Домой / Форма бровей / Как бороться с подростковой агрессией. Причины подростковой агрессивности

Как бороться с подростковой агрессией. Причины подростковой агрессивности

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков - диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ. КАК БЫТЬ?
Мы попытаемся, в доступной форме, рассказать Вам про подростковую агрессию, виды, причины, методы и коррекции и вред в будущем от агрессии подростка в настоящем. Надеюсь этот разговор поможет Вам правильно оценить своего подростка и вовремя исправить его агрессивный настрой.
Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии, изучено довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).
На данном сайте мы попробуем вкратце раскрыть основные причины и типы агрессии в подростковом возрасте, а так же меры минимизации ущерба от неё.

СЛАЙД № 1


  • Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение , так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии –аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем .

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи, с откровенно говоря, неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.


Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании , и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретил все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности, Дом-2).
На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно , это приводит к тому что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.
Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях , с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Часть психологов считает, что подростковую агрессивность можно подавить так же как детскую, однако тут есть ряд подводных камней, в частности в детстве круг общения ограничивался практически только родителями, которые могли корректировать агрессию, у подростка круг общения гораздо шире, это в первую очередь сверстники, с которыми он может общаться на равных, чего обычно в его семье нет! А в связи с тем что практически у всех подростков, по их мнению, дома далеко всё не правильно, они сбившись с кучу, путем совместного анализа ситуаций приходят к выводам, что старые методы (методы родителей подростков) жизни далеки от идеальных, от нового веянья тенденции (отсюда проблема отцов и детей), что здесь, в компании сверстников, его считают отдельной, самостоятельной, уникальной личностью и с его мнением считаются, дома же его считают неразумным малышом и ни капли не считаются с его мнением. Подумайте сами, вызвало ли бы у Вас такое отношение к Вам со стороны окружающих агрессию. Думаю вызвало, вот так и у подростков агрессию вызывает такое отношение, так как кроме агрессии, в силу психоэмоционального возраста, справится с данной ситуацией он не знает как, он выбирает метод борьбы за место в жизни подростковую агрессию.
Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средства достижения какой-либо значимой цели;

  • Способа психологической разрядки;

  • Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

  • Родители пример для агрессивности подростков. Думаю не надо удивляться, если подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители “скандалисты”, то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствии он станет жестоким агрессивным тираном. Родители, наберитесь мужества, и сходите к психологу. Будет стыдно, плохо, противно, но результат будет потрясающий, давно забытые чувства доброты, любви, нежности поселятся в Вашей душе и семье.

Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на подростковую агрессию . Алкоголь и никотин приравниваются к наркотикам по своему воздействию на организм подростка. Эти наркотики (никотин и алкоголь) активно разрушают мозг, снижают во много раз процессы формирования и полноценного развития подростка. Так вот от алкоголя, в основном от пива, и от никотина около 30 % подростков начинает испытывать проблемы в половой сфере, а у же к 23 года, дальше процент растёт логарифмически.

Из всех жалоб родителей на своих почти взрослых детей – агрессивное поведение стоит на первом месте (на 2-ом – неуважение, на 3-м - лень). Почему? Для того, чтобы разобраться в причинах такого поведения необходимо понять, что агрессия и агрессивность - это не одно и тоже.


  • Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

  • Агрессивность – психоэмоциональное состояние, характеризующееся высокой склонностью к агрессии.

Для подростков с повышенным уровнем агрессивности характерны следующие особенности: [цитируется по M. Allword 1998]


  • Восприятие большинства ситуаций, как угрожающих и враждебных по отношению к ним . Повышенная чувствительность к негативному отношению по отношению себе (требовательность, категоричность, повышенный тон или наоборот – игнорирование, воспринимается как агрессия и вызывает ответное агрессивное поведение). Настроенность на заранее негативное восприятие себя со стороны окружающих. Не способность оценивать собственную агрессию, как агрессивное поведение (склонны оценивать агрессию, как единственное средство самовыражения и защиты своих интересов). Постоянное обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении. Склонность не брать на себя ответственность за свои поступки.

  • Наличие ограниченного набора реакций на проблемную ситуацию (характерно: избегание, отрицание, преувеличение, уменьшение значимости проблемы, подмена "причины и следствия", а так же "застревание").

  • Проявление в отношениях с другими низкого уровня эмпатии . Слабо развит контроль над своими эмоциями. Слабое осознание всех своих эмоций, кроме гнева и кайфа (бедная эмоциональная палитра). Наличие неврологических проявлений: неустойчивое и рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. Не умеют прогнозировать последствия своих действий. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Почему наши дети такие? Что им мешает быть добрее и лучше? Психологи выделяют четыре основных составляющих подростковой агрессии – к ним относятся: СЛАЙД


  • Высокий уровень личной тревожности,

  • Неадекватная самооценка,

  • Группо-зависимое поведение,

  • Низкий уровень социальной адаптации (синдром отверженности).

Откуда возникают все эти "составляющие"? 60% - воспитание и тип взаимодействия в семье, 20% - влияние социального окружения, 15% - возрастные психофизиологические особенности организма, 5% - наследственная предрасположенность.


Два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности:

                • расположение

                • неприятие.

  • Обратимся к некоторым причинам проявления агрессии. Как мы уже говорили – это группо-зависимое поведение. Как правило, подростковая субкультура не опирается на одиночных представителей. Речь идет о более массовых явлениях, имеющих место в подростковой среде. Подростку нужны и зрители, и участники его “выступлений” и действий – такие же подростки, как и он сам. Групповая подростковая агрессия может принимать разные формы, начиная со всеобщего психологического давления на неугодного ученика в школе и заканчивая созданием компаний, промышляющих хулиганством и разбоем на улицах.

