Домой / Форма бровей / Мотивация девиантного поведения в подростковом возрасте. Мотивы девиантного поведения подростков

Мотивация девиантного поведения в подростковом возрасте. Мотивы девиантного поведения подростков

Выделяют следующие мотивы асоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные) и защитные мотивы.

Мотивы самоутверждения заключаются в потребности самоутверждения - важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении подростка утвердить себя на социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне - семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания.

Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.

Из названных уровней утверждения личности именно самоутверждение, по всей вероятности, имеет первостепенное значение, стимулируя жажду признания на социально-психологическом уровне.

Защитная мотивация. Исследования показывают, что значительное число поступков имеет субъективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение аморальных действий Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003..

Некоторые авторы, занимавшиеся изучением мотивационной сферы подростков с антиобщественной направленностью личности, выделяют пять групп таких подростков Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я. Гилинский. - М., 2002..

В первую группу входят те, которые встали на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных поступков.

Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами и установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что и приводит к антиобщественным поступкам.

Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность ощущений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личного мотива.

В пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно - отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетается у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

Один из ведущих криминалистов академик В. Н. Кудрявцев мотивацию преступного поведения понимает как процесс формирования мотива преступления, развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях. Он считает, что мотивацию надо отличать от механизма преступного поведения как по объему, так и по содержанию этих понятий. В. Н. Кудрявцев не включает в мотивацию и оценку ситуации субъектом, и предвидение им последствий своих действий, и принятие решения. Выходит, что человек, совершая преступление, действует как бы вслепую Кудрявцев В. Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. - М., 1986..

В. В. Лунеев считает, что все перечисленные элементы входят в мотивацию.

Будучи динамичным процессом, мотивация связана со всеми элементами преступного поведения: актуализацией потребности, возникновением и формированием мотива, целеобразованием, выбором путей достижения цели, прогнозированием возможных результатов, принятием решения.

Противоречия имеются и в понимании криминологами мотива. Большинство авторов понимает мотив как побуждение: осознанное побуждение к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), представляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления, внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление», «побуждение, которым руководствовалось лицо, совершая преступление.

В. Н. Кудрявцев говорит, что о мотиве преступления можно утверждать только тогда, когда уже появились или формируются такие элементы преступного поведения. Человек еще не преступник (и может им так и не стать), но уже социально опасен, поскольку имеет решимость (намерение) совершить преступление. Понимание этого важно для профилактики преступлений, которая должна состоять не только в устранении условий для их совершения, но и в изменении взглядов и установок личности, т. е. в ее воспитании и перевоспитании. В. Н. Кудрявцев пишет, что знание мотивов преступного поведения облегчает планирование мер индивидуальной профилактики и прогнозирование будущего поведения субъекта, дает представление о содержании, глубине и степени устойчивости его антиобщественных взглядов; в ряде случаев знание мотивов позволяет судить об условиях формирования личности, а также о ситуации, в которой возникло преступное намерение.

Таким образом, если для уголовного права существует только один аспект совершено преступление или нет, то для правоохранительных органов и педагогики этого недостаточно: необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могущие привести к появлению мотивов и мотивационных установок преступного поведения.

Безусловно положительным во взглядах криминалистов на мотив является положение, что мотивация преступления отражает не только и не столько ту или иную криминогенную ситуацию, в которой оно совершается, сколько все предшествующие негативные влияния социальной среды, сформировавшие личность с антисоциальной направленностью, а точнее, деформировавшие мотивационную сферу личности. Следовательно, временные пределы отражения криминогенных влияний в мотивации преступления нельзя ограничивать рамками конкретной ситуации. Здесь В. В. Лунеевым достаточно ясно выражена мысль, что, изучая структуру мотива, мы тем самым изучаем историю формирования личности, ее структуру. Между доминирующими побуждениями правонарушителя и его социальными-ролями, связями имеется известный параллелизм, поэтому особенности личности находят отражение в особенностях мотивов преступного поведения в 70-75% случаев Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. 1994. № 8-9..

В. Б. Голицын выявил, что для делинквентов характерным является доминирование потребностей в средствах существования и недостаточная сформированность потребностей развития, познания, труда, межличностного общения.

По выраженности тех или иных потребностей и особенностей Д. И. Фельдштейн делит подростков с антиобщественной направленностью личности на пять групп. В первую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они слабовольны и легко поддаются влиянию окружения. Потребности у них просоциальные и не являются сами по себе причиной их антисоциальных поступков. Во вторую группу входят подростки со слабо деформированными потребностями. Они легко внушаемы, легкомысленны, заискивают перед товарищами. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и просоциальными потребностями, интересами, установками. Имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не стали убеждениями. Для них является характерным эгоистическое стремление к удовлетворению своих потребностей, что и приводит к антиобщественным поступкам. Четвертую группу составляют подростки с деформированными потребностями и низменными устремлениями, подражающие тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений и взглядов. Правонарушения совершаются ими, в основном, ситуативно, в результате спонтанно возникшего на фоне общей направленности личности мотива. В пятую группу входят подростки с устойчивым комплексом общественно-отрицательных аномальных, аморальных, примитивных потребностей. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, стремление к потребительскому времяпрепровождению, агрессивность сочетаются у них с сознательно совершаемыми правонарушениями.

Таким образом, большинство компонентов, образующих структуру мотива преступления (преступного действия), не криминальны. Однако поскольку человек выбирает криминальные пути и средства удовлетворения потребности и достижения цели, мотив в целом, как и замысел, намерение, приобретает криминальный характер.

В.В. Лунеев приводит данные, которые показывают, что мотивы преступного поведения у лиц разного возраста существенно различаются. Подросткам 14-16 лет присущи два вида криминальной мотивации: корыстная, удельный вес которой достигает более 50%, и насильственно-эгоистическая, доля которой составляет 40%. Промежуточная форма (корыстно-насильственная) чаще всего совершается при доминировании мотивации самоутверждения. Конкретными причинами преступного поведения подростков являются: желание развлечься, показать силу, смелость, ловкость; утвердить себя в глазах сверстников, стремление к чему-то особенному, к сладостям, престижным вещам. Поэтому три четверти преступлений подростков носит ситуативно-импульсивный характер.

