Домой / Дневной / Конспект занятия для средней группы «Хлеб - первое чудо света. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия "хлеб - всему голова"

Конспект занятия для средней группы «Хлеб - первое чудо света. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия "хлеб - всему голова"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Образовательные:
дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.(Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!(Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!

Программное содержание

  • Продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.
  • Пополнить и активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.
  • Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Просмотр презентации «Хлебный магазин», чтение рассказов, сказок: «Колосок», «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского и др. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб — необходимый им продукт, его надо беречь. Приготовить колосок, зернышки в розетках на каждый стол, хлеб и хлебобулочные изделия, руль и шапочку для игры.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте, дети, загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят». Что это? — Колосок. Вот они колоски пшеницы у меня на столе. Иди, Оля, покажи на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? — Это зернышки. Правильно, зерна пшеницы. Дети повторяют слова.

Посмотрите, у вас на столах зерна пшеницы, потрогайте их и скажите, какие они? — Маленькие, твердые, гладкие. Раздавите их кубиком. Что получилось? — Мука белая, пшеничная. Дети за воспитателем повторяют ответ. — Что пекут из муки? — Блины, пироги и т. д. А хлеб, который мы каждый день едим, где пекут? — На хлебозаводе. Если дети что-то забыли, воспитатель сам говорит, а дети повторяют. — На этом заводе пекут разный хлеб, а пекут его пекари — это профессия такая. Дети повторяют слова хором и индивидуально. — Потом хлеб привозят в магазин, и мы его покупаем каждый день. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел. Входит помощник воспитателя в роли пекаря, на ней белый колпак.

Пекарь. «Здравствуйте, дети! Я пекарь, я принес вам гостинцы! А какие — отгадайте!

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает... подгорелый! (Хлеб)

Пекарь. Правильно. Это пшеничный, белый каравай. Его я испек, он не подгорел (открывает салфетку и показывает). Такой каравай в праздник подают к столу, чай пить с вареньем. Я его вам оставляю, угощайтесь. До свидания! Дети прощаются с пекарем, говорят «спасибо».

Воспитатель. Катя, расскажи стихотворение.

Катя. Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Воспитатель. Посмотрите на каравай. Расскажем, какой он?

— Какой формы каравай? — Каравай круглый. Настя, попробуй корочку, какая она? — Хрустящая, жесткая.

— Дети, какая у него корочка? — Хрустящая, жесткая, золотистая, румяная. Дети повторяют слова.

Какой каравай внутри? — Белый. Из какой муки его пекли? — Из белой, пшеничной.

— Понюхайте (подносит) хлеб, какой у него запах? — Вкусный, душистый ароматный. Потрогайте пальчиком, какой он? — Мягкий, свежий. Посмотрите сколько дырочек — он ноздреватый, пышный, воздушный, легкий. Дети все слова повторяют за воспитателем, который дает всем по кусочку. — Какой хлеб на вкус? — Вкусный, сладковатый, не черствый, а мягкий, с хрустящей корочкой. Дети эти слова называют сами или повторяют за воспитателем.

— Зачем нужно есть хлеб? — Он полезный, чтобы расти, быть здоровыми, стать сильными.

Воспитатель обобщает: — Это хлеб, круглый каравай, его пекут из белой пшеничной муки, добавляют сахар, дрожжи, яйца. Вот он такой и вкусный: пышный, душистый, мягкий с золотистой, хрустящей корочкой. Кто его съест, станет сильным и здоровым. Мы его поели. Теперь покажем, какими сильными мы стали. Дети встают со стульев и делают движения: руки вверх, в стороны, на бока, наклоны, приседают и садятся вновь. — Молодцы! Открывает еще салфетку. — Пекарь еще что-то принес. Посмотрите! Что это? — Черный хлеб.

Его испекли из других зерен — из ржаных. Растение — рожь, как и пшеница, растет в поле. А мука из зерен ржи — темная, ржаная. Дети повторяют слова.

Попробуем этот хлеб и расскажем о нем, какой он? Дети выявляют качества хлеба, называют их, воспитатель подсказывает точное слово, дети повторяют все новые слова. Воспитатель обобщает все сказанное детьми.

Это ржаной, темный хлеб. Буханка похожа на кирпичик. Корочка у него поджаристая. Хлеб душистый, на вкус кисловатый. Этот вкусный и полезный хлеб надо обязательно есть для крепкого здоровья. Кто про него хочет рассказать как я? 1—2 ребенка повторяют рассказ, но могут и по-своему рассказывать, опираясь на образец воспитателя.

Замечательно! Посмотрите, к нам шофер приехал, привез хлеб и еще что-то. Садитесь в машину, поедем и споем песенку.

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь — выбирай!

Играют два раза.

Воспитатель. Очень хорошо! Давайте посмотрим, что еще испек нам пекарь, а шофер привез.

