Домой / Форма бровей / Правила поведения и этикета за столом для маленьких детей. Правила поведения детей за столом Знакомство ребенка со столовыми приборами

Правила поведения и этикета за столом для маленьких детей. Правила поведения детей за столом Знакомство ребенка со столовыми приборами

Елена Беличенко

Программное содержание :

Расширить знания детей о столовом этикете .

Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.

Закрепить умение правильно сервировать стол .

Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета .

-Развивать речь , внимание, память, логическое мышление.

Материалы и оборудование : различная посуда : кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят» , фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола , диск с музыкой.

Ход занятия:

Воспитатель :

Что такое этикет ?

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения :

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот самый ЭТИКЕТ .

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете . Что это такое, как вы думаете?

Ответы детей .

Воспитатель : Этикет - это слово французского происхождения. В 16 веке «этикет » означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета , внимателен, деликатен, доброжелателен.

Сервировка стола- искусство , с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет взрослым накрыть на стол . Для этого прежде всего необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла- она (стеклянная, из глины- (глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-…Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы готовят еду?

Дети : В кастрюле, в сковороде, горшочке.

Воспитатель : Как называется эта посуда?

Дети : Кухонная посуда.

Воспитатель : Из чего мы едим и пьём?

Дети : Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.

Воспитатель : Как она называется?

Дети : Столовая , чайная, кофейная.

Воспитатель : Но у нас в саду случилась беда : вся посуда перепуталась. Давайте расставим её по назначению.

Игра «Что к чему» .

Правила игры : на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка, бокал. Надо расставить посуду по назначению : кухонная, столовая , чайная.

Воспитатель : Столовая глубокая тарелка предназначена для любого первого блюда, глубокая тарелка поменьше называется десертной. Мелкие тарелки тоже различны по размерам. Самая большая мелкая тарелка предназначена для вторых блюд. В тарелку поменьше- закусочную- кладут салаты и холодные закуски : колбасу, ветчину, сыр. Тарелка, которая ещё меньше, называется хлебной или пирожковой. Для чая и кофе- чашка с блюдцем. Чашка и блюдце дружат и очень скучают друг без друга, не разлучайте их, всегда ставьте вместе : чашку на блюдце.

Для холодных жидкостей- воды, компота, сока- удобны бокалы и стаканы.

Воспитатель : Какая ещё посуда есть в вашем доме? Как называется посуда, в которой полают на стол : масло-(маслёнка, соль-(солонка, перец-(перечница, хлеб-(хлебница, конфеты-(конфетница) .

Воспитатель : Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждёт лошадка у ворот-

Открывай пошире рот .

Дети : Ложка.

Воспитатель :

При виде еды не считают ворон,

Бросаются дружно с обеих сторон :

Один- разрезает, другая- цепляет.

Обоим работы в тарелке хватает.

Дети : Вилка и нож.

Воспитатель : Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд.

Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши, для компота, мороженого и других сладких блюд используется ложка поменьше- десертная; для чая и кофе- чайная или кофейная ложечка. А сейчас мы поиграем в игру.

Игра «Что чем едим»

1. Это ешь вилкой : котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель.

2. Это ешь с помощью ножа и вилки : отбивная котлета, курицу, сосиску, жаркое.

3. Это ешь ложкой : каша, творог, суп, йогурт, мороженое.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд. Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо есть .

Физкультминутка.

Воспитатель : Для чего точат ножи? Чтобы были острыми. Давайте поиграем в точильщиков.

Точим нож! Точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы :

Масло, сало, хлеб, колбасы,

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.


Воспитатель : Но прежде, чем приступить к трапезе, надо вспомнить правила поведения за столом . Сейчас нам некоторые ребята прочитают шуточные стихи о том, как не надо вести себя за столом .

1 Ребёнок : В группе завтракать хотят ,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду .

Только Ёж сказал :- Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу.

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Воспитатель : Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

2 Ребёнок : За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой ,

Вилкой суп пытался кушать-

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался ,

Так голодным и остался.

Воспитатель : Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

3 Ребёнок : Медвежонок хлеб жевал-

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом-

Что, не мог понять никто.

После взялся за компот-

Стол облил и свой живот !