Преступное поведение 16-17-летних по многим аспектам сходно с таковым у подростков. Однако есть и различия. Снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40%). Мотивация как бы «взрослеет» и становится разнообразнее. Мотивами преступного поведения у лиц этого возраста являются: корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство, для добычи средств на сладости, показать свою силу и смелость, утвердить себя в глазах окружающих и т. д.

Криминальная мотивация молодежи в возрасте 18-24 лет характеризуется большей связью не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта, а с направленностью личности, ее взглядами. Возрастает удельный вес насильственно-эгоистических мотивов и уменьшается число детских мотивов (стремление приобрести авторитет у сверстников, подражание другим, хотел приключений, по принуждению). В то же время увеличивается число случаев, когда преступник не может четко определить мотив своего деяния.

В зрелом возрасти удельный вес насильственно-эгоистической мотивации снижается. На первое место выходит корыстная мотивация, мотивация выгоды, пользы, зависти. Меняется характер насильственно-эгоистической мотивации: хулиганские побуждения уступают место мотивам, связанным с озлобленностью, ревностью, местью. Ситуация играет все меньшую и меньшую роль Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. 1994. № 8-9..

девиантный мотив осужденный подросток

Введение……………………………………………… ……………………………….……3

Глава 1. Мотивация девиантного поведения…………………………………….….…….4

      Мотивация агрессивного поведения…………………………..…...…………… 4
      Мотивация делинквентного поведения...……………………………………….7
      Мотивация аддиктивного поведения……………..…….……...……………… .10
      Мотивация суицидального поведения………………………………………….11
    Глава 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения………….……………….12
    2.1 Профилактика девиантного поведения………………….……………………..12
    2.2 Стимулирование позитивной мотивации………………………………….…..15
Заключение………………………………………… ………………………………………17
Литература………………………………………… ……………………………………….18

Введение
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения. Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты 1 .
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях 2 .
В простых обществах с небольшим числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Кроме того нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам 3 .
Девиантное (отклоняющееся) поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, т.к. социальные нормы поведения могут не совпадать в разные исторические эпохи, у разных наций и народностей. 4 .
Многообразие подходов проявляется при решении и теоретических («Какое поведение считать отклоняющимся?»), и практических задач, таких как диагностика отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.
Глава 1. Мотивация девиантного поведения

      Мотивация агрессивного поведения
Проблема агрессивного поведения в последние годы все больше привлекает внимание психологов, а если оно выливается в преступное поведение, то и криминалистов. Зарубежные психологи выделяею три направления в изучении мотивации агрессивного поведения: теория влечений, фрустрационная теория и теория социального научения.
В теории влечений агрессия рассматривается как устойчивая характеристика индивида - «агрессивное влечение» (3. Фрейд), «энергия агрессивного влечения» (К. Лоренц, 1994), «инстинкт агрессивности» (В. Макдауголл). Все эти теории представляют уже только исторический интерес, хотя критиками этих теорий не оспаривается, что человеческая агрессия имеет эволюционные и физиологические корни.
Согласно фрустрационной теории, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступление целевого состояния. По этой теории, агрессия всегда является следствием фрустрации, а фрустрация всегда ведет к агрессии, что впоследствии получило лишь частичное подтверждение.
Теория социального научения (Л. Берковитц; А. Бандура) в значительной степени является уточнением и развитием предыдущей теории. Л. Берковитц ввел между фрустрацией и агрессивным поведением две переменные: гнев как побудительный компонент и пусковые раздражители, запускающие агрессивную реакцию. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется. Однако гнев еще не ведет сам по себе к агрессивному поведению. Для этого необходимы адекватные ему пусковые раздражители, которые субъект должен путем размышления связать с источником гнева, т. е. с причиной фрустрации. В дальнейшем и эта точка зрения несколько видоизменилась, что нашло отражение во взглядах А. Бандуры, который считает, что эмоция гнева не является ни необходимым, ни достаточным условием агрессии. Главная роль принадлежит, с его точки зрения, научению путем наблюдения за образцом (т. е. подражанию). В концепции А. Бандуры агрессивное поведение объясняется как с позиции теории научения, так и с позиции когнитивных теорий мотивации. Важное место отводится ориентации субъекта на обязательные стандарты поведения.
Об агрессивном поведении можно говорить как о комплексном психологическом феномене. Однако при этом не следует путать агрессивное поведение со склонностью к нему (агрессивностью как интегральным личностным свойством) и с другими личностными характеристиками, облегчающими или затрудняющими формирование мотива агрессивного поведения (конфликтностью), как это делают многие зарубежные и отечественные авторы.
Формирование мотива агрессивного поведения может быть описано следующим образом 5 .
Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрируюшей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Однако возникновение этой ситуации еще не свидетельствует о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознано субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс и, в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения - враждебность (или, по крайней мере, у одного из них).
В процессе любого обсуждения «скрыта искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные провоцирующие условия. Возникновение конфликта может зависеть от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию. Это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния - досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика. Возникновение намерения наказать, отомстить и т. п. ведет к поиску конкретного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается II стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов.
Далее субъект переходит к III стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта (не обязательно в отношении обидчика: зло можно сорвать и на ком-нибудь другом). На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, т. е. принимается решение. Принятие решения приводит к возникновению побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность (желание) личности отреагировать на конфликтную ситуацию (например, на агрессивность другого лица), способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется основание агрессивного поведения, которое в ряде случаев может выполнять и роль «индульгенции», оправдывающей и разрешающей совершение внешне неблаговидного поступка.
Конечно, не всегда мотив агрессивного поведения формируется так сложно, мо-тивационный процесс может быть свернутым, особенно за счет II стадии.
Таким образом, агрессивное поведение вызывается не просто комплексом различных внешних и внутренних факторов, а их системой, которая реализуется в процессе формирования мотива (мотивации). Рассмотрение этой системы позволяет объединить различные теории мотивации агрессивного поведения в единую концепцию, учитывающую роль и внешних факторов (фрустрационной ситуации, конфликтной ситуации), и внутренних (чувствительность субъекта к этим ситуациям, наличие опыта - научения и т. п.).

