Домой / Форма бровей / Что положено ветерану боевых действий в сирии. Что дает участникам сирийской кампании статус ветеранов

Что положено ветерану боевых действий в сирии. Что дает участникам сирийской кампании статус ветеранов

Многие из россиян, принимавших участие в сирийском конфликте, были отмечены на государственном уровне соответствующей наградой. В частности, 30 ноября 2015 года МО РФ учредило ведомственную медаль «Участнику боевых действий в Сирии». Основанием стал соответствующий приказ министра обороны.

Поначалу медаль вручалась только лишь военнослужащим, однако с начала 2016 года ею стали также награждать и гражданских лиц – политиков, спортсменов, артистов – приезжавших в сирийский Хмеймим, где расположена авиабаза РФ для поднятия боевого духа российских воинов, сражающихся за освобождение этой ближневосточной страны от террористов. В качестве примера можно привести известную певицу Зару, несколько раз побывавшую с концертами в зоне боевых действий на территории САР. Ее наградили этой медалью 26 марта 2016 года. Также Министерство обороны отметило и многих других гражданских лиц.

Сама по себе медаль «Участнику военной операции в Сирии» не дает право на льготы

Следует отметить один важный момент. У многих награжденных, равно как и их родных и близких, возник вопрос: дает ли данная медаль право на пользование какими-либо льготами? К сожалению, ответ на него будет отрицательным. Медаль сама по себе никаких льгот не дает. Также награжденному не полагается никаких денежных выплат из средств федерального бюджета.

Вместе с тем президентом РФ Владимиром Путиным в начале апреля 2016 года был подписан закон, согласно которому участники военной операции на территории Сирии получают статус ветеранов боевых действий. Вот он как раз и дает право на получение льгот. На их финансирование только лишь в 2016 году из бюджета было выделено 967,8 миллиона рублей. Отметим, что здесь речь идет только лишь об участниках сирийской кампании.

Соответственно, все, кто получил статус ВБД за военную операцию на территории Сирии, имею, наравне с другими ветеранами боевых действий, право на ряд льгот. Они, в частности, распространяются на:

  • пенсионное обеспечение;
  • налоговые платежи;
  • обеспечение жильем;
  • медицинскую сферу.

Мы выделили только лишь несколько основных моментов. Давайте рассмотрим льготы, предоставляемые в РФ лицам, получившим статус ВБД более детально. В частности, нуждающиеся граждане могут рассчитывать на обеспечение их жильем, и на поддержку государства при оплате услуг ЖКХ. Также лица, получившие данный статус, получают льготы по пенсионному обеспечению и налоговым платежам.

Еще им предоставляется право установку телефона, минуя общую очередь, разумеется, при отсутствии такового.

Это далеко не все льготы. Статус ВБД сохраняет за его обладателем право на получение медпомощи в организациях, к которым он был прикреплен до выхода на пенсию, равно как и на внеочередное ее оказание. Еще действующее законодательство предусматривает право получения данными лицами бесплатных протезов – единственным исключением здесь являются зубные. Если их до этого ветеран приобрел за свой счет, то он вправе рассчитывать на получение от государства соответствующей компенсации.

Обладатели данного статуса получают преимущество при вступлении в гаражные либо жилищно-строительные кооперативы, равно как и в ряд объединений некоммерческого характера (дачные, огороднические, садоводческие). Помимо этого, законодательство предусматривает для них преимущество при использовании услуг связи, а также культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных организаций. Ветераны имеют право вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта. Здесь еще хотелось бы выделить также и профессиональное обучение и дополнительное профобразование – стоит отметить, что оплачивается это не государством, а работодателем. Получают ветераны льготы и на оказание ритуальных услуг. В частности, государством гарантируется возмещение расходов на доставку тела умершего к месту захоронения, погребение, изготовление надгробного памятника и его установку.

