Домой / Smoky eyes / Общение детей со сверстниками начинает оформляться к. Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Общение детей со сверстниками начинает оформляться к. Особенности развития общения в дошкольном возрасте

Что такое вообще общительность, по простому, или коммуникабельность ребёнка? Это умение или способность к нормальному адекватному взаимодействию с людьми. Почему же так важно воспитывать в ребёнке эту способность? Да потому что это будет основным инструментом для ребёнка по жизни в продвижении в карьере или же просто в построении связей с близкими и не только людьми. Родителям решать как развить умение общаться у ребёнка. Думается, что любой адекватный родитель сможет оценить важность такого качества как коммуникабельность ребёнка.

Итак что делать родителям для развития общительности у ребёнка?

  • Позаботьтесь о воспитании в ребёнке данного качества с раннего детства. Начиная с года, помогайте малышу знакомиться и привлекайте ребёнка в общение с одногодками.
  • Не перестарайтесь с помощью, предоставьте ребёнку свободу выбора. С таким подходом он будет самостоятельно развивать отношения со сверстниками.
  • Нежелательны для ребёнка постоянные разъезды с места на место и смены учебных заведений. Ведь каждый раз смена обстановки — это и смена круга общения для ребёнка.
  • Важно понимать, что дети моделируют с своём обществе — общество взрослых людей. Так в круге общения ребёнка будут люди, предназначенные для более личных разговоров “по душам” или сверстники с которыми можно, например, поиграть. А таком случае могут появляться и общества детей, которые будут негативно влиять на ваше чадо. В таком случае, лучше не давить на ребёнка, а поговорить начистоту и объяснить что хорошо, а что плохо. Ведь часто запреты имеют для детей обратный эффект. Помните, что запретный плод сладок.

Как развить самостоятельность в общении, коммуникабельности у ребёнка и почему это важно?

Самостоятельность в общении так необходима детям, ведь ребёнок, который будет по каждому вопросу от сверстников, бегать к маме или папе — никогда не будет лидером в своём кругу общения и не будем иметь уважение со стороны одногодок. Доверяйте вашему ребёнку, будь это воспитание сына или , воспитывайте в малыше высокие принципы, вежливость и уважение к другим людям, однако не поучайте. Ведь доверие лучше всяких навязчивых способов влияния. Пусть ребёнок чувствует ответственность за свои слова. Среди важных принципов в коммуникабельности или умения общаться, для родителей:

  • Не выбирайте друзей для ребёнка , пусть он сам сформирует свой круг общения. Выберет тех людей, с которыми ему интересно.
  • Разрешайте приглашать в гости друзей .
  • Позволяйте своему ребёнку вместе с кем-то заняться каким-то делом . Так в ребёнке будет формироваться умение разделять труд, умение контактировать с различными людьми и подбирать манеру общения с каждым.

Если ребёнок не общительный и мало коммуникабельный?

Если вы хотите , развивать общительность у ребёнка очень важно. Чем вы можете в таком случае помочь ребёнку? Чаще всего такой статус приобретается в результате развития у ребёнка комплекса неуверенности, ведь в детском обществе, ребята очень близко принимают отношение к себе со стороны сверстников. Как бы там ни было, вы должны:

  • Поддерживать ребёнка в общении со сверстниками, гостеприимно и приветливо общайться с друзьями вашего ребёнка.
  • Способствуйте дружбе со сверстниками, но не переусердствуйте.
  • Учите ребёнка естественному и доброжелательному общению с детьми на своём личном примере. Важно дать понять ребёнку, что пафосная быстроприобретённая слава быстро проходит, а глубокие искренние отношеиня остаются надолго.
  • Обязательно научите ребёнка хранить чужие секреты.
  • Заведите малышу питомца, чтобы он смог о нём заботиться — это будет развивать в ребёнке общительность. Однако прежде чем покупать животное, важно определится .
  • Если ваш ? Самое лучшее что Вы можете сделать — научить общаться и выражать свои чувства посредством коммуникации. Ведь рассказать о любом своём эмоциональном потрясении — гора с плеч!


Основная способность у детей к обучению чему-то, это повторение, копирование. Поэтому не забывайте, что лучший пример для ребёнка, в данном случае пример в коммуникабельности, это родители. Поэтому для воспитания счастливого коммуникабельного взрослого человека, позаботьтесь, чтобы ваша семья служила примером для сына или дочери. Ребёнок научиться умению корректно общаться именно у Вас, а это залог полноценного здорового восприятия окружающего мира и желаемого места в обществе. Общительность ребёнка также позволит достигать целей с помощью других людей.