1.2 Мотивация делинквентного поведения
О преступном (делинквентном, от лат. delinquens - правонарушитель) поведении, как разновидности отклоняющегося поведения, говорят тогда, когда субъект выбирает противоправный способ удовлетворения потребностей, желаний, снятия психической напряженности - применяет физическую силу или оружие с целью нанесения травмы, увечья или лишения жизни. В этом случае преступный замысел превращает агрессивное поведение в преступление.
Мотивация преступного поведения может отражать не только агрессию, но и другие противоправные поступки: принятие взятки, воровство и т. д. Поэтому она имеет самостоятельное значение, привлекая в последние годы все большее внимание юристов. Один из ведущих криминалистов академик В. Н. Кудрявцев (1978) мотивацию преступного поведения понимает как процесс формирования мотива преступления, т.е. развития и оформления, а затем и реализации в фактических преступных действиях. Он считает, что мотивацию надо отличать от механизма преступного поведения как по объему, так и по содержанию этих понятий. Мотивация, с его точки зрения, не охватывает всего механизма, потому что последний включает осуществление принятого решения и самоконтроль (с чем трудно не согласиться). Но В. Н. Кудрявцев не включает в мотивацию и оценку ситуации субъектом, и предвидение им последствий своих действий, и принятие решения. Выходит, что человек, совершая преступление, действует как бы вслепую.
В. В. Лунеев (1980) считает, что все перечисленные элементы входят в мотивацию. Однако в мотивацию В. В. Лунеев включил и анализ наступивших последствий, и даже раскаяние и выработку защитного мотива, что к мотивации, как процессу формирования замысла преступления, не относится. Таким образом, у него понимание мотивации слишком расширено, а у В. Н. Кудрявцева - заужено.
Противоречия имеются и в понимании криминологами мотива. Большинство авторов понимает мотив как осознанное побуждение (стремление) к совершению конкретного целенаправленного поступка (волевого акта), представляющего общественную опасность и предусмотренного уголовным законом в качестве преступления. Но если для уголовного права существует только один аспект - совершено преступление или нет, то для правоохранительных органов и педагогики этого недостаточно: необходимо выявлять замыслы, особенности личности, могущие привести к появлению мотивов и мотивационных установок преступного поведения.
В работах по мотивации преступного поведения отражается общее положение проблемы мотивации, существующее в психологической науке, со всеми ее противоречиями, неясностями. Изучая мотивы, криминалисты хотели бы знать о переживаниях и чувствах человека, совершившего преступление, о его потребностях и интересах, идеалах, установках и убеждениях, целях и средствах их достижения, о планировании результата, т. е. все то, что послужило основанием преступного поступка. А это возможно только в том случае, если мотив преступного поведения рассматривать (что пока не делается) как сложное многокомпонентное психологическое образование, а процесс его формирования - как динамичный, стадиальный.
Безусловно положительным во взглядах криминалистов на мотив является положение, что мотивация преступления отражает не только и не столько ту или иную криминогенную ситуацию, в которой оно совершается, сколько все предшествующие негативные влияния социальной среды, сформировавшие личность с антисоциальной направленностью, а точнее, деформировавшие мотивационную сферу личности. Следовательно, временные пределы отражения криминогенных влияний в мотивации преступления нельзя ограничивать рамками конкретной ситуации.
Существенным для криминалистов вопросом является, на каком этапе мотивации начинают проявляться криминологически значимые отклонения личности.
Понимание мотива как основания поступка (для чего, ради чего) дает основание говорить об антисоциальных мотивах ввиду антиобщественной направленности замысла субъекта. Антиобщественный замысел становится таковым, конечно же, в связи с общественными отношениями, моралью общества, дающей нравственную оценку (а правовые органы устанавливают и правовую оценку) тому или иному поступку. Криминальны не сами по себе потребности и многие цели, взятые в отдельности, криминальный оттенок им придают другие компоненты мотива, связанные с блоком «внутреннего фильтра». И основную криминальную «нагрузку» в нем несет компонент, связанный с нравственным контролем. Именно деформации и искривления этого компонента структуры личности приводят к преступному поведению, а не корысть, зависть, месть, недовольство, обида и озлобленность, относимые некоторыми авторами к мотивам преступлений. От возникновения этих состояний до намерения совершить преступление может быть большая дистанция. Преступны не желания голодного человека добыть пищу, разъяренного - ответить обидчику, а антиобщественные и противоправные способы, которыми они хотят это сделать; поэтому и потребности, и внешние обстоятельства «виноваты» в содержании преступления лишь постольку, поскольку они облегчили формирование намерения удовлетворить потребность, но не больше. Не будь потребности или соответствующей ситуации, не было бы и преступления; но с таким же успехом в совершении преступления можно обвинить и его жертву: не появись она в этом месте и в это время, не было бы и данного преступления.
Таким образом, большинство компонентов, образующих структуру мотива преступления (преступного действия), не криминальны. Однако поскольку человек выбирает криминальные пути и средства удовлетворения потребности и достижения цели, мотив в целом, как и замысел, намерение, приобретает криминальный характер.
Известны данные, которые показывают, что мотивы преступного поведения у лиц разного возраста существенно различаются. Подросткам 14-16 лет присущи два вида криминальной мотивации: корыстная, удельный вес которой достигает более 50%, и насильственно-эгоистическая, доля которой составляет 40%. Промежуточная форма (корыстно-насильственная) чаще всего совершается при доминировании мотивации самоутверждения.
Конкретными причинами преступного поведения подростков являются: желание развлечься, показать силу, смелость, ловкость; утвердить себя в глазах сверстников, стремление к чему-то особенному, к сладостям, престижным вещам. Поэтому три четверти преступлений подростков носит ситуативно-импульсивный характер.
Преступное поведение 16-17-летних по многим аспектам сходно с таковым у подростков. Однако есть и различия. Снижается число преступлений по корыстным мотивам (до 40%). Мотивация как бы «взрослеет» и становится разнообразнее. Мотивами преступного поведения у лиц этого возраста являются (в порядке убывания частоты проявления): корысть, хулиганские побуждения, добыча средств на спиртное и наркотики, месть и озлобление, солидарность с другими, озорство, для добычи средств на сладости, показать свою силу и смелость, утвердить себя в глазах окружающих и т. д.
Криминальная мотивация молодежи в возрасте 18-24 лет характеризуется большей связью не с конкретной ситуацией и психическим состоянием субъекта, а с направленностью личности, ее взглядами. Возрастает удельный вес насильственно-эгоистических мотивов и уменьшается число «детских» мотивов (стремление приобрести авторитет у сверстников, подражание другим, хотел приключений, по принуждению). В то же время увеличивается число случаев, когда преступник не может четко определить мотив своего деяния.
В зрелом возрасти удельный вес насильственно- эгоистической мотивации снижается. На первое место выходит корыстная мотивация, мотивация выгоды, пользы, зависти. Меняется характер насильственно-эгоистической мотивации: хулиганские побуждения уступают место мотивам, связанным с озлобленностью, ревностью, местью. Ситуация играет все меньшую и меньшую роль.

