Домой / Брови / Шри Матаджи Нирмала Деви (Словарь Йоги). Шри матаджи

Шри Матаджи Нирмала Деви (Словарь Йоги). Шри матаджи

"Мы должны вернуть все религии в свои истинные формы, вернуть им прежнюю чистоту. Такова работа, которую каждый должен сделать. Эти религии не были созданы людьми, они были созданы Инкарнациями. А люди сделали их искусственными. Они занимались всякой ерундой и испортили их. Мы должны помнить, что какова бы ни была религия в ее истинной и чистой форме, мы должны уважать ее, они все едины. Если вы вернете религиям истинную форму, то они все равные. Они подобны разным лепесткам цветка, на них нельзя смотреть как на нечто обособленное, все они образуют один цветок".
"Абсолютная Истина должна быть высказана в современное время. И даже если люди не примут ее, она никогда не умрет. Напротив, если ее не примут, она обличет всю их ложь и уничтожит фальш!" -- Шри Матаджи Нирмала Деви, Пуна, Индия, 13 октября 1988 года

Шри Матаджи Нирмала Деви 5 мая 1970 года создала уникальный метод массового пробуждения Кундалини , метод, доступный всем, вне зависимости от расы, национальности и вероисповедания. Каждый, кто желает получить реализацию , способен ощутить течение Кундалини над своей головой, а также получить полную информацию о себе на своих руках.

Шри Матаджи Нирмала Деви родилась в 1923 году, в полдень 21 марта в день весеннего равноденствия, в Чиндваре - городке, находящемся в центре Индии, в христианской семье благородного происхождения. Ее предки принадлежат к древней императорской династии Шаливаханов. Ее отец, господин Сальве, был незаурядным человеком. Он играл первостепенную роль в борьбе за независимость Индии и был единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее (в колониальной Индии) и первом Парламенте (в независимой Индии). Он знал много языков, впервые перевел Коран на хинди. Он прекрасно знал искусство, науку и современную литературу. Мать Шри Матаджи, была кандидатом математических наук, что было уникальным явлением для колониальной Индии.

Родители Шри Матаджи были друзьями и соратниками Махатмы Ганди, принимая активное участие в борьбе за независимость Индии. Когда Шри Матаджи была маленькой девочкой, Махатма Ганди обнаружил ее глубокие и необыкновенные способности. Она часто бывала в его ашраме. Ганди необычайно высоко оценивал ее духовные способности и, даже несмотря на ее юный возраст, иногда советовался с ней по духовным вопросам.

Позже Шри Матаджи изучала медицину и приняла активное участие в движении за независимость Индии, возглавив молодежное крыло Индийского национального конгресса. В 1942 году за активное участие в движение за осовобождение Индии, начатое Ганди, она даже была посажена в тюрьму вместе с другими борцами за независимость.

В 1947 году Шри Матаджи вышла замуж за господина Шривастава, который некоторое время являлся личным секретарем премьер-министра Индии Л.Б.Шастри, а затем, стоял во главе государственной Мореходной компании Индии и, можно сказать, был "отцом" создававшегося тогда флота Индии. Он несколько раз подряд избирался Генеральным секретарем Международной Морской Организации при ООН, был инициатором создания и учредителем Всемирного Морского Университета в Швеции, а ныне является его Почетным Президентом. У них две замужние дочери, четверо внуков.

Путем экспериментальной работы в начале семидесятых годов Шри Матаджи создает собственную систему, с помощью которой тонкая энергия, называемая Кундалини, может быть спонтанно пробуждена и, что самое важное, объясняет механизм коллективного запуска этой системы, когда сидящие рядом люди помогают друг другу и, таким образом, облегчают эффект пробуждения. Отсюда и название Сахаджа Йога , обозначающее врожденное единение, чтобы объяснить тонкую систему внутри человека, и естественный, спонтанный, то есть не требующий особых усилий путь овладения ею. Жизнь Шри Матаджи посвящена реализации этого важного открытия так широко, насколько это возможно, и с этой целью она объездила почти весь мир, результатом чего является значительный во многих странах, включая Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и родную Индию, интерес к практике Сахаджа Йоги.

Положительные результаты, спонтанно происходящие в человеке, когда он осваивает Сахаджа-Йогу, дают Шри Матаджи право доказательно утверждать, что мы действительно обладаем внутри самих себя механизмом корректировки образа жизнедеятельности и защиты от разрушительных тенденций. Успехи гуманной миссии гуру Шри Матаджи позволяют говорить о ней как о Духовной Матери. Сострадание, терпение и любовь, движущие ею в работе, отсутствие финансовой выгоды являются доказательством глубины чувства, которое она испытывает к людям, обращающимся к ней за помощью. Ее надежда - передать людям опыт Сахаджа-Йоги и со временем сделать это открытие доступным для всех.

Шри Матаджи несколько раз приглашалась в Организацию Объединенных Наций для проведения программ Сахаджа-Йоги для дипломатов всего мира. В СССР Шри Матаджи впервые приехала в 1989 году и провела первую программу по Сахаджа Йоге в г. Санкт-Петербурге. В этом же году она встретилась с Министром Здравоохранения СССР. После этой встречи Сахаджа Йоге в Советском Союзе была предоставлена полная государственная поддержка. Самоотверженный труд Шри Матаджи отмечен большим количеством международных наград и премий, само перечисление которых заняло бы несколько страниц текста, но главный результат ее бескорыстного служения - тысячи и тысячи людей в десятках стран мира, которые обрели здоровье, радость, духовное благополучие, любовь и осознали действительный смысл своей жизни.

Мировое признание

Работы Шри Матаджи отмечены во всем мире:

  • Италия, 1986 - Шри Матаджи провозглашена "Персоной года".
  • СССР, 1989 - Шри Матаджи встречается с министром здравоохранения. После этой встречи Сахаджа-Йоге в Советском Союзе была предоставлена полная государственная поддержка.
  • Синсиннати, США, 1992 - Десятое сентября объявлено "Днем Шри Матаджи Нирмалы Деви" .
  • Филадельфия, США, 1993 - Пятнадцатое октября объявлено "Днем Шри Матаджи Нирмалы Деви".
  • Лос Анжелес, США, 1993 и 1994 - Мэр города Ричард Риордан шлет Шри Матаджи приветственные письма от имени населения Лос Анжелеса.
  • Ванкувер, Канада, 1994 - Приветственное письмо в адрес Шри Матаджи от мэра Филиппа Оуена.
  • Бразилия, 1994 - Мэр Бразилии приветствует Шри Матаджи в аэропорту, вручает ей ключ от города и оплачивает все ее программы.
  • Румыния, 1995 - Шри Матаджи присвоено звание Почетного Доктора Педагогических Наук.
  • Индия, 1995 - Индийское правительство предоставляет Шри Матаджи лучшее время на национальном телевидении для еженедельных часовых программ.
  • Китай, 1995 - Шри Матаджи является официальным гостем правительства Китая.
  • Нью-Йорк, США,1996 - Приветственное письмо в адрес Шри Матаджи от мэра Янкерса (пригород Нью-Йорка). Двадцать шестое сентября объявлено "Днем Шри Матаджи Нирмалы Деви".

Высказывания Шри Матаджи

  • Искатели должны также осознать, что они не могут быть счастливы ни с чем, кроме Духа, ничего иного. Это - проверка для искателя, неискатель никогда не сможет понять искателя.
  • Вы сознаете что Дух - это не воображаемая, а живая энергия в человеке.
  • Главная цель, которую ставит Сахаджа-йога - стать духовной сущностью (являющейся истинной сущностью) и ощутить ее.
  • Основная миссия Сахаджа-йоги - "Приходите, давайте изменим мир любовью, состраданием и самореализацией".
  • Пульсацию своей Кундалини нельзя вызвать с помощью ума. Если Божественному предстоит сделать что-то, это должно быть необычайным, чего люди делать не могут. Пульсацию своей Кундалини можно вызвать только с помощью Божественного. Это - живая сила. Сахаджа-йога дает возможность человеку стать своим собственным духовным наставником.
  • Его любовь беспредельна, Его прощение безгранично.
  • Когда вы станете одним целым с Духом, все ваши проблемы разрешатся.
  • В Сахаджа-йоге вы, будучи омыты Божественной Любовью, как новорожденный младенец, должны забыть прошлое.
  • Единственный способ достичь своей полной зрелости и суметь выполнить весь замысел, который Божественное хочет осуществить через вас - это медитация.
  • Духовный человек просто невинен. Все, что он говорит, проистекает от его невинности. Невинность просто говорит, что знает, а то, что она знает, - наивысшее.
  • Сахаджа-йога отличается от других видов йоги, поскольку начинается с самореализации, вместо того чтобы это было отдаленной целью, являющейся неосуществимой мечтой.
  • Дух - величайшая драгоценность, которую мы имеем внутри себя. Степень драгоценности Духа неизмерима, поэтому его определяют как вечную ценность. Поскольку он бесконечен, его невозможно измерить.
  • Вы не можете познать значение вашей жизни до тех пор, пока вы не соединены с той энергией которая вас создала.
  • Mедитация, во время которой вы соединяетесь со всепроникающей Божественностью - это стартовый момент в Сахаджа-йоге.
  • Ваше внимание должно слиться с вечностью, с тем чтобы бы обрели жизнь вечную.
  • Он создал все Свое мироздание для вас и хочет, чтобы вы наслаждались дарами этого творения.
  • Христос, Mохаммад Сахиб и другие - все неотъемлемые части единого Целого, которое есть Брахма Чайтанья.
  • Mудрость заключается в познании собственного Духа.
  • Сахаджа-йога - ключ от сокровищницы Бога. Вы должны поработать, чтобы открыть дверь, которая является вратами радости, и, наслаждаясь блаженством, забыть свое я.
  • Единственным надежным укрытием для вас может быть любовь Божья. В этой любви вы обретаете покойное, блаженное чувство абсолютной защищенности, даруемой Им.
  • По получении реализации ваши ум, тело и интеллект становятся одним.
  • В искусстве, во всем прекрасном вы видете отражение творческой способности Бога и радость, которую Ему хотелось излучать ради вашего счастья.
  • Чем более вы невинны, тем большее блаженство вы будете испытывать.
  • Любовь дает утонченность, очаровательность и хорошее воспитание. Не говорить о любви, а искренне любить - вот путь. Искренняя любовь доставляет самую большую радость.
  • Свет Любви так приятен, так красив, так восхитителен, так объемен! Вы можете ощущать в себе этот свет - свет чистой Любви, чистых отношений, чистого понимания.
  • Божественность - не мода, это - стиль жизни, это - потребность всего вашего существа. Вы должны стать ею.
  • Вы - это ваша внутренняя сущность, и вы должны увидеть себя как свою внутренняя сущность, как свой Дух. А Дух - вселенская сущность, это невинность, заложенная в вас девственность.
  • Восхождение - это когда вы реально поднимаетесь. И вы не только сами поднимаетесь, но побуждаете к подъему и других.
  • Не ищите оправдания своим привычкам, если хотите избавиться от них. Благодаря Сахаджа-йоге вас оставляют многие привычки.
  • Принимаясь искать Истину, надо стать Истиной. Принимаясь искать знания, надо стать знаниями.
  • Вибрации - это пульсация в нас всепроникающей энергии, которую можно почувствовать на центральной нервной системе. Дух не пульсирует. Пульсация присуща всепроникающей энергии. Но поток начинает течь только через Дух, когда у вас установлена связь с этой энергией. И тогда на центральной нервной системе начинает чувствоваться пульсация. Эта пульсация Святого Духа - есть вибрации.

