Домой / Smoky eyes / Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся. Совершенствование методов обучения

Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся. Совершенствование методов обучения

Отзыв

на открытое внеклассное мероприятие в 4 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мы – путешественники!»

проведенный 25.12.2012 г.

Открытое мероприятие полностью отвечает требованиям новых стандартов и демонстрирует систематическую работу учителя по осуществлению деятельностного подхода к обучению.

Структура полностью соответствует логике проведения заявленного типа, так как основной организационной задачей являлось создание условий для закрепления нового материала. Восприятие и осмысление материала по данной теме основано на субъективном опыте учащихся.

Данное занятие проходило в нестандартной форме, в форме деловой игры. Были использованы различные виды деятельности со школьниками: мозговой штурм, защита проекта, заочная экскурсия.

Занятие способствовало формированию умения учащихся планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: ученики, работая в группах, самостоятельно не только готовили свои выступления, но и вырабатывали критерии оценивания своей работы и работы одноклассников.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к данному мероприятию и деятельность в продолжение занятия показала высокий уровень сформированности как предметных, так и метапредметных компетентностей. Учитель создала на уроке широкие возможности для реализации дифференцированного подхода в обучении. Дети самостоятельно определяли для себя сферу интересов и способы их воплощения: поиск, анализ и оформление информации на выбранную тему из различных источников, распределение ролей, создание презентации. При подготовке мини-инсценировок совершенствовалось умение выразительно читать по ролям, определять рамки эпизода и применять на практике («метод вживания») представления о характеристике литературного персонажа, значимых деталях портрета, интерьера, пейзажа.

Большинство заданий направлено на творческих способностей учащихся и требовало от учащихся проявления нестандартного хода их решения. Учитель стимулировал активность учащихся и поддерживал интерес к изучению английского языка на протяжении всего занятия.

Использование компьютерных технологий дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Занятие продемонстрировало увлеченность учеников в творческой деятельности по усвоению учебного материала и в целом достигло всех

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мой питомец»,

проведенный 15.10.2016 г.

Ковалевой Э.Р. проведен открытый урок по английскому языку в 5 классе в рамках городского научно-методического семинара «Деятельностные формы обучения иностранному языку». Занятие проведено в нестандартной форме. По форме это урок-путешествие.

Решение образовательных задач соответствует требованиям государственной программы по английскому языку для 5 класса.

Учитель поставила следующие цели и задачи: учиться употреблять английскую лексику по теме «Мой питомец»; развивать у учащихся навыки аудирования, говорения, умения работать с таблицами и схемами; провести исследовательскую работу по теме урока; развитие абстрактного и логического мышления школьников, памяти, внимания; воспитывать уважительное отношение к труду, традициям наших предков.

Отобранное содержание и оборудование мероприятия, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах, способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах занятия использовалась компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

Учитель большое внимание уделяет развитию логического мышления учащихся, установлению причинно-следственных связей. Урок был построено так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «почему?» и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому».

Применение широкого спектра заданий дифференцированной направленности создавало атмосферу заинтересованности каждого ученика в учебной работе. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении.

По завершении каждого этапа урока и в конце его проводилась рефлексия, учащихся была предоставлена возможность оценить свои знания, меру участия в занятии, дать осмысленную оценку своих действий.

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Еда»,

проведенный 19.10. 2016 г.

Цели и задачи урока соответствуют образовательной программе по английскому языку для 5 класса. Урок проведен с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий.

В своей работе учитель использует презентацию, составленную в соответствии с планом урока. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя является систематизация знаний учащихся. Данная, сложная дидактическая цель достигается путем использования в презентации большого количества иллюстраций, схем, активных гиперссылок.

Кабинет подготовлен к уроку. Подготовлены визуальные материалы, другие дидактические материалы. Учащиеся подготовили свои рабочие места.

Учебная атмосфера способна переключить на предмет «английский язык». Этому способствую материалы, представленные на стендах.

Организационный момент подготавливает детей к восприятию учебного материала, во время оргмомента устанавливается контакт учителя и учеников, создается рабочий настрой на занятие.

Учитель вводит новый материал в коммуникативной форме, использует индуктивный метод. Используется доска, презентация. Семантизация осуществляется с помощью предметной, изобразительной наглядности, истолкования, дефиниции, комментария. Учитель обеспечил усвоение нового материала в конкретных упражнениях, имеющих проблемный характер.

Контроль понимания нового материала был осуществлен с помощью рациональных методических приемов. Удачно использован тест как база для развития внимания, логического мышления.

Реализуя личностный подход в обучении, учитель разделяет класс на рабочие группы в соответствии с психофизиологическими и учебными особенностями учеников. Работа осуществляется по индивидуальным картам-заданиям. Обсуждение результатов работы каждой группы проводится также с использованием слайдов презентации и таблиц. Такой способ обобщения позволяет всем ученикам класса наглядно убедиться в правильности сделанных выводов.

