Домой / Глаза / Дагестанские свадьбы: обычаи и интересные факты. Моя большая дагестанская свадьба

Дагестанские свадьбы: обычаи и интересные факты. Моя большая дагестанская свадьба

Какая свадьба считается одной из самых дорогих? Если не брать во внимание шумные и чаще показательные ответ очевиден: дагестанская свадьба. В Дагестане это мероприятие дешевым не было никогда. Выкуп, данный за невесту (попросту — калым), — капля в море расходов родителей жениха. Да и родители невесты чаще не отстают. Но дело здесь уже не в общих расходах, а в том, что дагестанская свадьба играется дважды. Один раз у жениха, ну а второй — у невесты. Если точнее, то женщины, собираясь отдельно, "гуляли" свадьбу свою, а мужчины (тоже собираясь отдельно) — свою, но в другом месте. А после, в уговоренное время, друзья жениха приезжали на женскую свадьбу, откуда и увозили невесту.

Малолюдная дагестанская свадьба — исключение из правил. Обычно на свадьбах собирается не одна сотня людей. На "средней" свадьбе — около пятисот человек с одной только стороны. В почитаемые обычаи Дагестана входит гостеприимство. Каждый гость должен быть накормлен и напоен. Свадьба на Кавказе всегда отличалась простым и одновременно изысканным столом. И богатым, надо сказать. Что говорить, — столы на Кавказе накрывать умеют.

Но дагестанская свадьба не заключается в обильном угощении для гостей. Вернее, не только в нем. Один из сложнейших и долгих процессов — сбор приданого. Обычно родители начинают готовить его еще с детских лет дочери. А сейчас еще нужно подарить любимой доченьке технику, мебель, ковры, белье. Иначе народ может потом осудить. Жених (родители жениха) готовят жилье, в которое приведет молодую жену, и калым.

Но так было, пока дагестанская свадьба не стала на рыночные рельсы.Традиция пока еще не потеряна полностью, но близка к тому. Сегодня на дагестанской свадьбе и жених, и невеста сидят вместе, рядом, за одним столом. А две свадьбы (забавно, но факт) все еще продолжают играть.

По обычаю, перед свадьбой проводят помолвку, которая якобы должна проверить чувства будущей пары и общность их взглядов. На предсвадебной церемонии пару объявляют официально невестой и женихом. Тогда же назначается и обсуждаются нюансы. Ритуал сватовства совершается сватами. Невесте дарятся подарки, подается заявление в ЗАГС, и предсвадебные хлопоты начинаются.

После ЗАГСа пара едет в мечеть, где проводится еще один обряд, вернее, заключается брак шариатский (это, пожалуй, можно сравнить с православным венчанием). После обряда в мечети держит путь к памятным местам для возложения цветов, а уже после — отправляются в с накрытыми столами для празднования величайшего в жизни обоих события.

Начинается свадьба с почитания отца и матери. Молодые кланяются и благодарят за все, что родители им дали. Низкий поклон у дагестанцев, как и у многих, означает уважение, любовь, почитание и, конечно, сыновий долг.

За щедрыми кавказскими столами с национальными блюдами звучат первые тосты, добрые шутки, а потом начинаются и танцы. В этот же день молодые получают подарки от гостей с указанием даты, когда эти подарки можно открыть. Обычно в подарки вкладывают открытки со множеством пожеланий.

Заканчивается свадьба поздним вечером или ночью, и все провожают пару до самого дома жениха. Вот здесь стоит упомянуть о еще одном красивом и достаточно ярком моменте дагестанской свадьбы: ввод невесты в ее новый дом, дом жениха, или теперь уже — дом мужа: пара осыпается орехами, монетами, конфетами. Обычай символизирует своеобразные пожелания сытой, безбедной и сладкой жизни. На следующий день (или в другой назначенный) празднование продолжается.

С учетом размаха, как вы понимаете, средняя дагестанская свадьба "вылетает в копеечку" с шестью нулями. Конечно, такие дни хочется запомнить навсегда. Да и свадьба бывает обычно лишь раз...

Как и раньше, сегодня дагестанская свадьба проводится с соблюдением всех национальных традиций, ритуалов и обрядов. В любой народности мира имеются сложившиеся веками традиции и обряды. Наиболее яркими, красочными, интересными признаются, конечно же, свадьбы.

