Домой / Брови / Игры для развития тактильного восприятия.

Игры для развития тактильного восприятия.


mbdou -ds 45.ru

Оформила Милецкая Оксана Николаевна

Тема

Название игры

Части тела

Какие это волосы?

Дом, семья

Найди такой же домик

Игрушки

Помоги мишке найти мячик

Фрукты

Готовим салат вместе с мамой

Осень

Сухой - мокрый

Одежда

Разложи по порядку

Дикие животные

Кто в домике живет?

Праздник елки

Ощупывание елочных игрушек

Зима

Катаемся на коньках и лыжах

Зимняя одежда

Подбери к штанишкам кофточку

Зимние забавы

Чудесный мешочек

Домашние животные

Ходим в гости

Наша мама

Ощупай и расскажи

Транспорт

Кораблик плывет, а машина едет

Весна

Горячая - холодная

Обувь

Разложи обувь парами

Посуда

Маша пьет чай

Деревья, цветы

Какое дерево потеряло листочек?


«Какие это волосы?»
Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку. Ввести в активный словарь ребенка слова: «волосы», «голова», «жесткие», «мягкие».
Оснащение: две таблички (одна - с приклеенной к ней жесткой щетинкой, другая - с мягкими нитками), две одинаковые куклы с волосами из того же материала, что на тактильных табличках (мягкими, жесткими).
Ход игры . Предложите ребенку двумя руками ощупать табличку, проведите по ней сверху вниз ладошкой ребенка, приговаривая при этом: Мягкая, мягкая». После обследования таблички спросите ребенка (если он умеет говорить): «Какая табличка на ощупь?» (Мягкая.)
Затем предложите ощупать вторую табличку - жесткую. Проведите по ней сверху вниз сначала ладошкой правой руки ребенка, затем - левой: «Какая табличка?» (Жесткая.)
После того как ребенок усвоит два качества (жесткая, мягкая), предложите ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами (глаза можно завязать платком).
Когда ребенок научится находить тактильные таблички, предложите ему две одинаковые куклы с разными волосами (у одной куклы волосы жесткие, а у второй - мягкие). Попросите ребенка ощупать волосы первой куклы и назвать их качество (мягкие). Если ребенок еще не говорит, скажите: «Мягкие волосы». Если ребенок умеет говорить, спросите его: «Какие волосы у куклы?» Когда он ответит, предложите ему найти такую же (мягкую) табличку. Так же проводят обследование второй куклы с жесткими волосами.
Усложнение задания. Дайте ребенку ощупать жесткую табличку; предложите ощупать две таблички (мягкую и жесткую); найти такую же табличку, как ощупывали вначале (жесткую); обобщить: обе таблички одинаковые - жесткие.


«Найди такой же домик»
Цель : учить ребенка распознавать качества предметов: гладкий - шероховатый. Расширить словарь ребенка (пассивный, активный) за счет слов: «дом», «гладкий», «жесткий».
Оснащение: два игрушечных поросенка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.
Ход игры. Расскажите ребенку, что поросята решили построить дома.
« Один решил построить дом из кирпичей - вот такой» (покажите дом с шершавой фактурой). Обследуйте дом - трижды проведите рукой ребенка сверху, каждый раз приговаривая: «Шершавьте стены, шершавьте стены». Обследование проведите правой, затем левой рукой.
Второй поросенок решил построить дом из стекла. « Дом получился гладкий - вот такой». Обследуйте его аналогично шершавому дому, приговаривая: «Гладкие стены, гладкие стены».
Прибежал медвежонок и попросил поросенка найти для него такой же домик с шершавыми стенками». Завяжите ребенку глаза и предложите найти‚ домик с шершавыми стенами (для ощупывания предложите два дома - с шершавыми и гладкими стенами). Так же найдите домик с гладкими стенами для второго медвежонка. Если ребенок уже говорит, попросите его называть качество: «гладкий», «шершавый».

«Помоги мне найти мячик»

Цель: учить ребенка распознавать и выбирать «такой же» по величине предмет (большой, маленький).

