Домой / Глаза / Что должна уметь девочка в 1 годик. Новые самостоятельные действия

Что должна уметь девочка в 1 годик. Новые самостоятельные действия

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Развитие ребенка, особенно первенца - это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок - это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи - но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства . Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка

Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец - это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.

Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.

Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание

Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде, концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.

Ходьба - один из критериев умений ребенка в 1 год

Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей - это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.

В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок - не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время.

Основные навыки обслуживания себя при питании

До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к и другим проблемам с зубками в дальнейшем.

Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год

До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать. Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость. Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.

Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:

  • постройка пирамидок из колечек;
  • постройка «башенок» из кубиков;
  • укладывание предметов в коробку.

Навыки общения годовалых детей

Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.

Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).

К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» - когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит - это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.

Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.

Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами - упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя - уметь называть его другим людям и откликаться на него.

Обратите внимание : очень важный элемент социального воспитания - умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.

Реакция на окружающий мир

В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.

Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:

  • узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
  • узнает ли ребенок лица родителей и близких;
  • чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
  • не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.

Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.

Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание

Очень важный момент в развитии маленького ребенка - умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение - их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.

Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть .

В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные - от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.

Что не должен, но может делать ребенок в 1 год

Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:

  1. Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
  2. Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
  3. Попытки воспроизводить взрослую речь - это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» - «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
  4. Обобщение предметов по общему признаку - это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» - это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
  5. Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.

Раннее развитие детей в 1 год

Рекомендуем прочитать:

Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину - играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.

Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше

Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее - они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки - вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).

Развивающая игрушка «своими руками»:

Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели - кубики, пирамидки из колечек, шарики.

Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип - не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.

Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи - горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.

С появлением в семье малыша время для родителей летит очень быстро. Казалось бы, совсем недавно кроха был маленьким и беззащитным, большую часть времени проводил во сне. А сейчас ему исполнился год. Он уже многое понимает, пытается ходить, произносить элементарные слова. Что должны дети уметь в 1 год? Об этом мы поговорим в статье.

Годовалый ребенок. Его физическая форма

В парках и на площадках мамы часто обсуждают тему, что должны дети уметь в 1 год. Каждая из них пытается выявить какие-то отклонения от нормы у своего чада. Этого делать не стоит. Достаточно обратиться к участковому педиатру и пройти необходимую консультацию.

Когда малышу исполняется 1 год, он должен уметь выполнять следующие физические нагрузки и упражнения:

    Уверенно стоять без поддержки родителей и посторонних предметов.

    Пытаться ходить. Возможно, он делает это при помощи маминой поддержки. Не торопите кроху, он обязательно пойдет сам, как только наступит время. Кричать, пугать ребенка, специально отпускать руку не стоит, тем самым вы только усугубите ситуацию.

    Активно ползти к игрушкам или другим предметам, которые его интересуют.

    Приседать и выпрямляться.

    Залезать на стулья, диван, кровать. И также аккуратно спускаться.

Если какой-то пункт из вышеперечисленных дается вашему чаду тяжело, не расстраивайтесь, все приходит с возрастом. Возможно, ему нужно чуть больше времени, чем другим деткам.

Педиатры предлагают провести с ребенком тест, с помощью него узнать, что должны дети уметь в 1 год. Для этого крохе предлагают выполнить следующие действия:

    Собрать или разобрать пирамидку из 5 крупных деталей.

    Поставить несколько кубиков друг на друга.

    В банку или коробку положить игрушки разного размера.

    Для девочки: расчесать, одеть куклу, уложить спать. Для мальчиков: открыть дверцы машины, поставить ее в гараж.

    Пересыпать песок или крупу (манку) из одной посуды в другую.

    Собрать крупную мозаику.

    Карандашом нарисовать круг.

Если ребенок выполнил все действия, значит, он развивается согласно нормам. Если что-то получилось с трудом, стоит обратить внимание на развитие мелкой моторики.

Эмоциональное развитие немаловажно

Кроме физического развития, родителям особое внимание нужно уделять эмоциональному состоянию малыша. Ведь начало такого заболевания, как аутизм, можно заметить, лишь основываясь на психологических особенностях крохи. Эмоциональная норма ребенка в 1 год:

    Малыш должен уметь проявлять свои чувства.

    Узнавать близких и друзей.

    Мимически выражать радость, восторг, обиду, удивление.

    Легко идти на контакт со своими сверстниками.