1.3 Мотивация аддиктивного поведения
Под аддиктивным поведением (addiction - пагубная привычка) понимают злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания.
Как известно, к вредным привычкам относят потребление алкоголя, наркотиков и курение.
Мотивы употребления алкоголя. Основными мотивами приобщения к спиртному подростков и юношей больше чем в трети случаев называются традиции и обычаи, соблюдение которых служит средством включения в референтную группу. Подростки и юноши приходят в компанию не для того, чтобы пить, а пьют для того, чтобы быть в компании. В то же время в большинстве случаев мотивы употребления алкоголя осознаются подростками еще недостаточно.
Мотивы начала употребления наркотиков. Главной причиной начала употребления наркотиков называется любопытство (в 50% случаев). Реже опрошенные наркоманы отвечают, что их соблазнили, и совсем редко - что хотелось кайфа или что начали употреблять наркотики из-за моды. Многие не могут указать истинную причину и поэтому отвечают, что им предложили.
У взрослых поводом для употребления алкоголя или наркотиков может быть стремление разрешить конфликт, устранить напряженность между желаемой целью и средствами ее достижения (а точнее - отсутствием этих средств), т. е. то, что в социологии обозначается как аномия. Одна из функций алкоголя или наркотиков может заключаться в том, чтобы временно «вызволить» человека из напряженности повседневного существования с его кажущимися или действительно неразрешимыми конфликтами. Жажда такой «свободы» ведет к зависимости от алкоголя и наркотиков и может стать причиной саморазрушительного поведения, принять формы болезни.
Мотив ы приобщения к курению подростков и юношей. По данным В. А. Худика (1993), причинами приобщения к курению учащиеся до 13 лет называют (в порядке убывания значимости) простое баловство, любопытство, желание казаться взрослым, приятность ощущений. После 13 лет к этим причинам присоединяются факторы группового давления: нежелание быть «белой вороной», влияние товарищей, боязнь отвержения курящими товарищами, мода, подражание идеалу. Указывается и желание похудеть.

1.4 Мотивация суицидального поведения
Выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения.
1. Протест, месть. Этот мотив возникает у лиц с высокой самооценкой, с активной или агрессивной позицией и связан с трансформацией гетероагрессии в аутоагрессию.
2. Непереносимость угрозы, стремление избежать ее путем самоустранения.
3. «Самонаказание» - как протест внутри личности при расщеплении «Я» на судью и подсудимого.
4. «Отказ» (капитуляция) - в связи с потерей смысла существования (например, в связи с утратой близкого человека или в связи с неизлечимой тяжелой болезнью).
5. Призыв. Смысл этого мотива состоит в активации помощи извне. Основными мотивами самоубийств являются лично-семейные конфликты, к которым относятся развод, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, безработица, алкоголизм, нищета и т. д.
Система мотивов при суицидальном поведении всегда находится в напряженной динамике. В ней происходит борьба витальных и антивитальных, деструктивных мотивов, базирующихся на пессимистической личностной установке, причем последствия этой борьбы непредсказуемы. Может победить витальный мотив, тогда развитие суицидального поведения приостановится или отступит совсем. И наоборот, какое-нибудь событие может сыграть роль детонатора и подтолкнуть к осуществлению замысла покончить с жизнью.
Выделяют внутреннее суицидальное поведение и внешнее. Первое, называемое пресуицидом, связано с формированием мотива суицида и включает три стадии:
а) пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни;
б) суицидальные замыслы - активная форма проявления тенденции к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана;
в) суицидальные намерения - замысел перерастает в решение и волевой импульс, побуждающий к непосредственному переходу к внешним проявлениям намерения.
Различают также истинное намерение к суициду, целью которого является действительное стремление лишить себя жизни, и демонстративно-шантажистское, цель которого - лишь демонстрация этого намерения. В зависимости от этого могут выбираться и разные способы самоубийства и покушения на жизнь.

