Последние статьи
Домой / Smoky eyes / Особенности адаптации в детском саду. Успешная адаптация ребенка к доу Характеристика по адаптации в доу адаптировался быстро

Особенности адаптации в детском саду. Успешная адаптация ребенка к доу Характеристика по адаптации в доу адаптировался быстро

Ирина Домашнева-Бакирова
Организация адаптационного периода в ДОУ

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи : и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша .

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация » .

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке . Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как :

· Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;

· Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;

· Наличие интереса к предметном миру;

· Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

Легкая адаптация проходит в течение 1-2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим : воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека , когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются :

Развитие предметной деятельности;

Развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т. д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.

Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка - любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной » группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление, жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду .

И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?

Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий :

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды : важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка , поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны :

Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи : поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т. д., предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др .

Требование : материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.

Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд : материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина) .

Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра : все виды конструкторов «Строитель» , мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

Требования : для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей , существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования : знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет , принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей ,а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников : например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада» ; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.

Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.

Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.

Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий :

3. Организация работы с родителями . Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада : представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.

И если рассматривать период адаптации , то взаимодействие детского сада и семьи всегда сопряжено с подъемом интереса к детскому саду. Объясняется это изменением образовательных потребностей и запросов семей. Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов :

I этап. Открытие - адаптационный период .

Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка

Ответственность сторон

Семья. Родители. Знакомятся с адаптационной моделью , предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи - знакомства и принимают решение : согласиться или отказаться от поступившего приглашения.

Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности к детей детскому саду. (Приложение 1,2) .

В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.

Детский сад. Педагоги. Информируют семью об адаптационной модели , существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи - знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности семейного воспитания детей. Организуют работу адаптационной группы , предоставляя возможность родителям два раза в неделю приходить вместе с ребенком в детский сад, выстраивая взаимодействие с детьми и взрослыми (или подбирают другую модель адаптации , возможную для сложившихся в семье и детском саду условий).

Встречи воспитывающих взрослых за круглым столом лучше проводить 2 раза в неделю, в течение часа, на протяжении одного месяца. Хорошо, если встречи-знакомства предваряют поступление ребенка в детский сад и его адаптацию . Если это невозможно, то встречи-знакомства воспитывающих взрослых могут проходить параллельно адаптации ребенка .

II этап. Прояснение ожиданий.

Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации ; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог»

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог» , выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.

III этап. Согласование.

Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.

Детский сад. Педагоги. Участвуют в составлении текста соглашения о взаимодействии в воспитании детей.

Когда ответы даны всеми партнерами и записаны, можно приступить к построению текста «Соглашения о воспитании детей» . Ни одна прекрасная мысль не должна остаться незаписанной! Ни одно имя ребенка и воспитывающих взрослых не должно быть забыто! Каждое имя воспитанников записывается так, как оно звучит в семье из уст родителей.

Встреча. Согласование позиций в воспитании ребенка (проводится спустя месяц, после полученного опыта совместного с ребенком посещения группы).

IV этап. Созидание образа События

Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей : направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода , который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.

В качестве примера проектирования взаимодействия взрослых и детей можно рассмотреть календарный план, представленный в приложении 3.

План позволяет поставить конкретные задачи работы с детьми. Задачами взаимодействия взрослых и ребенка в период адаптации к детском саду являются :

1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, поддержание нормализации мышечного тонуса, улучшение настроения.

2. Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации .

3. Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Данный календарный план рекомендован только на адаптационный период . В нем описаны игры разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности воспитателя с детьми (игры проводятся с одним, с двумя детьми, с небольшой подгруппой детей в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, ниже можно добавить свои игры. Те игры, которые были проведены, отмечаются «галочкой» . Картотеку можно дополнять.

В календарном плане предложена примерная программа прогулки. Она проводится с детьми от 1 года 6 мес. до 3 лет в солнечную и спокойную погоду.

В комментарии воспитатель отмечает активность детей в игровой деятельности в группе и на прогулке. Проводится небольшой анализ работы с детьми в течение дня.