Дагестанские обычаи на свадьбе

Свадьба в Дагестане отличается своим «размахом». Огромное количество приглашенных, шум, музыка, веселье, множество самых различных угощений. В Дагестане традиционно отмечают две свадьбы. Первая справляется в доме невесты, а вторую свадьбу отмечают уже в доме жениха. Общее количество гостей на свадебном торжестве, как правило, может достигать полутора тысячи человек.

Подготовка к свадьбе в Дагестане

Важным моментом при проведении этого торжества в Дагестане является соблюдение всех национальных обрядов и ритуалов. Согласно дагестанским обычаям, подготовка ко дню бракосочетания начинается практически сразу после рождения ребенка. Родители уже тогда приступают к сбору приданого и скоплению средств на будущую свадьбу. Именно поэтому, спустя несколько лет, для молодоженов устраивается поистине роскошное торжество.

Предсвадебная помолвка дагестанских новобрачных

У дагестанцев, как и у любого другого народа, процедура объявления молодых женихом и невестой называется помолвкой, или обручением. В дом невесты засылаются сваты, где происходит обряд сватовства, там ее одаривают различными подарками. Тут же родители жениха и невесты назначают день свадьбы, который не должен совпадать с днями рождения молодых или их родителей, мусульманскими праздниками, а также не должен быть во время уразы.

Дагестанская свадьба не проходит без официальной регистрации молодых в ЗАГСе. По завершению обряда помолвки они идут в ЗАГС и подают заявление на свое желание заключить брак. Согласно дагестанским обычаям жених и невеста до свадьбы могут встречаться лишь изредка и ни в коем случае не должны проводить вместе ночи. Далее начинается подготовка к самому торжеству. Это – выбор свадебных нарядов, места проведения самой свадьбы, выбор ресторана и меню, приглашение гостей, украшение зала, различные организационные вопросы и так далее.

Особенности свадебных нарядов в Дагестане

К наряду дагестанской невесты в наши дни жестких требований нет. Главное, чтоб он был дорогим, изящным, нарядным и торжественным. Современные дагестанские девушки готовят к свадьбе два наряда: один – белое подвенечное платье, второй – национальный костюм. В качестве места проведения свадьбы также может быть выбран любой ресторан, банкетный зал или даже дом. Свадебные столы же накрываются согласно всем традициям дагестанской кухни: плов, долма, хинкали, шашлыки, овощи, зелень и многое другое. В обязанности невесты перед свадьбой входит подбор мебели для дома или квартиры, где она будет жить с молодым мужем.

Традиции празднования первого дня свадьбы в Дагестане

Дагестанская свадьба невозможна без громкой музыки, раздающейся с крыши дома. Первый день, по традиции, проходит в доме невесты. Здесь собираются, как правило, одни женщины. Подружки невесты, родственницы, соседки и просто знакомые. В этот день происходит своего рода прощание девушки с родительским домом и своей прежней жизнью. В разгар празднования к невесте приезжает жених и дарит ей множество дорогих подарков: сундук с одеждой и обувью, украшения из золота и другие ценные вещи. Количество подарков зависит от материального положения жениха.

Традиции празднования второго дня свадьбы в Дагестане

Свадьба в Дагестане отмечается в день официального бракосочетания. Обычно она проходит в доме жениха, через неделю после первого свадебного дня. Здесь уже собираются и мужчины и женщины, но за столом они сидят отдельно. Женщины сидят за одним столом, а мужчины за другим. Во время празднования играет преимущественно национальная музыка, но могут быть и современные иностранные композиции. Жених на своей свадьбе имеет право танцевать с другими представительницами прекрасного пола. У невесты такого преимущества нет.

В этот день во второй половине дня отец жениха едет к дому невесты, держа в руках свечи и зеркало, он заходит к ней. Огонь свечи и зеркало надо оберегать и хранить, так как они символизируют принесенное счастье для молодой семьи. Выходя из дома, отец жениха платит выкуп (обычно это символическая плата) близким родственникам невесты.