Глава 2. Профилактика и коррекция девиантного поведения
2.2 Профилактика девиантного поведения
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками. Поэтому далее психологическая превенция отклоняющегося поведения будет рассматриваться чаще на примерах именно подросткового возраста. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с группой риска, например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением.
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней. Считается, что она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности.
В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов.
В настоящее время распространены следующие формы.
1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» ? в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.
3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
и т.д.................

1

В работе анализируются особенности мотивации девиантного поведения, которое характерно именно для подросткового возраста, и для значительной части подростков связанно с экспериментированием и выбором неадекватных способов самутверждения в процессе взросления. Показано, что личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации. Употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение являются наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды.

девиантное поведение

подростки

мотивация

1. Александров А.А., Котова М.Б., Розанов В.Б., Климович В.Ю. Профилактика курения у подростков. Вопросы психологии. №2. 2008. С. 55-61.

2. Акимова М.К., Семенов С.Ю. Стили защитно-совладающего поведения у зависимых и не зависимых от психоактивных веществ подростков. Вопросы психологии. №5. 2008. С. 54-64.

3. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков/ Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.

4. Бартол К. Психология криминального поведения. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-352 с.

5. Блэкборн Р. Психология криминального поведения – СПб.: Питер, 2004, – 486 с.

6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Изучение мотивации поведения детей и подростков Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. М.: «Педагогика». 1972. – 352 с.

7. Боулби Д. Привязанность: пер. с англ./Общ. Ред. И вступ. Статья Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 447 с.

8. Бузина Т.С. Феномен «поиска ощущений» и проблема профилактики СПИДа в наркологии/ Вопросы наркологии. 2. 1994., М.: «Медицина». С. 84-88.

9. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб. Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.-520

10. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. СПб.: Медицинская пресса. 2001. – 200 с.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли/ Психологический журнал. Т. 26. № 3. 2005. С. 15-24.

12. Гульдан В.В., Корсун А.М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам/ Вопросы наркологии. 2. 1990., М.: «Медицина».

13. Гульдан В.В., Шведова М.В. Психологический анализ мотивообразующих факторов наркотизации/ Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991.

14. Гурвич И. Н. Социальная психология здоровья. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. – 1023 с.

15. Ивченкова Н.П., Ефимова А.В., Аккузина О.П. Установки подростков по отношению к началу половой жизни. Вопросы психологии. №3. 2001. С.49-57.

16. Кле М. Психология подростка: (психосексуальное развитие)/ Пер с фр. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

17. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. – М.: ОГИ, 1997. – 464 с.

18. Кузнецова В.Б., Слободская Е.Р. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей/ Психологический журнал. 2010. Том 31. №2, с.104-113.

19. Лысков Б.Д. Поведенческие аномалии подросткового возраста/ Наркоситуация в вузе: Оценка и мониторинг: Учеб. Пособие/ И.Н. Гурвич, А.А. Березников, Ю.В. Гранская и др.; Под ред. И.Н. Гурвича. – СПб., 2005. – 348 с.

20. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 688 с.

21. Клиническая психология/ Под ред. М. Перре. У. Баумана. – СПб.: Питер, 2003.

22. Смирнова А.Н. Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков/ Вестник СПбГУ. Сер.12. 2011. Вып.3. С.351-358.

23. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре. Вопросы психологии. 2004, № 3. С. 3-19.

24. Собкин В.С., Баранова Е.В. Социально-психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте/ Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 55-67.

25. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003 - 860 с.

29. Экман П. Почему дети лгут?: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. 272 с.

Введение

Несмотря на длительную историю проведения исследований и реализации превентивных программ в области профилактики рискованного поведения подростков в сфере здоровья, уровень девиантного поведения среди подростков остается достаточно высоким, что делает актуальным дальнейшие исследования в данной области. Мотивация является одним из самых важных внутренних факторов, который, наряду с личностными особенностями и ситуацией, оказывает влияние на поведение.

Традиционно мотивация определяется как психическая «сила», лежащая в основе направленности, интенсивности и устойчивости поведения. При закладке основ современных концепций мотивации большое значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда.

В отечественной психологии это работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович. Исследования в области мотивации включают изучение структуры мотивационной сферы, связи мотивов с потребностями, целями, установками.

В области изучения мотивации проведено большое количество исследований, из которых мотивации девиантного поведения подростков посвящено немного работ, как правило, связанных с изучением мотивации определенных видов проблемного поведения. Аналитический обзор литературы, представленный в данной работе был проделан с целью выделения наиболее значимых аспектов в личностном развитии и в процессе социализации, которые оказывают влияние на становление мотивационной сферы подростков.

Мотивационные аспекты девиантного поведения подростков

Отклоняющееся от нормы поведение подростков может быть рассмотрено на континууме нормальное поведение - поведение риска - девиантное поведение - делинквентное поведение. В качестве причин отклоняющегося от нормы поведения рассматриваются (21) клинические аспекты, которые проявляются в нарушениях развития детей (например, умственная отсталость или аутистическое расстройство), или социальные аспекты, которые проявляются в нарушенном поведении (например, нарушения внимания, активности и социального поведения). Нарушения развития и нарушения поведения обычно пересекаются друг с другом.

Девиантное поведение - это поступок, действие человека (группы лиц), не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, субкультуре, группе) нормам и ожиданиям (9). Большое количество исследований посвящено изучению проявлений различных видов девиантного поведения именно в подростковом возрасте. Это связано с тем, что подростковый возраст - это период формирования личности, связанный с экспериментированием, желанием все попробовать. Часть этого процесса развития сопряжена с готовностью к рискованному поведению, будь то занятия экстремальными видами спорта, незащищенный секс или употребление психоактивных веществ.