План можно изменить, вписать свои игры, наблюдения в зависимости от психологических и возрастных особенностей детей, от экологической обстановки, погодных условий и т. д.

Для более эффективного наблюдения за периодом протекания процесса адаптации малышей можно использовать специальный адаптационный лист , представленный в приложении 4.

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна у некоторых малышей не раньше чем через2-3месяца.

С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода , помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.

Результаты работы в этом направлении позволяют говорить, что у ребёнка с легкой адаптацией быстро нормализуется сон, малыш с аппетитом ест, охотно идёт на контакт со сверстниками и взрослыми, настроение бодрое и спокойное. Умеет играть рядом с другими детьми.

Следует отметить, что возможность лёгкой адаптации ребёнка к детскому саду возможна при соблюдении следующих условий :

Родители заранее готовят малыша к посещению детского сада;

Узнают режим детского сада и начинают его внедрять в домашних условиях;

Знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, с образовательной программой, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации .

Можно рассматриватьдва основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко войти в новые жизненные условия) .

Показателями успешной адаптации выступают : уменьшение заболеваний, их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития.

Только тогда, когда и в группе, и дома ребёнок спокойно засыпает и спит положенное по режиму время, ест с аппетитом, спокойно общается с окружающими, действует с предметами, можно считать, что он адаптировался к новым условиям .

Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения в соответствии с возрастными возможностями детей, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, мы обеспечиваем эффективность решения образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряя протекание адаптационного периода .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Тема: «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме-няется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
четкий режим дня;
отсутствие родных рядом;
длительный контакт со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
утрата навыков самообслуживания;
нарушение сна;
снижение аппетита;
регрессия речи;
изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицатель¬ные);
начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение поль¬зоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспи¬тательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если уви¬дит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
повышенная тревожность;
обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
многословность (задает много вопро¬сов, интересуется подробностями и дета-лями из прожитого ребенком дня).

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
легкую (15-30 дней);
среднюю (30-60 дней);
тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
восстанавливается аппетит.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей

Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в одевании, умывании.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
Неумение занять себя игрушкой.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не прой¬дет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:
в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением - игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, - через15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, - эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Собираясь в детский сад, каждая мама мечтает о том, что ребенок, помахав ручкой, весело пошагает в группу играть с новыми детьми и игрушками. Такое возможно, только до того времени пока он не осознает что остался без мамы. Но чаще всего расставание с мамой болезненное, ребенок цепляется за маму и плачет. Поведение ребенка вполне понятно. Он инстинктивно боится остаться без мамы в таком возрасте. Это стрессовое событие и ребенок сопротивляется ему. Адаптация ребенка в ДОУ требует времени и сил.

Маме необходимо спокойно отнестись к тому, что ребенок не желает оставаться без нее. Понятно, что во время стресса у ребенка выделяется адреналин и ему нужно давать выход. Если выхода нет, и стрессовые ситуации часто повторяются, это может привести к угнетению жизнедеятельности организма, и ребенок будет иметь проблемы со здоровьем. Чтобы этого не случилось нужно обеспечить малышу постоянную двигательную активность, чтобы расходовать адреналин, вырабатывающийся во время стресса. Очень полезно после посещения детского сада шуметь, прыгать и бегать.

Маме идти в группу с ребенком не стоит. Он не должен знать, что мама может находиться с ним в этом месте. Иначе в следующий раз он будет плакать, и требовать остаться. А это лишний повод для стресса.

Малышу кажется, что мама уходит и больше никогда не вернется. Ему на многократном примере нужно объяснить, что мама обязательно вернется. Рано или поздно ребенок поймет, что мама вернется, и не будет так плакать. Часто у детей в садике слышно покашливание. Так происходит когда, ребенок хочет плакать, но сдерживается. Это своеобразный спазм. При регулярном проявлении спазмов, ребенок часто покашливает, и родители могут его оставить дома.

Запомнив эту взаимосвязь, ребенок может ее пользоваться. Организм начинает болезнью реагировать на стресс. Поэтому среди детей много болеющих. Если ребенок не находит выхода из стрессовой ситуации долгое время, то наступит момент, когда эмоции проявятся совсем неожиданно и очень бурно.

