Домой / Брови / Самые прикольные сказочные сценарии праздника ивана купалы. Сценарий праздника «Купальские забавы

Самые прикольные сказочные сценарии праздника ивана купалы. Сценарий праздника «Купальские забавы

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Сценарий Развлечения

«День Ивана Купала»

7 группа

Воспитатели: Федорова Снежана Александровна

Ведущий: Дорогие ребята, сегодня мы вам хотим рассказать о празднике Иван Купала.
А может вы и сами что-нибудь знаете об этом празднике?
(ответы детей)
Ведущий: В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник. Считается, что вода в реках и озерах обретает в эту ночь целебной силой, потому и пошел обычай обливать друг друга водой.
В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник, или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. А еще с этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных.
Сегодня мы с вами поиграем, поозорничаем. И вот уговор – никто ни на кого не обижается! Договорились? (да)
Для разминки начнем с загадок:
1. Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот,
Горячие, долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски (ЛЕТО)
2. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут (ДОЖДЬ)
3. Золотое яблочко по небу катается,
С утра всем улыбается (СОЛНЦЕ)
4. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем ищем не найдем (РОСА)
5. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды, все округи полила (ГРОЗА)
6. Поднялись в небо ворота,
Всему миру красота (РАДУГА)
Ведущий: Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки.
А еще была забава -
Полежать в высоких травах,
Только нужно на заре,
Чтоб трава была в росе.
В озере, в реке купались,
Все играли, все смеялись…
Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано!
По поверьям, раньше в во д е жили кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ И т. д.)
Давайте выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину. А вы ребята решайте, у кого коса длиннее. Можно распустить косы. Чтобы было виднее.
Конкурс на самые длинные волосы
Выходит ВОДИЦА – Водяному старшая сестрица
ВОДИЦА: Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас. Давайте познакомимся – я – ВОДИЦА, Водяному старшая сестрица

(ХОДИТ ПО ЗАЛУ ЗНАКОМИТСЯ)

Ведущий: А что ж это сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник?

ВОДИЦА: Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает, режим не соблюдает, вот и хворает. А гляжу, у вас тут праздник никак? А что это за красавицы, поди русалочки? А ну-ка погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Ведущий: Вот ты нам и помоги, определи у кого длиннее волосы.

ВОДИЦА: Хорошо, где тут мои ножницы?

Ведущий: Что ты, что ты, девочки старались, растили, а ты за ножницы хватаешься. Ты бы лучше приказ какой дала.

ВОДИЦА: Ааа! Так я мигом, сбегаю на болото, лягушечку принесу или пиявочку.

Ведущий: Да не нужны нам лягушки, нам подарочек какой, той у кого волос длиннее!

ВОДИЦА: Да шучу я, шучу. Вот припасла на случай. Ладно, поделюсь (достает приз). Только вы пройдитесь, волосом похвалитесь, а может, кто и станцует!

Звучит музыка девочки танцуют или просто проходят

ВОДИЦА: Воды много принесла,

Поиграем друзья?

Ведущий: Давайте построимся в две команды.

ВОДИЦА: Первая эстафета «ВОДОНОСЫ». Вам нужно по очереди кто больше наносит воды в ведро.

ВОДИЦА: «БЕГ В МЕШКАХ». Вам нужно обежать вокруг стула и вернуться обратно, какая команда это быстрее сделает.

ВОДИЦА: Выношу тазик с травой, веточками от разных растений.

Ведущий: Что это ты принесла, Водица?

ВОДИЦА: А вот сейчас и определим, что! Сама не знаю. Водяной передал, что ему нужны какие-то травы, цветочки, а я не знаю, что где. Ребята, помогите. А то ведь Водяной, дядька сердитый!

Игра – опрос «УГАДАЙ ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Ромашка, зверобой, календула, подорожник, одуванчик, тысячелистник.
Ведущий: На лужайке зоревой,

Где роса и радуга.

Появился зверобой,

Молодой и радостный.

