Домой / Smoky eyes / Компьютерные программы для обучения родному языку дошкольников. Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Компьютерные программы для обучения родному языку дошкольников. Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.

Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.

Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий

  • Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме
  • Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий

  • Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
  • Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
  • Обучение детей навыкам самоконтроля
  • Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для ребенка

  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
  • Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
  • Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
  • У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  • Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы
  • Системный и деятельностный подход к коррекции
  • Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
  • Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
  • Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы
  • Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
  • Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  • Сокращается время работы с бумажными носителями.
  • Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  • Возможность создания базы данных и медиатеки.
  • Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
  • Визуализация акустических характеристик звуков.
  • Расширение спектра невербальных заданий.

Медиатека логопеда.

I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.

Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
  • Рекомендации для родителей.
  • Презентация с речевыми заданиями.

Компьютерная дидактическая игра — КДИ.

КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Требования к компьютерной дидактической игре

  • Целесообразность КДИ
  • Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
  • Чёткие правила
  • Динамичность КДИ
  • Решение дидактических целей
  • Чёткая система оценивания
  • Возможность рефлексии после игры

Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142

Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.

Логопедический тренажер «Дельфа» – 142

Использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.

Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени.

В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»

Разработана компании IBM. Предназначена для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.

Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.

  1. Модуль «Наличие звука».
  2. Модуль «Громкость».
  3. Модуль «Громкость голоса».
  4. Модуль «Включение голоса».
  5. Модуль «Высота».
  6. Модуль «Высотные упражнения».
  7. Модуль «Автоматизация фонемы».
  8. Модуль «Цепочки».
  9. Модуль «Дифференциация двух фонем».
  10. Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
  11. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
  12. Модуль «Спектр звука».

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа состоит из блоков:

  1. Фонематика
  2. Просодика
  3. Лексика
  4. Звукопроизношение

Игры для Тигры содержат:

  • Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
  • Упражнение на звуковой анализ и синтез
  • Лексические упражнения

Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

  1. Неречевые звуки.
  2. Звукопроизношение.
  3. Речевые звуки.
  4. Развитие связной речи.

Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.

Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей»

Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.

Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:

  1. Звукослоговой анализ слов
  2. Работа над словом
  3. Работа над предлогами
  4. Работа над предложением, текстом.

«Баба Яга учится читать»

Особенности программы:

  • Методика опережающего обучения.
  • Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.
  • Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
  • Красочная мультипликация и анимация.
  • Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.
  • Игры озвучены известными актёрами.
  • Сказочные герои с яркими характерами.
  • Частушки про буквы на бис.

I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

Другие полезные компьютерные игры:

Серия развивающих игр

«Искатель»,
«Приключения Гарфильда»,

«Маленький гений. Учимся сравнивать»,
«Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
«Мир за твоим окном»,
«Лента времени»

Мультимедийные презентации

Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

  • информационная емкость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекательность,
  • мобильность,
  • многофункциональность.

Преимущества презентации:

НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА

  • способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
  • возможна демонстрация динамичных процессов;
  • возможно проигрывание аудиофайлов;
  • обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
  • быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
  • дает возможность показать структуру занятия.

Программные ресурсы:

  • «Microsoft PowerPoint»;
  • «ACDSee»,
  • «CorelDraw»,
  • «Adobe Photoshop»,
  • «Adobe Flash».

Этапы работы по созданию слайд-шоу

  1. Создание сценария будущего фильма (материал – творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
  2. Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
  3. Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.
  4. Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
  5. Сканирование детских рисунков и их редактирование.
  6. Монтаж в программе Power-Point.
  7. Просмотр созданного слайд-шоу.

Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:

Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.

«В гостях у сказки»

  • В какую сказку ты попал?
  • Что ты скажешь Лисе?

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:

Евдокимова Мария Викторовна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад №179,
г.о. Самара

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-06-20

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="-none-" lang="-none-">PAGE 15

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Обучение родному языку на занятиях – ведущее средство " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">формирования речи детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Значение родного языка на занятиях развития речи. Структура занятия обучения родному языку. Формы организации обучения дошкольников родной речи