Далее невесте предстоит приезд в дом своего жениха. Перед дорогой ей накрывают лицо специальной накидкой, и в сопровождении отца жениха и родственников девушка направляется к месту празднования свадьбы. Перед тем, как войти в дом, под ноги невесте проливают кровь только что зарезанного барана. Согласно народному поверью, этот обряд служит мощным оберегом от сглаза. При этом девушка не должна испачкать свой наряд. Потом ее угощают медом, чтобы будущая семейная жизнь была сладкой.

Несмотря на самый разгар свадебного пиршества, невесту отводят в отдельную комнату, где она будет ждать своего возлюбленного и готовиться к своей первой брачной ночи. Встреча молодых должна состояться ровно в полночь. В эту ночь у двери спальни молодых обязательно остаются родственницы жениха, задача которых вынести из спальни и показать всем доказательство невинности невесты. Этот факт сопровождается радостными поздравлениями, возгласами, выстрелами.

Свадьба в Дагестане на этом, конечно, не заканчивается. Празднование может продолжаться еще несколько дней, в зависимости от финансовых возможностей молодых и их родителей. Лишь спустя неделю после второго дня свадьбы в дом к молодым с поздравлениями могут прийти родственники невесты. Любой день дагестанской свадьбы сопровождается преимущественно национальной музыкой, танцами, играми, развлечениями для приглашенных гостей, всеобщим весельем. Считается, чем роскошнее и веселее будет свадьба, тем лучше будут жить молодые.

Традиции и свадебные обычаи разных народов сильно отличаются, у каждого есть свои обряды, которых они придерживаются веками и столетиями. Конечно, со временем некоторые из них могут измениться или совсем пропасть, но главные традиции остаются, по сей день. Дагестанские, как и чеченские свадьбы полны разнообразных обрядов и нюансов, о которых интересно узнать.

Обычай 1: Планирование брака и сватовство

В Дагестане брак дочери планируют сразу после ее рождения. Родители сразу начинают собирать приданое для девочки, и копить сбережения на свадьбу. От этого дагестанская свадьба считается самой многолюдной и шумной, ведь на ней может собраться от 300 до 1500 человек, то есть все село.

Решение о замужестве принимает не девушка, а ее родители по мужской линии, если отца у нее нет, решение принимает ее старший брат или дядя, а если девушка сирота – судья. Если родители детей договорились о браке, отец мальчика давал в залог какую-либо вещь отцу девочки и дети с тех пор считались женихом и невестой. При сватовстве учитываются район, село и национальной семьи. Браки устраивают согласно старшинству, и если старшая сестра еще не вышла замуж, то младшая не может это сделать раньше.

Сватовство проводилось через мужчину, который пользовался уважением и выполнял задание свахи. Прямое обращение о том, что пора выдать дочь замуж считалось неприличным, поэтому предложение происходило с намеками. Если родители девочки согласились, то после такого сватовства жених мог дарить невесте подарки, это могли быть и ткани, и вещи, и обязательным было подарить кольцо. После брака или при отказе от него жениха – подарки принадлежали девушке, если от брака отказались со стороны девушки, они должны были вернуть все подаренные вещи в двойном размере. По договоренности жених мог посещать невесту, они даже могли спать вместе, но до заключения брака

Интересные факты: так как подготовка к свадьбе идет много лет, она поистине поражает изобилием и богатством. При праздновании дагестанской свадьбы принято показать все свое богатство и руководствоваться правилом – чем дороже, тем лучше.

Обычай 2: Свадьба

На помолвке родители жениха и невесты назначают день свадьбы, молодые идут подавать заявление в ЗАГС и начинаются предсвадебные хлопоты. Когда родители жениха не могут позволить себе дорогую свадьбу, то в целях экономии невесту воруют, иначе следует договариваться с родственниками невесты и платить им большой калым.

При совершении брака жених также, должен заплатить кебин-хак или калым. Калым – это имущество, которое получалась невеста, например одеяла, постель, ткани, и верхняя одежда, которую она надевала в день торжества. В некоторых селениях Дагестана, в качестве калыма требовали деньги или домашний скот. Кебин-хак – это денежное обеспечение, которое вносилось в брачное условие. В случае развода со стороны мужа, или его смерти, невесте полагалась выплата, величина которой не могла быть меньше, чем получилась ее мать, выходя замуж за ее отца.

