Домой / Форма бровей / Самые необычные специальности в модной индустрии. Что такое фешн (fashion)? Мода, фешн-ритейл и фешн-макияж Fashion индустрии

Самые необычные специальности в модной индустрии. Что такое фешн (fashion)? Мода, фешн-ритейл и фешн-макияж Fashion индустрии

В России появляется всё больше локального производства одежды под своим брендом. По просьбе Biz360 эксперты модного бизнеса Дмитрий Тимуршин (Freedom Team) и Дарья Ядерная (Y Consulting) дали рекомендации, как начать своё дело талантливому дизайнеру одежды и повести маркетинг в индустрии моды. А , владелица бренда женского белья «Косичкина», , основатель компании по пошиву курток Northwestfur, , основатель бренда Siberia, и , выпускающая одежду под марками Tanya Snezh-Lebedeva и Silen Shust, прокомментировали эти рекомендации, как превратить производство одежды в бизнес.

Предприниматель, эксперт по запуску креативных пространств в ритейле. Директор агентства творческих инициатив Freedom Team , владелец магазинов фэшн-марок российских дизайнеров в Петербурге , студии печати на ткани Printlab , швейного коворкинга Workplace , линии одежды Freedom by Tecstyle , организатор фестиваля локальных фэшн-марок Freedom Market и т.д.

1. Будьте одержимы

Начинать фэшн-бизнес без опыта имеет смысл только в том случае, если есть одержимость. Иначе вы быстро сдуетесь.

  • : Желательно ещё иметь идею бизнеса и четкое представление, чего именно вы хотите. Делайте то, что вы задумали, не надо пытаться угодить покупателю, из этого ничего не выйдет. Лучше убеждайте покупателя в том, что ваш продукт - лучший для него.

2. Не стартуйте без бизнес-плана

Составьте бизнес-план - лучше потерять деньги на бумаге, чем по-настоящему. Не забудьте включить в статью расходов и собственную зарплату - хотя бы по минимальной почасовой ставке. Увеличьте получившуюся сумму на 20-50% - это и будет реальный минимум, включающий непредвиденные расходы. Вы должны иметь запас прочности как минимум на три месяца работы в минус.

    : Если вы хотите построить не микробутик, а полноценный бизнес, то увеличьте сумму не на 50, а на 300% и будьте готовы к запасу прочности на 2-3 года работы в минус. Чаще всего, делая бизнес-план, люди не думают о сертификации, бухгалтерии, внезапных колебаниях цен на материалы, упаковке, бирках, складской таре, курьерах, некачественно сделанных работах, которые нужно будет переделывать - от лекал до фотографий, и прочем .

    : Запас прочности нужен минимум на год.

    : На практике марка/магазин с дорогим сегментом одежды раскручивается минимум два года. У нас так и было - два года работы с минимальной прибылью. То есть вы должны понимать, что это долгосрочное вложение и желательно иметь дополнительный источник дохода или стартовый капитал, который позволит не разочароваться в вашей идее раньше времени.

3. Проверьте спрос на ваш товар

Для этого можно интернет-магазин в «ВКонтакте», представив в нём примерный ассортимент. Пошейте сэмплы, образцы; пусть сами, криво-косо, главное - уловить идею, поймать тренд. Так вы сможете познакомиться с целевой аудиторией, посмотреть, как люди реагируют на ваш товар. Отталкиваясь от этой реакции, можно вносить коррективы в коллекцию, изменять цифры в бизнес-плане.

4. Стартуйте с бюджетом не менее 300 тысяч рублей

Есть прецеденты, когда люди запускали производство одежды, имея 100 тысяч рублей. Но сегодня это малореально. «Средней температурой по больнице» считается цифра в 300 тысяч рублей. Это минимум, который уйдет у вас на разработку продукта и пошив, а также на всё, что связно с продвижением и упаковкой - сайт, логотип, копирайт, фотосессия и т.п. Эти две большие статьи съедят бюджета примерно поровну.

  • : Даже если вы сами не умеете строить лекала и шить, вы можете выбрать две-три модели, которые будут особенными благодаря своей идее, и продавать их в разных тканях и цветовых решениях. Примеров марок, которые начинали с такой стратегии - множество, взять хотя бы кардиганы грузинского бренда Lalo, которые начали с одной модели кардиганов с объёмными косами в разных цветах. Не стоит недооценивать упаковку. Она должна быть такой, чтобы покупатель, получая ваш товар, был очарован и тронут. Не обязательно тратиться на дорогие коробки к вашим платьям, достаточно каких-то интересных деталей.


Таня Снеж Лебедева (бренды Tanya Snezh-Lebedeva и Silen Shust).

5. На отшив коллекции потребуется
не менее 500 тысяч рублей

После того, как вы пройдёте первую стадию - тестирования идеи (300 тысяч рублей), понадобятся дополнительные вложения, примерно 0,5-1 млн. рублей на отшив коллекции в тираже. Они уйдут на увеличение объёмов выпускаемой продукции, расширение модельного ряда, увеличение количественного присутствия, рост розничной сети, работу с так называемыми «лидерами мнений» (реклама, промо).

Найти (не путайте с «отдать») эту сумму зачастую легче, так как у вас уже будут статистические показатели продаж. То есть в банк за кредитом вы придёте не с пустыми руками.

    : Чтобы нормально торговать в офлайн-магазине, нужно в среднем иметь товара на 1-2 млн. рублей.

    : Если вы нашьёте изделий, а они «зависнут», вполне реально разориться за сезон. Не делайте поначалу большого тиража - пошейте пару-тройку моделей в хорошем качестве, выложите в соцсети, покажите в шоурумах, посмотрите на реакцию. Сейчас многие швейные цеха берутся за штучное производство. Если не знаете ни одного цеха, поищите швею на osinka.ru или договоритесь с ателье, что будете обеспечивать их потоком заказов, если они предоставят вам скидку. Тогда вы сможете сделать свои модели в образцах или минимальных сериях, а дальше шить столько, сколько закажут. Это реальная схема, позволяющая начать с минимумом затрат.

    : Фэшн-бренды обычно уделяют мало внимания логистике и учёту, считая их скучными и неблагородными делами. На самом деле правильный склад решит проблему быстрой обработки заказов и позволит избежать очень распространённой заразы у маленьких брендов - отсутствия заявленных в магазине моделей. Не думайте, что вся коллекция удачно поместится у вас в гараже или за ширмой в офисе, планируйте складское помещение, артикулы, регулярные инвентаризации склада и людей, которые будут заниматься обработкой и отправкой заказов. Плохая доставка даёт гораздо больше негативных комментариев в сетях, чем сами модели.



Наталья Тарнавская (бренд «Косичкина»).


6. Придумайте запоминающееся название

Брендовое название для бренда одежды или магазина, как ни странно, может быть любым. Оно может быть даже совершенно не про одежду. Может быть абракадаброй или цифрами, лишь бы запоминалось. Главное - целостность нейминга и его созвучие с идеей продукта и ценностями целевой аудитории. Ваш креатив и marketing-стратегия должны быть понятны.

7. Не гонитесь за мировыми брендами, а опережайте их

Конкурировать с мировыми брендами у вас не получится, да и не следует. Но это тот случай, когда недостатки - ещё и преимущества. У вас всегда будет небольшой ассортимент, лимитированная коллекция, а значит, вы сможете гарантировать эксклюзивность каждой вещи. У вас будет заведомо выше скорость реакции на изменяющиеся тенденции, вы всегда сможете быть чуть впереди, успевать раньше мировых брендов. Это то, что ценится молодой и творческой аудиторией. Главное в локальном фешн-бизнесе – это своевременность, актуальность коллекций и правильная цена.

  • : К вам также пойдут люди, которым нужно не просто одеться, но для которых важны мелочи, от кроя до строчек. Не обращайте внимания на «обывателей», массовый продукт - это отдельная история и вам в неё не надо. Со временем, когда вы станете хорошо известны в определенных кругах, массовый покупатель сам вами заинтересуется.


Игорь Фролов (бренд Northwestfur).

8. Изучайте опыт «динозавров» fashion-индустрии

Не конкурировать с зарубежными «монстрами» - вовсе не значит, что на них не стоит обращать внимания. Изучайте их опыт, их ранние ошибки, статистику продаж, маркетинговые ходы, которые выстрелили в своё время. Но! Всегда помните: в России своя специфика, и иностранный опыт может быть здесь применён лишь с «поправкой на местность».

