Домой / Форма бровей / Анкета жестокое обращение с детьми в семье. Родительское собрание-практикум «Жестокое обращение с детьми: что это такое? Как ты чувствуешь себя в школе

Анкета жестокое обращение с детьми в семье. Родительское собрание-практикум «Жестокое обращение с детьми: что это такое? Как ты чувствуешь себя в школе

Результаты анкетирования педагогов МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» «Жестокое обращение с детьми в семье» Дата проведения:15.02.2016 г. Ответственный: социальный педагог Е.Ю. Вдовина. Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье, определить действия воспитателей в случае выявления жестокого обращения с воспитанниками в семье. В анкетировании приняли участие 20 педагогов. После анализа анкет были получены следующие результаты. 1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является: а) традицией, которая имеет 40 % многовековые корни; б) практика воспитания 60% детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей. 2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, 15 % б) нет, 80 % в) не знаю. 5% 3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, 100 % б) нет, - в) не знаю. - 4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать: а) исполнительный орган власти, б) образовательное учреждение, а+б 80 % а) да, _ б) нет, 35 % в) не знаю. 65 % а) да, 100 % 5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий? 6. Является ли речевая 20 % 1 агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? б) нет, - в) не знаю. - 7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, 95 % б) нет, - в) не знаю. 5% 8. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, 100 % 9. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то: а) вы сообщите в орган опеки о случившемся; б) проведете беседу с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми. а+б а) беседа с родителями, б) профилактическая беседа с родителями в присутствии соцпедагога, в) сообщить соцпедагогу и администрации д/с, г) беседа с родителями, информирование соцпедагога, д) консультация, беседа, анкетирование родителей; не рассказывать родителям о том, что малыш нам доверился, е) информирование о случившемся соцпедагога, беседа с родителями, наблюдение за ребенком, ж) посоветуюсь с 10. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия: б) нет, в) не знаю. 10 % 85 % 5% 25 % 5% 40 % 15 % 5% 5% 2 психологом и соцпедагогом о дальнейших действиях. 5% Согласно полученным данным можно сделать следующие выводы. Большая часть педагогов детского сада (60 %) считает, что применение физического наказания к детям в семье является следствием низкого педагогического уровня современных родителей. Есть и другое мнение. Психолог, психотерапевт, и один из авторов программы «Жизненные навыки», «Уроки психологии для детей и подростков» Дарья Рязанова знает, что многих современных родителей самих били в детстве: «Примерно одну треть людей, которым сейчас 30-40-50 лет, в детстве били. Случается, что человек осознал и принял решение с собственными детьми так не делать, но чаще всего такие люди все равно переносят все на своих детей, потому что не знают, как с ними по-другому обращаться». Рязанова считает, что собрать реальную статистику по насилию в отношении детей в настоящее время просто невозможно. «Традиционно применять к детям физические наказания существует уже много веков, но именно сейчас, благодаря СМИ формируется первое поколение родителей, которые считают, что бить детей как-то нехорошо (не нельзя, а именно нехорошо), поэтому многие этого стыдятся и не говорят об этом. Но то, что у нас есть традиция бить детей – это однозначно». 85 % педагогов считают, что применение физических наказаний к детям не является правомерным. Все педагоги без исключения знают, что в нашей стране за жестокое обращение с детьми введена уголовная ответственность. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. 80 % педагогов считают, что проблему насилия над детьми должны решать органы исполнительной власти, то есть администрация города и все подвластные ей структуры. Согласно Порядку информирования о жестоком обращении с несовершеннолетними органов опеки и попечительства организациями (утвержден Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Смоленской области от 24.12.2015 года № 6) образовательная организация лишь одно звено в цепи, основную работу по реабилитации семьи, выбору мер пресечения берут на себя органы местного самоуправления. Большая часть педагогов (65%) не знают, актуально ли в России введение ювенальных технологий. Ювенальные технологии - введённое в России понятие, обозначающее комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов еще в 2014 году на Всероссийском родительском общественном форуме призывал общественность пресечь проникновение в Россию ювенальных технологий западного образца. «Необходимо пресечь проникновение и внедрение в России ювенальных технологий западного образца, которые влекут за собой безвозвратное разрушение несомненного родительского авторитета», - говорится в обращении, адресованном участникам Всероссийского родительского общественного форума (подробнее: 3 http://www.kurer-sreda.ru/2014/02/16/131184). В современной России, Павла Астахова «существующий свод законов достаточен для того, чтобы защищать права ребенка и права семьи». Все педагоги без исключения согласны, что речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) является жестоким обращением с детьми; 85 % педагогов в случае, если будут свидетелями жестокого обращения с воспитанником со стороны родителей за пределами детского сада, отметили, что проведут беседу с родителями; 10 % педагогов отметили, что сообщат о случившемся в орган опеки и попечительства; 5 % считают: нужно поговорить с родителями и сообщить в орган опеки. Конечно, если с данными родителями у педагога налажены добрые отношения, он уверен, что к его мнению прислушаются, то, конечно, стоит для начала провести беседу. Но если педагог знает, что воспитанник растет в неблагополучной семье, где постоянно нарушаются права ребенка, он обязан сообщить о случившемся в орган опеки и попечительства. Все педагоги (100 %) отметили, что образовательная организация может предотвратить жестокое обращение с детьми в семье. Образовательная организация, как правило, первая выявляет неблагополучие в семье, так как у педагогов есть возможность ежедневно наблюдать за детско-родительскими отношениями, проводить коррекционную работу с детьми и родителями. В последнем вопросе педагогам было предложено написать алгоритм действия в ситуации, когда воспитанник доверился воспитателю и рассказал о том, что его дома бьют. Мнение педагогов можно увидеть в таблице. Согласно результатам, никто из педагогов не оставит такой «вопиющий» эпизод без внимания. Но была упущена одна, самая главная часть алгоритма: ребенок набрался смелости и поделился с педагогом своей бедой, ему плохо, он боится, он ищет в близком взрослом поддержки (Вы таковым для него и являетесь). Первое, что должен сделать педагог, успокоить воспитанника, пожалеть, не выказывая сильных эмоций, выслушать ребенка, а далее действовать по ситуации. Результаты данного анкетирования показали, что педагоги информированы о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и готовы участвовать в рамках деятельности образовательной организации в работе по профилактике нарушения прав ребенка в семье. 4