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С каждым годом неуклонно растет объем знаний, который нужно передать подрастающему поколению. Для этого создаются новые программы подготовки детей к школе в дошкольных учреждениях и обучения в школе. Чтобы помочь детям справиться с решением сложных задач, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в умственном развитии.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Родной язык – это «ключ, который открывает детям сокровища знаний» (О.И. Соловьева). Через родной язык дети приобщаются к материальной и духовной культуре, получают знания об окружающем мире. Словом дети выражают свои мысли, впечатления, чувства, потребности, желания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обучение родному языку создает больше возможности для нравственного развития дошкольников. Слово помогает развитию совместной деятельности детей, сопровождая их игры и труд. Через слово ребенок усваивает нормы морали, нравственные ценности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Овладение родным языком происходит одновременно с воспитанием эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык обладает чертами прекрасного, способен вызвать эстетические переживания. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно – речевая деятельность детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, роль родного языка во всестороннем развитии ребенка огромна и неоспорима.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях – формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков. Основная форма дошкольного обучения - занятия. По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные). В детском саду понятие «новый материал» по развитию речи порою бывает относительно, так как дети сталкиваются с теми языковыми явлениями, которыми они повседневно пользуются в своей речи (звуки, интонация, грамматические формы, слова). И все-таки можно с уверенностью говорить о преподнесении детям нового.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Это истолкование, объяснение знакомых фактов, накопление новых представлений, формирование новых навыков. А.П. Усова отмечала, что представления, которые практика вносит в сознание и поведение детей, как будто им совершенно знакомы, но разрозненны, случайны, истолкованы с детской точки зрения. Занятия должны открывать детям то, что нужно видеть, как видеть, а также как действовать. Примерами занятий, где детям сообщается новый материал, являются экскурсия в ателье, наблюдение за белкой, осмотр кабинета заведующей и т. д. Таковы первые занятия по обучению рассказыванию, на которых дети узнают, как надо составлять рассказ, занятия по чтению новых произведений, заучиванию стихотворений.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Широко распространены в детском саду занятия по закреплению и углублению полученных знаний и умений, например рассказ детей о поездке в ателье, рассматривание лоскутков тканей, беседа о помещениях детского сада, повторные занятия по чтению, заучиванию наизусть и т.д.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На таких занятиях воспитатель, безусловно, сообщает какие-то новые, дополнительные сведения, но в основном он направляет усилия детей на самостоятельное использование уже имеющегося запаса знаний, на упрочение речевых навыков. Это может быть закрепление и отдельных фактов, и обобщений, и навыков. Воспитатель может применить закрепление буквальное, воспроизводящее (пересказ знакомого текста, чтение наизусть выученныхстихов), тренировочное повторное упражнение (в звукопроизношении, в употреблении одной и той же грамматической формы) и творческое (игра-драматизация с использованием знакомого текста, беседа по материалам наблюдений). Для достижения положительных результатов важно вносить элементы новизны, творческой активности в процесс повторения материала. Этому виду занятий близки занятия, обобщающие и систематизирующие пройденный материал. Например, в процессе дидактических игр типа «Кому что нужно?», «Магазин» и др. дети упражняются в классификации предметов по цвету, по форме, по назначению и т. д. В старших группах проводятся обобщающие беседы: о родном городе, о труде взрослых, о транспорте, о книгах. Перед детьми ставится задача целенаправленно воспроизводить материал (рассказать о пассажирском транспорте, труде шофера, о любимых сказках). Занятия обобщающего типа очень ценны для формирования логического мышления, аналитико-синтетической деятельности дошкольников. Учетные занятия чаще всего проводятся по изобразительной деятельности. Однако они необходимы и по родному языку, поскольку бывает нужно установить уровень тех или иных знаний и навыков детей. Контрольно-проверочные занятия по некоторым разделам целесообразно проводить в начале учебного года для ознакомления воспитателя со знаниями детей новой группы и в конце, при подведении итогов работы. Контрольные занятия по родному языку используют также при массовой проверке работы детских садов.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отчасти они имеют и обучающий характер. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Как правило, воспитатель применяет лишь косвенные приемы обучения, чтобы не оставлять неисправленными допускаемые детьми ошибки.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.2. Дидактические требования к занятиям по развитию речи детей.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Наиболее широкое распространение в детских садах получили комбинированные занятия с совокупностью дидактических целей, например ознакомление детей с новым материалом, повторение и закрепление пройденного и его практическое применение. Занятиям по развитию речи присущ ряд особенностей, которые вызывают определенные трудности при их проведении. Например, часто бывает так, что дети заняты различной деятельностью: один говорит, остальные слушают; из-за кратковременности занятий не удается обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и др. Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать общим дидактическим требованиям, а именно: ;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения. При этом учитывается его место в ряду других занятий по родному языку, уровень знаний и умений детей, определяется их нагрузка. Воспитателю должны быть ясны речевые задачи и конкретное речевое содержание. Подбираются методы и приемы, необходимые для изучения намеченного программного материала, продумываются структура и ход занятия. Подготавливаются нужные наглядные пособия, учебное оборудование. Определяются индивидуальные задачи обучения (дифференцируются задания, продумывается очередность вызова детей).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Оптимальная интенсивность нагрузки. Воспитатель руководствуется принципом развивающего обучения. Он дает детям задания на достаточно высоком уровне трудности, чтобы выполнение их требовало активной умственной деятельности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Иногда нагрузка бывает недостаточной: детям не приходится действовать самостоятельно, решать речевые задачи аналитико - синтетического характера, устанавливать связи между предметами, вычленять сходство и т. д. Если же у ребенка отсутствует работа памяти, мысли, а воспитатель требует лишь пассивного созерцания, тихого поведения и повторения давно известных детям фактов, занятие превращается для них в зрелище.
Установить правильную меру нагрузки помогает смешанная структура занятия, полезны также более сложные специальные приемы: вопросы для умозаключений, сопоставления и др.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Воспитательный характер занятия. На занятиях по развитию речи реализуется принцип воспитывающего обучения, существующий в советской педагогике. Воспитывающее воздействие оказывает как само содержание речевой деятельности и ее языковое оформление, так и правильная организация, методика ведения занятия. Поскольку на занятиях даются не разрозненные сведения, а определенная система знаний, у детей постепенно возникают элементы осознанного отношения к языку, к его усвоению.
В процессе развития речи, как уже говорилось, совершенствуются все психические процессы. Важно, чтобы на занятиях формировались познавательные интересы детей, от общей любознательности в младшем дошкольном возрасте к дифференцированным и стойким интересам старших дошкольников, к доступному анализу и оценке ими своей деятельности.