  • : Я в качестве примера для подражания выбрал Canada Goose, досконально изучил их бизнес-модель и стараюсь применять их технологии у себя.

9. Договаривайтесь с сетями

Если вы только начинаете, то лучше ограничиться интернет-магазином или зайти на рынок через раскрученный розничный ритейл. Напишите администрации магазина или сети письмо с предложением, сопроводив его качественным портфолио своей коллекции. Звоните байерам, договаривайтесь о встречах, показывайте образцы.

10. Цена в интернете и в рознице должна быть одинаковой

Минимальная накрутка магазина: 100-150% под реализацию, 300% - при выкупе. Торговаться можно, но это может продолжаться долго и нервно. Альтернатива - продажа через интернет. Однако и в этом случае о ценах в магазинах не забывайте - держите их в голове при формировании розничной цены на свои изделия: цена на ваших ресурсах (сайт, соцсети) не должна отличаться от цены в магазинах, иначе с вами не будут работать.

11. С сайтом на старте можно подождать

Сайт одежному бренду не помешает, но на первом этапе он не так уж важен - сначала можно магазин в «Вконтакте». Продажи у вас сначала будут идти через соцсети, поэтому деньги и внимание лучше потратить в первую очередь на них. Магазин в «ВКонтакте» создаётся в любой группе - просто подключите эту функцию в настройках, заполните карточки товаров фото и описаниями, поставьте цену. От вас потребуется: хорошие фото, качественное описание моделей, хорошие цены и условия доставки.

  • : Тем не менее, сайт нужен. Его будут спрашивать и оптовики, и розничные покупатели.

12. Не торопитесь открывать шоу-рум

Открытие шоу-рума может разорить бизнес на старте. Аренда, оформление, зарплаты и прочие расходы быстро съедят ваши условные 300 тысяч рублей без всякого учёта «запаса прочности». На начальном этапе для вас куда важнее создать востребованный ассортимент, наладить производство и маркетинг. Если же вы хотите сразу играть по-взрослому, тогда приготовьтесь вложить в офлайн-точку от 200 тысяч рублей до 1 миллиона.

    : Пока вы стабильно не зарабатываете, свой офлайн-магазин не нужен. Но потом обязательно откройте хотя бы один, чтобы общаться с «живыми» покупателями. Пожелания оптовиков и конечного потребителя не всегда совпадают, а вам нужен именно конечный потребитель.

    : Бессмысленно делать магазин в крупных торговых центрах – это стоит больших денег и не окупится. Вам нужен небольшой уютный шоу-рум в хорошем доступном месте (у метро, с парковкой, пусть и во дворах или на третьем этаже бизнес-центра). Например, шоу-рум в 20 «квадратов» в пределах Бульварного кольца в Москве можно найти за 40 тысяч рублей в месяц, даже дешевле. Сделайте эти несколько метров такими, чтобы туда захотелось возвращаться. Не берите продавца, здесь распространена работа «по записи»: ваш клиент будет рад, если его встретит сам дизайнер.



Магазин фэшн-марок российских дизайнеров Freedom Store.


13. Не преувеличивайте фактор сезонности

Если вы – не массовое производство, не стоит шить пальто летом или парусиновые штаны зимой в надежде на большой сезонный спрос. Лучше разработайте 10 моделей сезонных вещей, сшив по три ходовых размера каждой позиции. А дальше – действуйте с учётом реального спроса.

  • : Вначале лучше шить по факту получения заказов. Потом сами поймёте, какие запасы вам нужны на складе.

14. Не забудьте про оборудование и ПО

Если вы всё-таки решили запускать шоу-рум, то вам понадобятся профильная система учета (например, «1С:Бухгалтерия»), экварийнг, а также камеры наблюдения на кассах и в зале.

  • : Важно обзавестись торговым эквайрингом – мобильным терминалом, принимающим карты. Его можно подключить к любому смартфону и принять оплату по карте клиента. Конечно, для этого у вас должно быть юридическое лицо, на счёт которого поступят деньги. Стандартный процент эквайринга – 1,5-2,5%. Плюс, не забывайте про налог в ценообразовании.

15. Продавцы должны быть лояльны бренду

Продавцы – важные люди в вашем бизнесе. Они должны быть с горящими глазами, абсолютно лояльные бренду. Мотивировать их лучше классической схемой формирования зарплаты: фиксированная часть плюс процент с продаж. Какой размер «фикса» устанавливать – зависит от эффективности сотрудника и вашего чутья. Бескомпромиссно расставайтесь с ворами и лентяями, которые «сидят за зарплату» и не заинтересованы в процентах с продаж.

16. Не тратьтесь на излишний пиар

Если денег в обрез, ваши траты должны соответствовать принципам необходимого и достаточного. То есть ни пышное открытие магазина, ни дорогой ремонт не нужны. Экономьте на участии в платных фэшн-показах, если это не является частью PR-стратегии. И вообще, если вы - не PR-специалист или маркетолог (и других нет), то и никаких показов не надо. На начальном этапе вам достаточно будет участвовать в маркетах - локальных «гараж-сейлах». Такой подход сразу даст прямые продажи и обратную связь от живой аудитории. Кроме того, сэкономить можно, правильно выбрав форму собственности и тип налогообложения.

17. Не экономьте на фотографиях

На чём не стоит экономить, так это на хороших фотографиях. Они вам понадобятся и для продаж в соцсетях, и для оформления сайта в будущем, и для продвижения. Люди покупают глазами, работают эмоции. По той же причине уделите особое внимание разработке логотипа, истории бренда, его легенде. Не жалейте денег на хорошие тексты и работу с соцсетями.

18. Не шейте из «обидных» материалов

Нет никакого смысла в погоне за ценой шить из дешёвого материала сомнительного качества. Всё равно себестоимость пошива у вас будет значительно выше, чем у масс-маркета. Постарайтесь найти золотую середину «цена-качество». Помните, ваше преимущество - эксклюзивность. Нельзя делать вещи из «обидных» материалов.

  • : Качественные материалы - ваше основное конкурентное преимущество, забудьте про низкие цены.

19. Рассказывайте свою историю

Что делать в соцсетях? Рассказывайте свою историю. Это может быть ваш личный бренд - человека-дизайнера. Почему нет? Пишите о своём деле, которое стало вашим смыслом. Пишите о том, что делаете действительно хорошо. Люди любят истории про смелых, способных идти за своей мечтой. Ваша история будет продавать вас и то, что вы создаёте.

  • : Посыл к потребителю не может быть таким: купите мой товар. Вы должны говорить: купите мою идею. Поклонниками бренда становятся благодаря его идее, тогда о нем рассказывают при любой удобной возможности.


Эдуард Минасян (бренд Siberia).

20. Будьте дальновидны

Самые частые ошибки – непродуманность и недальновидность. Скажем, вы можете купить дорогую ткань, но при этом использовать дешёвую фурнитуру и не проработать досконально лекала. В итоге получите высокую себестоимость и невостребованное изделие.

21. Слушайте свою аудиторию

Не стоит ориентироваться исключительно на свой вкус. Всегда нужно пытаться понять потребности аудитории, слушать своих клиентов. Самый простой вариант обратной связи - количество заявок и обращений. Если в день у вас нет ни одного заказа, стоит задуматься над ассортиментом.

  • : Идти за аудиторией тоже не нужно, иначе вы начнете штамповать то, что и так уже продаётся тоннами вокруг.

22. Начните с коворкинга или ателье мелких серий

Если вы целитесь в нишу индивидуального пошива, есть смысл сначала податься в швейные коворкинги - пространства, в которых работают швеи, дизайнеры, модельеры. В коворкинге резиденты получают рабочее место и оборудование (швейная машинка, манекены, раскроечный стол и т.д.) Также там есть отдельная примерочная, где проходят встречи с клиентами. Это дешевле, чем свой цех. Там вы узнаете все подводные камни ремесла. А дальше уже примете решение: открывать собственный бизнес или отдавать заказы на аутсорсинг.


Швейный коворкинг WorkPlace.

Другой вариант - поищите ателье мелкосерийного производства. Открывать на начальном этапе собственное - рискованно и долго, да и рентабельность в этом случае с большой долей вероятности будет отрицательной.