В России льготы предоставляются не только непосредственным участникам боевых действий, но и ветеранам, обслуживавшим советские и российские воинские части, и получившим соответствующий статус. Среди них стоит выделить внеочередное медобслуживание. Помимо этого, за данной категорией граждан закрепляется право на получение медобслуживания в учреждениях, где она ему предоставлялась до выхода на пенсию. Ветераны боевых действий, обслуживавшие воинские части обеспечиваются жильем на основании действующих норм законодательства. Еще им предоставляется преимущество при распределении путевок, оплачиваемых государством, в санаторно-курортные организации. Впрочем, здесь есть одно условие. Внеочередные путевки могут быть предоставлены только лишь при наличии у претендента на их получение соответствующих показателей по здоровью.

Статус ветеранов тем, кто служил в Сирии, предоставлен благодаря постановлению Правительства, которое было выпущено недавно. Теперь данная категория граждан сможет пользоваться всеми возможностями, которые описаны в ФЗ «О ветеранах». Все поправки к закону были приняты оперативно, потому сейчас и выплачиваются активно льготы ветеранам боевых действий в Сирии.

Специальный статус должен быть присвоен всем гражданам, которые участвовали в боевых операциях по приказу Минобороны либо отдельных ведомств. Этот статус получают и те, кого отправили для участия в военных действиях в пределах других стран. Именно это положение стало основным для Федерального Закона «О ветеранах». Документ описывает как самих лиц, так и привилегии, на которые даёт возможность рассчитывать та или иная должность, особенности прохождения службы. Именно он позволяет разобраться в таком вопросе, как льготы «сирийским» ветеранам.

  • 30 сентября 2015 года – текущее время;
  • 1982, июнь;
  • 1973, октябрь;
  • сентябрь-ноябрь 1972;
  • март-июль 1970;
  • июнь 1967.

Президент постоянно заботится о том, чтобы законодательство по участникам военных конфликтов систематически дорабатывалось. Именно благодаря этому на ветеранский статус смогли рассчитывать и те, кто находился на территории Сирии, даже если это произошло после 2015 года. Министерство обороны не исключает того, что на будущее признание получат и гражданские служащие во время военных операций.

Что касается самих льгот, то ветеранам можно получить следующие их разновидности:

  1. Пенсионные. Данный вид пособий может увеличиться до 32 процентов. Конкретные цифры зависят от точного размера стандартного обеспечения, получаемого тем или иным гражданином. Обычно дополнительное материальное довольствие равно 2 225,6 рублям.
  2. Предоставление бесплатного жилья. Гражданин получает данное право, если его признают нуждающимся.
  3. Компенсации за оплату услуг по коммуналке. Часто такие скидки доходят до 50 процентов от общих расходов. 100-процентные субсидии полагаются героям СССР или России.
  4. Избавление от необходимости перечислять деньги за некоторые виды сборов. Например, допустимо оформление полной скидки по земельному налогу. При подоходном налоге может действовать так называемая система по вычетам. Обычно они равны 500 рублям каждый месяц. За год сумма дорастает до 6 тысяч рублей.
  5. Некоторые региональные власти принимают решение отменить автомобильные транспортные сборы.
  6. Стационарные телефоны, монтируемые без очереди. При получении садовых участков такие категории граждан вправе рассчитывать на преимущественное право. То же самое касается членства для любых типов объединений вроде гаражных кооперативов.
  7. Ветеранам также бесплатно оказывают медицинскую помощь, когда он обращается в заведения, где стоял на учёте, пока проходил военную службу. У других учреждений вводятся специальные скидки.
  8. Получение дополнительных неоплачиваемых отпусков протяжённостью до 35 суток. В случае с очередными возможно оформление бумаг в любое удобное время. Для этого достаточно напрямую обратиться к работодателю.
  9. Услуги ортопедических направлений без дополнительной платы. Особенно это актуально для протезирования ампутированных конечностей.
  10. Если в стоматологии работают с зубным протезированием, то и здесь полагается скидка размером до 50 процентов.
  11. Скидки участникам боевых действий в случаях, когда ветеран поступает на обучение, чтобы повысить профессиональную квалификацию.