Шри Матаджи Нирмала Деви родилась в центре Индии, на земле Махараштры, на которой в разные времена жили такие великие святые как Тукарам, Экнат, Гьянешвара и Саи Баба из Ширди. Это произошло 21 марта 1923 года в небольшом городе Чиндвара, который теперь находится в штате Мадхья Прадеш. В те дни не было родильных домов и женщин-гинекологов. Роды обычно проходили дома в присутствии повитухи. Для родов родители оборудовали маленькую комнату в середине дома. Не было никаких признаков родовых схваток или каких-либо признаков рождения ребенка. Неожиданно утром 21 марта Корнелия почувствовала, что начались схватки, и она пошла в специально отведенную комнату, и при ударе часов в полдень родила сияющего прекрасного ребенка женского пола.

У ребенка были сияющие блестящие глаза и даже приятная улыбка. Ребенок едва плакал, так что повитуха решила заставить ее закричать. В практике повитухи было такое впервые, когда ребенок родился не только не кричащим, но даже, фактически, без плача. Ребенок был розовым, голова была покрыта черными волосами, она, казалось, была окутана благоуханием, тело было без единого пятнышка, вот почему бабушка Ренукадеви сказала, что она - Нишкаланка, что означает "чистота". Ренукадеви объяснила, что это имя десятой Аватары Вишну, но она - девочка, поэтому должна быть названа Нирмала, то есть чистая, незапятнанная. В своей жизни она широко известна под именем - Шри Матаджи Нирмала Деви - Святая Мать, имеющая с рождения полную самореализациию и уже в молодом возрасте знавшая, что у нее есть уникальный дар, который необходимо передать всему человечеству.

Шри Матаджи родилась в полдень весеннего равноденствия. Это ровно тот момент времени, когда Солнце завершает свой путь от экватора до тропика Рака и возвещает начало яркого Солнца, особенно в Индии. Это день, когда продолжительности дня и ночи равны. Она родилась именно в Чиндваре, которая расположена на долготе тропика Рака (кстати, святой город Мекка также расположен на тропике Рака). Она родилась в среду, когда родилось так много святых, родилась в семье, которая была не только королевской, но была очень набожной и праведной, с большим чувством честности, уважающей все религии. Ее родители были очень патриотичны и образованы.

Детство Шри Матаджи

Шри Матаджи с детства была очень жизнерадостной, и могла пойти к любому, кто звал ее. У нее была прелестная улыбка, таким образом она выражала радость каждому. Единственной проблемой, по воспоминаниям ее матери, были ее длинные пышные волосы. Расчесать их было большим трудом, но после того, как Шри Матаджи просила нанести на ее волосы масло, они распутывались. Ребенком Шри Матаджи никогда не доставляла трудностей своей матери.

Город Чиндвара. Дом, где родилась Шри Матаджи

Шри Матаджи обладает потрясающей памятью и очень любит животных. В доме в Чиндваре родители держали обезьянку, собаку и попугая. Они могли свободно передвигаться. По воспоминаниям матери, когда семья в 1927 году переехала в Нагпур, Шри Матаджи в возрасте 4-х лет часто вспоминала тех животных и звала их по имени. В детстве она рассыпала рис на лужайке для воробьев и голубей. Она была очень довольным ребенком и никогда не плакала, даже из-за молока. Ей регулярно давали молоко, но однажды служанка забыла сделать это, и она даже не плакала, чтобы показать, что голодна.

У Нирмалы было счастливое детство в семейном доме в Нагпуре, ее все обожали. Говорят, что птицы и животные приближались к ней без малейшего опасения - к великому ужасу слуг, наблюдавших, как ребенок ласкает даже кобр. Девочку иногда находили в отдаленном уголке дома совсем одну, погруженную в сосредоточенные размышления, которые, наверное, можно назвать медитацией. При этом она удивительным образом излучала внутреннюю радость. По воспоминанием ее брата, она вместе с ним каждое утро в раннем возрасте любила ходить в уединенный храм, известный как храм Матери Лодрус. Она обычно сидела в углу и медитировала. Но, как впоследствии она объяснила своему брату, на самом деле она обдумывала, как помочь людям всего мира освободиться от их проблем при помощи коллективного подъема Кундалини. Брата весьма впечатляло то, что статуя Матери Лодрус (теперь заменена другой статуей) была похожа на Шри Матаджи. Было очень заметно то, насколько она выглядела более свежей после таких прогулок.

В большинстве случаев Шри Матаджи была очень динамичной, и принимала активное учатие во всех играх, песнях, танцах со своими сверстниками. Незабываемые впечатления остались у тех, кто видел ее, семилетнюю, исполняющую pоль Рады или Кришны в маленьком детском театре. Ее непpинужденная гpациозность, легкость, с котоpой она исполняла свою pоль, зачаpовывали пpисутствующих. Однажды она настолько впечатляюще для зрителей сыграла роль Кришны, что все стали ее называть "Кришна". Вскоре способности Нирмалы проявились также в музыке и в изобразительном искусстве. Ей было по душе все, что являлось истинным и естественным. Она даже ходила в школу босиком для того, чтобы ощущуть землю, и ее отец сказал однажды новому шофеpу, котоpый должен был поехать за девочкой, чтобы забpать ее из школы: "Мою дочь легко опознать: она ходит, деpжа сандалии в pуках!"

Школьные годы

Шри Матаджи с родителями

Период между 1930 и 1933 годами был временем, когда люди были охвачены пылом освободительного движения. Ее родители должны были ходить на митинги каждый вечер. Так как у них было мало времени присматривать за детьми, а старший брат и сестры (те, кто старше Шри Матаджи) были заняты учебой и другой деятельностью, то Шри Матаджи решила возложить на себя обязанности по дому в юном возрасте 7 или 8 лет. Она уже заставила полюбить себя каждого за ее ум и сердце, поэтому работа по дому, выполнение требований старших и присмотр за младшими стало для нее обычным делом. Сначала ее мать не хотела возлагать на ребенка ответственность за весь дом, однако вскоре поняла, что ее дочь очень компетентна и имеет редкие способности решать не только рутинные ежедневные домашние проблемы, но и потребности различных родственников, которые всегда приезжали навестить отца.

Шри Матаджи была полна доброты и сострадания к бедным. Она обладала огромным терпением. Однажды, когда одна из ее бедных подруг сказала, что в ее доме совсем нет еды, Шри Матаджи передала ей сумки с крупой из запасов, которые имелись в доме. Ее родственники всегда говорили, что Шри Матаджи чрезмерно трогают страдания бедных, у Нее нередко даже появлялись на глазах и текли по щекам слезы. Было много случаев, когда это качество Шри Матаджи эксплуатировалось многими людьми, которые взваливали на нее свои страдания и несчастья, но она никогда не переставала помогать, хотя понимала, что люди пользуются ее добротой.

Родители Нирмалы определили ее в традиционную индийскую школу, а не в миссионерскую, как это было принято в их кругу. У них было неписанное правило, что никто из детей не будет учиться в миссионерской школе. Именно потому, что английские школы были пробританскими, а родители чувствовали, что образование, данное на родном языке, будет огромной помощью в понимании культуры и наследия своей великой страны. Они настояли, чтобы она обучалась санскриту - священному языку индуизма. Отец Нирмалы передал ей многие свои знания, развивал в ней интеллект и интуицию.