Во всех случаях проявления групповой агрессии будет просматриваться четкая иерархическая структура. Во главе этой структуры будет стоять доминирующая личность, лидер. Это тот человек, чей авторитет не вызывает сомнения, тот человек, который своим влиянием, давлением, угрозами, харизмой удерживает людей возле себя. Рядом с ним находятся его приближенные, также обладающие весом, но меньшим, чем лидер. Так по мере убывания влияния и значимости располагаются все члены группы. Есть в группе и свои “исполнители”, не обладающие влиянием и значимостью в глазах остальных представителей группы, и старающиеся всячески показать свою принадлежность к группе и свою полезность.


Акт агрессии может быть спланирован лидером, если речь идет о совместных действиях группы. Агрессивное поведение будет носить показательный характер. У лидера это будет проявляться как форма устрашения своих “подданных” и поддержание своего авторитета, а у остальных как некая бравада, показатель “геройства”. Это действия, в которых часто происходит имитация образов киногероев. Зачастую происходит что-то вроде соревнования, в котором тот, кто совершит более асоциальное действие, будет победителем. При этом, как правило, критичность действий либо занижена, либо отсутствует.
Подросток попадает в подобные жизненные ситуации не случайно. В корне этого лежит неразрешенный внутриличностный конфликт, или конфликт межличностный, имевший место в его семье. Дело не только в социальном положении, дело еще и в том, что нарушается связь родители-ребенок (мать-ребенок), в уменьшении или исчезновении авторитета взрослых. На фоне этого может развиваться недоверие и боязнь эмоциональной близости со взрослыми. Кроме этого, в ситуации, когда подростку особенно необходимо внимание и забота взрослых, несмотря на весь его максимализм, он считается достаточно взрослым и этого внимания и понимания не получает. В результате он это понимание находит, но где? Правильно, на улице. Мы не говорим о частных случаях, мы говорим о явлении в целом. Конечно, не у всех подростков такой стиль поведения. Какой-то процент может в подобной ситуации закрываться, замыкаться, уходить “в себя” и практически ни с кем не общаться. Но подобное поведение также чревато негативными последствиями, потому что таким образом нарушается социализация подростка, и вместо того, чтобы учиться строить отношения, он блокирует канал коммуникации.
Если мы будем честными сами с собой, то всегда увидим, что семьи с агрессивными подростками существенно отличаются от других семей. СЛАЙД

1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.

2.Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3.Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4.У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, соответственно к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правило, очень жесткий отец и попустительская мать (хотя возможно и наоборот). В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5.Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, это: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка. Родители никогда не испытывают чувства вины при использовании того или иного метода наказания.

6.Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.


Давайте признаем, что агрессивное поведение наших детей провоцирует : СЛАЙД

  • Агрессию в нас самих (и далее мы сами, своим поведением поддерживаем агрессивность ребенка). Скорее всего, большинство родителей, услышав это утверждение, поспешат со мной не согласиться... Но агрессия в ответ на агрессию рождает только большую агрессию.

  • Ощущение полной или частичной потери контроля над ребенком (в понимании многих воспитание и контроль - одно и то же).

  • Появление чувства вины и комплекса "родительской неполноценности".

  • Напряжение между родителями (кто виноват, что он /она ведет себя так?).

  • Стресс.
Детей, отличающихся агрессивным поведением, можно условно разделить на группы:

Аутсайдер (СЛАЙД)


  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;

  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);

  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;

  • выбирает нестандартную дорогу в школу.
Агрессор (СЛАЙД)

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;

  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;

  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);

  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;

  • группируется со старшими подростками;

  • имеет садистские наклонности;

  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

  • в игре навязывает друзьям свои правила;

  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

  • игнорирует указания и легко раздражается;

  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Агрессивность ребенка проявляется, если: СЛАЙД


  • ребенка бьют;

  • над ребенком издеваются;

  • над ребенком зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить одинаково своих детей;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают ребенка друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.


Вот несколько советов, позволяющих уменьшить напряжение в общении с подростком: СЛАЙД (цитируется по Амиргазмаева О.А., Ахмадеева Н.М., Усова Ю.В. “Стресс: как его победить” Армада-Пресс, Москва, 2001) –

  • разговаривайте спокойно, не повышайте голос, старайтесь сохранять выдержку и сдержанность в любом случае, будьте вежливы, не давайте волю своим чувствам, не оскорбляйте ребенка - он этого не забудет;

  • если ваш ребенок выражает желание с вами поговорить, выслушайте его внимательно и спокойно, без криков и упреков;

  • следите за собой - не делайте различий при обращении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;

  • обсуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;

  • не ожидайте, что подросток примет любой ваш совет или распоряжение и беспрекословно станет его выполнять - настраиваясь заранее на покорность и послушание, вы испытаете сильный стресс, когда этого не произойдет;

  • во время ссоры ребенок может выпалить то, что он не думает на самом деле - что он не любит вас, ненавидит и так далее.
Имейте в виду, что это сказано под воздействием эмоций, в запале, не делайте далеко идущих выводов, не впадайте в панику; знайте, что не бывает идеальных родителей, все в чем-то делают ошибки, не надо постоянно винить себя, что вы плохая мать или никчемный отец, - это только увеличит вашу неуверенность в себе и не позволит принять верное решение в нужный момент.

Для снятия причин подростковой агрессивности постарайтесь четко разграничить, обсудив это с ребенком, время просмотра фильмов и их категорию, время занятий на компьютере. СЛАЙД. Будьте последовательны в соблюдении требований.

Еще недавно малыш мило смеялся и тянул ручки к вам, чтобы вы обняли и поцеловали его, а сегодня он злобно отвечает на все ваши просьбы и замечания? К сожалению, о том, что такое подростковая агрессия, многие семьи знают не понаслышке. И если вовремя не обратить на данную проблему внимания и не приструнить ребенка, в дальнейшем школьник вообще может выйти из-под контроля. И тогда не помогут ни угрозы, ни наказания, ни поощрения.