Оформление льгот: в каком порядке осуществляется?

Только ветеранские удостоверения становятся документами, на основе которых перечисляются льготы. Бумага должна быть получена в том же ведомстве, которое командировало служащего на зарубежную территорию, когда начинались боевые действия.

Государство старается выплачивать различные компенсации таким гражданам на постоянной основе. Стоит отметить преимущественное право при обслуживании в различных учреждениях.

Оформление социальных льгот будет иметь следующие особенности:

  1. Сначала надо получить удостоверение ветерана при помощи военкомата либо любого другого подобного ведомства.
  2. Потом собирают пакет документации в требуемом объёме.
  3. Заявление, оформление которого сопровождается присутствием сотрудников ПФР. Оно понадобится для получения любых разновидностей льгот и соцкомпенсаций.
  4. Без обращения к органам ФНС вычеты не будут получены.
  5. Посещение муниципальной администрации актуально для тех, кто проживает на отдалённой либо сельской местности. Это правило распространяется и на тех, кто получил медаль.

Наличие соответствующего удостоверения вместе с документами-приложениями обязательно, когда ветеран обращается в любое ведомство. Не обойтись без заполнения специальной формы заявления, которая даст возможность получить ту или иную разновидность льгот.

Список требуемой документации

Льготы социальной поддержки невозможно получить без наличия следующей документации:

  1. Справка о зарплате как на заявителя, так и на членов семьи, которые занимают с ним одну территорию.
  2. Фото размером 3 на 4. Один уголок должен остаться свободным. При оформлении удостоверений это требование также остаётся обязательным.
  3. Заявление, где указана конкретная просьба предоставить тот или иной вид помощи участнику военной операции в Сирии.
  4. Паспорт претендента либо другое удостоверение для подтверждения личности.

Специфика прошения может привести к тому, что потребуются дополнительные бумаги. Например, если требуется жильё, то не обойтись без дополнительной справки о том, что действительно необходимо получить лучшие жилищные условия.

Как быть с региональными льготами

Источником финансов для помощи гражданам выступает только госбюджет. А вот у региональных властей дело может обстоять несколько иначе.

Например, жители Москвы получают доступ к следующим льготам и компенсациям:

  1. Проезд с помощью железнодорожного транспорта без необходимости тратить свои собственные денежные средства.
  2. Бесплатные стоматологические услуги. Исключение – использование керамики и драгоценных металлов, когда речь идёт о протезировании.
  3. Дополнительные перечисления ВБД каждый месяц в размере 500 рублей. Для этого достаточно подать специальное заявление, обратившись к органам социальной защиты.

Для Санкт-Петербурга вводятся свои правила по предоставляемой помощи:

  • покупка билетов один раз за месяц со скидкой по цене надбавки социального плана;
  • обследования без дополнительной платы с участием госучреждений. Помощь предоставляется, когда уже оформлено социальное обеспечение. Такую возможность можно получить только один раз, потом разрабатываются специальные скидки.

На территории Уфы региональные льготы для участников Сирийской войны описываются следующим образом:

  1. Скидки при покупках в магазинах либо когда надо посетить оздоровительно-культурные мероприятия.
  2. Приобретение путёвок в санатории со значительным снижением стоимости.

У Новосибирска также разработаны особенные льготы:

  • пособия каждый месяц гражданину в размере до 597 рублей;
  • оплата только наполовину билетов для путешествий между городами.

Нижний Новгород предоставляет доступ к следующим скидкам:

  1. Билеты на проезд для соцпомощи с 400-рублёвой скидкой.
  2. Скидки по коммунальным платежам или разовые месячные компенсационные выплаты в размере 591 рубля. Это предложение актуально для ветеранов, занимающих частный сектор.

О некоторых сложностях и преградах

Часто случается так, что законодательство выглядит идеальным только на бумаге. Но при использовании положений на практике появляется большое количество изъянов. Далеко не повсеместно можно встретить полное соблюдение требований.