Усвоение родного языка, постепенное осознание ребенком его богатства и красоты способствуют патриотическому воспитанию. Сообщение детям сведений общественно-исторического характера, ознакомление их с жизнью советских людей связано с воспитанием высоких нравственных чувств и представлений, которые помогают воспитывать любовь к Родине, интернационализм, коллективизм, трудолюбие. На занятиях педагог приучает детей самостоятельно, творчески использовать полученные знания и умения. Очень важно поддерживать у ребенка желание учиться, научить его делиться своими знаниями с товарищами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание и организация занятий помогают воспитать такие морально-волевые черты, как целеустремленность, дисциплинированность, тактичность и др. Речевые занятия могут оказывать большое влияние на эстетическое воспитание детей. Педагог осуществляет эстетическое воспитание не только при ознакомлении дошкольников с объектами внешнего мира и путем создания соответствующей обстановки, но в первую очередь средствами самого языка — его образным строем, музыкальностью, художественным словом.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Эмоциональный характер занятий. Прежде чем начать занятие, у детей нужно вызвать желание учиться, любознательность, стремление узнавать новое. Занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения. Интерес детей — важный союзник воспитателя. На речевых занятиях известное место занимают юмор, шутка. Например, дети смеются, когда рассеянный Петрушка называет зубную щетку сапожной и использует ее для чистки своих сапог. Они поправляют его, учат различать щетки.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Распределение приемов обучения в соответствии со структурой занятия. Построение занятия должно быть четким. В начале его, как правило, устанавливают связи с пройденным материалом, с опытом детей. Затем педагог сообщает цель занятия (в простых и понятных выражениях). Это поможет научить детей действовать целенаправленно. Цели могут быть элементарными: пойти в цветник, посмотреть, какие цветы там растут, почитать новой кукле стихи и т. д. В старших группах цель занятия часто мотивируется. Например, воспитатель говорит, что надо учиться правильно произносить трудные слова, потому что речь должна быть правильной, красивой, приятной для окружающих. Это убеждает ребенка в необходимости овладения новыми знаниями и навыками. Начало занятия должно вызвать интерес к дальнейшему, подготовить почву для хорошей восприимчивости детей, возбудить их внимание. Поэтому его следует проводить лаконично, живо, используя интонации заинтересованности. Основная часть занятия также должна характеризоваться четким построением. На первом ее этапе (при решении новой задачи) сосредоточены ведущие приемы обучения, которые помогают детям уяснить характер последующей речевой деятельности и ее цель. Затем следует самостоятельная работа детей (ответы, упражнения в др.), не исключающая активного педагогического руководства со стороны воспитателя. Заключительная часть занятия должна быть краткой и эмоциональной, т. е. закрепление материала может осуществляться в форме чтения художественного произведения, загадки, в процессе веселой игры типа «Так или не так» и т. п. При этом желательно избегать пространных и формальных выводов, несвоевременных оценок деятельности и поведения детей.
Если занятие комбинированное, то, как правило, на одной из его частей, которая называется основной, сообщается новый материал. Она идет первой и строится по указанной выше схеме. Другие части посвящены знакомому материалу, но и на них используют активные обучающие приемы. (Например, вызвав ребенка прочитать наизусть стихотворение, педагог предлагает ему сказать, как нужно читать эти стихи — весело, грустно, нежно — и почему именно так. Используется также оценка и другие приемы.) При построении занятия учитывают переход от более трудного к легкому, от менее эмоционального к более эмоциональному. Между его частями планируют 1—2 физкультминутки.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Речевая активность каждого ребенка на всех этапах занятия. Понятие «речевая активность» не означает «беспрерывная речь вслух». В значительной степени она должна выражаться в активном восприятии ребенком речи педагога и сверстников, в понимании ее. По возможности большему количеству детей надо обеспечить условия и для активной речи вслух.
Существует ряд методических правил, соблюдение которых помогает обеспечить максимальную активность детей. К ним относятся учет типологических особенностей детей при размещении их за столами, при подборе индивидуально направленных приемов, разумное использование наглядных средств, особенно раздаточного материала. Повышают активность разнообразие деятельности, смена ее видов, игровые приемы. Неторопливый темп занятия, предоставление ребенку времени для обдумывания ответа, индивидуальные обращения помогают включиться в общий ход работы детям с замедленной реакцией. Активности детей содействует правильная методика диалога. Вопрос, задание воспитатель адресует всем, в случае надобности повторяет их; отвечающему дает указание говорить громко, ясно, чтобы все слышали; спрашивает поочередно детей с разным уровнем развития речи, не вызывает часто одних и тех же; к контролю за речью отвечающего привлекает всех, ко всей аудитории обращается с вопросами: правильно ли он сказал? Обо всем ли? По порядку ли рассказал? Активности детей способствуют также так называемые оценочные вопросы (Что тебе нравится?), творческие задания, обращения к личному опыту.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">7. Сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом. Фронтальные формы работы — общие задания, общий ритм, хоровые ответы и т.д.— должны сочетаться с заданиями, предлагаемыми отдельным детям. При подборе индивидуальных заданий и приемов обучения воспитатель учитывает уровень знаний и речевые навыки ребенка, его интересы и склонности. Особое внимание на занятии он должен уделить детям, которые не овладели какими-либо программными знаниями или у которых плохо развита речь. Большого внимания заслуживают дети, имеющие особенности в речевом развитии - молчаливые, необщительные, несдержанные, болтливые.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Правильная организация занятия. Занятия по по речи могут проходить в разных условиях. Чаще всего их проводят в групповой комнате, при этом дети занимают свои привычные места за столами. Занятие (или часть его) может также проходить в зале, где дети посмотрят спектакль или фильм, прослушают радиопередачу, поиграют в подвижные игры. В теплое время года занятия организуют на участке.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На занятиях по родному языку, так же как и на других занятиях, должны быть соблюдены все гигиенические условия: достаточная освещенность, источник света слева и сзади от сидящих, чистый воздух, мебель по росту. Места за столом должны быть закреплены за детьми. Основное требование к размещению детей: каждый должен сидеть лицом к воспитателю в правильной позе. На занятиях, где основной объект восприятия — движущиеся предметы, мелкие предметы, а также во время игр в лото, упражнений с раздаточными предметами (особенно когда нужен взаимный контроль) дети рассаживаются вокруг сдвинутых детских столов. Сидя вокруг общего столика, удобно наблюдать за ежиком, за рыбками в тазу. Если почему-либо невозможно посадить детей за столы, их рассаживают недлинными рядами лицом к воспитателю. По возможности нужно определить постоянное место для рабочего стола и стула воспитателя. Педагог занимает правильную позу сидящего человека, располагает на своем столе наглядные пособия так, чтобы они хорошо были видны детям. Продумывает, где будет находиться отвечающий ребенок, контролирует правильность его позы. Вся обстановка занятия должна соответствовать эстетическим требованиям (внешний вид помещения, пособий и т. д.).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9. Учет результатов занятия. Учет знаний проводится воспитателем по ходу самого занятия, в процессе наблюдения за речью детей и не требует, в отличие от школьного урока, отдельного этапа — опроса. Можно рекомендовать педагогу вести тетрадь учета ответов детей (как необязательный вид документации) по наиболее трудным разделам программы, например по обучению рассказыванию. Результаты наблюдений воспитатель записывает в дневник ежедневно и учитывает их при определении дальнейших задач работы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">10. Необходимость закрепления пройденного материала на других занятиях или в другой деятельности. Это требование основано на одном из дидактических принципов — повторности. Соблюдение его очень важно в речевой работе, где идет процесс выработки сложных умственных умений и навыков. Дошкольным работникам приходится участвовать в просмотре и обсуждении занятий по родному языку. При разработке схемы (или вопросника) анализа занятия можно использовать указанные выше требования.