Программа

«Раннее выявление и профилактика жестокого обращения среди »

в МБОУ «Красноясыльская СОШ»

Работу выполнила:

Боричевская Розалия Рафиковна

Учитель химии МБОУ

«Красноясыльская СОШ»

Красный Ясыл

2017г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение __________________________________________________ стр. 3

Глава 1. Внедрение услуги «Раннее выявление жестокого обращения» в МБОУ «Красноясыльская СОШ»_______________________________стр. 4

Глава 2. Работа по ранней профилактики жестокого обращения_____стр. 8

Глава 3 План мероприятий по раннему выявлению жестокого обращения

с детьми___________________________________________________стр. 14

Заключение _______________________________________________ стр. 23

Библиографический список __________________________________ стр. 25

Приложения _______________________________________________ стр. 26

Введение

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности.

Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение «элитарных» форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа «успехи через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различных форм насилия. Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми на сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать ранние меры по его решению.

Цели:

1) обеспечить, в соответствии с действующим законодательством, своевременное выявление нарушений прав и законных интересов ребенка и оказание семье своевременной профилактической помощи и поддержки;

2) обеспечить восстановление потенциала семьи самостоятельно преодолевать на ранней стадии трудную жизненную ситуацию, приводящую к нарушению прав и законных интересов ребенка.

Задачи:

1) ранняя профилактика семейного неблагополучия и сопровождение семьи на всех этапах обучения;

2) повышение уровня родительской компетентности;

3) профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними в семье;

4) оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, в получении социальных и психоло - педагогических услуг

Целевые группы:

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

Родители, не выполняющие надлежащим образом своих обязанностей по - воспитанию, обучению и содержанию детей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Дети, подвергшиеся насилию, жестокому обращению;

Семья в трудной жизненной ситуации

Срок: 2017-2018 учебный год

Актуальность . Раннее выявление жестокого обращения напрямую связана с особенностями контингента учащихся нашей школы.

В МБОУ «Красноясыльская СОШ» обучается 135 учащихся. У школы есть филиал «Начальная школа с. Вторые Ключики», где обучаются 16 учащихся и структурное подразделение ДОУ, где 42 воспитанника.

В нашей школе обучаются дети из соседних деревень. Всего привозных детей 46.

Количество учащихся группы риска и СОП

2014 -2015

2015 - 2016

2016 -2017

Количество учащихся на

ВШУ

Количество учащихся группы СОП

Социальный паспорт классов

Классы

1

2

3

4

Филиал 2-4 кл.

Показатели

Количество учащихся

14

14

11

7

16

Количество мальчиков

Количество девочек

Опекаемые

Многодетные семьи

Малоимущие семьи

Проблемные семьи

Степень конфликтности в классе (%)

Изгои

Активность родителей (%)

Классы

5

6

7

8

9

11

Показатели

Количество учащихся

18

18

17

16

16

4

Количество мальчиков

Количество девочек

Опекаемые

Многодетные семьи

Малоимущие семьи

Проблемные семьи

Число детей, приезжающих из соседних сел

Степень сплоченности класса (%)

Степень конфликтности в класс (%)

Изгои

Психологический климат в классе

(мнение учащихся) (%)

Средне

Безразличны

Средне

Безразличны

Средне

Безразличны

Средне

Безразличны

Средне

Безразличны

Средне

Активность родителей (%)

Характеристика семей

Статус семьи

Кол-во

семей

Кол-во учащихся

Многодетная

Малоимущая

СОП

Полная

Неполная:

Одинокая мать

Одинокий отец

Опекун

Социально - устойчивая, благополучная в воспитательном отношении

Социально - устойчивая, но неблагополуч-ная в воспитательном отношении

Социально - неустойчивая, неблагополуч-ная в воспитательном отношении

Социально - неустойчивая, негативная в воспитательном отношении

Семья, зависимая от алкоголя

Семья безработных

Семья, имеющая инвалида ребенка

Анализируя социальный паспорт контингента школы можно сделать вывод о необходимости ранней профилактики семейного неблагополучия и сопровождение семьи на всех этапах обучения, повышение уровня родительской компетентности, профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними в семье и оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, в получении социальных и психоло - педагогических услуг.