Особенно часто жалуются на бюрократические проблемы, возникающие на пути тех, кто хочет получить доступ к льготам. Больше всего проблем возникает при оформлении, передаче документов. Можно посоветовать обратиться к членам организации «Боевое Братство». Здесь всегда доступно получение бесплатных дополнительных консультаций.

О денежных выплатах гражданам со статусом ветеранов

Начисление денег каждый месяц происходит только на основании Федерального Закона, посвящённого ветеранам. Это своеобразная основная надбавка к стандартным пенсионным выплатам. У каждой категории свой размер выплат, который зависит от конкретных обстоятельств в каждой ситуации.

  1. Сумма компенсации составляет чуть более 3 тысяч рублей, если участник боевых действий был признан инвалидом.
  2. На пособие суммой 1699 рублей могут рассчитывать те, кто был откомандирован по уважительной причине либо оформил отставку из-за того, что боевая задача была выполнена.
  3. 927 рублей – размер помощи для граждан, осуществлявших вспомогательные функции. И для тех, кто не был непосредственным участником действий.

Один раз на протяжении года для всех подобных выплат проводят индексацию. Основание для расчётов – федеральный бюджет, программа по которому определяется каждый год.

Заключение

На территории РФ на льготы могут рассчитывать не только те, кто прямо участвовал в военных конфликтах. Поддержка со стороны государства доступна и гражданам, занимавшимся обслуживанием советских, российских воинских частей. Внеочередное медобслуживание заслуживает отдельного разговора.

Помощь без дополнительной оплаты предусмотрена при обращении к сотрудникам медучреждений, где лечение происходило до того, как военнослужащий вышел на пенсию либо в отставку. Жильём обеспечивают тех граждан, которые обслуживали воинские части на постоянной основе. Они получают преимущество и по вопросу распределения путёвок, оплачиваемых только за счёт государства.

В настоящее время статусом "ветеран боевых действий" пользуются российские (советские) военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях в Сирии в периоды по времени: июнь 1967, март - июль 1970, сентябрь - ноябрь 1972 и октябрь 1973 года.

Военнослужащим российской армии статусы ветеран и участник боевых действий за участие в событиях Сирии в 2015-2016 годах не присваивается (пока), поскольку на сегодняшний день пока не поступало соответствующих указаний от руководства МО.
Однако, в министерстве обороны твердо уверены в том, что такое указание поступит уже в этом году, после чего все военнослужащие, как принимающие непосредственное участие в боевых действиях, так и проходившие службу в подразделениях обслуживания на территории САР получат статус ветерана боевых действий.

Льготы (социальные гарантии) в зависимости от специфики и характера выполняемых задач на территории САР делятся на 2 категории, предусмотренные пунктами 1 (для непосредственно участвующих в боевых действиях) и 2 ст. 16 ФЗ "О ветеранах" N5 - ФЗ от 12.01.1995.

Льготы по п. 1 значительно более широкого спектра. Закон о ветеранах является основным актом, в соответствии с которым осуществляются льготы ветеранам боевых действий по линии МО.

Подробнее смотрите статьи 3 и 16 этого закона, где указаны категории военнослужащих, которым положен статус ветерана боевых действий, и перечислены все льготы для них.

★★★★★★★★★★

Комментарии

Правительственная комиссия одобрила законопроект о присвоении статуса ветерана боевых действий российским военным, проходящим службу в Сирии с сентября прошлого года. Об этом во вторник, 10 мая, сообщается на сайте кабмина.

Согласно опубликованному документу, статус получат военные, которые направлялись "на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирии с 30 сентября 2015 года" и отработали положенный срок либо были откомандированы досрочно по уважительным причинам. На эту категорию граждан будут распространены меры социальной поддержки, установленные федеральным законом "О ветеранах".

Отмечается, что законопроект будет рассмотрен на заседании правительства России и, в случае одобрения, внесен в Госдуму.

Впервые вопрос о присвоении статуса ветеранов боевых действий военнослужащим российской группировки, развернутой в Сирии, в октябре 2015 года подняла Элла Памфилова. В тот момент она занимала пост уполномоченного по правам человека.

