Викторович

Проверил: Шкаревский Д.Н

Сургут 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции 5
2. Отношения отцов и детей 6
3. Положение женщины 8
4. Понятие и цель брака 12
5. Брако-разводный процесс 14
6. Имущественные отношения супругов 17
Заключение 22
Казус 23
Список использованной литературы 24

Введение

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.
Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно- правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.
Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.
На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.
Семья и право является одним из фундаментальных институтов общества всех времен. Во всех древнейших цивилизациях семья была главным институтом общества, основной функцией которой было воспроизведение населения. Также она выполняла экономическую, социально-статусную функции. Таким образом, данная тема является наиболее актуальной и в настоящее время.
Цель работы изучить особенности семейно-брачных отношений в Древней Греции.
Исходя их цели, можно выделить следующие основные задачи:
- изучить особенности брачно-семейного права Древней Греции;
- рассмотреть положение женщины в Древней Греции;
- рассмотреть понятие и цели брака в Древней Греции;
- изучить особенности брако-разводного процесса в Древней Греции;
- в заключении работы сделать необходимые выводы.

1. Особенности брачно-семейного права Древней Греции

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи. Развод для мужчин был свободен, для женщин, занимавших в семье подчиненное положение, развестись было сложно. Родительская власть, первоначально очень широкая, ослабляется с течением времени.
Господствующей формой брака становится в период империи брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Брак по расчету - особенно в среде имущих классов общества - становится обыкновенным явлением. При этом господство мужа в семье (хотя и лишенное прежних атрибутов власти) признается как в праве, так и в обычае.
Освободившись от религиозных и моральных оков прошлой эпохи, брак сделался легкорасторжимым, непрочным. Император Август (27г. до н.э. - 14г. н.э.) пытался исправить положение с помощью репрессивного законодательства. Была установлена в числе прочего уголовная ответственность жены за супружескую неверность, ограничено право разводов. Лицам, не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Лица, хотя и состоящие в браке, но не имеющие детей, могли принимать его в половинном размере.
Был, наконец, введен налог на безбрачие. Закон устанавливал, естественно, и брачный возраст: от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин.
Раздельность имущества супругов становится общим правилом. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены.
Меняется к лучшему и положение детей. Власть отца над ними ослабевает. Убийство детей признается преступлением. Освобождение сыновей из-под власти отца намного облегчается. Предоставление сыну особого имущества еще при жизни отца (пекулия) получает защиту претора. Облегчается порядок усыновления внебрачных детей и т.д.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали другие родственники. Наследование по завещанию вводится реформой Солона. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

2. Отношения отцов и детей

Дети в древней Греции полностью находились под властью отца.
На седьмой день после рождения ребенка совершалась церемония, называвшаяся «амфидромия». В этот день вход в дом украшался венками из листьев оливкового дерева, если новорожденный был мальчик, и гирляндами из шерсти, если это была девочка. Женщины, помогавшие роженице, мыли себе руки в знак очищения. Одна из них брала ребенка на руки и быстро обносила его вокруг очага, приобщая его тем самым к домашнему культу; затем было пиршество, на которое собирались родственники и друзья семейства.
На десятый день ребенку давалось имя. Собирались родственники и друзья для жертвоприношения и пира, причем обычно ребенку дарили подарки: игрушки или маленькие украшения, вешавшиеся ему на шею.
Исполнение этой церемонии служило доказательством, что отец признавал ребенка своим.
Но в течение нескольких первых дней после рождения отец также имел право не признать ребенка, если только он сомневался в его законности. Он имел право отказаться от него, даже если и считал его своим, иногда такое случалось, особенно когда дело шло о девочках. Во всяком случае, если отец был слишком беден, чтобы прокормить своего ребенка, он имел право отнести его к городским властям; они обязаны были содержать его за государственный счет, причем предполагалось, что тот человек, который возьмет его себе на воспитание, чтобы возместить свои расходы, воспользуется впоследствии ребенком как рабом.
Кроме того, отец имел право отречься от сына и, следовательно, лишить его наследства, если тот плохо вел себя по отношению к нему. Такое право признавалось за отцом в особенности законами Солона. На отца обязанность по этому вопросу обращаться к семейному совету и подчиняться решению большинства. Но этого не было даже в Афинах, и отцу достаточно было объявить свою волю публично через глашатая; над ним не было другого контроля, кроме общественного мнения. Но такие случаи происходили очень редко.
Наконец, отец имел право назначать опекунов к своим несовершеннолетним детям и назначить в своем завещании мужа, за которого его дочь была обязана выйти замуж.
Власть отца над детьми кончалась с достижением ими совершеннолетия, которое совпадало или с истечением восемнадцатого года, или с его началом.
Главная обязанность детей (в основном, сыновей) в Древней Греции состояла в том, чтобы почитать и повиноваться своим родителям. Эти две обязанности были основными и самыми важными, так что, все остальные обязанности перед ними меркнут.
Во-первых, сын обязан был заботиться о содержании родителей, если они в том нуждаются. Закон повелевает содержать родителей, родителями же считаются отец, мать, дед, бабка, прадед и прабабка. Была тесная связь между правом наследовать и обязанностью заботиться о пропитании.
То есть, если бы наследодатель был еще жив и не имел средств к существованию, то обязанность заботиться о его пропитании лежала бы именно на наследнике. Сын освобождался от этой необходимости только в одном случае: если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-либо ремеслу, он терял всякое право на материальное содержание от него.
Во-вторых, сын обязан был воздавать своим умершим родителям почести, предписанные законами религии. Преступлением считалось уничтожение сыном могилы родителей и лишение их тех погребальных почестей, которых они требовали.
Сын, не исполнявший этих обязанностей по отношению к своим родителям, мог быть предан правосудию. Выбор наказания предоставляли решению суда, который иногда выносил смертный приговор.