Глава II .

Работа по раннему выявлению и профилактики жестокого обращения

Виды деятельности: диагностика, профилактика, коррекция .

I . Диагностическая работа проводится в 3 этапа.

1 этап. На первом этапе, по отзывам учителей, классных руководителей, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:

Трудности в обучении;

Неорганизованность;

Агрессия;

Неуравновешенность;

Неуверенность в себе;

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;

Воровство и т.п.

Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают учителя. Рекомендуется воспользоваться такими методами:

Наблюдения за поведением детей во время занятий, игр, на прогулке,

Психодиагностические методики по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений в группе», активными рисуночными методиками и пр.).

2 этап . Выявление родителей, учеников, нарушающих права детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие. С этой целью проводится:

Диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей;

Диагностика поведения учеников в коллективе и социальные взаимосвязи;

Опрос родителей детей, которые имеют трудности в адаптации, с целью определения тех, кто нарушает права своих детей. На этом этапе можно применить анкетирование и опросник Басса-Дарки. Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер

к ребенку. Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно - выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность.

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки;

Выявление взаимоотношений в классном коллективе с помощью методики «Социометрия», которая позволяет выявить не только социальные связи детей, но и сформированные в классе группировки;

Оценка удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива позволяет выявить учащихся, которым не комфортно в коллективе, а так же выявить причины дискомфорта.

3 этап . Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых заметны нарушения поведения детей.

Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут к нарушению прав ребенка в семье. Можно использовать методику измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.

II . Профилактическая работа системы профилактики жестокого обращения в отношении детей основывается на семейно-центрированном подходе, предполагающем ориентацию на внутренние ресурсы семьи и направлена на формирование у населения семейных ценностей и социальной активности в отношении поддержания психосоциального благополучия семьи и в первую очередь детей. В этой связи, ключевым элементом планирования действий по преодолению жестокого обращения должен стать комплекс эффективных и всесторонних первичных, вторичных и третичных профилактических мер, центрированных на ребенке и ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве и координации с обязательным участием органов управления и учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов и органов правосудия, а также органов, отвечающих за бюджетирование и финансирование этой деятельности.

Приоритетным направлением деятельности по защите детей от жестокого обращения является первичная профилактика - предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения , выявление и коррекция проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функций семьей (репродуктивной, педагогической, функции социализации и т.д.).

Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д.

Вторичная профилактика включает в себя создание инструмента выявления и передачи сигнала о случае жестокого обращения для реагирования на случай.

В общем плане можно выделить несколько основных этапов организации выявления случая жестокого обращения и планирования помощи

пострадавшему ребенку.

Первый этап: прием информации

Собирать информацию о жестоком обращении с ребенком, которая может поступать из самых разных источников - соседи, друзья, прохожие, поликлиники, полиции, органов социальной защиты, граждан

и т.д. с целью организации раннего выявления случаев жестокого

обращения. Проведение информационной и образовательной работы с гражданами и специалистами, разъяснение им признаков жестокого обращения с детьми или пренебрежения их нуждами, порядка действий в случае обнаружения таких признаков. В соответствии с пунктом 3 статьи 56 семейного кодекса РФ должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Второй этап: расследование сигнала о случае жесткого обращения.

На этом этапе необходимо проведение предварительной оценки выявленного случая жестокого обращения, социально-психологическая диагностика ситуации семьи, проведение первичного интервью с детьми и родителями.

Третий этап: оценка безопасности ребенка .

Своевременная и адекватная оценка безопасности и риска приобретает особое значение в ситуациях, когда ребенок подвергается физическому (сексуальному) насилию или находится в условиях отсутствия заботы и пренебрежения нуждами, так как при этих видах жестокого обращения ребенок может серьезно пострадать или погибнуть. Актуальное состояние ребенка оценивается по состоянию его физического здоровья, эмоциональному состоянию, опасности ближайшего социального окружения и наличию высокого риска для его безопасности, жизни и здоровья в случае оставления без помощи.

Четвертый этап: организация защиты ребенка, пострадавшего от

жестокого обращения

Каждая информация о случае жестокого обращения оценивается на предмет риска и безопасности для ребенка, а факт жестокого обращения расследуется.