23. Не гонитесь за широкой линейкой

Сколько вещей отшивать для начала? Не начинайте с большого ассортимента. Для первой коллекции будет достаточно четырёх единиц изделия на один цвет и размер. Помните, только 20-30 процентов модельного ряда будут в дальнейшем приносить вам 80 процентов дохода. Поэтому сделайте акцент на трендах сезона, предложите самые актуальные, востребованные модели в трёх самых ходовых размерах. Точно не проиграете.

    : Небольшой ассортимент имеет большие плюсы для стартапа: меньше расходов и стабильнее качество.

    : Когда вы поработаете и поймёте, какие модели идут хорошо, какие шоу-румы или магазины их покупают и в каком количестве - вот тогда стоит делать сезонные запасы, исходя из планов продаж. Но если вы только начинаете, лучше найти пару швей-надомниц, которые смогут оперативно восполнить ваши запасы - пусть пошив выйдет и дороже, чем в цехе.

24. Будьте актуальным

Попадание в сезон - традиционно слабое место российских дизайнеров. Мы постоянно догоняем, но не задаём тренды. Если вам удастся «оседлать» волну, ваши сезонные продажи вырастут минимум вдвое. Как это сделать? Слушать своих клиентов и стремительно действовать. Ходите на тусовки, будьте там, где собирается активная молодёжь. Именно она, как бы плохо с деньгами ни было, всегда будет хотеть выглядеть иначе, чем большинство. Если нет желания тусить - существуют тренд-бюро. Раз в полгода они выпускают тренд-буки, где можно подглядеть новые тенденции.

  • : Ошибка многих начинающих дизайнеров в том, что создав какую-то популярную модель, в следующий сезон они отказываются её шить, поскольку «это прошлая коллекция». Пока вы не мировой фэшн-монстр, вам нет основания прекращать выпускать модели, которые хорошо покупают. Это не нужно ни вам, ни вашим клиентам. Определите своих «дойных коров» и предлагайте их в разных цветовых решениях с разными дополнениями.

25. Расходные материалы покупайте оптом

Ткани всегда выгоднее покупать оптом. Опт часто начинается от одного рулона. Да, представьте: всего один рулон, а не вагон или состав, как думают многие. Часто трикотаж продают на вес. Крупная партия в этом случае начинается от 20 кг. Поэтому пусть вас не пугает это неуютное слово «опт». Кроме того, традиционно в Петербурге (и тем более, в регионах) выбор ткани и фурнитуры значительно меньше, чем в Москве, а значит, есть смысл поискать поставщиков в столице.

Покупать ткани и фурнитуру за границей - в Китае, Индии и т.д. - на первом этапе нет смысла: у вас слишком маленькие объёмы, разница в цене для вас не будет ощутимой.

    : В Москве хорошие ткани для верхней одежды продает «Юнсен», у них есть представительство и в Петербурге. Недорогие ткани можно брать в «Балтийском текстиле». Утеплители от фабрики нетканых материалов «Весь мир» ничем не хуже импортных аналогов. По соотношению цена-качество рекомендую нитки прядильно-ниточного комбината им. С.М. Кирова. Молнии лучше брать в российском представительстве YKK, из недорогих могу посоветовать Arta-F. Фурнитура - кнопки, липучки и т.д. - BIG-accessories. Это то, что мы сами используем для пошива курток. Для других видов одежды материалы будут отличаться.

    : Зачастую выгоднее покупать ткани в Италии на стоках, чем в Китае и Индии. К тому же в Италии вы можете найти действительно оригинальный материал. Стоки работают круглый год, но если ехать невыгодно - есть много магазинов, занимающихся продажей итальянских стоковых тканей в России. Для того, чтобы попасть на какие-то специализированные стоки в Европе, можно воспользоваться услугами специальных агентов. Также в Италии есть город Прато - центр текстильной промышленности - там без проблем можно найти склады стоковых тканей.

26. Локальные марки сейчас очень востребованы

Конкуренции в локальном фэшн-бизнесе как таковой нет. Хотя эта ниша сейчас очень востребованная. Связано это с тем, что кризису всего полтора года, и мало кто смог эффективно среагировать на освободившуюся нишу. Добавьте к этому и общий мировой тренд сопротивления корпорациям, компаниям-гигантам. Главным вашим соперником можно считать масс-маркет. Поэтому между собой выгоднее не соперничать, а объединяться, учиться друг у друга.


27. Следите за трендами

Так сложилось, что Россия находится на периферии мировой моды, поэтому все тренды к нам приходят из-за границы. Это значит, что вы можете хотя бы примерно угадать, что будет модно в ближайшем сезоне.

28. Учитесь у успешных практиков

В наших институтах готовят ремесленников. А чтобы бизнес удался, нужен симбиоз знаний, навыков, фантазии и коммерческого чутья. Поэтому правильным шагом для расширения собственных профессиональных горизонтов будет посещение интенсивов и курсов от уже состоявшихся профи, имеющих работающие бизнесы.

29. Будьте оптимистом

Обмануть вас могут на любом этапе. Но это не значит, что обманут непременно. Если постоянно пребывать в страхе, лучше вообще ничего не начинать.

30. Ищите «ту самую» идею

Ваша марка может выстрелить и долго держаться в топе благодаря лишь одной яркой и стильной идее.

  • : Швейный бизнес успешен только тогда, когда пошивом и раскроем занимаются профи-швеи, а маркетингом - профи в маркетинге, никак не наоборот. Российский локальный легпром страдает очень низким качеством пошива и экономией на материалах. Стартаперы верят, что смелый дизайн или яркий бренд заменят ровную строчку. Пожалуйста, избегайте этого и берите на работу к станку только ремесленников, а не талантливых дизайнеров.

Бизнес-консультант, владелец и директор исследовательской компании в индустрии моды Y Consulting , баинг-агентства Y for Buy , преподаватель МГИМО и Британской высшей школы дизайна в Москве, бизнес-тренер Art&Image. Была директором деловой программы Mercedes Benz Fashion Week Russia, экспертом Baku Fashion Week 2014, Caspian Fashion Week 2015, Belarus Fashion Week и т.д.

1. Разработайте «план Б»

В бизнес-плане нужно не забывать о «плане Б»: что я буду делать, если не получится. Посчитайте, сколько денег вы потеряете. Товар всегда можно реализовать - вопрос, по какой цене. А какие-то расходы (например, затраты на показы) возместить не получится.

2. Нельзя продать коллекцию, не пошив её

Если вы давно знакомы с байерами (закупщики товара для магазинов одежды) и у вас хорошие отношения, теоретически возможен вариант, когда байеры посмотрят на эскизы и сразу дадут резюме по закупке. В моей практике был такой случай, но это редкость. Прототипы придётся отшить всё равно, и уже потом тестировать их на стилистах и байерах.

3. Запланируйте на отшив коллекции ~300 тысяч рублей

Разработка и отшив коллекции в 10-12 артикулов обойдётся примерно в 300 тысяч рублей. Это очень примерно.

В частности, разработка одного лекала стоит 3 тысячи рублей, на 10 артикулов это получится 30 тысяч. Еще около тысячи рублей - градация на два размера. Итого, 40 тысяч рублей на лекала.

Если в рознице ваш товар стоит от 8 до 10 тысяч рублей за единицу, то себестоимость её производства - примерно 2,5 тысячи. 10 артикулов в трёх размерах (30 изделий) – уже 75 тысяч рублей. Это в идеальном мире. На практике в первый раз будет примерно +30% к цене, то есть 105 тысяч рублей. Пошив первых образцов будет стоить в два раза дороже. 10 артикулов по 5 тысяч рублей – 50 тысяч рублей.

Съемка лукбука - около 30 тысяч рублей, и это минимум. Бирки – около 10 тысяч рублей за минимальную партию. Сайт – 10 тысяч рублей, сюда войдёт наполнение, оплата домена и, например, конструктор Wix.com. Регистрация юридического лица – около 10 тысяч рублей.

Это уже 255 000 рублей. Добавьте транспортные расходы (поездки на фабрики и к партнёрам), печать полиграфической продукции (каталоги, визитки) и т.д.

  • : Всё зависит от товара и подхода. Свой бренд мы запустили на семь тысяч рублей, заплатив за пошив первых футболок, а через год наш оборот составлял 700 тысяч в год. Лукбук, реклама, онлайн-магазин - всё это можно сделать по взаимозачёту или вообще бесплатно. Главное, не терять качество исполнения.