Дети перечисляют все, а воспитатель, указывая на все жестом, называет:

Это хлебобулочные изделия. Дети повторяют словосочетание и хором и индивидуально. Дети, давайте все разложим по полкам: на белую полку — все хлебные изделия, испеченные из белой пшеничной муки, а на коричневую — изделия из ржаной муки. Все правильно, как в магазине.

— Дети, а если хлеб не купили, и он стал черствым, что с ним можно сделать, кого можно им накормить? Дети предполагают, высказывают свое мнение.

Воспитатель. Да, ребята, хлеб нужен всем. Не зря в народе говорят: «Хлеб — всему голова!». Он на столе главный. Повторим пословицу. Дети повторяют хором и индивидуально.

А сейчас все вы будете пекарями. Надевайте колпаки. Будем украшать печенье, испечем его на кухне и угостим всех. (Тесто готовое, формочки для вырезания печенья. Дети украшают свое изделие.)

Познавательное развитие о хлебе. В конспекте используется материал о том, как и кто выращивает хлеб, что необходимо для этого. Нацеливать детей на то, что труд хлеборобов - это тяжёлый труд. воспитывать уважение к труженникам сельского хозяйства и бережное отношении к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Хлеб - всему голова»

Занятие по развитию речи в старшей группе.

Цели: 1. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле;
2. Познакомить детей с названиями профессий людей, выращивающих хлеб
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Оборудование: игрушка Петушок, плакаты с изображением труда хлеборобов, пшеничные зерна, наборное полотно и колосья из картона.

Ход занятия.
Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель вносит в группу каравай: Хлеб первым на столе ставят, хлебом - солью достойных гостей встречают.
Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре. Давайте сядем рядком, поговорим ладком.
Воспитатель: К нам пришел гость, отгадайте кто это?. Кто же это: Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это ….(Петушок)
Дети: Петушок.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Петя-Петушок приготовил нам очень интересную загадку.

В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В нем таких как я
Будет целая семья.
Дети: Это семя.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть зерна пшеницы. Обращает внимание детей на форму и цвет.
Воспитатель: А сейчас мы поможем Петушку вырастить пшеницу на поле, собрать зерно и отправить на мельницу. Для этого мы поделимся на 3 команды.

1-я команда у нас будет называться пахари. Почему? Правильно, прежде чем посадить зёрнышко, надо землю вспахать, и поэтому нашей команде необходимо поработать над этой проблемой. (Доказывают, рассказывают о последовательности работы в поле тракторов, готовят пословицы о пахарях, стихи.) (Составляют рассказ.Надо вспахать поле. Земля после этого становится мягкой, рыхлой.
- Как раньше человек пахал поле?
- Как теперь пашут?
- Что делали после того как поле было вспахано?
(Поле боронили).
-Для чего это надо было делать?
(Чтобы поверхность земли была ровной и гладкой).

Великий день, пахать пора. Вышли в поле трактора.

Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.

Я вдогонку им спешу, покатать меня прошу.

А отец мне отвечает – «Трактор пашет, не катает!»

Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

ПОСЛОВИЦЫ

Без труда хлеба не вырастишь.

· Хорошо посеешь – больше хлеба получишь.

· Где труд, там и счастье и радость.

· Кто любит трудиться – тому без дела не сидится.

· Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

2-я команда хлеборобы, это те, которые сеют зёрнышки в землю, после того, как трактор её вспахал. Задание этой команды будет такое:
Игра « Расставь карточки по порядку»
Дети рассматривают карточки с изображением последовательности посевной работы. Расставляют по логически правильной цепочке. Доказывают свои ответы.
-Что делали далее? Сеяли Дети рассказывают о севе, кто занимается этим делом, как сеют зерно.

К этому событию издавна особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке были семена пшеницы. Давайте представим, что мы сеятели.
(Дети изображают)
Воспитатель: Ребята, а какая должна быть погода в день сева? (Безветренная).
Воспитатель: Почему?
Воспитатель: Что необходимо для того, чтобы пшеница или рожь выросли здоровыми?
Дети: Солнце, дождь в меру.
Физкультминутка: Представьте, что вы зернышки (дети сворачиваются в клубочек). Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (ладошки потянулись кверху).И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
Воспитатель: Выросли наши колоски (беру в руки колоски из картона).Об уважении к хлебу говорят многие пословицы. За каждую пословицу мы будем сажать колосок в « землю»

-Хлеб всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
-Хлеб батюшка – вода матушка.
-Не шуба греет а хлеб.
-Невелик кусок пирога, а стоит много труда.
Показ картины, на которой изображены люди, выращивающие хлеб.
Воспитатель: Обратите внимание на руки людей. Их можно назвать золотыми. А почему?
Воспитатель: Пора убирать урожай. Как раньше убирали хлеб? Как это делают теперь? Куда увозят очищенные зерна?