После оценки риска принимается решение, остается ли ребенок дома; необходима ли выработка срочного плана безопасности для снижения риска, если он оценивается как высокий, или ребенка необходимо изъять из семьи и поместить в соответствующее учреждение, во временную семью или к родственникам, способным обеспечить безопасность и заботиться о ребенке.

Пятый этап: мониторинг динамики семейной ситуации

Необходимо отслеживать динамику работы с семьей, что позволяет не работать впустую, когда принятые меры не достигают намеченной цели, и вовремя корректировать план.

Шестой этап: завершение помощи

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий необходимо осуществление профессионального мониторинга состояния семьи и

ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжении и перспективах реабилитационной работы с семьей.

III . Коррекционная работа по защите детей от жестокого обращения

Работа по диагностике и профилактике поведения, ведущего к нарушению прав ребенка в семье, в школьном коллективе закономерно должна включать в себя и коррекционный блок.

В наиболее развернутой форме коррекционные задачи включают в себя:

. коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в адаптации к школе;

. коррекционные занятия с учителями с целью оптимизации стиля общения с детьми;

. коррекционные занятия с родителями с целью преодоления трудностей семейного воспитания и изменения установок по отношению к ребенку.

Коррекционная работа с родителями в целом может вестись в следующих

формах:

1) в форме групповых дискуссий по темам уже проведенных информационных бесед (в качестве ведущих подобного рода групповых обсуждений проблем семейного воспитания выступают учитель и психолог образовательного учреждения);

2) в форме анализа конкретной проблемной ситуации (ведущие — учитель и психолог);

3) в форме тренинговых занятий, включающих в себя элементы тренинга коммуникативной компетентности, ролевой идентификации, личностного роста (ведущий — психолог).

Для выявления этих особенностей используются методики определение типа темперамента, определение самоотношения (Столин В.В., Пантелеев С.Р.), диагностика коммуникативных способностей.

Глава III

План мероприятий

по раннему выявлению жестокого обращения с детьми

СЕНТЯБРЬ

Направления

Мероприятия

Ответственные

Диагностическая работа

Наблюдение за поведением ребенка во время занятий, игр, на прогулке.

Классные руководители

Формирование электронного банка социально-незащищенных семей:

Список неполных семей

Список учащихся из неполных семей

Список малоимущих семей

Список учащихся из малоимущих семей

Список многодетных малоимущих семей

Список учащихся из многодетных малоимущих семей

Список семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории села Застенка

Список семей, являющихся безработными

Список опекунских и приемных семей

Список семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП).

Социальный педагог

Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению.

Социальный педагог

Составление социального паспорта школы.

Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик»

Педагог - психолог

Диагностическая методика «Дом в котором я живу»

Педагог - психолог

Профилактическая работа с учащимися

Ежедневный контроль за посещением учащимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий.

Классные руковод. Социальный педагог

Контроль за занятостью учащихся во внеурочное время.

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

Педагог - психолог

Наблюдение за семьями и выявление неблагополучия в семье.

Классные руководители Социальный педагог

Педагог - психолог

Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Социальный педагог

Контроль за своевременным оформлением справок родителями на предоставление бесплатного питания школьникам из многодетных, малоимущих семей.

Классные руководители

Социальный педагог

4.Коррекционная работа

Создание системы сбора и анализа информации, учета и контроля за решением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ВР

Социальный педагог Классные руководители

Педагог - психолог

Отслеживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и применение срочных мер для создания условий жизнеобеспечения детей и подростков.

Зам. директора по ВР

Классные руководители Социальный педагог

Работа с опекунами и приемными родителями. Посещение на дому.

Социальный педагог

Октябрь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1.Диагностическая работа

Диагностика по оценке уровня дезадаптивности учеников «Межличностные отношения»

Педагог - психолог

Диагностика поведения учащихся - методика «Дерево»

Педагог - психолог

Диагностическая методика «Мультфильмы о моей семье»

Педагог - психолог

Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений.

Социальный педагог Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска».

Социальный педагог Классные руководители

Беседы медицинской сестры с учащимися младшего школьного возраста.

Медицинская сестра

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Целенаправленная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов.

Классные руководители Социальный педагог

Беседы с родителями «Верны ли мои методы воспитания», «Мудрость родительской любви»

Социальный педагог

4. Коррекционная работа

Коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в общении (тренинг «Я среди людей»

Педагог - психолог

Круглый стол для родителей «Что можно, что нельзя»

Классные руководители

Социальный педагог

Тренинговое занятие детей и родителей «Отношение к жизни? Позитивное!»

Педагог - психолог

Ноябрь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1.Диагностическая работа

Проведение теста - опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев)

Педагог - психолог

Анкета для родителей с помощью опросника Баса - Дарки

Педагог - психолог

Тест определения стрессоустойчивости «Стрессоустойчивый ли вы?»

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение цикла профилактических бесед с учащимися:

1. «Я и моя семья» - для 1-4 кл.

2. «Я и мой мир» - для 6-8 кл.