По мнению С. Холла (1904) (по:16), период отрочества связан с концепцией «storm and stress» и наиболее адекватно отражает смятение, свойственное внутреннему миру подростка. Это идея о непреодолимом разрыве между потенциальными возможностями отрочества и его реальными возможностями в обществе. В середине XX века в области построения концепций, объясняющих особенности подросткового возраста, преобладали две основные темы. В одном из подходов акцентировалось внимание на разрыве между наступлением сексуальной и социальной зрелости подростка. Другой подход связан с изучением влияния группы сверстников на выбор моделей поведения. Исследования показали, что семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения. При этом девиантные подростки характеризуются особой значимостью группы сверстников в детерминации их взглядов и поведения.

По данным (1), курящие подростки в полтора раза чаще, чем некурящие, обращались за помощью и поддержкой к друзьям в сложных жизненных ситуациях. Исследование (2) также показало, что если не зависимые от психоактивных веществ подростки склонны в первую очередь искать социальную поддержку у семьи, то зависимые обращаются к друзьям и значимому другому.

С точки зрения мотивационных теорий «ожидания - значимости», мотивация к действию состоит в желании и намерении осуществить или избежать определенного события или состояния, так как оно обладает позитивной или негативной значимостью.

Установлена связь систем подкрепления поведения с поведенческими и эмоциональными проблемами: чувствительность к вознаграждению являлась фактором риска экстернальных проблем (проблем поведения и гиперактивности), а чувствительность к наказанию была фактором риска интернальных проблем (эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками) (18).

Связь потребностей с мотивацией показана в исследованиях, посвященных изучению типа поведения, который называется «поиск новых ощущений». Показана связь этого типа поведения со склонностью к социально рискованному поведению, в частности к наркотизации (12, 13).

Одним из важных аспектов поведения риска является желание или намерение незамедлительного удовлетворения общечеловеческих желаний. Соответственно способность к добровольной отсрочке вознаграждения рассматривается как черта, противоположная импульсивности (5).

По результатам исследований Л.И. Божович (6), у детей младшего школьного возраста можно наблюдать наличие конфликта между одновременно существующими разнонаправленными мотивационными тенденциями. При этом сам ребенок не участвует сознательно в регулировании этой борьбы, не организует свои мотивационные тенденции. У старших детей уже наблюдается произвольная организация поведения. Развитие структуры мотивационной сферы характеризуется сменой доминирующих мотивов по содержанию, возрастанием роли опосредствованных потребностей и все большей их иерархизацией. Усвоение моральных норм осуществляется в деятельности ребенка через их осознание, принятие, переживание, обретение личностных смыслов для самого ребенка. Ю. Б. Гиппенрейтер (11) нравственное развитие рассматривает как формирование и становление положительных черт личности. Ребенок ориентируется на образец поведения взрослого, эти образцы становятся внутренними регуляторами (мотивами) поведения. Мотивационная структура в наиболее развитой форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей. Социально-значимые мотивы рассматриваются как признак зрелой личности.

Мотивация связана с ценностями и нормами общества, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения правил поведения и приобретения системы представлений и установок, позволяющих человеку эффективно функционировать как члену общества. В основе формирования социального существа лежит установление отношений с другими людьми. Привязанность - это специфическая продолжительная связь, образующаяся между двумя людьми, это нормативное явление в развитии, встречающееся почти у всех детей. Согласно автору теории привязанности Дж. Боулби (7) необходимым условием сохранения психического здоровья детей в раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом постоянно ее заменяющим). Привязанность и поведенческие реакции, связанные с ней формируются на первом году жизни и свойственны человеку в течение всей жизни. На протяжении подросткового периода и во взрослом возрасте происходит изменение в переживании привязанности, в том числе меняется тот круг лиц, которым адресуется поведение привязанности. Ainsworth et al. (1978) (по: 20) выделили три основных типа отношений привязанности: надежная, избегающая и амбивалентная. В исследованиях были показаны преимущества надежного типа привязанности в формировании ценностей патриотизма, а также преимущества надежного типа в адаптации к травмирующим обстоятельствам.

По данным исследований (20), большинство подростков, особенно мальчиков, причастно в большей или меньшей степени к мелким правонарушениям. Результаты социально-психологических исследований позволяют выдвинуть предположение, что делинквентность используется стратегически, особенно мальчиками, чтобы создать себе репутацию среди группы сверстников. Делинквентную репутацию можно рассматривать как альтернативный путь приятия и престижа, отличный от «академического». В исследовании нормальной популяции подростков обнаружили, что многие виды делинквентного поведения, в том числе употребление наркотиков, кража, агрессия, вандализм и гражданские правонарушения, почти неизменно выполнялись в присутствии других. Ориентация на группу была особенно характерна для более тяжких проступков, например, скорее для вандализма, чем для прогулов. Девочки с большей вероятностью совершали преступления в группах. При возможности добиться успеха на работе по окончании школы, а позже в стабильных сексуальных и семейных отношениях причастность к делинквентности снижается и перестает производить впечатление на значимых других.

Согласно К. Бартолу (4), выделяют группу неисправимых преступников, у которых нарушения поведения наблюдаются до 10 летнего возраста, и группу правонарушителей в юности, у которых нарушение поведения начинается в подростковый период, после 10 лет и обычно прекращается к 18 годам. Одной из характерных черт, отличающих поведение большинства хронических правонарушителей, является синдром дефицита внимания и гиперактивность. Сверстники зачастую отвергают таких детей, поскольку они вызывают раздражение и неприязнь. Подростки группы правонарушителей в юности предпочитают совершать такие преступления, которые символизируют приобщение к привилегиям взрослых и позволяют продемонстрировать независимость от родительского контроля. В качестве примеров можно привести вандализм, преступления, связанные с наркотиками и алкоголем, воровство и статусные правонарушения, наподобие побегов из дома или прогулов в школе.

При сравнении учащихся 3, 6, 8 и 11 классов (29) выяснилось, что с возрастом все большее число ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах. По мере возрастания влияния сверстников снижались положительные оценки отцов. Однако, те ребята, которые сохраняли положительное мнение о своих отцах и взрослых вообще, были не склонны следовать дурному примеру сверстников.

