Домой / Глаза / Классный час (3 класс) на тему: Правила поведения за столом. Пользуемся столовыми принадлежностями

Классный час (3 класс) на тему: Правила поведения за столом. Пользуемся столовыми принадлежностями

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров — приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике , нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.
Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа
(2-3 года)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа
(3-4 года)
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа
(4-5 лет)
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа
(5-6 лет)
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа
6-7 лет)
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе — это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Научить ребенка, как правильно вести себя за столом, – непростая задача. Однако знания столового этикета сделают вашего малыша не только желанным гостем на любом мероприятии, но и помогут на пути к взрослению. Понимание правил поведения за столом для детей позволит ребенку развить важные социальные навыки.

Если вы не уверены, как научить ребенка не шалить во время еды, или боитесь, что сами подзабыли некоторые правила этикета за столом, то наш список советов на эту тему – для вас! Здесь собраны все необходимые советы, как правильно сидеть за столом.

Столовый этикет для детей

Ребенок учится, повторяя за другими людьми. Папа, мама, старшие братья и сестры - все члены семьи могут показать малышу, как вести себя за столом.

Правила этикета за столом для детей

Многие правила поведения за столом для детей существуют для того, чтобы ребенок в гостях был вежливым и проявлял благодарность за вкусную еду. Объясните вашему ребенку важность следующих качеств:

  • Забота: перед началом приема пищи попросите ребенка помочь накрыть на стол. Когда все закончат есть, объясните ему, что нужно убрать тарелки.
  • Терпение: убедитесь, что все члены семьи ждут друг друга, прежде чем сесть за стол. Кроме того, следует дождаться, чтобы у каждого была тарелка с едой, прежде чем начинать есть.
  • Умение вести беседу: напомните ребенку, что надо вежливо разговаривать со всеми сидящими за столом и не перебивать своих собеседников.
  • Вежливость: как только ребенок попытается выйти из-за стола, намекните ему, что надо сначала спросить разрешение. Объясните малышу, что нужно поблагодарить того, кто приготовил еду, даже если подавалось не самое любимое блюдо. Хорошо продемонстрировать это на собственном примере: даже если кулинарные эксперименты вашего супруга или супруги не слишком удались, поблагодарите его перед ребенком за старания.

Несомненно, вы учили вашего ребенка говорить "спасибо" и "пожалуйста" с самого рождения. Тем не менее он может легко забыть сказать “волшебные слова”, когда волнуется или очень хочет есть. Если малыш забывает о правилах этикета за столом, помогите ему понять, насколько важно говорить "спасибо" и "пожалуйста". Эти слова, как по мановению волшебной палочки, превращают любое требование в просьбу, которую люди более охотно соглашаются выполнить.

Убедитесь, что у ребенка всегда при себе есть упаковка бумажных платочков на случай, если ему нужно высморкать нос. Они особенно пригодятся, если малыш в гостях у родственников или друзей. Бумажные платочки Zewa Deluxe идеально подходят для детей, так как они мягкие, прочные и дерматологически протестированы*

Правила использования столовых приборов

Со временем у ребенка развивается моторика, и он начинает осваивать искусство использования столовых приборов. Ознакомьте его со всеми элементами сервировки стола, пока он совсем кроха, с помощью приборов из цветного картона. Вырежьте фигурки вилок, ножей, ложек и тарелок. Для этого прекрасно подойдет пустая коробочка из-под бумажных салфеток. Разыграйте сцену из “ресторана” вместе с ребенком: попросите его быть официантом или официанткой и правильно расставить картонные приборы на столе.

Как вести себя за столом во время еды

Правила поведения за столом для детей очень важны, но, когда ребенок совсем маленький, иногда ему даже бывает полезно чувствовать себя свободным, когда он кушает, и не бояться создать беспорядок. Пока малыш растет, важно давать ему возможность наслаждаться приемом пищи, чтобы он ассоциировал его с приятным занятием. Поэтому разрешите ребенку поиграть с едой какое-то время. Позже, когда он подрастет, вы сможете постепенно обучить его ключевым правилам столового этикета для детей:

  • Мытье рук до и после еды: убедитесь, что ребенок знает, как правильно мыть руки: до и после еды.
  • Аккуратность и спокойствие во время еды: подскажите малышу, что надо брать меньше еды вилкой, чтобы есть с закрытым ртом было проще. Расскажите ему известную поговорку “когда я ем, я глух и нем”, чтобы он не разговаривал во время еды.
  • Чистота рук, рукавов и колен: поставьте коробочку с салфетками на стол, чтобы ребенок мог легко взять салфетку одной рукой и вытереть свои руки и рот. Он также может постелить одну бумажную салфетку себе на колени, чтобы не запачкать юбку или штанишки. Напомните малышу, что если ему нужна тарелка, то об этом следует попросить сидящего рядом, а не тянуться за ней через весь стол. Так легко запачкать рукава!