Причины появления агрессии у ребенка

На самом деле существует много причин, почему проявляется агрессия в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если вы столкнулись с таким положением вещей, вам вначале следует найти причину. И лишь после этого можно начинать неимоверно тяжелую борьбу с характером школьника. И не факт, что вы сможете победить (перевоспитать) трудного подростка.

Семейное воспитание или когда вы упустили момент?

Многие специалисты считают, что виноваты именно мама и папа, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подросток, к сожалению, не всегда понимает, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как вы ведете себя дома.

  • Излишняя гиперопека

Когда родители не дают школьнику и шагу ступить, делают все за него, подросток может взбунтоваться. Он желает сам решать, что лучше, куда и с кем пойти гулять, какие вещи ему нужны. А взрослые для него – не авторитет. Чаще всего такое происходит, если мама и папа не могут между собой договориться, как же правильно воспитывать ребенка.

  • Нехватка внимания

Агрессия для подростков – это один из способов привлечения вашего внимания к его персоне. Если, к примеру, мама занята походами с подругами по салонам красоты, а папа все время проводит на работе, школьник чувствует себя брошенным. И только нагрубив отцу и матери, он начинает понимать, что его действительно любят.

  • Насилие в семье

Возможно, один из членов вашей семьи пренебрежительно относится к остальным, проявляет грубость, распускает руки, морально или физически унижает. Здесь есть два варианта, почему может появиться агрессия у подростка. Первый – таким образом ребенок пытается защититься от человека, который для него представляет опасность. Во втором случае ваше чадо копирует поведение отца, дедушки, дяди, то есть человека, который является агрессором.

  • Второй ребенок

Зачастую агрессия у подростка проявляется по отношению к брату, сестре. Ему кажется, что родители любят его меньше. Обстановка обостряется, если мама с папой чаще хвалят второго малыша, сравнивают их. Но даже если подросток – единственный ребенок в семье, он может ревновать к Саше, Маше или Кате, которую вы постоянно ставите ему в пример.

  • Бедность

Нехватка денег и неудовлетворение потребностей – это также может быть причиной подростковой агрессии. В данном случае ребенок протестирует против такого положения вещей. Ему хочется новый мобильный телефон, красивые кроссовки и джинсы, мощный компьютер, а родители не могут позволить себе столь дорогие покупки.

Одни дети стараются найти работу, чтобы помочь маме и папе, а другие – требуют купить и злятся, если им не подарили новую игрушку. И если родители все же выделяют деньги и дают подростку то, что он хочет, школьник еще сильнее начинает проявлять свой характер, испытывая остальных на прочность.

  • Богатство

Обеспеченные семьи нередко сталкиваются с проявлением агрессии у подростков, особенно если ребенок никогда ни в чем не знает отказа. Ему сложно понять, почему нельзя кричать на других, если он – главный. Кстати, плохо относятся школьники не только к родителям, прислуге, но и к менее обеспеченным людям.

  • Традиции

Замечали ли вы, что в строгих семьях, где все члены следуют давно укоренившимся традициям, дети в подростковом возрасте устраивают бунт. Им не нравится ходить в такой же одежде, что и родители, выполнять ту же самую работу, так же развлекаться и отдыхать. Они, по своей сути, являются изолированным от общества. Одноклассники таких людей не принимают в свой круг, считая их фриками. А быть изгоем в обществе – самое тяжелое, с чем сталкивается неподготовленный к взрослой жизни маленький человечек.

Биологические факторы: когда виноваты гормоны

Обычно подобные изменения в поведении встречаются в 14-16 лет. В организме подростка начинается серьезная перестройка, происходит гормональный бум. И если не направить сына или дочь в нужное русло, не занять чем-то серьезным, ребенок начнет проявлять свое «Я».

Причина первая, почему он решит это сделать – неправильное восприятие мира. Подростковый возраст – это время, когда у школьника начинает формироваться своя модель поведения. Он уже не тот маменькин сынок, коим был до этого. И есть два направления, в которые могут перерасти отношения с взрослыми. Он либо начинает уважать людей, которые старше и умнее, либо проявляет агрессию по отношению к ним. Кстати, агрессия у подростка может быть обычной реакцию на точно такое же поведение других людей.

Родители редко замечают, когда отношения с ребенком начинают ухудшаться. Обычно они упускают данный момент, так заняты более серьезными проблемами. И лишь когда происходит обострение, папа и мама начинаю предпринимать попытки, чтобы исправить положение.

Поиски себя и своего места в жизни – самое сложное во взрослении. Белое и черное, добро и зло. В этот период подростки делят мир на две части. И для них нет золотой середины. Максимализм присущ каждому человеку, но в данном случае он слишком явно выражен. Школьник не желает воспринимать мир таким, каков он есть, и пытается изменить себя, свое окружение. И если родители оказываются не идеальными, а у них есть свои пороки, ребенок отталкивает их.

Вторая причина, почему проявляется агрессия подростков – это повышенное сексуальное влечение. Именно в этот период у девочек и мальчиков появляется интерес к противоположенному полу. Им трудно контролировать и сдерживать себя. А ведь достаточно было записать сына на бокс, дочку на танцы, чтобы они там выплеснули накопившуюся энергию.

Что такое подростковая агрессия

Зачастую родители не могут различить агрессию у подростков и просто плохое настроение, лень, апатию. Так, к примеру, если школьник не хочет разговаривать с отцом или матерью, это не значит, что он ненавидит их или пытается испортить им жизнь. Возможно, у него возникли какие-то проблемы, а он просто боится о них рассказать. Панику следует поднимать, если ребенок:

  • пытается причинить моральный или физический вред жертве;
  • обижает животных, преднамеренно наносит ущерб объектам и живым организмам.

Таким образом, подростковая агрессия – это деструктивное поведение ребенка, которое полностью или частично противоречит сложившимся в обществе правилам и нормам. При этом данная особа старается разрушить, нанести вред одушевленным и неодушевленным предметам, вызвать срыв или психологический дисбаланс.