Оснащение: игрушечный медвежонок, четыре мяча (два маленьких, два больших).
Ход игры. Покажите медвежонка, появляющегося из-за ширмы. Медвежонок плачет. Прочтите стихотворение: Мишка по лесу гулял, Мячик мишка потерял. Успокойся и не плачь, Мы найдем такой же мяч.
«Медвежонок, расскажи, какой же мячик ты потерял?» Медвежонок показывает маленький мячик и говорит: «Мой мячик был вот такой, маленький, как этот мячик бельчонка». Скажите, что у вас есть мешок, а в нем много игрушек, которые растеряли малыши. Попросите ребенка помочь вам найти маленький мячик для медвежонка. Сначала предложите обследовать маленький мячик бельчонка. Ребенок катает его между ладонями, приговаривая: «Маленький мячик, маленький мячик».
Затем попросите ребенка покатать в ладошках большой мячик. Когда малыш убедится, что мячик не помещается в ладошках, предложите вместе с вами покатать его по полу, приговаривая: «Большой мячик, большой мячик». После того как будут обследованы качества мячей (большой, маленький), попросите ребенка найти в мешке один из них (укажите, какой именно). Если ребенок затрудняется это сделать, напомните ему, что маленький мячик можно покатать в ладошках, а большой - нельзя. Когда ребенок найдет маленький мячик, предложите ему поиграть с медвежонком: скатывать мяч по желобку, прокатывать в ворота, дать его в лапу медвежонку и т. д. Так же можно поискать большой мяч, а потом поиграть с ним: катать по полу, бросать друг другу и т. д.


«Готовим салат вместе с мамой»

Цель: развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец); обогащение активного и пассивного словаря ребенка: «огурец», «помидор», «салат», «шершавый», «гладкий», «режем», «готовим». Оснащение: овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Ход игры . Расскажите, что собираетесь делать салат. Для этого вам нужны помидор и огурец. «У меня есть помидор, но для салата этого мало, нужен еще один помидор. В коробке, наверное, есть еще один помидор, но коробка закрыта. Посмотри: в ней есть небольшое отверстие, через него можно достать помидор. Чтобы не ошибиться, давай потрогаем этот помидор - он такой гладкий?». Погладьте помидор предложите ребенку сделать то же. Затем попросите его найти в коробке «такой же гладкий» помидор. После того как это будет сделано, положите помидор на стол и снова обследуйте его, повторяя: «Он гладкий». Так же обследуйте вместе с ребенком огурец (шершавый) и попросите найти его в коробке. Если ребенку трудно выполнить задание, предложите ему еще раз ощупать овощи, определить их качества. В конце игры попросите ребенка сложить овощи в корзинку и отнести на кухню для приготовления салата.
Усложнение задания. Нацелено на обучение ребенка выполнять задания по инструкции («Найди и разложи овощи в таком порядке: шершавый огурец, гладкий помидор» и т. д.). Можно предложить для игры:
- натуральные овощи;
- муляжи, игрушки;
- картинки с изображением овощей.

«Сухой - мокрый»
Цель : активизация ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.
Оснащение : кукла, два одинаковых тазика (пустой и наполненный водой). Ход игры. Появляется кукла, сообщает, что осенью часто идет дождь, на улице сегодня мокро, и предлагает послушать стихотворение:
Дождик, дождик,
Кап да кап,
Мокрые дорожки.
Все равно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Скажите: «Кукла надевает сапожки и идет гулять. Наша куколка придет домой, и ножки у нее будут мокрые, вот такие».
Поставьте перед ребенком два тазика - пустой и наполненный водой. Опустите его правую руку в тазик с водой, выньте и скажите: «Рука мокрая». Проделайте то же самое с левой рукой. Обобщите: «Обе ручки мокрые, такие же, как сапожки куклы Маши после дождя». Затем попросите ребенка опустить правую руку в сухой тазик. Когда он вынет руку, скажите: «Сухая ручка». То же самое - с левой рукой. Обобщите, скажите: «Если ходить по лужам сапожки будут мокрые, если ходить по сухой дорожке - сапожки будут сухие».

Усложнение задания. Дайте ребенку различные предметы и предложите ему опускать их по очереди в тазик с водой и в пустой тазик, называя свойство предмета: «Мокрая бумажка - сухая бумажка», «Мокрая тряпочка - сухая тряпочка» и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель : активизация ощущений, развитие умения различать фактуру предметов; активизация словаря: «шуба», «куртка», «плащ», «пушистый», «гладкий», «шершавый».

Оснащение : три тактильные таблички (с меховой, атласной и вельветовой поверхностью); кукольная одежда (меховая шубка, курточка из атласной ткани, Вельветовые брючки - шершавые); игрушечная мебель («шкафчик» для одежды - коробка с двумя прорезями для рук с правой и левой стороны).