Бумажные полотенца также могут пригодиться, чтобы протереть беспорядок на столе. Попробуйте бумажные полотенца Zewa Premium - они прочные и отлично впитывают.

Как правильно сидеть за столом

Когда ребенок становится старше, он ест спокойнее, не соскакивая со стула и не ставя локти на стол. Однако добиться этого не так просто.

Если ваш ребенок постоянно встает, садится на коленки или сползает на край стула во время еды, скорее всего, ему просто некомфортно. Если его ножки пока не достают до пола, положите ему под стул подставку для ног и подушку под спину, чтобы ему было удобнее сидеть.

При обучении ребенка, как правильно сидеть за столом, лучше каждый раз объяснять ему по одному правилу. Таким образом, малышу будет легче его понять, и он будет получать удовольствие, находясь за столом и смело осваивая новые навыки. Правила поведения за столом для детей постепенно войдут в привычку, поэтому важно проводить тренировки постоянно, быть терпеливыми и оказывать ребенку нужную помощь и поддержку.

* Сертификат выдан Derma Tronnier GmbH&Co.KG (Дерма Тронниер Гмбх и Ко.КГ), Германия, 2018 г.

Ирина Анфилова
Конспект занятия по формированию у детей столового этикета «О главных правилах поведения за столом»

Цель – формирование культуры поведения за столом .

Задачи :

1. предметные

познакомить с главными правилами столового этикета , учить их практическому применению;

развивать этические знания учащихся (вежливость – важное составляющее качество воспитанного человека) ;

метапредметные

развивать основы мыслительной деятельности : памяти, внимания, воображения;

осваивать диалог во взаимодействии с людьми (выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями) ;

личностные

развивать речь, расширять словарный запас учащихся;

развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать уважение, внимание друг к другу, старшим;

воспитывать потребность в доброжелательном общении;

способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;

формировать у детей умение вежливо и культурно вести себя за столом .

познавательные

учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ;

регулятивные

учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога ;

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

применять установленные правила ;

учиться оценивать результаты своей работы;

коммуникативные

слушать и понимать собеседника;

строить понятные для партнера высказывания;

личностные

развивать стремление оценивать себя, свои достижения;

формировать идентичность личности (внутренней позиции учащегося – принятие и освоение новой социальной роли воспитанного человека).

Форма организации работы : групповая.

Оборудование :

фотографии о культуре еды;

иллюстрация к сказке (юноша Этикет ) ;

посуда (мелкая и глубокая тарелки, ложка, вилка, нож, стакан; 20 вилок, ножей, ложек для тренинга);

столы , расставленные полукругом;

стол , накрытый скатертью;

Образовательные технологии, использованные на занятии :

игровая технология;

технология личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская) ;

технология педагогики сотрудничества;

здоровьесберегающая технология.

Методы, приёмы деятельности :

физкультминутка;

обращение к сказке, сюжетно-игровая основа занятия ;

рефлексия и осмысление в конце занятия ;

самопроверка выполнения задания;

игры-тренинги «Как » , «Как правильно сидеть за обеденным столом »;

поощрение;

демонстрация наглядных материалов (фотографий о культуре еды, иллюстрации к сказке (юноша Этикет ) ;

пример для подражания (герой сказки; демонстрация педагогом, как правильно держать столовые приборы ).

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог. Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех.

Вы настроились на хорошую работу.

В конце занятия подведем итоги вашей работы. Вы расскажете, чему научились.