    Реагировать на музыку (танцевать, приседать, подпевать на своем языке).

    Смотреть в зеркало, реагировать на свое изображение.

    Подражать, копировать манеру поведения взрослого человека.

Запомните: в это время ребенок впитывает в себя информацию, как губка. Очень важно правильно научить малыша выражать свои чувства и эмоции. Станьте для него примером, которому он будет подражать.

Изучаем окружающий мир в игровой форме

Занятия с ребенком в 1 год должны проходить только в игровой форме. Так, малыш сможет уловить и запомнить необходимую информацию. В этом возрасте ребенка может заинтересовать кукольный театр. Приобретите игрушки, которые надеваются на руку. Дайте малышу их рассмотреть, а потом называйте четко и громко части тела (нос, глаза, ушки, рот), если это животные, произносите соответствующие звуки, просите кроху, чтобы он повторял за вами.

Если у ребенка есть любимая кукла, начинайте играть в ролевые игры. Расчесывайте, одевайте, купайте, кладите спать игрушку. Тем самым вы будете не только развивать ребенка, но и приучать его к

Обязательно приобретите карточки с яркими изображениями знакомых предметов, фруктов, овощей, животных. Каждый день выделяйте по 10-15 минут на просмотр карточек.

Играйте в пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Зайка серенький» и другие. Не забывайте акцентировать внимание на гимнастике. Небольшие физические разминки не помешают.

Горшок: друг или враг

Многие родители спрашивают педиатров: «Что должны дети уметь в 1 год? Могут ли они самостоятельно ходить на горшок?» Врачи утверждают, что это лучшее время отучить малыша от памперсов. В этом возрасте дети уже умеют контролировать мочеиспускания. Теперь дело за родителями. От них требуется правильно и доступно объяснить ребенку, что от него требуется.

Главное правило - не делать из этого процесса игру. Не позволяйте малышу долго сидеть на горшке и баловаться. Он должен понимать, что это не игрушка.

Родителям необходимо составить «туалетный график» - время, когда ребенок просится на горшок. Как правило, это происходит сразу после сна. В это время малыш должен быть без памперса, почувствовать тем самым легкость и свободу.

Если прозевали момент, и малыш написал в трусики, не стоит сразу же их снимать. Подождите пару минут, пусть кроха поймет, что ему некомфортно в мокрой одежде. Ни в коем случае малыша нельзя ругать и бить. Иначе процесс приучения к горшку затянется надолго.

После успешного посещения туалета хвалите кроху, поощряйте, говорите ему, какой он уже взрослый.

Режим ребенка. Сколько раз укладывать спать малыша

Режим ребенка в 1 год должен быть хорошо и тщательно спланирован. От этого зависит его здоровье и состояние нервной системы.

Утро должно начинаться с зарядки, водных процедур. Завтрак обязателен. После этого есть время на игры, чтение книг. Если погода благоприятствует, прогулка на свежем воздухе обязательна. Дневной сон должен занимать около 4 часов и проходить в 2 этапа.

Помните: резко менять или нарушать режим ребенка в 1 год нельзя, иначе это закончится плачем и плохим настроением малыша. Даже если график сна необходимо сместить по каким-либо причинам, делать это нужно аккуратно и постепенно. Не ставьте эксперименты над ребенком, лучше скорректируйте время мероприятий.

и особенности кормления

Тема еды для родителей маленьких детей очень важна. Не так просто накормить малыша полезными продуктами, обходясь без конфет, чипсов, шоколада. Рост и должны соответствовать нормам, которые были выведены ВОЗ. Поэтому, если по приезде бабушка с дедушкой уверяют, что малыш исхудал, тощенький, не поленитесь проконсультироваться с врачом, прежде чем увеличивать порции еды. Ведь лишние калории не нужны детям. Средний рост и вес ребенка в 1 год должны быть:

    Для девочки - масса тела от 10 до 11 кг. Рост - 75-77 см.

    Для мальчика оптимальный вес - от 10,5 до 11,5 кг. Рост - 75,5-78,5 см.

Продумывая питание нужно составлять заблаговременно. Оно должно быть сбалансированным и разнообразным. Обязательно присутствие: молочных продуктов, каш, мяса, овощей, фруктов, хлеба. Обратите внимание на рыбные блюда и творог. Кальций, который находится в этих продуктах, особенно необходим ребенку в этом возрасте.