Ход игры. Покажите ребенку куклу и сообщите, что кукла Маша любит гулять. У нее много одежды. Вся одежда лежит в шкафу. Кукла просит помочь ей собраться на прогулку. Она говорит, что вся одежда для прогулки лежит в шкафу и просит сначала достать ей брюки, вот такие (дайте ребенку пощупать вельветовую табличку. Он ощупывает ее сначала правой, затем левой рукой). Обобщите: «штанишки шершавые, вельветовые». Попросите ребенка найти брючки в шкафу. Ребенок просовывает обе руки в «шкаф» и ищет такие же шершавые брючки. Так же поступите с остальной одеждой (шуба - мягкая, куртка - гладкая).
Когда вся одежда будет лежать на столе перед ребенком, попросите его одеть куклу, называя качество и вид той одежды, которую ребенок должен сейчас на нее надеть: «Надень мягкую шубку. Надень гладкую куртку. Надень шершавые брючки».
Усложнение задания. Попросите ребенка разложить по порядку на столе глад кие пушистые, шершавьте предметы (таблички, кружочки, одежду). Чередование предметов одежды может быть любым, а их количество в три года может доходить до шести.

«Кто в домике живет?»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь; активизация словаря: «медведь - медвежонок», «белка - бельчонок», «лиса - лисенок», «большой - маленький», «берлога», «дупло», «нора».
Оснащение: игрушки разной величины, но одной фактуры, при усложнении - плоскостные игрушки, разные по величине (мама и ребенок) «дупло», «берлога», «нора».
Ход игры . Покажите ребенку «дупло», «берлогу», «нору». Скажите: «Посмотри, дети расстроились, что их мама потерялась. Давай пойдем искать их мам». Пусть ребенок подберет маму для детеныша и назовет ее. Если он еще не умеет говорить, назовите маму и детеныша сами: «Большая медведица и маленький медвежонок», «Большая мама-лиса и маленький лисенок», «Мама-белка и маленький бельчонок».
Скажите: «Возьми маму-медведицу в ладошку - она такая большая, не помещается в ней. А теперь возьми медвежонка - он маленький и весь поместился на твоей ладошке». Так же изучите всех мам и малышей, давая понять, что детеныши маленькие, а мамы - большие.
Попросите поместить зверей каждого в свой домик - положить на нужную картинку. Положив в коробку медвежонка и маму-медведицу, попросите ребенка достать маленького медвежонка и назвать игрушку.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения пар животных(для трехлетнего ребенка - четыре пары). Затем игрушку сменяет ее плоскостное изображение (картинка, вырезанная по контуру).


«Ощупывание елочных игрушек»
Цель : развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары).
При усложнении задания (в три года) знакомство ребенка с двумя признаками: величиной (большой, маленький) и формой (круглый, продолговатый - шишка, сосулька). Активизация словаря: елочные игрушки» (введение в пассивный и активный словарь обобщающего слова), «шар - шарик», «шишка - шишечка», «сосулька - сосулечка», «висит», «елка».
Оснащение: «чудесный мешочек», набор елочных игрушек, игрушечная елка, плоскостные елочные игрушки, елка из плотного картона, бельевые прищепки.
Ход игры. Скажите ребенку, что ночью приходил дед Мороз и оставил такой чудесный, красивый мешок. «Интересно, что же в нем лежит?» Выньте парами елочные игрушки и назовите их: «Шар - шарик, шишка - шишечка, сосулька - сосулечка». Предложите ребенку ощупать маленький шарик, покатать его между ладонями, затем ощупать и покатать по столу большой шар. Шишку (сосульку) вложите в ладошку малыша: спряталась она в ней или торчит? Если спряталась, то это маленькая шишечка, а если нет - большая шишка. После обследования предложите ребенку на ощупь найти ту или иную елочную игрушку (маленький елочный шарик, большую шишку и т. д.).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества пар елочных игрушек (от одной до трех пар в три года); для ощупывания предлагаются плоскостные игрушки (вырезанные из картона по контуру).


«Катаемся на коньках и лыжах»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения определять шершавые и гладкие поверхности без зрительного контроля; активизация словаря: «дорожка», «лыжня», «коньки», « лыжи», «шершавая», «гладкая», «катаются», «дети».
Оснащение : сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа с наклеенным на нее овалом из гладкой фольги («каток») и двумя узкими полосками белой бархатной бумаги («лыжня»); вырезанные по контуру изображения лыж и коньков.
Ход игры. Обращаясь к малышу, скажите: «Посмотри, какая красивая картинка. Что это так сверкает? давай пощупаем - это лед. Он гладкий, вот такой». Попросите ребенка четыре раза сверху вниз провести по «катку» всей ладошкой правой руки, затем проделать то же самое левой рукой. Обобщите «Лед на катке гладкий. Дети будут кататься на коньках. Посмотри, вот какие коньки». Дайте ребенку рассмотреть вырезанные из картона коньки, назовите все их части. «Посмотри, что у меня есть, - лыжи. Они длинные. Где же можно кататься на лыжах? Посмотри, вот лыжня (покажите « лыжню » на картинке). Лыжню проложили по снегу. Снег - холодный, колючий . Вот такой». Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним) по «лыжне», проговаривая: «Снег на лыжне колючий, лыжня шершавая». «Петя взял лыжи и решил на них покататься. Найди лыжню, по которой будет кататься Петя». Завяжите ребенку глаза и попросите на ощупь найти шершавую лыжню. Когда ребенок выполнит задание, попросите его назвать то, что он нашел (шершавая лыжня). Теперь попросите его найти гладкий каток.
Усложнение задания . Попросите ребенка найти узкую и широкую лыжни, затем большой и маленький катки. Сначала проведите игру со зрительным контролем, при усложнении завяжите ребенку глаза.