3. Положение женщины

Положение женщины в древнегреческом государстве, в зависимости от того, в каком полисе она проживала, в Спарте или в Афинах, значительно различалось.
Спартанские женщины.
В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем где-либо в остальной Греции. Воспитание здесь сближало их с мужчинами; они привыкали с детства чувствовать себя гражданками и принимать близко к сердцу общественные интересы. В мужестве, патриотизме и самоотречении они ничуть не уступали мужчинам: вот объяснение того почтения, которым они пользовались. Похвала или порицание со стороны женщин значили очень много; с их мнением считались даже в вопросах, выходивших из области их компетенции. Женское влияние в Спарте было таково, что остальные греки в шутку называли спартанское управление правлением женщин.
Все это, однако, не мешало им исполнять обязанности жен и матерей. Выйдя замуж, спартанская женщина сразу же вся уходила в заботы о доме. Она не занималась ни прядением, ни ткачеством, эти занятия предоставлялись невольницам, ей же принадлежало только общее наблюдение за хозяйством. Вместе с мужем она следила за воспитанием детей. Отношения замужних женщин к мужчинам были менее свободны, чем отношение молодых девушек. Самое лучшее для замужней женщины - когда о ней не говорят ничего ни хорошего, ни дурного. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Спартанцы объясняли происхождение этого обычая таким образом, что девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть. Эти слова показывают, что в выборе жены личные вкусы в Спарте имели большее значение, чем где-либо в Греции.
Афинские женщины.
Затворничество в Афинах строго предписывалось только девушкам, что же касается замужних женщин, то этот обычай был более снисходительным, а в некоторых случаях даже совсем не соблюдался. Жена богатого гражданина могла легко соблюдать этот обычай и скрываться в глубине своих покоев, но в семьях мало зажиточных женщине ежеминутно приходилось выходить из дома по делам хозяйства. Ей нужно было и идти на рынок закупать провизию, и самой исполнять все то, что обычно должны были делать рабы. Иногда даже случалось, что женщины торговали на общественной площади. Нужда могла заставить некоторых женщин взяться за такое дело, но общее мнение строго порицало женщин за такие занятия.
Внутри своего дома женщины были полными хозяйками. Они наблюдали за рабами и руководили работой своих служанок; на них же лежала обязанность вести все хозяйство по дому и учитывать все расходы. Подобный порядок соблюдался не только у небогатых семей, но и в самых роскошных жилищах хозяйка дома не была полностью свободна от хозяйственных забот; у нее были многочисленные помощники, но она осуществляла общее руководство, никогда не переходившее к ее подчиненным. Вообще афинянка ревниво берегла свою власть в хозяйстве и держалась за нее, потому что не было никаких других занятий, которые могли бы отвлекать ее. Ей была присуща только одна эта роль, и она старалась сохранить за собой эту власть.
Иногда происходили и некоторые злоупотребления. Случалось, что нерадивые и нерасчетливые женщины расточительно тратили провизию. Тогда мужу приходилось вмешиваться в хозяйство и забирать у них ключи от кладовых. Но обычно афинянки заслуживали ту похвалу, как опытные, хорошие хозяйки.
В некоторых случаях даже их бережливость переходила в скупость. Им было тяжело смотреть на уничтожение тех запасов, которые они собирали с такой заботой, и они даже не делали различия между необходимыми расходами и излишествами, относясь к первым с такой же придирчивостью, как и к последним. Афинские жены радовались, когда мужья приносили домой деньги, и не скупились на едкие упреки, когда они их тратили.
У них был еще один недостаток. Зачастую они обладали очень властным характером, любили свою власть и не прочь были дать ее почувствовать при всяком удобном случае. Так как им приходилось жить почти все время среди рабов, отдавая им приказания, браня их за леность, за ошибки и упущения, то они, естественно, привыкали к власти и иной раз, не отличая и хозяина от невольника, обращались с ним в том же тоне. К этому надо еще прибавить, что они очень гордились своей добродетелью, и, сравнивая с легкими нравами мужчин серьезность своей личной жизни, усердное исполнение всех своих обязанностей и свою верность в оберегании чистоты своего домашнего очага, они легко убеждались в своем превосходстве. Затаенные обиды, носимые женщинами в глубине своих сердец, делали их часто раздражительными и при малейшем же поводе вызывали самые сухие и грубые слова, самые резкие обращения по отношению к своим мужьям.