Арендный блок

Эмоциональное общение с матерью - ведушая деятельность младенческого периода жизни человека. Признаки общительности у детей

Влияние социального статуса группы на развитие личности ребенка

Особенности межличностного общения дошкольников со сверстниками. (Барьеры)

Игротерапия общения дошкольника

Многие проблемы взрослого человека уходят своими корнями во младенчество. Характер будущей привязанности ребенка к своей семье напрямую зависит от реакции матери, ее способности откликаться на сигналы ребенка, ее чувствительности и отзывчивости.

Присутствие матери - основа безопасности для малыша . Он чувствует себя не уязвимым, испытывает меньше страхов, если уверен, что мать рядом.

Стиль младенческой привязанности служит внутренним психологическим ориентиром при возникновении эмоциональной привязанности взрослого человека, его отношений к людям: родителям, супругу, детям.

Ученые заметили, что все малыши, разлученные с матерью, реагируют на это одинаково. Сначала ребенок горько плачет, надрывно зовет ее, сопротивляется любым попыткам его утешить или заменить мать кем-то другим. Потом наступает отчаяние, полная пассивность. И, наконец, приходит защитное отчуждение, очевидное равнодушие, если мать вернется в этот момент - ребенок станет ее избегать.

Один из самых известных экспериментов, изучающих привязанность младенца обезьяны, проведен психологом Харлоу в 1959 году. Использованы манекены из шерсти и из металла. В последнем - еда. В ситуации опасности детеныш бежал к шерстяному манекену, т. к. он напоминал ему о матери.

Привязанность формируется постепенно.

1 этап от 0 до 3 месяцев готов общаться с любыми близкими, не осознает мать как отдельное особое существо.

2 этап от 3 до 6 месяцев выделяет мать, т.к. она быстрее и активнее реагирует на нужды малыша. Выделяет мать даже по отношению к бабушке.

3 этап от б до 8 месяцев возникает чувство привязанности по отношению к тем, кто к ним проявляет любовь и заботу. Общение ребенку в этом возрасте важнее, нежели кормление.

У детей в домах малютки, где большой недостаток теплых отношений, человеческого общения у детей развивается «эффект госпитализма ». Дети отстают в физическом развитии (весе, росте), они не улыбаются, у них нет комплекса оживления, они не реагируют на игрушки. В ситуации длительной изоляции, даже когда ребенок накормлен и здоров» возможна «смерть в колыбели».

Кризис одного года

Связан с всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций (истерик), спровоцированных непониманием взрослыми его слов, жеста», мимики или неудовлетворенными потребностями.

Ребенок уже умеет ходить, выполняет многие действия с предметами, понимает речь взрослого начинает сам говорить. Познавательное и эмоциональное развитие основывается на потребности общения со взрослым.

Новообразования: появление речи, доверие или недоверие к людям.

Общение дошкольников

Полноценное общение родителей с ребенком первых лет жизни - важнейшее условие его нормального психического развития.

Как и у взрослого у ребенка способность к общению включает в себя :

Желание вступать в контакт с окружающим миром; знание норм и правил, которым надо следовать;

Умение организовать общение (слушать, сопереживать, выходить из конфликта). Общение сверстников представляет собой драматичный сценарий межличностных отношений: дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, мстят, ябедничают. Общение окрашено множеством эмоций. Взрослые не придают должного значения детским дружбам, ссорам, обидам, они даже не подозревают, какая гамма переживаний захватывает ребенка в общении.

Опыт первых переживаний, первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.

Он определяет отношение человека к себе, к другим, миру в целом. Если у ребенка формируется отрицательное отношение к окружающему, оно может иметь очень печальные последствия во взрослой жизни.

Взрослым важно понимать психологические причины, лежащие в основе проблем межличностного общения. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребенка со сверстниками приводят его к объективной или субъективной изоляции , заставляют малыша чувствовать себе одиноким - а это одно из самых разрушительных переживаний человека. Для детей 1 го года жизни общение - ведущая деятельность.

В чем же особенности детского общения ? Особенности детского общения проявляются:

I)в разной величине потребности в общении (зависит от темперамента); Потребность в общении со сверстниками ярко проявляется с 3 лет. Это ситуативное общение. В раннем возрасте оно отличается высокой эмоциональностью, раскованностью, непосредственностью. Дети часто кричат, смеются, жестикулируют. Экспрессивность в 9-10 раз выше, чем у взрослых. Дети легче «читают с лица».

2) Нерегламентированность (отсутствие знаний о нормах и правилах общения) Дети часто прыгают, кривляются, визжат, принимают причудливые позы, бегают друг за другом. Такое свободное поведение является важным элементом развития. Ребенок проявляет свою естественность и оригинальность.