3. «Я и мое окружение» - для 9-11 кл

Социальный педагог Классные руководители

Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений.

Классные руководители

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Законодательство для родителей о воспитании детей».

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню матери «Дочки-матери»

Социальный педагог Классные руководители

Классные руководители Социальный педагог

4. Коррекционная работа

Проведение тренингового занятия с учащимися 5-7 классов «Умеем ли мы общаться».

Классные руководители

Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» для учеников 8-11 классов

Педагог - психолог

Тренинговое занятие для 1-4 классов «Дикое животное»

Педагог - психолог

Декабрь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Проведение диагностики подростков по методике «Недописанный тезис».

Педагог - психолог

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

Педагог - психолог

Методика измерения родительских установок и реакций

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с учащимися

Мероприятие с учащимися 1-4 классов «Это вся моя семья» (Презентация семьи)

Социальный педагог

Беседа с учащимися 5-7 классов «Человек - звучит гордо»

Социальный педагог

Конкурс фотографий «Лучший семейный снимок»

Социальный педагог

Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений.

Социальный педагог Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Классные руководители

3. Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Проведение практико-ориентированного семинара для родителей на тему: «Право ребенка на защиту от всех форм жесткого обращения».

Зам. директора по ВР

Социальный педагог Классные руководители

Педагог - психолог

Совместная подготовка родителей и детей к празднованию Нового года

Зам. директора по ВР

Социальный педагог Классные руководители

Педагог - психолог

4. Коррекционная работа

Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций.

Социальный педагог Классные руководители

Педагог - психолог

Игровой тренинг «Планета толерантности»

Педагог - психолог

Январь

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Анкетирование учащихся 7-11 классов «Борьба с домашним насилием, насилием среди сверстников, в образовательном учреждении». Анализ и подведение итогов по результатам анкетирования.

Социальный педагог

Методика исследования уровня эмпатийных тенденций

Педагог - психолог

Анкетирование родителей «Проблемы, с которыми сталкивается семья»

Социальный педагог Классные руководители

2.Профилактическая работа с учащимися

Конкурсно - развлекательная программа «Давайте будем добрыми» для учащихся 1-5 классов

Социальный педагог Классные руководители 1-5 классов

Проведение классных часов на тему «Безопасное поведение» 6-11 классы

Социальный педагог Классные руководители 6-11 классов

Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений.

Классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска» - дети-инвалиды.

классные руководители

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Родительский лекторий «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление»

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Посещение семей, стоящих на учете в органах ППН ОВД, КДН и на внутришкольном контроле.

Социальный педагог Классные руководители

4.Коррекционнаяработа.

Тренинговое занятие для родителей и детей «Давайте говорить комплименты»

Педагог - психолог

Февраль

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (1 - 6 кл.)

Педагог - психолог

Анкетирование уч-ся 7-11 классов на выявление агрессивного поведения

Педагог - психолог

2.Профилактическая

работа с учащимися

Проведение бесед на тему «Что такое агрессия?

Классные руководители

Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений.

Классные руководители Социальный педагог

Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: собеседование с детьми из неполных семей.

Социальный педагог

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Проведение цикла бесед с родителями на классных родительских собраниях:

«Наши дети нуждаются в защите»;

«Лишение родительских прав - тенденция роста»;

«Жестокое отношение к детям - примета времени».

Классные руководители

4.Коррекционная работа.

Проведение семинара с классными руководителями:

«Как работать с неблагополучными семьями?»

Руководители МО

Привлечение пап и их участие в празднике «А, ну-ка, парни»

Зам. директора по ВР

Тренинги на снятие агрессии «Пара ласковых», «Рисунок», Фигура»

Педагог - психолог

Март

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Диагностическая методика «Самые памятные события, которые произошли в нашей семье»

Педагог - психолог

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение бесед с учащимися на темы:

Права и обязанности детей

«Если меня обижает папа»

«Если в семье конфликт».

классные руководители

Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: беседы с детьми из семей, являющиеся безработными.

классные руководители

3.Профилактическая работа с родителями.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия.

Работа комиссии по решению проблем уклонения родителей от воспитания своих детей.

Работа с семьями, имеющих детей-инвалидов по предоставлению необходимой помощи (сбору документов, консультации)

Администрация школы

Социальный педагог

Педагог - психолог

классные руководители

4.Коррекционная работа

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Тренинг по прогнозу ожидаемого поведения от родителей и от детей в различных ситуациях

Педагог - психолог

Апрель

Направления

Мероприятия

Ответственные

1. Диагностическая работа

Диагностика по определению профессиональных предпочтениё учащихся 9-11 классов

Педагог - психолог

Классные руководители

2.Профилактическая работа с учащимися

Проведение классных часов

Анкета №1

Пол: Класс:

1. В какой семье ты живешь:

А) с двумя родителями,

Б) с одним родителем,

В) с опекуном.

А) ссорятся,

Б) дерутся,

Г) уходят из дома.