На этапе заключительного обобщения учитель представляет вниманию учащихся интерактивную игру, при помощи которой ученики формируют выводы об полученных на занятии знаниях и умениях.

Отзыв

на открытый урок в 3 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «По дороге в школу»,

проведенный 16.03.2017 г.

Урок, данный в рамках семинара-практикума «Современный урок в контексте требований ФГОС» полностью отвечает требованиям новых образовательных стандартов, демонстрирует наличие системы работы учителя по организации внеклассного чтения учащихся, умелое использование педагогических технологий, позволяющих активизировать самостоятельную творческую и познавательную деятельность семиклассников.

Цели урока, его план были конкретны и побудительны для учеников, содержание урока оптимально, заключало возможность выбора обучающимися форм и средств работы и вариантов представления результатов.

Следует отметить хороший уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся, познавательную активность, слаженную работу ученического коллектива в течение всего урока.

Учитель продемонстрировал высокий уровень педагогического мастерства, глубокие знания методики преподавания английского языка, общую эрудицию, чувство такта и демократичность в общении со старшеклассниками, творческий подход к организации деятельности учащихся.

Учителем применял элементов технологии личностно-ориентированного обучения, стремился организовать работу таким образом, чтобы пробудить интерес учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, активизировать творческую деятельность.

В ходе урока были продемонстрированы эффективные педагогические технологии, позволившие учителю достичь поставленных в начале урока целей, сделать урок результативным, ярким и интересным для учащихся. Богатый дидактический материал разного типа, вида и форм позволил совершенствовать навыки распознавания второстепенных членов предложения, их виды и различные способы выражения, включая трудные случаи различения дополнений и обстоятельств.

Умелое направление и стимулирование деятельности учеников, следование принципам личностно-ориентированного обучения способствовали созданию ситуации успеха для каждого ученика, давали возможность каждому учащемуся быть вовлечённым в учебный процесс урока.

Отзыв

на открытый урок английского языка во 2 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Путешествие в сказочную страну»,

проведённого 15.03.2013 на открытом научно-методическом дне «Особенности содержания обучения иностранному языку в свете новых требований государственных стандартов»

Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Что мы должны сформировать у учащихся, над какими компетенциями работать? На эти вопросы отвечает учитель, готовя каждый свой урок. Это заставляет его искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. Думать, знать, уметь – вот составляющие деятельности педагога на подготовительном этапе, без которых творческий процесс немыслим. При этом знания, умения, навыки – средство развития способностей, компетентностей. Именно это продемонстрировала Ковалева Э.Р. на своем открытом мероприятии, которое отличалось динамичностью и насыщенностью.

Ковалева Э.Р. зарекомендовала себя творческим, вдумчивым учителем, урок насыщен интересной и познавательной информацией. Урок отвечает всем современным требованиям. Она свободно владеет новыми информационными технологиями. Учитель использует яркий дидактический материал, мультимедийные средства.

При объяснении нового материала использовались принципы доступности, наглядности, научности. Урок информационно насыщен, логически выстроен. Благодаря тому, что изучение ведется в доступной и занимательной форме, у детей не возникает затруднений.

Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и творческий подход. Ковалева Э.Р. разработала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Это позволило включить школьников в исследовательскую деятельность. Свои наработки ребята обсуждали в группах, а затем представители групп сменного состава результаты с выводами представляли всему классу, что придавало работе особую атмосферу позитивного, продуктивного сотрудничества, повышало мотивацию. Элементы исследовательской деятельности реализуются в индивидуальной, парной и групповой работе.

Речь самого педагога эмоциональна и выразительна, она умело погружает учащихся в изучение содержания учебного материала по теме урока.

У детей также хорошо развита монологическая речь, они очень активны на уроке Порой поражали высказывания ребят, глубина и нестандартность их суждений. Речь учащихся богата и выразительна. А ведь это результат долгой, кропотливой, ежедневной работы учителя и ее учащихся, их совместных усилий.

Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:

  1. Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
  2. Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
  3. Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.

В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.

  • Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
  • Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.

6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:

  • медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
  • валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.

Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:

  • в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
  • в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:

  • Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
  • Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.

Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:

  • в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет - ресурсы
  • в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
  • в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.

Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.

Совершенствование методов обучения и воспитания,

использование новых образовательных технологий.

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС НОО, определяют цели образования,

как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный

процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога.

Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь-учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:

Технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, сеть Интернет).

Традиционные технические средства заменяю компьютерными, которые делают процесс обучения и воспитания наглядным, способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышают интерес учащихся. Например, к уроку русского языка в 3 классе по теме «Все падежи» (урок закрепления и систематизации знаний) подготовила презентацию, на которой дети увидели таблицу с падежами, вспомогательными словами, падежными вопросами, предлогами, текст с ошибками для фронтальной работы, задания по

группам. На уроках математики, русского языка, окружающего мира,литературного чтения использую электронные приложения к учебникам.

