Домой / Smoky eyes / Конспект НОД. «Дымковская барышня» (декоративное рисование)

Конспект НОД. «Дымковская барышня» (декоративное рисование)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

с. Святославка Самойловского района Саратовской области

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

По теме: «Дымковская барышня»
(декоративное рисование)

(средняя группа)

Воспитатель: Белянская Е.А.

2016 год.

Примерная общеобразовательная программа «Детство»

Возрастная группа - средняя

Тема НОД : «Дымковская барышня» (декоративное рисование)

Цель : Роспись силуэтов дымковской игрушки.

Задачи :

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
  2. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, прямые линии, решётка)
  3. Развивать воображение, цветовое восприятие.
  4. Учить детей эмоционально воспринимать предстоящую работу, развивать желание рисовать.

Подготовительная работа:

Декоративное рисование «Украсим фартучек» «Красивая тарелочка» «Салфетка для мамы»

Демонстрационный материал : Изображения дымковских кукол.

Раздаточный материал : силуэт дымковской куклы, гуашевые краски, кисть, салфетки, ватные палочки, непроливайка с водой.

Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Дымковская барышня ходит не спеша
Ею все любуются, ах, как хороша!

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли очень необычные куклы в красивых нарядах. Они прибыли к нам издалека. Из села «Дымково». В этом селе все люди занимаются тем, что делают игрушки вот таких кукол и другие игрушки животных, птиц. И эти игрушки называются дымковские. Делают эти игрушки из глины, но глина коричневая и не красивая. А чтобы игрушки были красивые, их потом раскрашивают разными красками.

Давайте рассмотрим нарисованных кукол. Они такие нарядные словно барышни.

Воспитатель: Дети, а во что одеты дымковские барышни?

Дети:
Юбка, кофта.

Воспитатель:
А что у барышни на голове?

Дети:
Шляпка.

Воспитатель: Вот у этой барышни действительно шляпка, а у этой кокошник. Красивый женский наряд для головы.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, малиновый.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами, вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Как настоящие мастера, вы будете расписывать наряд дымковских кукол.

Воспитатель: Начнём роспись с головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.

С чего начнём роспись.

Дети: С головы, с кокошника.

Воспитатель: Ещё раз посмотрите на дымковских кукол! Скажите, что у них окрашено в один цвет, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка - узорчатая.

  1. Часть. Основная.

Воспитатель: (Прикрепляю к мольберту нарисованный на листе силуэт куклы, показываю и объясняю детям последовательность работы) Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки. Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами (показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в клеточку, кольцами)

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам - помощники-подсказки изображения кукол на доске.

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(ответы детей)

А теперь проходим в мастерскую и украсим наряды дымковских барышень.

Дети садятся на свои места и приступают к работе.

Воспитатель: Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

  1. Часть. Заключительная.

Воспитатель: А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.

Документы для скачивания:

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию

Конспект НОД: «Дымковские узоры уточки с утятами».