Ребенок может по-разному выражать свои чувства. Это может быть как обычная подавленность, так и взрыв эмоций. Если же школьник всегда спокоен и покладист, такое поведение должно насторожить маму с папой. Такое состояние свидетельствует о том, что школьник либо накапливает агрессию, либо он просто не способен отстаивать свою точку зрения. И в том, и в другом случае это чревато последствиями.

Как проявляется агрессия у школьников-подростков

Подростковая агрессия проявляется по-разному. Кто-то оскорбляет одноклассников, кому-то нужно доказать свое физическое превосходство. Одни пытаются обидеть тех, кто слабее, другие только резко отвечают на советы или замечания. Следует узнать, как ведет себя ребенок не только дома, но и в школе, на улице, с друзьями. Обращали ли вы внимание на то, как он относится к другим людям. Итак, исходя из этого различают несколько видов агрессии:

  • Физическая

Физическая агрессия подростков, пожалуй, самая опасная. Главная цель такого ребенка – причинить боль и вред другому человеку. Проблема в том, что школьник может даже не осознавать свою ошибку. Он будет избивать жертву до потери сознания, при этом не чувствуя потом вины или сожаления. Недаром считается, что самый страшный тиран – это ребенок.

  • Вербальная

Считаете, что словесные перепалки с взрослыми и одногодками – не такой уж и страшный порок? На самом деле некоторые злобные высказывание детишек могут довести жертву до нервного срыва. Достаточно группе старшеклассниц сказать однокласснице, что она – страшная, глупая, толстая и так далее по списку, ребенок может не выдержать. Нередко такие «шутки» и издевательства приводят к суициду.

Как обычно проявляется вербальная агрессия у подростка? Это может быть отпор, критика чужих действий или поведения, нецензурная брань, злоба, насмешка, обида, ненависть. Нередко школьник выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям.

  • Экспрессивная

Человек, которого вывели из себя, передает свое отношение к другим при помощи движений, угрожающих гримас, мимики. К примеру, подросток может показать неприличный жест, кулак, скорчить недовольную мину. Нередко это сопровождается ненормативной лексикой.

  • Прямая

Ребенок реагирует непосредственно на объект, который вызывает у него неприятные чувства: злость, обиду, раздражение, апатию, ненависть. При этом может применяться как физическое (избиение, членовредительство), так и моральное насилие (оскорбление, угрозы).

  • Косвенная

Агрессор срывается не на виновнике его плохого настроения, а на людях или объектах, которые никак не смогут отреагировать на это. К примеру, школьнику поставили двойку. Придя домой, он может обидеть младшего брата, домашнюю зверюшку, сломать любимую игрушку.

Ситуативная и целенаправленная злоба тинейджера

Почему ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям? Всегда ли он в этом виноват и стоит ли наказывать его, если он сорвался? Дело в том, что порой на драки, крики и истерики его вынуждают обстоятельства. Поэтому вначале следует разобраться, что послужило причиной возникновения такой реакции.

  • Ситуативная или реактивная

Представьте, что вашему ребенку нагрубили в транспорте, школе или в магазине. Как он отреагирует на такое поведение? Правильно, подросток постарается дать словесный отпор обидчику. И лишь в редких случаях он сможет промолчать, избежав конфликта. В данной ситуации нельзя говорить о том, что ребенок – агрессивен и излишне эмоционален. Да, он повел себя не совсем правильно и корректно. Но как бы вы отреагировали на подобную ситуацию? Каждая особа, независимо от воспитания и социального положения, обладает агрессивностью.

  • Целенаправленная агрессия или накопление эмоций

Если ребенок хамит постоянно, дерется в школе, обижает окружающих, не уважает старших, значит, он агрессивен. Такое поведение не считается нормальным. В данном случае школьнику необходима помощь специалиста. И если агрессия в подростковом возрасте будет направлена в правильное русло, вы сможете воспитать истинного лидера. Такому человеку будет легче адаптироваться в любой сложной ситуации. Он без проблем подчинит себе весь коллектив и станет неплохим начальником. Если же все пустить на самотек, в будущем ребенок может заняться криминалом. Ему будет интересно унижать других людей.

На кого злится ребенок

Немаловажную роль играет то, на кого направлена агрессия. Зачастую люди ошибочно полагают, что школьники могут навредить только другим особам. Проблема кроется в том, что подростки нередко винят себя во всех неприятностях и конфликтах, злясь на свою внешность, характер, манеру поведения. Различают два направления агрессии:

  • Гетероагрессия

Школьник относится агрессивно к окружающим его людям, животным и вещам. Он дерется, оскорбляет, унижает других и испытывает от этого особое удовольствие. Зачастую ребенок использует ненормативную лексику, не стесняясь при этом братьев, сестер и более старших особ.

  • Аутоагрессия

В таком случае агрессия подростков направлена не на какого-нибудь постороннего человека, а конкретно на самого себя. Нередко школьники заканчивают жизнь самоубийством или же у них появляются серьезные заболевания, вызванные психологическими расстройствами.

Кто входит в категорию риска

  • Мальчишки-разбойники

Матерям-одиночкам сложно воспитывать и контролировать сыновей. Излишняя любовь и опека женской половины семьи, нехватка мужского внимания и твердой отцовской руки – все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя царем. Ему никто не перечил раньше, так почему же сейчас поучают?

Также в зоне риска находятся подростки, отцы которых являются тиранами и агрессорами. При этом женщины в такой семье не имеют право голоса, они всегда и во всем подчиняются другим. Сын в такой обстановке попытается противостоять папе. И если более старший член семьи не подавит бунт и не сломает характер, то ребенок будет точной копией отца.