Махатма Ганди

Родители Шри Матаджи были друзьями и соратниками Махатмы Ганди, принимая активное участие в борьбе за независимость Индии, и когда девочке исполнилось семь лет, отец брал ее с собой на политические собрания и в Ардху, ашрам Махатмы Ганди. Тот увидел в ребенке особенные качества и попросил отца оставить дочь у него. Ганди сказал, что одного из детей он должен взять для Национальной работы, и он выбрал Шри Матаджи. Все свободное время Нирмала проводила с Ганди. Благодаря ему ее любовь и сострадание к людям стали глубже. Ганди к ней испытывал особое чувство и называл девочку "Непали", потому что ее лицо было, как у жителей Непала, подобно луне. Она пpинимала участие в деятельности ашpама, а также в движении Ганди за независимость Индии. Казалось, что ее молчаливое пpисутствие вдохновляет Махатму. Ганди необычайно высоко оценивал ее духовные способности и даже иногда советовался с ней по духовным вопросам, несмотря на ее юный возраст. В ашраме Ганди она провела много счастливых дней.

В старших классах Шри Матаджи училась в высшей женской школе Бхиде, и была для всех очень известна. Она была очень способной ученицей, но особенно ей давались языки и математика. Ее учителем по математике был брамин, а Шри Матаджи была единственной девушкой-христианкой. Он очень любил лесть, а Шри Матаджи никогда не хвалила без причины. В результате он очень невзлюбил Шри Матаджи, и всегда насмехался над ней за открытые и громкие слова против кастовой системы. В конце концов, это закончилось тем, что он провалил ее на последнем экзамене по математике, хотя Шри Матаджи все сделала правильно. Предвзятое отношение наблюдалось также и со стороны директора школы, так что родителям пришлось перевести Шри Матаджи в другую школу, известную как Сева Садан.

Шри Матаджи всегда получала награды за участие в школьном драматическом театре и была первой ученицей в школе. В 1940 году она сдала свои квалификационные экзамены и получила знаки отличия по языкам маратхи и английскому, и по математике. У нее было множество хороших оценок, поэтому не должно быть проблем при поступлении на факультет естественных наук. Она увлекалась медициной и говорила, что Индия нуждается в хороших врачах, особенно в сельской местности. Однако, теперь стало ясно, что она изучала медицину для того, чтобы понятнее объяснить действие Кундалини, особенно интеллектуалам и практикам.

Ее старший брат учился в университете в Лакноу и очень хвалил этот университет. Родители Шри Матаджи хотели дать ей самое лучшее образование, поэтому решили послать ее в Лакноу. Она была принята в Изабелла Тхобан колледж. Но еще в Нагпуре она сломала правую руку, и с гипсом не могла сдать первый годовой экзамен, поэтому вынуждена была вернуться в Нагпур и поступила в местный колледж естественных наук, теперь известный как Институт Естественных Наук.

Когда пpишло вpемя определиться со специальностью обучения, Шри Матаджи выбpала медицину: ей нужно было знать, каковы знания людей в этой области, как они называют откpытые ими явления. По ее словам, она должна была изучить человеческую физиологию и научную терминологию анатомии. В 1943 году Шри Матаджи поступила в медицинскую школу в Лудхиане (теперь штат Педжаб), где она училась по 1945 год. Несмотря на то, что тогда в семье из-за ареста отца было плохо с финансами, мать Шри Матаджи особенно старалась, чтобы ее дети продолжали образование. По окончании у нее были хорошие отметки. Так как она хотела продолжать заниматься медициной, она обратилась в различные медицинские колледжи по всей Индии. Ее вызвали на собеседование в Медицинский колледж Балакрам в Лахоре (теперь в Пакистане). К тому времени уже были отобраны шесть девушек на все вакансии, но у Шри Матаджи были лучшие отметки, чем у них. Так случилось, что одна девушка так и не приехала в назначенный день, и Шри Матаджи была принята в медицинский колледж в Балакрам. Один из ее стаpых пpофессоpов вспоминает о ней, как об одной из блестящих студенток и в то же вpемя совеpшенно отличной от дpугих.

"Просветленные люди изменят мир" Анкара, Турция, 27 апреля 2001 года

Ее Святейшество Шри Матаджи Нирмала Деви дала газете "Туркиш Дейли Ньюс" (ТДН) эксклюзивное интервью на следующий день после того, как гостиница "Swisshotel", где она остановилась, подверглась нападению чеченских сепаратистов-террористов (как мы знаем, в это время также праздновалась католическая Пасха - Пер.). Хотя в соседнюю комнату попали две пули, она и ее окружение были совершенно спокойны. В действительности, находясь в ее присутствии, вас переполняет ощущение любви, сострадания, терпения и безопасности, такое, как ребенок ощущает на руках у матери. У Шри Матаджи нет никакой политической программы, и она не стремится ни к каким материальным ценностям. Ее учение это весть всеобщей любви, терпимости и единства духовных ценностей и благополучия.

ТДН: Начнем с нападения чеченских террористов на вашу гостиницу вчера вечером. Была ли какая-либо опасность для вас и вашего окружения?

Шри Матаджи: (Смеется) Нет, нисколько. Я знаю, что они глупы. Это все. Но вот что я стараюсь сказать, - они не понимают последствий всего этого. Вот, послушайте, у нас в Индии был один человек, звали его Синнах; он хотел отделить Пакистан. Затем у нас было [отделение] Бангладеш. Конечно же, тот человек, который добился этого, был также убит ими. Сейчас у нас есть [боевые действия на] Цейлоне. Мы имеем [беспорядки в] Бирме. Все эти страны желали иметь свою собственную территорию, потому что люди, некоторые люди, были заинтересованы в том, чтобы стать премьер-министром и тому подобное. Сейчас, как мне рассказывали, Пакистан находится в очень, очень плохом положении. Индия живет гораздо лучше. [Пакистан находится в] очень плохом положении, потому что если вы создаете страну на религиозной основе, то это не бывает успешным. И все те страны, о которых я говорила, живут очень плохо. Везде беспорядок. Итак, чего они достигли? Немного земли, и все. Именно об этом они думают, - о том, кем они теперь стали.

Премьер-министрами, и т.п. Они все умерли, с ними покончено. А некоторые из них сидят в тюрьме.

ТДН: Насколько я понимаю, некоторые страны хотят стать независимыми по финансовым причинам. Например, Шотландия. Шотландия является частью Британии, а Британия платит много денег Евросоюзу, а обратно получает мало. Но если бы Шотландия стала независимой, - а некоторые шотландцы хотели бы этого, - то она стала бы маленькой страной, и получала бы больше денег от Евросоюза.

Шри Матаджи: Нет, это не сработает. Это неправильная концепция. Напротив, вы должны присоединяться к основной части, и тогда вы становитесь эффективными. То, что вы говорите, никогда не сработает. Понимаете, они просто сражаются за абсурд. Ирландия. Какая страна? Вашей является страна, которая правит повсюду, всем. А если вы станете объединенными с ними (с Британией), то я уверена, что это действительно даст вам полное преимущество самовыражения, потому что вы сейчас все время сражаетесь, хотите иметь отдельное [государство]... Было очень немного тех, кто это начали. Но сейчас, Я думаю, это очень затянулось. Лучше отдаться мудрости и стать едиными с большей страной, и тогда вы приятно удивитесь, потому что станете неотъемлемой частью этой страны.

ТДН: Сегодня день Независимости Турции и Детский день. Что бы Вы хотели сказать Турции в этот день?

Шри Матаджи: О, Боже мой. Это так приятно. Видите ли, чего они не понимают, так это того, что все, что мы делаем, будет сказываться на наших детях. Должны ли мы создавать ад для них? Мы должны думать так, чтобы помнить о детях. Что мы даем им? И сегодня очень большой день, потому что я сама, я чувствую, что мы действительно эксплуатируем наших детей. Мы не думаем о них. И то, как мы безумно гонимся за нашими собственными [ложными целями]… Они являются маньяками, я должна сказать. То, как они действуют. Но что вы собираетесь дать своим детям? Вы должны давать им мир. Вы должны давать им радость. Поступаете ли вы так? [Дети] это просто несколько прекрасных людей. А другие, я думаю, потеряли свои головы. Просто подумайте о своих детях. Они должны жить в очень красивой, мирной, радостной стране. Разве не так? Эти старые парни не будут жить вечно.

ТДН: Вы награждены несколькими наградами за мир, в том числе, если я не ошибаюсь, Медалью Мира ООН.

Шри Матаджи: Я не знаю, сколько их у меня. Боже мой. Понимаете, я не забочусь обо всех [этих] наградах и обо всем этом. Вот недавно меня наградили одной наградой в Индии. Она называлась Сокровище Человечности. Я им сказала, что я не хочу ее, и я не поеду в Бомбей, [чтобы получить ее]. Тогда они сами приехали в Пуну, чтобы вручить ее. Понимаете, эти награды и все такое не имеют для меня никакой ценности, потому что многие получают их. Очень многие получают их. Я не хочу никаких сертификатов, свидетельств ни от кого. Я не нуждаюсь в этом. Но они хотят награждать [меня]. А некоторые не хотят награждать. Также есть некоторые, которые не желают награждать [меня], потому что, скажем, я не католичка. Поэтому некоторые люди не будут награждать [меня]. Потому что я не являюсь христианкой, они не будут награждать меня. Вот так. Глупо. Понимаете. Я не являюсь одной из них, а они не судят меня по моим заслугам. Если бы они судили меня по моим заслугам, то эти награды имели бы какое-то значение, но они этого не делают.

