Домой / Брови / Конспект развивающего занятия педагога-психолога «Фантазеры. Конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке детей к школе «Мои помощники

Конспект развивающего занятия педагога-психолога «Фантазеры. Конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке детей к школе «Мои помощники

Подробности

Предлагаем Вам провести развивающее занятие для детей 2 лет, посвященное самым знаменитым в России и очень любимым детьми домашним птицам: курочкам, петушкам и цыплятам. В ходе развивающего занятия в игровой форме проводятся развивающие игры, направленные на развитие речи, творческого мышления и мелкой моторики (аппликация), развитие слуха и чувства ритма, навыка сортировки предметов, навыков счета, пальчиковая гимнастика.

Развитие речи

(задаем атмосферу урока, учим новые слова и развиваем речь)

Чтобы помочь ребенку научиться правильно и хорошо говорить, педагоги советуют подталкивать малыша к тому, чтобы он как можно чаще говорил и выражал свои мысли. Мама может помочь ему освоить этот непростой навык, рассказывая вместе с ним сказки.

В этой части урока я расскажу, как можно рассказать и инсценировать вместе с ребенком известную сказку про курочку, петушка или цыпленка.

Например, это могут быть:

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Замечательная сказка Корнея Чуковского «Жил на свете цыпленок».

Можно использовать и другую сказку, самое главное, чтобы она была очень хорошо знакома и малышу и маме.

Очень важно, чтобы ребенок не пассивно слушал сказку, а активно участвовал в повествовании, в силу своих возможностей рассказывал сказку вместе со взрослым. В ходе рассказа необходимо побуждать ребенка:

Заканчивать предложения, который начал взрослый;

Передавать движения главных героев (например, показываем как дед бил яичко, как цыпленок клевал червячков и т.п.)

Если малыш говорит очень плохо, побуждаем его к звукоподражанию (предлагаем воспроизвести возгласы птиц «ко-ко-ко», «пи-пи-пи», либо возгласы главных героев (дед бил яичко «бум-бум», яичко упало «бум», бабушка плачет «и-и-и»).

Отвечать на вопросы («жили были дед и кто еще жил? а кто у них был?» и т.п.)

Несколько раз проговорить с ребенком новые для него слова и выражения, относящиеся к теме (например «курятник», «снесла яйцо», «вылупился цыпленок», «клевать зерно», «кудахтать»), по необходимости объясняем малышу значения этих слов (например, «домик курочки, который для нее построил человек, называется «курятник»).

Рассказывание сказки может проходить так:

Давай расскажем сказку про Курочку Рябу вместе! Жили были дед и … кто с ним жил? (ждем пока ребенок ответит на вопрос) - Правильно баба. А кто еще с ним жил? Курочка…. Правильно Ряба. Как курочка кудахчет? Да, ко-ко-ко. А где она жила? В курятнике – так называется ее домик. А как курочка машет крылышками? А как клюет зернышки, покажи. Что курочка снесла? Правильно яичко. Покажи как дед бил яичко (показываем движениями), и т. д. Мышка бежала, как она пищит? а как хвостиком машет? И т.п.

Также для создания атмосферы можно использовать игрушки, чтобы не просто рассказывать сказку, а показывать кукольный театр. (Мы в качестве яичка использовали яйцо от киндер-сюрприза, его еще можно заменить желтым или белым мячиком, героями сказки у нас служили мягкие игрушки, а если подходящих не было – я их схематично рисовала на бумаге).

Аппликация из «рваной бумаги»

(развиваем пальчики, занимаемся творчеством)

Предлагаем малышу сделать аппликацию цыпленка. У нас получилось вот так:

Аппликация получилась очень простой, но делали мы ее в период, когда ребенок вообще потерял интерес ко всякому творчеству, так что для нашего тогдашнего состояния это вполне нормально.

Для аппликации мы использовали туалетную бумагу разных цветов, можно использовать салфетки. Такая бумага идеально подходит для аппликации в этом возрасте, потому что она очень легко рвется (другие виды бумаги малышам часто бывает трудно порвать на маленькие кусочки).