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Проблема комплексного подхода в решении

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">речевых задач в ДОУ.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи, а именно процесса рассказывания, у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работают над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного ;font-family:"Arial"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">языка. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для повышения результативности занятий лабораторией развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был предложен комплексный подход к решению речевых задач, позволяющий осуществить правильное речевое воспитание детей и воспитание умственной активности, способствующей осознанию некоторых аспектов языка. Под комплексным решением задач понимается совмещение (объединение) речевых задач в программном содержании одного занятия и отбор соответствующих способов (методов, приемов) выполнения этих задач.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Необходимость объединения задач обучения детей родному языку объясняется тем, что:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— язык - это сложная система составляющих его подсистем и элементов, которые находятся в структурных отношениях. Единицы языка (фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения) взаимосвязаны в речевой деятельности, поэтому взаимозависимость элементов языка должна учитываться в обучении речи на занятиях; детский сад должен решать целый ряд задач обучения языку и речевого развития детей. Без их совмещения невозможно обеспечить многоаспектного лингвистического воспитания дошкольников;
— комплексное решение речевых задач обучения создает благоприятные условия для реализации творческих возможностей и развития лингвистических способностей детей;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— объединение задач обучения насыщает занятия по родному языку, делает их более содержательными, позволяет увеличить управляемую педагогом речевую практику детей;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— объединение задач обучения создает условия для научения детей большему объему речевых умений за единицу учебного времени;
— объединение задач обучения позволяет разнообразить виды речевой деятельности детей; объединение задач обучения повышает результативность формирования связной речи;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">— объединение задач обучения побуждает педагогов к творчеству.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Комплексное решение речевых задач — это не просто сочетание отдельных задач, а их взаимосвязь, взаимодействие, взаимное проникновение, основанное на едином содержании. Центральное место на занятиях отводится развитию связной речи, остальные задачи работают на построение высказываний разных типов. Объединение задач на занятии может быть разным: на одном занятии могут отрабатываться связная речь, звуковая культура речи, словарная работа; на другом — связная речь, словарная работа, грамматический строй речи; на третьем — связная речь, звуковая культура речи, грамматический строй речи и т.п. Большое распространение в практике получили интегрированные занятия, на которых используются разные виды детской деятельности и различные средства речевого развития (например, чтение и рисование, рассказывание и слушание музыки и т.д.).