В теории контроля под контролем понимаются сдерживающие факторы, имеющиеся у индивидуума в виде интернализованных норм, а также контролирующее влияние и авторитет социальных институтов. Существуют внутренние и внешние механизмы социального контроля, действие которых противостоит негативным проявлениям девиантного поведения. Внешний контроль осуществляется различными социальными институтами, организациями (семья, школа, здравоохранение, полиция и др.). Внутренний контроль основан на интернализованных ценностях и нормах, связан с развитием процессов саморегуляции поведения.

В исследовании ценностных ориентаций и поведенческих рисков (22) приняли участие 553 подростка (11-18 лет). Были выделены группы подростков с нормативным поведением, подростки группы риска и девиантные подростки. Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать некоторые выводы относительно системы ценностей современных подростков и их восприятии окружающей действительности. У нормативных подростков первые три места в рейтинге ценностей занимают благополучие, семья, авторитетность. У девиантных подростков - семья, вольность, благополучие. Лидирующие позиции в рейтинге ценностей современных подростков занимает семья: будь то значимые отношения с родителями, любовь или создание собственной семьи. У девиантных подростков отмечается сниженная потребность в познании и выраженное стремление к «вольности» как «свободе от» (зачастую в противозаконном ключе). Одним из результатов исследования стало то, что более трети респондентов не сумели закончить предложения о желаниях и целях, что говорит о том, что система ценностей современных подростков не является в полной мере проясненной и отрефлексированной.

Исследования мотивации отдельных видов девиантного поведения подростков представлены в литературе работами в области аддиктивного поведения, рискованного сексуального поведения, вандализма, побегов из дома, воровства, чрезмерной лживости, агрессивного поведения.

Наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков являются употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение.

Анализ мотивации употребления психоактивных веществ подростками позволил выделить следующие основные виды мотивов. Это стремление к снятию нервно-психического напряжения, то есть употребление как реакция преодоления стрессогенных переживаний (14, 19). Это гедонистические мотивы, связанные с эмоциями, индуцированными приемом веществ и поиском новых ощущений (19, 3). Это мотивы, связанные с конформизмом, самоутверждением (3, 13). Это мотивы, связанные с выражением протеста (13, 23).

Протективным фактором в отношении употребления психоактивных веществ выступает наличие социальных установок относительно здоровья и законопослушного поведения (13, 26).

Мотивация сексуального поведения подростков во многом определяется их разделением либерально-консервативных ценностей, которые отражают отношение к таким аспектам сексуальной жизни как раннее начало, вступление в сексуальные отношения до брака, моногамия-полигамия, использование средств контрацепции. Нормативные представления подростков о сексуальных отношениях представлены в работе В.С. Собкин, Е.В. Баранова (24). Среди мотивов вступления в сексуальные отношения молодежи выделяют эмоционально-коммуникативные (любовь, желание эмоционального контакта) и гедонистически-развлекательные (стремление к получению удовольствия) мотивы (17). Кроме того, поскольку сексуальность для подростка нечто запретное и рискованное, раньше всего вовлекаются в него те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении (17 , 15). Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными формами девиантного поведения, курением, алкоголизацией и наркотизацией (10).

Результаты и обсуждение

Таким образом, можно говорить о девиантном поведении, характерном именно для подросткового возраста, и для значительной части подростков связанного с экспериментированием и выбором неадекватных способов самутверждения в процессе взросления. Личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации. В подростковом возрасте семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения. При этом девиантные подростки характеризуются особой значимостью группы сверстников в детерминации их поведения. Употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение являются наиболее распространенными видами девиантного поведения, достаточно часто встречаются совместно и представляют угрозу для здоровья подростков. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды. Знание и учет особенностей мотивации девиантного поведения подростков может быть использован в планировании профилактических программ в сфере здоровья и превенции противоправного поведения.

Статья подготовлена в рамках проекта «Прогнозирование девиантной и делинквентной активности подростков на основе специально разработанной диагностической методики» реализуемого на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета № НИР 8.39.1064.2012 в период с 05.06.2012 г. по 31.12.2013 г.

Рецензенты:

Гурвич И.Н., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.

Хрусталева Н.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, г.Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Спирина В.Л. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРИ ДЕВИАНТНЫХ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЯХ У ПОДРОСТКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11482 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

К этой группе относятся:

мотивация вора, афериста, махинатора; мотивация наркозависимого, страдающего алкоголизмом; мотивация сексуального извращения.

Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - Целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это гакже элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.

Психическое состояние: категориальные признаки и механизмы детерминации. Состав, структура, функции психических состояний.

Псих. состояние - самостоятельная категория, являющаяся целостной характеристикой псих. деят-ти за определенный промежуток времени.

Психические состояния проявляются как синдром (совокупность признаков), включающий изменение соматич-го сост-я (вегет-е изм-я), изменения в психич-й деят-ти, внутр. (субъектные) переживания.



Наиболее крупные работы по психическим состояниям в нашей стране: Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Т.А. Немчин. Из зарубежных - Кэролл Изард.

А.О. Прохоров делит псих-ие состояния по критерию времени на актуальные, текущие, длительные (перманентные) и каждое из этих 3-х еще и по форме активности, которую они отражают: положительные и отрицательные - влияющие на деят-ть, общение, отношение к действительности, функциональные сост-я.

Сюда же относят эмоциональные, волевые и интеллектуальные сост-я (эти 3 ß из классификации Левитова. Каждое из них Левитов делил на ситуативные и характерологические, сопровождающие игру, учение или труд).

А.О. Прохоров разработал концепцию неравновесных (неустойчивых) состояний. В основе концепции - рассмотрение псих. состояний не во временной, а в энергетической плоскости. В *нулевой точке* находятся равновесные сост-я (состояния оптимальной активности - спокойствие, сосредоточенность, размышления, симпатия). К *неравновесным* относятся состояния повышенной психической активности (восторг, ярость, паника) и пониженной псих. активности (грусть, утомление, скука). Система не может долго находиться в неравновесном состоянии и быстро истощается. Неравновесные состояния (быстрые) обеспечивают разрешение ситуации (через организацию соответствующего поведения), а медленные - способствуют формированию новообразований Л-ти.