4. Грамотно планируйте запасы

В каждую точку продаж нужно поставить не менее 40 изделий. Если у вас 2-3 такие точки, надо будет отшить около 120 изделий. Это потребует не менее 300 тысяч рублей инвестиций. Кроме того, нужно иметь в наличии товар для себя (интернет-магазин, инстаграм-продажи – тоже около 100 изделий. Плюс нужны деньги на PR, шоу-рум и прочее – например, химчистку после съёмок.

  • : Работая с розницей по реализации, вам нужно будет вкладывать в неё существенно больше, чем вы будете получать. Например, чтобы закрыть ассортимент в одной розничной точке, нужно поставить сотню единиц продукции. Но это не значит, что сто предметов магазин продаст за месяц - в лучшем случае он реализует двадцать штук, но через месяц попросит закрыть дыры в ассортименте новой поставкой. Отшивая партию, будьте готовы к тому, что вы с ней расстанетесь сразу, а деньги за неё будете получать весь следующий год. При этом только крупные ритейлеры аккуратно выплачивают деньги и делают осязаемые объёмы продаж, поэтому с ними не страшно работать по реализации. Маленькие бутики продают очень плохо, а не платить привыкли стабильно, поэтому лучше продавать им меньше, но по предоплате.

5. Используйте маркетплейсы

Нет смысла повторять уже пройдённый путь, надо идти своей дорогой, пользоваться новыми возможностями - например, маркетплейсами (виртуальными торговыми площадками – прим. редакции).

  • : Не для всякого товара подходят маркетплейсы. Этот формат рассчитан на широкую аудиторию, средний или низкий ценовой сегмент. Участие в маркетпейсе марки, позиционирующейся как люксовая и эксклюзивная, может оказаться ударом по имиджу.

6. Помните о важности примерки

Есть мнение, что на маркетах неудобно мерить одежду. Тем не менее, все меряют.

7. Шоу-рум потребует серьёзных расходов

Открывать собственный бизнес офлайн-магазин потребует от 3 миллионов рублей инвестиций. Эти деньги пойдут на ремонт помещения, торговое оборудование, свет, музыку, кассу, депозит за аренду и саму аренду на первый месяц, собственно товар. Плюс расходы на открытие магазина.

  • : Для открытия шоу-рума без учёта стоимости товара достаточно будет 180 тысяч рублей: 80 тысяч - аренда первого и последнего месяца при условии арендной ставки 40 тысячи рублей, 40 тысяч – агенту по недвижимости, 60 тысяч - на ремонт и оборудование. Шоу-рум должен быть удобным, уютным и стильным – итальянские у вас вешала или из «Икеи», значения не имеет. Создайте атмосферу, любому дизайнеру это под силу.

8. Используйте конструкторы сайтов

Минимальная стоимость изготовления интернет-магазина одежды – 20 тысяч рублей. Самое важное в нём – удобство использования. Лучше взять готовый шаблон, чем изобретать велосипед.


9. Соблюдайте баланс между базовыми
и экспериментальными моделями

Выбор ассортимента - это вопрос правильного баланса между базой и трендом, ядром бренда и коммерческими экспериментами. В среднем, на базовые модели приходится около 40% ассортимента, на ядро коллекции и тренд – еще около 40%. Eye-catchers (яркие модели, бросающиеся в глаза) и высокий тренд занимают не более 20%.

  • : Российскому дизайнеру надо быть готовым к тому, что разрабатывать модели он сможет на основе доступных тканей и фурнитуры, а не наоборот - подбирать ткань к придуманной модели. Привязка моделей к материалам означает необходимость большой закупки сырья. Пример: вы придумали модель, купили ткани на одну партию, модель пользуется спросом, а ткань у поставщиков закончилась – всё, повторить партию вы не сможете.

10. Пресекайте воровство со стороны продавцов

Пять технологий, с помощью которых продавцы одежды обычно обманывают работодателей:

    пробивают товары своим сообщникам по заниженной цене, как со скидкой;

    сканируют один товар, а продают другой;

    принимают на обмен более дешёвый товар с дорогой биркой и меняют на более дорогой;

    «подсортировывают» товар – то есть добавляют более дешёвые товары под видом дорогих или товары других марок под поддельными бирками;

    выписывают бумажные чеки, а не пробивают в кассе.

11. Правильно выбирайте налоговый режим

Если вы выбрали и собрались платить налог 15% с дохода после вычета расходов, то подумайте, точно ли вы сможете учитывать все свои траты? Часто локальные производители одежды покупают ткани и фурнитуру неофициально, часть расходов вообще не учитывается де факто. В этом случае лучше выбрать 6% с дохода, а по мере «легализации» бизнеса переходить на первый вариант.

Участие в платных фэшн-показах стоит от 100 тысяч до 2 миллионов рублей, не считая затрат на подготовку моделей. Показы дают PR и узнаваемость, но в целом – как сработаете. Если ваша цель – клиенты, то ориентируйтесь на локальные и региональные показы, если цель – PR, то эффективнее большие площадки. Ради PR и узнаваемости у отраслевой публики стоит участвовать в конкурсах дизайнеров. Не важно, выиграли вы или нет, о вас напишут как об участнике конкурса, вы познакомитесь с жюри, в котором сидят эксперты отрасли, узнаете больше о внутренней «кухне».

13. Планируйте пиар-активности

Пиар-стратегия должна прописываться на год вперёд – все PR мероприятия, выступления, график публикаций в социальных сетях, цели по прессе, работе с блогерами и знаменитостями. Это нужно, чтобы заложить расходы в бюджет, планировать движение образцов по журналам и воплощать имидж бренда последовательно, а не хаотично.

  • : Никогда не делайте что-либо на «отвали», даже посты в соцсетях. Пользователи чувствуют всё, любую халатность. Не превращайте соцсеть в мусорку. И фото, и описание товара должны быть на высоте – особенно, если единственный контакт с вашей продукцией покупатель имеет через интернет.

14. Узнавайте свою аудиторию

Смотрите на реальную аудиторию. Например, вы делаете одежду для юных девушек, а приходят к вам преимущественно женщины в возрасте 40+. Им, в отличие от девушек, ваша продукция нравится, но влезть в неё они не могут - нужен другой размер или посадка по фигуре (ретро-посадка).

  • : Люди любят общаться. Спрашивайте у людей, которые приобрели ваш товар, всё ли им понравилось. Был ли вежлив с ними менеджер или транспортная служба. Нравится ли им ярлычок на футболке и как они узнали о вашем бренде. От покупателей вы получите самые ценные замечания.

15. Сертификация – не обязательна

Сертификация одежды не является обязательной, если это не нижнее белье и не детская одежда.

  • : Сертификаты или декларации соответствия вам нужны для офлайновой розницы или работы с крупными магазинами, поэтому, если первые коллекции вы планируете продавать в своих интернет-магазинах и соцсетях, можно отложить вопрос сертифицирования.

16. За скидками – на улицу Сельскохозяйственная

Все спрашивают: где можно выбирать и закупать материалы мелким оптом со скидками? Улица Сельскохозяйственная в Москве вас спасёт.

17. Спрашивайте у подрядчика о его клиентах

При выборе мелкосерийного производства смотрите не только на сроки и цены, но и на то, для кого они шьют. Так можно отследить качество.

18. Не промахнитесь с ценой

«Дизайнерская» вещь по-российски стоит от 5000 рублей, по мировым стандартам – от 250 евро в рознице.


19. Привлекать ли инвестора: взвесьте все «за» и «против»

Инвестор нужен, когда вы уже реализовали несколько коллекций (3-4 сезона), но для расширения производства и PR-поддержки не хватает денег. Например, чтобы отшить большой тираж (в том числе для крупных партнёров, которые работают только на условиях реализации), чтобы выйти на международный рынок, оплатить участие в международной выставке. Органический рост – это хорошо, но медленно. Без инвестора рост может занимать от 5 до 10 лет, с инвестором – от 2 до 3 лет.

  • : Я уверен, что вариант постепенного развития – лучший. Не стоит сразу вкладывать деньги во всё, расставьте приоритеты.

20. Главное – бизнес-процессы

Стратегию бренда можно выстроить только на бизнес-процессах. Дизайн может быть их основой, а может и не быть, но без правильных бизнес-процессов любая идея, даже самая оригинальная, загнётся.