Хлеб созрел,

Но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля

Даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб храниться про запас.

3-я команда у нас будет называться: Мукомолы Куда увозят очищенные зерна?

Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).


Воспитатель: Куда увозят муку?
Дети: Муку увозят на хлебозавод. Пекут вкусные булочки, бублики, пирожки, хлеб.

Рассказать о том какие хлебобулочные изделия готовят из муки разных сортов. Рассказать, какая бывает мука: пшеничная и ржаная. Что пекут из той или иной муки.

Погрузили зерно в машины. Куда же машины везут зерно? Часть остается в зернохранилище, а часть везут на элеватор. (объяснить понятие).

На элеваторе его сушат, мелют на большой электромельнице и оно превращается в муку. (Рассматривание муки).

Машины везут муку на хлебозавод. Что пекут из муки? (Хлеб).

Вот каравай белого хлеба и буханка ржаного хлеба. Из какой муки пекут белый хлеб? Из пшеничной. Значит, как можно назвать его – пшеничный.

А черный из какой муки? Из ржаного. Значит можно его назвать ржаной.

Даю детям попробовать хлеб.

ПОСЛОВИЦЫ

Хлеб на стол- так и стол престол.
-Хлеб всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
-Хлеб батюшка – вода матушка.
-Не шуба греет а хлеб.
-Невелик кусок пирога, а стоит много труда.

СТИХОТВОРЕНИЕ

На мельнице.

Погляди- в мешках томиться

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет всё зерно мукою,

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

Заключение.
Делаем вывод: Вы видите как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому отношение к нему должно быть бережное, сколько труда требуется, чтобы на нашем столе всегда был душистый, вкусный хлеб.

Не зря в народе говорят: «Не трудиться – хлеба не добиться».

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!


Открытое занятие в классе предшкольной подготовки

Тема: «Звуки (Х), (Хь). Хлеб - всему голова»

Цель : совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

    Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

    Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

    Учить образовывать прилагательные от существительных.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Проблема: Помочь узнать мышатам, как выращивают хлеб.

Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

    Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

    Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

    Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: поговорки, стихи, игрушки мышки, петушок, пшеничные зерна, колоски, цветные картинки (для игры «Выбери нужное»), фасоль, горох (для игры «Золушка»), мяч, выставка хлебобулочных изделий, картинки-иллюстрации.

Предварительная работа:

    Разучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе.

    Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

    Чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок".

  1. Дидактические игры

Ход занятия

Утренний круг:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Воспитатель обращает внимание на петушка и мышат (игрушки).

Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это мышата и петушок. Вы помните, из какой они сказки? (Ответы детей)

Правильно, из сказки «Колосок». Петушок просит у нас помощи. Он говорит, что мышата не берегут хлеб, относятся к нему небрежно: играют с хлебом, бросают, могут даже наступить на него. Он просит нас рассказать мышатам, какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол, чтобы мышата все поняли и относились к хлебу бережно. Поможем, ребята, Петушку?

А в этом нам с вами поможет пшеничное зернышко.

Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб?

Дети: хлеборобы

Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами.

Скажите, пожалуйста, для того, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб?

Дети: копает землю, рвёт траву... (поле большое... наверно, какие-то машины это делают?)

Воспитатель : Трактор вспахивает землю. К нему прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. Приложение 1.

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.

А кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Вот мы вспахали землю, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: Разбить комки, рыхлить...

Воспитатель : Землю рыхлят бороной, а потом сеют зерно с помощью сеялок. Приложение 2, 3.

Ребята, а сейчас давайте вспомним наше наблюдение за ростом пшеничного зерна и поиграем.

Игра « Выбери нужное». Из предложенных картинок дети выбирают те, которые необходимы для роста зёрнышка. Приложение 4 – правильный набор картинок.

Воспитатель: молодцы ребята!

Чтобы семя проросло,

Нужны влага и тепло,

Вышел к свету стебелек,

Глубже в почву корешок,

Всем на удивление,

Новое растение!

А сейчас мы с вами превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей ) Приложение 5.

Воспитатель : Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

Приложение 6.

А как хлеборобам узнать, что пора убирать урожай? Поле становится какое?

Игра «Назови какое поле?»

Дети: жёлтое, золотое, спелое, сухое, колосистое и т.д.

Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай. А какие машины помогают в этом? Приложение 7.

Дети : комбайны.

Воспитатель: А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнёр.

Он идёт - волну сечёт,

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Машина. Кто управляет машиной? Шофёр.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса. Давайте возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

Дети садятся за парты. Перед ними тарелочка с разными зёрнышками.

Воспитатель: Ребята, на этом элеваторе хранятся только пшеничные зёрнышки. А здесь они перемешались с другими. Давайте их выберем. Кто справится быстрее всех, тот поднимет колосок.