Подойдет также цветная бумага, а если ребенку трудно самостоятельно ее порвать на части (так как она плотноватая) можно:

Предварительно хорошенько помять бумагу, чтобы она стала мягкой;

Мама может начинать рвать бумагу (надрывать), а малыш заканчивать (когда надрыв уже сделан оторвать кусочек бумаги легче).

Лучше чтобы малыш рвал бумагу сам, так мы дополнительно развиваем его пальчики. (Не страшно, если у ребенка нет настроения рвать бумагу, если за него это сделает мама, польза от аппликации все равно будет).

Рисуем цыпленка на бумаге, смазываем его силуэт клеем и предлагаем малышу оторвать от листа бумаги кусочки и наклеить их на цыпленка.

Если малыш не устал, можно выполнить и другие элементы картинки (солнышко, травку, тучку и т.п.)

Клеить цыпленка нам помогала резиновая уточка – мама цыпленка (курицу не нашли). Она очень волновалась, что цыпленок такой белый и просила Дашу сделать его желтым (наклеить кусочки бумаги), а также наклеить для цыпленка солнышко, чтобы он мог согреться, и травку, чтобы ему было мягко спать.

Цыпленок у нас был маленький, так как мы очень не усидчивые, и на большее нас бы не хватило.

Усидчивым деткам можно сделать цыпленка побольше, и добавить другие элементы аппликации (деревья, тучки и т. п.)

Когда цыпленок готов – его нужно покормить зернышками. Рисуем тарелочку, смазываем ее силуэт клеем, насыпаем зернышки.


Музыкальное развитие

Слушаем вместе с ребенком композицию «Вышла курочка гулять» (прослушать можно здес ).

Во время прослушивания танцуем под музыку, выполняя движения по смыслу песни.

Вот некоторые движения, которые можно выполнять под эту музыку:

Вышла курочка гулять, свежей травки поклевать (ходим, переступая как мишки с ноги на ногу и чуть раскачиваясь, машем руками как крылышками)

А за ней ребятки, желтые цыплятки (прыгаем как цыплятки, машем крылышками и кричим пи-пи-пи).

Ко-ко-ко, не ходите далеко (грозим пальчиком).

Лапками гребите (гребем ладошками).

Зернышки ищите (приседаем, складываем пальчики щепоткой, клюем).

Съели толстого жука, дождевого червяка (киваем головой, открываем-закрываем рот «ам-ам»)

Выпили водицы, полное корытце (складываем губы трубочкой, втягиваем воздух, как-будто пьем).

Играем в цыплят

(физическое развитие, расслабляемся перед следующим заданием)

Приглашаем малыша поиграть в цыплят.

Вместе с ребенком, как цыплята, бегаем по комнате, машем крылышками, выкапываем пальчиками червячков (волнистыми движениями пальцев скребем по полу), приседаем, чтобы поесть червячков, встаем, чтобы побежать дальше, щепоткой клюем зернышки.

Вдруг! Объявляем: «Лиса идет! Быстро в курятник!». Бежим в укрытие – домик, детскую кроватку или просто в угол комнаты.

Через минуту «лиса уходит» и цыплята снова выходят из курятника побегать и поклевать зернышки.


Сортируем крупу

(развиваем пальчики, логику)

Освоение навыка классификации предметов (в том числе путем сортировки) способствует развитию мышления, а также является основополагающим умением, необходимым для освоения более сложной деятельности – счет, чтение, математика.

Для выполнения задания нам понадобятся мелкие предметы для сортировки (например, «червячки» - маленькие макароны и «зернышки» - гречка), складываем их в тарелочку. Нам также понадобятся игрушечные цыплята и курочки или их изображения (нарисовать цыпленка и курочку под силу любой маме).

Курочку у нас изображала резиновая уточка для ванной (ребенка совсем не смутила подмена понятий).

Объясняем малышу, что курочка ест червяков (макароны) , а цыпленок ест зернышки (гречку). Но червячки и зернышки все перемешались, нужно помочь им, и каждого накормить своим кормом: сортируем крупу, перед курочкой выкладываем червячков, перед цыпленком – зернышки.


Пальчиковая гимнастика

После того, как рассортировали крупу рисуем на кончиках пальцев ребенка маленьких цыплят (схематично).