Адаптация ребенка в ДОУ: советы родителям

Успешная адаптация ребенка к ДОУ зависит от физического, психического развития, состояния здоровья, привитых навыков самообслуживания, личностных качеств. А также от умения общаться со сверстниками и взрослыми, степени тревожности, социального положения родителей.

Если есть хоть один пункт, где ребенок не соответствует требованиям, адаптация будет проходить труднее. Адаптация ребенка в ДОУ - сложный процесс. Она может быть успешной, а иногда и негативной, стрессовой. И чаще всего малыш испытывает стресс. При нормальном течении адаптации ребенок испытывает эмоциональную удовлетворенность, комфорт, он быстро, не сопротивляясь, выполняет все требования, которым подчиняются дети в группе.

Чтобы малышу легче было адаптироваться к поступлению в ДОУ родителям заблаговременно необходимо начать подготовку. Необходимо уделить внимание повышению иммунитета ребенка, закаливанию. Ко времени поступления в садик ребенок должен самостоятельно кушать, уметь обслуживать себя. Он должен быть приучен к выполнению ежедневных гигиенических процедур. Родители обязаны следить за режимом дня ребенка, приближая его к режиму ДОУ. Еще необходимо прогуливаться с ребенком на детскую площадку, учить общению с другими детьми. Немаловажно научить ребенка играть самостоятельно.

Чтобы адаптация прошла успешно первый раз ребенка нужно привести в ДОУ только для знакомства с детьми и воспитателем. Время пребывания малыша в детском саду необходимо нормировать и увеличивать постепенно. Сначала ребенок остается только до завтрака. Через некоторое время остается до обеда. Немного освоившегося малыша можно оставить на сон и забирать уже после него. По истечению 4 недель уже можно оставлять малыша на целый день.

Забирать ребенка должны только родители на протяжении всего периода привыкания. Отдавая ребенка в детский сад необходимо дать ему какой-нибудь любимый предмет: игрушку, книгу, фотографию, чтобы ребенок имел привычные предметы под рукой. Чтобы воспитатели эффективней смогли подобрать модель поведения с ребенком, расскажите о его привычках, что любит, как реагирует на чужих людей, громкие звуки. После возвращения из садика необходимо расспросить, как прошел день, похвалить за хорошее поведение, проделанную работу. Выходные дни проводите с ребенком, уделяйте ему достаточно времени, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Переводить ребенка в другой садик не желательно.

Дома в семье родителям не стоит негативно отзываться о ДОУ. Если малыш в чем-то отстает, не успевает, настраивайте его на позитивное отношение к учебе, учите преодолевать препятствия. Невыполнение требований медперсонала и воспитателей может привести к отрицательной форме поведения. Ребенка нужно убеждать придерживаться режима и выполнять требования воспитателей.

Важную роль играет отношение взрослых к ребенку. В первую очередь воспитатели и медработники должны оказать помощь в адаптации впервые пришедшему ребенку в детский сад.

Индивидуальные особенности определяют степень адаптации ребенка в ДОУ. У каждого ребенка свои интересы: одни дети склонны к точным наукам, другим ближе гуманитарные. У третьих может быть хорошо развито образное мышление. Здесь играет роль воспитания в семье, генетическая наследственность, социальный фактор. Во время адаптационного периода необходимо учитывать все эти особенности.

Учитывая интеллектуальное развитие, психосоматическое состояние, не стоит забывать о взаимоотношениях ребенка с окружающими. Именно эти отношения проявляют индивидуальные качества ребенка. Зная эти особенности легче выбрать эффективную и правильную тактику в организации развивающих, воспитательных, укрепляющих здоровье мероприятий, а самое главное мероприятий в оказании помощи в адаптации. Чтобы адаптация ребенка в ДОУ прошла успешно необходимо осуществлять лично-ориентированный подход. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, уверенно, ощущать поддержку со стороны взрослых. Такие меры помогут детям довольно быстро адаптироваться и вернуться в нормальное состояние.

Следует запомнить, что если мама уверена в том, что ребенку необходимо посещать садик и отступать некуда, адаптация ребенка в ДОУ проходит легче. Если мама сомневается и после первых попыток решает повторить позже, то и адаптация будет проходить сложно.