ТДН: Что предпринимает Сахаджа Йога по всему миру, чтобы распространить мир и защитить детей?

Шри Матаджи: Самое первое и самое важное - мы стараемся трансформировать людей до более высокого уровня осознания. Благодаря этому, как вы видите, отпадают многие проблемы. Например, уходят ваши привязанности к наркотикам и всему подобному. Затем столь многие болезни излечиваются, и человек становится очень красивой, независимой личностью, он становится коллективно сознательным, понимаете. Поэтому такая группа людей, такое общество, которое состоит из просветленных людей, способно изменить завтра весь мир.

ТДН: Как человек получает это просветление? Эту Самореализацию, как я слышал, ее называют?

Шри Матаджи: Понимаете, есть два момента. Есть очень много искателей по всему миру. Какими бы они ни были: черными, белыми, желтыми, какими угодно, все они являются искателями Истины. И вот что происходит - у них есть энергия внутри, в каждом из них. Она находится в треугольной косточке [в основании позвоночника - в сакруме], и называется Кундалини. Но называйте ее как хотите. Она поднимается и дает вам это соединение с Божественной Силой. Происходит именно эта очень, очень простая вещь. Потому что сейчас такое время. Такое время. А также потому, что они искатели. Потому что они такие истинные искатели. Вот почему они получают ее.

ТДН: Как влияет на людей поднятие энергии Кундалини, и как человек может знать, активна ли у него она?

Шри Матаджи: С вами происходит полная трансформация, понимаете. Это зависит от того, насколько вы совершенствуете это. Но, прежде всего, мы говорим, что существуют шесть врагов, которых имеют люди. Эти шесть врагов, это такие, как гнев и то, что вы можете назвать извращением в сексуальных привычках. Затем, это также жадность и коррупция; кроме того, у вас также есть привязанности. Люди становятся нечестными, потому что их сын должен стать тем или этим. Все виды этого отождествления есть там. А также гордость. Будто мы являемся кем-то великим. Это проблема эго.

ТДН: Подобно семи смертным грехам, о которых говорят англичане: гордость, праздность, алчность, похоть...

Шри Матаджи: У англичан это есть, но это возвращается. Все возвращается. Каждое действие сопровождается реакцией на него, и они сейчас осознают это. Например, они покинули нашу страну и не делали ничего, [чтобы с помощью силы оставаться там и далее]. Как им это удалось? Потому что они также беспокоятся о своей репутации в глазах всего мира. Я думаю, потому. Это небольшая страна, а они считали, что достигли многого и все такое, но на самом деле это не так.

ТДН: Похожа ли Сахаджа Йога на суфизм? Исламский мистицизм?

Шри Матаджи: [Это] не "изм". Тут есть различие. Любой может называть себя суфием. [Сахаджа Йога] это не "изм". "Изм" означает некоего рода теорию или какую-то группу [людей], которые верят во что-то. Она не похожа на это. Сахаджа Йога делает вас суфием. Суфий означает "очищенный". Она очищает вас, и вы избавляетесь от всех этих ужасных вещей, и вы становитесь трансформированной личностью. Большинство суфиев не знали, как они стали суфиями. Они были рождены таковыми. А [так же и] другие, которые рассказывали об этом, например, Дао. Вы, должно быть, слышали о Дao в Китае. Когда описывают мудреца Дао, то говорят, что мудрец является таким-то и таким-то. Но как он становится таким? Таким образом, этой части не хватает, даже в теориях суфиев. Как вы становитесь суфием? Только лишь кружась и кружась (члены некоторых суфийских сект имеют обыкновение быстро вертеться на месте, стоя на одной ноге - Пер.), вы не станете суфием. Следуя определенному кодексу жизни, вы не станете суфием. Это КУНДАЛИНИ делает вас суфием. Она должна подняться.

ТДН: А другие формы мистицизма? Начинается ли Сахаджа Йога с того, чего они стремятся достичь?

Шри Матаджи: Они пытаются достичь этого, оказывая на себя давление, воздействия, все виды контроля и все такое. Это не тот путь. Вы должны быть свободным человеком. С помощью КУНДАЛИНИ вы становитесь свободным человеком. Тогда никому не надо будет говорить вам: "Не делай этого", вы просто становитесь [такими]. Становление - вот главный момент.

ТДН: Как Сахаджа Йога или сахаджа йог может принести пользу обществу, в котором он живет?

Шри Матаджи: Он создает свое новое общество. И тогда от этого получают помощь также и другие. Они видят общество, где нет жадности, нет борьбы, нет ссор, где все живут вместе счастливо, наслаждаясь друг другом и понимая друг друга. Происходит еще то, что они начинают видеть, что является неправильным в их собственной стране, что является неправильным в их обществе, что является неправильным во всех религиях, которые есть там. Он просто становится таким человеком, который способен видеть [эти] вещи. Так формируется общество, и эти люди начинают влиять на других. Вот как реализованная душа добивается этого. Я не езжу в каждую страну. Но говорят, что это распространилось в восьмидесяти шести странах (по последним данным Сахаджа Йога есть уже в более чем 100 странах - Пер.). Я не побывала даже в половине из них. Но вот что происходит, - человек, который получает это (Самореализацию), идет и дает это другому, и благодаря тому, что это Истина, понимаете, это работает.

ТДН: Турция по своему географическому расположению находится между многими неспокойными регионами, такими как, например, Балканы, Кавказ, Ближний Восток с Израилем и Палестиной. Могут ли Турция или турецкие сахаджа йоги сыграть какую-то роль, в установлении мира в этих регионах?

Шри Матаджи: Конечно. Почему же нет. Конечно. У Турции есть одно очень большое благословение: у нее было столь много суфиев. И если вы читали их, то это описание сахаджа йогов. Они не называли себя сахаджа йогами, но являлись таковыми, потому что их описывают, что они должны быть такими-то и такими-то, и когда они рассказывают в поэзии о своих собственных ощущениях, то вы поразитесь, увидев, что они говорят как сахаджа йоги. Вот в чем причина. Благодаря этому благословению, Турция стала очень важной и для меня также. Эта духовность определенно приобретет здесь форму и, возможно, я почти чувствую это, Ислам действительно очень хорошо покажет себя в Турции, и, возможно, это поможет людям [в немусульманских странах] изменить свое представление об Исламе.

ТДН: Если говорить об Исламе, то можно упомянуть о действиях правительства Афганистана, по уничтожению статуй Будды. Какова была реакция Индии на это, и какова была реакция Сахаджи?

Шри Матаджи : Понимаете, для нас они (афганцы - Пер.) были проклятьем всегда. Вы знаете, Индия уважает всё, все религии. Это единственная страна, которая уважает все религии в равной мере. Так что для них (афганских завоевателей Индии - Пер.) это было шоком. [Эти статуи] являются очень, очень известными сооружениями, и мы все очень уважаем их, несомненно. Не потому, что они буддистские или еще какие-то, но как произведение искусства. Но у тех людей не осталось никакого разума в их головах. Они верят только в разрушение. Ну, а от того, что они разрушили это, вы что думаете, Ислам будет распространяться? Чего они достигли этим разрушением? С другой стороны, это было место, которое посещали люди; у них бывали туристы. Со всем этим сейчас покончено. Это единственная знаменитая вещь, которую они имеют, что там еще есть? У них нет Тадж Махала, нет ни одного из наших храмов. Ничего. У них были только эти статуи, которые [теперь] также утрачены. Они не знают, что было там. Много людей приезжали посмотреть на это. Много людей приезжали в Афганистан, как, например, мы ездим посмотреть Египет. На что теперь им смотреть (в Афганистане), на все эти мертвые тела? [Так] они получили некоторого рода представление об Исламе.

ТДН: В интервью с газете "Сабах" Вы говорили репортерам, что именно жадность сгубила Турцию.

Шри Матаджи: Это правда. Понимаете, дело в том, что турки являются такими художниками. Такими прекрасными художниками, и они делают такие чудесные вещи из ничего. Так что я не знаю, почему они захотели гоняться за деньгами и разрушать свою собственную страну. Понимаете, искусства, которое они имеют, достаточно, чтобы дать им все благословения Лакшми (индийское божество, представляющее Божественные качества богатства, благосостояния и удовлетворения - ТДН). Но они не удовлетворены. Они хотят делать деньги в современном стиле. В этом вы заблудились, вы говорите неправду, вы обманываете, вы делаете все [дурное]. Но в том, что касается искусства, вы производите что-то великое, и это является настоящим богатством вашей страны. Но нужно быть удовлетворенным этим. Дело в том, что если вы хотите иметь, скажем, материальные вещи, то вы не можете, вы не можете наслаждаться этим. Что мы имеем сейчас, это спад [в экономике], значительный спад. Но искусство не может иметь спада. Так что им (туркам) следовало бы взяться за свое собственное знание искусства, свою собственную любовь к искусству, и у них все было бы в совершенном порядке. Но они не понимают своей собственной природы. Все стараются стать американцами, даже в Индии.