Вскинул желтые лучи

И лепечет по утру:

Я пришел людей лечить,

Обратитесь к доктору.

Ведущий: У травы красивый листик,

Имя ей – тысячелистник.

Рану быстро исцелит,

Возбуждает аппетит.

Останавливает кровь,

Даже прекращает боль.

Ведущий: ромашка: На лугу и в поле мы его встречаем,

Лепесточки белые мы на нем считаем,

Серединка желтая у цветка того,

Будто крошка-солнышко забралось в него.

Ребенок: одуванчик

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

Ведущий: календула

Что за странные цветки

Под названьем Ноготки?

Так похожи на ромашки –

Все в оранжевых рубашках

Целый день они смеются.

Все Календулой зовутся.

Ведущий: подорожник

Если вдруг неосторожно

Пальчик ты поранил,

Каждый знает -

Листик можно

Положить на рану.

На полянке, в огороде,

У дороги там и тут -

Потому-то его люди

Подорожником зовут!

ВОДИЦА: Вот спасибо, вот удружили, теперь нипочем не побоюсь на болото идти. Задание Водяного выполнено!

Ведущий: Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее, ручеек течет наш веселее.

Игра «РУЧЕЕК» с двумя группами вместе

Ведущий: Все готовились к обрядам,

Хороводы, песни пели,

Праздник длился всю неделю.

Кучу веток собирали,

А потом их все сжигали,

И обычай был таков:

Перепрыгнуть тот костер.

Прыгнешь если высоко,

Урожай будет год!

Вот и мы костер зажжем,

Прыгать высоко начнем…

(Дети прыгают через «небольшой костер»)

ВОДИЦА: Ну вот и позабавились.

В этот праздник, в летний зной,

Окроплю я всех водой.

Давайте возьмем водяные пистолеты и обрызгаем друг друга водой.

(Обливание водой из водяных пистолетов ВОДИЦА: Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора!

Елена Григорьевна Быканова

Сценарий фольклорного праздника «День Ивана Купалы »

(для детей 5-10 лет )

Быканова Елена Григорьевна,

старший воспитатель МБДОУ № 44 «Детский сад комбинированного вида» , г. Кемерово.

Бурова Любовь Петровна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 37 им. Г. Новикова» ,

г. Кемерово

Цель : расширение представлений старших дошкольников и младших школьников об окружающем мире и активизация их познавательных интересов на основе использования фольклорного материала .

Задачи :

1. Образовательные – дать детям первоначальные представления о летних фольклорных праздниках , о народных традициях и играх, о персонажах русского фольклора .

2. Воспитательные – прививать детям интерес и уважение к истории и традициям русского народа, своей страны.

3. Развивающие – помочь детям войти в волшебный мир древних поверий, учить их видеть необычное в обычном, чувствовать красоту окружающего мира и испытывать радость от совместной деятельности.

Герои : Ведущие – 2 чел., Знахарь, Леший, Кикимора, Водяной, Домовой.

Ход праздника.

Звучит песня «На Ивана на Купала красна девица гадала» .

Дети собираются на полянке.


Ведущий 1 : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать приход лета , как это делали наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы . Это праздник солнца , воды и растений.

Ведущий 2 : И правда, ребята! Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, потяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы – все тянутся к нему!

Ведущий 1 : Чтобы праздник был веселее , давайте украсим нашу полянку!

Детям раздают разноцветные ленты, они завязывают их на кустах, деревьях, заборчике.

Ведущий 2 : Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась! А теперь рассаживайтесь поудобнее и послушайте мой рассказ.

Дети рассаживаются на постеленных на травке одеялах.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы в цветах и растениях появляется особая целительная сила. Поэтому знающие люди идут собирать лечебные растения именно в это день . Некоторые собирают травы ночью в самую полночь, некоторые утром на заре…

Звучит спокойная музыка, на полянку выходит Знахарь.