Технология индивидуального и группового обучения (работа в группах, парах, индивидуально)




Работа в группе Работа в парах Индивидуальная работа

Индивидуальную работу организую на всех этапах урока, начиная с этапа актуализации знаний и заканчивая рефлексией.

Работа в парах способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.

Групповая работа способствует реализации технологии сотрудничества и развитию навыков совместной работы с учебным материалом.

Технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности)

Использую три варианта дифференцированного обучения:

    на основе предварительной диагностики характеристик личности;

    уровня овладения общеучебными умениями учащихся;

    внутриклассная дифференциация происходит в зависимости от познавательных интересов к изучению отдельных предметов.

Все задания можно объединить в две группы: первая - учитель дает задание каждому ученику, вторая - ученики сами выбирают предложенные учителем разноуровневые задания.

Во время выполнения задания обучающиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении, снимается эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения.

Здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия)

Применяю зд оровьесберегающие технологии в следующих формах:

    гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение;

    формирование гигиенических навыков обучающихся;

    правильная осанка (поза и мимика обучающихся, чередование их в зависимости от

характера выполняемой работы);

    физкультурные минутки на уроках (общеукрепляющая гимнастика, дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук,

упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица)

    физические упражнения и подвижные игры на переменах;

    классные часы, беседы, пропагандирующие здоровый образ жизни;

    подвижные игры на открытом воздухе;

    каждый год принимаю участие с детьми в общешкольном Дне Здоровья;

    ежегодно принимаю участие в месячнике военно-спортивных мероприятий, приуроченный ко Дню Защитника Отечества (А ну-ка, мальчики);

    организую спортивные праздники для родителей и детей;

    при использовании ИКТ соблюдаю требования, прописанные в Санитарных правилах и нормах;

    согласно плану работы по охране труда и здоровья обучающихся провожу инструктажи по технике безопасности.

Технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами)

Провожу систематическую работу с родителями своих учащихся, большое внимание уделяю педагогическому просвещению родителей.

Выступаю на классных собраниях с вопросами повышения мотивации и интереса

к изучению учащимися отдельных предметов, оказываю психолого-педагогическую поддержку учащихся в образовательном процессе, занимаюсь просветительской деятельностью и диагностической работой, выявляя проблемы обучения и др.

Привлекаю родителей к организации и проведению совместных праздников,

поездок, экскурсий, различных внеклассных мероприятий. Родители не только помогают

изготавливать декорации и костюмы к праздникам, но и участвуют в постановке, являются самыми активными зрителями.

Технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся).

Технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные)

Мини-проект по окружающему миру.

Проект по русскому языку «Рассказ о слове» (презентация)

Игровые технологии (уроки и задания в игровой форме, деловые игры, подвижные игры)

Cтраница 1


Совершенствование методики преподавания на современном этапе требует широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Значительный интерес в этом направлении представляет разработка программного обеспечения технологии проведения лабораторного практикума по курсу железобетонные конструкции при подготовке высококвалифицированных инженеров-строителей 21 века. Компьютеризация лабораторного практикума имеет ряд несомненных и очевидных преимуществ, связанных, во-первых, с возможностью динамического моделирования процессов измерений, во-вторых, с возможностями использования компьютерных разработок лабораторных работ в режиме тренинга и совмещения процесса обучения и тестирования. Информационно-компьютерная система лабораторного практикума представляет значительный интерес для внедрения на заочной и дистанционной формах обучения с учетом неограниченных возможностей по многовариантности заданий и фронтальности проведения лабораторных работ в виртуальном режиме. Программа лабораторного практикума прошла апробацию на четвертом курсе специальности 2903 Промышленное и гражданское строительство. Студент выбирает нужную лабораторную работу и запускает се на выполнение. На экране монитора с помощью компьютерной графики изображаются образцы для испытаний, лабораторная установка, выводится таблица данных, фиксируемых в работе. Программа позволяет изучить работу в динамике, автоматически заносит регистрируемые данные в таблицу, проводит необходимые расчеты и строит графики. Лабораторный практикум может проводиться как на отдельных индивидуальных ЭВМ, так и в компьютерном классе, рассчитанном на академическую группу. Можно выделить следующие особенности компьютерного лабораторного практикума: а) каждый, студент выполняет свою работу индивидуально, что значительно повышает понимание исследуемых процессов; б) в случае неудачного проведения работы за весьма короткий промежуток времени можно повторить выполнение как всей работы, так и отдельных ее этапов; в) при выполнении работы на компьютере отсутствует так называемый эффект страха перед реальной лабораторной установкой; г) значительно снижается риск травмирования; д) компьютерный вариант работы позволяет детально обсудить особенности экспериментальной установки; е) многовариантность работы позволяет моделировать эксперимент в условиях, недоступных в реальной обстановке.  