Нирмала Деви, очередное "воплощение божественной сущности", родилась 21 марта 1923 года в уважаемой христианско-протестантской семье в г. Чиндвара (Сhindvara) в Центральной Индии, сегодня это федеральный центр штата Мадхия Прадеш. Отец ее - руководитель борьбы за независимость Индии, был депутатом в индийском парламенте. Ее гражданское имя - Нирмала Шриваста. Добавленное позже слово "деви" означает "божественная". Два года, с 17 по 19-й годы жизни, она провела в ашраме Махатма Гандис. Позже она стала одним из первых последователей Бхагвана Раджниша (Ошо). Именно Раджниш, известный своими "революционными" в сексуальной сфере тезисами, привел ее к мысли самой сделаться "гуру".

"Озарение" Нирмалы ею самой датируется 5 мая 1970 года. По ее словам это "озарение" не было просто особо человеческим воплощением, а воплощением "наивысшего существа", боговоплощением, оно должно привести людей к благополучию, к исцелению и освящению. С тех пор она воздействует на всех людей как "божественная матерь". В качестве обращения к новоявленной "гуру" ее последователи стали употреблять выражение "Шри Матаджи" ("мама"). Сама она скромно требует к себе также обращения "ее святейшество". Очень показательны роскошные встречи Нирмалы Шривасты и лидеров из Индии в аэропорту Шереметьево. Ее встречает море цветов, так как Нирмала Шриваста любит цветы, много улыбок и показной дружбы.

Не снискав признания у себя на родине, где таких "гуру" хоть пруд пруди, Нирмала Шриваста поехала покорять мир. В настоящее время, кроме крупного сахаджистского центра Юнивэсл Сахаджа Тэмпл (Universal Sahaja Temple) в Нью Дели, центры последователей Нирмалы Деви действуют также в Великобритании, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии и России. В России - в Тольятти, Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине Ленинградской области, Воронеже, Твери и Бердске Новосибирской области. И если в Европе у нее насчитывается не более чем 100 учеников и несколько тысяч последователей, то только в Тольятти число ее адептов составляет несколько десятков тысяч человек. (3) В Швейцарии ее последователи даже журнал выпускают под скромным названием "Нирмала".

Ее индуистско-христианская синкретическая система, подчеркивающая женскую природу будимой силы обожествления, называется "Сахаджа-йога" (в другом варианте - "Сахаджи Йога"), что означает "легкая йога", слово "сахаджа" также переводится адептами как "врожденная". В отличие от напряженных техник по медитации, "Сахаджа-йога" рекламируется как "легкий путь медитации". Однако процессы, протекающие в человеческой психике под влиянием этой системы, являются отнюдь не простыми и далеко не легкими. Это же подтверждает и сама Нирмала Деви: "Практика сахаджа-йоги очень проста, хотя внутренние процессы, происходящие под ее влиянием, достаточно сложны. Это как если бы вы захотели посмотреть телевизор и включили его, нажав кнопку - все очень просто. Но объяснить техническое устройство телевидения очень и очень сложно и трудно. Только квалифицированный специалист понимает и объясняет его работу. Я также постараюсь объясниться просто, но имейте в виду, что на самом деле речь пойдет о сложном, если вы захотите разобраться основательно. Итак, лучший способ пользоваться телевизором - это включить его, посмотреть в работе, а потом уже размышлять". В переводе на нормальный язык, свободный от обилия всяческих метафор, это значит, что под прикрытием лозунга об "очень большой сложности учения" от адепта будут сокрыты реальные последствия для него от занятий сахаджа-йогой.

Система "сахаджа-йоги" якобы очищает энергетические центры организма, чакры, "будит в человеке покоящуюся в виде свернутой змеи энергию кундалини" (которую очень любил "пробуждать" еще Секо Асахара) и якобы "посредством подъема из копчика через спинной мозг и прободение и через черепной родничок способствует входу в "Царство Божие", в "истинное само себя". Последователям обещается высвобождение женской "кундалини-энергии", благодаря чему якобы будет достигнуто "самоосуществление, внутреннее согласие, исцеление всех болезней, включая рак, нравственное обновление как спасение из аморальной современной цивилизации".

Говорится, что активизация "кундалини" происходит не благодаря изолированному медитативному самоукреплению, а благодаря переносу силы Шактипат, которую вызывают прикосновение, взгляд, просмотр фотографий Шри Матаджи. На медитационных фотографиях она изображается и почитается как Богиня Кали или небесная царица Мария .

Напомним читателю, как именно описывается богиня зла и тления Кали в сектантской же литературе (в частности, в тантрической): "Слово Кали - это женский род от кала - одного из имен Шивы, означающего "черный", "смерть"... Она украшена ожерельем из человеческих голов, у нее длинные выступающие зубы... У нее впалые глаза, свирепые зубы, высунутый свисающий язык... В нижней левой руке она держит отрубленную человеческую голову... На ней пояс из рук мертвых тел... Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она держит кинжал... и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают ее голову и шею; ожерелье из змей на ее груди... Своей левой ногой она стоит на груди трупа. Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп". Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке... " . Нечего сказать, "красавица", да и только! В неоиндуистской гуру-традиции, кстати, имеет место обязательность стремления учеников достигнуть хотя бы близкого к своему гуру уровня. Стало быть, в "сахаджа-йоговском" идеале все последователи этой секты должны стремиться приобрести вышеописанные качества Кали, в виде которой почитается Нирмала Деви. А если нет, то они, значит, сами себе же и противоречат в своем псевдоучении.

Вполне в духе этого описания явилась происшедшая в 1995 году в г. Бердске Новосибирской области трагедия. Последовательница "Сахаджа-йоги" совершила ритуальное зверское убийство своей полуторагодовалой дочки в припадке помешательства, вызванного участием в обрядах секты. Изуверка нанесла дочке множественные ножевые ранения, кровь убитого ребенка собрала в кастрюлю и поставила на кухне. После убийства и отправке по решению суда сахаджистки-убийцы в спецпсихбольницу, секта, по некоторым данным, продолжила свои черные обряды на квартире, где произошло убийство, и на могилке девочки . Уж не такую ли "гармонию" в действительности рекламируют ревностные адепты Нирмалы Шривасты?

При медитации, согласно указаниям Нирмалы Деви, почему-то необходимо купать ноги в соленой воде. Процедура так и называется - "чистка в тазике с теплой водой". Да это же прямо-таки революционный способ отправления религиозных ритуалов! Сидишь, опустив ноги в таз с водой, держишь в руках фотографию Нирмалы Шривасты и молишься этой, как ее там, - ну которая на горе трупов стоит и отрубленными человеческими головами вся увешена. Сомнения, правда, одолевают по поводу психической нормальности человека, таким вот образом приобщающегося к духовности.

Во время медитации сахаджист должен повторять такие фразы: "Благодаря тебе, Мать, я освобождаюсь от мешающих мне привязанностей и условностей... Я сам себе учитель, сам себе Мастер... Будучи Духом, благодаря Тебе, как я могу быть виновен... Я щедрый человек... Шри Матаджи, благодаря Тебе, я представляю собой могущественную невинность ребенка... Благодаря Тебе, Мать, я излучаю благоприятность... Шри Матаджи, благодаря Тебе, я есть чистое знание проявляющейся божественности... Шри Матаджи, сделай меня жертвующим человеком... Шри Матаджи, прими мою полную покорность... Шри Матаджи, я ничего не делаю. Ты являешься исполнительницей всех действий... Ты воистину помогаешь мне избавиться от мыслей... " .

По поводу "щедрости" и "жертвенности" все ясно - надо же на какие-то средства Нирмале Деви путешествовать, да и пятизвездочные отели недешево стоят. Про полную "покорность" также все понятно. А вот "излучение благоприятности" можно прокомментировать словами бывшей последовательницы несколько похожей секты под названием "Брахма Кумарис": на самом деле настрой только на положительные установки - это примитив .

Согласно притязаниям Нирмалы Деви, Христос был лишь последней ступенью спасения. Он дал бы еще указания к завету "Отдай нам наш долг". Она же Нирмала Деви, напротив, ведет к тому месту "самосовершенствования", где распустился бы "1000 листный лотос", и человек смог бы осознать: "Я не виновен". В одном из видеофильмов, распространяемых этой сектой, рассказывается, что "Шри Матаджи уже не раз бывала на Земле, она - Мать Мира. Она была сразу в двух инкарнациях Девы Марии и Марии Магдалины... Поскольку Шри Матаджи Мать Мира и Христа (она носила Его в Сердце), то могла быть сразу в двух инкарнациях... Шри Матаджи стала как бы посредником между Сыном Христом и Отцом Богом".

Она ожидает, что ее ученики будут без критики за ней следовать и механически повторять ее указания и осуществлять ее советы. Нирмала Деви, которая разбуженную ею кундалини-энергию выдает за "святой дух", ожидает от своих сторонников буквально тотального внимания к ее личности. Хотя все ее путешествия, съезды и спиритуальные действа под названием Пуджа финансируются ее последователями, она предостерегает от многих фальшивых "гуру", которые "от имени Бога берут деньги": "Пациент становится рабом "учителя" и начинает отдавать всю материальную собственность "учителю", не понимая при этом "корыстной логики", лежащей в основе всего. Подобные "учителя" никогда не поясняют методики, которой они пользуются". Можно так подумать, что Нирмала Деви поясняет свою методику и сильно отличается от тех "гуру", против которых и предостерегает. С началом экономических реформ в России, цены на программы и нужды стали расти. Пуджа, проводимая Нирмалой Деви в 1996 году стоила одному человеку, минимум, 500000 руб. (в нынешних деньгах 600-700 рублей – прим. М.С.).