Знахарь : Здравствуйте, мои травушки-муравушки! Надобно собрать вас сегодня побольше. Полыни соберу, буду давать деткам, кто плохо кушает, для аппетита! Малинки соберу, чай из ее листьев хорош при простуде… А запах какой у травок! (подходит, дает детям понюхать) . Разложу я травы лесные, летний ветерок их подсушит, станут они лекарством (раскладывает травы на простынке, возвращается к детям) .

Знахарь : Много пользы мои травы людям принесут. Только есть у меня одна мечта, ребята! Говорят, в купальскую ночь , ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Есть поверье, что кто его увидит, станет сильным, забудет про болезни.

Ведущий 1 : Так давайте, дедушка, его поищем!

Знахарь : Этот цветок не каждому увидеть суждено. Охраняет его всякая нечистая сила. Справимся мы с ней?

Ребята : Попробуем!

Под веселую музыку дети отправляются в путь по лесной тропинке. Навстречу им выходит Леший.

Леший : Что это вы делаете в моем лесу? Куда это вы направляетесь?

Дети : С праздником тебя , дедушка Леший! Ищем мы цветок папоротника! Помоги нам!

Леший : Ишь, чего удумали! Не найти вам этот цветок, ни за что! Я вас сейчас в лягушек превращу!

Ведущий 2 : Не надо, не надо! Строгий ты какой! Давай мы с тобой поиграем, повеселим тебя!

Проводится народная игра «Золотые ворота» .


Дети делятся на две команды. Одна встает в круг, дети берутся за руки и поднимают их в виде ворот. Вторая команда бежит змейкой под этими воротами. Первая команда кричит : «Золотые ворота пропускают не всегда! Первый – разрешается! Второй раз – запрещается! А на третий раз не пропустим вас!» и закрывают ворота. Кто в круге остался – тот дальше не играет. Игра продолжается до тех пор, пока всех в круг не поймают. Потом команды меняются.

Леший : Ух ты, какие ловкие и умелые! Так и быть, идите дальше! (показывает дорогу прямо) Только вряд ли вы цветок найдете !

Ведущий 1 : Пойдемте скорее, но в другую сторону! Леший ведь, наверное, запутать нас хочет!

Дети по веселую музыку заходят за живую изгородь. На пеньке сидит Водяной, рядом стол, самовар и бублики. Оформлено небольшое озеро. Водяной пьет чай и поет : «А мне летать охота» .



Водяной : Кто это нарушает покой моего царства-государства водяного?

Ребята : Ищем мы цветок папоротника!

Водяной : Ой, ой, ходят тут всякие, даже чай в тишине не попьешь. А зачем вам цветок папоротника?

Ребята : Чтобы стать сильными и здоровыми! Помоги нам!

Водяной : Помочь вам? А сначала вы мне помогите! Нет у меня воды на чай, и сил ее таскать нету. Наносите - ка мне водички!

Проводится игра «Кто быстрее наберет ведро воды из озера» .

Водяной : Ну вот, другое дело, спасибо что помогли! Баранок и чаю не предлагаю, самому мало, но дорогу вам покажу. Вам прямо, направо, вниз, наверх и назад, совсем немного осталось!

Ведущий 2 : Совсем ты, дедушка Водяной, нас запутал, пойдем прямо по дороге.

Водяной (ворчит вдогонку) : Спасибо скажите, что не заколдовал!


Дети возвращаются на полянку. На полянке сидит Кикимора с сачком, смотрит на овощи, фрукты, конфеты, шоколадки и т. д.

Кикимора (плачет) : Ну, где же вы, давайте прыгайте в сачок, вы мне очень нужны!

Ведущий 1 : Кикимора, что случилось, кому куда прыгать надо?


Кикимора : Слышала я, что на Ивана Купалу в овощах и фруктах целебная сила появляется, витамины называются, вот сижу, жду, когда они ко мне в сочок запрыгнут.

Ведущий 2 : Ребята, как вы думаете, так можно витамины поймать? А как мы их можем поймать? Кикимора, да тут много лишних продуктов, сейчас мы тебе поможем.