Без непрерывного развития науки и совершенствования методики преподавания и самостоятельная работа студентов быстро выдохнется, превратится в некий шаблон, в стандарт, а это, как известно, злейший враг воспитания и образования молодежи. Огромнейшую роль в развитии самообразование и самостоятельности студентов, в расширении их кругозора, научных и общекультурных интересов играет книга, умение ее - найти и своевременно прочитать.  

На заседаниях совещания-семинара заслушано 24 доклада, посвященных совершенствованию методики преподавания теоретической механики в университетах и технических вузах, организации и проведению НИРС и УИРС на кафедрах теоретической механики, использованию в учебном процессе технических средств обучения, организации машинного и безмашинного контроля знаний студентов, а также повышению квалификации преподавателей и работе общегородских межвузовских семинаров преподавателей теоретической механики.  

Одной из мер повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием является совершенствование методики преподавания.  

Третье издание (2 - е - 1987 г.) дополнено рекомендациями по самообразованию и совершенствованию методики преподавания.  

К сожалению, этот преподаватель успел забыть давно проходившееся им дифференциальное исчисление и неодобрительно отнесся к нашей первой попытке совершенствования методики преподавания.  

Пленум поручает новому составу президиума Совета, руководствуясь решениями XXIV съезда КПСС, разработать перспективный план деятельности Совета и его секций на ближайшее пятилетие, в котором предусмотреть мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение качества обучения студентов по курсу теоретической механики, повышение научного и идейного уровня читаемых курсов, совершенствование методики преподавания и широкий обмен опытом этой работы, развитие научно-исследовательских работ по проблемам методики преподавания, дальнейшее повышение качества учебников, учебных и наглядных пособий, повышение квалификации преподавательского состава, улучшение воспитательной работы со студентами.  

Научно-методическая работа кафедры предусматривает развитие педагогики высшей школы с учетом работы конкретного вуза. Многие положения дидактики высшей школы требуют дальнейшего научного углубления и развития, и чем шире на кафедрах ставятся проблемы педагогики высшей школы, тем эффективнее претворяются в практике учебного процесса результаты методических исследований, тем быстрее идет совершенствование методики преподавания.  

Здесь кроется основной резерв повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов. В современной высшей школе учебный процесс все в большей мере приобретает характер самостоятельного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. Наряду с совершенствованием методики преподавания важнейшими задачами вузов является планирование, рациональная организация и контроль за самостоятельной работой студентов. Пути совершенствования управления самостоятельной работы студентов конкретизированы в прилагаемой схеме.  

Частью общей культуры являются культура умственного труда, способность работать с разньши видами текстовой информации, умение учиться. Между тем исследования показывают, что скорость чтения научно-популярных текстов у преподавателей профтехучилищ примерно соответствует нормам чтения для старших классов средней школы. В работе с книгой преобладает репродуктивная ориентация: чтение рассчитано на простое воспроизведение материала, не анализируется степень усвоения прочитанного, его содержательная связь с потребностями совершенствования методики преподавания дисциплин.  

Значительный интерес представляют соображения В, А. Здесь автор рассматривает модельное изучение как средство развития творческих способностей и научного осмысливания практики, как путь оценки качества учебных программ, форм обучения, совершенствования контроля знаний, совершенствования методики преподавания, как средство согласования различных компонентов системы учебного процесса. Большое значение придает автор роли методов моделирования для создания науки о педагогике высшей школы.  

Правильное и оправданное применение ТСО ведет к повышению эффективности обучения, в противном случае - к формальному их задействованию. Кафедра не может допускать использование технических средств обучения в тех случаях, когда это не диктуется методической целесообразностью, а применяется как атрибут современного уровня обучения. Важной задачей является определение критериев оценки эффективности применения ТСО. Последнее возможно на основе обобщения результатов научно-исследовательской работы кафедр по совершенствованию методики преподавания.  

Например, сравнительные данные экзаменационных сессий показывают, что в зимнюю сессию 1973 / 74 учебного года было получено на 253 неудовлетворительные оценки меньше, чем в зимнюю сессию 1968 / 69 учебного года. Заслуживает особого внимания тенденция заметного уменьшения доли неудовлетворительных оценок по таким трудным для усвоения дисциплинам, как высшая математика, физика, химия, теоретическая механика и другим. Конечно, приведенные данные не могут быть охарактеризованы только как результат внедренной системы аттестации. В этом процессе находит отражение действие всех форм совершенствования методики преподавания и организации учебного процесса, новой среди которых является рассматриваемая система активизации самостоятельной работы студентов с помощью систематических проверок.  

Страницы:      1

Совершенствование методики преподавания и методов обучения.

Учитель математики ГБОУ

с углубленным изучением

математики №1360

Голованова Н.В.