21. Тренды : plus size, домашняя одежда , silver market

Какие тренды я вижу в ближайшие 5 лет? Сейчас активно развивается ниша размеров plus size, однако рынок магазинов для этой среды ещё не сформирован, то есть спрос на дизайнерскую одежду есть, но дизайнерам по сути негде её продавать. Аналогичная история и с домашней одеждой – это очень перспективный рынок, но он только формируется.

Очень важной нишей становится silver market – рынок зрелых покупателей в возрасте старше 50 лет. Старение населения – мировой тренд, у этих покупателей есть средства, которые они могут потратить на себя. Но мода, в основном, по-прежнему ориентирована на молодых покупателей и в трендах, и в крое – например, на рынке очень не хватает изделий с ретро-посадкой.

Natalia Popova | 27.03.2018

В рамках Недели моды в Москве состоялась трехдневная деловая программа. На старте бодрый тон задала форсайт-сессия «Fashion индустрия 4.0: что это такое и в каком направлении двигаться?» с участием инсайдеров и тренд-сеттеров индустрии и под модераторством генерального директора FCG Анны Лебсак-Клейманс.


В дискуссии участвовали: Алена Исаева (журналист, экс-главный редактор Aizel, Numero, Marie Claire), Михаил Коловангин (chief байер ЦУМ), Мария Горкуш (руководитель Fashion tech акселератора Faberlic), Анна Черных, Владимир Тилинин (кураторы курса «Дизайн одежды» БВШД), Роман Ефремов (генеральный директор отраслевого союза FashionNet).


Анна Лебсак-Клейманс отметила: «Новый тип индустрии - технологичный и гиперпродуктивный. Основные ниши fashion tech: в продукте, в процессе разработки, кастомизации, в дистрибуции, коммуникации. В качестве примера действия «Индустрии 4.0» можно привести немецкое предприятие компании Adidas. Если на заводах этого производителя спортивной одежды в Азии и Мексике используется дешевая рабочая сила, то в Германии на заводе Adidas человеческое участие минимально. Люди лишь задают программу на компьютере и периодически контролируют её работу».


Новый тип индустрии - технологичный и гиперпродуктивный

«Главное в моде - острый глаз и чувство момента. Сегодня невозможно работать по каким-то наработанным правилам, приходится все время менять их. Нужно немного предвосхищать, быть хотя бы на полшага впереди, меняться и остро реагировать на все новое», - заявила на сессии Алена Исаева.

Михаил Коловангин подчеркнул: «Свитшот, футболка, бомбер - это все, вокруг чего сейчас крутится вся мода. Модификации. И в женский гардероб тренды все больше приходят из мужского гардероба. Меньше юбок, больше брюк. Самый большой тренд - брючный женский костюм. Это связано с тем, что женщины стали более независимыми, самостоятельными финансово. Еще один тренд, как мы называем его, Zero-gravity - коллаборации, не привязанные ни к какому сезону. "Коллабы" с раскрученными марками (Nike, Adidas и другие), которым нужен люксовый сегмент, и они делают лимитированные коллекции, которые раскупаются по предзаказу - через интернет».


В свою очередь, Анна Черных и Владимир Тилинин заметили, что «специалист 4.0 - это мультизадачный человек в многочисленных, но смежных областях. Взаимодействие человека с технологиями - это неизбежное явление, но как и человека, все технологии и системы нельзя оставлять без контроля. В будущем понятие торгового центра уйдёт из нашей жизни, а привычные нам магазины превратятся в огромные площадки, где будет все, что нужно потребителю, процессы будут автоматизированы, а из персонала останется только один человек».

Завершила первый день Людмила Михайлова-Командрэ из парижского бюро Trend & Tendance и ее лекция о том, как российским дизайнерам выйти на европейский рынок и грамотно работать там с шоурумами. Среди важных практических советов речь шла о следующих: после заключения договора делать все в оговоренные сроки, и даже раньше, чтобы заработать авторитет надежного партнера, что не менее важно, чем дизайн коллекций; выпускать капсулы вместо больших коллекций; прислушиваться к рынку и запросам потребителей; анализировать работу шоурума и ваше с ним сотрудничество.

Мода всегда была драйвером инновационного процесса, только в нашу эпоху она стимулирует разработку не швейных машинок и жаккардовых станков, а электронной коммерции и искусственного интеллекта

В конце февраля известная исследовательская компания CB Insights представила новый доклад «Будущее моды: как технологии преобразуют индустрию от дизайна до мерчандайзинга» (The Future Of Fashion: From Design To Merchandising, How Tech Is Reshaping The Industry).

Для людей, далеких от мира моды, а к числу таковых, очевидно, следует отнести большую часть мужского населения нашей планеты, заявленная в обзоре тема «технологические инновации в модной индустрии» может показаться надуманной. Однако стоит погрузиться в детали - и скепсис улетучивается.

Более того, исходный тезис авторов исследования: мода всегда была одним из важных очагов инновационного процесса, начиная с изобретения швейной машинки и до подъема электронной коммерции, - уже не выглядит гиперболой, использованной с целью привлечения интереса читателей.

Быстрая мода круглый год

Одним из самых заметных проявлений «подрывного эффекта», оказываемого новыми технологиями (прежде всего в IT-сфере) на мир модной индустрии, стало быстрое размывание сезонного графика, на который еще недавно прошлом уверенно ориентировались крупнейшие дома моды.

Мода в цифрах и фактах

Общий объем глобального рынка одежды (apparel market) в настоящее время, по данным интернет-портала FashionUnited, составляет порядка 3 трлн долларов (2% мирового ВВП). Впрочем, эта оценка достаточно условна. Скажем, по информации, представленной на сайте brandongaille.com, совокупный объем мирового рынка швейной и текстильной промышленности составляет чуть более 2,5 трлн долларов (суммарный объем продаж на этом рынке, в свою очередь, составляет чуть более 700 млрд долларов).

Что же касется оценок объемов крупнейших сегментов рынка модной индустрии, согласно FashionUnited, то 621 млрд долларов приходится на долю женской одежды, 402 млрд - на мужскую, около 340 млрд - это рынок розничной торговли предметами роскоши (сегмент luxury goods); мировой рынок детской одежды оценивается в 186 млрд долларов, на рынок спортивной обуви приходится еще около 90 млрд, и, наконец, специально выделяется сегмент свадебной одежды (bridalwear), объем которого составляет 57 млрд долларов.

В совместном докладе State of Fashion 2018, выпущенном в ноябре 2017 года McKinsey & Company и Business of Fashion, отмечается, что после периода стагнации на мировом рынке моды в последние два года наметилось новое оживление: так, в 2018 году прогнозируется прирост этого рынка на 3,5–4,5% по сравнению с 1,5% в 2016-м. При этом текущий год должен стать переломным по части географии продаж: впервые доля Европы и Северной Америки в глобальных объемах продаж одежды и обуви опустится ниже 50%, тогда как на долю Азии придется порядка 40% продаж, а онлайн-составляющая азиатского рынка в ближайшие два года должна вырасти до 1,4 трлн долларов.

Крупнейшим экспортером одежды и обуви в мире на протяжении многих лет остается Китай. Кроме него в пятерку основных стран-экспортеров входят Индия, Италия, Турция и Бангладеш (в общей сложности доля этих пяти стран на мировом рынке одежды составляет около 55%, но более трети приходится на Китай). В обувном сегменте в тройку лидеров помимо КНР входят Вьетнам и Италия, и это трио производит около 70% общего мирового объема.

Мировой рейтинг fashion-компаний по общему объему продаж возглавляют Nike и испанский гигант Inditex, специализирующийся в сегменте fast-fashion (его главная торговая сеть - Zara). В пятерку лидеров также входят французский конгломерат LVMH (Louis Vuitton Moët Hennessy), ориентированный на премиальные сегменты, американская TJX (самый известный ее массовый бренд - T. J. Maxx) и шведская fast-fashion компания H&M.

В свою очередь, в рейтинге Top 10 мировых брендов в мире моды, составленном в прошлом году исследовательской компанией D&B Hoovers, лидером оказался Louis Vuitton, за которым со значительным отрывом следуют H&M, Kering (группа-владелец таких известных брендов, как Gucci, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Brioni, Puma и др.), The Gap (ведущий американский ритейлер), Christian Dior и Richemont (швейцарский холдинг, владеющий в том числе Cartier и Montblanc).