Одним из ярких проявлений культуры Дагестана является наряд невесты. Платье должно было бы максимально закрытым, включая руки. Платье могло было из белого цвета, содержащего красные и черные цвета. Красный цвет символизировал очищение и благополучие, а черный – воздавал милостыню предкам. Главными украшениями невесты были серебряные изделия, которые защищали от сглаза и злых духов.

Сегодня традиции дагестанской свадьбы немного позабыты, поэтому после того, как молодые расписались в ЗАГСе, они направляются в мечеть для заключения шариатского брака. Существовали тайные обряды злоумышления против брака, которые проводились в период бракосочетания, чтобы навредить молодым. Поэтому, как защитные мероприятия против магических злых сил, существовал обряд, например, на трех сваренных вкрутую и очищенных от скорлупы яйцах писали специальную молитву защитного свойства. Первое яйцо должен был съесть жених, за ним следом, второе – невеста, а третье они делили и съедали пополам. Этот обряд должен был предохранить молодых от болезней и обессиливания.

После небольшой прогулки, молодые направляются в ресторан для торжества. Начинается торжество с поклона и благодарности родителям. На праздничном столе было много блюд, например манты, долма, хинкали, плов и зелень. Молодые принимают длинные поздравления, проводят танцы. Торжественный пир переваливает за полночь, но свадьба не оканчивается, а перемещается в дом жениха, который он должен иметь, чтобы жениться.

В каждом селении, выбирался тамада, ведущий свадьбы, который назначался на один год, он развлекал гостей шутками, проводил конкурсы и танцы. У некоторых селений было принято гулять свадьбу от 3 до 7 дней, причем первые три дня жених и невеста проводили дома, где шла подготовка полным ходом, а на четвертый день невесту приводили в дом жениха.

Интересные факты: если невеста готова ехать к дому жениха, посылают гонца, который приезжает с головой быка на стволе ружья. По дороге за невестой, друзья жениха часто устраивали скачки или стрельбу из ружья.

Обычай 3: Вход невесты в дом жениха

По давним обычаям за несколько недель до входа невесты в дом жениха, невеста и женихом каждый день приглашаются своими родственниками, которые угощают их и почетную свиту. Все это сопровождается танцами под бубен, песнями, шуточными стихами. В настоящее время, молодоженов приглашают родственники уже после свадьбы.

Один из моментов ввода невесты в дом жениха, это обсыпание ее орехами, монетами и конфетами. В некоторых селениях по пути в дом жениха на невесту сыпали муку, что значило, что она не будет чувствовать ни в чем нужду в новом доме. Войдя в дом, невесту угощали медом, чтобы жизнь новобрачных была сладкой. Ближе к полудню начиналось торжество, а к вечеру – танцы и невесте вручали подарки.

По приближении ночи, наставница давала невесте советы, как провести брачную ночь. Когда молодожены остаются одни, жених спрашивает у невесты, действительно хочет ли она быть его женой. Если невеста ответила согласием, жених исполняет супружеский долг. На пятый день свадьбы, молодые сообщают, что ночь прошла хорошо, и гуляния продолжаются.

Интересные факты : на сегодняшнее время, в Дагестане проводят два вида свадьбы – обычная, на которой праздник в разгаре, музыка, танцы, веселье, и более сдержанная свадьба глубоко верующих мусульман, на которой запрещен алкоголь и громкая музыка.

Видео

Пока мы тут отстаиваем свое право на свободу и независимость современной женщины (а заодно боимся перестараться в своей борьбе), Анастасия Гостева побывала в числе 800 гостей на дагестанской свадьбе в Махачкале. И поделилась с нами своими впечатлениями.

День первый. Цена вопроса

Два серебристых «мерседеса» несутся по горному серпантину – сигналя проезжающим машинам, подрезая друг друга и притормаживая в опасной близости от края дороги. Один из них выскакивает на встречную полосу и, чтобы избежать столкновения с летящим навстречу «жигуленком», проскакивает между блокпостом и милицейским ограждением. Чудом уцелевшие гаишники не пытаются догнать нарушителя. Свадьба в Дагестане – это святое. Пока все живы, аварцы имеют право на честную джигитовку.