.

Введение …………………………………………………..

2

II .

Формирование навыков самоконтроля ……………...

2

III .

Использование учебного оборудования при организации самостоятельной работы учащихся …..

8

IV .

Использование тестов …………………………………..

15

Список литературы ……………………………………..

19

I . Введение.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся.

Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его – решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.

Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы. И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность. Вот почему эти вопросы всегда были предметом пристального внимания учителей, методистов и ученых.

II . Формирование навыков самоконтроля.

Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль, назначение которого заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный, осуществляющийся под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.), и начинается он еще в младших классах. Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при проведении в 5 классах математических диктантов, являющихся одной из форм организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках.

Математические диктанты желательно проводить после изучения соответствующего материала каждого пункта (параграфа) учебника. Их содержание записывается на магнитофон в двух вариантах соответственно мужским и женским голосами. Каждый ученик готовит двойной лист тетради и лист копировальной бумаги. При разработке содержания диктантов следует:

    исходить из заданий для проверки знания объяснительного текста изучаемого пункта (параграфа) учебника;

    включать задания, решения которых слабо усвоены, или задания на повторение;

    использовать задания, способствующие усвоению сущности приемов самоконтроля, применяемых при решении математических задач;

    все задания максимально приближать к содержанию изучаемого материала.

Естественно, что задания необходимо составлять с учетом особенностей подготовки каждого конкретного класса.

Регулярная проверка понимания содержания объяснительного текста учебника приучает школьников к систематической самостоятельной работе с книгой. Начать эту работу можно на уроке с постановки вопросов по изучаемому материалу. Так к пункту 6 «Сложение» («Математика 5») можно поставить следующие вопросы:

Сколько всего задач рассмотрено в данном пункте?

С помощью какого действия решались все задачи?

Какие величины складывались в процессе решения этих задач?

Какие фигуры рассматривались в данном пункте?

Если фигура разделена на части, то чему равна ее площадь?

Подобные вопросы затем включаются в содержание математических диктантов.

Разнообразие вопросов, включающих формулировки правил и законов; равенств, выражающих соответствующие законы; восстановление чертежей; написание отдельных слов и т.д. диктуются непосредственным содержанием изученного материала.

Тщательная систематизация и учет ошибок, допускаемых учащихся, позволяют бороться с пробелами в знаниях учащихся. Задания на повторение желательно составлять с учетом их важности и степени усвоения учащимися пройденного материала. Не следует избегать неоднократного использования в нескольких диктантах подряд заданий на отработку плохо усвоенного материала.

В задачах, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки, применяемых при решении математических задач. Такие задачи учителю большей частью приходится составлять самому, так как число задач с установкой на самоконтроль составляет менее 2% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках. В процессе составления задач важно уметь упрощать задания, сохраняя их направленность на развития тех или иных учебных навыков, ибо на решение задач, включенных в содержание математического диктанта, отводится весьма короткий промежуток времени. Сравним два условия фактически одной и той же задачи:

а) через вершину угла СОК провести луч, не являющийся биссектрисой угла;

б) начертите угол СОК и проведите луч ОР, не являющийся биссектрисой угла.

Во втором случае описание условия

С задачи с применением символики

Р ставит перед учащимися дополни-

О тельные трудности, что приводит к

О К ошибке, показанной на рисунке.

При самостоятельном решении этой же задачи в первой формулировке подобной ошибки учащиеся, как правило, не допускают.

При составлении математического диктанта целесообразно использовать пять заданий – это дает возможность самостоятельной оценки диктантов: оценка за работу равна числу верно выполненных заданий.

Пример диктанта по теме «Упрощение выражений».

Вариант I

    С помощью букв а, b , с запишите равенство, выражающее сочетательный закон умножения.

    Запишите выражение xy . Чему равен коэффициент этого выражения?

    Упростите выражение 3 b 4 a и подчеркните его числовой коэффициент.

    Выполните удобным способом умножение: 125 23 8.

    Вычислите 8 11 + 8 29.

Вариант II

    С помощью букв a и b запишите равенство, выражающее переместительный закон умножения.

    Упростите выражение 2 x 3 y и подчеркните его коэффициент.

    Запишите выражение ab . Чему равен коэффициент этого выражения?

    Вычислите: 36 184 + 36 816.

    Выполните удобным способом умножение: 11 16 125.

Как только диктант закончится, дети по команде учителя вынимают копирку, после чего они лишаются возможности делать новые пометки, связанные с решением заданий, так как в зачет идут только записи имеющиеся на обоих листах, а второй лист является копией первого. С первого момента начинается важный этап формирования самостоятельной деятельности учащихся – непосредственное обучение их самопроверки. Опыт работы показывает, что здесь следует отдать предпочтение использовать такого приема самоконтроля, как сверка с образом. Образец может:

    подаваться в виде полного решения задачи;

    включать только промежуточные и конечный результаты, получаемые при решении задачи;

    состоять только из конечного результата.