Все эти недостатки были видны еще сильнее у тех богатых женщин, которые замужеством обогащали своих мужей. Они крепко держались за богатство, входившее вместе с ними в хозяйство. Они становились еще более заносчивыми, сами никогда не забывали и другим не позволяли забывать, кто они и что имеют.
Мужья страдали от этих недостатков, но они сами же были в них виноваты. Они ограничили женщину рамками хозяйственных домашних забот, а женщины, отдаваясь им без остатка, приобретали такие качества, от которых трудно было себя уберечь. Главный недостаток афинской семьи состоял в том, что в ней женщина не была тесно связана с жизнью своего мужа. И если бы греки сами понимали этот изъян, с которым заключались браки, то они меньше думали бы о приданом, а больше занялись изучением качеств и недостатков той девушки, на которой предполагали жениться. Но нет, они интересовались, большей частью, тысячью бесполезных вещей: кто был дед и бабка невесты; требовали, чтобы приданое было выложено на сто.
Афинянин слишком охотно вел двойную жизнь. Возвращаясь домой, он забывал или, вернее, замыкал наглухо в себе все то, что занимало его вне дома. Он присутствовал на общественной площади, заседал в собрании и в судах, вел беседы, обсуждал государственные или решал свои торговые дела, но он остерегался говорить своей жене что-либо из того, что он видел или слышал. Эти мысли принадлежали ему, и он хотел сохранить их для себя одного.
Роль афинянки даже в воспитании детей не была велика. С самого начала дети поручались кормилицам. Нет, это не означало, что мать пренебрегала ими. Она, напротив, интересовалась их играми, ласкала их, но между ней и детьми стоял чужой человек. Когда кормилица берет на себя самые тяжелые заботы о детях, она забирает часть той любви, от которой отказывается мать, передавая служанке обязанности, которые не исполняет сама. Мальчики очень рано начинали учиться вне дома. Девочки оставались с матерями, но их образование было очень поверхностно. Когда наступало время женить или выдавать замуж детей, мать не приглашалась к участию в решении их судьбы; этот вопрос отец, в силу закона, решал один. С женщиной не советовались даже тогда, когда дело шло об ее собственной участи, как не спрашивали и при решении судьбы ее дочерей и сыновей.
Единственными событиями, нарушавшими однообразие жизни женщин, были посещения подруг и религиозные церемонии, совершавшиеся ими очень часто. Мужья относились с недоверием к этим посещениям женщин и к разговорам, которые они вели между собой, как будто они сходились только затем, чтобы жаловаться на мужей и придумывать план мести. Женщины не только ходили в гости по соседству, они даже устраивали друг для друга званые пиры.
Во время похорон главная роль принадлежала женщинам. Они же принимали значительное участие и в многочисленных городских празднествах. Им было запрещено присутствовать на великих греческих играх, но разрешалось посещать театральные представления. Эти празднества отрывали их на целый день от их обычных занятий и давали возможность отдохнуть от рутинной работы по дому.
У афинянок, кроме национальных богов, были свои особые божества, к которым они относились с огромным благоговением. Они тайно собирались в специальных домашних молельнях для почитания целого ряда богов, героев и гениев. Здесь повторялось то же, что и с пирами, которые они устраивали друг для друга. Держа женщин в стороне от своей жизни, мужчины тем самым толкали их к невольному обособлению и к созданию собственных верований и развлечений.
Афинская женщина не была презираема. Иначе она не сохранила бы за собой власть над домом.
Афинянин уважал и любил свою жену, не зная ее. Занятый трудами и развлечениями вне дома, он жил возле нее, довольствуясь той добросовестностью, с которой она исполняет свои ежедневные обязанности, не требуя больше ничего. Женщина сама не подозревала, что она могла бы рассчитывать на лучшую участь и на жизнь с более полным духовным содержанием. Так как нравы того времени ограничивали ее узкой областью, она привыкла к такой жизни и обычно мирилась с этим без огорчения.