II. Сообщение темы и цели занятия

Педагог. Мы с вами бываем в гостях, в обществе, приглашаем к себе на торжество, путешествуем, ходим в детский сад, школу. И везде не обойтись без питания, без еды. Чтобы не краснеть, а чувствовать себя свободно, выглядеть привлекательно, нужно правильно пользоваться столовыми приборами , обращаться с блюдами, красиво сидеть и вежливо вести себя за столом , т. е. соблюдать столовый этикет .

Что такое этикет ? А что такое столовый этикет ? Чему мы будем учиться?

Дети отвечают.

Педагог. А поможет нам овладеть правилами поведения за столом сказка , а затем игры-тренинги. Вам нужно продемонстрировать свои знания и умения.

III. Основная часть

Педагог. Слушайте внимательно сказку, чтобы ответить на все вопросы.

Жил на свете молодой человек по имени Этикет (показать на рисунок) . Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других.

Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошёл он к доброму волшебнику : «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей».

Тебе надо отправиться в такую страну , где ещё никто не слышал твоего имени. И с первых шагов проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали : «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запомнили, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удобно для других. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать : «Кто так красиво делает?» , «Кто так привлекательно выглядит?» И услышав в ответ : «Этикет » - запомнят твое имя и тебя.

Но я ведь не всё умею.

А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай. Давай попробуем.

Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол , покрытый красивой скатертью, и стул.

Садись, - пригласил волшебник.

Юноша подошел к столу , сел на красивый стул и, чтобы было удобнее, облокотился на стол . И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос …

Педагог. Что услышал юноша?

Дети отвечают.

Педагог. «Можно только положить руки на край стола , но локти надо прижать к себе».

Почему нужно помнить про локти? А как ещё следует сидеть за столом ?

Дети. Следить за своей осанкой.

Педагог. Почему так сидеть красиво и правильно ? Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения .

Юноша попробовал, но у него не получалось.

Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно . И когда ты усвоишь, тебе можно будет двигаться дальше.

И перед юношей на поляне появилось чудесное зеркало, которое заговорило : «Смотри на меня внимательно и запоминай» .

Перед юношей появилась девушка, которая легкой походкой прошла к столу , села прямо, естественно, расправив плечи , и легко положила руки на край стола , держа при этом локти, прижатыми к себе.

Это действительно красиво, - воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу .

А вы правильно сидите за обеденным столом ?

Дети показывают умение сидеть за обеденным столом . (Игра-тренинг «Как правильно сидеть за столом » ).

Педагог. Правильно . Молодцы.

Волшебник пожелал юноше доброго пути и хороших, добрых поступков. С этими словами напутствия Этикет отправился в путь .

А у нас физкультминутка.

Физкультминутка

Поднимаем руки все – это раз.

Повернулась голова – это два .

Руки вниз, вперед смотри – это три.

Руки в стороны пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город.

Здравствуйте, люди добрые, - сказал юноша. – Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?

Добрый день, юноша, - отвечали ему жители. – Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.

Представился Этикет , подошел к столу и сел так , как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.

Красиво и хорошо ты сидишь. Скажи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы тебе положить.

Поможем юноше Этикету . Какие блюда вы заказали бы? Какие столовые приборы вам понадобятся?

Дети называют блюда и говорят, какие столовые приборы нужны .

Педагог. В какой руке всегда нож и ложка? Как правильно держать вилку ? Возьмите в руку. Как правильно держать вилку и нож ? Возьмите их. Возьмите ложку.

(Садится за стол , демонстрирует, как правильно пользоваться вилкой , ножом и вилкой. Учит (помогает) правильно держать приборы ).

(Игра-тренинг «Как правильно держать столовые приборы » . Педагог демонстрирует фотографии, как есть компот, как пользоваться столовыми приборами .)

IV. Подведение итогов, рефлексия

Педагог. Чему мы сегодня научились?

Воспитанный человек умеет вежливо и красиво вести себя за столом .

Вы усвоили простые правила поведения за столом , о которых мы сегодня узнали? Сядьте, как юноша Этикет за обеденным столом . Что показалось трудным? А кто не забывал про правила вежливости на занятии ?

Сегодня активно работали… Молодцы.

Домашнее задание : чаще пользоваться вилкой.

Правила этикета за столом для девочек

Еще один тест на проверку культурности человека — его поведение за столом, умение красиво принимать пищу. Как у тебя с этим? Если юная леди чавкает и вытирается о скатерть после сытного ужина, она, скорее всего, попала к нам из далеких прошлых веков. Раньше это было нормой. А что можно делать и что недопустимо за столом в 21 веке?