В течение нескольких послевоенных десятилетий у fashion-индустрии официально было всего лишь два сезона: весенне-летние коллекции демонстрировались на подиумах в начале осени, а осенне-зимние линии одежды и обуви традиционно презентовались в феврале.

Эти два пика, обеспечивающие стабильный полугодичный интервал от анонсов до первых розничных продаж, позволяли ведущим брендам иметь достаточный запас времени для прощупывания потенциального спроса на новые коллекции и соответствующей корректировки планируемых объемов производства.

Однако эпоха превалирования этой классической модели, по всей видимости, уже завершилась - благодаря новому поколению ритейлеров, специализирующихся в более дешевом сегменте модного рынка, fast-fashion («быстрой» моде).

По оценкам Business Insider, средняя продолжительность времени, которое сегодня уходит у производителей предметов одежды на полный цикл - от стадии дизайна продукта до его появления на полках магазинов (time to shelf), - порядка 12 недель. Однако у многих лидеров отрасли этот показатель значительно меньше - например, у британского онлайн-ритейлера ASOS он составляет около шести недель, а у крупнейшей испанской торговой сети Zara (входит в группу Inditex) - пять недель. Благодаря этому ускоренному циклу, а также акценту на более дешевый сегмент рынка fast-fashion, испанский лидер мирового ритейла, в частности, сумел добиться в прошлом году заметного прироста продаж (на 10% по сравнению с 2016 г.дом, тогда как в среднем по отрасли он составил менее 3%).

Причем некоторые бренды в сфере fast-fashion сегодня фактически уже вышли на еженедельный график, умудряясь за год представлять на рынке более 50 «микросезонов». А один из самых известных представителей этой когорты, британский ритейлер Topshop, работающий как на живом розничном рынке, так и через различные онлайн-каналы (ТВ и интернет), недавно прославился тем, что всего за одну неделю анонсировал более 400 новых линий одежды.

Отметим также, что многие бренды fast-fashion очень успешно используют проверенную на многих других технологических направлениях тактику опережающего копирования новых линий одежды и аксессуаров, заблаговременно демонстрирующихся на подиумах классическими домами моды, и зачастую успевают выставлять на магазинные полки свои версии этих изделий раньше самих оригинальных дизайнеров.

Дополнительным подспорьем в этом процессе для молодых fast-fashion-компаний становится то, что они, как правило, ориентированы на менее притязательную массовую аудиторию, нанимают дешевую рабочую силу и сырье (особенно это касается текстильных производств), а также зачастую куда более агрессивно используют для продвижения своей продукции современные массмедиа (прежде всего различные интернет-каналы и популярные социальные сети - Facebook, Instagram, Pinterest и др.).

Среднее время, которое сегодня уходит у производителей предметов одежды на полный цикл - от стадии дизайна продукта до его появления на полках магазинов, - порядка 12 недель. Однако у многих лидеров отрасли этот показатель значительно меньше

И, как отмечается в обзоре CB Insights, традиционные fashion-бренды (получившие также обозначение slow fashion, «медленной» моды, теперь вынуждены подстраиваться под новый укороченный график - дебютные коллекции у многих домов высокой моды запускаются уже не два раза в год, а почти ежемесячно.

В растущем перечне известных брендов, поневоле активно экспериментирующих с различными схемами и технологиями ускоренного запуска новых коллекций, следует особо выделить американскую компанию Tommy Hilfiger (в 2010 году она была приобретена за 3 млрд долларов корпорацией Phillips-Van Heusen).

Так, руководство этой компании недавно официально объявило о запуске нового совместного проекта с IBM и Fashion Institute of Technology по созданию на базе инструментов искусственного интеллекта IBM специализированной компьютерной системы прогнозирования в реальном времени зарождающихся трендов в мире моды, оперативного анализа реакции потенциальных клиентов на анонсируемые компанией через интернет новые модели и ускоренного переформатирования на основании получаемой информации различных элементов дизайна этих моделей.

Но помимо этих планов на будущее Tommy Hilfiger уже предприняла конкретные шаги по внедрению современных IT-технологий в бизнес-процесс, сделав ставку на массовое раскручивание новой линии, получившей говорящее название TommyNow («Томми сейчас») через современные интернет-каналы (акцент опять-таки был сделан на соцсети), в том числе прямую трансляцию дебютного показа в Facebook Live, а также путем предоставления всем желающим возможности быстрого заказа только что продемонстрированных новых моделей как в онлайн-режиме, так и в розничных магазинах.

TOMMYNOW, новая коллекция Тома Хилфингера Весна-Лето. Милан, февраль 2018 года

Фотография: Gettyimages

И эта схема, успешно опробованная Tommy Hilfiger (по заявлениям руководства компании, благодаря ее запуску time to shelf для новой линии удалось сократить почти в три раза по сравнению с предыдущими традиционными коллекциями), затем была очень быстро растиражирована ведущими брендами slow fashion.

Другой крупнейший итальянский производитель, Gucci, недавно официально объявил о своих планах существенной оптимизации логистической цепочки и повышения оперативности реагирования на спрос. В качестве конкретного шага в этом направлении Gucci собирается в скором времени открыть новую экспериментальную технологическую площадку в родной Италии - Gucci Art Lab, которая будет специализироваться на производстве различных кожаных изделий. Основной целью этого нового проекта очевидно является радикальное укорачивание цепочки поставок (и общего числа поставщиков), которое, в идеале, позволит менеджменту Gucci осуществлять более гибкий оперативный контроль за всем производственным процессом, начиная с дизайнерской стадии и вплоть до конечного выпуска.

Фактор времени играет прежде всего на руку молодым стартапам в мире модной индустрии, которые благодаря новым IT-технологиям, использованию 3D-печати, робототехнике, и подключению мощных каналов e-коммерции пока оказываются намного расторопнее гигантов мира slow fashion

Впрочем, фактор времени играет прежде всего на руку молодым стартапам в мире модной индустрии, которые благодаря новым IT, использованию 3D-печати, робототехнике и подключению мощных каналов e-коммерции пока оказываются намного расторопнее гигантов мира slow fashion. И первую скрипку в этом процессе играет быстрорастущий онлайн-сегмент торговли одеждой, обувью и прочими носимыми изделиями.

Amazon и ее последователи

Главным возмутителем спокойствия мира моды аналитики дружно признают американский гигант электронной коммерции Amazon, который осуществляет массированное наступление на многих рыночных фронтах, и одним из приоритетов руководство этой компании, судя по всему, выбрало именно fashion-индустрию.

Так, в марте 2017 года Amazon получила американский патент на технологию производства одежды под заказ (on-demand apparel manufacturing), которая официально описывается как система, использующая специальное ПО для предварительного сбора и анализа различных запросов на создание новых линий одежды со всего мира и выдающая затем некий «эффективный план» ускоренного серийного выпуска этих изделий.

Месяцем позже Amazon представила новое многофункциональное устройство Amazon Echo Look, совмещающее в себе камеру hands-free и компьютерного помощника-стилиста и работающее в связке с Alexa - фирменной голосовой платформой компании, оснащенной искусственным интеллектом.

Пока это устройство еще не запущено в массовое производство и продается исключительно по специальным запросам, но уже активно рекламируется в качестве революционного продукта, призванного обеспечить доминирующие позиции американской компании в хайтек-сегменте fashion-индустрии.

Другим недавним знаковым решением Amazon стала покупка в октябре прошлого года нью-йоркского техностартапа Body Labs, специализирующегося на разработке компьютерного 3D-моделирования (одним из козырей этой компании считается инновационная технология SOMA, позволяющая эффективно комбинировать компьютерное зрение, искусственный интеллект и математическое моделирование для детальной проработки динамики движений человеческого тела, что представляет большой интерес для дизайнеров одежды).

Amazon представила новое многофункциональное устройство Amazon Echo Look, совмещающее в себе камеру hands-free и компьютерного помощника-стилиста и работающее в связке с Alexa - фирменной голосовой платформой компании, оснащенной искусственным интеллектом

Наконец, в начале января 2018-го. Amazon стала обладателем очередного патента на прототип «волшебного зеркала» (точнее говоря, «системы смешанной реальности», blended reality system), которое якобы сможет генерировать на базе комплексного анализа (3D-сканирования) видеоизображений людей - потенциальных заказчиков новых линий одежды виртуальные трехмерные модели, представленные в различных условиях и средах обитания (судя по всему, главные разработчики этого «волшебного зеркала» - специалисты компании BodyLabs).