К этому времени у детей наблюдается уже 8-10 зубов. Поэтому консистенция предложенных блюд может быть разнообразной, начиная с пюре и заканчивая нарезкой мелкими кубиками.

Детей нужно садить в специальный стол для кормления. Предлагать ложку, вилку (с тупыми концами), чашку. Кроха должен привыкать к столовым приборам. Не забудьте о слюнявчике, иначе ежедневная стирка вам гарантирована.

Выбираем игрушки

Игрушки - элемент развития для детей. Выбирать их нужно с умом, основываясь на знаниях необходимых норм развития малышей. В годовалом возрасте у крох должны быть в обязательном порядке: пирамидки, кубики, развивающие плакаты, ведро, совок, крупная мозаика, конструктор, кукла, машинка. Для творчества можно купить пальчиковые краски, тесто для лепки, фломастеры.

Обращайте внимание на качество игрушек. Не должно быть мелких деталей, которые малыш смог бы положить в рот.

Нужна ли развивающая школа

Занятия с ребенком в 1 год должны быть ненавязчивыми, чтобы ему нравилось и было интересно. Если сами не можете справиться, доверьтесь профессионалам и отведите малыша в развивающую школу. Группы в подобных заведениях не больше 5 человек. Все дети одной возрастной категории. Опытные педагоги найдут подход к ребенку, используя и применяя несколько методик.

Групповые занятия благоприятно влияют на малышей. Дети стараются выполнять все лучше других, показывая свое лидерство.

Внимательно изучив статью, посмотрите, что делает ребенок в 1 год. Все ли он может выполнить? Увидели какие-либо незначительные отклонения? Волноваться не стоит. Но если малыш не выполняет и половины вышеописанных действий и норм, нужно обратиться к врачу за консультацией.

Маленьким детям после года свойственен интерес ко всему окружающему и недаром в таком возрасте их называют «естествоиспытатели». Многие родители продолжают беспокоиться о том, насколько их любимый малыш гармонично развивается. Для исключения переживаний достаточно узнать, что должен уметь маленький ребенок в 1 год и 2 месяца и провести анализ наличия подобных навыков.

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев отличаются высоким уровнем подвижности, поэтому задачей родителей является обеспечение малышу максимальной степени безопасности. В погоне за солнечным зайчиком кроха может напрочь забыть о лесенках и получить травму. Малыш уверенно двигается и способен без помощи взрослого передвигаться на значительные расстояния. В лексикон его прочно входит слово «нет», и в этот момент важно не переборщить со строгостью, но и не идти на поводу.

Физические параметры

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев имеют сформированный ряд зубов, но количество их может различаться. Общепринятыми показателями развития считаются следующие характеристики:

  • рост 74-82 см;
  • вес 10-13 кг;
  • окружность головки 46-48 см;
  • окружность грудной клетки 48-51 см.

Такие параметры считаются ориентиром, поэтому не стоит паниковать при незначительных отклонениях от указанных цифр.

Нюансы психо-эмоционального развития

Ребенок выражает привязанность к близким людям и настороженно относится к чужим. Он стремится не только подражать взрослому действиями, но часто копирует его мимику. В зависимости от ситуаций он улыбается или хмурится. Особенностями развития в этот период являются следующие моменты:

  • способность заразиться эмоциями сверстника, смеяться или плакать вместе с ним;
  • быстрое осуществление перехода от одной эмоции к другой, после плача может рассмеяться, а состояние радости способно быстро смениться капризом;
  • хорошее переключение внимания.

Эмоции ребенка открыто проявляются при игре с игрушками, в некоторых случаях малыш задействует голосовые возможности интонации. Он знает, как добиться желаемого, часто пытается манипулировать криком и плачем. Окружающий мир познается ребенком через собственные ощущения и эмоции. Например, малыш понимает, что с высоты больно падают, а при прикосновении к батарее может быть горячо.

Навыки и умения малыша

Дети в возрасте 1 года и 2 месяцев способны передвигаться самостоятельно без поддержки и помощи взрослых. Некоторые малыши обладают навыками самостоятельно ходить на горшок и есть ложкой. Они способны объяснить взрослому свои желания, показывают пальчиком желаемую игрушку или предмет. Младенец может сообщить о голоде, направляясь к холодильнику и произнося «ням».