Памфилова подчеркивала, что процедура наделения ветеранским статусом должна проходить "без изнурительных доказываний" факта пребывания военнослужащего в зоне боевых действий.

На данный момент к ветеранам боевых действий отнесены военнослужащие и сотрудники органов госвласти, принимавшие участие в боевых действиях на территории России или иностранных государств при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, ветеранами признаются участники операций по разминированию за пределами территории СССР в 1945-1957 годах. Отдельно регулируется статус военных, привлекавшихся к боевым действиям в Афганистане.

Статус ветеранов операции в Сирии могут получить не более 25 тыс. россиян, заявил представитель Минобороны, тем самым впервые назвав приблизительное число участников операции ВКС РФ. Соответствующий закон, уже принятый Госдумой, вызывает некоторые вопросы. С сожалением можно признать, что в области награждений мы еще не до конца разобрались с бардаком 90-х годов.

В среду Госдума приняла в первом чтении законопроект о признании ветеранами боевых действий граждан, выполнявших специальные задачи на территории Сирии. Данная законодательная инициатива была внесена правительством и предусматривает, что «статус ветерана боевых действий (а значит, и меры социальной поддержки, установленные федеральным законом «О ветеранах» – прим. ВЗГЛЯД) будет устанавливаться лицам, направлявшимся на работу для выполнения специальных задач на территории Сирии с 30 сентября 2015 года, отработавшим установленный при направлении срок либо откомандированным досрочно по уважительным причинам». По словам замминистра обороны Анатолия Антонова, количество таких граждан не превысит 25 тыс. человек. Таким образом, Минобороны впервые официально назвало приблизительное число участников операции ВКС РФ в Сирии.

«С точки зрения Госдумы война в Анголе закончилась в 1985-м, то есть битвы за Куито-Куанавале как бы не было»

Это, безусловно, правильное решение. Но, как и все законопроекты на ветеранскую тему, новый содержит в себе ряд изъянов. Как это ни удивительно, но в России не существует общего статуса для ветерана боевых действий. Есть несколько разного рода законов и постановлений, которые определяют статус участника боевых действий и причитающиеся этому человеку льготы, но каждый конкретный вооруженный конфликт определяется произвольно. К примеру, даты происходивших событий могут быть указаны чуть ли не «от балды», при этом даются странные ссылки на регистрацию тех или иных воинских частей. Но в советской и российской практике воинские части «в чистом виде» (то есть под конкретным номером, который написан в военном билете) в боевых действиях за границей, особенно в необъявленных конфликтах, как правило, целиком не участвовали. В результате в военном билете и в личных делах у офицеров нет записей об участии в боевых действиях, так как сама воинская часть в них не участвовала. А командировка оказывается чем-то вроде «персональной надобности», которую сложно обосновать юридически.

Все эти лакуны Управление кадров (УК) Министерства обороны использует с пользой для себя. К примеру, последний закон о льготах для ветеранов боевых действий УК легко могло бы обойти, если бы хотело, так как боевые действия без указания воинских частей, но с потолка взятыми датами были перечислены в произвольном порядке. Участие же в боевых действиях определялось по отметкам в командировках и удостоверениях, а сам факт командировок мог оспариваться. Человек мог оттрубить два года переводчиком в джунглях или наладчиком оборудования в пустыне, но по базе данных УК не проходил, так как его воинская часть за пределы города Балашихи в это время не выезжала. В результате человек не только не получал никаких льгот или возмещения ущерба, но и рисковал попасть под уголовную статью «Наемничество».

Южная Осетия, Абхазия, Карабах и Югославия в начале 90-х годов в этом смысле весьма показательны. Чехарда административных изменений в российской армии привела к полной потере управляемости. К примеру, Закавказский военный округ постепенно превращался в систему военных баз, параллельно с этим шли несколько вооруженных конфликтов, а офицеры, в них участвовавшие, не получали ни выслугу лет, ни льготы. В ряде случаев они даже считались дезертирами – и это только по линии Министерства обороны.