Вот некоторые правила, которые тебе помогут разобраться.

Сразу же обрати внимание на свою осанку за столом. Спина должна быть ровная, голова приподнята, не подгибай колени под себя. Можно слегка опереться на спинку стула, но не развалиться на нем. Возьми себе за правило сидеть красиво, будто ты на званом ужине у английской королевы .

Не наваливайся локтями на стол, не подпирай голову рукой. Если блюда еще не подавали, лучше всего держать руки на коленях. А во время еды принято опираться о стол только запястьями рук. У прекрасной половины есть привилегия: ненадолго можно опереться на локоть.

Салфетку нужно развернуть и положить на колени. Она вообще-то предназначена для того, чтобы ею вытираться, а не мять, рвать, сворачивать в трубочки или шарики. Кстати, по тому, как человек комкает салфетку, можно узнать его характер.

Не нужно также теребить края скатерти (как бы ты ни волновалась), собственные волосы, одежду, крутить приборы в руках, вытягивать ноги под столом и здороваться пятками с соседями напротив.

Если тебе понадобилось выйти из-за стола, нужно попросить извинения и тихо удалиться.

Припудрить носик лучше в ванной, чем за столом в присутствии всех гостей.

Если у тебя случайно упал столовый прибор, не пытайся залезть под стол и найти его. Попроси, чтобы тебе подали другой.

Как быть, если ты не знаешь, каким прибором воспользоваться, чтобы отведать какое-то неизвестное тебе блюдо? Посмотри, как его едят другие. Или прямо спроси у хозяйки, что это, из чего приготовлено и как его едят. В этом нет ничего неприличного.

Как быть, если блюдо тебе не нравится? А хозяйка так и норовит положить добавку? Можно прямо сказать: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» Или не стоит рисковать? Лучше поблагодарить и деликатно отказаться.

Сколько можно положить еды в свою тарелку из общего блюда? На себя и на того парня ? Нужно быть скромнее в своих гурманских желаниях и помнить о других, даже если блюдо тебе очень нравится.

Если блюдо находится от тебя далеко, попроси подать общую тарелку или поухаживать за тобой. А если рядом сидит настоящий джентльмен, то и просить не придется, сам предложит.

Если еда или питье слишком горячее, не надо на него дуть. Просто стоит немного подождать, пока остынет.

Не принято сразу изо рта выкладывать на тарелку косточки от фруктов, мясные и рыбные кости. Сначала их кладут на ложку или вилку, а уж потом на тарелку.

Не ешь с ножа. Не потому что ты в приметы веришь: муж будет лысый, злой станешь и прочие выдумки. Просто потому, что это опасно, да и некрасиво.

Если тебе нужно передать нож соседу, подавай его ручкой от себя в целях безопасности.

Не кроши хлеб или булку в первые блюда. Не вытирай остатки соуса хлебом. Не вылизывай тарелки, каким бы вкусным ни было блюдо. Лучше уж попроси добавки.

Верхом неприличия считается стучать ложкой, размешивая сахар в чае. Также нужно вынимать ложку из чашки во время питья.

После еды вилку и нож кладут на тарелку параллельно, ручками вправо. Если ты будешь ими еще пользоваться, их можно положить на столе.

Внутренний этикет

Старайся садиться за стол в хорошем настроении. Ученые доказали, что в спокойном состоянии полезные вещества усваиваются гораздо лучше. Поэтому лучше не смотреть телевизор во время еды (особенно новости), не сидеть перед монитором компа, не читать и не болтать по телефону.

Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании детей, а уж обучение своего малыша правилам поведения за столом считают делом десятым. Вот и сводится оно в некоторых семьях к совершенно непедагогичным окрикам: «не чавкай, закрой рот и жуй, сядь прямо, не качайся на стуле, не хватай со стола до обеда…» . На этом считают свою миссию оконченной. А бабушка точно знает, что через несколько лет за такого недоросля родителям придется краснеть. Или еще одна ситуация, малыш уже полчаса ковыряется в супе, выбирает оттуда то, что ему больше по вкусу, в итоге отталкивает тарелку, проливая содержимое на пол, на стол и на себя… Знакомая ситуация? Простительно, если ребенку всего год. А если уже четыре или пять? Где граница между детской неловкостью и отсутствием хороших манер? И когда надо начинать знакомить ребенка с основами этикета? Давайте разберемся какими должны быть правила поведения детей за столом.