«Подбери к штанишкам кофточку»
Цель: развитие умения подбирать на ощупь подобный предмет (другой формы, но такой же фактуры); активизация словаря: «кофта», «штаны», «костюм», «вязаный», «шитый».
Оснащение : кукольная одежда - вязаные штаны и кофта, суконные штаны и кофта; «шкаф» (коробка с прорезанными с боков отверстиями для рук).
Ход игры. Покажите ребенку двух кукол и скажите, что они собрались на прогулку, но оделись не по погоде. «На улице холодно, мороз, а кукла Маша собралась гулять в колготках. У нее могут замерзнуть ножки. Надо ей надеть что-то потеплее. У нее есть два костюма: вязаный, вот такой (дайте ребенку ощупать кофточку и штанишки), и суконный, вот такой (дайте ощупать штанишки и кофточку). Маша, наша Маша-растеряша, пошла одеваться и потеряла вот от этих штанишек кофточку. Помоги ей найти такую же кофточку - она ее
положила в шкаф». Когда ребенок найдет пару, попросите его назвать найденный предмет и его качество (вязаные штаны, вязаная кофта).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества костюмов (до четырех для трехлетнего ребенка), изменения фактуры ткани.


«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающее его качество (гладкий, шершавый). Введение в активную речь предлога («по»; активизация словаря: «дорожка», «идет», «шершавая», «гладите: «кошка», «коза», «собака», «лошадка»).
Оснащение : две дорожки: гладкая из атласной ленты и шершавая из бархатной бумаги (цвет «дорожек» в начале игры должен быть одинаковым), два квадрата с такими же поверхностями; игрушки: кошка, собака, коза, корова, лошадь; картинки с изображением этих же животных.
Ход игры . Прочтите двустишие: Пальчики с домашними животными дружили, пальчики к животным в гости все ходили, - и выставите перед ребенком «дорожки»: гладкую и шершавую. Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним одновременно) по гладкой «дорожке», говоря: «Гладкая дорожка» (проведите трижды пальцами правой и трижды - пальцами левой руки). То же проделайте с шершавой «дорожкой». Покажите кошку, поднесите ее к своему уху и послушайте, что она «говорит». Скажите ребенку, что кошка хочет пойти в гости к козе, но не знает, по какой дорожке ей идти. Выставите в конце гладкой «дорожки» козу. Попросите ребенка провести пальчиками по «дорожке» и рассказать, по какой дорожке» (по гладкой) шли его пальчики. Так проведите по «дорожке» всех животных (они ходят друг к другу в гости), меняя комбинации «хозяев - гостей». При этом нужно оговаривать качество той «дорожки», по которой ребенок вел в гости животное.
Если ребенок не говорит и не может назвать качество «дорожки», нужно положить перед ним два квадратика - шершавый и гладкий (такие же, как «дорожки») и попросить ребенка показать на квадратике, по какой «дорожке» он вел в гости свое животное.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества «дорожек» (мягкой, колючей); можно предложить ребенку проводить по «дорожке» всеми пальчиками по очереди: указательным, средним, безымянным и т. д.; можно попросить малыша провести животное к той еде, которую оно любит, провести животное в его дом.

«Ходим в гости»
Цель : развитие умения различать на ощупь фактуру предметов (узнавать шершавую и гладкую «дорожки»); развитие умения ощупывать «дорожку» двумя пальцами ведущей руки; активизация словаря: «заяц», «лиса», «пруд», «еда», «шершавая», «гладкая», «холодная», «сочная», «хитрая», «ловкая».
Оснащение: лист картона, на который справа наклеена картинка с изображением зайца, под зайцем - картинка с изображением лисьи; слева от зайца наклеена полоска шершавой белой бумаги («снежная дорожка), в конце которой нарисована морковка; слева от лисы наклеена полоска гладкой белой бумаги («ледяная дорожка»), в конце которой нарисована рыбка.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона и попросите назвать все, что на нем изображено. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, помогите ему, назовите сами те предметы, которые он не смог назвать. Прочитайте стихотворение:
Раз холодною зимой
Пошли звери за едой.
Прыгал зайка ловко
За сочною морковкой.