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компьютерные программы для обучения детей родному языку

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> на занятиях по подгруппам.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компьютерная программа «Играем и учимся».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создатель: учитель – логопед высшей категории

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Котова Елена Анатольевна.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Цель создания компьютерной программы. Для достижения оптимального качества и эффективности коррекционного процесса деятельность логопеда должна быть оснащена различными пособиями, поэтому наряду с традиционными пособиями, используется данная программа. Программа содержит два раздела: «Звуки и буквы» и «Мир вокруг нас».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Раздел «Звуки и буквы» предназначен для:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- развития фонематических процессов (различие гласных и согласных звуков);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- формирование правильного произношения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- совершенствование навыков звукового анализа и слогоделения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- увеличение словарного запаса;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- повышения учебной мотивации на логопедических занятиях.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Раздел «Мир вокруг нас» предназначен для:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- обогащения жизненного опыта ребенка, расширения и систематизации знаний и представлений об окружающем мире;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- развития познавательной сферы ребенка (памяти, внимания, мышления, речи);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- становления мыслительных операций;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- увеличения словарного запаса.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Создатель: Лизунова Лариса Рейновна, г. Пермь.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для этого была разработана специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г.А. Каше, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе. Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Просодика»,
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Звукопроизношение»,
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> «Фонематика»,
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Лексика».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Представленная компьютерная технология является целостным, системным программным продуктом, но и она не может охватить все аспекты деятельности логопедов и дефектологов, поэтому планируется дальнейшая разработка технологических аспектов использования компьютерных средств обучения в специальном образовании, создание новых специализированных компьютерных программ, построенных с учетом закономерностей и особенностей развития детей с различными нарушениями.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Коррекционная речевая программа Fast ForWord

;color:#000000" xml:lang="-none-" lang="-none-">Эта программа создана компанией ScientificLearning «Научное обучение» и известна практически во всем мире. Автором этой программы является доктор медицинских наук Паула Таллал (США).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компьютерная коррекционная методика, разработанная ведущими мировыми учеными в области нарушений речи.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Занятия Fast For Word назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, задержками психического развития, нарушениями внимания, памяти, аутизмом.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Занятия направлены на развитие фонематического слуха, способствуют улучшению памяти, повышению концентрации внимания, развитию мелкой моторики.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Эта программа не учит ребенка говорить, она тренирует мозг, совершенствуя систему восприятия речи. Многократное повторение «сложных» фонем, замедленных изначально и ускоряемых вплоть до нормальной скорости речи, развивает речевой центр мозга, увеличивает зону коры, ответственной за языковые функции. В логопедические занятия эту коррекционную программу имеет смысл внедрять с 3-х лет ребёнка, но количество занятий строго индивидуально и определяется на нейропсихологической диагностике или обследовании логопеда.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одной из особенностей программы является его способность адаптироваться к уровню навыков и скорости прогрессирования каждого отдельного ученика. Как только ученик проходит упражнение, уровень трудности постепенно увеличивается, измененные речевые звуки пошагово идут по направлению к нормальным речевым звукам. Ученик перерабатывает их на индивидуальном фонемном уровне, в группе фонем, на уровне слов и, затем, на уровне предложений. Программа самостоятельно, без посторонней помощи, усложняет или упрощает задания, в зависимости от уровня каждого ребёнка. Таким образом, в работе с каждым ребёнком программа работает исключительно по индивидуальному образовательному маршруту.