Методическая разработка может быть полезна педагогам, работающим с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Фахретдинова Галия Фаридовна, структурное подразделение МОУ ООШ №2-детский сад «Ромашка»
Цель: распростарнение педагогического опыта
Программное содержание:
- Закрепить умение детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя элементы дымковской росписи;
- продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора;
- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Задачи:
1 «Художественное творчество»
- формировать умения: разукрашивать игрушки, не выступая за контур;
- рисовать круги, волнистую линию, штрихи, точки.
- своевременно насыщать ворс кисти краской;
-промывать кисть по окончании работы, прежде чем пользоваться краской другого цвета;
-по мере использования размещать её ворсом вверх.
2 «Познание»
-формировать представления о разновидностях дымковской игрушки;
-формировать умение находить сходство в предметах и их отличие по признакам.
-развивать эстетический вкус; глазомер.
3 «Коммуникация»
- формировать умение общаться со сверстниками, поддерживать беседу;
- отвечать на вопросы полным ответом;
- участвовать в игровом диалоге.
-развивать интерес к совместной деятельности с взрослым и воспитанниками,
- эмоционально - положительно реагировать на просьбы и требования воспитателя, на необходимость регулировать своё поведение.
-обогащать словарный запас: дымковская игрушка, Дымково, слобода,
4 «Социализация»
- содействовать развитию игровой деятельности;
- формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения в процессе НОД
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
5 «Чтение художественной литературы»
- Обогащать словарный запас;
- учить внимательно рассматривать иллюстрации.
6 «Музыка»
- формировать умения выполнять работу под музыку
7 «Физическая культура»
- формировать умение выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях и перемещениях;
- развивать мелкую моторику рук, координацию движения руки;
8 «Здоровье»
- воспитывать привычку здорового образа жизни: правильная поза при работе за столом (не горбиться, не наклоняться низко, не напрягаться в процессе рисования) ;
- чередовать двигательную и умственную нагрузку;
9 «Труд»
- воспитывать уважительное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
- формировать представления об общественной значимости труда;
- воспитывать трудолюбие;
10 «Безопасность»
- согласовывать действия не наталкиваясь друг на друга;
- воспитывать положительное отношение к требованию взрослого
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, вот наш сундучок, давайте посмотрим что он сегодня нам приготовил? Какие-то липесточки забавные.
Яркий цветик-многоцветик получился, каждый лепесток с секретиком Давайте рассмотрим лепестки, что же за секретики они хранят.
Что же это? Какие-то кружочки, полосочки, сеточки. Я не понимаю. Может, вы мне поможете?
Дети: Это элементы дымковской росписи.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приготовила вам сюрприз. Я приглашаю вас в музей. А музей этот небольшой, он расположен прямо в нашей группе. А вы когда-нибудь бывали в музее?(ответы детей)
- Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может кто-нибудь назовет, как называются эти игрушки?
Дети: дымковские
Воспитатель: -Правильно, это дымковская игрушка! Давайте, ребята, вспомним историю этой игрушки.
- А почему их так назвали?
Дети: Потому что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель: А почему село это назвали Дымково?
Дети: Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.
(рассматривание картинок с изображением деревни зимой)
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое "Дымково " назвали.
Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.
Сами белоснежны, как березки,
А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.

Воспитатель: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали?
Дети: Делали эту игрушку из глины.
Воспитатель: Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными?
Дети: Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами.
Воспитатель: А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети: Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
Воспитатель: молодцы, правильно. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии - воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю.
Воспитатель: А какие цвета использовали мастерицы для росписи игрушки?
Дети: Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: Давайте вспомним, как получить розовый цвет?
Дети: размешать белый с красным
Воспитатель: как получить голубой цвет?
Дети: смешать белую и синюю краску
Воспитатель: правильно, ребята.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а вот в озере плавает уточка- марфуточка. А помните мы лепили с вами маленьких уточек?
Дети: да, на занятии мы слепили уточек из глины и покрыли их белой гуашью.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в нашу мастерскую и расписать наших уточек дымковским узором.
Физкультминутка
Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

Воспитатель: А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором уточек.
Посмотрите, ребята, в нашей мастерской все есть для превращения обычной фигурки в настоящую расписную дымковскую игрушку.
Ребята, а мы с вами будем расписывать наших уточек дымковскими узорами. Давайте рассмотрим узоры на нашей уточке. (рассматриваем узоры на уточке)
Воспитатель: Утушка – это любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Утка-Марфутка Бережком идет,
Уточек-Марфуточек Купаться ведет.
Воспитатель. Посмотрите, как я украсила свою уточку.
Ребята, вспомните как нужно работать при росписи.
Перед тем как набрать другую краску, надо промыть кисть, и только после этого взять другую краску. Теперь рисуем точки кончиком кисточки. Полоски рисуем, приложив кисточку к бумаге, ведем ее слева направо.
А сейчас я предлагаю занять свои рабочие места. Посмотреть, что приготовлено для работы. Вспоминаем, как мы пользуемся салфеткой, как убираем лишнюю краску, промываем кисточку.
(Выполнение работ детьми)
Воспитатель:
-Ребята, вы настоящие народные мастера, хорошо потрудились, спасибо!
Дети рассматривают расписных утят, высказывают своё мнение.
Воспитатель: Предлагаю вам немножко еще поиграть. (Хороводная игра «Это что же за народ?»).
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Уши, словно паруса!
Вот такие чудеса!
Дети приставляют руки к ушам и бегут вприпрыжку по кругу.
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Мчится весело вприпрыжку,
Только задом наперед!
Дети продолжают движение по кругу,повернувшись спинами.
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Головою он кивает,
По коленям себя бьет!
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Взял рукой себя за носик
И вперед себя ведет!
Это что же за народ
Так смешно себя ведет?
Он одной рукою пилит,
А другою гвозди бьет!
ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА!