Цыплята на кончиках пальцев пляшут (шевелим пальчиками в воздухе)

Едят крупу (стучим пальчиками по крупе, которую только что сортировали – массаж и гимнастика пальцев)

Кладем пальчики на стол прижимаем их к столу, не отрывая ладоней от стола, приподнимаем пальчики и шевелим ими в воздухе - цыплята снова пляшут;

- «ой лиса пришла!»- пальчики прижали к столу – прячемся;

Пальчики по одному начинаем поднимать над столом – «ушла ли лиса?»

- «ушла!» - пальчики снова танцуют.

Выполняем развивающую гимнастику для пальчиков несколько раз по кругу.

Подвижная игра

(физическое развитие, расслабляемся перед последним занятием, закрепляем понятия "высоко", "низко")

Обращаемся к ребенку: «Давай поиграем в петушка! Утром солнышко проснулось и поднялось высоко-высоко (подняли руки вверх). Петушок закричал: «Кукареку!» (кричим «кукареку», машем крылышками). Цыплята тоже проснулись, выбежали погулять (бегаем, машем крыльями, складываем пальчики щепоткой - клюем зерна, пальчиками копаем червяков). Солнышко садится спать низко-низко над землей (садимся на корточки показываем – как низко садится солнышко), все ложатся спать (ложимся закрываем глаза).

Повторяем несколько раз.

Учимся считать

Продолжаем учить счет до трех (либо до двух, либо до четырех, либо осваиваем другие цифры – в зависимости от того, что уже усвоил малыш. Мы к двум годам хорошо различали понятия один и два, поэтому учились считать до трех. Если малыш еще не считает, тогда учимся считать до двух).

Для занятия нам понадобятся карточки с цыпленком и зернышками. У нас были вот такие:

Их можно нарисовать за две-три минуты (предлагаю не тратить много времени на их изготовление – малыш оценит любые изображения похожие на цыпленка и зернышки).

Я рисовала цыпленка, используя найденный в интернете пошаговый урок для детей «как нарисовать цыпленка».

В ходе занятия мама прячет цыпленка под карточкой и озвучивает: «Цыпленок спрятался под двумя зернышками. Найди, где спрятался цыпленок?».

Игру предлагаю провести в три этапа:

Первый этап: создаем позитивное подкрепление (это очень важно перед началом изучения нового и трудного). Спрашиваем: «Кто это? Правильно, цыпленок! А как он пищит? Пи-пи-пи».

Второй этап: знакомимся с карточками зернышек. «Смотри, вот зернышки, которые любит клевать цыпленок». Рассматриваем карточки, проговариваем сколько зернышек на каждой карточке ("здесь нарисовано одно зернышко", "здесь два зернышка", "здесь три зернышка").

Третий этап: Цыпленок говорит: «Давай играть в прятки». Так чтобы малыш не видел, прячем цыпленка под какой-либо карточкой с зернышком (я просила Дашу отвернуться), а затем просим малыша найти ципленка при помощи подсказки: «СЕЙЧАС ЦЫПЛЕНОК СПРЯТАЛСЯ ПОД ДВУМЯ ЗЕРНЫШКАМИ. НАЙДИ, ГДЕ ДВА ЗЕРНЫШКА?».

Если ребенку трудно определиться – подсказываем ему, на какой карточке изображены нужные зернышки (считаем вместе «один, два и т.п.») предлагаем заглянуть под карточку и найти цыпленка.

Сначала прячем цыпленка под карточкой, число зернышек на которой ребенок хорошо определяет, затем усложняем задание.

Когда малыш угадывает, под какой карточкой спрятался цыпленок, сопровождаем это событие бурными овациями .

На этом развивающее занятие для детей 2 лет заканчивается, желаю Вам успехов!

Конспект развивающего занятия с дошкольниками.

Тема занятия: «Развивай-ка».

Цель занятия: Развитие познавательных способностей у дошкольников

Задачи занятия:

Развитие зрительной памяти;

Развитие внимания;

Развитие речи;

Развитие мышления;

Развитие мелкой моторики руки;

Возраст детей: 6-7 лет.

Материалы: презентация к уроку, раздаточный материал.