Воспитатель : Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка :

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

4Ребёнок : За столом сидела белка

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала,

Белка дом сооружала.

Воспитатель : Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят , друзья,

Баловаться здесь нельзя!

5Ребёнок : За столом Кроты сидят ,

Нос воротят, не едят :

Эту кашу не хотим!

Чёрный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Воспитатель : Я напомню об одном :

Не кривляйтесь за столом ,

Не капризничайте тут-

Ешьте всё, что вам дадут!

Воспитатель : Давайте вспомним ещё несколько правил поведения за столом :

Локти на стол не клади , только кисти рук.

За солом нельзя говорить громко и с полным ртом.

Если во рту пища, воду не пьют.

Есть и пить надо беззвучно и аккуратно.

Прожевывать пищу обязательно с закрытыми губами- ни быстро, ни медленно, не чавкать и не разговаривать с полным ртом.

Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.

Воспитатель : Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы вспомнили. Правила поведения за столом мы знаем . Пора приступать к сервировке стола .

На отдельном столе стоят два набора посуды для сервировки, красивая скатерть.

Воспитатель читает стих, дети выполняют действия в соответствии с текстом.

Мы дежурные сегодня.

Станем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать .

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнём скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола-

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова» .

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки, и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.


Воспитатель : Может показаться, что сервировка стола - дело сложное и этому трудно научиться. Это не так. Вы обязательно научитесь, делая это вместе со взрослыми. Сервировка стола - это прежде всего творчество, которое зависит от умения и фантазии хозяйки.

Список используемой литературы :

1. Алямовская В. Г. «Беседы о поведении ребёнка за столом » .

2. Курочкина И. Н. «Этикет для детей и взрослых » .

3. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» .

Все родители хотят вырастить не только здоровых, но и воспитанных детей, которые смогут вести себя достойно и прилично в любой ситуации, в любом обществе. Хорошо воспитанный ребенок умеет соблюдать этикет за столом, а научить его этим правилам должны родители.

Под правилами этикета понимают нормы поведения в обществе, основанные на уважении к окружающим. Обучать детей, как вести себя за столом, необходимо не только для того, чтобы родителям не краснеть перед гостями или родственниками. Знание правил поведения во время трапезы может помочь ребенку, когда он вырастет.

В некоторых случаях во время совместного обеда могут зарождаться дружеские отношения, заключаться контракты и т. д. Поведение за столом характеризует социальный статус человека, его уровень образования и культуры. Полученные в детстве навыки пригодятся на всю жизнь.

Некоторые родители считают, что окрики, постоянные замечания, а иногда и наказания за шалости за столом – это и есть воспитание. Но такие методы малоэффективны, они не способствуют выработке хороших манер. И в той ситуации, когда ребенок остается без родительского контроля («Сядь прямо!», «Не чавкай!», «Скажи спасибо»), он не может проявить себя в лучшем свете.

Заботливые родители, понимая свою ответственность за воспитание ребенка, хотели бы знать, с какого возраста следует начинать обучение малыша правилам поведения, как легче научить ребенка пользоваться столовым прибором, и не опасно ли его давать маленькому непоседе.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что можно и нужно делать

  1. Перед тем как сесть за стол, следует . Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
  2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
  3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
  4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей. Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками. Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).
  5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.
  6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
  7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
  8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
  9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
  10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Когда начинать обучать ребенка?

Желательно начать обучение уже с первого года жизни. Просто уровень правил этикета должен быть разным. Начав вводить , нужно перед кормлением мыть младенцу ручки. Уже с года давать малышу ложку в руки. Конечно же, кормить при этом его придется маме другой ложкой.

Но ребенок, копируя действия мамы, тоже будет пытаться кушать самостоятельно с помощью ложки, а не руками. Пусть у него не все получится, пусть личико будет измазано, но это будут первые шаги по обучению пользованию столовыми приборами.

С 2 до 5 лет длится процесс освоения базовых правил поведения за столом и хороших манер. Разъяснения родителей заложат основу культуры поведения ребенка. Даже в 2-3 года ребенок не должен баловаться за столом.

Как обучать ребенка этикету?


Обучать ребенка этикету за столом взрослые должны прежде всего на личном примере

Познавая мир, малыш впитывает новую информацию как губка. Следует использовать и объяснения, и визуализацию необходимых навыков, и личный пример, и игры.