Кроха умеет играть с большими игрушками и хорошо манипулировать ими. Ребенок способен открывать дверцы, ящики и извлекать их содержимое, у него прекрасно получается нажимать на всевозможные кнопочки. Малыш может имитировать действия взрослого, он пытается демонстрировать навыки ухода за собой, расчесывая волосы или пытаясь одеться самостоятельно.

Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца?

В число основных навыков к этому периоду входит:

  • наличие в словарном запасе определенного количества слов, уверенное произношение простых, наличие интересных словечек для обозначения определенных предметов;
  • выполнение простых просьб, реагирование на обращения «подойди», «дай» и ряд других;
  • имитация звуков взрослых, животных, транспорта;
  • способность различать и узнавать речь близкого человека.

Ребенок в этом возрасте может взять карандаш и пытаться чиркать им. Он способен самостоятельно удерживать чашку с жидкостью, но аккуратно поставить ее на стол в большинстве случаев не получается.

Занятия для умственного развития

Ребенок активно и быстро впитывает в себя информацию. В игровой форме можно помочь расширить его словарный состав, улучшить моторику и обеспечить познавательные наклонности. Традиционными для него игрушками остаются пирамидки, конструкторы, матрешки, игровые и музыкальные центры.

Дети любят играть с куклами и демонстрировать на них свои умения в виде укладывания спать, кормления и одевания.

В такие игры охотно играют как мальчики, так и девочки, что в таком возрасте является естественным. Малыши прекрасно понимают цель своих действий, они могут пойти покормить игрушку или кота, но с телевизором или другим неодушевленным предметом таких действий они не делают. Для взрослых в этот период важно расширить круг социальных умений, поэтому они должны вместе с ребенком выполнять повседневные действия, давать малышу говорить по телефону как папа, или варить суп, как мама.

Для развития речи важно много разговаривать с крохой. При этом следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • описывать выполняемые действия - давай начнем собирать, достаем из коробки и одеваем на ножки;
  • произносить названия частей тела - хлопаем в ладошки, песенка про пальчики;
  • описывать видимое на картинах, в том числе при чтении книг;
  • начать учить простые стихи, при этом изображая происходящее, - качаясь, как бычок, падая, как мишка на пол.

С малышом начинают уроки по изучению форм. На первом этапе достаточно шара и куба. На помощь в этом придут кубики, из которых строят башни, выстраивают паровозики, раскладывают на кучки по размерам. Можно просить разделить имеющиеся игрушки на 2 вида, отдельно кубики и мячики. В этом возрасте пора начинать изучать свойства предметов, для чего подойдут обычные продукты.

Малышу интересно переливать воду, пересыпать крупу, испытывать свойства воды. Отлично развивает моторику лепка из пластилина или теста. Хороший толчок дает рисование мелками, карандашами и красками. Малыша требуется уже в этом возрасте учить делиться. Требуется прививать ему азы вежливости, обучая элементарным фразам в виде «доброе утро», «здравствуйте», «спасибо» и тому подобных.

Занятия для физического развития

Подвижность детей после года требует частой смены игровой деятельности. Для малыша в этот период важно закрепить навыки ходьбы. Для этого можно выстроить маршруты, вышагивать с ребенком по прямой, по изгибам ленточки, используя маленькие и большие шаги.

Дети младшего возраста быстро утомляются, поэтому традиционная гимнастика для них не подходит. Все предлагаемые упражнения должны выполняться в игровой форме. Занятия желательно проводить в одно и то же время ежедневно или через день, делают это утром спустя 30 минут после завтрака. Достаточно для этого возраста использовать 5 упражнений и повторять их не более 5 раз.

Для развития используют следующие упражнения:

  • шаги по «узкой» дорожке, в качестве которой выступает лента или линия;
  • движение по наклонной плоскости с удержанием малыша за руку;
  • ходьба боком;
  • движение в различном темпе;
  • раскачивание корпуса.

Ребенок в этом возрасте с готовностью играет со взрослым и выполняет его просьбы, поэтому такую особенность можно использовать для развития физической подготовки. Достаточно попросить ребенка достать мячик из-под стола или со стула, убрать игрушки или сложить одежду в ящик. Выполнение наклонов, приседаний и иных действий будет укреплять мышечные волокна ребенка.

Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?

Между разнополыми детьми одного возраста имеются определенные различия. Мальчики в значительной части случаев немного ленивее девочек, поэтому они начинают ходить позже. Речь их также отстает в развитии, и словарный запас более скуден.

Чем можно кормить малыша?