3. Употребляют ли алкоголь:

Г) по праздникам,

Д) каждый день.

Если да, как это выражается:

Сильно избивали. Запирали одного дома на целый день. Оставляли надолго без еды. Не разрешали выходить на улицу. Другое(укажи) __________

А) к родителям,

Б) друзьям,

В) учителям,

Г) к родственникам,

Д) в милицию.

А) Хорошо,

Б) спокойно,

В) радостно,

Г) лишним,

Д) недовольным,

Е) встревоженным,

7. Что (выбери не более 3 ответов)?

В)Не уважать мнения ребенка

Г)Контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за подростка

Д)Не доверять

Е)Унижать

Ж)Другое (укажи)

Анкета №2

Б) хорошо,

В) удовлетворительно,

Г) отлично.

Если да, то со стороны:

Учителей,

Администрации школы,

Техперсонала,

Учащихся школы.

А) одноклассником,

Б) старшеклассником,

В) посторонними лицами,

Г) не было.

А) физического

Б) психологического

В) экономического

Г) свой вариант

___________________________________

3. 7 .

А)Старшеклассники. Б)Одноклассники. В)Учитель. Г)Другие лица (укажи) ___________________________________

Г) свой вариант

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее, как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.

Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно! ! !
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!

    Отметь свой пол : м ж Сколько тебе лет ? __________

    Сколько человек в твоей семье? __________
    Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры

    Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает :
    Мама
    Папа
    _______
    _______

Рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- инвалид

    Есть ли у тебя родные братья и сестры?
    Да Нет
    Если да, то сколько их?_______________

    Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье :

Спокойные и дружные
-Иногда бывают ссоры
-Напряженные, но без видимых конфликтов
-Постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
Другое________________

    Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да Нет
    Если да, постарайся назвать причину _________________

    Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
    -моральные
    -физические

    Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)
    -Очень часто (каждый день)
    -Часто
    -От случая к случаю
    -Только иногда (не чаще 1 раза в год)
    -Никогда

    Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе
    -Объясняют тебе как надо поступать
    -Хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
    -Запрещают тебе делать то, что тебе нравится
    -Устраивают порку
    -Обещают награду за хорошие поступки
    -Ругают, кричат, обзывают

    Напиши, за что тебя чаще всего наказывают
    _____________________________________

Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
_______

    Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо
    -Всегда справедливо
    -Чаще справедливо
    -Чаще несправедливо
    -Всегда несправедливо

    Отметь, как часто употребляют спиртные напитки у тебя дома
    -Каждый день
    -Несколько раз в неделю
    -Один-два раза в месяц
    -Только по праздникам
    -Никогда

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

    Считаешь ли ты это:
    -Насилием
    -Воспитательными мерами

    Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

не замечают происходящего

требуют прекратить

как-то иначе______________________________________________________________________

    Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
    -Очень часто
    -Часто
    -Только иногда
    -Никогда

    Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников
    -Очень часто
    -Часто
    -Только иногда
    -Никогда

    Считаешь ли ты это:
    -Насилием
    -Обычной "школьной жизнью"

    Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
    Да Нет
    Если да, то где это происходило?

В чужом микрорайоне
-Во дворе
-В школе
Кому ты рассказал об этом?

Родителям
-Друзьям
-Никому

    Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
    -Обида
    -Гнев
    -Желание исчезнуть
    -Тоска
    -Безразличие
    -Страх
    -Ненависть
    -Желание ответить тем же

    Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?

да, и их много

да, и их мало

    Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений

_______________________________________________________________________

Анкета

Пол: Класс:

1. В какой семье ты живешь:

А) с двумя родителями,

Б) с одним родителем,

В) с опекуном.

2. Бывают ли конфликты между родителями и как это проявляется:

А) ссорятся,

Б) дерутся,

В) не разговаривают друг с другом,

Г) уходят из дома.

3. Употребляют ли алкоголь:

Г) по праздникам,

Д) каждый день.

4. Используют ли родители по отношению к тебе телесное наказание :

А) да, Б) нет.

Если да, как это выражается:

5. Если у тебя случилось несчастье, к кому ты обратишься:

А) к родителям,

Б) друзьям,

В) учителям,

Г) к родственникам,

Д) в милицию.

6. Как ты чувствуешь себя в своей семье

А) Хорошо,

Б) спокойно,

В) радостно,

Г) лишним,

Д) недовольным,

Е) встревоженным,

7. Что еще из нижеперечисленного можно назвать жестоким обращением с ребенком или подростком (выбери не более 3 ответов)?

Не уважать мнения ребенка

Контролировать во всем: отдавать приказы, принимать решения за подростка

Не доверять

Сексуальные домогательства

Другое (укажи)

Анкета

1. Как ты чувствуешь себя в школе:

Б) хорошо,

В) удовлетворительно,

Г) отлично.

2. Использовали ли по отношению к тебе оскорбительные слова:

3. Бывали ли случаи рукоприкладства к тебе:

Если да, то со стороны:

Учителей,

Администрации школы,

Техперсонала,

Учащихся школы.