Принципами обучения должны стать:

  1. Постоянство: повторяя изо дня в день, к примеру, мытье рук перед приемом пищи, можно добиться выработки полезной привычки. Важно, чтобы требования были одинаковыми для всех членов семьи. То, что нельзя делать сегодня, должно быть под запретом и завтра, и послезавтра.
  1. Визуализация изучаемых правил и игры. Стихи и картинки помогут быстрее запомнить нужное правило. Например, мытье рук с мылом занимает определенное время. Если эту процедуру сопровождать специально подобранным стишком или считалкой, то проблема будет легко решена. Есть целый ряд мультфильмов, способных помочь обучить малыша правилам поведения за столом. После просмотра важно обсудить с ребенком поведение героев мультика, закрепить нужные правила.

Полезно периодически устраивать вместе с ребенком обед для игрушек и кукол. Конечно же, для этого следует использовать игрушечные мебель, посуду, столовые приборы. Увлечение игрой позволяет повторить и сервировку стола, и тонкости использования столовых приборов, и правила культурного поглощения пищи. В игре это легко запоминается, ребенок привыкнет также убирать со стола, научится встречать и провожать гостей. По ходу игры у родителей есть возможность корректировать поведение ребенка и участников кукольного обеда.

  1. Последовательность обучения: освоение правил должно соответствовать возрасту. Если дитя в год важно приучить мыть руки перед едой, в 2 года – умело пользоваться ложкой, то с 3 лет уже можно обучать использованию вилки и ножа, хорошим манерам поведения. Причем столовые приборы важно использовать повседневно, а не только в праздники. Тогда ребенок будет чувствовать уверенность при пользовании ими. Маленьким детям можно давать специальные силиконовые или пластиковые вилки и ножи, которыми малыш не сможет пораниться.
  1. Личный пример: поведение родителей и других взрослых членов семьи имеет огромное значение. Пытаясь во всем подражать взрослым, малыш легко запомнит многие детали их поведения, ведь дети очень наблюдательны. Как бы ни хотелось привить элементы вежливости ребенку, если в семье не принято желать приятного аппетита и благодарить за обед, вставая из-за стола, то и ребенок этого делать не будет. Ваши объяснения так и останутся словами. И если папа кушает во время просмотра футбола по телевизору, то сложно будет ответить на вопрос, почему это нельзя делать другим.
  1. Доброжелательность при обучении обязательна. Нельзя допускать грубых окриков, унижающих маленького человечка замечаний. В качестве проверочных занятий можно использовать праздничный обед в гостях или в кафе. Даже если ребенок допускал какие-либо ошибки, то обсуждать их следует потом, дома, в спокойной обстановке.
  1. Родители должны запастись терпением. Немаловажно помнить и о безопасности, чтобы не допустить травмирования ребенка. Нельзя надеяться, что все получится вдруг и сразу. Но в результате постоянных занятий ребенок в 5 лет уже должен освоить основные правила этикета и хорошие манеры поведения в обществе. Он должен знать, что нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой, уметь пользоваться ими. Не следует поощрять рассказы о чем-либо во время еды, объяснив ребенку опасность поперхивания пищей. Все, что он хочет, можно рассказать после еды, его нужно внимательно выслушать. Важно научить детей не привлекать за столом всеобщее внимание. Особенно это касается слишком активных ребят, привыкших быть «центром вселенной».

Резюме для родителей

Заложенные в детстве правила хорошего тона помогут воспитать из ребенка человека, с которым будет приятно общаться людям. Чтобы обучить любимое чадо правилам этикета, придется потрудиться.

Общепринятый этикет за столом для детей объясняют, как только они сами берут в руки ложку. Знание правил хорошего поведения также необходимы детям, как элементарные сведения об окружающем мире.

Это важно не только для того, чтобы малыш хорошо вел себя за столом в детском саду и в гостях у друзей. Хорошие манеры со временем становятся полезной привычкой, которая формирует характер. Если хотите вырастить культурного ребенка, объясните ему правила поведения за столом в доброжелательной доступной манере. В возрасте одного года малыш способен понять основные требования, сложные правила этикета за столом ему еще не нужны.