4. Понятие и цель брака

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Брак - в правовом смысле является формой длительного (обычно пожизненного) союза мужчины и женщины, основанного на любви и удовлетворении инстинкта продолжения рода.
Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам - Афинам и Спарте. Эти города - государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству.
Брачные отношения в Спарте.
Брак в Спарте был «открытым» даже по современным стандартам, в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.
Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Чем же был вызван этот обычай? Тем, что, по представлениям древних, слишком частая интимная близость препятствовала сохранению воинской силы - доминирующей ценности спартанского общества.
Идеалы такой психологии распространялись и на традиции деторождения. Супруга, не имеющая детей от своего мужа, могла принять другого мужчину, чтобы родить ребенка. Если женатый мужчина не хотел интимной близости с женой, но желал иметь детей от другой женщины, то он мог получить соответствующее разрешение, также гарантированное законом.
Мужчины Спарты – это были, прежде всего, воины. Они часто отсутствовали, принимая участие в дальних военных походах. Поэтому женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа. Таким путем они становились владелицами крупных земельных участков. Несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия, брак в значительной степени имел открытый характер.
Брачные отношения в Афинах.
В жизни афинских женщин было гораздо больше ограничений, нежели у их спартанских современниц. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой. В Афинах же считалось, что женщины финансово и юридически должны зависеть от отцов или мужей в целях экономического благосостояния семьи. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила. Значение женщины и вместе с ней брака часто принижалось.
Легендарный древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» возвеличил любовь. Однако многие греческие поэты той эпохи были менее милосердны. Даже супружеская любовь порой подвергалась осмеянию.
Безбрачие же в древнегреческом обществе, как правило, не каралось законом, но считалось серьезным нарушением религиозных традиций. В следствие безбрачия человек подвергался моральному порицанию, которое не влекло за собой утрату гражданских и политических прав.