Например, для задания №3 варианта I приведенного диктанта указанная последовательность такова: 3а 4 b = 3 4 а b = 12 ab .

В этих случаях ответы (образцы) к заданиям заготавливаются на переносной доске или любым другим способом, позволяющим сразу же по окончании диктанта представить их для пользования учащимися. На втором листе учащиеся исправляют ошибки, записывают решение невыполненного задания и т.д. (правка учащихся заметно отличается от записи решения заданий диктанта, так как оттиск на втором листе имеет специфическую окраску). В случае необходимости работа над ошибками может завершаться взаимооценкой либо самооценкой (оценку дети выставляют на втором листе). Двойные листы (не разрывая) сдаются учителю. За диктант могут выставлять две оценки -–учителя и ученика, но всякий раз вне поля зрения не может оказаться критическая деятельность каждого учащегося, так как учитель имеет в своем распоряжении вторые листы с коррективами учащихся.

При проведении диктантов учитель должен четко представлять себе результативность следующих видов работ:

    проверка диктантов только учителем;

    взаимопроверка работ соседями по парте;

    взаимопроверка работ соседями по варианту;

    самопроверка.

Наиболее высокий процент объективных оценок (оценок школьников, совпадающих с оценкой учителя) на начальном этапе обучения самоконтролю, как правило, бывает при взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий процент – соседей по парте, так как обмен работами в этом случае приводит к перемене варианта задания.

Итак, проведение математических диктантов по рассматриваемой методике дает возможность многоплановому развитию навыков самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности: от побуждения к самоконтролю до его непосредственного формирования.

    Использование учебного оборудования при организации самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа является важным и обязательным этапом процесса усвоения знаний. Она играет роль своеобразного мостика, который должен пройти каждый ученик на пути от понимания учебного материала к овладению им.

Однако организация самостоятельной работы на уроке вызывает большие трудности. Здесь нельзя ограничиться фронтальными воздействиями: учителю необходимо дифференцировать работу учащихся, организовать управление ею, приблизить самостоятельную работу к реальной практической деятельности. Решение каждой из этих задач достигается с помощью учебного оборудования. Уже давно и прочно в практику школы вошли дидактические материалы, составленные по вариантам с различным уровнем трудности заданий.

Значительно труднее обеспечить управление самостоятельной работой учащихся. В этом плане дидактические материалы оказываются неэффективными. Помочь направить, не подсказывая, каждого ученика на правильный путь одному учителю трудно. Кардинальным решением проблемы управления самостоятельной работой учащихся можно в значительной мере поручить так называемым тетрадям с печатной основой (ТПО), содержащим задания с пропусками. При работе с ТПО облегчается управление классом со стороны учителя.

Некоторые виды работ с использованием ТПО.

Тематические и итоговые тестовые задания делятся на три вида в зависимости от целей проверки и формы их предъявления учащимся.

Первый вид тестовых заданий предполагает верное заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений и правил здесь же, в тексте. Эти задания в основном направлены на проверку степени овладения учащимися обязательным теоретическим учебным материалом и понимания смысла изученного на репродуктивном уровне в письменной или устной форме при самостоятельном изучении учебного материала (изучение и одновременное заполнение пропусков) с последующей проверкой учителем. Кроме того, этот вид тестовых заданий может быть использован учителем для проведения математического диктанта. Например:

    Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, записывают короче: вместо 42 + 42 + 42 + 42 пишут _______________.

    Выражение m n и значение этого выражения называют _____________ чисел m и n . Числа m и n называют ______________________________.

    Произведение двух чисел не изменяется при ______________ множителей. Это _________________ свойство умножения.

    Свойство умножения: a ( b c ) = ( a b ) c называют _______________.

    1 n = ______________.

    m 0 = ______________.

    Число, которое делят, называют ______________________.

    Число, на которое делят, называют ____________________.

    Результат деления называют _________________________.

    Ни одно число нельзя делить на ______________________.

    0: a = _________, если a не равно нулю.

    Если делимое – 25, делитель – 3, то неполное частное - __________ и остаток __________.

    Произведение n n называют __________ числа n и обозначают _____.

14 * . Если произведение двух чисел больше одного из них в 20 раз и больше другого в 5 раз, то произведение этих чисел равно ___________.

№ задания.

Баллы.

Второй вид тестовых заданий – на установление учащимися истинности или ложности сформулированного утверждения. Эти задания в основном направлены на проверку понимания изученного учебного материала на продуктивном уровне и могут быть использованы при первичном закреплении пройденного в письменной, устной или полуустной форме (с использованием тетради учащихся). При работе с этим видом тестовых заданий можно предложить школьникам отметить условным знаком (например, обвести кружочком) в тексте порядковый номер задания, утверждение в котором истинно. Например:

«Умножение и деление натуральных чисел»

    Сумму одинаковых слагаемых можно найти с помощью умножения.