Нирмала Деви требует: "Откажитесь от своих мыслей!" , и обещает своим послушным последователям некие "охлаждающие вибрации", говорит им: "Я поведу вас по воде" . Не очень, мягко говоря, справедливый и стоящий обмен - своей неповторимой индивидуальной личности (а у каждого человека личность неповторима и складывается, в том числе, и из собственных, никем жестко не регламентируемых мыслей) на какие-то дурацкие "охлаждающие вибрации"!

Московскими сахаджистами организовались медицинские конференции. Нирмала Деви организовывала эти конференции и настаивала, чтобы врачи использовали сахаджа-йогу в медицинских учреждениях для помощи больным методами чисток чакр, что категорически запрещено Минздравом. В начале своего "восхождения" сахаджа-йоги даже посещали больницы, проводили сеансы реализации, но затем этот интерес стал затухать, стал преобладать интерес к бизнесу. Все значительное в России в секте приписывается незримому вмешательству Нирмалы Деви. К примеру, 20 августа 1991 года было объявлено, что путч ГКЧП был ликвидирован исключительно молитвами Нирмалы. У местных и приезжих лидеров появилось настойчивое стремление войти в контакт с властями, с правительством, состоялся визит к М.С. Горбачеву. Не безуспешно пытались использовать и ученых. Так на пудже богини Дивали Нирмала Деви познакомила йогов с профессором Вороновым Юрием Александровичем из Петровской академии наук и искусства. Тогда же был зачитан документ об объединении двух великих стран: России и Индии для совместной работы трех китов человеческой деятельности: науки, философии и чистой Вселенской религии.

Продолжая сектантские традиции, Нирмала Деви относит к нормальным религиям только свое антихристианское учение: "То, что вы ощущаете себя индусами, мусульманами, христианами, не имеет под собой основания. Вы лишь человеческие существа и ничего больше. Вы поставили на себе клеймо, что вы - ничто. До тех пор, пока вы не освободитесь от подобной ловушки, ваша слепота не исчезнет" . Христианство и ислам, оказавшие наибольшее влияние на мировую культуру, Нирмала Деви низводит до термина "ничто". Зато уж в отношении себя и своей "науки" она постаралась подобрать побольше хвалебных эпитетов, типа: "Это приход новой эры истины"; "Вибраторные знания - абсолютные знания"; "Шри Матади Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога".

На самом деле "Сахаджа-йога" - это отнюдь не некий кружок оздоровительной направленности, который могут посещать последователи любых религий, а секта, абсолютно несовместимая с православием, поклоняющаяся богине зла Кали и являющаяся одним из направлений неоиндуизма. Более того, по заключению некоторых специалистов, эта секта относится к разряду деструктивных религиозных организаций и участие в ней чревато опасными психическими расстройствами.

Подтверждают это и письма бывших адептов секты:

"Оказалось, что работа с тонким планом человека очень опасна. Наблюдались случаи, когда люди впадали в глубокие депрессии. И был такой случай в один из очередных приездов Шри Матаджи в Москву. Директор стадиона не захотел сдавать стадион под программу. Группа старых опытных йогов начала медитировать и чистить сердечную чакру этого директора, стараясь смягчить его сердце. В результате, директор стадиона ночью был отправлен в больницу с микроинфарктом. Об этом нам говорили на занятиях. У индусов шли разговоры о покупке земли, фарфоровых заводов, устройстве офисов. Зарабатывали на духовном воспитании русского народа. Один из лидеров организовал в Кингисеппе летний ашрам. Медитации проходили на открытом воздухе. Присутствующие видели знаки на небе и видения. У некоторых йогов получился психический срыв. Одна из йогинь стала слышать голоса, а другая - Таня, вообще заболела. Во время занятий она кричала в ужасе. Ее долго не могли успокоить. Когда мы встретили ее в аэропорту, в день прибытия Шри Матаджи, эту Таню мы не сразу узнали. Она стояла в стороне с всклокоченными волосами и плакала, и никому до нее никакого дела не было. Никто ни за что не отвечает".

Когда одним сахаджа-йогам сказали: "Уходите из йоги, из этой секты. Идите все в Православие", то они ответили: "А мы оттуда и не уходили". По их мнению, сахаджа-йога - это не религия, а некая сверхнаука, потому что сахаджа-йога преподносится им как наука, а не религия, и даже как сверхнаука, потому что это учение о чакрах. Эта сверхнаука считает, что в Православной Церкви священники нереализованные, что креститься необязательно, т.к. самое основное крещение - это реализация. Когда некоторые адепты стали покидать "Сахаджи-йогу", то руководители секты стали утверждать, что сахаджа-йога не для всех, а только для избранных. Как говорится в листовке Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника Олега Стеняева, нам непонятно, почему люди искренне верят, что действительно обретут обещанные этой, не снискавшей у себя на родине в Индии никакого успеха сектой, внутреннюю гармонию, здоровье и счастье, не ясно, для чего надо пробуждать духовные силы не в Православном храме, а у никому не известной индуски. Но нам искренно жаль "православных" сахаджа-йогов. Мы молимся за них.

Не менее оскорбительно отношение заезжих сахаджа-йогов к российским национальным традициям. Так, например, на сороковой день после трагических событий у Белого дома 13 ноября 1993 года, когда шло поминовение погибших, в день траура в Москве сахаджистами проводился праздник, посвященный Богине Дивали. Этот праздник проходил несколько дней. Была пуджа и концерт с фейерверками. Такое столь бездушное отношение к нашим русским традициям глубоко оскорбило даже некоторых последователей этой секты, которые после этого ее покинули. Хотя чему удивляться? Практически всем заезжим "учителям", "гуру", "баба", "шифу" абсолютно плевать на наши великие культурные и религиозные традиции, для них великие - это они сами лично, и интересует их только лишь собственное материальное благополучие.

Но может быть не все так уж плохо? Конечно! Учение Нирмалы Шривасты определенный академический интерес все-таки представляет. Но представляет интерес оно, скорее, как курьезное учение. Вот лишь некоторые упражнения, изучаемые в секте: "Искоренить сарказм", "Божественная дипломатия", "Веселое состояние сердца", "Дать вибрации". Как и подавляющее большинство ее коллег по придумыванию новых "религий", Нирмала Деви не замедлила выдать бредовое "откровение" по поводу истории России, заявив, что, оказывается, Православие на Руси приняли лишь потому, что другие религии пьянства не допускали . Несколько странно звучит и такой раздел ее учения как "вибраторные знания". Но в целом ее учение вполне укладывается в рамки победно шествующего ныне по России неоиндуизма.

Заканчивать приходится, к сожалению, на минорной ноте. 6 августа сего года в Москве на велотреке "Крылатское" прошло массовое сборище сахаджа-йогов, которое было широко разрекламировано, в том числе, на телеканале НТВ. По всей Москве были расклеены рекламные плакаты, предлагающие узнать об "уникальном открытии XX века, дающем людям здоровье, внутреннюю гармонию, уверенность в жизни, многое другое". Рекламные листовки появились даже в московском городском транспорте. На вопрос, для чего повешено это объявление, водитель одного из московских автобусов, "украшенных" подобным объявлением, ответил, что сам прекрасно понимает опасность подобных сект, но был вынужден повесить это объявление, так как сахаджа-йоги заявились к нему с соответствующим приказом его транспортного управления, что является грубым нарушением российского законодательства, так как церковь у нас от государства отделена, а транспорт - это пока еще государственное предприятие. 11 августа такая же "радость" должна была постигнуть Санкт-Петербург, и далее Нирмала Шриваста поехала колесить по просторам нашей страны, собирая под свои знамена очередных "буратин".

А. Алексеевский

"Миссионерское обозрение" № 10, 1997

Использованная литература

1. Бенк В. Нирмала Деви, Сахаджа-йога // Православная Тверь, октябрь- ноябрь 1996 г. - N 10-11 (35-36).

2. Димешвар Рам Аватхута. Тантра постижения вышки реальности. - Санкт-Петербург, 1992.

3. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Изд-е 2-е, переработ, и дополн. - Белгород, 1997. - с. 459.

4. Сахаджа-йога. Утверждения для левого, центрального и правого каналов - М., 1993.

5. "Отрицаюся от тебя, сатана" // Миссионерское обозрение - Выпуск N 10 / Приложение к газете "Православная Москва", июнь 1997 г. - N 16-17 (112-113).

Шри Матаджи Нирмала Деви (21.03.1923 – 23.02.2011).

Шри Матаджи родилась в в полдень 21 марта в день весеннего равноденствия, в Чиндваре – городке, находящемся в центре Индии, в христианской семье благородного происхождения. Ее предки принадлежат к древней императорской династии Шаливаханов. Ее отец, господин Сальве, был незаурядным человеком. Он играл первостепенную роль в борьбе за независимость Индии и был единственным христианским представителем в Конституционной Ассамблее (в колониальной Индии) и первом Парламенте (в независимой Индии).

Он знал много языков, впервые перевел Коран на хинди. Он прекрасно знал искусство, науку и современную литературу. Мать Шри Матаджи, была кандидатом математических наук, что было уникальным явлением для колониальной Индии. Родители Шри Матаджи были друзьями и соратниками Махатмы Ганди, принимая активное участие в борьбе за независимость Индии. Когда Шри Матаджи была маленькой девочкой, Махатма Ганди обнаружил ее глубокие и необыкновенные способности. Она часто бывала в его ашраме. Ганди необычайно высоко оценивал ее духовные способности и, даже иногда советовался с ней по духовным вопросам, не смотря на ее юный возраст.