5. Брако-разводный процесс

Брак был священной церемонией, цель которой заключалась в приобщении молодой девушки к культу ее новой семьи. Греческие писатели обычно применяют к нему выражения, указывающие на его религиозное значение. В древние времена вместо того, чтобы называть брак его собственным именем, «гамос», его обычно обозначали словом «телос», что означает священная церемония, как будто брак был преимущественно священным обрядом.
Эта церемония происходила не в храме; она совершалась дома и под покровительством домашних богов. Правда, с мольбой также обращались и к богам неба, и впоследствии даже вошло в обычай отправляться предварительно в храмы и приносить этим богам жертвы, это называлось приготовлением к браку. Но самая главная и существенная часть церемонии брака должна была всегда исполняться перед домашним очагом.
У греков обряд бракосочетания состоял, так сказать, из трех действий. Первое совершалось перед очагом отца, третье у очага мужа, второе служило переходом от одного к другому".
В родительском доме, в присутствии жениха, отец невесты, окруженный всей семьей, приносил жертву. Окончив жертвоприношение, он провозглашал, произнося священную клятву, что отдает свою дочь в жены тому-то. Это было необходимо, так как молодая девушка не могла бы сразу же отправиться на поклонение очагу мужа, если бы отец предварительно не отрек ее от родительского очага. Для того чтобы вступать в новую семью, она должна была быть свободной от всяких уз и от всякой связи со своей первой семьей.
Девушка переводится в дом мужа. Иногда сам муж ведет ее. В некоторых городах обязанность привести невесту возлагалась на одного из тех священнослужителей, которые назывались «вестниками». Обычно молодую девушку сажали на колесницу, ее лицо закрывалось покрывалом, на голову надевался венок. Венок использовался во всех религиозных церемониях. Платье невесты было белого цвета. Этот цвет требовался для всех одежд, надевавшихся в религиозных обрядах. Впереди несут факел - это брачный факел. На протяжении всего пути сопровождающие невесту поют священный гимн.
Девушка не входит сама в свое новое жилище. Мужу надо похитить невесту, притвориться, что он ее берет силой, а она должна закричать, и женщины, которые сопровождают молодую, должны делать вид, что ее защищают. В чем смысл этого обряда? Означает ли он стыдливость девушки? Вряд ли это так: до стыдливости еще далеко, так как в этом доме сперва предстояло совершить религиозную церемонию. Не показывает ли он нам, что женщина, готовящаяся совершить жертвоприношение этому очагу, сама по себе не имеет на то никакого права, что она приближается к нему не по своей воле и что надо хозяину дома и божества самому ввести ее туда своей собственной властью? Как бы то ни было, после притворной борьбы жених берет ее на руки, переносит ее, тщательно стараясь, чтобы ее ноги не коснулись порога.
Все вышеописанное - лишь приготовление к самой церемонии. Священнодействию предстоит начаться внутри дома.
Подходят к очагу, новобрачную ставят пред лицом домашнего божества. Ее кропят очистительной водой, она прикасается к священному огню. Тут же произносятся молитвы, затем уже новобрачные съедают сообща хлеб и немного плодов.
Это совместное вкушение пищи пред очагом, которое начинается и оканчивается возлиянием и молитвой, соединяет новобрачных во взаимном религиозном общении и в общении с домашними богами.
Развод был почти неизвестен в древние времена Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Очень часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.
В Древне Греции развод был как бы двух видов. То есть, расторжение брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены. Они называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.
Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.
Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.
Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.
Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. Отец, например, имел право развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.
Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия.
Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.
Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, но муж имел право не признать его, если сомневался в его происхождении.
Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый брак с лицом моложе разведенного.

6. Имущественные отношения супругов

Приданое
Жена, как правило, приносила приданое своему мужу. Отец не был обязан давать приданое дочерям, и если он это делал, то по доброй воле. Сын, наоборот, став главой семьи, был связан этим обязательством по отношению к сестрам. В самом деле, так как сын был единственным наследником, то казалось справедливым, чтобы он отдал часть наследства сестрам, чтобы помочь им устроиться, тем более что если они не выходили замуж, то оставались на его попечении. Закон Древней Греции предписывал ближайшим родным наделять бедных девушек-сирот приданым или брать их замуж.
Размер приданого никогда не был большим, за исключением Спарты во второй половине IV века. В Афинах тридцать мин считались средним приданым. Чаще всего оно давалось деньгами или движимостью, но не запрещалось включать в него недвижимость и даже землю.
При назначении приданого не требовалось вмешательство никакой официальной власти. Достаточно было простого заявления перед свидетелями. Не запрещалось присоединять к этому письменный акт или прибегать к некоторым средствам гласности, но и это не было обязательным. Когда кто-либо выдавал свою дочь замуж, то, передавая приданое зятю, он брал от него закладную на его земельную собственность. Такого рода сделка оформлялась при помощи особой надписи на каком-нибудь виде недвижимости.
Имущество, принесенное в приданое, находилось в распоряжении мужа, но он был обязан передать его неприкосновенным своим детям. Если брак расторгался, то муж возвращал приданое родителям жены или выплачивал им за него по 18% его стоимости в год. Если жена умерла раньше мужа и при этом была бездетна, то приданое возвращалось к тем, кто его дал, или к тем, кто представлял их интересы.
Наследование.
В первую очередь в Древней Греции правом на наследство обладали прямые потомки, то есть сыновья, а за неимением сыновей - дочери. Раздел производился поровну. Наследник по прямой линии сам брал в свое распоряжение имущество, и его не нужно было вводить во владение. Приемные дети во всем уравнивались с детьми, родными по крови. Что касается незаконных детей, то на наследование они никакого права не имели. Закон исключал их из семьи и позволял только завещать отдельные суммы не свыше тысячи драхм. После прямых потомков по закону на наследство могли претендовать представители боковых ветвей рода, не допуская род
и т.д.................