  • Девочки-бунтарки

С представительницами прекрасного пола дело обстоит совершенно иначе. Агрессия подростков проявляется в том случае, если авторитетом в семье является мать. Отец при этом слишком мягок. Девочка начинает копировать поведение грубой, напористой, властной женщины. Плюс, такие дочери вырастают очень плохими хозяйками, которые не умеют ни кушать готовить, ни следить за детьми, а в доме у них всегда вечный беспорядок. Они привыкли к тому, что это все выполняет мужчина.

Вторая категория – дети, предоставленные сами себе. А агрессия – попытка выжить в нашем, скажем честно, не очень-то справедливом и дружелюбном обществе. Общаясь с ребятами во дворе, она учится давать отпор людям. Постепенно такое отношение проявляется и в семье.

Мужская и женская агрессия: сходства и различия

Почему-то принято считать, что мальчишки агрессивнее и злее девчонок. Такое ошибочное мнение сложилось из-за того, что школьнице не так явно и открыто проявляют свои чувства. Они предпочитают распустить слухи, подсыпать перец в белье, а не ударить при всех. К сожалению, в последнее время разница становится все менее заметной.

Наверное, вы замечали, что парни проявляют свои эмоции сразу. Им сложно контролировать и сдерживать себя. Затаить обиду и действовать исподтишка – это не для них. Плюс, большую роль играет в данном случае общественное мнение. Так, к примеру, если вашего сына обидели, отец скажет, чтобы тот дал сдачи. Дочери же начнут объяснять, что от подобных особ следует держаться подальше. Мало ли что может случиться.

Еще одно отличие – способ проявления агрессии у подростка. Представительницы прекрасного пола предпочитают избегать физического насилия. Как было упомянуто выше, им легче оскорбить, унизить. Но ударить – это последнее, на что пойдет девочка. Ведь она может получить сдачу. Причем школьницы раньше понимают, что слово больнее ранит. Они учатся находить самое слабое место каждого конкретного человека, после чего бьют прямо в цель.

Мальчишки не обладают таким талантом. Они проявляют агрессию не точечно, как это делают девушки, а массово. Кто под руку попался, тот и виноват. В ход идут кулаки, а страдают и окружающие люди, и вещи. Парень, к примеру, может разбить телефон об стену, ударить рукой дверь и т.д.

Теперь давайте на примере разберем поведение подростков. Итак, представьте ситуацию, когда девочке нравится сосед по парте. Она может забрать у него ручку и мило корчить рожицы, хлопая глазами. Школьник постарается забрать этот предмет, ругаясь или даже предпринимая силу. Накажут, естественно, мальчика, так как посчитают, что именно он является инициатором данного конфликта.

Таким образом, девочки выступают заводилами, а мальчики – невинными жертвами обстоятельств. Представительницам прекрасного пола нравится сталкивать лбами людей, оставаясь при этом в стороне. Наблюдать гораздо приятнее, чем участвовать в подобных действиях.

Поэтому, прежде чем наказать сына или дочь за драку, выясните, что послужило причиной. Выслушайте обе стороны, а лишь после этого принимайте решение, стоит ли наказывать подростка за проявления агрессии. Если вы будете поступать именно так, сможете наладить контакт с вышедшим из-под контроля ребенком.

Чем опасна повышенная агрессивность или ее отсутствие

Как было указано выше, в этот период подросток начинает отдаляться от родителей, пытается делать все самостоятельно. И если, к примеру, отец будет слишком много запрещать ребенку, сын или дочь будут делать все назло. Действовать следует мягко и постепенно.

Вам необходимо понять, что это вовсе не пятилетний малыш, который нуждается в постоянной заботе и опеке. Ребенку нужно взрослеть. Конечно же, отпускать сразу же на вольные хлеба не стоит, поблажки следует делать постепенно. Не забывайте также о том, что школьнику нужно общаться со сверстниками. Только с ними он овладеет коммуникативными навыками, научится дружить, любить, командовать, разрешать возникшие проблемы. Ваша же роль – наблюдать со стороны. Поверьте, подросток обратится к вам за помощью, когда ему это действительно понадобится. Вы – его тыл и опора.

Если у вас сложатся доверительные отношения с ребенком, даже в период бунтарства он будет обращаться именно к вам. Но ни в коем случае не давите на него, не заставляйте рассказывать о том, что он предпочел бы утаить. Вспомните себя в этом возрасте. Хотелось ли вам, чтобы папа и мама знали о первом поцелуе, интимных отношениях, выкуренной сигарете, выпитой бутылке пива.

Не стоит срываться на школьнике, если он рассказал вам о таких вещах, от которых волосы дыбом стают. Если вы начнете критиковать, кричать, наказывать, то в следующий раз вам ничего больше не сообщат. А узнавать о событиях в жизни ребенка вы будете от соседей, учителей, знакомых. Неприятная перспектива, не правда ли?

Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у подростков! Направляйте ее в нужно русло. Ведь только благодаря этому чувству люди становятся чемпионами, лидерами, победителями. Человек, который никогда не злится и не показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я. Но будьте осторожны, чтобы ребенок не пошел по опасному пути. Нередко нереализованная сила выплескивается в самый неподходящий момент. Именно поэтому в нашем мире так много убийц, людей, с поломанными судьбами, а также суицидников.

Считаете, что у вас спокойный сын, который и мухи не обидит? Если подросток – пай-мальчик, который и дома помогает, и бабушку через дорого переводит, и отлично учится, и пример для подражания, он может в один прекрасный момент сорваться. Такая сдержанность чревата нервозами, психическими расстройствами.

Как бороться с агрессией

Для начала следует понять, что силой ничего не решить. Вы натолкнетесь на стену, которую выстроит ребенок. И разрушить ее будет практически невозможно. Выясните, что вызывает агрессию у подростков, затем постарайтесь наладить контакт со школьником. Попытайтесь поговорить с сыном или дочкой спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить.