Позже Шри Матаджи изучала медицину и приняла активное участие в движении за независимость Индии, возглавив молодежное крыло Индийского национального конгресса. В 1942 году за активное участие в движение за осовобождение Индии, начатое Ганди, она даже была посажена в тюрьму вместе с другими борцами за независимость.

В 1947 году Шри Матаджи вышла замуж за господина Шривастава, который некоторое время являлся личным секретарем премьер-министра Индии Л.Б.Шастри, а затем, стоял во главе государственной Мореходной компании Индии и, можно сказать, был «отцом» создававшегося тогда флота Индии. Он несколько раз подряд избирался Генеральным секретарем Международной Морской Организации при ООН, был инициатором создания и учредителем Всемирного Морского Университета в Швеции, а ныне является его Почетным Президентом. У них две замужние дочери, четверо внуков.

Путем экспериментальной работы в начале семидесятых годов Шри Матаджи создает собственную систему, с помощью которой тонкая энергия, называемая Кундалини, может быть спонтанно и, что самое важное, объясняет механизм коллективного запуска этой системы, когда сидящие рядом люди помогают друг другу и, таким образом, облегчают эффект пробуждения. Отсюда и название – Сахаджа Йога, обозначающее врожденное единение, чтобы объяснить тонкую систему внутри человека, и естественный, спонтанный, то есть не требующий особых усилий путь овладения ею. Жизнь Шри Матаджи посвящена реализации этого важного открытия так широко, насколько это возможно, и с этой целью она объездила почти весь мир, результатом чего является значительный во многих странах, включая Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и родную Индию, интерес к практике Сахаджа Йоги.

В СССР Шри Матаджи впервые приехала в 1989 году и провела первую программу по Сахаджа Йоге в г. Санкт-Петербурге. В этом же году она встретилась с Министром Здравоохранения СССР. После этой встречи Сахаджа Йоге в Советском Союзе была предоставлена полная государственная поддержка. Самоотверженный труд Шри Матаджи отмечен большим количеством международных наград и премий, само перечисление которых заняло бы несколько страниц текста, но главный результат ее бескорыстного служения – тысячи и тысячи людей в десятках стран мира, которые обрели здоровье, радость, духовное благополучие, любовь и осознали действительный смысл своей жизни.

Организация Объединенных Наций за выдающиеся заслуги перед человечеством во имя духовного возрождения и за миротворческую деятельность наградила Н. Шривастава Медалью Мира в 1989 г.

За значительный вклад в развитие науки и духовности Единый Международный фонд внес имя Нирмала Шривастава в список величайших людей планеты (В 1997 г.).

Италия, 29 июня 2006 г. – Нирмале Шривастава даровано Почетное Гражданство Италии. Почетное Гражданство было предложено в знак признания великой работы и богатого жизненного опыта, в знак высокого мнения о Шри Матаджи.

США, 21 марта 2003 г. – приветствия Н.Шривастава с 80-летием прислали губернаторы и сенаторы пятнадцати штатов и мэры всех крупных городов штата Калифорния.

Дели, Индия, 2003 г. – приветствия Н. Шривастава от президента, вице-президента, премьер-министра и членов правительства Индии по случаю ее 80-летия.

Вашингтон, США, 2000 и 2001 гг. – Официальные Воззвания Конгресса США в адрес Шри Матаджи, представленные в отчетах Конгресса США.

Дели, Индия, 1998 г. – приветствия Н. Шривастава от президента и премьер-министра Индии по случаю ее 75-летия.

США, 1997 г. – Н. Шривастава передана Декларация, составленная Конгрессом США, которая была внесена в отчеты Конгресса.

Нью-Йорк, США, 1996 г. – приветственное письмо в адрес Н. Шривастава от мэра Йонкерса. 26 сентября провозглашено Днем Шри Матаджи.

Монтесорио, Франция, 2 мая 1996 г. – Нирмале Шривастава присуждена Международная награда La Pleade.

Китай, 1995 г. – Шри Матаджи является официальным гостем правительства Китая и получает приглашение выступить на Всемирной конференции женщин в Пекине.

Индия, 1995 г. – индийское руководство предоставляет Н. Шривастава лучшее время на национальном телевидении для еженедельных часовых программ.

София, Болгария, июль 1995 г. – Секретариат международной организации “Экофорум за мир” выразил свое признание Нирмале Шривастава и пожелал ей реализации ее целей и идеалов.

Бразилия, 25 августа 1995 г. – Региональная администрация Бразилии преподнесла Н. Шривастава приветственное письмо в знак признания ее работы по установлению мира и братства.

Бухарест, Румыния, 2 августа, 1995 г. – университетом экологии Н. Шривастава присвоено звание доктора педагогических наук.

Бразилия, 1994 г. – мэр столицы Бразилии приветствует Н. Шривастава в аэропорту и вручает ей ключ от города.

Ванкувер, Канада, 1994 г. – приветственное письмо в адрес Н. Шривастава от мэра Оуена.

Лос-Анджелес, США, 1993 г., 1994 г. – мэр Ричард Риордан шлет Н. Шривастава приветственные письма от населения Лос-Анджелеса.

СССР, 1989 г. – переговоры с Министерством здравоохранения СССР о намерениях между Минздравом и международной общественной организацией “Вишва Нирмала Дхарма”, возглавляемой Нирмалой Шривастава, о необходимости научных исследований в области улучшения здоровья людей при помощи методов Сахаджа Йоги.

Италия, 1986 г. – Н. Шривастава названа “Персоной года”.

Шри Матаджи считает весь мир своей семьей; самореализации достигает каждый, кто к ней стремится, независимо от расы, касты, финансового положения: Богу неважно, сколько денег у человека на счету и какого цвета у него кожа. Шри Матаджи ежегодно проводит около девяти месяцев в поездках, читая лекции, помогая советом и исцеляя болезни, причем в весьма напряженном ритме, оставаясь на одном месте лишь два-три дня. В общей сложности, Шри Матаджи дала более тысячи лекций, множество телевизионных и радиоинтервью, о ней написано в сотнях газетных статей. Она - прекрасный оратор, основатель Сахаджа Йоги или "Вишва Нирмала Дхарма" ("Вселенская Чистая религия"), которая зарегистрирована как некоммерческая организация во многих странах мира.

Самоотверженный труд Шри Матаджи отмечен большим количеством международных наград и премий, но главный результат ее бескорыстного служения – тысячи и тысячи людей в десятках стран мира, которые обрели здоровье, радость, духовное благополучие, любовь и осознали действительный смысл своей жизни. Они ведут нормальную семейную жизнь, подключаются к своей Внутренней Духовной Силе через ежедневную медитацию Сахаджа Йоги и достигают полного баланса в своей жизней на физическом, эмоциональном, умственном и духовном уровнях. Они понимают интеграцию всех религий и духовных идей не на умственном уровне, но посредством непосредственного осязаемого опыта своей центральной нервной системы. Тысячи лет назад было предсказано, что наступит Время Цветения, когда в обществе наступит кризис, и тысячи искателей Истины захотят получить связь со своим Духом.

Понимание Шри Матаджи людей, будь то индусы или американцы, христиане или мусульмане, поистине феноменально, и это дает ей возможность находить контакт со всеми, кто приходит к ней. Она не требует платы ни от кого:

"Как можно заплатить за то, что ваше собственное, что дано от рождения? Можно ли заплатить за то, что проросло зерно? За то, что светит солнце? Также и Кундалини ; она - это сила Любви; каждый человек имеет право и возможность познать ее как приятное дуновение..." "Для меня большинство людей подобны божествам, которые все еще находятся в состоянии окаменелости и которые могут превратиться в ангелов благодаря пробуждению Кундалини".

Самое трудное - убедить человека в том, что во всем мироздании он есть самое высокоразвитое существо; что он наделен способностью стать чудесной личностью. Итоги такой деятельности очевидны. Активизация жизненной энергии в человеке делает более сбалансированными все силы его души и тела, наполняет радостью. С помощью активизации внутренней энергии можно избавиться от дурных привычек и болезней, даже считающихся неизлечимыми.

Шри Матаджи не случайно назвала этот процесс Сахаджа Йогой. "Сахаджа" на санскрите означает "спонтанная, рожденная вместе с тобой", а "Йога" - это не только "учение", но и союз с Высшим Началом, возможность для каждого достичь более высокого уровня сознания.

Положительные изменения, спонтанно происходящие в человеке, когда он осваивает Сахаджа Йогу , дают Шри Матаджи право доказательно утверждать, что мы действительно обладаем внутри самих себя механизмом корректировки образа жизнедеятельности и защиты от разрушительных тенденций. Успехи гуманной миссии Шри Нирмалы Шривастава позволяют говорить о ней как о Духовной Матери. Сострадание, терпение и любовь, бескорыстие, движущие ею, - все это доказательства искренности чувств, которые она испытывает к людям. Ее надежда - передать людям опыт Сахаджа Йоги и со временем сделать это открытие доступным для всех.

За выдающиеся заслуги перед человечеством во имя духовного возрождения и за миротворческую деятельность Организация Объединенных Наций в 1989 году наградила Нирмалу Шривастава Медалью Мира. За значительный вклад в развитие науки и духовности Единый Международный фонд в 1997 году внес имя Нирмала Шривастава в список величайших людей планеты.