Помимо «мерседесов», свадебный кортеж состоит из «лэнд крузера» и «кайена», который, как и в Москве, поставляется в стандартной комплектации – с блондинкой в салоне. Правда, здесь блондинка сидит за рулем и по лихости вождения мало чем уступает мужчинам.

Рубли в клеточку и в линеечку

Пока счастливые родители Аиды принимают поздравления, у самого входа, тихо и незаметно, происходит едва ли не самое главное действо. За накрытым столом, разложив между тарелок и стаканов школьную тетрадку в линеечку, родственницы невесты собирают деньги, складывая их в большой пластиковый пакет и занося убористым почерком приходные данные – такой-то дарит молодым 600 рублей, да благословит Аллах их на долгие годы и да пошлет им столько же сыновей, сколько было волос в бороде у Пророка. Такая же тетрадка, но в клеточку, появится позже на свадьбе жениха. Дагестанская свадьба – это честный отъем денег у населения. Считается, что минимальная сумма, которую прилично подарить, – 500 рублей. Но большинство гостей дарят 1000, а то и больше. Причем, если гость приглашен на обе свадьбы, и к невесте, и к жениху, он несет наличность и туда, и туда. Если семьи не очень обеспеченные, то деньги, собранные на свадьбе невесты, остаются родителям невесты, а деньги, собранные на свадьбе жениха, остаются родителям жениха. Те, кто живет в достатке, отдают все молодым. Если учесть, что скромная свадьба предполагает не меньше 700–800 гостей, молодым никогда не приходится начинать хозяйство с нуля.

Кроме того, все деньги, которые гости кидают во время танца невесты с женихом и невесты с мужчинами-гостями, тоже остаются молодоженам. В результате обычно набирается еще тысяч 150–200.

– Слушай, Марат, а какая в Дагестане средняя зарплата? – спрашиваю я у дяди жениха, когда мы сбавляем газ, чтобы взглянуть на Буйнакский перевал. В ослепительно голубом небе реют соколы. Ветер пахнет Каспием. Невысокие горы, поросшие заполошными мелкими цветочками, лежат крупными складками, как кожа шарпея. Из этой безмятежности сообщения СМИ о том, что здесь скрываются боевики-ваххабиты и раз в неделю кого-то взрывают, кажутся нелепой пропагандой.

– Ну, простые люди тысяч 5 имеют.

– Значит, родители молодоженов – люди непростые?

– Да нет, что ты, конечно, простые. Отец жениха – таксист. Мама не работает. Отец невесты – инженер, мама – в кафе повар. Так никто же на зарплату не живет, все крутятся. А потом, к свадьбе с рождения детей готовятся.

За три часа до этого в банкетном зале «Венеция» в центре Махачкалы собралось 350 человек. За плотно сдвинутыми столами мужчины и женщины сидят по отдельности, притертые друг к другу, как горошины в стручке. Старухи в национальной одежде и с платками на головах едят хинкал и рассматривают молодежь. Молодежь стреляет глазками по сторонам. Большинство девушек, несмотря на 43 градуса в тени, – в длинном и темном. Со всех сторон доносится: «А ты видела, как он на меня посмотрел? А это чей родственник?» На столах – минеральная вода, фрукты, сочащиеся маслом конвертики долмы и почти домашние по виду и вкусу салаты. Алкоголя не видно, но стоит девочкам попросить шампанского, как его тут же приносят и наливают. И девочки, пригубив пару глоточков, стайкой отправляются танцевать.

Во главе стола в центре зала – молодожены, Омар и Аида. Это – свадьба невесты. Здесь ее родители и родственники, подружки и соседи. Отсюда жених заберет ее на свою свадьбу – в Буйнакск, к своим гостям и своей семье. А пока оркестр играет лезгинку и тамада заходится в красноречии, объявляя следующий номер – танец восточной красавицы Лейлы, – и в проходе между столами появляется девчушка лет 10, лихо двигающая бедрами и позвякивающая монистами.

Но вот жених и невеста встают из-за стола – пора ехать на вторую свадьбу. И вскоре кортеж несется, оглушительно сигналя, по улицам Махачкалы – мимо билбордов, на которых группа «Бутырка» представляет «лучшие хиты за 10 лет», мимо кур-гриль «Феникс», ресторана «Маг Дональд» и магазина исламской одежды «Арафат», мимо хрущевских пятиэтажек, выложенных плиткой в арабском стиле, и пасущихся у обочин коров – восток есть восток.