Дети разделили все по корзинам, корзины подарили Кикиморе.

Кикимора : Какие молодцы, спасибо, сейчас я все это съем и стану сильной и здоровой! Но можно мне всего одну конфетку съесть - в ней тоже витамины, честно - честно.

Дети : Нет!

Кикимора : Нет, так нет, буду яблоки и груши есть. А куда это вы направляетесь?

Дети : Ищем цветок папоротника!

Кикимора : О! Хоть вы мне и помогли, но дело важное, просто так не пропущу! Отгадывайте загадки!

1. Что в руках не удержать, что в решете не унести? (Вода.)

2. По берегу идёт, идет, а до берега дойдёт, тут и пропадёт. (Волна.)

3. Без рук, без ног, всё бежит. (Река.)

4. Над тобою, надо мной пролетел мешок с водой.

Налетел на дальний лес, прохудился и исчез. (Туча.)

А вы не только ловкие, а еще и умные! Ну, идите вот туда! Авось найдете ваш цветок !

Домовой : Нету хозяйки дома! По делам отбыла! Че надо-то?

Дети : Сегодня день Ивана Купалы , ищем мы волшебный цветок папоротника!

Домовой : Ой, и правда, праздник сегодня , как же я забыл! А потому забыл, что скучно мне одному, грустно! Повеселите меня? А знаете, что на Ивана Купалу самый длинный день в году и самая короткая ночь. И в игры в этот день играют про Солнце и Месяц, про Зарю-заряницу. Хотите научу?

Проводится народная игра «Заря-заряница» .


Дети становятся в круг. Ведущий ходит внутри круга и читает стихи

«Заря-заряница, Солнцева сестрица!

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые…»

На последних словах набрасывает платок или ленту на руки двух детей . Они разбегаются в разные стороны, бегут по внешнему кругу, кто быстрее прибежал, платок у ведущего забрал, тот и выиграл, теперь он - Ведущий.


Домовой : Как с вами играть весело! Ну что, показать, где цветок?

Дети, ведущие, Знахарь и Домовой находят на территории красный цветок, звучит волшебная музыка.

Знахарь : Вот и сбылась моя мечта, нашел я заветный цветок. Только пока мы его искали, я понял, что сильным и смелым человека делает не цветок, а дружба. Вы всем, ребята, помогали и сильными и здоровыми стали! А теперь будем праздник праздновать !

Ведущий 1 : В день Ивана Купалы был обычай себе друга выбирать с помощью венка. Девушка плела венок, бросала его в воду. Кто из парней нашел, тот ее и суженый. И мы попробуем так себе друга выбрать!


Проводится игра с венками (девочки водят хоровод, бросают свои венки в траву, мальчишки находят, одевают венок и становятся в пару с той девочкой, чей венок).


Знахарь : Есть в этот день еще одна традиция – испытать очистительную силу огня или крапивы! Чтобы весь год не болеть, чтобы беды и напасти миновали. Становитесь в ряд, будем через крапиву прыгать, кто самый смелый? Я начну, да и вы не испугаетесь!

Все парами прыгают через «крапивный костер» .


Домовой : Был еще один обычай на Ивана Купалу : купаться в реке , чтобы смыть все обиды и горести, которые за год накопились. Жаль, что здесь нет ни речки, ни озера!

Выбегают Леший, Водяной, Кикимора с брызгалками и брызгают на детей с криками : Сюрприз! Сюрприз! Вот вам и река, и озеро!

Ведущие (если теплая погода) раздают детям брызгалки, все обливаются, веселятся. Гости прощаются и уходят, конец праздника .


Реквизит : разноцветные ленты, разные травы, корзинки для трав и для игры с Кикиморой, простынка, одеяла, пенек, самовар, бублики, большой таз с водой для озера и ведерки для игры (2 маленьких, 2 больших, муляжи разных овощей, фруктов и сладостей, сачок, избушка Бабы Яги, голубой платок (или лента, красный цветок, разные венки, брызгалки, костюмы персонажей.