Занятие рисованием прекрасно помогает ребенку в адаптационный период. Рисунки отражают его эмоциональное состояние. Малыши с удовольствием рисуют карандашами, фломастерами. Посмотрев на рисунок ребенка, воспитатель может многое узнать. Хорошо, когда в садике имеются специальные творческие уголки, оборудованные для рисования.

Родителям необходимо обращать внимание на поведение ребенка. Если начав посещать ДОУ, ребенок стал плохо кушать, плохо засыпать, капризничать, раздражается, то в первый месяц это можно считать нормой. Но вот если ситуация затянулась, можно сказать, что ребенок плохо адаптировался.

Не стоит отдавать в обычный садик ослабленных детей и с неустойчивой нервной системой. Для них лучше специализированное учреждение.

Все что здесь написано и в других источниках больше относится к теории.Практика, как обычно, вносит свои коррективы. На деле вы можете столкнуться с очередями в детский сад. В некоторые садики записываются за год до нужного времени, а с теми ДОУ которые пользуются популярностью необходимо подружиться еще во время беременности.

Введение

1. Адаптация детей в ДДУ

2. Организация адаптационного периода

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлении в ДДУ

Заключение

Литература


Введение

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

проблема адаптация ребенок дошкольное учреждение


1. Адаптация детей в ДДУ

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

1. В яслях - 7-10 дней

2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели

3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери.

Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

Нервно психическое развитие;

Черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.


2. Организация адаптационного периода

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них: - работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;

Совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;

Недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;

Совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлению в ДДУ

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Ботвинкина Людмила Геннадьевна
Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению .

Адаптация .

Адаптация – от латинского «приспособляю » - это сложный процесс приспособления организма , который происходит на разных уровнях : физиологическом, социальном, психологическом.

При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми : взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.

Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ .

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления , укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения (отрицательные реакции : плач, раздражительность) . Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки. Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий.

У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться , перестроить сложившиеся ранее стереотипы.

Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит , сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково . Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц , а иногда и более.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода .

Установлен ряд факторов, определяющих насколько легко пройдет адаптационный период . Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка.

1. Состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов , он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение . Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода , у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

2. Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение . С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.) .

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша. Одни дети в первые дни выражают бурные реакции : кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Виды адаптации .

Врачи и психологи различают три степени адаптации : легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационного периода и интенсивность этого процесса : сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.

Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей .

Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников за 10-15 дней ,и у тех детей которых подготовили родители-в первую очередь они учат детей самостоятельности , ребенок может сам снять одежду, сесть на горшок, сам держать ложку-кушать ею, пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу объясняла что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет зря, это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка, и легкой адаптации к дошкольному учреждению .

Средняя адаптация -это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуются в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношение со взрослым не нарушается, речь восстанавливается на 30-40 день, двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции, протекающей без осложнений) .Течение такой адаптации бывает у детей от девяти месяцев до полутора лет, у детей дошкольного возраста , имеющих отклонения в состоянии здоровья, или педагогически запущенных.

Тяжелая адаптация – таких детей намного меньше , они адаптируются к дошкольному учреждению в течение 2месяцев ,а иногда и пол года надо ребенку чтоб он привык. Дети от 1,5 до 2 лет повторно заболевают, неблагоприятно отражается физическое и нервно-психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так -же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием.

Дети избегаю контакта со сверстниками, проявляют агрессию,к взрослым относятся осмотрительно. При тяжелой адаптации нервно-психическое развитие ребенка замедляется. Игровая деятельность и развитие речи отстают, в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка : психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам.

Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка, его здоровье нормализуется в течении нескольких лет.

Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния.

Период адаптации завершается в течении 3 месяцев, если в течении 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае

требуется помощь других специалистов.

О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.

Советы родителям.

Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми : посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет : стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка , что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

Нужно принести в детский сад вещи, необходимые ребенку для спокойного пребывания там : смену белья, вещи для занятий физкультурой, любимую игрушку.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Необходимо создать ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не водить его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему).

Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Литература :

Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. – Волгоград : Учитель, 2008.

Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003.

Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2006.