Шри Матаджи неоднократно приглашалась в Организацию Объединенных Наций для проведения программ Сахаджа Йоги для дипломатов всего мира.

Шри Матаджи также неоднократно посещала Россию. Ее публичные программы проходили в самых больших киноконцертных залах, спортивных комплексах и открытых стадионах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Тольятти, на которых присутствовали от 3-х до 20-ти тысяч человек.

"На днях кто-то спросил меня почему он на этой Земле. Я сказала: "Чтобы стать божественным и войти в Царство Божие". Но он спросил: "Чем же это поможет мне?" Я сказала ему: "Прежде войдите туда, и это поможет не только вам - ментально, эмоционально, физически и духовно, но также и вы сможете помочь другим..." Вы можете почувствовать вибрации любого человека: умерший ли это человек, или живой, или он живет где-то очень далеко. И теперь, если вы знаете, как корректировать эти центры, то вы можете скорректировать и свои центры, и центры других людей... Это ваши способности, ваша слава, это то, чем вы должны обладать, это ваше собственное... Это все Любовь и сострадание. Сила Любви, Божественной Любви, чистой Любви - вне всякой похоти или жадности. Мы никогда, никогда не пользовались силой Любви. Сейчас же пришло время, и в один из дней, я уверена, Россия станет лидером всего Мира!"

Некоторые факты признания важности ее работы

Организация Объединенных Наций за выдающиеся заслуги перед человечеством во имя духовного возрождения и за миротворческую деятельность наградила Н. Шривастава Медалью Мира в 1989 г.

За значительный вклад в развитие науки и духовности Единый Международный фонд внес имя Нирмала Шривастава в список величайших людей планеты (В 1997 г.).


Шри Матаджи

Италия, 29 июня 2006 г. - Нирмале Шривастава даровано Почетное Гражданство Италии. Почетное Гражданство было предложено в знак признания великой работы и богатого жизненного опыта, в знак высокого мнения о Шри Матаджи.

США, 21 марта 2003 г. - приветствия Н.Шривастава с 80-летием прислали губернаторы и сенаторы пятнадцати штатов и мэры всех крупных городов штата Калифорния.

Дели, Индия, 2003 г. - приветствия Н. Шривастава от президента, вице-президента, премьер-министра и членов правительства Индии по случаю ее 80-летия.

Вашингтон, США, 2000 и 2001 гг. - Официальные Воззвания Конгресса США в адрес Шри Матаджи, представленные в отчетах Конгресса США.

Дели, Индия, 1998 г. - приветствия Н. Шривастава от президента и премьер-министра Индии по случаю ее 75-летия.

США, 1997 г. - Н. Шривастава передана Декларация, составленная Конгрессом США, которая была внесена в отчеты Конгресса.

Нью-Йорк, США, 1996 г. - приветственное письмо в адрес Н. Шривастава от мэра Йонкерса. 26 сентября провозглашено Днем Шри Матаджи.

Монтесорио, Франция, 2 мая 1996 г. - Нирмале Шривастава присуждена Международная награда La Pleade.

Китай, 1995 г. - Шри Матаджи является официальным гостем правительства Китая и получает приглашение выступить на Всемирной конференции женщин в Пекине.

Индия, 1995 г. - индийское руководство предоставляет Н. Шривастава лучшее время на национальном телевидении для еженедельных часовых программ.

София, Болгария, июль 1995 г. - Секретариат международной организации "Экофорум за мир" выразил свое признание Нирмале Шривастава и пожелал ей реализации ее целей и идеалов.

Бразилия, 25 августа 1995 г. - Региональная администрация Бразилии преподнесла Н. Шривастава приветственное письмо в знак признания ее работы по установлению мира и братства.

Бухарест, Румыния, 2 августа, 1995 г. - университетом экологии Н. Шривастава присвоено звание доктора педагогических наук.

Бразилия, 1994 г. - мэр столицы Бразилии приветствует Н. Шривастава в аэропорту и вручает ей ключ от города.

Ванкувер, Канада, 1994 г. - приветственное письмо в адрес Н. Шривастава от мэра Оуена.

Лос-Анджелес, США, 1993 г., 1994 г. - мэр Ричард Риордан шлет Н. Шривастава приветственные письма от населения Лос-Анджелеса.

СССР, 1989 г. - переговоры с Министерством здравоохранения СССР о намерениях между Минздравом и международной общественной организацией "Вишва Нирмала Дхарма", возглавляемой Нирмалой Шривастава, о необходимости научных исследований в области улучшения здоровья людей при помощи методов Сахаджа Йоги.

Италия, 1986 г. - Н. Шривастава названа "Персоной года".

Проявление уважения к святым

Однажды Шри Матаджи изъявила желание посетить обитель мудреца Махараджи Гагангири, живущего на высокой горе. Этот гуру был известен своей властью над природными элементами. Когда Шри Матаджи начала взбираться на гору, полил проливной дождь, и она вымокла до нитки. Со склона был виден силуэт отчаянно жестикулирующего гуру: он пытался остановить дождь. Когда Шри Матаджи (Деви) дошла до места, святой сокрушался: "Этот гадкий дождь всегда слушался меня, а на тот раз я не мог остановить его. Мать, почему ты забрала мои могущества?" Шри Матаджи улыбнулась: "Ты купил сари для меня, но тебе нельзя его дарить из-за данного обета. Так теперь я вынуждена его одеть, и ты сможешь таким образом сделать мне подарок." Услышав это, святой растаял от любви. Он также осознал, что вода, стекающая с сари Деви, была вибрированной, то есть благословляющей его приют.

Однажды Шри Матаджи остановилась в убогой хижине очень бедной женщины и с большим аппетитом поела предложенную в небольшом количестве в грязном горшке пищу. Позже один из Сахаджа йогов спросил, почему она провела так много времени с этой нищей. Она ответила с болью в голосе: "О мои дети, не говорите так о ней, она - вдова одного из моих дорожайших сыновей". Впоследствии они узнали они узнали от жителей деревни, что умерший муж был преданным последователем Богини.

В другой раз она пришла к одному святому и села на голом полу его пещеры. Когда служители стали протестовать, она спросила улыбаясь: "Почему я не могу сидеть на полу? Я во дворце короля."

Гороскоп Шри Матаджи

Шри Матаджи родилась в 12:09 дня (в полдень) 21 марта 1923 года. В этот момент, с учетом местного времени Нагпура, Солнце было точно на меридиане в зените и находилось в 00 Овна или в 300 Рыб. В этом положении Солнце дало так называемое Королевское соединение (т. е. аспект лидерства и выдающегося положения в жизни), которые наделило ее солнечным обаянием и энергией.


Шри Матаджи

Ее восходящий знак - Рак, а асцендент находится в восьмом градусе Рака. Асцендент в Раке делает ее Матерью Вселенной, Верховной Матерью, т. к. асцендент сильно аспектирован пятью планетами: Юпитером, Меркурием, Ураном, Марсом и Луной, в то же время он находится в соединении с Плутоном, который сам образует трины с тремя из пяти планет и секстиль с двумя другими. Ее духовные силы происходят, главным образом, от этой комбинации аспектов в углу карты. Итак, положение планет духовной жизни, а именно, Нептун во втором доме показывает, что накапливаемое ею богатство - духовное. Интересно отметить, что распространенное положение Нептуна в транзите находится вблизи куспида шестого дома. Это показывает, что ее главная работа в воплощении будет в одной этой области.

Управитель асцендента - Луна, экзальтированна в Тельце в сильной позиции в одиннадцатом доме в соединении с Марсом, который является Лакшми-йогой и наделяет ее Божественностью. Она, таким образом, является инкарнацией Махалакшми. Ей предназначено жить богато, как Богине. Кроме того, на ее аристократическое происхождение указывает Сатурн, экзальтированный в четвертом доме, который, являясь управителем седьмого дома, принес ей супружество с высоким должностным лицом. Этот же Сатурн дает Vairagua, т. е. отказ от мирской жизни и обращение к подвижничеству.

Юпитер, сильно аспектированный в пятом доме, делает ее Матерью, Учителем и, т. к. он в трине с тремя сильными планетами, в квадратуре с двумя и с двумя в оппозиции, у Шри Матаджи будет очень наполненная событиями жизнь Мирового Учителя. Все это принесет ей большую известность, множество последователей по всему миру, жребий столкновения со злом.

Сильный Сатурн в четвертом доме дает большую продолжительность жизни, особенность в отношении окончания жизни, много энергии, как духовной, так и жизненной, хотя он и предрасполагает ее к некоторому одиночеству в преклонном возрасте. На всемирную известность указывает присутствие Урана в девятом доме в трине с Юпитером, Плутоном и в секстиле с Марсом и Луной. Также соединение Меркурия с Ураном дает Шри Матаджи большое красноречие и способность отстоять свое мнение в обсуждении. Тау-квадратная взаимосвязь между Луной, Марсом, Юпитером, Венерой и Нептуном показывает, что некоторым планам Шри Матаджи может мешать препятствующая деятельность дурных и негативных сил. Также Шри Матаджи может понадобиться правильно ориентироваться среди противоречивых заверений и намерений некоторых ее, так называемых, последователей, которые являются замаскированными врагами. Но вопреки всему этому она найдет путь к цели своей жизни, а именно всемирной самореализации!

В целом, великая и мощная карта, действительно, Божественной личности.

Больше информации о Шри Матаджи Вы можете найти