Сценарный ход праздника Ивана Купалы

Музыка. Выход ведущей.
Ведущая:

А и здравствуйте, вы гости дорогие!

А и девки-то все здесь молодые,

А и парни-то все здесь удалые!

А и день-то сегодня непростой,

А и день-то июльский, почти седьмой.

А и особое-то время настало,

Нам отпраздновать Ивана-Купало .

А когда-то давным-давно, в Змеиногорских просторах стояло царство берендеев.......

Музыка.Выход хозяйки медной горы.

Хозяйка медной горы:

Здравствуйте, гости дорогие.
Рада видеть вас в своем царстве каменьев. Хоть царство мое каменное, прославленное на весь свет богатствами своими несметными, но и мимо него не прошло лето.
Мое царство всех прелестней:
Шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины леса
И журчанье ручейка...
Скачут белочки-резвушки,
Еж бежит, шурша травой,
И медведи всем семейством
Топают на водопой...
Мастера и мастерицы,
Гости, милые друзья,
От души повеселиться
Всех вас приглашаю я.
Развеселый мой народ
Никогда не устает,
Очень весело живет:

Шутит, пляшет и поет.

Ведущая:

Здравствуйте уважаемая хозяйка медных гор. Не нарушили мы ваш покой?

Хоз.:

Нет, нет. Я очень рада вас видеть. Какие вы нарядные и красивые.

Вед: Да мы все собрались на празднование Ивана Купалу.

Хоз: А корни празднования уходят в глубь веков.

Вед:

В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Хоз:

А этот цветок сможет найти лишь тот, у кого смелое сердце да чистые помыслы.

Вед:
Коль увидишь свой цветок.
Все желания исполнятся в срок.
Дочери болотные, русалки зеленые.
Покажите нам танец с цветком.

Танец с венками

Хоз:

А сейчас дорогие мои будет вам задание. Но задание не простое, а очень трудное. Найти в наших лугах, полях заветный огненный цветок и принести его нам.

Вед:

Капитаны подходите

Листы маршрутные получите

Испытания стойко пройдите

К заветному цветку спешите


Игра по этапам «Найди цветок»

После игры все собираются на поляне.

Вед:

Вот летний праздник наступил,
Его давно народ уж любит.
Иван Купала подарил
Надежду тем, кто весел будет.
Хоз:
Мы поздравляем! Что желать?
Нашли вы свой цветок заветный!
Нельзя сей праздник пропускать.
Откройте вы души секреты.
Вед:
И лето – дивная пора,
Купание в реке ночное
Осуществить давно пора,
Не позабудем про устои!

Хоз:

Девушки да юноши
В хоровод встают
Пляски до полуночи,
В этот день ведут.
Вед:
Да после полуночи
Разведут костер,
Чрез него играючи
Прыгают на спор.


Конкурс на лучший костюм. Жюри на праздник – это ведущие. Пусть все участники выйдут в центр площадки, и каждый покажет свой костюм. Его можно просто продемонстрировать, покружиться или пройтись из одного угла в другой, а можно обыграть: забавно станцевать или показать какую-нибудь сценку. После этого жюри выбирает самый лучший наряд.

Ручеек. Включаете веселую музыку и все участники становятся парами, образуя коридор, а одна пара пробегает под этим «рукотворным сводом», при этом есть варианты: либо первая пара бежит сразу за теми, кто уже пробежал «ручеек», либо по дороге один из пары выбирает себе другую пару из ручейка, а оставшийся бежит еще раз, теперь уже, выбирая себе новую пару. Кто останется, тот бежит новый круг в ручейке.

Прыгаем через костер. На праздник нужно приготовить безопасный костер. Не забывайте о том, что через него будут прыгать и детки. Костер должен быть компактным и невысоким. В любом случае, нужно следить за детьми, чтобы они не обожглись и ничего себе не повредили.