4. Имелись ли случаи вымогательства у тебя денег и кем:

А) одноклассником,

Б) старшеклассником,

В) посторонними лицами,

Г) не было.

. 5. Существует ли проблема насилия в школе?

2. 6. Становились ли вы жертвой насилия в нашей школе и какого рода?

А) физического

Б) психологического

В) экономического

Г) свой вариант

___________________________________

3. 7 . Кто совершал над тобой насилие в школе (выбери все подходящие ответы)? --Старшеклассники.

Одноклассники.

Другие лица (укажи) ___________________________________

7. 8. Какие варианты решения проблемы насилия в школе вы предлагаете:

А) обсуждение на классных часах проблемы насилия

Б) ужесточение дисциплины в школе

В) улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

на выявление жестокого обращение с детьми.

Цель анкетирования: выявить обучающихся, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей и лиц их заменяющих.

Приняли участие: ученики 5 – 11 классов, всего 46 человек.

Провела анкетирование: социальный педагог Шапиева О.М.

Выявлено, что 23 ученика (50%) ответили положительно на вопрос о наказании их родителями.

Чаще всего наказывают детей за:

за плохие отметки в школе – 23 ученика (50%)

за позднее возращение домой- 4 ученика (8%)

когда оговариваюсь – 9 учеников (20%)

за лень и ложь – 8 учеников (18%)

за употребление спиртных напитков – 1 ученик (2%)

за курение-1 ученик (2%)

Самые популярные меры наказания:

кричат – 10ч (21%)

обзывают - 6ч (14%)

Таких случаев не бывает – 30ч (65%).

Наказывают детей: 14% (6ч) редко, 21% (10ч) от случая к случаю никогда не наказывают 65% (30ч).

Учащихся 5 – 8 классов приняло участие 30 человек.

Все учащиеся согласны с тем, что жестокое обращение - это побои, издевательства, грубая ругань и т.д.

13 человек (43%) подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями.

Чаще всего родители применяют моральные наказания - 5ч (57%), 1 ученик подвергался физическому наказанию.

На вопрос « Какие чувства возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?» ,

«гнев» -4ч. ответили (13%),

«обида» 13ч. ответили (42%),

«безразличие» -4ч. ответили (13%),

«желание ответить тем же» -4ч. ответили (13%),

«страх» -1ч. ответили (3%),

«желание исчезнуть» -4ч. ответили (13%),

«ненависть» 1ч. ответили (3%).

Учащиеся 9 – 11 классов –16 человек, в возрасте от 15 до 18 лет.

По результатам опроса видно, что в основном дети проводят с родителями каждый день.

10 человек (62%) подвергались наказанию со стороны родителей, но это наказания касались лишения прогулок, компьютера и телевизора, общения с друзьями.

Чаще всего родители применяют моральные наказания - 6ч (38%).

На вопрос «Какие чувства возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют?»,

«гнев» -1ч. ответили (6%),

«обида» -3ч. ответили (18%),

«безразличие» -2ч. ответили (12%),

«желание ответить тем же» -3ч. ответили (18%),

«страх» -1ч. ответили (6%),

«желание исчезнуть» -6ч. ответили (40%),

«ненависть» -0 ч. ответили (0%).

Своих детей в будущем скорей всего будут наказывать 23ч. (47%), остальные категорически «Нет».

Насилие дети осуждают 46ч. (100%).

Защищённым и любимым в своей семье себя чувствуют не все.

Дети знают, куда можно обратиться, в случае если с ними жестоко обращаются: учителям, классному руководителю, уполномоченному, в суд, в прокуратуру.

Больше наказывают детей средней школы, за «плохое» поведение и учёбу. Учителям средних классов, педагогу-психологу усилить контроль за группой таких детей, провести индивидуальные беседы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми.

В старшей школе больше наказывают за плохую учёбу и невозвращение вовремя с прогулки, но дети не воспринимают это как жестокое обращение, а считают, что виноваты сами.

Классным руководителям ознакомить родителей на родительских собраниях с итогами анкетирования. Обучать несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от окружающих, а также для налаживания отношений со сверстниками. Проводить систематическую работу по изучению семей. Проводить работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей.

Социально-психологической службе ознакомить на родительских собраниях с результатами анкетирования, провести беседы по предупреждению жестокого обращения с детьми, распространить информационные буклеты на данную тему.

Социальный педагог: Шапиева О.М.