Из этой статьи вы узнаете

Правила поведения детей за столом, которые вы будете им рассказывать не должны быть только теорией. На вашем личном примере во время семейного принятия пищи малыши должны видеть, что вы ведете себя так, как говорите.

Если вы учите благодарить за еду, а сами этого не делаете, не ждите, что дети вас превзойдут. Обучение малышей строится на их желании подражать взрослым, поэтому ваше поведение за столом скажет им намного больше, чем все ваши слова.

Для обучения правилам поведения за столом для детей есть много интересных игр и мультфильмов. Используйте эту возможность. Не забывайте, что малыши познают мир во время игры.

Основные требования к детям

  • Правильная поза за столом. В первую очередь необходимо обращать внимание на то, как малыш сидит за столом. На стуле приучайте его сидеть прямо, облокачиваясь на спинку. Локти нужно убирать со стола. Малыш не должен находиться вплотную к столу или слишком далеко от него, чтобы ему было удобно есть.
  • Уважительное отношение к еде. Малыш должен уважительно относиться к пище, независимо от того нравится она ему или нет, не разбрасывать ее и не играться. Есть аккуратно, стараясь не проливать суп и компот на пол и на стол. Не бросать хлеб и кашу на пол.

  • Чистота и аккуратность. Годовалому малышу трудно остаться чистым при самостоятельной работе ложкой. Нужно приучать его к аккуратности, завязывая перед едой слюнявчик. Лучше купить в магазине большой, непромокаемый слюнявчик, который удобно мыть в теплой мыльной воде и сушить после каждого приема пищи.
  • Правильно держать ложку. Нужно показывать ребеночку, как правильно держать ложку. Даже если у него не сразу получится, он будет знать, к чему стремиться. В скором времени (годам к двум) каша и суп будут съедаться быстрее, а слюнявчик уже не понадобится.
  • Тишина во время еды. Хотя взрослые любят беседовать во время общих застолий, малыш должен научиться, что во время еды отвлекаться нельзя. Никаких разговоров, чихания, икания, срыгивания, чавканья и других посторонних звуков. Громкий смех и разговоры тоже неуместны. Пусть малыш покушает, а потом рассказывает все, что душе угодно.
  • Нужно научить пользоваться салфеткой после еды. Ставьте на детский стол стаканчик с парой салфеток, и покажите, как вытирать после еды рот и руки. Ребенку это очень понравится. Только не нужно жертвовать ради хороших манер пачкой салфеток во время каждого обеда.

Полезные привычки

Научите малыша, что перед едой обязательно нужно мыть руки. Вместе с мамой ребеночек моет ручки, и только потом садится за стол. Если с детства вы не выработаете эту привычку, потратите много сил и времени на лечение разных болезней. В два года, когда малыш уже может мыть руки самостоятельно, ему можно помогать и напоминать. Но формировать эту привычку в пять лет, ругая ребенка за забывчивость уже трудновато.

Полезной привычкой будет благодарить за еду маму или бабушку, которая ее приготовила. Даже если еда не очень понравилась, ребенок должен быть вежливым и проявлять уважение к близким людям, которые о нем заботятся. На семейном совете можно обсуждать меню и давать право голоса детям в выборе любимых ими блюд.

Очень полезно научить малыша не привлекать к себе всеобщее внимание за столом. Любому человеку приятно внимание, но нужно научить ребенка скромности, чтобы его поведение в будущем было приятно людям, с которыми он будет общаться и есть вместе. К скромности относится также привычка не выбирать самый лучший кусок на общем блюде.

Послесловие

Если у ребенка нет аппетита, не заставляйте его есть. Никаких сказок, мультиков и спектаклей в семейном исполнении во время еды, чтобы чадо съело лишнюю ложечку полезнейшей каши, устраивать нельзя. О какой культуре поведения может идти речь, если мама готова на все, лишь бы ребенок покушал?

Самым большим врагом в воспитании является крик и упреки. Если малыш допустил грубую ошибку, поговорите с ним на прогулке или перед сном. Спросите, почему он себя так вел. Разные провокации со стороны ребенка можно пресечь просто, попросив его встать из-за стола. Он легко перенесет это когда на столе стоит суп или каша, но лишившись вкусного десерта, будет вести себя разумнее. Идите первыми на контакт и проводите обучение культуре поведения в доброжелательной и дружеской манере. Для вас будет большим приобретением не только культурные манеры, но и дружба вашего ребенка.