Оборудование: мультимедиапроектор.

План занятия.

I.Вводная часть.

Оргмомент

Упражнение «Цепочка дружбы»

II.Основная часть.

Упражнение «Мушка»

Упражнение «Паравозик»

Упражнение «Схема»

Упражнение «Графический диктант»

Физ. минутка

Упражнение «Четвертый лишний»

Упражнение «Аналогии»

Упражнение «Запомни»

Упражнение «Найди общий признак»

Упражнение «Штриховка»

III.Заключительная часть.

Рефлексия

Упражнение «цепочка дружбы

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию:

Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.

2. Психологический настрой “Цепочка” дружбы.

Давайте встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его!

А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась “цепочка” дружбы! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

3.Цели занятия

Сегодня на занятии будем развивать внимание, речь, память, мышление, мелкую моторику пальцев

А для чего это нужно развивать? Где вам пригодится?

Основная часть.

4.Упражнение на развитие внимания, ориентировки в пространстве «Мушка»

Ребята перед вами игровое поле, в центре которого находится «Мушка». Ваша задача мысленно следить за передвижением «Мушки» и как только она вылетит за пределы игрового поля, вам необходимо хлопнуть в ладоши. Итак, приступим к игре:

1.1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо. (Хлопок)

2. 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх. (Хлопок)

3. 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз. (Хлопок)

Молодцы, хорошо размяли свои глазки и ручки. Переходим к следующему упражнению.

5.Упражнение для развития звукобуквенного анализа слов, речи «Паровозик»

Паровозик всех везет, звуки нужные найдет! Ребята, найдите, пожалуйста, пассажиров с нужным звуком, который написан на вагоне («Л», «С»).

6.Упражнение «Схема»

Ребята, сейчас я вам раздам бланки, на которых нарисованы картинки, а вверху схемы. Сколько слогов в названиях этих предметов? Соедините каждый предмет линией с подходящей схемой.

7.Упражнение для развития мелкой моторики руки и умения действовать по правилу «Графический диктант»

Раздать бланк с таблицей.

Сейчас, ребята, мы порисуем под диктовку. Но сначала разомнем наши пальчики:

Разминка:

(пальцы сжимаются в кулаки и разжимаются)

Вышли пальчики гулять,

(разжали кулаки)

Этот пальчик гриб сорвал,

(загибаем большие пальцы)

Этот пальчик чистить стал,

(загибаем указательные пальцы)

Этот резал,

(загибаем средние пальцы)

(загибаем безымянные пальцы)

Ну а этот лишь смотрел.

(загибаем мизинцы)

Встряхнули кисти рук, потерли ладошки друг об друга.

Теперь выполняем задание рисуем от точки: 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 1 влево, 2 вверх, 4 влево, 2 вниз, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 2 вверх.

Кто же у нас получился? (Собака). Что ещё надо дорисовать собаке? (Нос, глаза). Молодцы, ребята!

8. Физ.минутка

Ребята, вы наверно немножко устали, давайте, выполним небольшую физ. минутку.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Переходим к следующему упражнению.

9.Упражнение для развития мышления «Четвертый лишний» (Процесса обобщения).

Перед вами 4 картинки с предметами, выберите картинку, которая вам кажется лишней. Назовите, одним словом оставшиеся предметы. (Задание выполняется всеми детьми по очереди).

10.Упражнение «Аналогии» для формирования умения устанавливать связи между понятиями (картинками).

Раздать бланки с упражнением «Аналогии».

В задании, которое вам сейчас предстоит выполнить, необходимо найти связь (отношения), в которой находятся две картинки в левой стороне листа. Примерная пара картинок служит как бы ключом выявления этой связи. Зная ее, необходимо подобрать пару к контрольной картинке. От картинки, которая вы считаете, что подходит к контрольной картинке нужно провести линию к знаку вопроса. Приступаем к выполнению задания, выполняем все самостоятельно.

Готово? А теперь объясните свой выбор. Смотрим на экран и проверяем правильность выполнения задания.

11.Упражнение для развития зрительной памяти «Запомни».

Сейчас я вам буду показывать картинки, которые вам необходимо запомнить. По окончании просмотра назовете те, которые запомнили.