И когда спустя час мы оказываемся в очередном банкетном зале со сдвинутыми столами, хинкалом, газировкой «Буратино», но теперь уже и дорогим алкоголем, все повторяется – тосты, лезгинка и летящие вверх деньги.

Аида выходит в центр круга в платье цвета кофе с молоком, с рукавами-буфами. Белое от пудры лицо почти неподвижно, рыжие локоны падают на голые – в последний раз – плечи. Ни на кого не глядя, она движется между мужчинами, которые выскакивают перед ней в танце. Под ноги падают смятые сторублевки, и дети кидаются за ними, словно за мячами на Уимблдоне.

День второй. Мужчины и женщины

Изначально Аида не собиралась выходить за Омара. Познакомились они год назад – соседка Аиды выходила замуж за друга Омара. А потом он стал за ней ухаживать, и она поняла: «Он – мой человек. Это было мое решение». В Дагестане, где еще существуют браки по сговору родителей, это важно.

Правду она говорит или соблюдает традицию – не понять. Местных девочек воспитывают с идеей, что мужчины должны их добиться. «Если парень захочет, он придумает, как меня найти», – объясняет мне подружка Аиды. Подобная уверенность может существовать только в городе, где все друг другу – братья, кунаки и соседи.

– Ты мужа должна бояться? – спрашиваю я Аиду.

– Бояться? – она растеряна. – Нет, уважать должна. Семья дает чувство уверенности. Нас с детства учат, что в браке нужны терпение и смирение. Каждая девочка знает: она вырастет, выйдет замуж и будет заботиться о муже.

Еще меня уверяют, что каждая девочка знает, что муж будет единственным мужчиной в ее жизни – местные женщины держатся за свою невинность так же твердо, как мужчины – за свою нефть. Что логично: и то и другое – приватизация недр, неопровержимый аргумент в будущем сватовстве.

Папа, подари!

Вопрос приданого и калыма обсуждается во время сватовства. Родители жениха должны предоставить молодым жилье – отдельную квартиру или свои комнаты в доме. Они же покупают невесте украшения и целый чемодан одежды. «Мне подарили норковую шубу Black Lama – до колен, с капюшоном, очень красивую, а еще золото – цепочку, браслеты, кольцо и серьги с бриллиантами, сапоги, туфли и сумки, белье, вообще всю одежду – зимнюю и летнюю, – перечисляет Аида. – Одели от и до, поэтому я даже не взяла ничего из дома родителей. Со временем я, конечно, поеду туда, что-то заберу, что-то раздам, но пока мне ничего не нужно».

Родители невесты покупают мебель – кухню, спальню, гостиную – и все, что потребуется в хозяйстве: от постельного белья до ершика для унитаза. Откладывать деньги начинают с рождения детей. Мамы маленьких мальчиков гордо рассказывают, что уже приготовили все золото для будущих жен.

Свадьбу было принято играть после уборки урожая, осенью. В давние времена согласия девушки на брак не требовалось, решение за нее принимал старший тухума, а при его отсутствии – родители. Случалось и такое, что судьбу детей решали в раннем детстве, когда отцы обеих сторон, чаще всего друзья, заключали соглашение. Сторона жениха передавала отцу девушки ценную вещь, после чего дети считались помолвленными.

На обручение жених дарил девушке подарки, которые при супружестве или в случае развода по вине парня оставались невесте. Если же свадьба расторгалась по вине девушки, то подарки возвращались в двойном размере.

Раньше также практиковалась свадьба с . К этому методу жених прибегал тогда, когда не мог добиться согласия родителей невесты на брак. Чаще всего кража осуществлялась по обоюдному решению.

Непосредственно перед свадьбой между молодыми заключали мусульманский брак магьар или никях. Будущий муж должен был заплатить по Шариату в пользу невесты калым или кебин.