По шершавой по дорожке
Прыгал он, морозил ножки.
А лисичка, хвостик рыжий,
К речке, хитрая, спешит,
По льду хвост ее скользит.
«Рыбка плавает в пруду,
Съем ее, домой пойду».
Предложите ребенку провести по «дорожке» лисы одновременно указательным и средним пальцами. Спросите: «Какая дорожка на ощупь?» (Гладкая.) Если ребенок затрудняется назвать качество дорожки, назовите его сами и пот просите ребенка повторить. Спросите ребенка: «Что нашла лиса в конце дорожки?» (Рыбку.) Предложите ребенку так же обследовать «дорожку» зайца («дорожка» гладкая, в конце «дорожки» морковка).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества животных и «дорожек», по которым она будут идти, разыскивая еду.

«Ощупай и расскажи»
Цель : развитие умения узнавать на ощупь жесткую и мягкую фактуру; развитие чувствительности кончиков пальцев ребенка; активизация словаря: «рама», портрет», «мягкие», «жесткие», «прямые», «кудрявые».
Оснащение: нарисованные на листе картона два портрета мам с приклеенными волосами: у одной волосы жесткие, кудрявые, у второй - прямые, мягкие.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона с портретами мам. Прочтите стихотворение:
У меня в раме
Портрет моей мамы и мамы Ванн.
Мамочка моя рыжая, кудрявая,
Иногда упрямая.
Ванина мама - с прямыми волосами,
Полюбуйтесь сами.
У моей мамы кудряшки,
Жесткие, как шерсть барашка,
А у Ваниной -
Волосы мягкие, словно шелк.
Предложите ребенку ощупать на картинке волосы первой мамы, назвать их качество (жесткие). Потом предложите ему ощупать волосы второй мамы (Ваниной). Спросите: «Какие волосы у Ваниной мамы?» (Мягкие.)
Завяжите ребенку глаза платком, предложите ему ощупать волосы мам на картинке и сказать, кому они принадлежат, какие они на ощупь.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа персонажей (прибавления бабушки, сестры, брата) с волосами разного качества.


«Кораблик плывет, а машина едет»

Цель : развитие умения узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности; выработка умения ощупывать предмет одновременно двумя пальцами (указательным и средним) правой и левой руки; активизация словаря: «корабль», «грузовая машина», «море», «волны», «урчит», «поднимается», «спускается».
Оснащение : лист картона, на который наклеена грузовая машина (справа). От нее влево идет прямая полоска бархатной бумаги, изображающая дорогу. Оканчивается «дорога» домом. Под грузовой машиной наклеен корабль. От него влево идет полоска извилистой гладкой бумаги («морские волны»), которая заканчивается морским вокзалом.
Ход игры. Попросите ребенка выбрать одну из «дорог» и провести по ней указательным и средним пальцами одновременно. Спросите, куда, на чем, по какой «дороге» он ехал (или плыл). Пока ребенок ведет пальцами по «дорожке», прочтите ему стихотворение. Если ребенок проводит пальцами по морской «дорожке», прочтите I часть рифмовки, если по автомобильной - II часть.

I . Среди бури, среди волн
Наш кораблик плавает.
На волну он поднимается,
А потом с волны спускается.

II . А вдоль моря по дороге
Едет быстро грузовик.
У него мотор урчит.
Он домой спешит, спешит.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления рельсов со шпалами, по которым поедет поезд с вагонами (наклейте их на тот же лист картона).


«Горячая - холодная»
Цель: развитие тактильных ощущений ребенка; знакомство со свойствами воды (горячая, холодная); активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная».

Оснащение: два тазика (один с холодной (талой), второй с горячей водой; температура воды должна быть комфортной для ребенка - не очень холодной и не очень горячей), полотенце для рук. Ход игры. Поставьте перед ребенком на детский стол два тазика с водой. Прочтите четверостишие:
Вот и к нам весна пришла,
Солнце людям принесла.
Солнце яркое светило
И снежок весь растопило.
Опустите обе руки ребенка в тазик с талой холодной водой. Спросите: «Какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Если ребенок затрудняется ответить на ваш вопрос, то ответьте на него сами: «Вода в тазике холодная». Так же обследуйте горячую воду во втором тазике.
После того как ребенок научится называть качество воды (холодная или горячая), предложите ему с завязанными глазами определить, какая вода налита в тот тазик, в который вы опустите его руки.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления тазика с теплой водой.