Любовь Францева

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы. Музыка.

Материалы и оборудование:

иллюстрации дымковских игрушек; дымковские игрушки; разрезные картинки с дымковскими игрушками.

Цель:

Уточнение и закрепление у детей представлений о дымковской росписи, как народном промысле, об истории дымковской игрушки.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному искусству России, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Развивающие:

Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки;

Расширять кругозор детей и родителей о дымке, истории её возникновения;

Создать устойчивый интерес к дымковской игрушке;

Развивать внимание, память, активную мыслительную деятельность.

Обучающие:

Знакомить детей с дымковской игрушкой и вызывать интерес у нихк этому виду народного творчества;

Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи;

Сформировать у детей отношение к цвету, как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса;

Уметь подбирать и называть цветовые оттенки и составлять узор дымковской росписи;

Уметь называть элементы дымковской росписи;

Уметь составлять краткий описательный рассказ по игрушке.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о дымковской игрушке, её элементах и цветовой гамме.

Развивать представления о народном прикладном искусстве и народных традициях.

Коммуникация.

Обогащать словарь опорными словами по теме: дымковская роспись, дымковская игрушка, село Дымка, круги, волнистые и прямые линии, клетка, точки – горошинки;

Составлять краткий описательный рассказ по игрушке;

Развивать умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Музыка.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

Способствовать развитию движения под музыку.

Предварительная работа:

рисование дымковских игрушек, лепка из соленого теста, глины дымковских игрушек, изготовление дидактических игр: «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди лишнее», «Домино», «Лото», рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Ход занятия.

Дети находятся в группе. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Печкин: - Здравствуйте ребята!/дети здороваются/.

Печкин: - Я принес вам письмо издалека, а прислала его Марья-искусница. Хотите знать, что в нем написано?

Дети: – Хотим!

Печкин читает письмо, в котором Марья-искусница приглашает детей в страну мастеров.

Воспитатель: - За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?

Дети: - да, хотим!

Воспитатель: - Вот только как найти туда дорогу?

Печкин: - Для вас Марья-искусница прислала игры с заданиями, и если ребята правильно их выполнят, то найдут дорогу в страну волшебных мастеров.

Дидактическая игра «Собери целое» /разрезные картинки дымковских игрушек/.

Дидактическая игра «Найди пару».

Печкин прощается и уходит. Дети выполняют задание.

Воспитатель: - а теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедим на лошадках.

Дети: - Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет грива,

Пышный, сказочно красивый.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу!

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок.

Там за дальней за рекой

Помашу тебе рукой!

Дети оказываются в стране мастеров, их встречает Марья-искусница.

Марья-искусница: - Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в страну волшебных мастеров /дети рассматривают дымковские игрушки/.

Беседа.

А что это?

Почему они так называются?

А почему село называется Дымково?

Какие игрушки вы знаете?

Из чего они сделаны?

С чего начинали делать эту игрушку?

Как ее расписывали?

Какие цвета использовали для росписи?


Марья-искусница: - Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки.

И лепили там из глины,

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!


Марья-искусница: - Ребята, а вы наверное и стихи, и рассказы умеете рассказывать про дымку?

1 ребенок: - Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка за работу, чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я ее приглажу,

И сидельце с бахромой на спине приглажу!

Слепим, высушим и в печь!


2 ребенок: - А потом распишем,

Будем мы игрушку печь

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А дымковские игрушки!

3 ребенок: - Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

4 ребенок: - Как хороша эта девица –

Щеки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!


Марья-искусница: - Ой, какие молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Тетёра».

Марья-искусница: - Ребята, а теперь давайте с вами послушаем рассказы про дымковские игрушки: про лошадку, барышню и индюка.