Но несмотря на очевидный акцент, который американская компания делает на разработку перспективных IT и онлайн-каналы продаж, Amazon отнюдь не забывает и о традиционном розничном направлении в fashion-сегменте.

Причем активное внедрение Amazon на «живой» рынок фактически осуществляется на фоне крайне неблагоприятных рыночных прогнозов относительно судьбы розничных торговых сетей в обозримом будущем.

Так, эксперты Credit Suisse прогнозируют, что в течение ближайших пяти лет общее число розничных торговых центров-моллов в мире сократится примерно на 25%. За прошлый год, по некоторым оценкам, во всем мире было закрыто более пяти тысяч крупных моллов, и порядка половины этого числа пришлось на долю торговых центров, специализировавшихся на продаже одежды и электроники.

Тем не менее, по всей видимости, эти тенденции пока не слишком пугают руководство Amazon: по прогнозам аналитиков, уже в этом году компания должна выйти на первое место в США по розничным продажам одежды (пока лидером розничной торговли в этом сегменте в Соединенных Штатах остается торговая сеть Macy"s).

Google в сотрудничестве с немецкой онлайн-компанией Zalando недавно запустил новый проект Project Muze, эксперимент по созданию самообучающейся нейронной сети, которая будет пытаться «понимать» различные «эстетические параметры» и создавать компьютерные прототипы новых предметов одежды и обуви

Только в 2017 году Amazon вывела на рынок семь новых fashion-брендов, а в сентябре потратила несколько десятков миллионов долларов на мощную телерекламу своей новой осенней коллекции, и, по оценкам, общий доход от продажи различных предметов одежды, продаваемых под собственной торговой маркой (private label) Amazon, уже почти достиг 20 млрд долларов. Этому ободряющему примеру Amazon следуют и многие другие ведущие онлайн-платформы, например, свои фирменные линии также запустили один из лидеров европейской интернет-торговли одеждой и обувью немецкая Zalando и ведущая индийская компания в сфере е-коммерции Myntra.

Более того, эти интернет-платформы уже активно внедряются и в премиальные сегменты мира моды, запуская специализированные luxury-сервисы. Один из таких примеров - новая премиальная служба доставки JD Luxury Express, недавно открытая китайским порталом JD.com, другой - Luxury Pavilion, элитная программа по подписке, представленная Tmall, основным конкурентом JD.com на китайском рынке (это автономное подразделение Alibaba Group, которое ежемесячно привлекает более 500 млн активных пользователей/покупателей; данные на начало 2018 г.да). Отметим также, что этот китайский интернет-дуэт сейчас контролирует более 80% онлайн-рынка продаж одежды в Поднебесной.

Помимо Amazon попытки внедриться на fashion-рынок с новыми IT в последнее время предпринимает и другой интернет-гигант - Google, который, в частности, недавно запустил в сотрудничестве с упомянутой выше немецкой онлайн-компанией Zalando новый проект Project Muze, эксперимент по созданию самообучающейся нейронной сети, которая будет пытаться «понимать» различные «эстетические параметры» и создавать компьютерные прототипы новых предметов одежды и обуви.

Впрочем, как отмечают многие эксперты fashion-индустрии, пока подобные экспериментальные проекты по моделированию умных нейронных сетей с ИИ, призванных придумывать некие перспективные новые модели одежды (можно также упомянуть, что этим направлением вроде бы занимается и сама Amazon в специальном исследовательском подразделении Lab126 в Калифорнии) еще очень далеки от того, чтобы полностью заменить дизайнеров-людей. В частности, ранние версии разработок Project Muze, гулявшие в интернете, представляли собой совершенно невразумительные изделия, надеть которые рискнули бы разве что любители ультраавангардной моды.

Персонализация, чатботы и дополненная реальность

Несмотря на не слишком убедительные ранние эксперименты по прямому использованию ИИ в генерации новых линий одежды и обуви, необходимо вместе с тем признать, что компьютерные помощники уже неплохо зарекомендовали себя в тандеме с «живыми» спецами различных fashion-брендов.

Благодаря использованию различных компьютерных алгоритмов разработки моделей многим молодым игрокам модной индустрии удается существенно ускорить сам процесс создания новых предметов одежды, обуви и прочих аксессуаров и привлечь к себе повышенное внимание рядовых покупателей.

Благодаря использованию различных компьютерных алгоритмов разработки моделей многим молодым игрокам модной индустрии удается существенно ускорить процесс создания новых предметов одежды, обуви и прочих аксессуаров и привлечь к себе повышенное внимание рядовых покупателей

Так, один из новых лидеров онлайн-торговли одеждой американская компания Stitch Fix, которая в октябре прошлого года вышла на IPO и уже оценивается более чем в 2 млрд долларов, активно продвигает свою технологию «гибридного дизайна» (Hybrid design), основанную на методе комбинированного анализа собственными дизайнерами и ИИ различных трендов в мире моды и последующей генерации перспективных новых изделий. По заявлению руководства компании, ей уже удалось успешно запустить в производство порядка трех десятков изделий, разработанных при помощи этой технологии.

Но, пожалуй, самым многообещающим направлением использования новых компьютерных технологий в обозримом будущем считается применение различных методов обработки больших массивов данных для анализа и прогнозирования персональных предпочтений потенциальных клиентов.

И главными драйверами этого тренда персонализации, который, согласно недавнему совместному докладу McKinsey & Company и Business of Fashion, выпущенному в ноябре 2017 г.ода (State of Fashion 2018), обозначен в качестве главного в текущем году, опять-таки выступают многочисленные новые игроки fashion-рынка, хотя ряд старых волков пытается не отстать от молодой поросли.

Одним из инструментов, быстро набирающих популярность в fashion-индустрии, в последнее время становится растущее использование различными торговыми онлайн-платформами компьютерных чатботов, запрограммированных на то, чтобы направить потенциальных клиентов на соответствующие онлайн-страницы компаний-продавцов одежды и обуви.

Особенно активен на этом фронте молодой калифорнийский стартап Mode.ai, который только в прошлом году разработал виртуальных ботов-стилистов для таких китов, как Levi’s и Louis Vuitton, а недавно официально объявил о запуске нового большого проекта, - универсальной платформы для малых и средних компаний, при помощи которой они смогут сами запускать персональных ботов, работающих в среде Facebook Messenger. Основным козырем Mode.ai при этом выступает созданная этой компанией мощная база данных различных изображений (моделей одежды и т. д.), которая позволит давать нужные советы на основе анализа персональных предпочтений рядовых пользователей фейсбука.

Интересно, что похожую идею продвигает и израильский стартап Syte, который предлагает ритейлерам и fashion-брендам оснастить свои интернет-страницы специальной поисковой кнопкой, помогающей шопоголикам, после того как они подгрузили на эти сайты фотографии своих любимых образцов одежды, находить правильные соответствия в сети.

Калифорнийский стартап Mode.ai, который в прошлом году разработал виртуальных ботов-стилистов для Levi’s и Louis Vuitton, недавно объявил о запуске универсальной платформы для малых и средних компаний, при помощи которой они смогут сами запускать персональных ботов, работающих в среде Facebook Messenger

Что же касается более серьезных хайтек-проектов в сфере fashion-индустрии, стоит особо выделить два очень интересных эксперимента, продвигаемых, соответственно, британским производителем женской одежды Maggy London International на пару с американским IT-стартапом Code and Craft и другим британским брендом Rebecca Minkoff в сотрудничестве с компьютерной компанией Obsess.

Оба амбициозных проекта нацелены на то, чтобы создать универсальную платформу дополненной виртуальной реальности, при помощи которой клиенты этих британских производителей одежды смогли в недалеком будущем, не отрываясь от экранов своих домашних компьютеров (или мобильных устройств), примерять на себе (точнее, на своих виртуальных двойниках) различные образцы одежды из каталогов. Причем весьма показательно, что к проекту Rebecca Minkoff и Obsess уже подключился специализированный техинкубатор гиганта американской розничной торговли Walmart (Store No. 8), руководству которого, похоже, очень хочется не отставать в мире высокой хайтек-моды от своего главного конкурента Amazon.