Если ваше чадо пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после того как поток речи (брани) остановится, можете приступать к беседе. Запомните, он тоже имеет право проявлять возмущение, раздражение, злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и вы.

Как уже было сказано выше, следует найти способы для выплеска негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, танцы, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку.

Что делать, если вы не можете справиться с ребенком, он не хочет идти на контакт или вы сомневаетесь в его адекватном восприятии мира? В данном случае без помощи специалиста не обойтись. Вам придется ходить всей семьей к психологу, чтобы разобраться в том, что вы делаете не так.

Ошибки в воспитании или чего не стоит делать родителям

К сожалению, в школе и институте нас не учат тому, как правильно создавать семью, воспитывать детей, налаживать контакты с людьми. Как результат – мы действуем в слепую, делаем много ошибок, которые практически невозможно исправить. Это касается и наших малышей.

Но все же есть ряд правил, о которых должны знать хорошие и любящие родители. Так, к примеру, чтобы не вызывать агрессию у подростков, следует избегать конфликтных ситуаций. Поверьте, в большинстве случаев, если бы ваши родители делали так же, вы бы реагировали не лучше.

  • Негативная оценка

Говоря ребенку, что он глупый, плохой, злой и т.д, вы унижаете его. При этом подросток воспринимает ваши слова, как побуждение к действию. И если вы будете постоянно критиковать его, школьник начнет делать вам все назло. Лишь единицы пытаются исправиться, доказать, что родители неправы.

  • Высмеивание недостатков

Говоря дочери, что у нее лишний вес, вы зарождаете в ней кучу комплексов. Ни в коем случае нельзя открыто и при всех рассказывать о недостатках детей. Вам будет приятно, если мама поведает по секрету вашему мужу о том, что до 16 лет вы страдали энурезом или играли в куклы.

  • Сравнение

Как об этом говорилось ранее, ни одному человеку не нравится, когда его сравнивают с более умным, успешным, красивым. Это вызывает некий протест в подсознании подростка. Запомните раз и навсегда: ваш ребенок – индивидуален, такого больше нет. И, возможно, в чем-то он хуже других. Но у него также есть и какие-то таланты.

Кстати, такое поведение родителей может вызвать агрессию у подростков по отношению к тому человеку, которого восхваляют. Поэтому не удивляйтесь, что ваш сын недолюбливает отличницу и гордость всей школы. Лучше говорите каждый вечер, что малыш – ваша радость, вы его любите таким, какой он есть, со всеми его недостатками и слабостями.

Для того чтобы понять проблему агрессивного поведения подростков и выработать пути её решения, прежде всего, нужно понять почему, под влиянием каких факторов она возникает. Так сказать найти причины данного явления.

Поиски причин подростковой агрессивности и будет посвящена данная глава нашего исследования.

Человек не бывает от рождения эгоистом или альтруистом, смелым или трусливым, скромным или хвастливым. Всё зависит от той среды, в которой развивается личность. В процессе развития личности возникают те или иные качества личности. Они могут быть, как социально полезными, так и социально вредными.

В каждом возрастном этапе развития человек занимает определённое положение в системе общественных отношений. Каждый возрастной этап характеризуется своими требованиями к человеку, определяет круг его прав и обязанностей. Для каждого возраста характерна своя "социальная ситуация развития", т.е. определённое соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

В подростковом возрасте в период с 11-ти до 15-ти лет человек переживает ряд изменений биологических - половое созревание и психологических - появление большого количества новообразований касающихся самосознания и эмоциональной сферы.

Подросток под воздействием этих изменений начинает чувствовать себя взрослым. Он чувствует себя равноправным членом общества, семьи, класса. У него возникает внутренний конфликт между возросшим самосознанием и самооценкой, желанием преобразования окружающего мира с одной стороны, и невозможностью фактически реализовать возникшие потребности с другой. Он стремится к реализации себя, как личности, но из-за недостатка знаний и жизненного опыта порой сталкивается с суровой правдой жизни. На пути к достижению своих целей, поставленных перед собой ещё под воздействием по детски наивного мировоззрения, но воспринимаемых подростком вполне серьёзно. Он наталкивается на препятствия преодоление, которых требуется принятие взрослых решений, и принятие на себя ответственности, к которой молодой человек ещё не готов в силу своего, как физического, так и морально-психологического развития.

В этом кроется корень той проблемы, о которой идёт речь. В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, проявляющаяся, как в семье, так и школе.

Подростка характеризует открытое протестующее поведение, эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость, не желание мириться с излишней опекой взрослых и несправедливостью мира, застенчивость и юношеский максимализм. Всё это вызывает беспокойство родителей и педагогов.

Желание чувствовать свою особенность, отличие от окружающих, а вместе с тем отождествление себя с взрослыми важная психологическая особенность молодых людей в данный период жизни.

Молодой человек в подростковом возрасте начинает строить планы своей будущей взрослой жизни, ищет применение своей энергии. Его взгляды на жизнь во многом не реальны и фактически, но они важны для подростка и он ревностно защищает их. Родители, учителя или просто знакомые для подростка взрослые. И даже более "продвинутые" сверстники с высоты своего жизненного опыта пытаются наставить подростка "на путь истинный" и навязать собственное, по их мнению, правильное мнение. Но при этом они часто забывают, что сами были такими, не учитывают возрастные способности подростка и его личное мнение. Этим они не только не решают проблему, но ещё более усугубляют положение. "Поучения" взрослых вызывают реакцию протеста со стороны подростка. Как следствие это ведёт к отчуждению между поколениями. Между взрослыми и подростками рвётся и без того слабая в этот период связь, исчезает взаимопонимание.