    Деление обладает переместительным свойством.

    Равенство ( a + b ) c = a c + b c выражает распределительный закон умножения относительно сложения.

    Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель.

    Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

    При делении с остатком остаток всегда меньше частного.

    Площадь квадрата со стороной а вычисляется по формуле S = a 2 .

    Если упростить выражение 7 y + y 2 y , то оно будет равно 6 y .

    Умножение и деление относятся к действиям первой ступени.

    При z = 15 сумма 3 z и 13 z равна 240.

    Если делимое и делитель умножить на одно и то же число, не равное нулю, то частное не изменится.

    Если периметр квадрата равен 60 см, то его площадь равна 225 см 2 .

13 * . Корнем уравнения 2 2 5 5 3 = 36 + 2 ( x + 1) + 64 является

число 101 .

№ задания.

Баллы.

Третий вид тестовых заданий предполагает выбор из трех предложенных ответов (А, Б, В) верного, который отмечается в тексте, например, обводится кружочком. Эти задания в основном направлены на проверку умений учащихся применять полученные знания на практике, и работать с ними можно в полуустной и письменной формах (с использованием тетради учащихся). Например:

«Умножение и деление натуральных чисел»

    Составьте выражение по данному условию: разность чисел 275 и 25 разделить на квадрат числа 5.

Ответы: А) 275 – 25: 5 2 ;

Б) (275 – 25) : 5 2 ;

В) 275 – 25: 5 · 2.

2. Найдите значение выражения 13 · а + 13 · b , если a + b =13.

Ответы: А) 338; Б) 26; В) 169.

3. Неизвестное число разделили на 225, получили 15. Найдите это число.

Ответы: А) 15; Б) 3 375; В) 450.

4. Выберите из предложенных равенств равенство, соответствующее распределительному свойству умножения относительно вычитания.

Ответы: А) 23 · (m n ) = 23 · m 23 · n ;

Б) 24 – (17 – a ) = 7 + a ;

В) 18 · b – 6 · b = 12 · b .

5. Запишите формулу, по которой можно найти цену изделия (a ), если стоимость изделий обозначить буквой b , а их количество – буквой n .

Ответы : А ) a = b : n ; Б ) a = n : b ; В ) a = b · n .

6. Запишите в общем виде правило для равенства 0: 100 = 0.

Ответы: А) 0: a = a ;

Б) 0: a = 0, если a не равно нулю;

В) 0: a = 0.

7. Найдите произведение наименьшего трехзначного числа и десяти.

Ответы: А) 9 990; Б) 10; В) 1 000.

8 * . Решите уравнение: ((422 – x ) : 12) · 4 = 24.

Ответы: А) 414; Б) 350; В) 430.

№ задания.

Баллы.

Существенной особенностью предлагаемых видов тестовых заданий является наличие в каждом из них неидентичных вариантов, что дает возможность использовать данный материал повторно и усиливает индивидуализацию обучения. Тесты содержат как материал, позволяющий проверить базовый уровень, так и нестандартные задания для более подготовленных учащихся (отмечены звездочкой). Такая форма подачи учебного материала позволяет реализовать дифференцированный подход при обучении школьников.

Важным обстоятельством является время, отводимое на выполнение теста, которое учитель устанавливает по своему усмотрению с учетом уровня математической подготовки класса. Однако не следует занижать темп работы учащихся.

После каждого варианта теста дана таблица баллов, присвоенных каждому заданию, из расчета 18 баллов за всю работу, исключая нестандартные задания (за которые учащиеся получают дополнительную оценку). Примерная шкала балловой оценки работ учащихся такова:

12-14 баллов – «удовлетворительно»;

15-17 баллов – «хорошо»;

18 баллов – «отлично».

Следует отметить, что тест как форма проверки результатов обучения используется только в сочетании с традиционными контрольными и самостоятельными работами.

Аналогичные задания учитель может подготовить на пленки. Например, задания с пропусками. Учащиеся заполняют пропуски фломастерами, после чего учитель выборочно показывает с помощью графопроектора некоторые работы и обсуждает их с классом.

Составление заданий с пропусками должно осуществляться с учетом двух требований:

    пропуски не должны приводить к двусмысленности, неоднозначности в тексте и особенно в той его части, которая определяет условие задачи;

    пропускаются ключевые слова, правильное заполнение которых свидетельствует о понимании материала.

Эти материалы можно использовать при составлении таблиц.

Таблица 1 справочная. Она содержит материал, к которому ученики обращаются по мере необходимости. Обращение к таким таблицам не только способствует непроизвольному и прочному запоминанию, но и учит самостоятельному получению нужных сведений, работе со справочной информацией.