1. По твоему мнению, насилие, это 84
80
78
35
26
27
24
20
14
УНИЖЕНИЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА
ДРУГИМ
ПРИЧИНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВРЕДА
ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
5-е классы
ПОДЧИНЕНИЕ СЕБЕ ДРУГОГО
ЧЕЛОВЕКА
6-е классы
7-е классы

2. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над
ребёнком?
90
84
82
22
18
17
15
10
ОСКОРБЛЕНИЕ СЛОВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
5-е классы
8
6
ЛИШЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
6-е классы
7-е классы
5
8
ЗАПРЕТ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ПРИНОСЯЩУЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

3. Если ты считаешь себя жертвой насилия, какому виду
насилия ты подвергался и где?
49
40
41
31
25
20
20
5
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
5-е классы
3
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
6-е классы
7-е классы
1
1
ДРУГОЕ
1

4. Где это чаще всего происходило?
43
36
31
28
21
19
17
В ШКОЛЕ
16
НА УЛИЦЕ
5-е классы
18
ДОМА
6-е классы
7-е классы

5. Кто над тобой издевался?
64
38
36
15
17
13
7
3
МАЛЬЧИК/ДЕВОЧКА
РОДИТЕЛИ
5-е классы
УЧИТЕЛЯ
6-е классы
7-е классы
6

6. Считаешь ли ты физическое наказание жестоким
обращением (насилием) над личностью?
88
80
77
20
15
10
ДА
НЕТ
5-е классы
5
2
5
ЭТО МОЯ ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ
6-е классы
7-е классы

7. За что тебя чаще всего наказывают?
53
50
47
46
41
31
28
24
26
22
15
16
13
13
9
2
МЕНЯ ВООБЩЕ НЕ
НАКАЗЫВАЮТ
ЗА ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ
ЗА ПОЗДНЕЕ
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ДОМОЙ
ЗА ЛЕНЬ И ЛОЖЬ
5-е классы
6-е классы
КОГДА
ОГОВАРИВАЮСЬ
7-е классы
1
1
ЗА УПОТРЕБЛЕНИЕ
СПИРТНЫХ НАПИТКОВ
2
1
ЗА КУРЕНИЕ

8. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего
69
63
60
34
30
31
32
33
33
11
7
КРИЧАТ НА ТЕБЯ
ПЫТАЮТСЯ
УГОВОРИТЬ,
УБЕДИТЬ
8
ОБИЖАЮТСЯ И
ЖДУТ ТВОЕЙ
РЕАКЦИИ
3
6
3
ДАЮТ
ПОДЗАТЫЛЬНИК
5-е классы
3
6
2
НЕ ОБРАЩАЮТ НА
ТЕБЯ ВНИМАНИЯ
6-е классы
7-е классы
5
5
6
ПУГАЮТ
ИЗБИЕНИЕМ,
РЕМНЕМ
3
8
6
МОГУТ УДАРИТЬ,
ИЗБИТЬ
ПЫТАЮТСЯ
ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО ТЫ
НЕ ПРАВ

9. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить
агрессию
("разрядиться на тебе")?
63
54
51
23
25
25
22
15
2
1
ДА, ЧАСТО
15
4
ИНОГДА
5-е классы
ТРУДНО СКАЗАТЬ
6-е классы
7-е классы
НИКОГДА

10. Укажи причины, которые, на твой взгляд, наиболее часто
вызывают гнев родителей:
45
38
34
23
21
17
17
20
19
17
17
18
13
10
10
10
8
6
5
СТРЕМЛЕНИЕ ТЕБЯ
ВОСПИТАТЬ
"РАЗРЯДКА" ИХ
СТРЕССОВОЙ
СИТУАЦИИ
9
3
ССОРА
РОДИТЕЛЕЙ
КОГДА ТЫ ЧЕГО-ТО
ПРОСИШЬ,
ТРЕБУЕШЬ
5-е классы
КОГДА
ОГОРЧАЕШЬ
РОДИТЕЛЕЙ
6-е классы
ЖЕЛАНИЕ УБЕДИТЬ
ТЕБЯ В СВОЕЙ
ТОЧКЕ ЗРЕНИЯ
7-е классы
НЕ МОЖЕШЬ
ОБЪЯСНИТЬ

11. Какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат,
ругают, унижают, оскорбляют?
64
60
53
33
28
29
32
31
32
26
24
21
20
19
14
14
17
15
11
9
6
ОБИДА
ГНЕВ
ЖЕЛАНИЕ ИСЧЕЗНУТЬ
5-е классы
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
6-е классы
СТРАХ
7-е классы
НЕНАВИСТЬ
ЖЕЛАНИЕ ОТВЕТИТЬ
ТЕМ ЖЕ

12. Приходилось ли тебе убегать из дома?
98
93
85
1
3
ДА
4
3
5
8
ДА, ИЗ-ЗА ССОРЫ С РОДИТЕЛЯМИ
5-е классы
6-е классы
НЕТ
7-е классы

13. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей
семье?
96
97
88
6
ДА
2
8
НЕТ
5-е классы
6-е классы
7-е классы

14. Как часто у родителей появляется желание похвалить
тебя, обнять, поцеловать?
82
78
75
13
13
11
0
ЧАСТО
РЕДКО
5-е классы
1
НИКОГДА
6-е классы
7-е классы
1
6
8
ТРУДНО СКАЗАТЬ
11