Подросток переживает кризис заключающийся в преодолении пути вхождения ребёнка в взрослое общество. От того насколько ребёнок усвоил правила и моральные ценности общества, насколько его личные моральные ценности близки к общественным зависит сложность преодоления им этого пути. К стати сказать, данный кризис может быть усугублён ещё тем, что ребёнок воспитываясь в одной социальной среде во время подросткового возраста попадает в иную социальную среду с другими моральными ценностями. В этом случае внутренний конфликт личности может ещё больше углубиться и привести к неадекватным последствиям. В связи с этим хотелось бы сказать, немного забегая вперёд, что наша современная система воспитания, как пережиток тоталитарного общества, всё ещё основана на насилии, страхе и подавлении личности. Хотя и наблюдаются некоторые положительные изменения. Мы не говорим о детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях, где в последнее время наблюдается наоборот излишний либерализм. Мы хотим коснуться так называемых исправительно-трудовых учреждений, которые даже с натяжкой таковыми назвать сложно. Ответьте, кто, из подростков попав в детскую воспитательную колонию, вышел от туда с не искалеченной душой в той или иной мере? Раз, попав в "лапы" уголовно исполнительной системы подросток вряд ли уже когда-либо станет нормальной гармоничной личностью, разве только внешне он будет соблюдать общественные нормы. Но внутренний протест будет сохраняться всю жизнь. И только от особенностей характера личности зависит, вырвется ли этот протест наружу.

Многое в становлении личности подростка зависит от обстановки в семье - той социальной сферы в которой он живёт и воспитывается.

Так называемая "неблагополучная" семья, ведущая асоциальный образ жизни воспитывает соответственным образом новую личность - своего ребёнка. Не видя родительской ласки, находясь в вечном полуголодном состоянии в окружении похмельных взрослых и при этом, испытывая предвзятое отношение со стороны более "благополучных" сверстников и даже некоторых морально и интеллектуально ограниченных взрослых, такой ребёнок неизбежно придёт к пониманию того, что он окружён врагами. Как следствие, достигнув подросткового возраста, почувствовав силу, он направит свою агрессию на "чистеньких и беленьких" сверстников из благополучных семей, видя во всех без исключения своих былых обидчиков. И, по сути, этот подросток не виноват, а виновата социальная среда, в которой он рос. Голодным, засыпая на грязной постели под аккомпонимент пьяных воплей родителей, испытывая на себе насмешливые взгляды одноклассников из-за того, что его одежда не из модного магазина, к тому же часто не первой свежести. Такой ребёнок вначале переживает чувство горькой обиды и зависти к своим более успешным сверстникам, а затем это чувство с большей долей вероятности переродится в чувство ненависти.

Агрессия, как защитное средство, вот объяснение того, что группа подростков - оборванцев избивает прилично одетого молодого человека, покупающего в ларьке дорогие сигареты. Они не могут позволить себе этой роскоши и компенсируют унижением того, кто имеет такую возможность.

Но выше изложенное не значит, что агрессивное поведение порождение социальных низов. Подростки из вполне благополучных и даже зажиточных семей в последнее время всё более и более бывают замечены в актах агрессии. При этом они в отличии от подростков из низов общества делают это не из чувства обиды или голода, а ради развлечения, что ещё более усугубляет проблему. Например, среди "золотой молодёжи" стало модно устраивать охоту на бомжей, которая нередко заканчивается реальным убийством. Это явление также имеет свои психологические корни. В народе про таких молодчиков говорят: "С жиру бесятся". Но в реальности корни лежат глубже, как правило, в состоятельных семьях, принадлежащих элите общества родители пытаются держать своих чад в жестоких рамках, строго регламентируют их жизнь: устраивают в престижные учебные заведения, указывают каким спортом заниматься или с кем дружить. При этом мнение ребёнка не учитывается - он должен соответствовать своему общественному положению, социальному статусу. Под воздействием этих ограничений у ребёнка зарождается протест против тех условий, в которых он живёт. Он стремится к свободе. В результате в подростковом возрасте этот протест вырывается наружу, и подростки выходят из-под влияния родителей объединяются в неформальные группировки, где находят для себя психологически комфортную обстановку. Хорошо если эти объединения носят позитивный характер и приносят реальную пользу если не обществу, то хотя бы самим членам объединения, например, волонтёрские отряды по сбору средств голодающим Африки, спортивные команды, музыкальные группы и т.п. Но бывают деструктивные объединения от вполне безобидных, пришедших на смену панкам и хиппи конца прошлого столетия, Эму и Готов наших дней, до крайне агрессивного настроенных борцов за чистоту расы скинхэдов и охотников на бомжей.

Подросток в силу своих возрастных качеств стремится почти всегда к совершению подвига. Поэтому то насколько агрессивно будут вести себя члены молодёжных объединений, во многом зависит от позиции лидера данной группы. Как правило, лидер объединения бывает чуть старше основного контингента и обладает определённым жизненным опытом и убеждениями. Имеет авторитет среди остальных, он может вдохновить своих последователей, как к озеленению улиц, так и к истреблению алкашей, бомжей, азиатов. И в том и в другом он может внушить своим последователям, что от их работы воздух в городе станет чище. И в том и другом случае они с воодушевлением примутся за дело. Только вот разница в том, что в первом случае души подростков станут чище и сами они добрее и принесут пользу не только себе, но и другим людям, а во втором один злодей под благовидным предлогом породит ещё десяток другой себе подобных.

Кроме приведённых выше примеров влияния на личность ребёнка оказывают и средства массовой информации, видеофильмы и компьютерные игры. Влияние последних остро ощущается последнее время. Подросток, садясь за компьютер и запуская очередную "стрелялку" погружается в виртуальную реальность, насквозь пропитанную агрессией. Его неокрепшая психика подвергается колоссальной атаке, меняется мировосприятие. Доходит до того, что у человека "съезжает крыша" и он перестаёт различать настоящую и виртуальную реальность. Думая, что у него, как у компьютерного героя несколько жизней, а окружающие его люди монстры из виртуального мира, он совершает такие поступки, что, придя в себя ужасается тому, что сотворил, не веря в реальность происходящего. Те же последствия могут произойти и под влиянием боевиков, фильмов-ужастиков и постоянных сливов в массовое сознание информации о терактах и прочих актах насилия посредством теленовостей.

Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста отличается по некоторым корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определённого пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях как учёба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения.

Девочки-подростки более бурно реагируют на не дооценивание их внешних и духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление

Физическое само восприятие мальчиков-подростков обострённее, им труднее скрыть видимые физические недостатки, которые и могут стать причиной агрессии.

Хотелось бы обратить внимание на такой важный фактор служащий одной из причин воспитания агрессии в подростках. Это домашнее насилие. Данный вид насилия стал привлекать к себе внимание общества лишь последние 30-35 лет. Не смотря на то, что данное явление является с давних лет скрытой эпидемией. Данные статистики говорят о том, что треть всех совершённых убийств совершаются родственниками потерпевших.

Домашнее насилие, как средство контроля одного члена семьи над остальными - болезнь семей с самым разным социальным статусом и материальным положением.

Существует несколько видов домашнего насилия.

Физическое - использование силы для нанесения телесных повреждений различной тяжести вплоть до убийства. Сюда относится и пресловутое повсеместно распространённое наказание ребёнка ремнём. Даже существует распространённое убеждение, что если человек не воспитанный то его мало "пороли" в детстве.

Вербальное - ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы.

Психическое - использование чувств (безразличие), унижение, оскорбление унижений, имеющих для жертвы ценность, срыв злобы на более слабых членах семьи (чаще всего детях) причиной которой является проблемы на работе, в коллективе, ссора с другим членом семьи.

Сексуальное - принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям помимо его воли.

Экономическое - лишение экономической независимости.

Каждый вид насилия способен одинаково причинять боль жертве, поэтому невозможно их разделить по силе воздействия.

Традиционно считается, что больше всего от домашнего насилия страдают женщины. Существует ряд программ, как у нас в стране, так и за рубежом направленных на помощь женщинам. Однако исследования, проведённые специалистами, показали, что главные жертвы насилия - дети. Агрессивные отношения между супругами неизбежно скажутся на их детях.

Ребёнок видевший, как отец избивает мать (или ещё хуже наоборот) неизбежно получает психологическую травму. В последствии он легко сможет воспроизвести подобные действия в своей семье, не испытывая при этом ни каких угрызений совести. То же самое, если при воспитании ребёнка применялись насильственные методы по поводу и без повода. Это отразится на его будущих детях.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки устранить нежелательное поведение ребёнка с помощью физического наказания могут дать противоположный результат:

Во-первых, наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.

Во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать сопротивление.

В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает, дети могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения. (Хотя, существует мнение, что применение розг ещё в начале XX века давало положительный воспитательный эффект).

Страх наказания может привести детей к мысли, что агрессивное поведение можно проявлять в недоступных для взрослых местах, так чтобы об этом не стало известно. Это внешнее скрытие отрицательного поведения на деле лишь усугубляет проблему.

С другой стороны во время процесса воспитания не возможно полностью отказаться от применения наказания. Но оно должно быть умеренным и адекватным совершённому проступку.

Ребёнок, которому уделяется слишком мало внимания, родительской любви и материнской ласки. Которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.

Подводя итоги сказанному, отметим, что основные черты личности подростка:

Эмоциональная неустойчивость;

Застенчивость;

Юношеский максимализм;

Отсутствие чувства объективной реальности;

Повышенная тревожность;

Стремление к самостоятельности не подкреплённое физическими и психическими способностями;

Повышенная чувствительность;

Плаксивость (в основном у девочек);

Противоречивость в мыслях и поступках;

Бунтарский дух поведения

кроме того, могут, в той или иной мере, породить ещё одну черту - подростковую агрессивность.

Агрессивность как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков:

1. В это время у подростка происходит становление самооценки. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты.

2. Неудовлетворенность потребностями находит отражение в частности в тяге подростков к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со сверстниками. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость и прочее (отношения в случайной группе не так важны и агрессивность в группе это способ удовлетворения во взрослости).

3. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение. Одно из важнейших проявлений коммуникативного поведения подростков это желание выделиться, отличиться любой ценой, выражающееся часто в агрессии.

4. Половое созревание - гормональный взрыв (не синхронное развитие организма), влияет на психику (становится неустойчивой) и самосознание.

Итак, рассмотрев некоторые особенности подросткового возраста, резюмируем, что недостаточное умение приспосабливаться к внешним условиям, различным конфликтам и экстремальным ситуациям, доверчивость и повышенная внушаемость, а также уязвимость, недостаточная избираемость поведения могут приводить к становлению насильственного поведения (агрессивности и т.д.).

Кроме того, на формирование личности детей и подростков влияет ряд внешних факторов: семья, телевидение, сверстники и др. И если это влияние негативно, то агрессия обостряется.

Если в семье принято агрессивное поведение, то это, как правило, подкрепляет агрессивное поведение ребенка в отношениях со сверстниками. Дети и подростки могут научиться агрессивному поведению и у сверстников. Есть точка зрения, что телевидение одна из очень серьезных причин влияющих на агрессивное поведение: наблюдение насилия провоцирует общее возбуждение и заряжает отрицательной энергией поведение человека, снимает запреты на агрессивное поведение и др.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Один из выходов агрессии подростков это преступления. Поэтому профилактика агрессивного поведения у подростков актуальна и определяется личными особенностями этого возраста. В связи с чем в последнее время стали появляться работы психологов о работе со школьниками с девиантным поведением и детьми группы риска.

Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?

Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.
Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

Агрессивное поведение, как и девиантное , анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

Например , подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

Основные причины подростковой агрессии

Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.
Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

Психо-коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии. Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями. (установка, типа «я не псих»).

Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

Профилактика агрессии у подростков

То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

Читайте психологические статьи для родителей и воспитателей.

Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и