Большие проблемы возникали (и существуют до сих пор) с определением выслуги лет, статуса и льгот у офицеров, начинавших службу в бывшем КГБ СССР. А ведь именно они в основном и вынесли на себе все эти конфликты, зачастую работая на штатных должностях в местных правительствах, что подпадало под уголовную статью (статья 359, часть третья, от трех до семи).

Другой пример. С точки зрения Госдумы война в Анголе закончилась в 1985-м, то есть битвы за Куито-Куанавале как бы не было. Официально в Эфиопии в 80-х вовсе ничего не происходило, хотя именно в те времена советские военные советники понесли наиболее серьезные потери.

В этом нет никакой злонамеренности или диверсии. Просто сама идея такого рода законодательных актов подразумевает юридическую точность во времени и понятиях. Сейчас, в конкретном сирийском вопросе, таких проблем, как в 90-х годах, возникнуть не должно, поскольку пребывание российского контингента в САР определено другими законами и согласовано с правительством Дамаска. Существуют и приказы по воинским частям, которые фиксируют сроки командировки, ее задачи и цели. Однако это относится к летчикам, обслуживающему персоналу военно-воздушной базы, саперам и отчасти морякам. Хочется надеяться, что существуют реальные приказы и по частям спецназа, и по артиллеристам, а также по тому персоналу, включая гражданских, кто обучал сирийцев работать на российской технике или передавал им вооружение с рук на руки. То же самое касается и переводчиков, а также сотрудников центров по примирению, из которых далеко не все находятся в штате Министерства обороны.

Отдельная история с моряками, поскольку их командировки определяются «походами», а то, как их датировать и относить ли к операции в Сирии, уже находится на совести Управления кадров.

В последнее время УК и наградной отдел увлеклись созданием ведомственных медалей, которые не несут в себе никакой льготной нагрузки, но дают психологический эффект. Внутри Минобороны и Генштаба это вызывает неоднозначную реакцию, поскольку перечень военных наград незыблем, он определен законами Российской Федерации и ничем больше. То есть памятный знак «За освобождение Пальмиры» юридически не несет за собой какие-либо льготы для тех, кто в этом участвовал. Для того чтобы ветеран боевых действий в Сирии или его семья получили какие-либо льготы, например, в оплате ЖКХ, он должен получить медаль, закрепленную в официальном реестре, например, «За отвагу», а не памятный знак за Пальмиру. Противники выдачи такого рода памятных медалей и знаков настаивают на соблюдении законодательства, с другой стороны, армия обязана чем-то наградить тех, кто рисковал своей жизнью в далекой пустыне, и отрицать необходимость такого рода наград было бы неправильно. То, что они могли бы быть наполнены неким содержанием (по-своему капитализированы), – другое дело.

Некоторые сомнения вызывает и озвученное ограничение по количеству участников операции. Пока еще никто толком не определил, закончилась ли операция в Сирии или нет. Если исходить из официальных политических заявлений, закончилась. Но тогда мы попадаем в тот самый провал 90-х годов, когда операция вроде бы была, а людей там не было. Если исходить из официальных приказов по воинским частям, мы попадаем в ту же ловушку, поскольку сроки проведения операции и командировок устанавливаются Управлением кадров произвольно, никак не согласуясь с реальной историей.

Если же оценивать только количественный вопрос, то цифра в 25 тысяч человек никак не может быть квалифицирована как характеристика российской операции в Сирии. В эту цифру должны быть приплюсованы и матросы Каспийской флотилии, и обслуживающий персонал баз в России. Скорее всего, эти данные лишь ориентировочный показатель, который будет меняться со временем и с изменением параметров самой операции. Но тогда придется редактировать и данные по награждениям, включая секретные. Они, кстати, сами по себе – странная история, поскольку награды считаются собственностью государства и изымаются после смерти награжденного, семье предоставляют лишь копию. Это общемировая практика, но в нынешней ситуации, может быть, следовало бы ее изменить.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"