Все родители выходят со своими чадами «в свет», будь то детское кафе, поход в гости или другие развлечение, все они сопровождаются приемом пищи. Детям уже с самого раннего возраста следует знать, как правильно вести себя во время приема пищи. Причем правила и нормы поведения следует прививать ребенку, не только когда вы посещаете или принимаете гостей, а и в повседневной жизни…

Этикет за столом для детей ничем особенно не отличается от этикета для взрослых. Вопрос состоит в том, как правильно объяснить малышу понятие этикета и научить его всем аспектам и нюансам поведения за столом.

На самом деле все очень просто: объяснить ребенку правила этикета за столом, можно начав с личного примера. Причем учить этикету ребенка можно в форме игры, в которой отсутствуют строгие правила и требования.

Например, обучая ребенка пользоваться ножом и вилкой, можно рассказать историю, о том, как выдуманный герой сказки, не зная правил этикета, вел себя за столом. Далее, можно рассказать о том, как другие выдуманные герои помогли ему справиться с проблемой. Такое обучение очень понравится вашему малышу, поверьте.

Для того чтобы ребенок освоил обучение правильного использования столовых приборов, родителям следует почаще сервировать стол согласно этикету. Таким образом, ребенок в самые кратчайшие сроки запомнит назначение каждого прибора и научится правильно орудовать ножом и вилкой. Кроме того, эти познания останутся в памяти на всю жизнь и став взрослым, у него не возникнет чувство неуверенности за столом.

Также, очень важно объяснить ребенку, что этикет за столом включает такие правила:

Правило первое
Сидеть за столом надо прямо. А не так, как иной раз сидят некоторые ребята. Они облокачиваются на стол, качаются на стульях, балуются со скатертью. И вот что от этого бывает: стул падает, скатерть стянута со стола, на пол летит посуда, из тарелок льётся суп.

Правило второе
Никогда не бери в рот нож. Легко можно порезать язык и губы. не ешь с ножа. Ножом только режут!

Правило третье.
Очень некрасиво ковырять вилкой в зубах, если пища застряла в зубах, лучше всего после обеда пополоскать рот водой.

Правило четвёртое.
Котлеты, тефтели, рыбу, варёные овощи никогда ножом не режут. едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, при этом вилку обязательно держать в правой руке.

Правило пятое.
Если надо порезать какое-нибудь кушанье, тогда вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой. Ведь правой рукой удобнее резать.

Правило шестое.
Когда ты закончил есть, то вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.

Правило седьмое.
Твёрдо помни: своей вилкой, ложкой, ножом и тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок.
Для общего блюда нужны специальные вилка, ложка или нож.

Правило восьмое.
Когда ешь, не чавкай, не шлёпай губами, не брызгай ложкой, не хлебай суп так, чтобы слышали все сидящие за столом.

Есть надо спокойно, не торопясь пережёвывая пищу, беззвучно глотая суп. А если супа осталось немного, не наклоняй тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни себе на колени.

Отметим, что не стоит слишком строго судить ребенка, если он пока не совсем освоил этикет за столом. Проявите терпение, ласку и внимание и все обязательно получиться!

Но существуют и некоторые ошибки, которые совершают родители при обучении ребенка этикету.

Чтобы накормить ребенка, его нужно развлекать.

Кормление малыша под музыку, чтение и т.п.- грубое нарушение культуры здорового питания. Это мешает приступить к работе рефлекторной фазе работы ЖКТ, т.к. ребенок отвлекается и не смотрит на еду, не чувствует аромат, не получает наслаждение от вкуса и просто отвлекается от процесса приема пищи.

Лучше проявить фантазию, и из простого блюда сделать забавные фигурки, готовить из ярких продуктов - это привлечет внимание крохи и даст полностью насладится приемом пищи.

Разговоры не мешают за столом.

Недаром, существует поговорка: «Когда я ем, я глух и нем». Это золотое правило этикета, благодаря которому ребенок учится хорошо пережевывать. Чем спокойней и медленнее ребенок жует, тем пища лучше переварится.