3) Отсутствие настоящего взаимодействия . Один из сверстников обычно более доминантен в общении (не умеет слушать другого, быть внимательным к его чувствам). Это причина конфликта. В общении со сверстниками дети подражают взрослым, осуждая товарищей за их проступки. До 4 лет детей важно научить сочувствовать.

На 5 году сверстники сознательно выбирают партнером по общению ребенка, а не взрослого. Содержанием общения становится – игра. У детей появляется потребность в признании, уважении со стороны сверстника. Открыто показывают завистъ, злорадство, ревность, хвастают. К 5 годам у детей сформированы основы самооценки.

Через сравнение себя с другими ребенок оценивает и утверждает себя.

Т.О. особенности общения в том, что у детей слабый волевой контроль, небольшой опыт, не сформированы коммуникативные навыки, отсутствуют знания этикета, неполный речевой арсенал. чтобы выразить свои эмоции.

Нарушения общения, трудности общения и коммуникативные барьеры. Барьеры непонимания: логический, стилистический, семантический и фонетический. Барьеры социально-культурных различий: социальные, религиозные, профессиональные, возрастные и т.д.

Барьеры отношений: эмоциональное неприятие, недоверие к коммуникатору, неуверенность в обществе коммуникатора. Группы трудностей (В.Н.Куницина): субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном социальном взаимодействии и не очевидные для партнера и «объективные», то есть обнаруживающие себя в условиях непосредственных контактов и снижающие успешность общения и удовлетворенность его протеканием. Первичные и вторичные трудности. Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Дефицитное общение: одиночество, отчуждённость. Дефектное общение: акцентуации характера и развитие у субъекта психологической защиты. Деструктивное общение: понятие, формы.

Эмоциональное общение с матерью - ведушая деятельность младенческого периода жизни человека. Признаки общительности у детей Влияние социального статуса группы на развитие личности ребенка Особенности межличностного общения дошкольников со сверстниками.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Общение влияет на все достижения дошкольного возраста: развитие познавательной сферы и формирование основ детского мировоззрения; на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами; на формирование личного .

На протяжении дошкольного возраста меняется форма общения со сверстниками. А. Г. Рузская выделяет несколько форм общения со сверстниками.

Для детей 2–4 лет характерно эмоционально практическое общение. Содержание общения со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в совместных практических занятиях (действия с игрушками, манипуляции, переодевание, подползание, убегание).

Данная форма общения способствует развертыванию инициативы детей, так как общение со сверстниками предполагает равенство; благоприятствует резкому расширению диапазона эмоций – и положительных и отрицательных; общение способствует становлению самосознания через возможность увидеть свои возможности. Основными средствами общения являются локомоции или экспрессивно выразительные движения. Контакты отличаются крайней ситуативностью.

Ситуативно деловая форма общения со сверстниками характерна для детей 4–6 лет. Сверстник по своей привлекательности в этом возрасте начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером общения. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская. Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. Содержание общения – деловое сотрудничество. При ситуативно деловом общении дошкольники заняты общим делом, которое требует согласования в достижении цели, выполнение роли. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Основное содержание их коммуникативной потребности – стремление получить признание и уважение ровесника. Стремление привлечь сверстника и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость. Эти отношения выступают в форме «невидимого зеркала». В сверстнике в это время дошкольник видит самого себя (его отношение к себе) и видит только положительное; позже он начинает вдеть и сверстника, но только его недостатки. Ребенок постоянно сравнивает себя со сверстником, пристально интересуется всем, что делает сверстник. Среди средств общения на этом этапе начинают преобладать речевые – дети много разговаривают друг с другом, но их речь остается ситуативной.

Внеситуативно – деловая форма общения складывается к 6–7 годам. Этот перелом внешне проявляется в появлении избирательных привязанностей, дружбы и возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Обращения к сверстнику в этом возрасте все больше приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о событиях своей жизни, обсуждают планы совместной деятельности, свои и чужие поступки. В играх на первый план выступают правила игры. Конфликты чаще возникают из за несоблюдения правил. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений и все меньше – на уровне ролевых. Образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от ситуации, обстоятельств взаимодействия.

Огромную роль, считает М. И. Лисина, играет воздействие взрослого. При общении детей между собой он помогает увидеть в ровеснике равного им самим человека, уважать его. Общение, как и всякая другая деятельность, завершается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт. Среди них важное место занимают взаимоотношения и образ самого себя.