1. Это барышня. Она сделана из глины. Ее одежда расписана прямыми и волнистыми линиями, кружочками, точками, клеточками, полосками. В узоре есть разные цвета: красный, зеленый, желтый, синий. /Влада/

2. Это лошадка. Она сделана из глины. Лошадка расписана кружками и точками. В узоре есть красный, белый и черный цвет. /Марк/

3. Это индюк. Он сделан из глины. Он расписан кружками, полосками, волнистыми линиями. В узоре есть красный, желтый, синий, зеленый, черный цвет. /Настя/

Марья-искусница благодарит ребят. Дети отправляются обратно в детский сад.

Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и ВПФ в средней комбинированной группе Ход занятия 1. Оргмомент – Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Я вам загадаю загадку а вы мне сами скажите кто.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности «В гости к клоунам» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по социально-коммуникативному развитию.

Тема периода: «Лето» Тема занятия: «Времена года. Лето.» Цели и задачи: - расширять словарный запас по теме «Лето» - закрепить знания детей.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы общеразвивающей направленности на тему: «Волшебный фантик».

Интеграция: Познание. Коммуникация. Здоровье. Музыка. Художественно – эстетическое развитие. Материалы и оборудование:набор цифр, карточки.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Удивительная шахматная страна» Программное содержание: Закрепить умение детей играть в шахматы, шашки, "уголки", развивать мышление, сообразительность в решении кроссвордов,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Зима" Цели: учить детей чётко отвечать на вопросы, поддерживать.

План-конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весна» Время: 25 минут. Материалы и оборудование: Колючие мячики по количеству детей, схемы для предложения, сюжетные картинки, схемы для звукового.

План-конспект экскурсии «Дом культуры» в старшей группе компенсирующей направленности Цель экскурсии: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к.

Составила и провела занятие воспитатель Пятаева И. Н. План-конспект занятия по рисованию у детей в подготовительной группе на тему: «Преврати.

Библиотека изображений:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА» СТУПИНСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Составила и провела: Червякова Надежда Николаевна П.МАЛИНО 2017г.

Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.

Образовательные:

  • Познакомить с историей происхождения дымковской игрушки.
  • Познакомить с многообразием дымковских игрушек, спецификой декора, характерными элементами и цветовыми сочетаниями.

Развивающие:

  • Развивать речь, память.

Воспитательные:

  • Учить детей видеть красоту дымковской игрушки, ее выразительность, образность, яркость узора.
  • Воспитывать любовь к народному творчеству.
  • Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Используемые методы: сюрпризный момент, словесные методы (рассказ воспитателя, метод вопросов, беседа, метод повторения) , игровые методы и приемы, просматривание видео материалов.

Оборудование: дымковские игрушки, Петрушка, фото и видео материалы, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Сегодня солнышко смотрит на нас и улыбается нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе:

Встало солнышко – ура! (тянут руки вверх)

Заниматься нам пора! (хлопают в ладошки)

(Дети повторяют за воспитателем) .

2. Основная часть.

В группе появляется игрушка.

Я веселая игрушка,
А зовут меня… (Петрушка) .
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям.

Я пришел к вам не один,
Я привел своих друзей.

Но сначала мне скажите, ребята, у вас есть игрушки? А из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмасс, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые друзья – игрушки у нашего Петрушки. Вы узнали их?

Дети: Это лошадка, петушок, курочка, олененок.

Воспитатель: Игрушки приглашают нас познакомиться поближе (дети выходят на ковер) .

Физкультминутка «Дымковские игрушки»

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

У нас ручки крендельком,
Щечки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Петрушка обращается к детям: Ребята, вам понравились мои друзья?

Чем они вам понравились?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: Действительно, это очень красивые игрушки. Делают такие игрушки в селе Дымкого?

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В. Феофанов)

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Мы сейчас с вами узнаем.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково (показывается картинка) . Зимой, когда топятся печи, и летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода – будто в дыму, в дымке. Здесь, в далекую старину и зародилась эта игрушка. Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в коника. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Что же это за товар, давайте посмотрим? (показывается видео «Дымковские игрушки» )

Физкультминутка.

Воспитатель: А сейчас Петрушка приглашает всех подвигаться (дети выходят на ковер) :

А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!

Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!

(Дети занимают свои места)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!

Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Правильно. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост (демонстрируются элементы росписи) .

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает) .

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Игра «Викторина»

Воспитатель: Один, два, три – кружок собери (дети строятся в круг) . Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч – отвечай.

  1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)
  2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
  3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)
  4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
  5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (красный, синий, желтый, зеленый)
  6. Где обжигают игрушки? (в печи)

Физкультминутка.

Воспитатель: А теперь представьте, что мы с вами мастера.

Привезли мы глину с дальнего бугра (руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь! (лепят «ладошками» )
А потом распишем (пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи не калачи, не ватрушки (машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки (руки вперед) !
(Дети садятся на свои места)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение.

Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.

Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,
И село Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно - расписные:

Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?

О чем оно?

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Петрушка прощается с вами.

Ребята, вам понравился наш гость?

С чем он познакомил вас?

Что нового вы узнали?

Понравилось вам наше занятие?

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

(Ознакомление с предметным окружением)

по «Познавательному развитию»

Тема: «Дымковская игрушка».

Подготовила воспитатель:

Филиппова Р.М

Цель: познакомить детей с народной игрушкой (дымковская игрушка).

Задачи:

Обучающая: расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка).

Развивающая: развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному творчеству.

Интеграция образовательной деятельности:

Образовательная область: «Речевое развитие» (Связная речь).

Развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь.

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (Декоративное рисование).

Формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Использование педагогических технологий: ТРИЗ Альшулер.

Личностно – ориентированные технологии Н.Я Михайленко, И.А.Коротковой

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята и дорогие гости, я очень рада видеть вас сегодня .

Эмоциональный настрой.

(дети становятся в круг)

Собрались все детки в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель в народном костюме: Я хочу вам предложить отправится в путешествие. На чем же можно отправиться туда?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, может мы отправимся в путешествие на лодке. А пока мы будем плыть, я вам расскажу удивительную историю.

Дети: на лодке(имитация движений), переплыть(имитация)

На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Там русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. От того и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими.

Дети выходят из лодки.

Воспитатель: Ребята, Мы с вами добрались до села Дымково

и я приглашаю вас посетить выставку замечательных умельцев.

Дети подходят к дымковским игрушкам

Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой. (А вам знакомы эти игрушки? Я предлагаю вам сними поближе познакомится) Эти игрушки из самого Дымково. Значит они какие?

Дети: дымковские.

Воспитатель: правильно. А почему их так назвали?

Дети: потому что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие элементы росписи использовали мастера для игрушки? (круги, полоски, точки, сетка, кольцо).

Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки (малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

Воспитатель: Молодцы ребята (Справились с заданием) Мне понравилось как вы отвечали.

Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшим мастером является дедушка Тихон. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера.

(Подходят к дому стучат. Выходит дед Тихон.)

Дед Тихон: Здравствуйте гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие?

(дети рассказывают)

Воспитатель: Мы приехали в село, чтобы получше познакомиться с народным промыслом дымковская игрушка. А ты что дедушка такой грустный.

Дед Тихон: Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Очень опечален по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

Дед Тихон: Я из-за своей болезни стал не внимательным и рассыпал все баночки с красками. А так как я плохо вижу не могу собрать все баночки. Помогите мне собрать все краски.

Воспитатель : Ну, ты дедушка не печалься, ты мы тебе поможем.

Игра: «Соберём нужные краски».

Дед Тихон: Ну, ребятки молодцы. Какие вы внимательные и шустрые.

Поможете мне раскрасить игрушки мои?

(дети соглашаются).

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд.раб.)

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети и Дед Тихон их рассматривают.

Дед Тихон:

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Спасибо вам за вашу работу дорогие мастера! Благодарит и прощается с детьми.

Воспитатель: Ой, ребята какие вы все молодцы все справились с заданием и очень помоги Деду Тихону.

Но нам пора возвращаться в детский сад. (Дети садятся на имитированную лодочку и возвращаются в группу) Ну как вам понравилось наше путешествие.

Подведение итогов:

Вопросы: Где мы были? Кому помогли? С какими игрушками познакомились? и т,д)