«Разложи обувь парами»
Цель: совершенствование чувствительности кончиков пальцев ребенка; развитие умения определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть ее качество (жесткая, мягк ая); активизация словаря: «туфли», «меховые тапки», «мягкие», «жесткие».
Оснащение: вырезанные по контуру туфли (сверху наклеена гладкая бумага), вырезанные по контуру тапки (сверху наклеен мех); коробка с отверстиями для правой и левой руки; два круга, оклеенные тем же материалом, что контурная обувь.
Ход игры . Покажите ребенку куклу Машу, обутую в один тапок. Обратите внимание на ее обувь и предложите ребенку найти для куклы второй тапок в коробке. Предупредите его, что в коробке есть еще другая обувь, но достать нужно такой же тапок, как у куклы. Коробка не открывается, и тапок придется искать на ощупь. Скажите: «Давай ощупаем как следует тапок, который надет на Машину ногу. Снимите с куклы тапок и вместе с ребенком проведите по нему несколько раз рукой: «Тапок мягкий. Попросите ребенка повторить, какой это тапок, и найти в коробке такой же. После того как он выполнит задание, поставьте перед ним оба тапка. Проведите по одному из них ладошкой ребенка и скажите: «Мягкий тапок». Сделайте же со вторым тапкам и скажите: «Этот тапок такой же мягкий. Оба тапка мягкие». Так же провести игру с туфлями куклы.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа пар обуви до четырех. Познакомьте ребенка с различными тканями (вельветом, бархатом, кожей), в которых шьют обувь.

«Маша пьет чай»
Цель: развитие чувствительности пальцев; ознакомление ребенка со способами обследования предметов разной формы (квадратной, круглой); активизация словаря: «рафинад», «конфета», « чашка», «блюдце», «квадратный», «круглый».
Оснащение : «чудесный мешочек»; три кусочка рафинада, три круглые карамельки без фантика; игрушечные блюдце и чашка.
Ход игры. Покажите ребенку куклу Машу. Скажите: «Кукла хочет пить. Она просит налить ей чай. Маша попробовала чай и сказала, что он невкусный потому, что несладкий». Покажите ребенку кусочек рафинада и конфету. Предложите ему взять кусочек рафинада и скажите: «Это сахар, он вот такой - квадратный, как кубик». Дайте ребенку подержать сахар в руках и спросите: «Какой кусочек сахара рафинада?»
Так же обследуйте круглую карамельку. Теперь предложите ребенку на ощупь найти кусочек сахара или конфету.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления конфет разной формы.


«Какое дерево потеряло листочек? »
Цель: дальнейшее формирование навыка обследования поверхностей и определения их качества; развитие тактильного восприятия ребенка; активизация словаря: «лист», «иголка», «береза», «сосна», «мягкий», «липкий», «колючий».
Оснащение : два листа бумаги, на одном из которых нарисована береза, на другом - сосна (или елка); блюдце с четырьмя листочками березы и четырьмя сосновыми (или еловыми) иголками; коробка с прорезями для рук или мешочек.
Ход игры. Покажите ребенку первую картинку. Скажите, что на ней нарисована береза. Рассмотрите вместе с ребенком дерево, называя его части: ствол, ветки, листья. Возьмите с блюдца листочек березы, ощупайте его и скажите: «Листочек мягкий, клейкий». Предложите ребенку ощупать листочек и рассказать, какой он. Так же обследуйте сосновую иголку: она колючая и жесткая. Предложите ребенку поиграть. Спрячьте листочки и иголки в коробку, попросите ребенка засунуть в нее обе руки, взять листочек и, не вынимая рук из коробки, назвать то, что он взял, затем вынуть листочек и положить на то дерево на картинке, с которого он упал. Потом попросите сделать то же с иголкой.
Усложнение задания . Покажите ребенку рисунок, на котором иголки и листочки расположены в определенной последовательности. Попросите его найти такие же иголки и листочки в коробке и разложить рядом с рисунком в той же последовательности.

Сенсорное развитие детей.

Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Дополнительные развивающие игры:
"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
"Отгадай цифру" (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
"Что это?"
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
"Собери матрешку"
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
"Золушка"
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
"Угадай, что внутри"
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

«Дидактические игры для развития тактильных ощущений»

Опыт работы воспитателя

Мельниковой Елены Петровны

воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической работы 22 года, образование высшее.

«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности».В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с тактильным восприятием. Для этого использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, я изготовила для своих малышей в детском саду дидактические игры

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Тактильные крышечки».

Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

(варианты игры)

1).«Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.

2)."Найди не похожие крышечки»

Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.

3)."Угадай на что (кого) похоже"

Эта игра для детей 5-7 лет
Цель: находить ассоциации тактильным ощущениям.
Например: Колючий, как ёж, пушистый, как лиса, гладкий - лягушка.

4).«Сделай такой же узор»

Цель: учить различать и находить предметы определенного цвета
и выкладывать их по заданному образцу. Развивать внимание и восприятие.

Ход игры: предложите детям подобрать крышечки по заданному образцу.

2. «Лабиринт»

Цель : активизация движений большого и указательного пальцев.

Материал : лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т. п.).

Ход игры : педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

3. «Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры : рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь.

Дождик, дождик веселей,
Капай, капай не жалей,
Брызни в поле пуще ~
Станет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!

Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т. д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

https://pandia.ru/text/80/219/images/image004_92.jpg" width="432" height="323 src=">

11. «Почтовый ящик»

Цель: различение геометрических форм на ощупь;

умение пользоваться методом проб.

Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.

Ход игры : на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.

12. «Платочек для куклы»

Цель: определение фактуры материала на ощупь.

Материал : непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).

Ход игры : ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

13. «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонема тических процессов, звуко-буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры : ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет или описывает его. Ребенок может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.

Сюда насыпали горох, и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Варианты игр.

1). «Найди на ощупь». Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.

2). «Найди и разложи». Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

3). «Найди букву на ощупь». Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква

https://pandia.ru/text/80/219/images/image006_64.jpg" width="444" height="296 src=">

16. «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Цель : определение фактуры материала на ощупь.

Материал: набор предметов, изготовленных из различных материалов (стеклянный стакан, деревянный брусок, железный совочек, пластмассовая бутылка, меховая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.).

Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, ощупывает какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

17. «Соедини коробки»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Материал : спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).

Ход игры : на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

18. «Разложи по размеру»

Цель : определение размера наполнителей на ощупь.

Материал е: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т. п

Ход игры : на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т. д.

19. «Собери матрешку»

Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.

Материал : две матрешки-вкладыши.

Ход игры : игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.

20. «Золушка»

Цель : различение мелких предметов на ощупь.

Материал : повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т. д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).

Ход игры : дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.

Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

21. «Пирожки»

Цель : развитие осязательных ощущений руки.

Материал : пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).

Ход игры : педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.

Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой.

22. «Геометрик»

Цель : развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, резинки.

Ход игры : сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

23. «Гладкая – шершавая»

Цель : определение различных качеств поверхностей на ощупь.

Материал : набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.

Ход игры : на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

24. «Холодно - тепло – горячо»

Цель: определение температуры воды на ощупь.

Материал : три миски с водой (холодной, теплой, горячей).

Ход игры : на столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):

называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);

ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;

ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;

опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Педагогу следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

25. «Сенсорная тропа для ног»

Цель: развитие тактильной чувствительности ступней ног.

Материал : сенсорная тропа - дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т. д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры : педагог предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.

Список литературы.

1. Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32с.

2. Колос комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007,– 80 с.

3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. ред. – М.: Просвещение, 1978,-93 с.

4. Титарь развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007, 88с.

5. Юрченко Е. Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007, 144 с.

6. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. /Под ред. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.

Тема статьи: «Развитие тактильного восприятия дошкольников при использовании настольных игр»

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (Маклаков А.Г.).
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности.
Как и любой познавательный процесс, восприятие имеет определенные свойства.
Восприятие, как и любой психический процесс, обладает определенными свойствами.
Таковыми свойствами являются:
целостность;