У каждого в памяти найдется несколько неприятных моментов, когда соседский подросток или приглашенный на детский праздник малыш своим поведением просто срывали обед. Они громко разговаривали, тянулись через весь стол за лучшим куском торта, чавкали, а то и давились, не прожевывая пищу. Список неприемлемых поступков безграничен.

Давайте убережем себя от подобного поведения сына или дочери в будущем. Попробуем систематизировать обучение наших крох хорошим манерам, чтобы это было не обременительно ни им, ни нам. Лучший возраст, чтобы начать обучение — 1,5 — 2 года. Естественно, в этом возрасте ребенок не сможет уяснить все правила взрослого этикета. Да это и не нужно.

Когда учить? Всему свое время

Правила поведения за столом для малышей немного отличаются от взрослого этикета, т.к. многие гиперактивные дети во время приёма пищи становятся маленькими проказниками. Большинство детей усваивают хорошие манеры до 5-ти лет. Но начинать обучение ребёнка нужно уже в 1,5 — 2 года. Конечно, могут быть исключения из правил, но знайте, чем позже вы начнёте обучение, тем сложнее малышу будут даваться ваши уроки.

Читаем статью о том, как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно –

от 1,5 до 5

  • В этом возрасте ребенок активно осваивает навыки окружающего мира. Он впитывает в себя все, что видит, старается подражать взрослым. Самое время в игровой форме освоить азы этикета;
  • Это обязательное мытье рук перед едой. Мама сама не должна забывать мыть руки перед кормлением ребенка. Перед каждым приемом пищи она должна вместе с малышом пойти в ванную и помыть руки и себе, и ему. Со временем он будет делать это автоматически;
  • Кормление ребенка должно обязательно происходить за обеденным столом, а не в детской и не перед телевизором. Это поможет в будущем вашему ребенку серьезно относиться к еде, уважать труд тех, кто готовит пищу. Посадите малыша на высокий стульчик, чтобы он не выглядывал из-под стола, а чувствовал себя равноправным членом семьи;
  • Постелите малышу на колени полотняную салфетку. Одежда останется чистой, даже если ребенок прольет суп или чай. Во взрослой жизни наличие в ресторане салфетки не введет вашего ребенка в ступор;
  • Не позволяйте ребенку играть с пищей, крошить хлеб, размазывать кашу по столу. Такое поведение не позволительно даже в 2 года. Постарайтесь терпеливо объяснить малышу, что так вести себя некрасиво, что маме стыдно за него. Мама и папа никогда себя так не ведут. Конечно, кроха послушает вас не с первого раза;
  • Только одно правило: никогда не кричите на него. Будьте терпеливы и последовательны в своих требованиях. Нельзя сегодня запрещать что-то, а завтра не заметить сотворенного ребенком;
  • К пяти годам дети уже должны уметь обращаться с вилкой и ножом, пока детскими. Они не должны путать, что нож нужно держать в правой, а вилку в левой руке. К этому возрасту нужно научить дитя, какие продукты едят с помощью приборов, а какие берут руками.

от 5 до 10

Самый плодотворный возраст для воспитания, но и самый сложный. В этот период ребенок не так безоговорочно доверяет словам родителей. Он уже самостоятельно старается разобраться в жизни и в поступках окружающих его людей.

Мама и папа не должны допустить никакого послабления для себя в ритуале приема пищи. Если вы приучаете ребенка не пить соков из пакета, а обязательно наливать их в стакан, недопустимо будет самим нарушить это правило. Или просто однажды забыть помыть руки перед обедом. Или не поблагодарить хозяйку за обед. Ребенок это заметит, и ваши слова для него уже не будет истиной.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В 5 — 6 лет малыш должен усвоить, как нужно вести себя за столом и уже не нарушать принятых норм. Каждое нарушение нужно проговаривать с ребенком на семейном совете. Это поможет ему понять серьезность требований взрослых. Но ни в коем случае нельзя проводить «разбор полетов» в присутствии чужих людей, в уничижительной форме или с помощью криков и ругани.