История моды очень богата и занимательна: еще в древние века уже придумывали различные фасоны одежды, создавали новые материи, добавляли новые элементы в волосы, аксессуары, руки, уши. Бесспорно, модой больше интересуется прекрасная половина человечества, но и мужчины не уходят от нее далеко. Поэтому ассортимент модной продукции с каждым годом расширяется, а фэшн-индустрия работала и будет продолжать работать на человечество.

Мода как феномен

Известно, что мода относится к числу социальных феноменов, поскольку направлена на то, чтобы удовлетворять эстетические запросы общества. А модные вещи, в свою очередь, сами собой демонстрируют своего владельца.

Моду как явление объяснили еще в начале двадцатого столетия, когда появился термин «просачивание». По мнению американца и немца фэшн-индустрия изначально имела своей целью выделить из общей массы элиту, которая всегда старается отличаться от простых людей. Поэтому все новые течения появляются среди высшего класса, а средние и более низкие слои общества стараются подражать элитной прослойке и перенимают у нее любые новшества. Иными словами, модные тенденции «просачиваются» от верхушки вниз и перестают быть новинками, переходя в разряд «ширпотреба». Далее снова необходимо создавать что-то новое и модное, чтобы элита все так же выделялась. Идет процесс так называемого «цикла престижного потребления», который не прекращается.

Современная мода

На сегодняшний день классовые прослойки в обществе практически стерлись, но назначение моды осталось прежним - подчеркнуть принадлежность человека к той или иной социальной группе. Современная фэшн-индустрия создает вещи таких направлений, как молодежная мода, уличная, офисная и пр. При этом каждый человек способен подобрать себе одежду персональную, которая является способом самовыражения. Одеваясь модно и стильно, можно выделиться из толпы и продемонстрировать окружающим наличие вкуса и индивидуальности.

Исходя из этого, напрашивается вывод, что к модным вещам относятся только те, которые выставляются напоказ, демонстрируются.

Модные товары

Из общего числа товаров промышленного производства фэшн-индустрия содержит только те, которые считаются модными и удовлетворяют личные потребности человека. К ним относятся:

  • одежда,
  • аксессуары личного характера (сумочки, шляпы, наручные часы, пояса, чулки, перчатки и пр.),
  • косметика и парфюмерия,
  • украшения (ювелирные и бижутерия),
  • товары для дома (посуда, постельные принадлежности, белье, ковры).

Производством всего вышеперечисленного занимается определенный - так называемая «индустрия моды». Сектор этот включает изготовление и реализацию товаров. Здесь задействованы несколько среди которых следует отметить текстильную, парикмахерскую, парфюмерную, а также модельный бизнес. Как показывает статистика, со временем число модной продукции постепенно расширяется.

Тенденции в мире моды

Если ранее к модным вещам относились исключительно товары для прекрасной половины человечества, то в двадцатом веке эта тенденция преломилась, и мода коснулась мужчин тоже.

Примерно в это же время fashion-индустрия расширила круг модной продукции в связи с тем, что образ жизни изменился и стал публичным. Например, наши прабабушки и бабушки стирке не придавали особого значения, как и приему пищи. Сейчас же большинство из нас приобретают в магазине продукты питания и средства для стирки. Как результат - к модным товарам теперь относят практически все элементы персонального потребления, включая напитки, автомобили, мотоциклы, предметы мебели, канцтовары и пр.

Стадии развития модной индустрии

Выделяют несколько стадий развития, которые прошла индустрия моды. До конца девятнадцатого века такого направления не существовало, хотя понятие моды было. Начиная с 1890-х начинают свою деятельность производители одежды и аксессуаров, в процессе чего мелкий бизнес превращается в настоящее крупное производство. Выпускались даже модные журналы, где речь шла о трендовых вещах, которые принято носить в элитном обществе.

В 50-е годы прошлого столетия взяли курс на массовое потребление, а значит, требовалось прогнозировать модные явления. Появились фирмы, которые специализировались на анализе новинок и тенденций в мире моды. Масштабное производство модной одежды выдвигало свои требования - принимать решения о массовых закупках, выпуске и пр. Вследствие этого компании-производители готовых вещей уже зависели не только от «выдумок» модельеров, но и от изготовителей сырья. Позднее появилась система прогнозирования тенденций.

Разветвление моды

Начиная с 60-х годов двадцатого века происходят серьезные изменения - fashion (мода) разделилась на две ветви: «от кутюр» и «прет-а-порте». В этот период получили мировую известность такие модельеры, как Кристиан Диор, Юбер Живанши, Ив Сен Лоран, Коко Шанель и др.

В 90-е годы в модной среде появился термин «плюрализм», означающий отсутствие единого стиля и приверженность к дроблению на целый ряд различных направлений. Меняется скорость, с которой появляются новинки. Параллельно с этим мода «омолаживается», т. е. возможность покупать модные вещи появилась не только у богатых людей, но и у простой молодежи. Стилисты уже не имеют доминирующего влияния на моду, большей пропагандой занимаются известные торговые марки.

Следует отметить, что если до конца XX столетия модная индустрия затрагивала исключительно Европу, то в 21 веке мода приобрела глобальный характер, и дизайнеры из разных стран предлагают свои идеи. На сегодня уже имеет место быть огромное влияние восточных культур, и это отражается на товарах широкого потребления.

Хотите начать карьеру в fashion-индустрии, но не знаете, как к этому подойти? В данной статье я поделюсь с вами некоторыми советами.

Многие люди замечают, что их будние дни черезчур скучны и тут же вспоминают про fashion-индустрию. Этот сверкающий мир кажется нам идеальным, но на самом деле он скрывает многое за вспышками фотокамер и яркими обложками журналов. Если вы хотите построить карьеру в этом «совершенном» мире, вам нужно быть готовым ко многому.

На работу стажером не жалуются

Получение начального опыта (касается не только fashion – индустрии) будет трудным путем. Вам изначально нужно быть готовым ездить по всему городу то в одну сторону, то в другую, откликаться на «эй, вы», постоянно слышать «принеси чай/кофе», отправляться на фотосъемку с моделью 15-ти лет, которая за одну фотосессию получит гонорар в несколько раз больше вашей зарплаты. Это жестокая реальность, и если вам это не по душе с самого начала, то лучше не двигаться по этому пути и не пытаться сделать карьеру в fashion-индустрии.

Стремление к цели

Недостаточно лишь знать людей, которые помогут распахнуть двери. Необходимо постоянно поддерживать контакты, стараться выполнять сложнейшую работу на высоком уровне, чтобы об этом говорили даже знакомые знакомых. Если вы , то почему бы не блеснуть таким знанием?

Просторы интернета

Многие агентства ведут поиски в интернете, они занимаются просмотрами профилей на Facebook и т. п. Очень часто информация о человеке в интернете полна ошибок и шаблонов. Не нужно писать: «Мода – вся моя жизнь» или «Единственная страсть в жизни – мода». Сделайте рассказ о себе интересным и запоминающимся, а также проверьте ошибки, прежде чем опубликовать запись в профайле.

В нужном месте в нужное время

Отвлекать своего руководителя на важных встречах и ходить за ним попятам не стоит. Предложения нужно правильно облечь в слова, самостоятельно все продумать, а уже после предлагать начальству. Выкрикнутые на ходу идеи никому не нужны и никак не помогут вам сделать карьеру в fashion-индустрии.

Азарт

Успех придет со временем, нельзя получить все и сразу. Изучить fashion – индустрию со всех сторон невозможно, но открывать новые грани можно только в том случае, если вы научитесь их замечать.

Происхождение – это не показатель


Даже если вы приехали из маленькой деревни и никогда не знали названий известных брендов, но у вас есть безупречный вкус, природное очарование, доброта и интуиция, то у вас все получится, верьте в себя!

Нервные клетки не восстанавливаются

Вас не будет покидать ощущение того, что работа над проектом закончится не скоро. Поговорка «не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» здесь не работает, все равно что-то останется на следующий день, но правильная расстановка приоритетов поможет справиться с любыми задачами и проявить себя в fashion-индустрии.

Инициатива не наказуема

Интуиция зачастую нас выручает. Порой наступают моменты, когда надо сказать «Нет» и изменить траекторию пути. Сколько бы не было подчиненных, не нужно забывать о поисках улучшения бизнеса. Добейтесь успеха!