Знаменитые Афины, волшебные мифы, легенды, величественные боги – все это мы вспоминаем, когда речь заходит о прекрасной и таинственной Греции, родины античной цивилизации. Греческая культура насчитывает десятки сотен лет и по праву может считаться одной их древнейших в мире. Страна, подарившая миру Олимпийские игры, классическую архитектуру, поэзию, скульптуру, демократию имеет огромное количество народных обычаев. Каждый остров Греции наделен своими традициями и обрядами.

Древние обычаи

Легенды и мифы древней Греции пересказываются и переписываются веками. Древние греки придавали большое значение колдовству и предсказаниям, а пророки и прорицатели пользовались большой славой и уважением местных жителей. Люди приходили к ним толковать сны, предсказывать будущее или навсегда забыть прошлое. По традиции, древнегреческие оракулы придавали глубокий смысл знакам природы. Ими могли быть пролетевшая мимо птица, шум зашелестевшей листвы дуба или журчание воды. Греки ходили в специально отведенные священные места, чтобы увидеть вещий сон и предугадать, таким образом, свое будущее.


Совет

Если вам посчастливилось попасть в Грецию, не удивляйтесь большому количеству праздников, организованных в честь разных богов. У каждого грека есть свой «святой», к которому регулярно обращаются с просьбами и всячески «задабривают» на религиозных торжествах.

Обычаи и традиции современной Греции

Эллада оставила нам прекрасные памятники архитектуры, литературы и театрального искусства. Наряду с ними до наших дней сохранились традиции, обряды и ритуалы, которые соблюдают и в современной Греции.


Украшения и одежда

В Македонии, как и в любой другой стране, с особым трепетом относятся к свадебным обычаям. Украшение невесты, шествие по улицам с музыкой и угощениями, оплакивание невесты - такова греческая традиционная свадьба. Кое-где еще можно увидеть греческую национальную одежду: стиванию, шаровары, темные платки или многоцветные костюмы.


Карнавал

В стране существует обычай устраивать Дионисейские карнавалы. Шествие происходит под музыку духовых инструментов, в маскарадных костюмах с песнями и плясками.


Древний символический ритуал забоя свиньи посвящается церемонии поклонения дереву. Его традиционно обвязывают ленточками. Большое значение греки придают празднованию Пасхи и Рождества. На столы подаются излюбленные закуски и лакомства, повсеместно устраивают колядки и гадания.


Суеверия

Греки очень суеверны, несмотря на свою религиозность. Современные жители пользуются оберегами от порчи в виде голубой бусинки с рисунком, имитирующим радужную оболочку глаза или украшением «кошачий глаз».


Семья и приветствие

Греческие семьи, как правило, очень большие и часто проживают в одном доме все вместе. Сейчас такая особенность характерна для деревень или небольших населенных пунктов. Еще один интересный обычай связан с походом в гости. Входить в греческий дом нужно только с правой ноги, обязательно подарить хозяевам небольшой презент и сказать несколько приятных пожеланий. По традиции, при встрече, и женщины и мужчины два раза целуются в щеку, подставляя по очереди каждую.


Знаете ли Вы каков традиционный режим дня у среднестатистического грека?

Греков можно назвать как жаворонками, так и совами. Просыпаются жители в 5-6 часов утра, а ложатся спать после 23 часов ночи. Но следуя устоявшемуся обычаю, часы сна с лихвой восполняются дневной сиестой, с 14 до 16 часов дня.


Вывод:

Единожды посетив Грецию, вы оставите о ней впечатления на всю жизнь и обязательно захотите вернуться. Но чтобы понять всю глубину устоев, ритуалов и традиций греческого народа, одной поездки недостаточно. Многообразие и глубокий смысл обычаев народ впитывает с молоком матери, а мы можем лишь прикоснуться к культурному наследию страны, но при этом ощутить всю значимость исторической эпохи, чьи отголоски нашли свое место в современном мире.


Обычаи и традиции Греции