Игра «Золушка»

Воспитатель Ребята, а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб?

Почему? А из чего можно?

Дети : нет, из муки.

Воспитатель Нужно зерно перемолоть, превратить его в муку. А где это можно сделать? На мельнице. А кто работает на мельнице? Приложение 8.

Дети: Мельник.

Воспитатель: Правильно, а муку куда отправляют?

Дети: в пекарню и в магазин.

Воспитатель: Правильно. Пекарь замесит тесто, и что он испечёт?

Дети: хлеб, булочки, батоны, баранки, пироги, сушки, крендельки и т.д.

Воспитатель : Дети, обратите внимание на нашу выставку хлебобулочных изделий, что там еще есть. (Ответы детей).

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей )

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо.

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны) .

А теперь давайте вместе.

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте)

Вот и кончилась игра.

Заниматься нам пора.

А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.

Воспитатель: Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

(ответы детей)

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

«Плох обед, когда хлеба нет» ;

«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска» ;

«Не в пору обед, когда хлеба нет».

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, удалось нам помочь Петушку и мышатам? (ответы детей). Как мы им помогали? Что сегодня узнали мышата из нашего рассказа: (ответы детей).

Внимательно слушали нас мышата. Поняли, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Петушок и мышата благодарят детей за помощь и прощаются.

Рефлексия .

Ребята вам понравилось наше занятие? Если да, то похлопайте, если нет - потопайте.

Приложение 1.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Рассказывание о хлебе»

Рассказывание о хлебе

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная,

познавательно – исследовательская, художественно-эстетическая деятельность .

Цель : дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, рассказать , откуда берется хлеб . Кто его выращивает, и как его выпекают.

1. Учить беречь хлеб понимать значимость труда взрослых; закреплять умение строить композицию рисунка, упражнять в рисовании цветными карандашами (цветными восковыми мелками) .

2. Развивать память, внимание, мышление, умение слушать и слышать старших

3. Воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобы , комбайнёры)

Планируемые результаты : знает о пользе и бережном отношении к хлебу , кто его выращивает, и как его выпекают; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) ; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисует колосья пшеницы или ржи) .

Материалы и оборудование : картинки, тарелка с мукой, простой графитный карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, что вы сегодня еле на завтрак? (Молочная каша, булка,чай) А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе) . А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб .) Ребята,меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас столе и в детском саду и дома хлеб . Ребята, а вы любите хлеб ?

2. Рассказывание о хлебе .

Воспитатель :

Какой хлеб вы любите ? (белый, булки с изюмом, мягкий.)

Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)

Хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда берется хлеб ? (Ответы детей) . Сначала зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками. Потом вырастают колоски. Зерна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зерна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь. (мягкая, рассыпчатая ) . Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб ) пекут хлеб , булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты? Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов , его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что еще пекут из муки? (Булки, батоны, пирожки.)

Значит, главный продукт – мука! Хлеб бывает черный и белый (показывает) . Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб ? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной , черный – из ржаной. Откуда же берется пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи (Ответы детей) . Педагог показывает колосья пшеницы и ржи. Посмотрите : это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку,зерна надо размолоть. А еще раньше- добывать их –из колючек колосков, т. е. обмолотить их.

Посмотрите : на эту картинку : по хлебному полю идут комбайны , они скашивают рожь и пшеницу, одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Бункер наполняется зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно пересыпается в ее кузов, дальше машина идет на приемный пункт, здесь зерно взвешивают,определяют его качество, решают,куда это зерно дальше отправлять. А отправляют его на мельницу или элеватор. Элеватор-это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Хлеборобы засевают поля , а комбайны помогают в уборке хлеба .

3. Пословицы о хлебе :

1. Хлеб - всему голова

2Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

3Снег на полях – хлеб в закромах .

Вы догадались, почему так говорят?

А сейчас, я вам прочитаю стихотворение Я. Дягубите «Каравай»

Вот лежит каравай

У меня на столе

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле.

Сегодня вы узнали, как хлеб приходит к нашему столу.

Как вы думаете легко? (Ответы детей) .

Хлеб надо беречь , не выбрасывать, не оставлять недоеденные куски. Когда будете есть хлеб , вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба .

4. Физкультминутка.

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай –

Дождик, дождик, припусти-

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница

Будет рожь и чечевица

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай.

5. Рисование. Колосья пшеницы, ржи, стоят в вазе на столе. Чем они отличаются друг от друга (Ответы детей)

Уточнить последовательность изображения колосьев; Напомнить разные способы рисования. Предложить детям нарисовать каждый из них.

6. Оценка детских работ детьми и педагогом.

Таблица сравнения колосьев пшеницы и ржи.

Пшеница Рожь

Цвет Светло желтый Темно-желтый

Длина Длиннее Короче

Количество зёрен Больше Меньше