;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">Список литературы

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Арушанова, А.Г. Формы организованного обучения родному языку и разв " xml:lang="en-US" lang="en-US">и " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тие речи дошкольников [Текст] / А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина // Проблемы речев " xml:lang="en-US" lang="en-US">о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">го развития дошкольников и младших школьников; под ред. А.М. Шахнар " xml:lang="en-US" lang="en-US">о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вича. – М., 1993.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи детей [Текст] / В.В. Гербова. – М., 1981, 1984 и др. изд.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]; под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1993.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4. Ушакова, О.С. Компьютерные программы для обучения родному языку [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1992.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- № 7, 8.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Чиркова, Т. Воспитатель и дети: анализ взаимодействия на занятиях [Текст] / Т. Чиркова // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 9.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. ;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="en-US" lang="en-US">Усова, А..П. Обучение в детском саду/ А.П. Усова. - М., 1970, 208 с.

;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="en-US" lang="en-US">7. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.

;color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="en-US" lang="en-US">8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. –400с.

;font-family:"Arial";color:#000000;background:#ffffff" xml:lang="-none-" lang="-none-">4. Современные требования к речевому развитию детей в некоторых вариативных программах.

В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления: I) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах — обучение чтению1.

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

Здесь собраны программы для раннего обучения и развития детей с возможностью их скачать и указанием "родных" сайтов.

Изучаем русский алфавит и учимся читать вместе с Azbuka Pro!


Надеюсь, Вы с ней уже знакомы! ;-) Говорящая русская азбука Azbuka Pro v1.7 (6763k, условно-бесплатная, стоимость регистрации 185 рублей). Эта программа научит вашего ребёнка читать в игровой форме и начиная с самых основ от букв и слогов перейти к чтению и составлению слов.
В бесплатной версии доступно обучение русскому алфавиту и обучение числам до 10.
В платной версии появляются режим "умные кубики" для обучения чтению (чем-то похож на кубики Зайцева, но лучше;-), режим набора слов с клавиатуры с проговариванием (возможен показ вариантов слов), слоги, английский алфавит, основы счёта, цвета. В последней версии программы добавился новый режим "Угадайка!" - выбор одной из трёх картинок, подходящей к слову.
- надеюсь Вы сейчас на нём находитесь! Рекомендую! :-)

Puzzle from 3FingersUp

Puzzle from 3FingersUp v1.9 (466k, бесплатная) - пазлы для собирания разрезанных на части картинок (bmp или jpg). Тип, размер и количество элементов, на которые разбивается картинка, задаются пользователем. Для маленьких детей очень рекомендую включать режим "точная сборка" в настройках (не даст собрать картинку неправильно) и область захвата (притягивания элементов) сделать по меньшей мере 10 пикселов. К достоинствам следует отнести широкий выбор вида элементов. Немного раздражает: невозможность переразбить уже выбранную картинку по новым правилам (каждый раз приходится начинать новую игру), невозможность сохранить дирректорию для картинок (по-умолчанию выбирается папка "Мои документы") и то, что количество частей автоматически выбирается программой в зависимости от размеров картинки (потом это можно исправить). Сайт программы похоже лежит... А картинки можно надёргать из мультфильмов .

Набор флэшек для изучения счёта

Флэшки для обучения детей счёту до 10 от Павловой Кристины (171k) являются отличным дополнением к обучению ребёнка, взяты с http://bestkids.boom.ru Для проигрывания Вам возможно потребуется flash-проигрыватель (429k), а для flash-проигрывателя библиотека от Visual Basic (697k), которую необходимо скопировать её в каталог WINDOWS\SYSTEM\.

Раскраски для самых маленьких

Раскраски для малышей (433k) У вас есть принтер, много цветных карандашей или фломастеров и лень идти в магазин за раскрасками? :-) Впрочем, зачем нам принтер, ведь у нас есть компьютер, на котором можно тоже раскрашивать! В архиве подборка наиболее простых раскрасок с небольшим количеством элементов. Скачиваем и распаковываем архив, настраиваем ассоциации bmp-файлов на Microsoft Paint (одиночным щелчком левой кнопки мыши выделяем bmp-файл, удерживая клавишу Shift, щёлкаем правой кнопкой мышки, в сплывшем меню выбираем "Открыть с помощью...", ищем в списке MSPAINT, ставим галку "Всегда использовать выбранную программу" и жмём ОК). Теперь остаётся сделать ярлык на папку с картинками на Рабочий стол. В самом Paint"e выбираем инструмент "Заливка", садим ребёнка и объясняем ему, где нужно выбирать цвет. Маленький художник готов, а у Вас появилась пара свободных минут! :-)

Забавки

Кот Феликс (220k) - важно передвигается по всему экрану по своим кошачьим делам. Он с удовольствием присмотрит за вашим ребёнком и у родителей появится немного спокойного свободного времени для других дел. В отличие от других программ типа screenmates, все его выходки безобидны. Кстати, его можно перетаскивать за шкирку. ;-)

Программа "Компьютер для дошкольников"
город Коломна
Столярова Елена Геннадьевна

Пояснительная записка

Наряду с традиционными учебными пособиями в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение - новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

Целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, -повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

Развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;

Формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);

Развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;

Формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);

Закрепление навыков счёта и чтения;

Приобретение практических навыков при работе с ПК.