Количество приемов пищи ребенком 1 года и 2 месяцев составляет 4-5 раз. Перерыв между ними должен составлять 3-4 часа. Ребенок в этом возрасте обладает достаточным количеством зубов, поэтому в рационе требуется присутствие твердой пищи - хлебобулочные изделия, фрикадельки, фрукты и другие продукты.

В качестве питья ребенку дают молоко, морс и чаи на основе трав. Блюда не требуется протирать и добиваться их мелкой консистенции. В меню на завтрак включают каши, на обед ребенку дают суп и второе блюдо с гарниром. На полдник достаточно дать фрукты, творожок или печенье. Если ребенок проголодался, то ему обеспечивают легкий перекус бананом, яблоком или кисломолочным продуктом.

Родителям в записную книжку (краткий конспект)
Ребенок переступил рубеж первого года своей жизни. Познавательная способность и стремление к новому возникают с молниеносной быстротой. Порой родители удивлены и поражены, что ребенок дает ответы и рассуждает о самых сложных и неожиданных вопросах. Многие суждения не лишены здравого смысла, а порой отличаются точностью и оригинальностью. Цель родителей остается прежней - адаптация малыша к окружающей действительности. Игра остается особым способом освоения мира, который позволяет понять и принять окружающее. Игра делает мир тем местом, где интересно жить, который хочется исследовать и понять.
Для того чтобы процесс исследования и понимания проходил более эффективно, родителям необходимо «вооружиться «волшебными словами» (Гилфорд и Блум), направленными на развитие познания и стимуляцию исследовательской деятельности ребенка. Как пользоваться «волшебными словами»? При разговоре и в игре с ребенком стройте свои предложения, вопросы, используя «волшебные слова». Для малыша выбирайте простые и понятные слова.
«Волшебные слова» для активизации процесса познания: расскажи, опиши, назови, сформулируй, перечисли, установи.
«Волшебные слова» для активизации понимания : объясни, расскажи своими словами, покажи взаимосвязь, суммируй.
«Волшебные слова» для активизации применения навыков и полученных знаний : объясни, для чего это применяют..., воспользуйся, чтобы решить..., продемонстрируй (покажи), как это работает, как это можно применить...
«Волшебные слова» для активизации анализа событий и явлений: сравни, объясни причины, разложи по порядку, объясни, как и почему, разложи на составляющие, разложи на части.
«Волшебные слова» для активизации процесса синтеза: создай, придумай другой вариант, что произойдет, если..., есть ли другой способ...
«Волшебные слова» для активизации оценки ситуации: отбери, выбери, выскажи свое мнение, выбери то, что тебе больше нравится, что ты думаешь о...
Пользуйтесь «волшебными словами», и вы увидите, как ваш малыш будет более активным, преодолевающим препятствия и решающим многие поставленные перед ним задачи. Для наиболее продуктивной деятельности научите ребенка ставить перед собой задачу и собирать необходимую информацию для ее решения, рассматривать задачу с различных точек зрения, доводить начатое дело до логического конца.
Развивающие игры для ребёнка после 1 года:
1) игры, развивающие физические данные ребенка (общую моторику, координацию, силу и ловкость);
2) игры, направленные на развитие мелкой моторики рук;
3) игры, активирующие познавательные и творческие способности;
4) игры, способствующие улучшению артикуляции и речи;
5) игры при неправильном прикусе;
6) игры, Направленные на развитие психологической устойчивости ребенка, эмоционального контакта с окружающими.
Следует отметить, что, кроме указанных основных задач (например, развития моторики рук), в игре будут решаться и другие задачи, о чем дополнительно будет указано в «целях игры».
Существуют «волшебные слова» при изучении классических предметов и при приобретении навыков эмоционального контакта и общения.
Математика: попытайся объединить, разбить на группы предметы, попытайся назвать предметы, которые существуют парами, систематизируй и классифицируй ит. д.
Музыка: попробуй извлечь самые разнообразные звуки из имеющегося музыкального инструмента, попробуй при помощи звука передать свое настроение и т. д.
Чтение и устная речь: дай описание внешнего вида жителя далекой галактики, расскажи о его жизни и привычках и т. д.
Творчество: изготовь один и тот же предмет в различных условиях, с помощью различных материалов и т. д.
Социальная адаптация: назови всех тех, кто помогает нам путешествовать, предохраняет от заболеваний, обеспечивает всем необходимым для жизни. Назови возможные пути использования пустых коробок, бумажных пакетов и т. д.