В целом, псих. состояния выполняют след-е функции :

Отражения

интеграции (интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс – состояние – свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств (Прохоров, 1994). Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.)

Дифференциации

регулирования (регулятивная функция адаптации к окружающей ситуации и среде), оценивания, отношения. К псих. состояниям относят такие группы (по Немову классы) как эмоц-е, волевые, мотивационные. Для психических состояний характерны различные функции - регулирования. интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс - состояние - свойство), состоящих)

адаптации (Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития.)

состояние выступает как форма саморегуляции психики и как одиниз важнейших механизмов интеграции человека как целостности - как единства его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного личностного развития. Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей, как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее развития).

Детерминанты состояния .

Основными детерминантами состояния являются:

а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и

неосознанные потребности, стремления и желания);

б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);

в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и

понимание текущей ситуации).

Структура состояния .

Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А.Ганзена и В. Н. Юрченко, Ю. Е.

Сосновиковой и других ученых. Ганзен иЮрченко выделили четыре структурных уровня:1. социально-психологический,2. психологический,

3. психофизиологический 4. физиологический.

На каждом из этих уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики. Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные характеристики могут быть получены с помощью объективных измерений параметров организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и деятельности, продуктов труда.

В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие.

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно " статического момента, в отличие от понятия “психический процесс”, подчеркивающего динамические моменты психики, и понятия “психическое свойство”, указывающего на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. К психическим состояниям относятся проявления чувств (настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т. д. Предметом специального изучения в психологии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменов и т. д.). В патопсихологии и медицинской психологии исследуются патологические формы психических состояний - навязчивые состояния, в социальной психологии - массовидные психические состояния (например, паника).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

Причины и мотивы

девиантного и суицидального поведения подростков

Педагог-психолог: Ю. В. Яловая

2015-2016 уч.г.

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. К первой категории относят поведение , отклоняющееся от норм психического здоровья . Ко второй - поведение , нарушающее социальные и культурные нормы , особенно правовые .

Проблема девиантного поведения изучается давно и остается актуальной. Девиантное поведение, обычно, закладывается в подростковом возрасте, именно в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, известно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Подростковый возраст – это время становления характера.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко поведение детей бывает трудным. Ведь можно заметить, что среди молодежи усилилось вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи (70% преступлений совершается лицами до 30 лет). Среди них выделяются подростки.

Важным фактором отклонений в развитии ребенка является неблагополучие семьи. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением) называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и адаптации. Реакция детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна), наблюдаются различные формы нарушения поведения:

Повышение агрессивности;

Выраженная драчливость;

Жестокость или неуверенность в себе;

Робость;

Нарушение общения со сверстниками;

Снижение самооценки.

Девиантное поведение выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Материальное положение многих слоев населения находится за чертой бедности, произошло расслоение общества на богатых и бедных; увеличилось количество безработных, инфляция, коррупция. Все это создает конфликтные ситуации, а они, следовательно, приводят к девиациям. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовом алкоголизме, бродяжничестве, распространении наркомании, проституции, взрыве насилия и правонарушениях.

Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-нравственной деградацией личности.

Алкогольная зависимость формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем меньше удовольствия приносит выпивка.

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки. Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической койке. Спиртное становится главным в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии «ломки» наркоман способен на любое преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство(психические отклонения). Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, социальная несправедливость, разочарование в людях и т.д.

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Первоначально наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют деньги.

Самоубийство, суицид – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отсчета в своих действиях или руководить ими, а так же в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Мотивы кажутся несерьезными и мимолетными. Среди подростков часто случаются суицидные поступки, но лишь немногие из них достигают своей цели. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показатель серьезности суицидальной угрозы.

Таким образом, можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями.

Проституция – это такая же социальная проблема, как преступность, алкоголизм и другие формы девиантного поведения.

Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Проституция способствует распространению венерических заболеваний и СПИДа. Эти женщины утрачивают свое здоровье и возможность произвести на свет здоровое потомство. Происходит нравственное падение женщины, она теряет стыд, совесть, веру, брезгливость.

Ликвидация проституции дело безнадежное, так как сексуальные потребности – первичные потребности человека. Поэтому речь должна идти не об искоренении проституции, а о ее цивилизованном регулировании. Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних.

Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение. Все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред.

Проступок – это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность.

Правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, стадным чувством, долгом перед своей компанией, недостатками воспитания. Особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость.

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Это связано с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а так же с негативными установками и разрушительными действиями.

Агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Девиантное поведение можно квалифицировать, как серьезную опасность для современной России. Наркомания создает угрозу не только здоровью российского этноса, но и самому его существованию. Молниеносное распространение наркомании, алкоголизма, проституции в России, несет реальную угрозу ее безопасности и устойчивому развитию российских регионов.

Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути, в процессе выполнения которых могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное поведение.

Профилактика девиантного поведения подростков заключается в формировании здорового отношения к себе, окружающим, здоровому образу жизни. Необходимо уделять большое внимание подросткам в этот период времени, общаться с ними, обсуждать их проблемы и пробовать решать их совместно. Необходимой мерой профилактики является как можно ранее изъятие ребенка из асоциальных семей (алкоголиков, наркоманов, бомжей и т.д.).

Коррекция девиантного поведения подростков должна проводится как родителями, так и профессиональными психологами. Коррекция может быть индивидуальной, либо групповой. В работе с трудными подростками используется много методов: метод разрушения отрицательного типа характера, метод перестройки мотивационной сферы и самосознания, метод стимулирования положительного поведения и т.д.