Чтобы повысить выразительность таблицы, следует использовать различные цвета, шрифты, рамки. Элементы таблицы, относящиеся к одной и той же порции материала, к одной и той же содержательно-методической идее, следует выдерживать в одном цвете. Наиболее полно и эффективно цвет работает в том случае, когда он фиксирует некоторую последовательность операций, тот или иной алгоритмический процесс. В самом деле, как на одной таблице показать, например, последовательность решения основной задачи на построение? Одно дело, когда на уроке, в ходе изложения материала учитель постепенно пополняет чертеж до получения результата. Другое дело, когда чертеж со всеми дополнительными построениями виден учащимся в справочной таблице сразу в готовом виде – усмотреть в нем последовательность построений затруднительно. Можно, конечно, попытаться выделить эту последовательность серией рисунков, каждый из которых полнее предыдущего, но в этом случае таблица становится слишком громоздкой.

Таблица 1.

ПОСТРОЕНИЯ

a

Треугольник

с данными b

сторонами

c

C

Угол

равный

данному

A

B

B

Биссектриса

Угла A

C

Перпендикулярная

прямая А О В Е

Деление

отрезка А В

пополам

Шаги: 1 ; 2 ; 3 ; 4 .

Различие в структуре линий можно заменить различием в цвете.

При рассмотрении задач на построение учитель сначала показывает порядок построения на классной доске, а затем поясняет суть структуры линий, цветового кода. В дальнейшем ученики пользуются таблицей самостоятельно: она может оставаться вывешенной достаточно долго, например вплоть до IX класса (при проведении контрольных работ, содержащих задачи на построение, таблица снимается).

Для того чтобы самостоятельную работу приблизить к практической деятельности, полезно проводить лабораторные работы. Их можно дифференцировать как по содержанию, так и по методам выполнения – от простейших задач практического характера на непосредственное применение знаний до серьезных исследовательских работ, связанных с конструированием и математическим моделированием.

    Использование тестов.

Планируемые результаты обучения математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тесты – это задания, состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной индивидуальной работы.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым критериям. Это позволит определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабых учащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение к учебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания на оценку «3» может быть принято 70 % правильных ответов на обязательные вопросы. Этот критерий основан на том, что до уровня усвоения примерно 30 % общего объема знаний и умений учебная деятельность учащегося находится в стадии формирования. Если учащиеся овладели более чем 70 % объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешно пополнять знания и развивать умения и со временем достигнуть планируемого уровня обучения.

Оценка «4» должна ставиться при успешном выполнении всей обязательной части задания. Оценка «5» ставится при успешном выполнении всей обязательной части задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявления самостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.

Для облегчения проверки результатов выполнения заданий с выбором ответа учащиеся должны делать записи в стандартной форме. Это может быть полоска бумаги, на которой нанесен ряд чисел, означающих номера вопросов, под которыми учащиеся записывают код выбранного ответа:

При проверке эталонную полоску с кодом правильных ответов следует расположить рядом с проверяемой, сравнить.

Тесты позволяют оценить успешность обучения группы учащихся на основе поэтапного анализа знаний. Для проведения такого анализа целесообразно составить таблицу, отмечая правильные ответы на вопрос знаком «+», а ошибочные ответы знаком «–».

Контрольные вопросы

учащегося

Всего правильных

Процент «правиль-

Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет по каждому вопросу определить процент учащихся класса, давших правильный ответ. Если доля правильных ответов превышает 75 %, то можно считать, что данный элемент знаний (умений) усвоен и в дальнейшем не нуждается в отработке со всеми учащимися.

При более низких результатах по отдельным вопросам задания необходимо провести работу со всем классом, анализируя характерные ошибки.

Приведенная таблица дает информацию об усвоении темы каждым учащимся, выявляет характерные ошибки. Это позволяет учителю дать необходимую консультацию каждому ученику. Кроме того, каждый ученик имеет возможность четко представить себе объем обязательных требований по каждой теме, объективно оценить свои успехи.

Составленные с учетом всех требований тесты удобны как для текущего, так и итогового контроля знаний и умений учащихся, а также для проведения поэлементного анализа этих знаний.

* * *

По всем рассмотренным вопросам методические рекомендации должны способствовать усилению внимания к одному из самых важных аспектов учебного процесса – самостоятельной деятельности учащихся.

Список литературы:

1. Манвелов С.Г. Развитие самостоятельности учащихся через

формирование навыков самоконтроля. М.,

Просвещение, 1988.

2. Нодельман В.С. Использование учебного оборудования при

организации самостоятельной работы учащихся. М.,

Просвещение, 1988.

3. Жиркова С.А. Использование тестов при самостоятельной работе

учащихся. М., Просвещение, 1988.

4. Короткова Л.М., Савинцева Н.В. Математика: Тесты: Рабочая тетрадь.

5 класс. М., Рольф, Айрис-пресс, 1998.