Таким образом:
Общение в дошкольном возрасте определяет , произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опосредовать свое поведение определенными нормами и правилами.
В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные формы общения со взрослым: внеситуативно познавательная и внеситуативно личностная.
Примерно с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. В дошкольном возрасте в группе сверстников можно выделить популярных и непопулярных детей, которые отличаются разным социометрическим статусом. На протяжении дошкольного возраста А. Г. Рузская выделяет ситуативно деловую и внеситуативно деловую формы общения со сверстниками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль и функции общения в психическом развитии детей. Понятие мотивов и средств общения у дошкольников. Исследование зависимости общения от статусного положения в группе. Определение умения общению у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2010

    Структурно-содержательные характеристики общения. Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми. Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности. Нестандартность и нерегламентированность общения детей со сверстниками.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2016

    Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспитания. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение со сверстниками противоположного пола.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2007

    Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Теоретические аспекты проблемы развития межличностных отношений детей в группе сверстников. Методы изучения общения детей дошкольного возраста. Диагностика уровня развития взаимоотношений. Сущность и главные задачи методики Е.Е. Кравцовой "Лабиринт".

    курсовая работа , добавлен 17.06.2014

    Исследование общения дошкольников со сверстниками в зарубежной и отечественной психологии: анализ проблемы, ее развитие в онтогенезе. Организация и методика диагностики общения дошкольников со сверстниками, оценка результатов формирующих воздействий.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2011

Матрена Огоюкина
Консультация «Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте»

1.1. Особенности общения со сверстниками и его развитие в дошкольном возрасте

В своей работе «Проблемы в онтогенезе общения » М. И. Лисина дает следующее определение понятия общения . Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется , то у дошкольника она уже становится одной из главных.

Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей общения со взрослыми .

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником , навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и. т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику , характеризуется значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения , то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность , ненормированность, незаданность никакими образцами : дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и. т. д. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения . Однако нерегламентированность и раскованность общения , использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста .

Еще одна особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог , который распадается из-за отсутствия ответственной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми , чем со взрослыми.

Таким образом, перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста . Однако содержание общения существенно изменятся от трех к шести-семи годам .

В дошкольном возрасте существенно возрастает значимость общения со сверстниками , в процессе которого дошкольник реализует нормы и ценности, усвоенные главным образом общении со взрослыми . Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становится важным для дошкольника . Выделяют три основных вида мотивов общения дошкольников со сверстником .

деловой мотив, под влиянием которого сверстник побуждает ребенка к общению как партнер по практическому взаимодействию, дети испытывают положительные эмоции от самого процесса совместной деятельности;

личностный мотив, выступающий в феномене «невидимого зеркала» , т. е. ребенок видит в поведении сверстника отношение к себе и практически игнорирует в нем все остальное;

познавательный мотив, под влиянием которого происходит общение со сверстником как с равным ребенку существом, которое можно использовать в целях познания и самопознания.

В дошкольном возрасте действуют все три вида мотивов : положение ведущих в 3-4 года занимают деловые с четко определившимися личностными; 4-5 лет – деловые и личностные, познавательные, при почти равном положении деловых и личностных и при тесном переплетении личностных и познавательных; в 6-7 лет – деловые и личностные.

В исследованиях М. И. Лисиной и А. Г. Рузской были выделены существенные особенности общения дошкольника со сверстниками , качественно отличающих его от общения со взрослым .

большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон, что определяется богатым функциональным составом общения сверстников и большим разнообразием коммуникативных задач;

сильная эмоциональная насыщенность, что выражается в большом количестве экспрессивно-мимических проявлений и аффективной направленности действий по отношению к сверстнику ;

нестандартность и нерегламентированность общения детей , характеризующиеся особой раскованностью , ненормированность, действий, их незаданностью никакими образцами, использованием непредсказуемых и нестандартных средств общения ;

преобладание инициативных действий над ответными, что проявляется в невозможности продолжить и развить диалог , который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера и часто вызывает конфликты, протесты, обиды.

Выделяют три формы общения дошкольников со сверстниками : эмоционально-практическую, ситуативно-деловую и внеситуативно-деловую.

Эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками характерна для детей от двух до четырех лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединялся к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье . Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения, как правила, не замечают. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно – и по своему содержанию, и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с их предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения детей – локомоции или экспессивно-мимические движения.

Ситуативно-деловая форма общения складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста . В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях : на уровне ролевых взаимоотношений и на уровне реальных, т. е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом , они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата . Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.

В конце дошкольного возраста у многих детей складывается внеситуативно-деловая форма общения . Значительно возрастает число внеситуативных контактов. В этом возрасте становится возможным «чистое общение » , не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Между старшими дошкольниками появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологические аспекты его существования – желания, предпочтения, настроения. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе : одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходят значительные изменения в содержании, мотивах и средствах общения со взрослыми и сверстниками , среди которых общими являются переход к внеситуативным формам и преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного являются сильнейшими стимуляторами его психического развития .