Загадывание желаний. Традиционно, на праздник наряжают девушку Купаву или молодую березку или иву. Купаву делают сродни кукле на Масленицу , на голову надевают венок. А деревце украшают ленточками и цветами. В конце праздника каждый из участников подходит к деревцу с ленточкой и завязывает на Купаве, про себя проговаривая

ЕВГЕНИЯ ВОЛОКИТИНА
Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп

Сценарий праздника «Иван Купала » для всех возрастных групп

Цели и задачи :

Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купалы , воспитывать уважение к традициям своего народа

Место проведения : спортивная площадка

Оборудование : 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, пластиковые мячи, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.

Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла» , «Купола Ивана Купалы » , «Яблочко» , «Порушка - Поранья» , «Песня Бабы Яги» , «Пошла млада за водой» .

Действующие лица :

Аленушка – Волокитина Е. В. ,

Иван - Толкачева Т . Г. ,

Баба Яга - Охремчук Е. А.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

АЛЕНУШКА :- Здравствуйте детушки, здравствуйте малые! Смотрю, вы уже все собрались. Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась , венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой - в честь батюшки нашего главного-Ивана Купалы славного ! Сегодня праздник огня , воды и матушки Земли!

Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала . В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник . Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник , Иван цветной . Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

АЛЕНУШКА : - А сейчас мы начнем наш праздник . Начнём с загадок :

Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)

Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)

Поднялись в небо ворота, всему миру красота. (РАДУГА)

АЛЕНУШКА : - Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки. А ещё была забава –

полежать в высоких травах, только нужно на заре, чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались , все играли, все смеялись….

Наш праздник посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям и сказкам, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ) .

Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса» .

Участницы награждаются аплодисментами.

АЛЕНУШКА : - На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.

Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла» .

АЛЕНУШКА : - Ну, вот и всё готово, да только друг мой – Иван , еще не пришел. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню , давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник .

Звучит русская народная песня «Купала , Ивана Купала » . Затем появляется Иван . В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.

АЛЕНУШКА : - Здравствуй Иван друг наш весёлый !

ИВАН : - Здравствуй, Аленушка, девица красная, здравствуйте, детишки малые!

А вот и я - Иван . Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий ! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце .

Окропляет с помощью ветки вербы :

Чтоб здоровы вы были и много лет жили!

ИВАН : - А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

Игра «Достань яблоко из воды» 2 команды желающих игроков

В таз с водой бросают яблоки (мячи) и игроки, пытаются поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает. (играют 2 минуты)

ИВАН : - Молодцы, как дружно поиграли! Вот еще одна забава!

Игра «Водоносы»

2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду, 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые) . Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.

ИВАН : - Сегодняшний день полон волшебства! В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.

Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.

ИВАН : - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!

БАБА ЯГА : - Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

Замахивается метлой.

ИВАН : - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.

БАБА ЯГА : - Чур, чур, чур! (трясётся) . Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

АЛЕНУШКА : - Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?

БАБА ЯГА : - Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе» . Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе» 2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.

У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.

БАБА ЯГА : - А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.

Игра» Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) . Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :

Бабка-Ёжка, костяная ножка. Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко, съела человечка. А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит :- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на скамью. Играют до тех пор, пока в «Бабка-Ёжка» всех не переловит .

Игра «Море волнуется раз…»

АЛЕНУШКА : - Ребята вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Баба Яга будет ведущей, она будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Та фигура, которая зашевелиться, выходит из игры! (Играют 3 – 4 раза)

БАБА ЯГА : - Эту игру я знаю, сейчас я всех Вас быстро обыграю !

ИВАН : - Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?

Прыгают через костёр

БАБА ЯГА : - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.

Дети становятся друг за другом «паровозиком» , Баба Яга ведёт «змейкой» детей к папоротнику, находят клад, раздают конфеты.

ИВАН и БАБА ЯГА :- Ну, вот мы и позабавились в этот праздник . С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.

Звучит песня «Купала , Ивана Купала » . Все участники праздника танцуют и подпевают .