константность;
структурность;
осмысленность;
избирательность
Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Например, когда мы видим перед собой чайник, то смотрим на него как на воспринимаем его как единое целое, а на отдельные элементы: сам чайник, крышечка, носик.
Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Таким образом, процесс восприятия зависит от деятельности анализаторов и обладает такими свойствами, как (целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность).
Восприятие классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия. Какие виды? например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
К основным линиям сенсорного развития детей дошкольного возраста можно отнести:
1)усвоение сенсорных эталонов.
Что такое сенсорные эталоны?
Как отмечает Л.А. Венгер, В.С. Мухина, это наглядные представления об основных образцах внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета – цвета спектра и их оттенки, формы – геометрические фигуры и их разновидности, величины – единицы метрической системы линейных мер и т.д.
2) способы восприятия. Выделяют 2 способа восприятия:
* внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны такие приемы (наглядно-действенное мышление)
* зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста.
3) обследование предметов, в ходе которого ребенок сначала в процессе ведущей деятельности обследует предмет, выделяя его цвет, форму, размер, части, а затем в старшем дошкольном возрасте Словечно описывает различные свойства конкретного предмета.
Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения, возможно, достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников
Необходимо развивать восприятие ребенка и формировать представление о свойствах предметов: их величине, форме, запахе, вкусе, цвете, положении в пространстве.
Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников. Важно не упустить момент и постоянно организовывать разнообразные занятия для детей, которые с легкостью можно проводить дома и во время прогулки, используя подручные средства.
Активность сенсорного развития зависит от количества информации, которая поступает в мозг и преобразуется в яркую, целостную картину. Поэтому необходимо научить ребенка сопоставлять информацию, которую он получает от разных органов чувств, и соединять ее в целое. К примеру, изображение машинки должно в сознании малыша ассоциироваться с шумом проезжающего автомобиля. Иными словами, различные сенсорные ощущения должны в итоге давать ребенку целостное представление о предмете, объекте. Поэтому занятия для детей, направленные на сенсорное развитие, нужно проводить в комплексе, чтобы развивались разные способности.
Чтобы классифицировать объекты, ребенок должен научиться анализировать отдельные признаки и свойства каждого из них (например, форму, цвет, вкус). А для этого необходимо дать малышу представление о сенсорных эталонах, которые используются в качестве образцов, мерок. К примеру, цвета радуги – это эталоны цвета, а эталонами формы являются геометрические фигуры.
В развитии сенсорных способностей помогут различные игры. Многие из них подходят для детей разных возрастов. Чем старше ребенок, тем более сложным может быть задание.
Развитие тактильного восприятия на прогулке естественным образом проходит в обычной песочнице. Процесс пересыпания песка и строительства всевозможных «сооружений» - это не просто игра, а игра развивающая.
Некоторые свойства предметов можно определить лишь осязательно (к примеру, разницу между гладкой и шершавой поверхностями). Эти особенности тактильного восприятия используются в разных занятиях. Можно положить перед ребенком две пластины – гладкую и шершавую – и попросить определить с закрытыми глазами, где какая. Дети, которые уже знают буквы и цифры, могут играть с буквами и цифрами из шершавой и гладкой бумаги.
Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Прекрасная возможность для этого – прогулка по сенсорной тропе. Для этого необходима ковролиновая дорожка, на которой закреплены «кочки» (мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом). «Кочки» можно изготовить в форме следов. Главное, чтобы ткань была тонкой, но прочной. Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.
Игры для развития тактильного восприятия
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

"Поймай киску"
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дошкольный возраст - период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно. Нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга.
Обогатить сенсомоторный опыт ребенка скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, включить компенсаторные механизмы, помогут игры с разнообразными предметами.

Сенсорные дорожки - мягкие и теплые из пряжи « травка» гладкие и холодные из оберточной бумаги, ребристые из деревянной соломки.

Губки шершавые - для массажа кистей рук, тактильных ощущений, улучшения кровообращения, активизации мышечного тонуса.

Шишки сосновые и ольховые - для массажа кистей рук.

Мячи - гладкие пластмассовые, резиновые с шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей рук.

Щетки с длинным жестким ворсом - для улучшения кровообращения.

Прищепки - для массажа пальцев рук (они не должны быть слишком тугими и доставлять болевые ощущения).

Мелкие игрушки от киндер-сюрприза - для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Игрушки для пальчикового театра - для развития изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.

Пирамидки - для развития точных координированных движений, умение соотносить детали по размеру и цвету.

Кубики - для развития зрительного восприятия, аналитико-синтетической деятельности.

Набор «Веселые бусинки» - для развития тонких координированных движений пальцев рук.

Пуговицы - для нормализации мышечного тонуса, звукового и слогового анализа слов.

Мозаика - для развития координированных движений пальцев рук, закреплений знаний о цвете.

Материал для ручного труда - крупы, нитки, засушенные листья, соломка, ивовые прутики, сосновые и еловые шишки.

Куклы-хохотушки - для формирования положительного эмоционального фона.

Игорь Юрьевич Матюгин (педагог)
" Тактильная память", М.: 1991
У меня сегодня немало дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

За этими строками Анны Ахматовой, приоткрывается подлинная психологическая правда о внутренней работе самостроительства личности. Каждый из нас занят одним делом - деланием самих себя.
Можно приказать себе забыть, можно убить память, можно, наконец, овладеть искусством запоминания. Главное, только понять, что подлинная практическая психология является наукой о строительстве, конструировании, возделывании и проектировании мира человека.
Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

13 ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.