Организация учебного процесса

Программа ориентирована на работу с учащимися 5-6 лет и рассчитана на один год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному учебному часу. Общее количество часов в год на одну группу - 36.

Форма проведения занятий: индивидуальные, групповые.

Используемые методы:

Практические занятия;

Работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.);

Активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.

Характеристика ожидаемых результатов

В результате освоения программы «Компьютер для дошкольников» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

Учащиеся должны знать:

Назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;

Правила безопасной работы с компьютером.

Пользоваться манипулятором «мышь»;

Различать на экране монитора указатель курсора и указатель мыши;

Выбирать объект на экране с помощью мыши (устанавливать указатель мыши и щелкать левой кнопкой мыши);

Рисовать рамку на экране с нажатой левой кнопкой мыши;

Перемещать объект с нажатой левой кнопкой мыши;

Пользоваться клавиатурой: вводить буквы и цифры, пользоваться клавишей «Еnter»;

Выбирать щелчком мыши нужную строку в поле запроса типа «список» (главное меню, меню уровней);

Нажимать щелчком мыши кнопки действий на экране;

Вводить строку символов в окно ввода, удалять символы с помощью клавиши «BackSpace».

В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.

Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:

Ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;

На среднем уровне - справляется с помощью взрослого;

На высоком - выполняет задание самостоятельно.

Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.

Принципы и средства обучения

Работа с детьми всегда требует от педагога массу усилий, тем более с детьми дошкольного возраста. Исходя из специфики этой возрастной категории, используются следующие принципы обучения при подаче изучаемого материала:

Доступнность

Тема занятия преподносится в простой, доступной для детей этого возраста форме, а также с использованием различного дидактического материала.

Доступность является также одним из основных критериев при отборе компьютерных программ для занятий. Они должны быть легкими в управлении и материал в них должен преподноситься в простой, удобной для восприятия форме.

Наглядность

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

Специальная оснащенность кабинета: яркие коврики для мыши;

Магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;

Принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.

Различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);

Использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;

Включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);

Подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Индивидуальный подход

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Даже если работа ведется в группах, лучше их делать небольшими - до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников.

Домашнее задание

Домашнее задание - один из главных моментов: на него возложено создание мотивационной деятельности, творчества, т.е. умения работать самостоятельно, воссоздавать забытое, поддерживать себя в активной форме. В его выполнении участвуют как сам ребенок, так и его родители. Домашние задания должны помочь осмыслить то, что происходило на занятиях, выявить суть занятий, ощутить важность самих занятий.

Учебно-тематический план

Тема, раздел

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Компьютерная азбука

Учимся работать на компьютере

Развиваемся с компьютером

Игры на развитие внимания,
мышления, памяти;

Развитие речи;

Знакомство с окружающим миром;

Формирование математических
представлений;

Развитие творческого воображения.

Культурно - досуговая деятельность

Итого :

1. Компьютерная азбука.

Знакомство с детьми.

Знакомство с компьютером. Для чего нужен компьютер. Значение компьютера в жизни человека. Правила работы за компьютером.

Правила включения и выключения компьютера.

Устройство компьютера. Монитор. Клавиатура. Мышь. Системный блок.

Дополнительные устройства, которые можно подключить к компьютеру: колонки, наушники, принтер, сканер, джойстик, фотоаппарат, видеокамера.

Практическая работа

Игра на знакомство «Имечко».

Беседа по картинкам «Как работать за компьютером».

Дидактическая игра «Собери компьютер».

Отработка навыков движения компьютерной мыши по экрану, одинарного щелчка левой кнопки мыши, перемещение объектов по экрану с зажатой левой кнопкой мыши.

Отработка навыка включения и выключения компьютера.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 1). Учимся пользоваться мышкой».

«Компьютер для малышей (часть 2). Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой».

Flash-игра «Загадки о животных».

2. Учимся работать на компьютере.

Рабочий стол. Внешний вид рабочего стола. Основные элементы рабочего стола: Мой компьютер, Корзина, кнопка Пуск, Часы, Календарь.

Работа с клавиатурой. Основные группы клавиш клавиатуры. Язык раскладки клавиатуры. Печать заглавных букв. Цифровая клавиатура.

Компьютерная мышь. Левая/правая кнопка мыши. Колесо прокрутки. Основные манипуляции с мышью: щелчок и двойной щелчок.

Программа. Запуск программы. Выключение программы.

Файл и папка. Перемещение, удаление, переименование папок и файлов.

Приемы изменения фонового рисунка рабочего стола.