  • Малыш уже знает, что сидеть за обеденным столом нужно прямо, не раскачиваясь на стуле. Неприемлемо расставлять локти и толкать ими соседей по столу. Если трудно добиться соблюдения этого правила словами, очень помогает прием с книгами. Во время обеда подсуньте подмышку ребенку по книге и попросите удерживать их до конца трапезы. Несколько таких упражнений, и проблем с локтями не будет;
  • Ребенок не позволяет себе громко чавкать, говорить с полным ртом. Это внушалось ему постоянно. Знает он и о том, что в рот нужно класть небольшие кусочки пищи и тщательно пережевывать их;
  • Малыш сдерживает отрыжку и кашель. Если это невозможно, обязательно отворачивается от стола и прикрывает рот бумажной салфеткой;
  • Совершенно естественно будет для ребенка до 10 лет знать, что нельзя считать себя центром общества и различными громкими требованиями привлекать к своей персоне всеобщее внимание. Если малышу нужно отойти от стола, он должен попросить разрешения у кого-то из родителей тихим голосом, спокойно. Совсем необязательно знать всем, что он хочет в туалет;
  • Нельзя тянуться к тарелке на другом конце стола через все блюда. Ребенок знает, что нужно попросить положить ему на тарелку желаемый кусочек. Нельзя рыться в общем блюде в поисках лучшего кусочка;
  • Садиться за стол можно только после взрослых, а вставать, — после того, как все поели. Если сидеть и слушать разговоры взрослых не хочется, ребенок просто просит разрешения уйти;
  • Благодарность за обед обязательно должна проявиться в виде волшебного слова «спасибо».

от 10 и старше

Вы хорошо потрудились, научили своего отпрыска отличным манерам и правилам этикета. Однако, расслабляться пока рано. Он знает то, что должен знать и соблюдать каждый интеллигентный человек. Но правила хорошего тона и поведения за столом этим не ограничиваются. Впереди — изучение особых столовых приборов, не используемых ежедневно. Хорошо бы познакомить свое дитя с тем, как нужно есть различные экзотические блюда. Не лишними будут общие знания о пищевых традициях народов мира.

(Картинка кликабельная, можно скопировать и распечатать)

  1. Не говорите с ребенком в назидательном тоне. Для лучшего усвоения правил этикета подойдет игровая форма обучения. Можно придумать званый обед для кукол и мишек, сервировав стол игрушечной посудой по всем взрослым нормам. Ответственным за этот обед, конечно же, будет ваше дитя. А вы только вовремя подскажете и посоветуете.
  2. Будьте последовательны и терпеливы в обучении. Не позволяйте себе срываться на ребенке, даже если он совершил что-то непозволительное. Не забывайте хвалить и поддерживать малыша за успехи.
  3. Привлекайте ребенка к подготовке обеда. Доверьте ему расставить тарелки, отнести на стол хлеб. Совместная работа сблизит и заставит малыша уважительнее относиться к еде и тому, кто готовит обед.
  4. Призовите себе в помощь мультфильмы и сказки, в которых говорится о правилах этикета. Обсуждайте с ребенком только что увиденную сцену из фильма по теме. Не пропускайте примеры из жизни. Правила поведения за столом должны живо вплетаться в действительность, это не застывшая догма.
  5. Собственный пример — лучший урок. Дети всегда подражают взрослым. Воспользуемся этим для обучения. Конечно, нелегко всегда держать себя в руках и не позволить схватить на лету кусочек вкусненького, но помните о ребенке.

Зачем ребенка нужно учить этикету

Ваши усилия не пропадут даром. Взрослая жизнь очень скоро станет жизнью вашего малыша. Совместный обед с потенциальным работодателем, посещение ресторана с понравившейся девушкой, деловой ужин с партнерами, корпоративная вечеринка… Часто самые серьезные разговоры ведутся именно за обеденным столом.читаем статью с комментариями и экспериментами

Видео минутка: этикет за столом

Психологи утверждают, что учить ребенка правилам этикета за столом надо с раннего детства: от года до двух:

Как правильно сидеть за столом

Уроки хороших манер. Как правильно вести себя за столом? Как сидеть, что можно и чего не следует делать за столом? Вы узнаете на уроках хороших манер:

Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!