А теперь проверяем, все ли вы картинки мне назвали.

12.Упражнение «Найди общий признак».

Перед вами четыре рамки с группами картинок. Каждую группу картинок объединяет какой-то общий признак. Но какой? Это вам и предстоит найти.

13. Упражнение «Штриховка»

Переходим к следующему упражнению. Но прежде чем приступить к его выполнению, вам нужно отгадать загадку.

1.Загадка:

Волосата, зелена

В листьях прячется она.

Хоть имеет много ножек,

Бегать все ровно не может. (Гусеница.)

Правильно! Молодцы!

2. Теперь с помощью трафарета геометрических фигур постройте гусеницу и заштрихуйте ее так, как показано на экране. (Раздать трафареты фигур).

Заключительная часть.

14.Подведение итогов

Что мы сегодня развивали?

Что удалось выполнить хорошо? Почему?

Что не удалось? Почему?

15.“Цепочка” дружбы

(ритуал группового прощания)

Давайте встанем в круг и скажем:

До- сви - да – ни – Я!

А теперь берёмся за руки и говорим:

До – сви – да – ни – Мы! (руки вверх)

1. Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

Конспект развивающего занятия педагога-психолога «Фантазеры»

Цель: Развивать воображение, умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

Задачи:

развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;

развивать речевую активность, обогащать словарь;

развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать свое мнение;

воспитывать в детях внимание к своему здоровью, дружеское отношение к сверстникам.

Ход:

1. Ритуал приветствия.

Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро».

Доброе утро! Разводят руки в стороны и слегка кланяются

Улыбнись скорее! друг другу.

И сегодня весь день «Пружинка»

Будет веселее. Поднимают руки вверх

Мы погладим лобик Выполняют движения по тексту

Мы погладим носик.

И щёчки.

Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому и левому плечу

Как в саду цветочки! поочерёдно.

Разотрём ладошки. Движения по тексту

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём

И здоровье соберём.

Улыбнёмся снова,

Будьте все здоровы! Разводят руки в стороны

2. Умение угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков.

Кто в дом не идет,

Меня за ручку берет.

(Дверь)

Бьют его рукой и палкой -

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

(Мяч)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет -

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдет -

Там заметку кладет.

(Карандаш)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я …

(Свекла)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

(Арбуз)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух)

2. Развитие воображения.

Все участники садятся на стулья, поставленные по кругу.

- Ребята, какие сказки вы знаете?

Совместно выбирают одну из сказок, и взрослый предлагает ее поменять, по очереди рассказывая ее и заменяя в каждой фразе известное на противоположное или новое. Дети рассказывают сказку по очереди по кругу, начинает же перемену сам педагог. Вот, например, во что может превратиться известная сказка «Красная Шапочка»: «Жил-был мальчик, которого звали Желтый Башмачок. Позвал его как-то папа и говорит: «Сходи-ка, сыночек, к дедушке и отнеси ему книги и газеты». - Пошел Желтый Башмачок, а навстречу ему рыжий заяц…» и т. д. Педагог участвует наравне с детьми и должен следить, чтобы во всех ключевых моментах сказка была переделана, но в целом получилась бы некая новая история, моделирующая более или менее логично развивающуюся ситуацию. Обязательно отметить наиболее удачные варианты переделки.

- Ребята, мы с вами меняли слова. Пришло время поменяться местами.

4. Подвижная игра «Менялки».

Количество стульев становится на один меньше, чем игроков. Тот, кому не хватило места – ведущий (на этапе знакомства с игрой роль ведущего берет на себя педагог). Ведущий находится в центре круга и предлагает всем игрокам:

- Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (на ком надеты шорты, рубашки, юбки, белые носочки, одежда с карманами и др.).

Дети, которые соответствуют высказанному условию, должны поменяться местами.

5. Ритуал прощания.

Все участники разбиваются на пары и образуют круг. Повернуться к партнеру, взять его за руки и улыбнуться ему. Повернуться к соседу, взять его за руки и улыбнуться.

- Настроение каково?

Во! (вытягиваем вперед правый кулачок с поднятым вверх большим пальцем)