А вот такие слова, как «СПАСИБО», «ПОЖАЛУЙСТА», «ПРИЯТНОГО АППЕТИТА», наоборот приветствуются.

Копушу нужно поторапливать.

Не нужно торопится во время приема пищи - приучите к этому малыша. При спешке ребенок не успевает хорошенько прожевать и глотает, что некрасиво, не эстетично и даже, опасно. Большие куски пищи травмируют ЖКТ, плохо усваиваются и перевариваются.

Ложку годовалому ребенку давать рано.

Наоборот, чем раньше ребенок освоит владение столовыми приборами, тем быстрее освоит культуру поведения за столом и умение есть ложкой.

Это не только приучает ребенка к этикету, но и развивает мелкую моторику. Главное, дать ребенку понять, что прием пищи ложкой- удобнее, приятнее, быстрее, нежели руками.

Не использовать вилку до трех лет.

Как только ребенок хорошо освоил ложку, можно предлагать вилку. Для начала купите ребенку детскую вилочку, она удобнее для малыша и без острых зубцов. Поясните, как пользоваться вилкой и покажите наглядно(твердая пища- зубцами вниз, мягкая- зубцами вверх, поддевая еду).

Если ребенок плюется, то наказать!

Не реагируйте излишне эмоционально. Объясните, что плеваться не хорошо, а за столом тем более. Не стоит наказывать, лучше уговорить или отвлечь. Но если и это не помогает, нужно искать причину. Возможно не вкусно.

Нужно красиво сервировать обеденный стол.

Пока ребенку не исполнится 2 года, ему это не нужно и не стоит этого делать. Столовые приборы и скатерти ребенок может воспринять как игрушку, и ценить их начинают намного позже.

А вот такие предметы, как салфетки, клеенчатая салфетка или слюнявчик обязательно должны быть на столе, для того, чтобы вытереть ротик и ручки, не закапаться, не испачкать стол. Учите ребенка самостоятельно следить за чистотой рук и лица.

Столовый этикет для дошкольников - воспитывайте детей с детства!

В нашем мире многое изменяется, многие устоявшиеся стереотипы порою трансформируются до неузнаваемости, появляются новые традиции и нормы поведения. Но есть знания и умения, которые почти не меняются с течением времени, те которые передаются из поколения в поколение. Это - правила поведения за столом. То, что мы именуем столовым этикетом. Обучать ребенка этим правилам необходимо с младых ногтей, еще с дошкольного возраста. Ведь краснеть за поведение своего ребенка за столом в недолгом будущем придется именно его родителям. Все-таки, знание основ столового этикета, это один из главных показателей воспитанности человека. В детских садах существует давняя проверенная методика обучения малышей столовому этикету. Происходит это как на специальных, условно говоря, теоретических занятиях, так и непосредственно во время приема пищи. Эту методику вполне могут использовать и родители для занятий с ребенком дома.
Во-первых, ребенок должен знать, как сидеть за столом, то есть, как держать спину, как расположить руки и ноги, в какой руке и как правильно держать вилку и ложку. Обычно не удается эти знания передать непосредственно во время приема пиши, так как ребенок, испытывая чувство голода, мало восприимчив к обучению.

Воспитанный ребенок не только умеет делать то, что нужно, но еще и знает, почему это нужно делать и, главное, согласен эти правила выполнять. Поэтому обучение должно быть мягким, деликатным. Ребенок сам должен захотеть быть как «мама и папа», ему нужно только помочь в этом.

И, все-таки, какие главные правила поведения за столом ребенок должен усвоить?

1) Умение сидеть прямо, не балуясь и не болтая ногами.

2) Аккуратность, то есть не крошить хлебом, нарочно не проливать еду на скатерть и т.п.

3) Владение ложкой, вилкой и салфеткой. По-возможности, привить навык пользования неострым ножом;

4) Вежливость, садясь за стол желать присутствующим «Приятного аппетита», а вставая после приема пищи, благодарить родителей или хозяев дома за угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по столовому этикету на тему: ...

История этикета очень интересна, и её значение принесет нам, воспитателям, несомненную пользу. Ведь детям мало сказать:" Делай так, а не иначе". Надо объяснить. почему, и умело объяснить. В противном...

Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...