Сумма кебина была разной в зависимости от экономического состояния семьи. У средних равнинных жителей он составлял порядка 120 руб., у зажиточных доходил до 300 руб. Самый скромный известный кебин наблюдался у горских жителей – 5-15 руб. В качестве кебина можно было отдать не только деньги, но и рогатый скот, а также ценную материальную вещь. Брак заключал сельский мулла, который за свою услугу получал от жениха денежное вознаграждение в размере 1 руб., от невесты же – угощение.

Как только состоялось обручение, родители невесты готовили приданное, в которое входила медная посуда, постельные принадлежности, домашняя утварь, ковры и мн. др. В начале XX века самой богатой невестой считалась та, которая приносила больше всего медной посуды. У некоторых народов, к примеру, андиийцев, было обязательно принято помимо основного приданного давать курдюки, из-за их отсутствия торжество могло не состояться.

На свадьбу жениха приглашались родственники, а в небольшом горном ауле и все жители. Каждый по возможности приходил на свадьбу с подарком.

Ах эта свадьба…

В давние времена жених на время торжества переселялся в соседний дом, девушка также не жила в отцовском доме. В отличие от свадьбы жениха, мероприятие невесты проходило более скромно, в кругу близких людей. У некоторых горских и равнинных народов было принято, чтобы на торжестве не присутствовали даже братья девушки, а в каких-то и отец. Андийцы и чеченцы по сей день строго придерживаются данного обычая.

Самым главным и торжественным моментом был переход невесты из родного дома в дом жениха. Жених за будущей супругой никогда не ездил. У годоберинцев сторону жениха долго не впускали в дом, расспрашивая о цели визита и требуя подарки, как от нарушителей покоя.

Перед выходом из родного жилья невесту принаряжали в красивую одежду, что подарил ей жених и обязательно покрывали платком голову. Во время свадебной церемонии невесту в дом жениха сопровождали ее подруги и родственницы. При этом шествие аккомпанировало хоровое пение и музыка. У некоторых народов существовали даже различные песни: свадебные, дорожные и др.

У народов равнинной и предгорной зон девушка перевозились на арбе, а у горцев – на лошадях. В дороге у разных национальностей соблюдались свои определенные обряды. К примеру, в селении Буркихан, девушка, которую перевозили в дом будущего супруга, рыдала во всеуслышание. В ауле Мюрега девушку с крыш осыпали мукой, чтобы она не чувствовала нужды в доме мужа. Частенько случалось, что молодым преграждали дорогу, требуя подарки.

По приезду к жениху друзья устраивали стрельбу в воздух. Всех прибывших угощали медом. Этот обряд продолжает существовать и в наше время, символизируя долгую и счастливую жизнь молодоженов. Чаще всего его проводит мама супруга или близкая постарелая женщина.

Также у лезгин на входе в дом перед невестой клали тарелку, которую ей необходимо было разбить ногой с первого раза. Данный обряд говорил о ее плодовитости и возможности стать матерью. После невесту заводили в комнату и давали ей в руки маленького мальчика, желая скорейшего пополнения. До конца вечера невесте приходилось стоять в углу.

Новоиспеченный муж на свадьбе не присутствовал. Чаще всего он находился с друзьями и возвращался домой лишь к полуночи.

У некоторых народов свадьбу играли три дня, у других пять дней, но были и те, что играли восемь дней, например, у гидатлинцев, поочередно у близких родственников. Основными свадебными инструментами на мероприятии были зурна, барабан, чунгур и гармошка (у кумыков), предпочтение в танцах отдавали лезгинке.

Послесвадебные обычаи

Утром второго или третьего дня свадьба завершалась осматриванием лица невесты. В этот день с нее снимали вуаль, а женщины приходили поздравить с бракосочетанием и отведать сладости из сундука невесты.

Обе стороны дарили друг другу подарки. Особенно щедро и по сей день принято одаривать невесту-кубачинку. Часто все пальцы обеих ее рук унизывают подаренными украшениями.

По прошествии свадьбы новоиспеченная семья приглашалась в дом родителей и родственников, где они одаривались участком земли, скотом, фруктовыми деревьями и ценными подарками.

Друзья жениха также наносили визиты к молодой семье, появляясь внезапно среди ночи, и, требуя от жены приготовления национального блюда – . Все это проходило в форме развлечения и сопровождалось шутками.

Последней частью торжественной церемонии являлось шествие молодой жены за водой на родник в окружении близких родственниц.