Практическая работа

Перемещение объектов рабочего стола. Удаление файлов и папок в корзину.

Отработка навыков двойного щелчка левой кнопки мыши.

Самостоятельное включение детских игр и корректное их выключение.

Выход из игры с использованием клавиши Esc.

Смена языка раскладки клавиатуры на языковой панели и с помощью клавиш Ctrl+Shift или Alt+Shift.

Печать заглавных букв с зажатой клавишей Shift.

Включение дополнительной цифровой клавиатуры клавишей NumLock.

Изменение фонового рисунка рабочего стола.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 3). Учимся играть на компьютере».

«Компьютер для малышей (часть 4). Учимся играть на компьютере».

3. Развиваемся с компьютером

Игры и задания для развития у ребенка:

Внимания;

Зрительной и слуховой памяти;

Навыков простого счета и чтения;

Распознавания цветов и геометрических фигур;

Логического, образного и ассоциативного мышлений;

Творческого подхода к изучению нового;

Навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Электронная поддержка

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

Методическое обеспечение программы

Весь курс рассчитан на 36 занятий; один раз в неделю по 30 мин. Используется выполнение домашнего задания. В течение курса предполагается проведение двух контрольных занятий.

Занятия проходят по следующей схеме:

Просмотр домашнего задания (3 мин.). Для домашних заданий используются специально разработанные для этого курса брошюрки.

Технические вопросы (5 мин.). При рассмотрении технических вопросов целесообразно как можно чаще обращаться к вопросам по технике безопасности (адаптированной для детей этого возраста), повторять части компьютера, для чего они нужны, как работает мышка, для чего нужны диски, принтер и т.д.

Игры для разминки - по теме занятия (5 мин.). Для разминки используются упражнения - игры, для участия в которых требуется переключение внимания на другой вид деятельности (движение, рисование и т. д.).

Работа с компьютерными программами по теме занятия (15 мин.).

Раздача «мышек» (поощрение) - 2 мин.

Учебно-тематический план программы содержит три основных раздела «Компьютерная азбука», «Учимся работать на компьютере», «Развиваемся с компьютером».

При изучении раздела «Компьютерная азбука» используются видеоматериалы о назначении и способах использования компьютера, а также обучающие видеоролики, повествующие о правилах работы за компьютером, устройстве компьютера, правильном включении и выключении компьютера, дополнительных устройствах, которые можно подключить к компьютеру.

После просмотра с детьми обсуждаются вопросы, которые возникли при просмотре материала.

Уделяется особое внимание компьютерным терминам, чтобы ребенок лучше запомнил новые понятия.

При изучении раздела «Учимся работать на компьютере» ребята получают основные навыки работы на компьютере в понятном для ребёнка виде.

Каждое занятие излагается от простого к сложному, для того, чтобы ребёнок с любым уровнем подготовки смог извлечь из него что-то полезное.

Чтобы ребёнок мог усвоить материал в том темпе, в котором ему это будет удобно, используются учебные ролики с проигрывателем, который позволяет приостановить изучение или начать его с любого нужного момента.

При изучении раздела «Развиваемся с компьютером» используются всевозможные игры и задания для развития у ребенка внимания, памяти, логического, образного и ассоциативного мышлений, навыков простого счета и чтения, распознавания цветов и геометрических фигур, творческого подхода к изучению нового, навыков усидчивости и самостоятельной работы.

Условия реализации программы

Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.

Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.

Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.

Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.

Техническое обеспечение

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000/XP, привод CD-ROM, колонки, наушники.

Информационно-методическое обеспечение

1. Барташникова И.А., Барташников А.А.. Учись играя.- Харьков, ФОЛИО, 1997.

2. Брыскина О. Информатика в начальных классах. - М.: Просвещение, 1986.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А.. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

4. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. - М.: Просвещение, 2003.

5. Гуткина Н.И.. Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1993.

6. Кордемский БА. Математическая.смекалка. - М.: Наука, 1991.

7. Кёршан Б. Основы компьютерной грамотности. - М.: Наука, 1989.

8. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6). - М.: Вента-Графт, 2004.

9. Михайлова ЗА., Непомнящая РЛ. Вырежи и сложи. - Минск: Народная асвета, 1992.

10. Макарова Н. В. Информатика. - М.: Наука, 2001.

11. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос. 2001

12. Останина Е.Е. Секреты великого комбинатора. - М.: Просвещение, 2004.

13. Пекелис Виктор. Твои возможности, человек! - М.: Изд.«3нание, 1984.

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1996.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития, 1996.

17. Тур С. Н., Бокучава Т. П. Первые шаги в мире информатики. - М.: Айрис Пресс, 2004.

18. Тур С. Н. Программирование в среде Ьо§о. - М.: Айрис Пресс, 2004.

19. Федины Ольга и Сергей. Как научить ребенка читать. - М.: Айрис Пресс, 2004.